в каком возрасте можно поступить в музыкальную школу
Ответы на часто задаваемые вопросы
Запись на консультацию осуществляется по ссылке или по телефону: +7 (963) 654-44-69
Есть ли в ЦМШ вокальное отделение?
Нет, в ЦМШ ведется обучение только на таких инструментах, как фортепиано, оркестровые струнные (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), оркестровые духовые (флейта, кларнет, гобой, фагот, труба, валторна, тромбон, туба) и ударные инструменты.
Можно ли перевестись в ЦМШ из другой школы?
Перевестись из другой школы нельзя, но можно пройти вступительные испытания в установленном порядке. Подробная информация в разделе «Образование» на сайте ЦМШ, подразделы «Начальное образование» и «Среднее профессиональное образование», во вкладках «Абитуриентам».
С какого возраста можно посещать занятия и сколько это стоит?
На дошкольное отделение принимаются дети с 4-5 лет после успешного прохождения конкурсного вступительного прослушивания. Обучение платное – стоимость указана в Приложении №1 к Приказу ЦМШ от «25» июня 2019 г. № 101-од.
На программу начального общего образования дети принимаются в 1 класс или при наличии вакантных мест во 2-4 классы. Подробнее в подразделе «Начальное образование».
На программу среднего профессионального образования принимаются дети в 5 класс или в при наличии вакантных мест в 6-10 классы. Подробнее в подразделе «Среднее профессиональное образование». Предусмотрены бюджетные и платные места.
Есть ли в ЦМШ обучение для взрослых?
Обучение по основным образовательным программам и на подготовительном отделении осуществляется только для детей до 18 лет.
Как поступить в ЦМШ иностранцам?
На первичную консультацию можно приехать по предварительной договоренности по туристической визе в течение учебного года или на ежегодные мастер-классы ЦМШ — Международные Летние и Зимние школы.
Далее следует очное вступительное прослушивание, при условии успешного завершения которого абитуриенту будет рекомендовано поступить на подготовительное отделение с определенной индивидуальной программой.
Приехать на прослушивание можно в течение всего учебного года, но в связи с тем, что обучение начинается с 1 сентября, оптимальное время для него — с апреля по середину июня.
Пожалуйста, перед отправкой заявки ознакомьтесь с информацией в подразделе «Иностранным гражданам».
Получить справочную информацию и задать все интересующие Вас вопросы можно по электронной почте foreign@cmsmoscow.ru или по телефону +7 (967) 148-67-39
Есть ли в ЦМШ услуги репетиторства?
Услуг по предоставлению частных уроков в нашей школе нет, но ежегодно проводятся мастер-классы в рамках творческих школ (в период летних и зимних школьных каникул). Оставить заявку на участие и получить более подробную информацию можно по адресу masterclass@cmsmoscow.ru, в соответствующем разделе сайта или по телефону Отдела по организации творческой деятельности ЦМШ
+7 (967) 148-62-97
Отбор на мастер-классы производится на основании заявки с видеозаписями.
Как поступить и сколько лет дети учатся в музыкальной школе?
Дети любят выражать себя творчески: танцы, музыка, песни, рисование. Музыка – это сфера, где с помощью звука можно выразить свои чувства и впечатления. Чтобы малыш добился успеха в этом направлении, следует отдать его в музыкальную школу. В данной статье рассмотрим такие вопросы: что необходимо для поступления, с какого возраста принимают, как долго дети учатся и самый главный вопрос – как найти «свой» инструмент.
Как поступить?
Чтобы ребенок мог поступить в музыкальную школу, родители должны заранее побеспокоиться о подаче заявления.
На случай если остались свободные места, после 20 августа проводят дополнительный набор учеников.
Вступительные экзамены в музыкальных школах проводят по-разному. В основном, с ребенком проводят собеседование и проверяют его на наличие способностей:
С какого возраста берут на обучение?
Вопрос оптимального возраста для начала обучения в музыкальной школе сугубо индивидуальный. Одни дети уже в трехлетнем возрасте начинают проявлять интерес к музыкальным инструментам, а другие и в 7 лет не могут определить, что им интересно. Также следует учитывать, что на уроках в музыкальной школе потребуются внимание и усидчивость, на что способен не каждый ребенок, поэтому на вопрос: со скольки лет начать обучение, надо ответить самостоятельно каждым родителям, так как детей принимают с раннего возраста.
Тем родителям, которые хотят развивать творческие способности ребенка, стоит начинать занятия с трех-четырехлетнего возраста. А в 4–5 лет можно отвести ребенка к педагогу, который в игровой форме определит наличие или отсутствие способностей к музыке.
Музыкальные школы устанавливают минимальную возрастную планку для поступления:
До какого возраста принимают детей?
Верхняя граница возраста для поступления на обучение на бюджетной основе может быть разной в зависимости от вида музыкальных инструментов. Так, для обучения игре на народных инструментах принимают до 12 лет, а для игры на фортепиано – до 9 лет. На платной основе ограничений нет. Прийти учиться, теоретически, может даже взрослый.
Как долго ребята учатся?
Обучение в музыкальной школе – процесс трудоемкий и небыстрый. В среднем, для того чтобы окончить обучение, требуется 7 лет. Но существуют нюансы, зависящие от того, во сколько лет ребенок пришел учиться в музыкальную школу:
Как найти «свой» инструмент?
Часто родители перекладывают на ребенка собственное желание играть на том или ином инструменте. Если малыш послушает их, то какое-то время он может заниматься с удовольствием, но потом полностью потеряет интерес. Чтобы этого не произошло, важно дать возможность будущему музыканту самому выбрать интересующий его инструмент.
Чтобы помочь малышу с выбором, нужно показать ему различные инструменты: гитару, скрипку, виолончель, арфу, домбру. Ребенок сам потянется к тому, что ему нравится. Разнообразные мультфильмы и передачи тоже могут повлиять на выбор маленького человека: детей вдохновляют персонажи из телевизора. Малыши стремятся подражать им и могут продемонстрировать желание сыграть на тех же инструментах, что видели на экране.
Отдавать ребенка в музыкальную школу или нет – решать, конечно, родителям. Но, если чадо проявляет интерес к музыке, то стоит как минимум предложить ему такую возможность. Обучение в такой школе формирует:
Если подойти к поступлению грамотно, и не давить на ребенка при выборе инструмента, то есть хороший шанс вырастить будущего музыканта или человека с тонким вкусом и любовью к музыке. Дети, отучившиеся в такой школе, демонстрируют более хорошую память, аналитические и творческие способности, а также ответственность во многих сферах жизни.
Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей
Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое. Как поступить в музыкальную школу, что для этого потребуется – читайте ниже.
С какого возраста принимают в музыкальную школу?
На бюджетное отделение обычно принимаются дети с 6 лет, на «хозрасчёт» – с 5 лет. Верхняя граница возраста разная для обучения на различных инструментах. Так, например, на фортепианное отделение принимают до 9 лет, а на народные инструменты до 12. Теоретически даже взрослый человек может прийти обучаться в музыкальную школу, но только на внебюджетное отделение.
Как выбрать музыкальную школу?
Музыкальные школы, также как и общеобразовательные, бывают самого разного уровня. Есть более сильные, престижные школы, с крепким педагогическим составом. Нужно определиться, что для вас важнее – показатели или удобство. В первом случае готовьтесь пройти серьёзные вступительные испытания (чем именитее школа, тем выше, естественно, в неё конкурс).
Если в приоритете удобство и экономия времени, выбирайте школу, ближайшую по месту жительства. Для начального обучения этот вариант даже предпочтительнее, ведь главное – педагог, к которому попадёт ребёнок. Обучение музыке подразумевает очень тесный контакт с учителем (индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю!), поэтому если есть возможность, выбирайте не школу, а педагога.
Когда и как поступить в музыкальную школу?
О том, как поступить в музыкальную школу, придётся побеспокоиться заранее. Приём заявлений на новый учебный год обычно начинается уже в апреле. Родители должны заполнить бланк заявления и сдать его в приёмную комиссию. В конце мая – начале июня проводятся вступительные экзамены, по результатам которых происходит зачисление учащихся. После 20 августа может проводиться дополнительный набор (если остались свободные места).
Вступительные испытания
Формат вступительных испытаний каждая школа разрабатывает самостоятельно. Обычно экзамен проходит в форме собеседования с проверкой музыкальных данных.
