в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

Правильная поза для сна новорожденного

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

Сон – одно из наиболее естественных состояний здорового новорожденного. И это легко объяснимо. Девять месяцев внутриутробного развития маленький человек находился в уютной и безопасной обстановке в непосредственном контакте с самым дорогим существом. А после рождения вдруг окунулся в совсем другой мир, с его ярким светом, громкими звуками и непонятными событиями. Приспособиться к новой обстановке, начать расти и развиваться, конечно, легче всего во сне. Главное, чтобы не забывали вовремя кормить и создали все условия для правильного сна.

Устраиваем правильное место для сна

Основной показатель здоровья младенца – хороший сон. Новорожденные спят до 19 часов в сутки [1] суммарно, прерываясь только на утоление голода. Если это не так, т.е. сытый младенец не спит, скорее всего, у вас появились проблемы. И эти проблемы могут быть связаны как со здоровьем малыша, так и с тем местом, в котором он спит.

У здоровых от рождения детей плохое самочувствие – состояние достаточно редкое, а вот неумение родителей обустроить новорожденному место для сна – ситуация довольно распространенная. На практике же это не так трудно, как кажется. Здесь не важны размеры комнаты или цвет стен. Главные компоненты крепкого детского сна – чистый прохладный воздух, а также удобная и безопасная постель.

В комнате, где спит младенец, всегда должно быть чисто и проветрено. Оптимальная температура для сна в помещении находится в пределах 16 – 20 о С, влажность воздуха (относительная) от 50 до 70%. Все это легко осуществимо, если вовремя приобрести термометр, гигрометр и увлажнитель воздуха. А ежедневная влажная уборка и проветривание помещения вообще не потребуют затрат [2].

С постелью для малыша тоже все несложно. В люльке, колыбели или кроватке нужно использовать ровный и жесткий матрас. Такой, чтобы вес спящего ребенка не заставлял его прогибаться. Подушки до двух лет категорически не нужны. Постельное белье – исключительно из хлопчатобумажной ткани, выстиранное в специальном детском порошке с тщательным неоднократным полосканием[3].

Правда, стоит упомянуть, что все вышеперечисленное, хоть и главное, но не единственное условие правильного сна новорожденного. Поза ребенка во сне играет ничуть не меньшую роль.

В какой позе спать?

Выбор поз для сна, как для детей, так и для взрослых, совсем не велик: на спине, на боку и на животе. Попробуем разобраться, какая из них будет оптимальной для новорожденного.

Положение головы

Многие специалисты утверждают, что лежащий на животике с повернутой в сторону головой малыш спит намного крепче и просыпается реже. Если это его обычная поза, то ребенок раньше станет держать головку и меньше страдать от часто встречающихся у грудничков кишечных колик, ведь так у него легче отходят газы. При этом опасения, что он задохнется или свернет шею, просто лишены оснований, если матрасик жесткий, подушка отсутствует, и на ребенке нет вороха пеленок. Кроме того, в этой позе минимален риск захлебнуться при срыгивании, так как рвотные массы сразу выходят наружу.[4]

Многим детям подходит поза на боку, с вытянутой вперед ручкой и подложенной под спину свернутой валиком пеленкой. Такая поза вполне безопасна в плане срыгивания и, кроме того, она напоминает положение у мамы на руках, что является мощным успокоительным. И все же, большинство педиатров сходится во мнении, что лучшей позой для малышей до года является сон на спине.

Несмотря на то, что сон на спине увеличивает вероятность изменения формы затылка у малыша, если не переворачивать его головку в разные стороны, специалисты в один голос утверждают: новорожденным нужно спать на спине.

Связано это с распространенной, к сожалению, проблемой – синдромом внезапной детской смерти (СВДС). В этой страшной ситуации ребенок внезапно умирает во сне без каких-либо признаков заболевания [5]. Причина трагедии – резкая остановка дыхания. Из-за чего она происходит, специалисты пока ответить не могут, но среди факторов, сопутсвующих наступлению СВДС, называют и сон малыша на животе, в том числе.

Если подойти к вопросу ответственно и с душой, то все обязательно получится и сладкий безопасный сон любимой крохи – лучшая тому награда. Наладить крепкий и спокойный сон крохи поможет натуральный немецкий препарат «Дормикинд», который разработан специально для детей и разрешен с первых дней жизни.

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

[1] Елена Мурадова руководитель Центра детского сна и развития «BabySleep» https://baby-sleep.ru/articles/86-skolko-dolzhenq-spat-rebenok

[2] Анна Сухих консультант центра «BabySleep» https://baby-sleep.ru/articles/380-vazhnye-usloviya-dlya-komfortnogo-sna-rebenka

[3] Доктор Комаровский «10 правил здорового детского сна» http://articles.komarovskiy.net/10-pravil-zdorovogo-detskogo-sna.html

[4] Доктор Комаровский «Как спать?» http://www.komarovskiy.net/knigi/kak-spat.html#_ftn1

[5] Сон и СВДС http://babyreference.com/cosleeping-whats-it-all-about/

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

КАРТА САЙТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

Источник

Как правильно держать новорожденного ребенка

Содержание статьи

Рождение ребенка – это не только радость, но и ответственность. Маленький человечек требует особой заботы и внимания, и молодым родителям предстоит осваивать правила ухода за ним. В первую очередь им следует научиться правильно держать новорожденного ребенка на руках. Опорно-двигательный аппарат младенца еще не сформировался окончательно и нуждается в надежной поддержке.

Не так страшно, как кажется

Неопытные родители, как правило, боятся навредить малышу неосторожным движением. Этот страх вполне естественен, но новорожденный не так уж хрупок, как кажется. Необходимые навыки у родителей сформируются очень быстро, к тому же младенец крепнет с каждым днем. Если же малышу не понравится выбранная поза, он обязательно сообщит об этом недовольным криком.

Необходимость тактильного контакта

Не стихают дискуссии на тему о том, сколько времени ребенок должен проводить на руках у родных. Безусловно, не стоит брать малыша по первому его требованию, но и сводить тактильный контакт к минимуму тоже нельзя. Известный педиатр Е. О. Комаровский предупреждает об опасности воспитать маленького манипулятора, если приучить младенца к постоянному пребыванию на руках. Но он же говорит о важности взаимодействия: «Сама Природа запрограммировала человеческого детеныша таким образом, что для его полноценного развития необходим постоянный зрительный, звуковой и тактильный контакт с окружающими его взрослыми».* Тесный контакт с мамой и другими родными людьми дает ребенку чувство безопасности, тепла, любви. По мере подрастания он также позволяет новорожденному знакомиться с окружающим миром, способствует гармоничному развитию малыша.

Как поднять ребенка из кроватки

Чтобы взять малыша, нужно:

Обратно в кроватку ребенка опускают в таком же положении, плавно наклоняясь всем корпусом. Ладони несколько секунд не убирают, давая малышу привыкнуть к новому положению. Убедившись, что он не испугался, ладони аккуратно убирают.

Общие рекомендации

Ниже приведено несколько основных рекомендаций, как держать новорожденного.

Гигиенические процедуры

Новорожденным детям необходимы ежедневное купание и частое подмывание, чтобы уберечь от раздражения нежную чувствительную кожу. Если в первые дни малыш может настораживаться при опускании в воду, то позже он уже с удовольствием ждет купания. Купать ребенка лучше вдвоем, когда один человек двумя руками поддерживает голову малыша, а второй моет младенца. При купании в одиночку одна рука помещается под затылок новорожденного так, чтобы ладонь поддерживала дальнее плечико, а головка лежала на кисти. Значительно облегчают процесс купания специальные приспособления для ванночек – коврики, горки и другие. Для подмывания малыша кладут вдоль маминой руки животиком вверх, попка лежит на ладони. Это дает возможность промывать промежность сверху вниз, к попе. Это особенно важно для девочки, так как исключает попадание инфекции в половые органы. Подросших детей можно укладывать лицом вниз, придерживая вдоль груди и животика, бедром на ладони.

Основные положения ребенка на руках

Новорожденный малыш не способен удерживать головку, неокрепший позвоночник не в состоянии фиксировать спинку, а детские суставы и связки очень уязвимы. Поэтому при ношении на руках необходимо обеспечить поддержку голове, спинке и попе. Движения взрослых должны быть плавными и аккуратными, без рывков. Для малыша вредно длительное время находиться в одном положении, это может привести к затеканию рук и ног и даже к развитию кривошеи.

Поэтому в течение дня нужно периодически менять позу ребенка. Ниже приводятся описания и фото самых удобных для новорожденного ребенка положений.

Колыбелька

Это самая распространенная поза. При ней младенец находится в горизонтальном положении, повернувшись к маме. Головка находится в локтевом изгибе маминой руки, вторая рука придерживает спинку и попу. Малыш словно пребывает в уютной колыбели, поэтому чувствует себя комфортно.

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

Под животик

Это тоже горизонтальная поза, но новорожденный при этом лежит на маминой руке лицом вниз. Мамина ладонь поддерживает грудку, подбородок малыша опирается на локтевой сгиб. Другая рука поддерживает животик. Ножки могут свисать. В этой позе тренируются мышцы шеи и спины, легкое покачивание помогает освободиться от газов.

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

Столбиком

«После кормления всегда имеет смысл 5-15 минут подержать ребенка в вертикальном положении («столбиком»)»,* – советует доктор Комаровский. Малыш прислоняется лицом к маме, так чтобы головка лежала на мамином плече. Его надежно, но аккуратно придерживают двумя руками в области поясницы и шеи и легонько похлопывают по спинке. Это дает возможность отрыгнуть воздух, захваченный при сосании, что уменьшает образование газов и снижает вероятность срыгивания. Когда ребенок подрастет, эта позиция даст ему возможность рассматривать окружающий мир.

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

Поза Будды

В этой позе малыш действительно напоминает сидящего восточного святого. Ее можно практиковать не ранее, чем в месяц. Головка и спинка малыша прижимаются к взрослому. Одна рука обхватывает грудку ребенка, а вторая поддерживает ножки. При этом следует избегать нагрузки в области таза. Такое положение бедер является профилактикой развития дисплазии тазобедренных суставов.

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

Лицом к лицу

Ребенок удерживается в горизонтальном положении на уровне маминой груди животиком вверх. Одна мамина рука протянута вдоль спинки, ладонь фиксирует головку. Вторая рука поддерживает попу. Эта поза очень удобна для общения с малышом, так как дает ему возможность видеть мамино лицо.

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

Под бедро

Эта поза рекомендуется только после трех месяцев. Окрепший малыш усаживается на бедро мамы, которая поддерживает его одной рукой. В таком положении ребенку очень удобно осматривать окружающий мир.

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

Правильное положение новорожденного ребенка на руках очень важно для его дальнейшего физического и психического развития. Любящие родители быстро освоят самые комфортные для малыша позы. И в завершение статьи – еще одна цитата доктора Комаровского: «Вы, конечно, хотите, чтобы ребенок развивался гармонично и своевременно! Но не пытайтесь подменить внимание взрослых гаджетами и говорящими игрушками! Дарите своим детям себя и свое время. Вы сами – ваши песни и слова, ваша улыбка, ваши руки – как раз и являетесь основным фактором адекватного развития ваших детей!».*

*365 советов на первый год жизни вашего ребенка / Е. О. Комаровский; Харьков: Изд-во КЛИНИКОМ, 2018.

Источник

Во сколько месяцев можно сажать девочку?

Содержание:

Примерно в возрасте полугода малыши становятся более активными, им уже не нравится просто лежать на спине, они пытаются ухватиться за поручни кроватки или мамины руки и присесть. Но родители обычно пресекают эти попытки, ведь ортопеды не рекомендуют сажать детей раньше времени. Особенно актуальным становится вопрос, когда можно сажать девочку, ведь девочка — это будущая мама и очень важно, чтобы органы малого таза у нее сформировались без отклонений. Попробуем разобраться:когда можно сажать ребенка, особенно девочку, не рискуя причинить вред ее здоровью?

Физиологическая готовность сидеть самостоятельно наступает у малышей в возрасте около шести месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому со скольки месяцев сажают девочек — зависит и от конкретного ребенка. Одна девочка может научиться сидеть самостоятельно уже в пять месяцев, а другая — только в семь-восемь.

Ребенок начинает садиться самостоятельно, когда к этому готовы его костная и мышечная система. Раннее высаживание — это слишком большая нагрузка на позвоночник ребенка, которая может привести к деформации костей. Поэтому спешить с высаживаниями и торопить малыша не стоит, вне зависимости от его пола.

Во сколько можно сажать девочек?

В случае с ранним высаживанием девочек нагрузке подвергается не только позвоночник, но и мочеполовая система — это одна из причин, почему девочек нельзя рано сажать. Из-за раннего высаживания у девочек в будущем могут возникнуть патологии внутренних органов, например загиб шейки матки, поэтому с сидением на коленях у родителей или в стульчике девочкам лучше повременить.Сажать девочку можно, когда она сама, без помощи рук, сможет оторвать корпус от горизонтальной поверхности и сесть.

Почему нельзя сажать девочек, мы уже рассмотрели, а вот что делать, если девочка пытается садиться раньше утвержденных педиатрами сроков, например уже в четыре месяца? Задача родителей в этом случае — не помогать девочке, выкладывать ее в стороне от бортиков кроватки или коляски, лишая возможности ухватиться за них и присесть. Не рекомендуется также подкладывать под спину девочки что-либо, удерживающее ее в сидячем положении.

Но если уж малышка даже при таких условиях научится садиться сама, без помощи бортиков кроватки или рук родителей, ранее шестимесячного возраста, во сколько сажают девочек обычно, препятствовать ребенку уже не стоит.

Когда начинают сажать девочек в ходунки или прыгунки?

Поскольку дети в возрасте четырех-шести месяцев уже достаточно активны и не хотят лежать на месте, родители пытаются обеспечить им двигательную активность, покупая прыгункиили ходунки. На многих подобных приспособлениях написано, что использовать их можно с трех месяцев, но ортопеды и педиатры не рекомендуют рано сажать детей в прыгунки или ходунки. Девочке лучше вообще не пользоваться этими приспособлениями, пока она не научится сидеть самостоятельно.

Но даже если малышка уже умеет сидеть, надолго помещать ее в ходунки или прыгунки не рекомендуется — ходить она быстрее не научится, а вот неоправданные нагрузки на позвоночник и риск получить травму возрастут. Ортопеды рекомендуют пользоваться ходунками или прыгунками не более 15 минут в день.

Как правильно сажать девочек?

Когда в возрасте пяти-шести месяцев ребенку становится скучно просто лежать в кроватке, он плачет и пытается поменять позу. Если ваша малышка еще не умеет сидеть самостоятельно, можно положить ее в шезлонг или специальные детские качели. Некоторые мамы вместо шезлонга используют дома автокресло. В шезлонге или автокресле группы 0+ девочка находится в полулежачем положении — это безопасно для позвоночника и не мешает нормальному развитию органов малого таза. При этом приподнятое положение корпуса не дает ребенку скучать, осматривая все вокруг или наблюдая за мамой, занимающейся домашними делами. Если вам кажется, что ребенок слишком глубоко «проваливается» в шезлонг или кресло, подложите ему под спинку свернутую пеленку, чтобы он не сидел, а именно полулежал.

Период, когда девочка уже хочет сидеть, но еще не может сесть самостоятельно, — очень короткий. Повремените с высаживанием месяц-другой, костная система малышки окрепнет, и она сядет сама. Не стоит торопить события, задаваясь вопросом: в каком возрасте сажают девочек? Лучший способ — просто довериться природе и дождаться, пока ребенок сам сядет, встанет у опоры, а потом и пойдет.

Источник

Детский травматолог-ортопед

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Смотреть картинку в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Картинка про в каком возрасте можно класть ребенка полулежа. Фото в каком возрасте можно класть ребенка полулежа

У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.

— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?

— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.

По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.

Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.

Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.

Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.

Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.

— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.

— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.

При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.

— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?

— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.

— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.

— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?

— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.

С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.

Как вспомогательная процедура полезен массаж.

Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.

При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.

— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?

— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.

— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?

— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.

Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.

Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.

— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?

— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.

— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?

— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).

Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.

Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.

Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.

Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.

Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.

Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.

— Настоящее плоскостопие лечится иначе?

— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.

— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?

— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.

— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?

— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.

Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.

Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.

При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.

Дополнительно

Подвывих в локтевом суставе

Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.

Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.

В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.

Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.

Когда надо обращаться к травматологу?

Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?

Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!

Осторожно: батут!

Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.

Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *