в каком веке произошло введение юрьева дня
Что означал Юрьев день для крестьян на Руси
Сейчас мало кто вспомнит истинный смысл поговорки «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Высказывание родилось в момент, когда возможность крестьян переходить от одного землевладельца к другому, то есть наниматься на работу, была заменена крепостным правом. На протяжении почти полутора столетий до этого события крестьянский люд, рассчитавшись с барином по оброкам и другим платежам, мог свободно уйти.
Значение даты
Стояние на Угре монгольской и русской рати в 1480 году положило конец ордынскому игу. Спустя 17 лет после этого знаменательного события Судебник (свод законов от 1497) ввёл Юрьев день — дату, то есть промежуток времени, равный двум неделям, разрешающий крестьянину раз в год «поменять» барина. Введение это означало, что в одном месте можно было оставить землю и на будущий год взять в другом. Недостатка в угодьях не было, а людей везде не хватало.
Было это так: возьмёт крестьянин кусок земли у помещика в пользование, а поздней осенью, по завершении всех работ, он должен рассчитаться с землевладельцем и государством, после чего, если есть желание, может уходить. Установление конкретного числа как даты «крестьянского выхода» связано с религиозным праздником — днём Георгия (Юрия, Егория) Победоносца, поскольку этот святой считался покровителем земледелия и скотоводства. Праздник имел две даты:
Юрьев день — это день, когда зависимый крестьянин должен был сделать осознанный выбор — оставаться или уйти. Ушлые работники могли «объегорить» барина, то есть обмануть его при уплате оброка. Это выражение осталось в обиходе и у современных людей.
Историческая справка
Архивы хранят законы, которые относятся к временам, когда правили Иван Грозный, Годунов и первые представители династии Романовых. Однако до сих пор не найдено ни одного документа, отменяющего свободу выбора рабочего люда. На протяжении веков сложилась традиция рассчитываться работнику с барином в течение недели до и после 26 ноября. После этого крестьянин мог уходить.
Долгое время историки пытаются понять истоки закрепощения. В итоге поисков сформировались две основные теории:
Российский учёный В. Н. Татищев считал, что Борис Годунов в 1592 г. обрёк крестьян быть чьей-то собственностью. Однако после смерти правителя этот документ исчез. Проверить теорию оказалось сложно, поскольку вместо точных фактов есть только предположения и догадки.
Другие исследователи утверждали, что не принятие царских распоряжений, а жизненные ситуации, такие как долги и тягло, стали концом крестьянских переходов. В советское время, опираясь на марксистские учения, в которых крепостничество связывалось с зарождением отработочной ренты, Б. Д. Греков выстроил концепцию, базирующуюся на системе барщины. Основой этой теории стал Указ о заповедных летах, запрещающий Юрьев день на Руси. Он был издан Иваном Грозным в 1581 г.
Однако и эта версия, по мнению современных историков, не выдерживает никакой критики, поскольку тщательное изучение архивов доказало, что Иван IV никогда не издавал подобных документов. Более того, название указа никак не могло применяться к крестьянам, поскольку он повелевал городским властям вернуть тех, кто покинул город, для увеличения налоговых поступлений в казну.
Запрет выхода
Получается, что Грозный неповинен в крепостничестве, а грамота его от 1590 г., адресованная властям города Торопца, отношения к крестьянству не имеет. В то же время Уложение о крестьянах от 1607 г., которое выходит из-под пера Василия Шуйского, проливает свет на этот вопрос. В преамбуле документа говорится, что царь Фёдор Иоаннович, никого не слушая, запретил крестьянам выход из поместий, где они трудились, заставил помещиков переписать их в специальные книги, а если кого недосчитались, то его требовалось вернуть в имение.
Эта теория подтверждается грамотой монастырских старцев от 1595 г., где сказано, что по велению царя Фёдора свободно выйти крестьянин из поместья не может. Документ не сохранился, но цитаты из него содержатся в подлинных бумагах XVI века. Получается, что упомянутым Уложением Юрьев день был фактически отменён, а за землевладельцем закреплялись крестьяне, работавшие у него в тот момент.
Поголовная перепись работников велась в писцовых книгах, которые были у каждого помещика. В 1861 году, во времена правления Александра II, крепостное право было отменено, но это не спасло императора-освободителя от смертельной раны, нанесённой ему народовольцами.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Русь с давних времен была аграрной страной, большую часть населения которой составляли крестьяне. Государство наделило крестьян обязанностью выплаты многочисленных налогов и податей – основная тяжесть налогового бремени падала на это сословие. В период формирования и развития феодального строя постепенно происходило закрепление крестьян за помещиками: более сильная и владеющая землей часть населения делала все возможное для присвоения себе рабочих рук, чтобы получить возможность пользоваться трудом лишенного практически всех прав крестьянина. В итоге получилось так, что правительство, опиравшееся на поддерживавших его бояр и дворян, заставило земледельцев войти в положение полностью зависимых от помещика людей. Так родилось крепостное право – путем медленного закрепощения ранее лично свободных, но бедных землепашцев. Однако у крестьян вплоть до XVI столетия все еще оставался Юрьев день, когда они могли если не совсем уйти от помещика, то хотя бы поменять хозяина.
Что такое Юрьев день
Начиная с XI в., на Руси у крестьян существовало право, как перейти под покровительство какого-либо крупного землевладельца, так и покинуть его. Условия были следующими: помещик давал «подшефному» надел и некоторое имущество (которое называлось «пожилое»), а тот был обязан трудиться на земле, часть плодов своего труда отдавая барину.
Когда взаимные обязательства были исчерпаны (например, крестьянин приобретал какое-то свое имущество, а помещик получал натуральную плату за пользование землей), стороны договаривались о «расторжении договора»: крепостной мог уходить и искать себе лучшей доли.
Со временем произошло установление в законодательном порядке определенного периода в году, когда земледелец мог воспользоваться правом крестьянского перехода. Это и был Юрьев день.
Введение Юрьева дня имело большое значение в истории России. По сути, это означало начало закрепощения крестьян. Юрьев день (или день Святого Георгия, покровителя земледельцев) отмечали 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). За неделю до и в течение недели после праздника крестьянин мог уйти от «своего» помещика, рассчитавшись с ним за пожилое и за пользование землей. Помещик, в свою очередь, платил крестьянину ту сумму, о которой они договаривались. При этом нередко он обманывал «подшефного». Отсюда пошло выражение «объегорить» (Юрий, Георгий, Егор – вариации на тему одного имени). Поздний осенний период был выбран вследствие удобства: заканчивались полевые работы, а до нового цикла было еще далеко. Денежный сбор с крепостных устанавливался произвольно и вполне мог превышать их платежеспособность.
Установление ограничения перехода крестьянина Юрьевым днем (и двухнедельным сроком до и после) произошло при Иване III, когда был принят Судебник (свод законов) 1497 г. Эту дату можно считать первым законодательным ограничением права земледельцев на распоряжение своей личностью.
Отмена Юрьева дня
Временное восстановление крестьян в правах – Юрьев день – было окончательно отменено либо при Иване Грозном, либо позже – при царе Федоре Иоанновиче, который под давлением Бориса Годунова издал указ об урочных летах. Было запрещено крестьянам менять помещика даже в Юрьев день, если в этот год велись работы по составлению писцовых книг. Тогда-то и родилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Происхождение фразеологизма понятно: крестьянин с семьей весь год копил средства для того, чтобы рассчитаться с ненавистным хозяином и перейти под покровительство более гуманного, а тут ему сообщают, что в связи с составлением писцовых книг ходить никуда нельзя.
Указом 1597 года вводились новые правила: разрешено было искать беглого крестьянина в течение 5 лет. По сути, это тоже означало запрет покидать прежнего хозяина.
Кто именно все-таки отменил на законодательном уровне Юрьев день, пока остается неясным. Прямая и полная отмена Юрьева дня не записана ни в одном законодательном акте. Есть мнение, что этот день отменен в 1581 году, когда у церкви забрали в пользу государства принадлежавшие ей земли, и крестьяне потеряли стимул уходить от помещиков (раньше они часто уходили обрабатывать монастырские земли – там было значительно меньше налоговых сборов). Кто и каким документом ввел полный запрет перехода – неизвестно.
Возможно (скорее всего) такого документа вовсе не существовало. Крестьяне постепенно попали в зависимое положение, выйти из которого даже при наличии официального разрешения не могли – не хватало средств, чтобы расплатиться с помещиком. Так было введено крепостное право, на века превратившее земледельца фактически в раба. На Руси в память об этом событии осталось выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», означающее гибель всякой надежды.
Введение Юрьева дня и его отмена на Руси – правила и дата установления
У крестьян на Руси было право “выхода”, то есть возможность смены феодала. Такое правило существовало с XI века, то есть с периода действия Русской Правды в Древнерусском государстве. К концу XV века относится установление единого срока крестьянского выхода.
Введение Юрьева Дня
Крестьянам были предоставлены две недели, одна до, а другая после дня памяти Святого Георгия. Одним из вариантов имени Георгий было Юрий, поэтому 26 ноября получило название Юрьев день. Следовательно, крестьяне меняли феодала уже после сбора урожая и расчета по денежным и натуральным повинностям.
Датой введения Юрьева дня стал 1497 год. Именно тогда при великом князе Московском Иване III появился общерусский свод законов – Судебник. В государстве шло оформление крепостного права. Оно требовалось для содержания многочисленного служилого сословия. Материальной базой крепостного права стала система барщины.
При переходе от одного помещика к другому крестьянин платил своеобразную пошлину –пожилое. Усиление крепостного права произошло согласно Судебнику Ивана IV от 1550 года. Он увеличил размер пожилого. Из-за разорения в период Ливонской войны царь решил ограничить крестьянский выход и в 1581 году издал указ, который ввел первый “заповедный год”, то есть запрет смены владельца. Это было необходимо и для проведения переписи.
Распространение крепостного права в России XVI века было неравномерным. Оно отсутствовало на севере, на Каме, в малонаселенном Поволжье южнее Казани и на Урале. Больше всего крепостных крестьян было вокруг Москвы, а также вдоль южной и западной границ, где часто велись войны с соседями.
Отмена Юрьева дня
Вопрос об отмене Юрьева дня до сих пор является дискуссионным. В XVIII веке историк Василий Татищев считал, что крестьян окончательно закрепостили в 1592 году царь Федор Иоаннович и его сподвижник Борис Годунов.
Более правдоподобной выглядит версия о том, что Юрьев день был отменен при втором царе из династии Романовых – Алексее Михайловиче. Это произошло в 1649 году после принятия Соборного Уложения.
Соборное Уложение 1649 года представляло собой свод законов, который действовал около 180 лет сначала в царстве Русском, а потом и в Российской империи. Оно ввело бессрочный сыск беглых крестьян. Они часто бежали к казакам на Дон.
Рис. 3. Алексей Романов 1649.
Что мы узнали?
Следует знать, при каком царе был отмечен Юрьев день, то есть право крепостных крестьян на смену феодала. Это событие стало одним из этапов оформления крепостного права в России.
Новое в блогах
ЮРЬЕВ ДЕНЬ
Поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» произносят при внезапном разочаровании, неудаче и неожиданной перемене к худшему. У этого выражения глубокая история, связанная с трагической жизнью простого русского землепашца, которого приравняли к рабу и двуногому скоту. Сделали это не пришлые завоеватели, а свои же православные правители.
Крепостное право не является порождением русской действительности. Практически все европейские государства имели свой аналог этой системы, но отменили ее раньше, чем Россия.
Однако у европейцев оставались колонии, где рабство продолжало существовать, даже когда английские, французские, немецкие, нидерландские, португальские крестьяне получили свободу. А вот российским правителям пришлось эксплуатировать свое же население.
Георгий Победоносец и русский крестьянин
Князь Ярослав Мудрый считал небесным покровителем Георгия Победоносца и приказал построить храм в честь своего святого. 26 ноября или 9 декабря по новому стилю 1051 года Георгиевскую церковь освятили. В народе эту дату прозвали Юрьевым днем, Егорием осенним или Егорием холодным. Считалось, что после 26 ноября «Егорий отмыкает пасти волкам» и они могут нападать на скот.
К XV веку Юрьев день стал особенно важен для русского хлебороба. 26 ноября завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ. Полевые работы заканчивались и на селах происходил расчет по финансовым и натуральным повинностям крестьян перед владельцем земли – помещиком, который выплачивал налог государству. За неделю, до и после Егория любой крестьянин мог свободно оставить землю, на которой жил ранее и перейти к другому помещику.
«Юрьев день». Сергей Иванов
Для этого селяне уплачивали хозяину долги и пошлину за пользование двором и землей. Когда все финансовые дела были закончены, крестьяне собирали свои пожитки и отправлялись к новому феодалу, которого также могли через год поменять. Право крестьян на смену помещика регулировал Судебник князя Ивана III, принятый в 1497 году. Право на выход сохранился и в Судебнике 1550 года, составленном при Иване Грозном.
Недостающее звено
Историки до сих пор спорят кто и когда отменил Юрьев день и полностью закрепостил русское крестьянство. Опубликованного закона об его упразднении в архивах так и не обнаружено. По этому поводу историк Руслан Скрынников писал:
«Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».
Василий Ключевский считал, что закрепощению крестьян способствовали не законы, а реалии жизни. Соглашался с Ключевским и советский историк Борис Греков. По его мнению, в XVI веке в России появилась материальная база крепостного права – система барщины. В 1581 году Иван Грозный издал указ о «заповедных летах» — отдельных годах, когда крестьянам запрещалось уходить от помещика. Делалось это для облегчения всеобщей переписи земель государства.
Борис Годунов — боярин, шурин царя Федора I Иоанновича, при котором был фактическим правителем государства. С 1598 по 1605 года — русский царь.
По гипотезе историка Вадима Корецкого отмена Юрьева дня произошла при сыне Ивана Грозного Федоре Блаженном, которого считали слабоумным. Подбил его на этот шаг Борис Годунов. При этом крепостное право не распространялось на южные уезды страны.
Похожего мнения придерживался и Руслан Скрынников, который писал:
«…Закабалил же крестьян, по-видимому, все же… Федор Иванович, мягкий и слабовольный, находившийся под влиянием Бориса Годунова. Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил».
«Урочные лета»
Среди крестьян был популярен фразеологизм «объегорить». Святого Георгия или Юрия в народной среде называли Егорием, а «объегорить» означало уйти от помещика, не заплатив ему подати. Еще в судебнике Ивана Грозного прослеживается «затягивание гаек» в отношении землеробов. Так в 1550 году вдвое увеличился налог на пользование землей и инвентарем помещика. У многих хлеборобов денег на выход не хватало, и они самовольно уходили с земли.
«Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого». Николай Неверев
Крестьян особо никто не искал, Россия большая, а идти им некуда. Рано или поздно объявятся у нового помещика, и государственная казна свое получит. Со временем масштаб бегства стал увеличиваться, и многие пахари предпочитали не хозяйский плуг, а волю. Молодые и сильные уходили к казакам или пополняли шайки «лихих людей» и «государевых воров».
Картина «Беглый». Константин Савицкий
В феврале 1597 году в царских указах впервые встретилось понятие «урочных лет». Теперь после заявления помещика, государство пять лет разыскивала его беглого крестьянина. По истечению этого срока беглеца больше не искали. Постепенно срок увеличивался и в 1642 году составлял 10 лет для беглых и 15 для увезенных новым владельцем крестьян.
Крепостное право в истории России
В 1649 году при царе Алексее Михайловиче Романове было издано Соборное уложение.
Д окумент отменял срок давности и отныне беглый находился в розыске всю жизнь. Уложение окончательно прикрепляло крестьянина к земле, что и считается началом классического «крепостного права». Царская Реформа высекла из народного сердца полную обиды и разочарования поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
Исторический парадокс:
А лексей Михайлович, который закабалил крестьян, в народе получил прозвище Тишайшего, а вот его потомка императора Александра II, в 1861 году отменившего крепостное право, простой люд не любил. Спустя 20 лет после судьбоносного решения его убили народовольцы. Дарованная Александром воля была не полной, а дух крепостничества из отношений государства-помещика-крестьянина так и не вытравили. Пройдет чуть более 50 лет после манифеста о свободе и в России произойдет Революция.
Одним из главных ее лозунгов станет: «Землю крестьянам!». Когда большевики победят, то придумают слово «колхозник». Работать крестьянин будет не за деньги, а за трудодни, за которые он получит свою долю от урожая. Практику трудодней отменят в 1966 году, а выдача паспортов селянам начнется в 1976 году.
Сколько было крепостных крестьян и где их было больше всего
Со второй половины XVIII века процент крепостных крестьян сокращался. Сама система экономически и морально устарела. С 1816 по 1854 год, свободу по разным причинам получили 957 тысяч крестьян. В 1861 году вышла книга «Крепостное население в России, по 10-й народной переписи», согласно которой в Европейской России, Сибири, во владениях русской Северо-Американской компании и Кавказском крае проживало 67 миллионов человек обоего пола.
Празднование в Москве отмены крепостного права
По данным на 1859 год в стране было 23 миллиона крепостных, из которых 506 тысяч находилось в Закавказском крае и всего 4338 человека в Сибири. Остальные миллионы в «сердце империи» – Европейской части России. Среди них были не только помещичьи, но и государственные крепостные, из которых 3,5 миллиона с 1797 года приписаны на содержание царской фамилии.
Больше всего зависимых крестьян проживало в Смоленской, Тульской и Могилевских губерниях, по 69, 68 и 64% от общей доли населения. 543 тысячи крестьян было приписано к фабрикам и заводам.
Юрьев день 2020: история и традиции, советы дачникам и огородникам, что нельзя делать
Память Георгия Победоносца — особо почитаемого на Руси христианского святого — Русская православная церковь чтит 6 мая (23 апреля по старому стилю). Народные названия праздника — Юрий Вешний, Егорьев день или Юрьев день. Юрий Вешний был очень важен для сельскохозяйственного календаря наших славянских предков, сегодня их традиции могут пригодиться дачникам и огородникам, которые мечтают о хорошем урожае.
Кто такой Георгий Победоносец
Великомученик Георгий был сыном богатых и знатных христиан из города Белита (ныне Бейрут). Георгий выделялся силой, статью и красотой, он преуспел на военной службе и был любим императором Диоклетианом. Однако, когда при Диоклетиане — фанатичном язычнике — начались гонения на христиан, Георгий не стал скрывать свою веру. Несмотря на увещевания императора, Георгий не дрогнул и не отрекся от христианства. За это после страшных пыток он был обезглавлен. Святому приписывают обращение в христианство жены Диоклетиана царицы Александры, сокрушение идолов в храме Аполлона и победу над змеем, разорявшем земли.
На Руси Георгия Победоносца очень почитали, его имя в русской традиции видоизменилось в Егорий (Егор), так в основном называли простых людей («дворянский» вариант — Юрий). Сидящий верхом на коне и поражающий змея святой Георгий был запечатлен на гербе Российского государства, ныне образ этого святого есть на гербе Москвы.
Юрьев день в народной традиции
С Юрия Вешнего на Руси начинались полевые работы. Этот день был важен и для огородников, но все работы старались делать либо до, либо после праздника. На Руси говорили:
«На Юрия только ленивая соха не выезжает»; «Яровые сей на Егория»; «На Егория мороз — будет просо и овес»; «Сей рассаду на Егория — будет щей вволю» и т. д.
Особо ценилась так называемая «юрьевская роса», которая появлялась в этот день рано утром. По росе катались, поскольку считалось, что она придает здоровье и силу. На покрытые росой луга утром выгоняли скотину, приговаривая:
«На Егория роса — не надо коням овса».
В Юрьев день весь скот считали именинником. Животных в этот день холили и лелеяли, хорошо кормили, мыли и чистили — вообще всячески задабривали. Чтили в этот праздник и пастухов, которых угощали яичницей, одаривали одеждой и деньгами.
Что нельзя делать в Юрьев день
Все запреты Юрьева дня были связаны с животными. В этот день животных категорически нельзя было обижать, особенно домашних. Поэтому под строжайшим запретом были забой скота, охота, а также употребление в пищу мяса. Согласно примете, это могло принести горе всей деревне и наслать на скотину мор. Также нельзя было что-то делать из шерсти: вязать, прясть, даже давать кошке играть с клубком.
Для современных дачников и огородников актуален запрет на работу в огороде: сеять и пропалывать нужно до или после праздника. В 2020 году наиболее удачный день для ранних посадок — 7 мая.
Девушкам в Юрьев день не рекомендовалось стричься, иначе, согласно примете, волосы будут плохо расти. Также категорически запрещалось устраивать шумные посиделки и пьянки, поскольку в этот день на Руси поминали погибших воинов.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» относится к другому празднику — Юрию Осеннему, отмечаемому 26 ноября (9 декабря). На Руси, когда крепостное право еще окончательно не установилось, крестьяне в этот день имели право перейти от одного помещика к другому. Однако в 1592 году царь Борис Годунов окончательно закрепил крестьян на земле и им запретили менять хозяев. С тех пор, согласно легенде, и появилась поговорка про бабушку и Юрьев день.