в каком виде искусства зародилось понятие портрет
Музыка. 6 класс
Портреты в музыке и живописи
В каком виде искусства зародилось понятие «портрет»? Выберите правильный ответ.
в изобразительном искусстве
Портрет в музыке
Кто участвует в создании музыкального портрета? Выберите правильные ответы.
Портрет в музыке и живописи
Кого изображают на портретах? Выберите правильный ответ.
Музыкальный портрет
Кто создал портрет-романс «Я помню чудное мгновенье»? Выделите цветом правильную пару.
И. С. Тургенев – С. В. Рахманинов
А. С. Пушкин – М. И. Глинка
Ф. М. Достоевский – М. П. Мусоргский
Музыкальный образ
Вычеркните элемент, которого нет в романсе.
Музыкальное посвящение
Впишите пропущенное слово.
Екатерина Керн – это Анны Керн.
Музыка русских композиторов
Распределите эпитеты, подходящие и неподходящие к образу Ивана Сусанина.
Подходящие
Неподходящие
Музыка русских композиторов
Подчеркните прилагательные, описывающие главную героиню оперы «Руслан и Людмила».
Портреты в живописи и музыке
Разместите нужные подписи под изображениями.
Русские исполнители
Кто изображён на портрете?
Певец Сергей Лемешев
Герой Иван Сусанин
Композитор Модест Мусоргский
Творчество русских композиторов
Соотнесите автора и название произведения. Расставьте правильные ответы в соответствующие графы таблицы.
Музыка как вид искусства
Выделите цветом все правильные утверждения.
и вокальным, и инструментальным
Русские композиторы XIX века
Какого персонажа изобразил М. П. Мусоргский в фортепианной музыке, прослушанной на уроке?
Жанры искусства
Впишите пропущенное слово.
Жанр портрета в искусстве
Портрет (от французского portrait) – это один из жанров изобразительного искусства, центром которого является человек. Появился он несколько тысяч лет назад в античном искусстве, где чрезвычайно ценилась красота человеческого лица и тела. Подавляющее большинство художников разных эпох обращались к этому жанру: мы можем найти портреты в живописи Леонардо да Винчи, Тициана, А. Дюрера, Э.Дега, П.Пикассо, и, конечно же, у русских художников. Величайшими представителями жанра портрета в России стали В. Боровиковский, В. Перов, И.Крамской, П. Брюллов, В. Серов, М. Врубель, И. Репин и др.
Портреты бывают разными в зависимости от назначения, характера изображения и от эпохи.
Парадные портреты подразделяются на коронационные, тронные, придворные, военные.
Отдельный жанр портрета – миниатюра. Изготавливается на круглой или овальной основе.
Виды жанров портрета
В зависимости от эпохи жанры портрета могут делиться на:
—Костюмированный. Модель переодевается в маскарадный, бальный или охотничий костюм, преображается в литературного, исторического или театрального персонажа.
—Исторический. Жанр исторического портрета представляет собой изображение человека в историческом антураже. Иногда в толковании термина «исторический» случаются разночтения – в некоторых источниках данный вид портрета подразумевает собой изображение известной личности, написанное современниками.
—Ретроспективный. Портрет человека, написанный после его смерти. Может называться историческим из-за разницы в применении терминологии.
—Религиозный. На нём реально живший человек изображён рядом с Мадонной или на алтарной створке. В таком антураже писались портреты религиозных благотворителей.
—Групповой. Особенностью жанра «групповой портрет» является изображение двух и более людей.
—Семейный. На нём герои являются родственниками.
—Парный. В отличие от парной картины, это две отдельные картины, дополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов.
—Портрет-картина. Модель вписана в пейзаж, жанровую или сюжетную картину. Окружающая среда представляет собой не просто «подложку», а является неотъемлемой частью всей композиции.
—Портрет-прогулка. Подраздел предыдущего жанра. Описываемая личность прогуливается на фоне природы.
—Портрет-тип (сословный). Представляет собой собирательный образ. Крестьянин, военнослужащий, купец – в портрете отображаются характерные черты того или иного сословия.
—Автопортрет. Изображение художником самого себя. Часто в каком-либо образе.
История жанра портрет
Портретное искусство началось, как ни странно, со скульптуры. В Средневековье жанр сошёл на нет, а на Ренессанс – во времена смены жёстких духовных ограничений на светские ценности – пришёлся его расцвет.
Портреты писались в профиль, позднее пришло разнообразие – лица изображались в анфас и в три четверти. Абсолютная монархия принесла с собой моду на парадные портреты: их заказывали короли и приближенные к ним особы, аристократия и влиятельные церковники. В тот период появилась должность придворного живописца, который писал портреты правящей семьи в течение всего периода их царствования.
С развитием стилей живописи развивались и менялись портретные стили. В эпоху барокко художники от классического, сдержанного изображения перешли к более глубокому, где преобладала эмоциональность и драматизм. Само же изображение стало более цветным и контрастным.
Рококо внёс свою лепту посредством теплоты, интимности, камерности изображения.
Художники романтизма старались внести одухотворённость в образ модели.
В конце XVIII века художники снова обратились в реализм, а позднее – в эпоху развития импрессионизма, портретисты, как и пейзажники, устремились к изображению настроения и чувств зачастую в ущерб реалистичности.
Экспрессионисты, кубисты, сюрреалисты экспериментировали с цветом, формой, пропорциями, выражали на портретах нестандартные эмоции.
Современные художники используют различные концептуальные подходы, используют современные техники и технологии.
Известные русские художники жанра портрет и их знаменитые шедевры.
К самым знаменитым портретам кисти русских художников можно отнести:
В.Г. Перов. «Портрет Достоевского Федора Михайловича» является образцом классического портрета конца XVIII века. Фёдор Михайлович изображён на нём глубоко погружённым в свои мысли. Художник сумел отобразить его внутреннее состояние – знаменитый писатель был очень закрытым и глубоко задумчивым человеком.
И.Е. Репин. «Портрет С. И. Мамонтова» – известного железнодорожного магната и мецената. С.И. Мамонтов изображён в расслабленной позе. Врубель же написал миллионера в своем легко узнаваемом жанре.
Знаменитый «Портрет Марии Лопухиной» В. Л. Боровиковского отображает не сколько социальный статус графини, сколько её личные качества: образ получился нежным и загадочным, портрет и пейзаж на заднем плане искусно переплетаются, создавая эффект гармонии человека и природы.
Невозможно обойти вниманием портрет «Неизвестной» И.Крамского, которую часто называли русской Джокондой. Хорошо одетая юная особа сидит в экипаже одна, что было немыслимо для тех времён. Историки и критики до сих пор не нашли достоверной информации, кто изображён на этом портрете – по одной из версий это была Екатерина Долгорукова, любовница Александра II.
В. Серов и «Девочка с персиками». Мы снова возвращаемся в усадьбу С.Мамонтова, и на этот раз художник пишет его дочь Веру.
М. Врубель. При упоминании имени художника перед глазами сразу же встаёт его знаменитый «Демон сидящий». Сюжет картины навеян одноимённой поэмой М. Лермонтова. Портрет несуществующего персонажа, духа, олицетворяющего образ борьбы, силы и сомнений в правильности своих поступков.
Картины современных художников, работающих в жанре портрет, вы можете найти на нашем сайте. Добро пожаловать!
Как зародился жанр портрет?
Портрет (произошло от фр. слова portrait) — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост.
На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль. Формат портрета может быть разным: прямоугольный вертикальный, прямоугольный горизонтальный, квадратный, овальный или круглый. Портрет разделяется по размеру: портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).
Существуют различные классификации портрета:
Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный, миниатюрный, фотографический и т.д. Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм, сюрреализм, кубизм, поп арт и т.д.
Поскольку социальное положение портретируемого влияло на определённые методы подачи его образа, то иногда при классификации использовался сословный принцип:
Портрет – изображение человека
Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах – файюмских портретах I – III вв.
В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц.
Поздняя готика и Возрождение – это бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни.
Портрет в изобразительном искусстве – это изображение человека или группы людей, выполненное с помощью художественных средств и образов. Это жанр передает, раскрывает внутренние и внешние характеристики изображаемого объекта (объектов), выступает транслятором увиденной реальности.
Портрет – это один из самых распространенных жанров в живописи. На полотне изображается человек, а вместе с ним не только его внешность, но и часто недоступные общему взору внутренний мир и черты характера.
Этот жанр изобразительного искусства очень персонализирован, почему и интересен обществу в целом и отдельному человеку в частности. Мы привыкли к фотографиям, и к их легкой доступности в мировой паутине, но истинный портрет – это не только результат, который мы видим на холсте.
Это большая трудоемкая работа, проведенная художником и моделью. Это интерпретация человека, не всем доступная и эксклюзивная, элитарная, чем, безусловно, привлекательна и ценна.
Картины портреты относятся к одному из основополагающих жанров живописи. На них изображается человек или группа людей, в облике которого (которых) могут воплощаться определенные черты характера, особенности эпохи, национальности, социальной среды.
Картины с изображением людей – это всегда и собственное отношение автора к конкретной личности, и раскрытие духовной сущности персонажа через особенности его внешнего облика. В категорию портретов входит и такой жанр как автопортрет. Но и в этом случае он являет собой сочетание характеристики определенного мировоззрения и сходства изображения с изображаемым.
Восточные мастера всегда славились своим особым художественным талантом, который в полной мере проявился в отделке и украшениях величественных дворцов, мавзолеев и других культовых зданий. Как правило, основные мотивы узбекского творчества – это орнамент, узор и каллиграфия.
Позже появляется новый вид изобразительного узбекского искусства – миниатюра – маленькие яркие красочные картинки, покрытые лаком, украшали интерьеры дворцов и богатых домов.
В XIV-XV веках – эпоху правления Тимуридов – во всеобщем культурном подъеме пережило свой небывалый расцвет и узбекское изобразительное искусство. В самаркандских мавзолеях сохранились детали изумительных пейзажных росписей.
Некоторые дворцы Амира Темура украшались живописными панно с портретами самого правителя, его жен, сыновей и сподвижников, с богатыми, пиршественными сценами.
В это время рождается творчество Камолиддина Бехзода – величайшего художника средневековья, непревзойденного мастера восточной миниатюры.
Новый взлет узбекского художественного искусства приходится на начало XIX века. Искусство миниатюры достигает наивысшего расцвета, его прославляют такие имена как Ахмад Дониш (1827-1897), Абдулхалик-Махмум и другие.
На узбекскую живопись XX века большое влияние оказали и русские художники-передвижники. Их замечательные работы стали основой для развития восточной школы портретов и пейзажей, развития жанра реализма в живописи.
Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.
Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера, на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала. В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром модель часто вступает во взаимодействие с вымышленными персонажами.
Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).
Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма
Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. (В наименования таких портретов обычно включаются слова «в виде» или «в образе», например, «Екатерина II в виде Минервы»). Различают:
Для живописных портретов также имеет значение точка зрения, с которой художник «смотрит» на модель: если чуть снизу, то это придаёт образу оттенок монументальности, а если сверху, то более подвижно. Изображения «лицом к лицу» со зрителю наиболее нейтральны.
По формату (скульптурные):
Профильное изображение предполагает определённую форму идеализации модели, напоминая об античных камеях и римской медали. Профильный портрет — одна из древнейших форм, поскольку для его создания требовалось меньше навыков рисования — человек в некоторых случаях рисовался не с натуры, а через подсвеченный полупрозрачный экран, на котором обводили его силуэт.
В 1780-х годах художник Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (родился около 1735) — русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры.
Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.
Портрет молодой М. Дьяковой (1778) Портрет незнакомки в голубом платье
Хорошо написанный портрет, как считается, должен показывать внутреннюю сущность модели с точки зрения художника — не только физические, но и духовные черты.
Подобная необходимость была сформулирована еще на заре сложения европейского портрета, когда в 1310 году Пьетро д’Абано сказал, что портрет должен отражать и внешний облик, и психологию модели.
(Так, Латур говорил о своих моделях: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком»).
Требование портета – сходство с оригиналом, которое обеспечивает точного изображения внешнего облика человека. В изображении человека одного внешнего сходства мало, ибо подлинная глубина портрета заключается в раскрытии психологического мира человека.
Наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица, в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннего состояния человека.
Портрет имеет различную смысловую нагрузку. Художник, изображая портрет, стремится, прежде всего, открыть индивидуально-психологические свойства человека. Эти обаятельные качества, известные только узкому кругу людей, придают портрету интимный характер.
В изображении человека требуется нескольких положений:
Например, картина В. Серова
Личные качества портретируемого и задачи, поставленные перед собой художником, определяют композиционный строй портрета, размер и формат картинной плоскости.
В движениях и поворотах человеческого тела проявляются различные черты характера. Поэтому художник всегда ищет такое положение портретируемого, выражение его лица и жестов, в которых наиболее полно запечатлелись бы его типичные черты.
Портрет показывает конкретного человека с присущими ему особенностями и через них отражает время, эпоху, переживания, искания и мечты людей, а вместе с этим и идеалы самого художника, его отношение к изображаемому.
Форма головы человека определяется особенностями черепа, мышц и наличием жировых отложений. Отличительные признаки строения головы проявляются в форме лба, висков, темени, затылка, глаз, носа, рта, ушей, щек, подбородка.
Форма лба зависит главным образом от формы лобной кости. Она бывает высокой, низкой, выпуклой, плоской, вогнутой, скошенной. Форма лба зависит также от наличия и положения лобных бугров: далеко поставленные друг от друга, они делают лоб широким, а близко стоящие — узким.
Форма висков определяется вдавленностью височной кости сверху и выпуклым скуловым отростком снизу, что хорошо заметно у исхудавшего человека. У более полных людей висок имеет выпуклую форму благодаря широкой височной мышце и толстому жировому слою.
Теменная часть черепа выпукла, по бокам имеет теменные бугры, особо выступающие у детей, что придает их голове иногда четырехугольную форму. Форма затылка бывает выпуклой, плоской, скошенной и т. д.
Рисуя фигуру человека, нельзя забывать о модуле, о сравнении частей фигуры друг с другом, о величине между ними и их расположении. П. П. Чистяков в этом смысле говорил, что надо, «рисуя голову, видеть пятку».
Большую роль при изображении фигуры играет одежда. Она может подчеркнуть характерные очертания и движения фигуры. Облегание тканью частей тела определяется, прежде всего, формой этих частей, плотностью и толщиной ткани и покроем одежды.
В местах изгиба формы (в локте, колене, тазе) особенно часто возникают складки. Здесь ткань, сжатая с двух сторон, образует узкие, ломкие, валикообразные складки, направленные по линии сгиба. В местах опоры ткани (плечи, бедра) складки не образуются и поверхность ткани, облегая тело, повторяет его формы.
Рисуя надетую фигуру, следует в первоначальном наброске показать основные части тела, их размер, движение. В одежде не все элементы в равной степени выявляют форму тела и движение его частей. Поэтому надо отбирать в одежде такие элементы, которые помогают построить фигуру, выявить ее характер и движение.
Все остальные детали и складки, не помогающие решить эту задачу, игнорируются.
Например, в работе художника-педагога со старшими дошкольниками большое значение придается умению делать быстрые наброски фигуры человека в различных положениях. Это умение воспитывается систематическими упражнениями.
Модель сначала ставится на 15— 20 минут, а потом время работы сокращается до 3—5 минут.
Разумеется, в краткосрочном рисунке решаются немногие задачи, но такие, которые могут ответить на вопросы: что делает человек? Каково положение основных частей тела? Каковы пропорции его тела? То есть решаются задачи на передачу движения, пропорций и характерных особенностей фигуры человека (рис.).
Набросок выполняют в два этапа. На первом этапе очень легкими, светлыми линиями отмечают высоту фигуры, изображают кружочком или овалом голову, схематично намечают всю массу надетого туловища до пояса и ниже пояса, длину, положение ног.
Первоначальная схема конкретизируется на втором этапе более четкими, уверенными линиями и штрихами, уточняющими форму головы и шеи.
Бегло обрисовывают воротник и намечают контуры торса с руками, внимательно прослеживая их направление, характер и места изгибов, складок одежды, выявляющих форму всех частей торса. Проверяют характер движения масс головы, торса и рук.
Согласуют с ними движение ног, бегло отмечают их толщину и особенности формы до колен и от них до ступней. Проверяют целостность всей фигуры, пропорциональность ее частей и сходство с оригиналом.
Набросок выполняют мягким карандашом, дающим возможность рисовать как светлыми, так и темными, широкими линиями и штрихами, оживляющими рисунок тоновыми и фактурными контрастами. При наличии времени можно линейный набросок дополнить тоном, усиливающим впечатление объемности. Наброски можно делать не только карандашом, но и углем, пастелью, сангиной, тушью акварелью, пером, кистью и палочкой.
Проректор Лиссабонского Университета Т. Сид (Португалия) выразила мнение: «Система образования в Узбекистане имеет четко сбалансированную учебную программу, где большое внимание придается не только теории, но и информационно-коммуникационному и художественному обучению, а также воспитанию учащихся в любви к спорту, преданности вековым традициям узбекского народа», — высказала мнение португальский ученый.
Так, профессор Киевского национального университета имени Т.Шевченко Ольга Плахотник отметила, что Узбекистан великая страна, вырастила мощную плеяду всемирно известных ученых и педагогов, а также большое количество современных ученых. Созданные ими научные труды и школы разрушить никому не удалось.
И очень радует, когда видишь зарождение и развитие новых школ, появление новых ярких вех в истории образования Узбекистана, организаторов науки, педагогов и истинных патриотов в деле высокодуховного, гармоничного воспитания молодежи.
В подтверждении этих мыслей И.Каримов высказал такую мысль в своей речи «Любое государство должно быть заинтересовано в развитии интеллектуального и духовного потенциала страны.
В эпоху глобализации образованность становится важнейшим компонентом экономического развития и накопления национального богатства страны, а высокий духовный уровень населения позволит органично формировать правовую культуру, способность народа жить и трудиться в свободном, демократическом правовом государстве, осознавать свои права и свободы, уметь ими пользоваться в интересах личности, государства и общества».
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современный педагог-художник должен не только профессионально иметь навыки создания портрета, но и владеть педагогическим мастерством в работе с учащимися.
Он должен хорошо знать психологию человека и уметь эти знания использовать, передавать детям в работе с ними, научить обучающихся в создании портрета, увидеть не только внешние качества портретируемого, но и его внутренний мир, его душевное состояние. Эти факторы служат проявлению и развитию творческих способностей учащихся.
Портрет в изобразительном искусстве
Портрет в изобразительном искусстве – это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику). Какова тема любого портрета? На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия.
Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. На портрете могут звучать две, три темы и т.д., но каждая из них – тема индивидуальной жизни.
Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя ее герои могут быть изображены портретно.
Кроме темы, портрет имеет всеобщий (инвариантный) сюжет, такую форму бытия, как созерцание-мышление, интеллектуальное, внутреннее созерцание.
В этом состоянии субъект вбирает в себя весь мир предметов и связей со стороны их значения, смысла, коренных вопросов человеческого существования. Сознание погружается в самого себя. Человек при этом освобождается от односторонности, от узости страсти или случайного настроения.
Индивид внутри себя преисполнен поэзии и фантазии, глубокого погружения в размышления и мысли, в собственный замкнутый внутренний мир.
Такому состоянию противопоказано действие, речедвигательная активность (на портрете человек, как правило, не «говорит». На портрете человек молчит, но это красноречивое молчание.
Портрету противопоказаны аффекты (гнев, ярость, бурное веселье и т.д.) – сильное кратковременное чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Для портрета характерен одушевленный покой.
Человек созерцающий предполагает разнообразное сочетание иных характеристик – социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и др.
Созерцающе-размышляющий индивид изображается на портрете во внешнем облике. Главное здесь – зеркало души, лицо, а в лице – выражение глаз. Взгляд устремлен вдаль или уходит вглубь души, он «проходит» сквозь зрителя.
В чем заключается эстетический инвариант жанра портрета? Замечено, что модель на портрете не смеется и не вызывает смеха. Категория комического противопоказана «архетипу» жанра портрета. Эстетическим инвариантом портрета является категория «серьезного». Портрет – серьезен.
Модель на портрете изображена в серьезную минуту жизни. Портрет опускает то, что принадлежит простой случайности, мимолетной ситуации, присущей человеку в реальной жизни. В этом смысле портрет, по выражению Гегеля, «льстит» модели.
Существует внутренняя связь между созерцанием-размышлением и эстетической серьезностью. Когда человек серьезен, он не смеется. Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится на границе с другими жанрами – этюдом, эскизом, «жанром» и т.п.
Духовный аспект – главное в портрете. Содержанием серьезного может быть и трагическое и возвышенное.
Портрет, как и каждое художественное высказывание, реализует себя через композиционную форму. Она специфична для искусства. Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается лицо модели.
Не случайно композиционным симптомом становления жанра европейского портрета в эпоху раннего Возрождения называют «Выход из профиля» в фас.
Исторические каноны в сфере композиции портрета предписывают определенную трактовку центрального положения лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т.п.
С точки зрения содержания (семантики) портрета жанра, несовместимыми с его архетипом принято считать «натюрмортные» и «декоративные» портреты. «Натюрмортные» портреты, изображая индивидуальность, трактуют ее как «вещь», «декоративные» – не с позиций категории «серьезного», а с точки зрения «декоративного ощущения».
Анализ «архетипа» жанра портрета с точки зрения способов выражения ведется на трех уровнях: коммуникативном, эстетическом и композиционном.
Эстетическая форма выражения должна быть только совершенной, гармоничной, «прекрасной», композиционная – «технически» обеспечивать реализацию эстетической и коммуникативной формы. Коммуникативным инвариантом жанра портрета является изображение.
Основная черта изображения – сходство с отображаемым объектом, с моделью. Сходство – это подобие, но не тождество. Отступление от тождества в границах подобия не только допустимо, но необходимо для целей портрета.
Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Портрет –«автопортретен». Художник вживается в облик модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой индивидуальности.
Такое постижение происходит только в акте эмпатии (перевоплощения) в процессе слияния «Я» модели и «Я» автора. В результате возникает новое единство, подобное тому, которое возникает между актером и его ролью.
Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая. Одушевленность модели на портрете также входит в число черт, составляющих инвариант портрета.
Поскольку портрет всегда в чем-то похож на автора, одновременно он в чем-то не похож на модель. Похожесть и непохожесть одинаково важны для портрета.
Для чего создается портрет, каково его жизненное назначение?
Портрет, который не превращает лицо в «вещь» и не живет только по каким-то совершенно абстрактным формальным законам, заключает в себе истину об индивидуальности Человека созерцающего (и модели и автора).
Вот почему познавательная функция портрета – существенный и необходимый признак жанра портрета, его «архетипа». Это не мешает иным способам использования портрета (мемориального, репрезентативного, декоративного и др.
) в соответствии с бытующей в искусствознании типологией портретного искусства.
В отличие от инварианта («архетипа») каноническая структура портрета относится не ко всем эпохам, а лишь к некоторым: через каноны, их историческую смену совершается развитие портретного жанра. Канон не следует отождествлять со штампом, он является одной из форм развития искусства и его жанров.
Требования канона распространяются на все уровни формы, которые в своей целостности характеризуют стиль портрета. Например, стиль авангардного портрета конца XIX–XX вв. характеризуют такие черты, как «натюрмортность», выражение родового начала (не «Я», а «МЫ»), самовыражение, конструктивное сходство с моделью, гротесковость как ведущая эстетическая категория.
Все это говорит о кризисе классического канона портретного жанра в искусстве авангарда при сохранении «архетипа».
В итоге можно дать следующее определение жанра портрета в его классическом виде: портрет раскрывает с позиций эстетической категории «серьезного» и в рамках живописного стиля истину человеческой индивидуальности посредством одушевленного изображения внешнего облика человека (композиция изображения такова, что в центре оказывается лицо и глаза), выражающего рефлексивно-медитативное состояние модели и автора.
Портрет как жанр живописи
Портре́т (фр. Portrait — «воспроизводить что-либо черта в черту», от лат. persona — «личность; особа») —это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).
Долгое время в культуре Европы слово «portrait» обозначало изображение любого объекта, в том числе и животного. В XVII веке придворный короля Людовика XIV и по совместительству историк искусства Андре Фелибьен предложил этим понятием обозначать изображение конкретного человека.
История портрета
Изображение человека интересовало художников во все времена. Одной из самых древних попыток изобразить человека насчитывается 27 тысяч лет. Пещера, в которой нашли древние рисунки, находится недалеко от города Ангулем во Франции.
На стенах этой пещеры было изображено нечто напоминающее черты человеческого лица: глаза, нос, рот. Уже тогда, в древности, люди проявляли свои творческие способности.
В древние и античные времена портретная живопись осуществлялась с применением силуэта и линий.
В Древнем Египте изображения человека носили религиозный характер. Для ушедшего в загробный мир делали портрет, который был его двойником. Считалось, что чем больше портрет был похож на умершего человека, тем сильнее была связь между портретом и усопшим. Считалось, что душа может вернуться к телу, поэтому египтяне старались сохранить тело как можно лучше.
В Древней Греции предпочитали создавать статуи. Грекам было важно сохранить движение человеческого тела и показать жизнь. Чаще всего в виде статуй изображали победителей олимпийских игр, государственных деятелей, героям сражений.
Портретами у древних римлян были восковые маски, которые они снимали с усопших. На них они показывали не только черты лица человека, но и его внутренние черты и эмоции. Можно сказать, что римляне изобрели портрет, который отражает его современное понятие.
Искусство древнего мира – это огромное наследие для современности. За тысячелетия человек постиг искусство живописи благодаря техникам и принципам, которые дошли до нас с древних времен.
Несмотря на то, что в эпоху Возрождения портреты изображались все по шаблону с упрощенными чертами лица, именно в этот период портретная живопись достигла самого расцвета.
Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» является самым знаменитым экспонатом того времени. Этой картине подражали все последователи художника и считали ее образцом в портретном искусстве.
В эпоху Возрождения появились различные формы портрета. Начали появляться портреты в полный рост, поколенные и поясные, но большей популярностью пользовались погрудные изображения людей.
Знаменитый художник эпохи Возрождения Рембрандт стал мастером в написании интимного или камерного портрета. Целью таких портретов была не просто внешность человека, а его чувства, эмоции и душа.
В XVIII-XIX веках портретное искусство стало набирать обороты и приносило художникам больший заработок, чем пейзажи.
В России портретный жанр появился значительно позже, чем в Европе. Первым образцом русского портретного искусства была парсуна – изображение человека, выполненное в технике иконописи.
Разновидность портрета
Портрет всегда был и остается самым интересным и при этом самым сложным жанром в искусстве. Он позволяет увидеть целый образ человека, его внешность, эмоции, чувства.
Безграничная фантазия художников в изображении людей на протяжении всей истории портретной живописи расширяла границы. Портретное искусство делится на типы и виды, и различаются по формату и повороту головы.
По типу изображения портреты делятся:
Портреты различаются по характеру изображения:
Формат портретов может быть:
Особенность портретного жанра
Самой главной особенностью в портретном жанре является сходство между человеком и написанным с него портретом. Художнику важно передать не только внешнее сходство, но и внутреннее для того чтобы зритель поверил, что человек на портрете именно такой каким его изобразили.
Очень важной деталью на портрете является взгляд. По нему, возможно определить, что человек чувствует на момент написания портрета. Если взгляд направлен прямо на зрителя, он хочет вызвать его на разговор, а если смотрит в сторону, то возможно человек задумчив. Через выражение глаз и через взгляд у человека видна душа.
Кроме взгляда понять внутреннее состояние можно по положению рук, осанке. Сложенные друг на друга руки говорят о том, что человек сделал дело, и он спокоен, а гордая осанка покажет величие изображаемого человека.
Человек сложное существо, но действительные мастера своего дела, истинные художники способны передать любое состояние в своих произведениях.
Художники-портретисты
С развитием человека развивалось и искусство. За всю историю человечества были созданы миллионы произведений. Но были те, которые не просто вошли в историю, они до сих пор радуют и восхищают ценителей искусства. В современном мире на слуху имена художников портретистов, которые жили в XVI, XVII, XVIII веках.
«Человек эпохи Возрождения» — Леонардо да Винчи знаменит благодаря своему полотну «Мона Лиза». Тайну ее знаменитой улыбки до сих пор пытаются раскрыть историки. Увидев впервые эту картину, историки описали ее как нечто, что не смогла бы передать ни одна фотография.
Произведения Йоханнеса Вермеера не были признаны при его жизни, а некоторые даже были приписаны другим художникам. Благодаря историкам и искусствоведам миру известны более 30 его картин и самая знаменитая среди них «Девушка с жемчужной серёжкой».
Голландский художник Рембрандт был мастером в игре света и тени. Картина «Ночной дозор» является подтверждением этого. Художник мастерски передал игру движения в неподвижном портрете. Он был универсальным художником, который писал не только портреты, но и пейзажи, исторические события и сены из Библии.
За свою долгую историю портрет пережил и взлеты, и падения, но до сих пор не исчерпал себя. Несмотря на развитие новых технологий и появление фотографии портретная живопись остается востребованной.
Портрет как жанр изобразительного искусства
К жанру портрета принадлежат произведения изобразительного искусства, в которых отражен внешний вид конкретного человека или группы людей.
По композиционному решению различают портреты:
Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Первые портреты были созданы еще древними египтянами и греками. Древние египтяне считали, что в потустороннем мире душа должна вселиться через глаза покойника в его изображение-двойника. Скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали достаточно точное подобие его внешности.
В Древней Греции идеалом совершенства человеческой личности был свободный человек, поэтому в пластике Древней Греции были распространены идеализированные, будто приобщенные к замечательному миру богов и мифических героев, образы поэтов и философов, общественных деятелей. Искусство античной Греции оставило мировые примеры идеализированного портрета (скульптурное изображение выдающегося деятеля античности Перикла).
Видное место занял скульптурный портрет в искусстве Древнего Рима. Подчинив Грецию и исследовав ее художественные достояния, римляне много позаимствовали у эллинов. Их работы отмечал высокий профессиональный уровень мастерства.
В эпоху Возрождения человек все больше интересовал художников портретного искусства Италии, Нидерландов, Германии… К тому времени в обществе распространяются гуманистические идеи, возрастает осознание значимости человеческой личности. Человек мыслится как венец творения природы, центр Вселенной.
Замечательные портреты создают лучшие мастера кисти — Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Тициан, Антонис ван Дейк, Альбрехт Дюрер.
В XV-XVII ст. искусство портрета достигло своего наибольшего расцвета, В это время художники мастерски рисовали на полотне, на бумаге, высекали из мрамора, отливали из бронзы портреты своих современников.
В музеях мира выставлен портреты известных художников XV ст. — итальянцев С. Боттичелли и В. Тициана, немецкого художника XVI ст. — А. Дюрера, фламандских мастеров XVII ст. — П. П. Рубенса и А. ван Дейка.
Следующие столетия обогатили новыми открытиями портретный жанр — появились непревзойденные произведения известных художников, имена которых вписаны в историю европейского и мирового портрета. Это — Диего Веласкес, Рембрандт, Томас Гейнсборо, Жак-Луи Давид, Жан-Доминик Энгр и др.
Особенно значительных успехов достигло искусство русского портрета в XIX — начале XX столетий. Вспомним работы О. Кипренского, К. Брюллова, В. Тропинина, И. Крамского, И. Репина, В. Серова, которые стали широко известными во всем мире.
В середине XIX ст. одно из главных мест занял особый вид портрета — портрет-тип. Человека изображали во всей психологической сложности, как по его роли в обществе, так и в объединении индивидуальных и типичных черт. Гениально передал такое объединение М. Ге в образе А. Герцена.
Последователями М. Ге на этом пути стали В. Перов (портрет Ф. Достоевского, 1872. Полотно, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва) и И. Крамской (портреты Л. Толстого и Н. Некрасова).
Наибольшие достижения в создании портретов-типов принадлежат И. Репину. Он находил в своих моделях неповторимо-конкретные, лишь им присущие позы, жесты, выражения лица и с помощью этого передавал духовные черты личности, ее социальную характеристику.