Музыкальный слух. Ребёнок обязательно должен спеть любую песенку, лучше детскую. Пение отлично выявляет наличие или отсутствие музыкального слуха. Комиссия может дать ещё несколько тестовых заданий – например, прослушать и спеть сыгранную на инструменте попевку (мелодию из нескольких звуков), или на слух определить количество взятых нот – одна или две.
Чувство ритма. Чаще всего при проверке ритма просят прохлопать предложенный ритмический рисунок – первым хлопает педагог, а ребенок должен повторить. Могут попросить спеть песенку, отбивая или прохлопывая ритм. Стоит отметить, что музыкальный слух впоследствии развить гораздо легче, чем чувство ритма. Члены комиссии, совершая свой выбор, это тоже учитывают.
Память. «Измерить» память на приёмных испытаниях сложнее всего, потому что ребёнок может не запомнить что-то от растерянности или невнимательности. Специальных заданий на определение качества памяти обычно не проводится, разве что могут предложить повторить пропетую или сыгранную мелодию.
Каждое качество из названных трёх оценивается отдельно по пятибалльной системе. Общая сумма баллов – критерий для конкурсного отбора в школу.
Документы для поступления
Если ребёнок успешно прошёл вступительные испытания, родители должны предоставить в школу следующие документы:
Поступить в музыкальную школу несложно. Гораздо труднее не растерять желание учиться в ней в течение последующих 5-7 лет. Ведь обучение музыке – это процесс весьма трудоёмкий. Успехов вам!
Рекомендации по разработке правил приема детей в детскую школу искусств в целях обучения по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств
1. Правила приема детей в детскую школу искусств по видам искусств (далее по тексту – ДШИ) в целях обучения по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным программам в области искусств (далее по тексту – предпрофессиональным программам) разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании Порядка проведения индивидуального отбора детей, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и физические данные, установленном Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации. Данный Порядок устанавливается Министерством культуры Российской Федерации на основании федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации предпрофессиональных программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ).
2. ДШИ объявляет прием детей для обучения по предпрофессиональным программам при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим образовательным программам.
3. В первый класс проводится прием детей в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет или от десяти до двенадцати лет (в зависимости от срока реализации предпрофессиональной программы, установленного ФГТ).
4. До проведения отбора детей ДШИ вправе проводить предварительные прослушивания, просмотры, консультации в порядке, установленном ДШИ самостоятельно.
5. С целью организации приема и проведения отбора детей в ДШИ создаются приемная комиссия, комиссия по отбору детей, апелляционная комиссия. Составы данных комиссий утверждаются руководителем ДШИ.
6. При приеме детей в ДШИ руководитель ДШИ обеспечивает соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих, доступность руководства приемной комиссии на всех этапах проведения приема детей.
7. Не позднее 15 апреля текущего года до начала приема документов ДШИ на своем информационном стенде и официальном сайте (при его наличии) должно разместить следующую информацию и документы с целью ознакомления с ними родителей (законных представителей) поступающих:
— копию лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
— локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса по предпрофессиональным программам;
— условия работы приемной комиссии, комиссий по отбору граждан и апелляционной комиссии;
— количество мест для приема детей на первый год обучения (в первый класс) по каждой предпрофессиональной программе, а также – при наличии – количество вакантных мест для приема детей в другие классы (за исключением выпускного);
— сроки приема документов для обучения по предпрофессиональным программам в соответствующем году;
— сроки проведения отбора детей в соответствующем году;
— формы отбора детей и их содержание по каждой реализуемой предпрофессиональной программе;
— требования, предъявляемые к уровню творческих способностей и, в случае необходимости, физическим данным поступающих (по каждой из форм отбора);
— систему оценок, применяемую при проведении отбора в ДШИ;
— условия и особенности проведения отбора для детей с ограниченными возможностями здоровья;
— правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам отбора детей;
— сроки зачисления детей в ДШИ.
8. Количество детей, принимаемых в ДШИ для обучения по предпрофессиональным программам, определяется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг, устанавливаемым ежегодно учредителем. Сверх установленного государственного (муниципального) задания ДШИ имеет право принимать детей на обучение по предпрофессиональным программам, если данное право предусмотрено уставом ДШИ.
9. Приемная комиссия ДШИ обеспечивает функционирование специальных телефонных линий, а также, при имеющейся возможности, раздела сайта ДШИ для ответов на обращения, связанные с приемом детей в ДШИ.
II. Организация приема детей
10. Организация приема и зачисления детей осуществляется приемной комиссией ДШИ (далее – приемная комиссия). Председателем приемной комиссии является руководитель ДШИ.
11. Работу приемной комиссии и делопроизводство, а также личный прием родителей (законных представителей) поступающих организует ответственный секретарь, который назначается руководителем ДШИ.
12. ДШИ самостоятельно устанавливает сроки приема документов в соответствующем году. Прием документов может осуществляться в период с 20 апреля по 15 мая текущего года (данный период рекомендуется устанавливать продолжительностью не менее четырех недель).
13. Прием в ДШИ в целях обучения детей по предпрофессиональным программам осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) поступающих. Заявления могут быть поданы одновременно в несколько ДШИ.
14. В заявлении о приеме указываются следующие сведения:
— наименование предпрофессиональной программы, на которую планируется поступление ребенка;
— фамилия, имя и отчество ребенка, дата и место его рождения;
— фамилия, имя и отчество его родителей (законных представителей);
— сведения о гражданстве ребенка и его родителей (законных представителей);
— адрес фактического проживания ребенка;
— номера телефонов родителей (законных представителей) ребенка.
В заявлении также фиксируется факт ознакомления родителей (законных представителей) с копиями устава ДШИ, лицензии на осуществление образовательной деятельности, с правилами подачи апелляции при приеме по результатам проведения отбора детей (в том числе через информационные системы общего пользования).
15. При подаче заявления представляются следующие документы:
— копия свидетельства о рождении ребенка;
— копия документа, удостоверяющего личность подающего заявление родителя (законного представителя) ребенка;
— медицинские документы, подтверждающие возможность детей осваивать предпрофессиональные программы в области хореографического и циркового искусства;
— фотографии ребенка (в количестве и формате, установленном ДШИ).
16. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы и материалы результатов отбора. Личные дела поступающих, по усмотрению ДШИ, могут храниться в ДШИ в течение шести месяцев с момента начала приема документов.
III. Организация проведения отбора детей
(данным разделом следует руководствоваться до утверждения Минкультуры России Порядка проведения индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения предпрофессиональных программ творческие способности и физические данные)
17. Для организации проведения отбора детей в ДШИ или ее филиале формируются комиссии по отбору детей. Комиссия по отбору детей формируется для каждой предпрофессиональной программы отдельно.
18. Комиссия по отбору детей формируется приказом руководителя ДШИ из числа преподавателей данной ДШИ, участвующих в реализации предпрофессиональных программ. Рекомендуемый количественный состав комиссии по отбору детей – не менее пяти человек, в том числе председатель комиссии по отбору детей, заместитель председателя комиссии и другие члены комиссии по отбору детей. Секретарь комиссии по отбору детей может не входить в ее состав.
19. Председателем комиссии по отбору детей должен быть работник ДШИ из числа педагогических работников, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю предпрофессиональной программы. Председателем комиссии по отбору детей может являться руководитель ДШИ.
20. Председатель комиссии по отбору детей организует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к поступающим при проведении отбора детей.
21. Секретарь комиссии по отбору детей назначается руководителем ДШИ из числа работников ДШИ. Секретарь ведет протоколы заседаний комиссии по отбору детей, представляет в апелляционную комиссию необходимые материалы.
IV. Сроки и процедура проведения отбора детей
(данным разделом следует руководствоваться до утверждения Минкультуры России Порядка проведения индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения предпрофессиональных программ творческие способности и физические данные)
22. ДШИ самостоятельно устанавливает сроки проведения отбора детей в соответствующем году. Рекомендуется проводить отбор детей с 15 мая по 15 июня текущего года.
23. Отбор детей проводится в формах прослушиваний, просмотров, показов, устных ответов и др. Формы проведения отбора детей по конкретной предпрофессиональной программе устанавливаются ДШИ самостоятельно с учетом ФГТ.
24. Установленные ДШИ содержание форм отбора (требования к поступающим) и система оценок должны гарантировать зачисление в ДШИ детей, обладающих творческими способностями в области искусств и, при необходимости, физическими данными, необходимыми для освоения соответствующих предпрофессиональных программ.
25. При проведении отбора детей присутствие посторонних лиц не рекомендуется.
