в каком веке появились былины

Когда появились древнерусские былины?

в каком веке появились былины. Смотреть фото в каком веке появились былины. Смотреть картинку в каком веке появились былины. Картинка про в каком веке появились былины. Фото в каком веке появились былины

Былины – форма русского героического эпоса, долгое время существовавшая в устной форме в народной среде. Записывать их стали сравнительно поздно – лишь в 19 веке.

Естественно, возникает вопрос, когда же они были созданы. И тут исследователь сразу же сталкивается с трудной задачей. Устные источники нельзя точно датировать, так как в народном предании не сохраняется дата сочинения эпоса. Древних же письменных памятников с записанными текстами, по которым их можно было бы датировать, тоже нет.

Интересную методику выяснения времени появления былин предложил современный русский историк Вадим Викторович Долгов. О ней здесь и пойдёт речь.

Он предлагает провести текстологический анализ былин и выявить, какой же эпохе истории России соответствует социально-психологический образ былинных героев.

в каком веке появились былины. Смотреть фото в каком веке появились былины. Смотреть картинку в каком веке появились былины. Картинка про в каком веке появились былины. Фото в каком веке появились былины

Итак, былины начинаются с того, что Герой покидает родной дом без каких-бы то ни было видимых причин, и начинает свой Путь. Герой может быть как богатым (Добрыня Никитич), так и бедным (Илья Муромец). Он едет в чисто поле для того, чтобы «погулять», то есть показать свою удаль и силу богатырскую. Герой былин – типичный пассионарий — это человек, наделённый избыточной энергией.

Далее Герой решает ехать в стольный град Киев к ласковому князю Владимиру. Князь здесь предстаёт, во-первых, как потенциальный работодатель, и, во-вторых, как податель разных благодатей. Герой хочет не просто служить князю, но – «людей посмотреть – себя показать». Здесь же, в Киеве, при дворе князя Владимира, собираются и другие богатыри Руси.

Для того, чтобы его приняли должным образом при дворе князя, Герой должен совершить два подвига. При этом первый подвиг, как правило, совершается героем ради удовольствия, как-бы играючи. Так, например, Добрыня без всякой цели нападает на Змея и топчет его детёнышей, а Алёша Попович убивает никого не трогающего Недотолища.

Второй же подвиг Героя обязательно носит общественно-полезный, и, как бы мы сегодня сказали, патриотический характер. Во второй раз сражаясь со Змеем, Добрыня освобождает княжескую племянницу Забаву Путятишну. Алёша Попович же во время своего второго подвига освобождает Киев от Тугарина.

в каком веке появились былины. Смотреть фото в каком веке появились былины. Смотреть картинку в каком веке появились былины. Картинка про в каком веке появились былины. Фото в каком веке появились былиныИван Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну.

В.В. Долгов отмечает, что патриотизм в былинах «присутствует не столько в виде осознанного убеждения, сколько как глубинная определяющая мировоззрения… Участие в делах общества и государства становится для героя смыслом жизни». Защита интересов Земли Русской для Героя выше личных интересов, на защиту своей земли Герой идёт даже несмотря на конфликт с князем Владимиром.

Ещё одна черта былинного Героя – особое внимание к своей чести и достоинству. Богатыри самолюбивы, горды и запальчивы, не могут сносить ничьих обид, даже княжеских.

Если обидчиком чести Героя выступает другой богатырь, он вступает с ним в поединок. Если же обида исходит от князя, Герой не проявляет покорности и смирения, он отказывается служить князю, даже если враг угрожает Киеву. Конечно же, это несомненный маркер средневекового мышления.

Другая отличительная черта былинного Героя в том, что он не причисляет себя к элите – князья и бояре для него «они». Одновременно с этим, он не считает себя приниженным, не считает себя рабом или холопом, имеет чувство собственного достоинства, и никто не вправе его оскорбить. Если богатыря оскорбили, он запросто может развернуться и уйти, сказав «сами тогда воюйте». В условиях угрозы врага князь Владимир Красно Солнышко вынужден идти на уступки Герою и признавать его достоинство.

Важной особенностью русского эпоса, отличающей его от западноевропейского является, как отмечает В. Долгов, является то, что Герой служит прежде всего не князю, а Киеву, Руси, своей земле.

