в каком веке педагогика была признана самостоятельной наукой
Педагогика
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании и обучении человека.
Содержание
Историческая справка
Другие определения
Педагогика (трактовки разных авторов):
Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении
Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).
Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.
Методология педагогики— система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
Объект и предмет педагогики
Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Задачи научной педагогики
Научная педагогика по проф. В. В. Кумарину [3] ставит перед собой следующие задачи:
2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека, в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.
3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.
4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.
Структура педагогики
Педагогика содержит разделы:
Педагогика
Полезное
Смотреть что такое «Педагогика» в других словарях:
ПЕДАГОГИКА — (греч.). Наука или учение о воспитании и обучении юношества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕДАГОГИКА греч. Наука о воспитании и обучении юношества. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
педагогика — – наука о воспитании детей. <. > Педагогика, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл биологических, т.е.… … Словарь Л.С. Выготского
ПЕДАГОГИКА — (от греч. pais – мальчик и agogos – руководитель) учение о воспитании, искусство воспитания, наука о воспитании. Педагогика в широком смысле представляет собой совокупность явлений, относящихся к области воспитания и образования; см. Воспитание,… … Философская энциклопедия
ПЕДАГОГИКА — (греческое paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Древнем Востоке (6 5 вв. до нашей эры) и в Древней Греции (5 4 вв. до… … Современная энциклопедия
ПЕДАГОГИКА — (греч. paidagogike) наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Педагогические учения появились на Др. Востоке (6 5 вв. до н.э.) и в Др. Греции (5 4 вв. до н.э.) как часть… … Большой Энциклопедический словарь
ПЕДАГОГИКА — наука, объектом изучения которой является образование как особая область социокультурной действительности. Относительно этого объекта П. создает один или несколько научных предметов. П. научная дисциплина, обеспечивающая средствами и знаниями те… … Новейший философский словарь
ПЕДАГОГИКА — ПЕДАГОГИКА, педагогики, мн. нет, жен. (греч. paidagogike). Наука о методах воспитания и обучения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПЕДАГОГИКА — ПЕДАГОГИКА, и, жен. 1. Наука о воспитании и обучении. Детская п. (наука о воспитании и обучении детей). Вузовская п. П. профессионального образования. 2. Воспитательные приёмы, воздействие (разг.). С трудными подростками особая п. | прил.… … Толковый словарь Ожегова
ПЕДАГОГИКА — жен., греч. наука о воспитании и обучении детей, молодежи. Педагогический институт, образующий учителей. Педагог, человек, посвятивший себя этому предмету. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
педагогика — сущ., кол во синонимов: 12 • акмеология (1) • андрагогика (1) • дефектология (6) … Словарь синонимов
В каком веке ПЕДАГОГИКА стала самостоятельной наукой? И благодаря кому?
Педаго́гика (греч. παιδαγογια) — наука о воспитании, обучении и образовании человека.
Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.
Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.
Структура педагогики
Известные педагоги
Квинтилиан
Эразм Роттердамский
Ратке, Вольфганг
Коменский, Ян Амос
Локк, Джон
Беллерс, Джон
Дидро, Дени
Гельвеций, Клод Адриан
Руссо, Жан Жак
Песталоцци, Иоганн Генрих
Оуэн, Роберт
Гербарт, Иоганн Фридрих
Фрёбель, Фридрих
Дистервег, Адольф
Спенсер, Герберт
Монтессори, Мария
Кершенштейнер Георг
Лай, Вильгельм Август
Декроли, Жан Овидий
Януш Корчак
Френе, Селестен
Дьюи, Джон
Килпатрик, Уильям Херт
Бецкой, Иван Иванович
Ломоносов, Михаил Васильевич
Ушинский, Константин Дмитриевич
Каптерев, Пётр Фёдорович
Корф, Николай Александрович
Пирогов, Николай Иванович
Толстой, Лев Николаевич
Бунаков, Николай Фёдорович
Модзалевский, Лев Николаевич
Стоюнин, Владимир Яковлевич
Лесгафт, Пётр Францевич
Острогорский, Алексей Николаевич
Вентцель, Константин Николаевич
Крупская, Надежда Константиновна
Блонский, Павел Петрович
Шацкий, Станислав Теофилович
Макаренко, Антон Семёнович
Сорока-Росинский, Виктор Николаевич
Занков, Леонид Владимирович
Сухомлинский, Василий Александрович
Кан-Калик, Виктор Абрамович
Днепров, Эдуард Дмитриевич
Волков, Геннадий Никандрович
Краевский, Володар Викторович
Махмутов, Мирза Исмаилович
ПЕДАГОГИКА
Термин «Педагогика» принят главным образом в немецкоязычных, франкоязычных, скандинавских и восточно-европейских странах; в англоязычной традиции он практически не используется; вместо него употребляется термин «наука (или науки) об образовании».
Педагогика развивается во взаимосвязи с психологией, философией, социологией, физиологией, генетикой, логикой, этикой и другими науками.
Структура педагогики. Категориальный строй Педагогики и её наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников законы и закономерности определяет общая Педагогика. В её рамках оформились и активно развиваются как самостоят.ельныеотрасли педагогического знания дидактика, теория и методика воспитания, теория образования, история Педагогики и образования, методология Педагогики и педагогических исследований.
Профессиональная Педагогика исследует особенности профессионального самообразования и саморазвития, методы и формы повышения профессональной квалификации, педагогические условия и средства профессионального роста специалистов разного профиля, уровня развития, культуры и образования. В предметном поле этой отрасли педагогические науки получили развитие: военная Педагогика; производственная Педагогика как непрерывное образование специалиста, в том числе и в условиях профессиональной деятельности; акмеология; образовательный менеджмент; Педагогика творчества.
С середины XIX века К.Д. Ушинский одним из первых предложил рассматривать главным объектом научного анализа педагогическую деятельность, а не человека, развивая в то же время антропологический подход в Педагогике; сформулировал методологическую проблему о соотношении теории и педагогической практики, о разделении педагогического факта и опыта, о том, что опыт нельзя передать, а можно передавать лишь идеи и мысли об этом опыте. В России вслед за Ушинским педагогические идеи развивал П.Ф. Каптерев, заложивший основы теории общего образования и истории отечественной Педагогики. Со 2-й половины XIX века научное обоснование получила экспериментальная педагогика, элементы которой стали проявляться с развитием естественных наук и экспериментальной психологии. Экспериментальная Педагогика получила развитие в трудах российских учёных А.Ф. Лазурского, П.Ф. Лесгафта, П.Ф. Каптерева и других. В этот же период оформились прагматистская педагогика (Дж. Дьюи), социальная педагогика (Г. Кершенштейнер).
С 1-й половины XX века появляются теории коммунистического и трудового воспитания (П.П. Блонский, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий), теория формирования детского коллектива, воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив (А.С. Макаренко). Макаренко вслед за К.Д. Ушинским утвердил в Педагогике педагогический факт в качестве единицы генезиса развития педагогической теории.
С конца 1980-х годов в России в условиях демократизации общественной жизни определилась тенденция к возрождению гуманной Педагогики. Наметилось усиление интереса к педагогически значимому наследию руской. философии (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, З.И. Равкин, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, Л.И. Новикова, Г.И. Щукина и другие).
Дополнительная литература:
Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982;
Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986;
Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования. СПб., 2001;
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. СПб., 2005.
В каком веке педагогика была признана самостоятельной наукой
Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания.
Сократ сформулировал педагогические принципы : отказ о принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания.
Таким образом, классическая древность в педагогическом отношении оставила в наследство идеи: школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения, имеющего задачей образование человека, развитие присущих ему дарований и сил (идея гуманитарного образования); цельного образования, основу которого обеспечивает нравственное воспитание; идею науки о воспитании и обучении; самодеятельного образования человека и индуктивно-вопросного метода (сократического);необходимости планомерного физического развития. В этот период были заложены идеи общественного и семейного воспитания. Социализация человека рассматривалась как приобщение его к государственным и общественным ценностям. Такие понятия, как «педагог», «гимназия», «лицей», «школа», также унаследованы от Античности.
В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли философы и мыслители, гуманисты по духу: ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536), ФРАНСУА РАБЛЕ (1494-1553), МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592) и др. Они критиковали суровую средневековую палочную дисциплину, механическую зубрежку, выступали за гуманное отношение к детям : «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям» (Монтень). Считали главной задачей стимулирование живого интереса учащихся к знаниям и создание такой атмосферы, которая превратила бы учение в радостный и интересный для школьников процесс. Гуманисты ТОМАС МОР (1478-1535) и ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568-1639) выступали за общественный характер воспитания, которое должно быть одинаково для всех граждан государства.
Педагоги эпохи Возрождения внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активных способах обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения. Гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, способной преобразовать общество и мир в целом.
Рассмотренный период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.
История педагогики как самостоятельной науки начинается в середине XVII в.
Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений требовало массовой подготовки специалистов для промышленного производства, в связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания. Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатый теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения для дальнейшего практического применения в интересах прогресса общества.
Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с именами английского философа и естествоиспытателя Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).
Профессию учителя Я. А. Коменский считал «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем ». Важнейшие качества учителя: любовь к своему делу, трудолюбие, любовь к ученикам, вера в ученика, стремление прийти к нему на помощь.
Таким образом, основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.
В России первые научные труды по педагогике появились во II-й половине XVIII века при Екатерине II: в своей статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» русский просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) призывал к разработке педагогики как теории воспитания.
Отцом русской педагогики, учителем русских учителей, просветителем является КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ (1824-1870). Педагогические взгляды К. Д. Ушинского глубоко гуманистичны, проникнуты действенной любовью к детям, к простым людям, к своей Родине. Целью воспитания он считал подготовку детей к труду, к жизни, к выполнению гражданских обязанностей.