26. Решение о результатах отбора принимается комиссией по отбору детей на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии по отбору детей обладает правом решающего голоса.
27. На каждом заседании комиссии по отбору детей ведется протокол, в котором отражается мнение всех членов комиссии о выявленных у поступающих творческих способностях и, при необходимости, физических данных. Протоколы заседаний комиссии по отбору детей хранятся в архиве ДШИ до окончания обучения в ДШИ всех лиц, поступивших на основании отбора в соответствующем году. Копии протоколов или выписки из протоколов хранятся в личном деле обучающегося, поступившего в ДШИ на основании результатов отбора, в течение всего срока хранения личного дела.
28. Результаты по каждой из форм проведения отбора объявляются не позднее трех рабочих дней после проведения отбора. Объявление указанных результатов осуществляется путем размещения пофамильного списка-рейтинга с указанием системы оценок, применяемой в ДШИ, и оценок, полученных каждым поступающим. Данные результаты размещаются на информационном стенде и на официальном сайте (при его наличии) ДШИ.
29. Комиссия по отбору детей передает сведения об указанных результатах в приемную комиссию ДШИ не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о результатах отбора.
30. Поступающие, не участвовавшие в отборе в установленные ДШИ сроки по уважительной причине (вследствие болезни или по иным обстоятельствам, подтвержденным документально), допускаются к отбору совместно с другой группой поступающих, или в сроки, устанавливаемые для них индивидуально в пределах общего срока проведения отбора детей.
V. Подача и рассмотрение апелляции.
Повторное проведение отбора детей
(данным разделом следует руководствоваться до утверждения Минкультуры России Порядка проведения индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения предпрофессиональных программ творческие способности и физические данные)
31. Родители (законные представители) поступающих вправе подать письменное заявление об апелляции по процедуре проведения отбора (далее – апелляция) в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов отбора детей.
32. Состав апелляционной комиссии утверждается приказом руководителя ДШИ одновременно с утверждением состава комиссии по отбору детей. Апелляционная комиссия формируется в количестве не менее трех человек из числа работников ДШИ, не входящих в состав комиссий по отбору детей.
33. Апелляция рассматривается не позднее одного рабочего дня со дня ее подачи на заседании апелляционной комиссии, на которое приглашаются родители (законные представители) поступающих, не согласные с решением комиссии по отбору детей.
Для рассмотрения апелляции секретарь комиссии по отбору детей направляет в апелляционную комиссию протоколы заседания комиссии по отбору детей, творческие работы детей (при их наличии).
34. Апелляционная комиссия принимает решение о целесообразности или нецелесообразности повторного проведения отбора в отношении поступающего, родители (законные представители) которого подали апелляцию. Данное решение утверждается большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии. При равном числе голосов председатель комиссии обладает правом решающего голоса.
Решение апелляционной комиссии подписывается председателем данной комиссии и доводится до сведения подавших апелляцию родителей (законных представителей) под роспись в течение одного дня с момента принятия решения.
На каждом заседании апелляционной комиссии ведется протокол.
35. Повторное проведение отбора детей проводится в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о целесообразности такого отбора в присутствии одного из членов апелляционной комиссии. Подача апелляции по процедуре проведения повторного отбора детей не допускается.
VI. Порядок зачисления детей в ДШИ.
Дополнительный прием детей
36. Зачисление в ДШИ в целях обучения по предпрофессиональным программам проводится после завершения отбора в сроки, установленные ДШИ (как правило – не позднее 20 июня).
37. Основанием для приема в ДШИ являются результаты отбора детей.
38. При наличии мест, оставшихся вакантными после зачисления по результатам отбора детей, учредитель может предоставить ДШИ право проводить дополнительный прием детей на предпрофессиональные программы. Зачисление на вакантные места проводится по результатам дополнительного отбора и должно заканчиваться до начала учебного года – не позднее 31 августа.
39. Организация дополнительного приема и зачисления осуществляется в соответствии с ежегодными правилами приема в ДШИ, при этом сроки дополнительного приема детей публикуются на официальном сайте (при его наличии) и на информационном стенде ДШИ.
40. Дополнительный отбор детей осуществляется в сроки, установленные ДШИ (но не позднее 29 августа), в том же порядке, что и отбор, проводившийся в первоначальные сроки.