Итак, рассмотрев данные особенности поведения и мировоззрения Героя русских былин, Вадим Викторович задаётся вопросом, какому же периоду может соответствовать данный социально-психологический образ? С одной стороны – Герой проявляет аристократические черты, характерные для эпохи Средних веков и рыцарства. С другой – былинный Герой не дистанцируется от народа, он демонстрирует демократическое социально-политическое мировоззрение.

И Долгов находит такой период в истории России.

То, что сегодня нам кажется аристократизмом – особое отношение к своей чести, достоинству, самолюбие, не всегда было присуще исключительно аристократам. Такой же менталитет был и у свободных древнерусских общинников, которые были не только землепашцами или ремесленниками, но и воинами, способными в любую минуту встать на защиту своей земли. Лишь позже, с развитием социума, данные черты были закреплены за аристократией, а всё более закабаляемое крестьянство забыло о таком менталитете.

Такой аристократический менталитет свободных древнерусских общинников был свойственен русским людям 10 – 13 веков, когда полноправный общинник участвовал в военных операциях.

На этот же период древнерусской истории ложится и вольное поведение Героя по отношению к князю. Именно в 10 – 13 веках свободные общинники не знали рабского служения князю, не воспринимали его как всевластного монарха, в исторических источниках имеются факты того, что община запросто могла изгнать князя.

И именно в менталитет свободного древнерусского общинника укладывается патриотизм былинного Героя. Главный подвиг древнерусского былинного Героя – это защита Отечества, даже несмотря на распри с князем. Древнерусский общинник понимал, что князь князем, но свою землю нужно защищать.

Итак, и упоминание стольного Киева, и упоминание князя Владимира, и, самое главное, специфический менталитет Героя – всё это указывает нам на то, древнерусские былины были сложены примерно в 10 – 13 веках.

Источник

В каком веке появились былины

Точный возраст той или иной былины определить невозможно, потому что они складывались веками. Ученые начали массово записывать их лишь после 1860 года, когда в Олонецкой губернии обнаружилась еще живая традиция исполнения былин. К тому времени русский героический эпос претерпел значительные изменения. Подобно археологам, снимающим один слой почвы за другим, фольклористы освобождали тексты от более поздних «пластов», чтобы выяснить, как звучали былины тысячу лет назад.

Удалось установить, что старейшие былинные сюжеты повествуют о столкновении мифологического героя и киевского богатыря. Еще один ранний сюжет посвящен сватовству богатыря к иноземной царевне. Древнейшими героями русского эпоса считаются Святогор и Волх Всеславьевич. При этом народ нередко вводил в архаичные сюжеты современных ему действующих лиц. Или наоборот: древний мифологический персонаж по воле рассказчика становился участником недавних событий.

Слово «былина» вошло в научный обиход в XIX веке. В народе же эти повествования назывались старинами. Сегодня известно около 100 сюжетов, которые рассказаны в более чем 3000 текстов. Былины, эпические песни о героических событиях русской истории как самостоятельный жанр сложились в X–XI веках — в эпоху расцвета Киевской Руси. На начальном этапе они основывались на мифологических сюжетах. Но былина, в отличие от мифа, рассказывала о политической обстановке, о новой государственности восточных славян, и потому вместо языческих божеств в них действовали исторические лица. Реальный богатырь Добрыня жил во второй половине X — начале XI века и приходился дядей князю Владимиру Святославичу. Алешу Поповича связывают с ростовским воином Александром Поповичем, погибшим в 1223 году в битве на реке Калке. Святой преподобный Илья Муромец жил, предположительно, в XII веке. Тогда же в новгородской летописи был упомянут купец Сотко, превратившийся в героя новгородских былин Садко. Позже народ стал соотносить героев, живших в разное время, с единой былинной эпохой князя Владимира Красное Солнышко. В фигуре Владимира слились черты сразу двух реальных правителей — Владимира Святославича и Владимира Мономаха.

Еще один древнейший персонаж — Волх (Вольга) Всеславьевич, рожденный от женщины и змея. Этот оборотень, великий охотник и колдун упоминается в славянской мифологии как сын Чернобога. В былине «Волх Всеславьевич» дружина Волха отправилась завоевывать далекое царство. Проникнув в город с помощью колдовства, воины убили всех, оставив себе лишь молодых женщин. Этот сюжет явно относится к эпохе родоплеменных отношений, когда разорение одного племени другим было достойно воспевания. В более поздний период, когда Русь отражала нападения печенегов, половцев, а затем и монголо-татар, критерии богатырской удали изменились. Героем стал считаться защитник родной земли, а не тот, кто вел захватническую войну. Чтобы былина о Волхе Всеславьевиче соответствовала новой идеологии, в ней появилось пояснение: поход был против царя, якобы задумавшего напасть на Киев. Но и это не спасло Волха от участи героя ушедшей эпохи: в былине «Вольга и Микула» колдун-оборотень уступил в хитрости и силе все тому же крестьянину Микуле, который фигурировал в былине о Святогоре. Новый богатырь вновь победил старого.

Создавая героический эпос, народ преподносил устаревшие сюжеты в новом свете. Так, в основе более поздних былин XI, XII и XIII веков лежал переработанный на новый лад мотив сватовства. При родоплеменных отношениях женитьба была главной обязанностью вступившего в зрелую пору мужчины, о чем рассказывали многие мифы и сказки. В былинах «Садко», «Михайло Потык», «Иван Годинович», «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру» и других герои женились на иноземных царевнах, подобно тому, как в древности отважные мужи «добывали» жену в чужом племени. Но этот поступок нередко становился для богатырей роковой ошибкой, приводил к гибели или предательству. Надо жениться на своих и вообще больше думать о службе, а не о личной жизни — такова была установка в Киевской Руси.

Каждое значимое для народа событие находило отражение в былинах. В сохранившихся текстах упомянуты реалии из эпохи Ивана III и Ивана Грозного, войны с Польшей и даже с Турцией. Но главное место в былинах начиная с XIII–XIV веков занимала борьба русского народа с Ордынским игом. В XVI–XVII веках традиция исполнения былин уступила место жанру исторической песни. Вплоть до XX века героический эпос жил и развивался лишь на Русском Севере и в некоторых областях Сибири.

Точный возраст той или иной былины определить невозможно, потому что они складывались веками. Ученые начали массово записывать их лишь после 1860 года, когда в Олонецкой губернии обнаружилась еще живая традиция исполнения былин. К тому времени русский героический эпос претерпел значительные изменения. Подобно археологам, снимающим один слой почвы за другим, фольклористы освобождали тексты от более поздних «пластов», чтобы выяснить, как звучали былины тысячу лет назад.

Удалось установить, что старейшие былинные сюжеты повествуют о столкновении мифологического героя и киевского богатыря. Еще один ранний сюжет посвящен сватовству богатыря к иноземной царевне. Древнейшими героями русского эпоса считаются Святогор и Волх Всеславьевич. При этом народ нередко вводил в архаичные сюжеты современных ему действующих лиц. Или наоборот: древний мифологический персонаж по воле рассказчика становился участником недавних событий.

Слово «былина» вошло в научный обиход в XIX веке. В народе же эти повествования назывались старинами. Сегодня известно около 100 сюжетов, которые рассказаны в более чем 3000 текстов. Былины, эпические песни о героических событиях русской истории как самостоятельный жанр сложились в X–XI веках — в эпоху расцвета Киевской Руси. На начальном этапе они основывались на мифологических сюжетах. Но былина, в отличие от мифа, рассказывала о политической обстановке, о новой государственности восточных славян, и потому вместо языческих божеств в них действовали исторические лица. Реальный богатырь Добрыня жил во второй половине X — начале XI века и приходился дядей князю Владимиру Святославичу. Алешу Поповича связывают с ростовским воином Александром Поповичем, погибшим в 1223 году в битве на реке Калке. Святой преподобный Илья Муромец жил, предположительно, в XII веке. Тогда же в новгородской летописи был упомянут купец Сотко, превратившийся в героя новгородских былин Садко. Позже народ стал соотносить героев, живших в разное время, с единой былинной эпохой князя Владимира Красное Солнышко. В фигуре Владимира слились черты сразу двух реальных правителей — Владимира Святославича и Владимира Мономаха.

Еще один древнейший персонаж — Волх (Вольга) Всеславьевич, рожденный от женщины и змея. Этот оборотень, великий охотник и колдун упоминается в славянской мифологии как сын Чернобога. В былине «Волх Всеславьевич» дружина Волха отправилась завоевывать далекое царство. Проникнув в город с помощью колдовства, воины убили всех, оставив себе лишь молодых женщин. Этот сюжет явно относится к эпохе родоплеменных отношений, когда разорение одного племени другим было достойно воспевания. В более поздний период, когда Русь отражала нападения печенегов, половцев, а затем и монголо-татар, критерии богатырской удали изменились. Героем стал считаться защитник родной земли, а не тот, кто вел захватническую войну. Чтобы былина о Волхе Всеславьевиче соответствовала новой идеологии, в ней появилось пояснение: поход был против царя, якобы задумавшего напасть на Киев. Но и это не спасло Волха от участи героя ушедшей эпохи: в былине «Вольга и Микула» колдун-оборотень уступил в хитрости и силе все тому же крестьянину Микуле, который фигурировал в былине о Святогоре. Новый богатырь вновь победил старого.

Создавая героический эпос, народ преподносил устаревшие сюжеты в новом свете. Так, в основе более поздних былин XI, XII и XIII веков лежал переработанный на новый лад мотив сватовства. При родоплеменных отношениях женитьба была главной обязанностью вступившего в зрелую пору мужчины, о чем рассказывали многие мифы и сказки. В былинах «Садко», «Михайло Потык», «Иван Годинович», «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру» и других герои женились на иноземных царевнах, подобно тому, как в древности отважные мужи «добывали» жену в чужом племени. Но этот поступок нередко становился для богатырей роковой ошибкой, приводил к гибели или предательству. Надо жениться на своих и вообще больше думать о службе, а не о личной жизни — такова была установка в Киевской Руси.

Каждое значимое для народа событие находило отражение в былинах. В сохранившихся текстах упомянуты реалии из эпохи Ивана III и Ивана Грозного, войны с Польшей и даже с Турцией. Но главное место в былинах начиная с XIII–XIV веков занимала борьба русского народа с Ордынским игом. В XVI–XVII веках традиция исполнения былин уступила место жанру исторической песни. Вплоть до XX века героический эпос жил и развивался лишь на Русском Севере и в некоторых областях Сибири.

Источник

Как открыли былины

Когда впервые были записаны былины, какую роль в изучении фольклора сыграл ссыльный выпускник Московского университета и как от него скрывались сказители Русского Севера

Первые записи былин появились в XVII веке и представляли собой не научную фиксацию фольклорной традиции, а развлекательное чтиво. Заманчиво оза­глав­ленные рукописи и печатные издания XVII–XVIII веков («История о слав­ном храбром и силном богатыре Илье Муромце сыне Ивановиче, о Соловье разбоинике», «Сказание о трех богатырех киевских, о славных витезех — о Илье Муромце, и о Михаиле Потоке Ивановиче, и о Олеше Поповиче») — это в ос­нов­ном литературно обработанные пересказы былинных сюжетов.

в каком веке появились былины. Смотреть фото в каком веке появились былины. Смотреть картинку в каком веке появились былины. Картинка про в каком веке появились былины. Фото в каком веке появились былиныТитульный лист «Древних российских стихотворений, собранных Киршею Даниловым». Москва, 1818 год © Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»​

В 1818 году были опубликованы «Древние российские стихотворения, собран­ные Киршею Даниловым», содержавшие, по сравнению с первым изданием, большее количество текстов (61), данных с минимальной правкой и предваряе­мых вступительной статьей Калайдовича, которую историки фольклористики называют первым исследованием русского эпоса. В то время (первая половина XIX века) былины считались утраченными «преданьями старины глубокой», отголосками древней традиции, уже не встречающимися в живом бытовании.

в каком веке появились былины. Смотреть фото в каком веке появились былины. Смотреть картинку в каком веке появились былины. Картинка про в каком веке появились былины. Фото в каком веке появились былиныПавел Николаевич Рыбников. Фотография П. Павлова © Wikimedia Commons

Открытию, превратившему Русский Север в «Исландию русского эпоса», способствовала бдительность россий­ского правительства в деле выявления политически неблагонадежных эле­ментов. Павел Николаевич Рыбников (1831–1885), филолог, выпускник Московского университета, был арестован в Черниговской губернии, где изучал культуру старообрядцев, и в 1859 году выслан в Петрозаводск. Образованный молодой человек стал чиновником губернской канцелярии. Положение ссыльного не помешало ему сделать блестящую карьеру: за 4 года он дослужился до должности советника губернского правления. Служебные командировки Рыбников совмещал с этнографическим изучением северного края.

в каком веке появились былины. Смотреть фото в каком веке появились былины. Смотреть картинку в каком веке появились былины. Картинка про в каком веке появились былины. Фото в каком веке появились былиныСообщение начальника Третьего отделения канцелярии императора олонецкому губернатору о причинах высылки на жительство в Петрозаводск кандидата Московского университета Рыбникова П. Н. 26 февраля 1859 года Причина высылки: «…подозрительные разъезды его по слободам Черниговской губернии, населенным преимущественно раскольниками, и неуместные рассуждения в обществе сих последних, также и прежнее поведение его в Москве, где он, быв студентом, имел у себя частые собрания, навлекавшие на себя подозрение по тем разговорам, которые вели посетители оных…» © Национальный архив Республики Карелия

Первое знакомство исследователя с исполнением эпоса произошло во сне. Однажды застигнутый в дороге непогодой Рыбников заночевал у костра на пристани в Чуйнаволоке. Проснулся он от странных звуков «живого, причудливого и веселого» напева. Это старик Леонтий пел былину о Садке-купце. Распрощавшись со сном, Рыбников стал записывать услышанное.

в каком веке появились былины. Смотреть фото в каком веке появились былины. Смотреть картинку в каком веке появились былины. Картинка про в каком веке появились былины. Фото в каком веке появились былиныСтраница из письма Павла Николаевича Рыбникова в книжный магазин Н. Г. Овсянникова о продаже III части сборника «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым». 1864 год © Национальный архив Республики Карелия

От своего первого информанта фольклорист узнал о других сказителях. Изъездив всю Олонецкую губернию, Рыбников записал около 200 былин.
Надо сказать, что сказители середины XIX века еще не имели привычки общаться с собирателями и воспринимали их интерес к себе весьма подо­зрительно. Рыбников однажды так напугал своего информанта, что тот пытался скрыться бегством в лесу.

«Едучи в Песчанскую волость, я услышал от извозчика, что в дер. Большой Двор есть хороший певец, только очень робкого характера. Приехал я на место и посылаю за этим крестьянином — он нейдет, другой раз посылаю, говорят — болен. Сел я на лошадь и поехал к его дому, и, не доезжая до избы, насмотрел человека — бежит к лесу. Проводник тут же мне и объяснил, что певец и бежит к лесу. Пустился я за ним, перегнал, пересек дорогу и, соскочив с лошади, заставил вместе с собою присесть на обрубок дерева. Видит мой беглец, что я помираю со смеха, и рассказал мне простодушно, что он „валил“ (выжег) лес, за это обвинен и осужден, и думал, что я приехал его наказывать».

Источник

Кто и когда придумал народные былины и сказания

Впервые былины появились в 1804 году под названием «Древние русские стихотворения». Их авторство приписывается некому Кирше Данилову который написал их в 1768 году. Опубликовал их русский литератор Андрей Якубович. Ранее никакие «былины» известны не были, даже в среде крестьянства!

Как ни странно, но детям 18-го и древнее века, не рассказывали о подвигах Ильи Муромца или хитрости Алеши Поповича! Таких персонажей не было как в лубочном, так и в устном и тем паче, письменном фольклоре!

в каком веке появились былины. Смотреть фото в каком веке появились былины. Смотреть картинку в каком веке появились былины. Картинка про в каком веке появились былины. Фото в каком веке появились былины= Иван Сахаров

Сам Сахаров прославился не только собиранием «былин», но и их активной правкой, причем подозрительной настолько, что едва ли не их реальным автором. Уже современники посмеивались над его незадачливой манерой писательства в «народном стиле».

Современные фольклористы (А. Л. Топорков и др.) прямо называют Сахарова «поддельщиком» и сочинителем «собственных сказок в слащавой псевдонародной манере»

Опубликованные были, приписывались перу некоего Кирши Данилова, умершего в 1776 году. Он якобы собрал эти былины в Сибири. Однако никто из последующих исследователей не смог записать былин в Сибири. Их изыскания велись в основном в Карелии и Поморье.

Историки не могут объяснить, каким образом героические сказания о временах Киевской Руси полностью исчезли на тех территориях, с которыми они были связаны, зато бытовали на дальнем Севере. Никаких фактов, свидетельствующих о больших переселениях из Поднепровья в Поонежье и Подвинье, не существует. Непонятно также, почему вскоре после их записи этнографами в XIX веке былины были напрочь забыты и на Севере.

Сахаров занялся местной историей: собирал отовсюду материалы для изучения ее, проник в архивы местного монастыря и соборной церкви, построенной при Алексее Михайловиче, а затем стал печатать в «Галатее» «Телескопе» и «Русской Вивлиофике» Полевого материалы, касавшиеся тульской старины. При малочисленности любителей народной старины в то время, имя С. было замечено и по этим опытам; напр., Погодин в «Телескопе» (1832 г.) очень благосклонно отозвался о книге С. «История общественного образования Тульской губернии» (М. 1832 г.). В университете медицинские занятия, по видимому, не увлекли С. исключительно, так как уже в 1831 г. он издал книжку о Веневе монастыре, а в следующем году — упомянутую выше «Ист. общ. образования». Но кроме этого С. работал и в области этнографии. В нем очень рано пробудилась страсть к народной словесности; еще будучи семинаристом и студентом, он ходил по селам и деревням, вглядывался во все сословия, прислушивался к русской речи, собирал предания давно забытой старины, входил в близкие сношения с простым народом и «подслушивал» его песни, былины, сказки, пословицы и поговорки. В течение шести лет С. исходил вдоль и поперек несколько великорусских губерний (Тульскую, Калужскую, Рязанскую, Московскую и др.), и у него образовался богатый этнографический и палеографический материал. Настоящая и очень обширная известность С. пошла с тех пор, как он с 1836 г., воспользовавшись своим материалом, начал издавать «Сказания русского народа», «Путешествия русских людей», «Песни русского народа», «Записки русских людей», «Сказки» и целый ряд библиографических трудов по старой литературе и археологических исследований. С. быстро приобрел имя, стал авторитетом, на который ссылались и из которого цитировали, и это благодаря не абсолютным достоинствам его трудов, а условиям времени и богатству собранного материала.

Император Николай посылает художников во Владимир, Псков и Киев — срисовывать и возобновлять древности. В 1829 г. снаряжается строевская археографическая экспедиция. Все чувствуют, что древности нам неизвестны, что все народное забыто и его надо вспомнить. И вот в такую то пору общественного настроения выступил С. Целый ряд его изданий поразил всех обилием и новостью материала: множество собранных им данных было так неожиданно велико и по большей части для многих так ново, так кстати, при постоянных толках о народности, что о нем всюду заговорили. И надо отдать справедливость — С. проявил замечательное трудолюбие, необычайную предприимчивость, искреннее увлечение и энтузиазм ко всему народному, и в общем оказал весьма большие услуги русской этнографии, археологии, палеографии, даже истории иконописи и нумизматике.

Прилагаемый ниже список его сочинений и изданий показывает, как много сделано им. Но нельзя умолчать о недостатках работ С., благодаря которым он и был забыт. Эти недостатки вытекали, с одной стороны, из его взглядов, с другой — из недостаточной подготовки в области истории, археологии и этнографии. Он был в полном смысле самоучка, так как ни семинария, ни медицинский факультет, оконченный С., не могли дать ему должной подготовки, тех сведений по истории, литературе и этнографии, и тех методов, которые необходимы для собирателя и издателя древних памятников народной словесности. Недостаточность подготовки и выразилась в ненаучном способе издания произведений народной словесности. Напр., он почти никогда не указывает, откуда взята, и где записана та или другая песня, былина, сказка и т. д

Этим список странностей русских былин не ограничивается:

в каком веке появились былины. Смотреть фото в каком веке появились былины. Смотреть картинку в каком веке появились былины. Картинка про в каком веке появились былины. Фото в каком веке появились былины

Конечно, традиция не нова. Если германским народам повезло и у них есть Эдда, где остались все их Зигфриды, драконы и Хагены, то финнам также пришлось находить свою мифологию, додумывать и заново открывать современникам, напрочь забывшим о ней за столетия.
Балты также сохранили народный эпос в песнях, как и западные славяне, а вот восточным славянам пришлось сложнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *