в каком веке появилось ремесло
Ремесло
Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.
Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.
Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. — первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.
В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.
Издавна человечество знало такие ремёсла, как:
В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.
Содержание
История
Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.
При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома (греч. οίκος ).
Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.
Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно — небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.
С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов — именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:
Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.
Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в сфере цифровых технологий можно насчитать не менее десятка.
Литература
ремесло-изготовления предметов быта, орудий труда, оружий, с помощью ручного труда
От первобытного общества до века инноваций – какие же бывают ремесла? История ремесел, их трансформация и перспективы на ближайшие десятилетия
Есть 3 главные причины, благодаря которым появились ремесла: разделение труда, развитие земледелия и скотоводства и появление прибавочного продукта. Как именно зарождались ремесла, что происходило в Античности, как менялся процесс в Средние века и как он меняется сейчас. Какие бывают ремесла? Почему одни виды ремесел умирают, а другие становятся традиционными? Как глобализация влияет на жизнь ремесел? Все ответы – далее.
Зарождение ремесел
Историки считают ровесниками человека разумного и ремесло. Как только человек начал сознательно практически осваивать окружающий мир, он стал на путь создания ремесел. Начиналось оно с камня, и примерно миллион лет на этом же и ограничивалось. Человек находил и разными способами раскалывал камни, чтобы иметь возможность приспосабливать их в быту. И только через миллион лет к этому делу присоединилась примитивная деревообработка. Она заключалась в отламывании и обработке палок, привязывании их к камням лозой.
Топор древнего человека
Шаг, на первый взгляд, не самый большой, но это ошибочное мнение. Именно так появились первые умельцы, делающие копья и топоры. Эту технологию (как бы громко ни звучало) люди передавали новым поколениям. И порой данные технологические знания терялись на века, а потом снова набирали силу. Только через 300 тысяч лет будет изобретена одежда, и еще 80 тысяч лет человечеству понадобится на открытие земледелия.
Но не стоит критиковать древнего человека. Основная задача заключалась в знании и пребывании окружающей среды: слово «выжить» означало ежедневную, ежечасную опасность. К тому же стоит понимать и средство передачи опыта – его просто демонстрировали и копировали. Обходились без языка, знаков и рисунков. Но постепенно появлялись и они, и это создавало культурные системы, в свою очередь, продвигавшие развитие ремесел.
Первые зачатки культуры у первобытных людей
Знаете ли вы, что означает слово «ремесло»? Это мелкое ручное производство, связанное с ручными орудиями труда, с личным мастерством работника. Естественно, что толчком к мощному развитию ремесел в более привычном для нас виде, стало земледелие и скотоводство. Оно спровоцировало развитие разных ремесел, которые долгие столетия удовлетворяли потребности человеческого общества. Носили ремесла, в основном, семейный характер. И лишь развитие рынка поспособствовало узкой специализации и обособлению ремесел в отдельные профессии.
Ремесла Древнего мира
В хозяйстве развитых экономически полисов Греции ремесло играло важнейшую роль. Существовали целые кварталы ремесленников с небольшими мастерскими, которые одновременно были и магазинами по продаже изготавливаемых изделий. Интересно, что в мастерских хозяева работали вместе с рабами. Домашнее производство, рассчитанное на рынок, распространенная для Древней Греции практика – основой этого производства можно считать ткачество и прядение, традиционные ремесла.
Несмотря на аграрный характер развития Древнего Рима, ремесла и торговля не были «заброшены». В исторических источниках указано, что царь Нума учредил 8 союзов ремесленников. Туда входили плотники, красильщики, сапожники, медники, золотых дел мастера, горшочники и флейтисты. Два первых столетия Республики ознаменованы войнами, что влекло запрос на большое количество вооружения. Приобретать его посредством массового импорта было фактически невозможно, потому производили его в местных мастерских. И все же в ту эпоху рабский труд еще не рос так, как это случилось столетиями позднее.
Основными занятиями древних персов были земледелие, садоводство, торговля. Но самым известным ремеслом этой державы было ковроткачество. Для кочевых племен ковры были не просто предметом роскоши и комфорта, хотя их оформление, безусловно, было и эквивалентом богатства. Интересно, что ковроткачество не осталось историческим напоминанием о былой славе – ковры прославили регион много столетий назад, но и сегодня иранские ковры считаются брендом.
Неминуемо одни виды ремесел умирали, другие только набирали мощь. Это можно назвать естественным отбором.
Неминуемо одни виды ремесел умирали, другие только набирали мощь. Это можно назвать естественным отбором. Основной причиной его является научно-технический прогресс, который просто уничтожал саму нужду в ремесле. Но, в то же время, когда один вид керамики умирает, второй остается на плаву. Нельзя списывать это только на везение. Если ремесло уже более напоминает искусство, и продукт ручного творчества становится эстетическим идеалом, он долгое время может пользоваться спросом. Важно и то, кто будет сохранять ремесло, есть ли мастера, которые продолжат традицию.
Основное о ремеслах Древнего мира:
В то же время определился один из главных ремесленных принципов: если ремесленное производство ориентируется на сбыт в дальние районы, оно будет основываться на более широком разделении труда. Ремесленничество на заказ, в свою очередь, повлекло рост и развитие городов именно как крупных ремесленно-торговых центров.
Ремесла в Средние века
В Средневековье важным, и постоянно растущим слоем городского населения были именно ремесленники. Увеличилась покупательская способность населения, что стало поводом для роста и развития городских ремесел. Работа на заказ становилась преимущественно работой на рынок.
Тенденции развития ремесла в Средние века:
Но к концу эпохи цеховая система начинает становиться тормозящим фактором. Из-за обособления цехов ремесло тормозится в развитии, мастером может стать только сын или зять мастера. Та же регламентация ремесла отживает свое, она сдерживает внедрение технологических новшеств. Потому цехи изживают себя, и концу классического Средневековья возникает мануфактура.
Вашему вниманию предлагаем экскурс в историю средневекового ремесленничества.
Дальнейшее развитие
Эпоха Возрождения – время, когда общество переходит от феодализма к капитализму – известно не только расцветом искусства. Для ремесленничества, главным образом, важна промышленная революция. Аграрное общество становится индустриальным, промышленный переворот начинается в 18 веке и длится весь 19 век.
Новый машинный способ производства заменяет старый, т.е. ремесленный, и к середине 19 столетия он фактически вытесняет ремесленничество. Но, к счастью, наверное, со старыми, традиционными приемами, формировавшимися столетиями, невозможно так легко расстаться.
Здесь происходят иные формации: машинное производство не нуждается в украшении своего продукта. Зачем, например, станку узор или орнамент? Зачем исследовательскому прибору быть декорированным? Капиталист производит товар, который потребитель будет использовать по назначению, довольствуясь чисто технической формой.
Итак, цивилизация становится промышленной. Машины начинают производить машины. Появляется ткацкий станок, паровоз и пароход, паровая машина, винтовка и др. Они будут названы фундаментальными открытиями. Определение ремесла меняется – оно более не движет запросами общества. Но оно и не теряется. Общество становится промышленным, но природа человека не подвержена таким быстрым изменениям. Он все также испытывает эстетические потребности, и если примитивному ремеслу их не удовлетворить, то искусные мастера могут побороться за право на жизнь.
Машины начинают производить машины. Появляется ткацкий станок, паровоз и пароход, паровая машина, винтовка и др. Они будут названы фундаментальными открытиями.
И они выживают. Например, в Викторианскую эпоху появляется британское художественное движение искусств и ремесел. Его участники изготавливают предметы декоративно-прикладного искусства, сближая друг с другом высокое искусство и кустарные практики. Уильям Моррис, основоположник движения, пытался своим делом противостоять «бездушному машинному производству». Был у движения и русский аналог – худсодружства в Талашкино и Абрамцево.
Современный мир
Индустриализация, как видно это из истории, имела все возможности беспощадно стереть ремесла с лица земли. Но они не просто выжили (хотя и далеко не все), но многие даже заняли серьезные позиции в национальном хозяйстве. Возможно, кому-то и набили оскомину восхваления русских традиционных ремесел, но, наверняка, это люди, мало сведущие в возможностях национальных направлений.
Простые примеры: Гжельская фабрика вступает в коллаборации с преуспевающими дизайнерами, и ее продукция появляется в интерьерных обзорах самых популярных блогов о моде и стиле. Или салфетки с крестецкой строчкой (традиционным Новгородским промыслом) используются в дорогой и востребованной рекламе, а статьи о возрождении фабрики печатают в Forbes.
Аналитики пишут, что мир «наелся» продуктов глобализации, осознал ущербность сверхпотребления, и готов отчасти вернуться в постиндустриальный мир.
Коротко о состоянии современных ремесел:
Начиная с первобытно-общинного строя и достигнув эпохи инноваций и «эры Илона Маска», человек, так или иначе, создавал, хранил, совершенствовал ручное производство. Сегодня его не принято противопоставлять машинному по оборотам и доле на рынке. Но зачастую его можно сравнивать с машинным по качеству сырья и исполнению.
Не обязательно повторять то, что было создано на Руси – но можно переосмысливать задумки и наработки народа, находить для них новое звучание и дарить людям уникализированный, качественный продукт. Возможно, это одна из лучших прививок против перекосов глобализма и для сохранения национальной идентичности.
Ремесла
Самым первым ремеслом было, вероятно, плетение корзин из речного тростника и прутьев. Корзины были легки в изготовлении и нетяжелы, однако не очень прочны. Более износоустойчивыми были гончарные изделия. Открытие того, что обожженная глина становилась прочнее, могло произойти случайно, быть может, когда выложенная глиной корзина упала в огонь. Фигурки из обожженной глины изготавливались начиная примерно с 24 тыс. до н. э., однако потребовались тысячелетия, чтобы люди осознали, что гончарные изделия могли использоваться для приготовления и хранения пищи и напитков.
Первые горшки были сделаны в Японии около 10,5 тыс. лет до н. э. Горшки лепили из колец или кусков глины. Их стенки разглаживали и декорировали, прежде чем обжечь на открытом очаге или в печи. Другим важным изобретением — около 6 тыс. лет до н. э. — было изобретение ткацкого станка. Первое полотно было, вероятно, соткано из шерсти, хлопка или льна.
Керамика
Древние люди заметили, что глина, побывав в огне, становилась более прочной. Идея обжигать гончарные изделия, возможно, пришла в голову доисторическому человеку, когда обмазанная глиной тростниковая корзина случайно упала в огонь. Керамика, изделия из обожжённой глины — это те свидетельства деятельности людей каменного века, по которым мы сейчас можем судить об их умениях. Появление керамики в археологических находках свидетельствует о новом витке в развитии ремёсел. Появилась и профессия гончара — человека, который лепил и обжигал изделия для хранения зерна и воды, кухонную утварь. Первые горшки были сделаны в Японии около 10,5 тысяч лет до н.э.
Древние резчики
Камень оставался распространённым материалом для ремесленников. Для изготовления фигурок часто использовался мыльный камень (или стеатит) — пластичный и податливый, из него вырезали изящные изделия, как, например, эта фигурка, найденная на греческих Кикладских островах. Подобные статуэтки нередко использовались в погребальных обрядах. Также среди излюбленных материалов древних резчиков по камню были известняк, кальцит, вулканический туф, кость, бивни мамонта.
Статуэтка из обожженной глины
Это один из древнейших предметов из обожженной глины в мире. Он представляет собой одну из многочисленных сходных между собой фигурок, изготовленных около 24 тыс. лет до н. э. в Дольни-Вестонице в Чехии. Тут доисторические люди охотились на мамонтов, шерстистых носорогов и лошадей. Строили жилища с небольшими, овальной формы печами, в которых обжигали свои статуэтки.
Плетение
Корзины, циновки, верёвки… — люди, жившие в неолите, плели из тростника и лозы очень много вещей. Корзины были легки в изготовлении, их было нетяжело переносить, а материал для плетения постоянно находился под руками. Тростник в изобилии рос в болотистых местах, по долинам рек. Но из-за недолговечности материала плетёные предметы практически не сохранились. Скорее всего они выглядели так, как эта циновка из Перу, сплетённая из верёвок, сделанных из растительных волокон.
Домашняя утварь
Многие доисторические горшки были украшены орнаментом, похожим на переплетение корзины. Этот горшок, имеющий простой геометрический орнамент, был сделан в Таиланде около 3,5 тыс. лет до н. э. В глиняных горшках вроде этого хранили еду, носили воду или готовили пищу.
Стеатитовый идол
Для изготовления этой резной фигурки с греческих островов Киклады использовался стеатит, или мыльный камень. Стеатит очень мягкий, по нему легко резать. Подобные статуэтки нередко использовались в погребальных церемониях. Они также могли использоваться либо в качестве самого объекта поклонения, либо в качестве ритуального подношения богу. У этой фигурки на шее имеется крест. И хотя у этого символа, безусловно, нет никакого христианского смысла, никому не известно, что же он означает.
Ремесла
Ремесло — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия.
Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.
Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.
Становление профессионального ремесла, особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя — городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. — первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий — гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.
В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.
Виды ремёсел
Издавна человечество знало такие ремёсла, как:
В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.
Художественное ремесло
Народные художественные промыслы
Народные художественные промыслы (народное ремесло) — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.
Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.
Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.
Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).
Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда — нет.
История ремесел
Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.
При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.
Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.
Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно — небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.
С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов — именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:
Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.
Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в сфере цифровых технологий можно насчитать не менее десятка.
Copyright © Галеон
г. Москва, Сущёвский Вал, 75с1