в каком возрасте как правило дети начинают критически подходить к своим рисункам
Этапы эволюции детского рисунка
Юлия Гусева
Этапы эволюции детского рисунка
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь делятся на несколько стадий.
Стадия «каракуль» длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребёнок ищет и осваивает линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.
Примерно в возрасте 3-5 лет начинается доизобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трёхлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.
Первым осознанным предметным рисунком у каждого ребёнка становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а его образ будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунка.
Так и на детских рисунках первой из «головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываются глаза, нос, а всёостальное достаточно долго не меняется: какое – то общее туловище, из которого торчат палочки – ручки и палочки – ножки. Волосы могут, например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а «надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображается чрезвычайно упрощённо. Его фигура слагается из двух составных частей – головы и какой – нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикреплёнными непосредственно к голове. Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего – туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму – квадратную, овальную, в виде удлинённой полоски и т. п.
Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намёк на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например – зубы, выступают довольно часто. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребёнок овладевает профильным изображением.При этом он продолжительное время задерживается на промежуточной стадии: лишь части фигуры рисует в профиль, остальное обращено к наблюдателю «лицом».
Следующая стадия развития рисунка – стадия правдоподобных изображений – характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек.Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой – нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную причёску. Шея приобретает соизмеримость, плечи – округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Всё это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещё почти совершенно схематически. Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Во-вторых, всё ещёне соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелёк, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в кошельке.
Растёт ребёнок, развивается и усложняется его рисунок, в точности повторяя логику развития самого маленького художника. Так на рисунке вслед за головой первыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих в разные стороны из палочек-рук; и опять, как правило, пальцев именно пять, а не три и не семь – у ребёнка, который ещё не имеет представления ни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.
Тело постепенно приобретает приятную округлость,появляются и первые признаки одежды: пояс, пуговицы. Поэтому у пятилетних детей одежда будет тщательно прорисовываться как признак не биологического, а социокультурного существования. Интересно, что дети одевают своих героев так,как одеваются сами: на тело-платье, на платье – пальто. Только скелет дети не рисуют никогда – они его не чувствуют, не ощущают – поэтому и не рисуют.
В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной.Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живёт в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон».А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека его мира: «Как же он в дом войдёт и в машину сядет?» На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке всё уравновесится, а правильные пропорции установятся в окружающем мире.
Здесь мы встречаемся с рисунками значительной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо закономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою детскость – те специфические особенности, которые присущи именно детскому рисунку.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада: этапы и группы Адаптация ребенка к условиям детского сада На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического.
Фотоотчёт о выставке детского рисунка «Светлая Пасха» в детском саду На землю сходит светлый праздник Пасхи, Волшебнее любой волшебной сказки, Чудеснее любых земных чудес: Христос воскрес! Воистину воскрес.
Конкурс детского рисунка на свободную тему Ученица Котовской коррекционной школы Лавринович Эвелина 9 класс. поделка ученика 3 класса Котовской коррекционной школы Сорокина Ильи.
Фотоотчет о победе воспитанников подготовительной группы в районном конкурсе детского рисунка «Мир детства» Хочу поделиться, друзья, о новом достижении моих ребятишек – мы победили в районном конкурсе детского рисунка. В своей публикации о фотоотчёте.
Подготовка к конкурсу детского рисунка «Звериная семейка» Доброго времени суток всем, кто в эти минуты гостит в моём блоге! В прошлом году мы участвовали в городском конкурсе детского рисунка,.
Этапы познавательного развития Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
«Одуванчики». Работа в технике рисования мыльными пузырями к конкурсу детского рисунка Авторы: Мила П., Мира М., Миша В., Миша М., Василиса А., Миша А. Возраст авторов: от 2 до 3 лет Техника рисования мыльными пузырями.
Конспект занятия «Создание рисунка» В старшей группе №2 дети очень любят всё новое и интересное. И мы решили попробовать сделать картины сделанные из круп. Дети были довольные,.
Консультация «Тайна детского рисунка» Поскольку манера рисования во многом определяется особенностями познавательной сферы ребенка, рисунок можно рассматривать как показатель.
Этапы и стадии развития детского рисунка
Антонина Шайдурова
Этапы и стадии развития детского рисунка
ЭТАПЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА
В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов. Основополагающими для исследователей, изучающих эту область детского творчества являются этапы и стадии, которые выделяли Г. Кершенштейнер и К. Риччи.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА, ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ
Несколько иной подход к определению этапов развития детского изобразительного творчества имеется у А. В. Бакушинского, который считал, что «все фазы художественно-творческого развития ребенка, соответствуя с некоторым отставанием в основных своих чертах фазам его физического и духовного роста, имеют и различную длительность и весьма неясные, перемещающиеся границы в отношении к возрасту».
КЛАССИФИКАЦИЯ, ВЫДЕЛЕННАЯ А. В. БАКУШИНСКИМ,ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ВИД:
Первый этап «период двигательно-зрительной установки психики»: от рождения до 3-х месяцев (в этот период аппарат восприятий крепнет, и образы внешнего мира начинают приобретать все большую четкость, способствующую выделению ребенком себя в этом мире; с 4-х месяцев появляется единство зрительного образа, реальное восприятие глубины и объема, ребенок начинает ориентироваться в пространстве; с 6-ти месяцев обобщение типических признаков предметов внешнего мира, приводящих к возникновению идее о предмете; осознание ребенком движения предметов в пространстве помогает ему полнее и многограннее познавать само пространство, это происходит благодаря развитию «зрительных масштабов».
Второй этап «доизобразительный»: рефлекторно-двигательные и первично-чувственные эмоциональные проявления ребенка в рисовании (первые попытки нанесения каракуль карандашом и приобретение первичного сенсорного опыта); первично-аналитический период, на этом этапе ощущения стали образами вещей, что приводит формированию определенных навыков и знаний для следующего периода; период ритмичности, характеризуется тем, что на смену временным ритмам приходят ритмы пространственные, которые способствуют появлению новообразований; орнаментальная фаза заключается в бесконечном чередовании сходных форм предшествующих появлению замкнутого зрительного образа, который пока мало похож на реальный предмет или объект, но в этот период у ребенка появляются закругленные амёбообразные формы.
Третий этап «изобразительный»: фаза разрозненной схемы характеризуется тем, что в этот период нарисованный ребёнком предмет последовательно изображает ряд самых различных вещей (действий, которые представляют собой первые изобразительные символы. фаза единства образа, в этот период проявляются более сложные ассоциативные связи дошкольника с внешним миром, что приводит к возникновению образов, имеющих элементарное сходство с реальными объектами; фаза творческой активности проявляется в росте элементов иллюзорности в рисовании, в этот период можно наблюдать совпадение между реальным предметом (объектом) и идеальным образом его, для создания которого ребёнок использует различные материалы. Для этой фазы характерно то, что реализуемый образ становится предельно символичным. фаза наличия движений связана с тем, что в этот период дошкольник оказывается способным передать элементарную динамику образа, для этого он использует различные выразительные средства; фаза сюжетно-изобразительной формы, вступая в связь с другими формами художественного выражения, сначала сводится к организации и характеристике внешних действий, движений и лишь потом можно наблюдать появление психологической выразительности рисунка, приводящей к объединению динамики, внешней характеристики изображаемого, его внутренней сути и личностного отношения самого ребёнка.
Фестиваль детского рисунка «Моя мама» (фотоотчёт) В честь женского праздника 8 марта в нашем городе был организован Фестиваль детского рисунка «Моя мама». Мы с ребятами решили поучаствовать.
Фотоотчёт об участии во всероссийском конкурсе детского рисунка «Волшебные линии» Уважаемые коллеги! Мы приняли участие во всероссийском конкурсе детского рисунка «Волшебные линии» Цели и задачи конкурса: знакомство с.
Фотоотчёт о выставке детского рисунка «Светлая Пасха» в детском саду На землю сходит светлый праздник Пасхи, Волшебнее любой волшебной сказки, Чудеснее любых земных чудес: Христос воскрес! Воистину воскрес.
Книга детского рисунка «Дорогою добра» В связи с намечающимся выступлением нашей группы на открытом занятии в детском саду, мы начали изготовление книги детского рисунка. Наша.
Мастер-класс детского рисунка, приуроченного к акции ко Дню борьбы со Спидом Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мы – воспитатели старшей группы «Звездочки»: Кулижникова Татьяна Николаевна – высшая квалификационная.
Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края» Доброго времени суток, друзья! 22 мая нам предложено было поучаствовать в конкурсе рисунков детей дошкольных учреждений «Природа родного.
Фотоотчет о победе воспитанников подготовительной группы в районном конкурсе детского рисунка «Мир детства» Хочу поделиться, друзья, о новом достижении моих ребятишек – мы победили в районном конкурсе детского рисунка. В своей публикации о фотоотчёте.
Подготовка к конкурсу детского рисунка «Звериная семейка» Доброго времени суток всем, кто в эти минуты гостит в моём блоге! В прошлом году мы участвовали в городском конкурсе детского рисунка,.
Участие в международном конкурсе детского рисунка «Машина будущего» В феврале месяце от работников «Тойота-центр-Саранск» мы узнали о международном конкурсе детского рисунка «Машина будущего». Они нам привезли.
Как рисуют наши дети: стадии развития детских рисунков
С раннего возраста дети интересуются карандашами и красками, пытаются что-то изобразить на бумаге. И нередко родители сразу же начинают учить чадо рисовать что-то конкретное: солнышко, человечка, домик или ёлочку. Бывает, что родители беспокоятся: ребёнок в определенном возрасте «не умеет рисовать» и опять же пытаются научить. Нужно ли это делать? Давайте разберёмся и сначала назовём стадии развития рисунка ребёнка, которые выделил психолог А. А. Смирнов.
Стадия штрихов и хаотических каракуль
Он может начаться ещё до года (в 9–10 мес.), когда малыш впервые берёт в руки карандаш и понимает, что может оставлять след на бумаге. Он начинается в тот момент, когда ребёнку предложили предметы для рисования и продолжается примерно до двух лет. На этой стадии ребёнок получает удовольствие от того, что он «оставляет след» (причем и в прямом, и в переносном смысле).
Возраст двух лет – это возраст становления «Я» ребёнка. В этот период малыш начинает чувствовать себя субъектом активности, причиной следствий. Соответственно, для ребёнка в этот период особенно важно осознание того, что он может что-то сделать. И рисование – это возможность такого осознания. Ребёнок наслаждается самим фактом того, что он проводит карандашом по бумаге.
Это мало похоже на рисование в нашем взрослом понимании – ребёнок может тыкать в бумагу, не глядя на неё, не соблюдать границы листа. Но это совершенно нормально, так как в этом возрасте ещё не полностью сформировалась зрительно-моторная координация.
Самое важное в этот период – предлагать один лист бумаги и один карандаш (фломастер, краску). Такой подход поможет ребёнку сосредоточиться на оставлении следов, а не на изучении инструментов рисования. Бумагу лучше выбрать большую – размашистые хаотичные движения стандартный лист порой не вмещает. Карандаш должен быть мягким, а фломастер ярким, чтобы ребёнку не пришлось прикладывать дополнительных усилий для рисования.
Чтобы у ребёнка закрепились положительные эмоции, нужно разговаривать с ним и доброжелательно реагировать на первые опыты рисования.
Иногда дети могут переносить свой опыт оставления следов и на другую деятельность. Например, начать так же «рисовать», размазывая еду за столом. На это не следует слишком негативно и эмоционально реагировать, но и не нужно превращать обед в развивающее занятие. Нужно просто помочь ребёнку доесть еду и пойти заниматься другими делами.
Период хаотичных каракуль очень короткий и быстро заканчивается. Главное достижение ребёнка в это время – опыт, который подсказывает, что оставлять следы – это очень хорошо.
Что могут делать родители в этот период? Дать возможность ребёнку максимально выразить себя, то есть предоставить ему разнообразные материалы для творчества: бумагу, карандаши, краски, фломастеры и т. д. Это всё на данном этапе, что нужно сделать родителям.
Не стоит целенаправленно учить ребёнка рисовать какие-то конкретные предметы — в силу неразвитости моторики ребёнок всё равно ещё не сможет воспроизвести ваш рисунок, да и особого удовлетворения от рисунка он не получит. В этом возрасте детям больше всего интересно марать бумагу, оставляя на ней следы от карандаша или краски.
Правда, родители нередко недовольны тем, что дети порой рисуют на листе всего несколько штрихов и берут следующий чистый лист. Родители же пытаются бережно относиться к ресурсам и не тратить много бумаги. Стоит ли настаивать, чтобы ребёнок изрисовал лист полностью и только потом взял другой? Учитывая возраст юного художника, это затруднительно. Лучше проведите небольшой эксперимент — купите толстый альбом и дайте его ребёнку. Он за один присест изрисует порядка десятка листов штрихами. А на следующий день вы можете снова дать ему тот же альбом. Малыш изрисует какое-то количество чистых листов и порисует на тех, на которых уже рисовал.
Стадия бесформенных изображений
Начинается на третьем году жизни. Эта стадия близка к предыдущей по результату, но существенно отличается по эмоциональному наполнению и мотивации ребёнка. Это значит, что видимый результат работы примерно идентичный на первой и второй стадиях: взрослому кажется, что ребёнок всё так же рисует переплетающиеся линии. Однако если на первой стадии ребёнок рисует только для того, чтобы получить удовольствие от проведенной линии, то на второй стадии ребёнок уже пытается изобразить что-то вполне конкретное.
Правда, его умений пока не хватает на то, чтобы нарисовать желаемое. Детали нередко не смыкаются (например, крыша дома отделена от самого дома) или находятся не в тех местах, где нужно (глаза или рот могут располагаться снаружи лица). Обычно никто, кроме художника, не может понять, что конкретно изображено на рисунке.
Вот на этой стадии, когда ребёнок уже пытается нарисовать что-то конкретное, ему будет более актуальна помощь взрослого. Не стоит рисовать за ребёнка, не стоит в процессе работы давать инструкции, что и как рисовать. Но взрослый может показать ребёнку некоторые приемы рисования, которые могут быть ему полезны — лучше всего взять отдельный лист бумаги и показать, например, как рисовать солнце или цветок. В этом случае взрослый помогает ребёнку в осуществлении желания нарисовать то, что он хочет.
Стадия схематичного изображения
Начинается примерно на четвёртом-пятом году жизни. На этой стадии ребёнок рисует только некоторые существенные детали изображаемого им объекта — так, человек состоит из головы на палках (головоног).
Постепенно ребёнок начинает рисовать туловище, руки. Формы могут быть самыми разнообразными — туловище может быть как круглым или овальным, так и квадратным. При этом, ребёнок вообще не учитывает пропорций. Голова обычно непропорционально велика, а пальцы бывают настолько длинными, что могут быть по длине почти такими же, как и руки. На этой стадии ребёнок не учитывает реальность и, например, рисует не пять пальцев, а три-четыре или шесть, а то и семь. Ребёнок порой просто не задумывается о том, сколько пальцев должно быть нарисовано.
Не стоит обращать внимание на какие-то ошибки или неточности — наличие неточностей нормально для этого возраста. Но можно сделать так, чтобы ребёнок самостоятельно заметил их, некоторые искажения реальности могут стать предметом обсуждения. Например, можно попросить ребёнка посчитать пальцы на рисунке и на его руке и сравнить. В этом случае ребёнок начинает больше внимания обращать на детали рисунка и стараться не искажать реальность.
Стадия правдоподобных изображений
Примерно соответствует началу школьного обучения. На этой стадии ребёнок начинает отказывать от схем и воспроизводит относительно реальный вид предметов. На рисунках появляется больше деталей: волосы у человека, крылечко у дома и т. д.
Ребёнок начинает рисовать достаточно сложные сюжетные изображения, при этом для рисунка характерна прозрачность. Так, рисуя дом, ребёнок рисует его одновременно изнутри и снаружи, а рисуя сидячую кошку, рисует четыре лапы, хотя в реальности они не видны.
Ребёнок, находящийся на этой стадии, ещё не всегда может соблюдать пропорции. То, что расположено далеко, может быть больше того, что расположено близко, а человек может оказаться выше дома. Такое несоблюдение пропорций нормально для стадии правдоподобных изображений.
До этой стадии, без каких-либо усилий со стороны взрослого, обязательно дойдет любой ребёнок, в распоряжении которого есть бумага и карандаши. Мало того, на стадии правдоподобных изображений находятся и многие взрослые, которые не учились рисовать специально. Чтобы перейти на следующую стадию правильного изображения, нужно учиться рисовать.
Ребёнка, достигшего четвертой стадии, целесообразно учить рисовать. Объём, перспектива, тени – это то, что обычно не появляется в рисунке без специального обучения.
Какие же выводы мы можем сделать? Не стоит расстраиваться, если ребёнок рисует головоногов или шестипалых инопланетян — через вышеперечисленные стадии развития рисунка должен пройти каждый ребёнок. Не стоит целенаправленно учить ребёнка рисовать до того момента, пока он не достиг стадии правдоподобных изображений.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома