в каком веке был построен спасский собор
Спасский собор (XV в.)
Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.
Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.
Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.
С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».
В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.
Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.
В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.
МОСКОВСКИЙ СПАССКИЙ СОБОР АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ
Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013 |
Спасский собор б. Андроникова монастыря, одно из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы
Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, который расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.
Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавили притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.
Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие.
В 1763-1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна.
В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.
В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848-1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.
При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».
В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы.
Закрытие и разорение монастыря
В 1947 году по распоряжению И.В. Сталина территория монастыря была передана новообразованному музею.
В середине XX столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены в 1959-1961 годах бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида.
Возрождение приходской жизни
В конце 1980-х директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Софья Владимировна Вашлаева обратилась к наместнику Свято-Данилова монастыря архимандриту Тихону (Емельянову) с предложением о периодическом осуществлении богослужений монахами в Спасском соборе Андроникова монастыря. 17 июля 1989 года, в день памяти преподобного Андрея Рублева при участии братии Свято-Данилова монастыря около Спасского собора был совершен молебен.
К Рождеству Христову 1990 года был подготовлен временный одноярусный иконостас с иконами из Данилова монастыря. Накануне праздника храм был освящен малым чином благочинным Свято-Данилова монастыря архимандритом Лукой (Пинаевым).
В дальнейшем службы совершались по двунадесятым праздникам. В храме никаких работ не проводилось.
С Рождества 1991 года начались богослужения в храме по воскресным дням.
Издательская деятельность прихода началась в 1992 году с выхода первого сборника статей по церковному искусству «Хоругвь», а также нот – расшифровок с крюковых рукописей древнего распева.
В 1993 году, с момента получения дополнительных помещений, была организована иконописная мастерская.
В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.
В том же 1993 году решили найти место древнего престола Спасского собора. Обратились к директору ЦМиАР С.В. Вашлаевой и получили разрешение на проведение изыскательских работ. Во время этих работ под алтарем собора были обретены мощи шести монахов начала XV века. В связи с этим собор 4 января 1994 года посетил патриарх Алексий II, который одобрил проведенные работы и благословил приход на дальнейшие изыскания.
В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.
В 1995 году приходу было передано здание древней монастырской часовни «Проща» на Тулинской улице (по ходатайству прихода теперь этой улице присвоено имя Сергия Радонежского). Часовня была восстановлена к 2000 году. В ней служатся молебны и панихиды, находится церковная лавка.
В 1998 году приход получил права на земельный участок рядом с монастырем, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. А в 2000 году на этом участке началось строительство храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который был освящен 20 декабря 2015 года.
В 2015 году приобретена земля близ уничтоженного в 1920-е годы древнего колодца, ископанного святым игуменом Андроником на берегу реки Яузы в 200-х метрах от монастыря, для восстановления Святого колодца и строительства часовни. Сейчас там установлен поклонный крест.
Одновременно с организацией прихода стала формироваться библиотека духовной литературы. В настоящее время в ней собрано около 2000 книг.
Настоятели
Архитектура
Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.
Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.
Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.
Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.
Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».
Спасский собор Андроникова монастыря
Спасский собор — древнейший столичный храм, который можно найти за пределами Кремля, а также старейшее здание города. Он возвышается над территорией Андроникова монастыря, словно гость из прошлого, многие века вдохновляя сменяющиеся поколения жителей столицы своими изящными архитектурными формами.
История Спасского собора связана с древним преданием, согласно которому храм был построен по велению московского митрополита Алексея. В 1357 году, ещё не имея сана, Алексей отправился в Царьград (Константинополь), на церемонию рукоположения ко Вселенскому православному патриарху, который и посвятил его в сан Митрополита московского. На обратном пути его корабль попал в шторм. Алексей стал читать молитвы иконе Нерукотворного образа Спасителя, но стихия не успокаивалась до тех пор, пока митрополит не поклялся поставить в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Как повествует предание, он вернулся на Родину как раз в день церковного праздника Спаса Нерукотворного.
Собор был построен в 1357 году, но в 1368 сгорел при пожаре. Заново его отстроили в период между 1390 и 1427 годами при игумене Александре, и именно в таком виде он до сих пор стоит на территории Андроникова монастыря. Рядом с храмом находятся захоронения Андроника и Саввы Московских, основавших монастырь.
У Спасского собора один купол, увенчанный крестом. На стенах можно разглядеть следы былой росписи — элементы зооморфных и растительных композиций. Известно, что в украшении храма участвовали известные иконописцы того времени Даниил Чёрный и Андрей Рублёв, однако от их фресок мало что осталось — только орнаменты по бокам окон.
В 1812 году храм был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего Москву. В нём выгорел иконостас, обрушился купол, но прочные белокаменные стены всё же уцелели. Реставрация и модернизация собора продолжалась до 1850 года под руководством архитектора Герасимова: были восстановлены и покрыты железом кровля и купол, вновь расписаны стены, установлен новый иконостас, достроены два боковых придела и паперть. Ещё одна реставрация Спасского собора была произведена в 1959—1960 годах, она способствовала обновлению здания и придала ему первоначальный исторический облик.
В настоящее время в храме ведутся церковные службы. В монастырских зданиях располагается Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Музей, посвящённый памяти великого иконописца, был основан в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы. Долгое время его фонды не отличались значительным богатством, но со временем музей стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, которые переносились сюда из разрушенных храмов разных областей России. В наши дни в музее можно увидеть около 5000 икон разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, рукописные и печатные церковные книги, в том числе старообрядческие. При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проводятся экскурсии и лекции.
Стоимость посещения музея: 350 рублей для взрослых, 200 рублей для пенсионеров и студентов. Для детей до 16 лет вход бесплатный. На временные выставки билеты продаются отдельно.
Древнерусская архитектура. XV век, 1427-1429. Спасский собор в Спасо-Андрониковом монастыре.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря – старейший из сохранившихся в Москве. Собор был построен в 1357 году, но в 1368 сгорел при пожаре. Заново его отстроили в период между 1390 и 1427 годами – именно в таком виде он до сих пор стоит на территории Андроникова монастыря. В украшении храма участвовали Даниил Черный и Андрей Рублев, однако от их фресок почти ничего не осталось – только орнаменты по бокам окон.
В течение первой четверти XV в. московское зодчество, развившееся в основном на традициях владимиро-суздальской архитектуры, уже превратилось в самостоятельную и яркую архитектурную школу. Завершающим звеном этого развития явилось создание замечательного памятника зодчества — Спасского собора Андроникова монастыря в Москве. Собор был построен, повидимому, в 1425—1427 гг.; в настоящее время он полностью восстановлен в первоначальных формах. Здесь при сохранении той же схемы четырехстолпного плана полностью переработана вся композиция здания.
Согласно преданию, в 1354 году Алексей ездил в Царьград (Константинополь) к Вселенскому православному патриарху для рукоположения в сан митрополита московского. По возвращении на родину его корабль попал на Черном море в сильный шторм. Митрополит истово молился иконе Нерукотворного образа Спасителя, но шторм не утихал. Тогда митрополит дал клятву всевышнему, что при благополучном исходе шторма он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм утих и случилось так, что день возвращения на Родину совпал с днем церковного праздника Спаса-Нерукотворного.
Место для постройки храма выбрали примерно там, где сын великого владимиро-суздальского князя Георгия (Юрия II) Владимир Георгиевич в 1238 г. встретил войска Батыя во время его январского похода на Москву. На этом же месте митрополит Киприан позднее по преданию встретил Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовской битвы. (по Бураков Ю.Н. Под сенью монастырей московских.)
После революции здания Андрониевского монастыря были переданы в ведение Чрезвычайной Комиссии. До 1922 года здесь содержались заключенные, в 1922-1928 гг. в монастыре располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930-1940-х годах там также располагались учреждения Наркомата обороны.
С 1959 года в монастыре располагается Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
В 1950-1960 гг. собор был отреставрирован архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским и М.Д. Циперовичем. Громадная заслуга в сохранении ветшавшего памятника и превращении его в музей принадлежит П.Д. Барановскому и Г.Ф. Сенатову, большую роль в выявлении первоначальных форм собора сыграли работы П.Н. Максимова и Б.А. Огнева.
Зимой 1989 года собор Образа Спаса Нерукотворного передали в ведение Московской патриархии.
История
Оглавление
История и современность Спасского собора города Кирова
До революции на территории нашего города находилось порядка 60 различных культовых построек, построек самых выдающихся, праздничных (не случайно старые часовенки и церкви до сих пор «величают» украшениями). Осталось 20, так называемых домовых храмов, церквей, то есть обычных зданий с алтарными пристроями, остались те, что можно было демонтировать без лишних затрат, приспособить под гражданские цели. С этой точки зрения типична судьба Спасского собора.
Почти 400 лет назад на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная церковь. Она находилась на окраине Хлынова и её приход состоял из посадских людей. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного. Благодаря этой чудесной иконе, наш храм «породнился» с главной башней Московского Кремля.
В московском храме икона находилась 300 лет, не раз помогая приходящим к ней с молитвой. Она пережила вместе со столицей Наполеоновское нашествие и другие беды, но после событий 1917 года бесследно исчезла бесценная святыня земли русской.
Сегодня, когда общество переживает духовно-нравственный кризис, возникает необходимость обратиться к истокам духовной культуры, потому тема исследовательской работы «История и современность Спасского собора». Ознакомившись с материалами по данной теме, автор поставил перед собой задачу отразить события истории России на примере православного храма. Цель исследовательской работы — узнать о благих намерениях наших предков, об их духовной жизни, о гонениях, каким были подвержены, о влиянии храма на жизнь общества и отдельного человека.
Данная тема в работе, как и в краеведческой литературе, нужно отметить, ещё не раскрыта полностью. Многим из нас неизвестна судьба памятника архитектуры ХVIII века, который возвышается в центре старой части нашего города. Материалы по этой теме интересны краеведам, могут пополнить фонды школьного музея, дают хотя бы небольшое представление о жизни наших предков.
История иконы Спаса Нерукотворного
Почти 400 лет назад, в начале XVII века на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная церковь. Она находилась на окраине Хлынова и её приход состоял из посадских людей. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного. Икона, изображающая лик Иисуса Христа, чудесно запечатленный на плате, которым Спаситель отёр Своё лицо. По древнейшему преданию, эдесский царь Авгарь возжелал иметь у себя изображение Иисуса Христа. Спаситель, узнав об этом, просто отёр лицо большим куском ткани, и на нём мгновенно запечатлелся Его лик. Во время гонений на христиан этот образ был замурован в стене и отпечатался также на скрывавшей его черепице. После перенесения в Константинополь оба чудесно запечатлённых портрета (Нерукотворных образа) были скопированы и получили распространение не только в Византии, но и славянских странах. Одна из таких копий была обретена и на Вятской земле.
На паперти Троицкой церкви в Хлынове с незапамятных времён находился образ древней живописи, изображавший нерукотворный лик Спасителя на убрусе, т. е. на специально приготовленном холсте. Никто не знал когда и кем был принесен и поставлен там этот образ. Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами. Произошедшее чудо внушило всем хлыновцам особое благоговение к этой иконе, и она торжественно была перенесена с открытой паперти в храм.
Житель города Хлынова Пётр Палкин был болен глазами, наконец, совершенно ослеп и в течение трёх лет ничего не видел. Но вот 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Увидев свет, исцелённый Палкин со слезами радости тотчас же поведал о свершившемся чуде всем тут бывшим и попросил священнослужителей совершить благодарственный молебен Всемилостивому Спасу. Весть об исцелении слепца Палкина быстро разнеслась по городу.
У вдовы Акулины Пушкарёвой болела правая нога. В течение десяти лет нога её была скорчена, и Пушкарёва не ходила. Движимая верою Акулина приползла к Храму Спасителя и начала истово молить Господа об исцелении, и Господь исцелил её. Она ушла из храма на ногах, славя Бога.
Подобные чудеса продолжались и далее. Всего было зарегистрировано 104 чуда, произошедших по молитвам перед иконой. Всё происходящее возбудило в народе глубокое благоговение к Богу и Нерукотворному образу Его. Драгоценная для жителей Хлынова святая икона была перенесена с паперти в храм. Поэтому в 1679 году, когда сгорела деревянная Троицкая церковь, заложили новую, каменную, которая была закончена в 1693 году и освящена во славу нерукотворного образа Спасителя.
А в далёком 1646 году весть о совершающихся на Вятке чудесах пред образом Спасителя дошла до Москвы. Архимандрит Новоспасского монастыря в Москве Никон, будущий патриарх, хлопотал перед царём о перенесении чудесной иконы в столицу. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира.
В 1647 году царь Алексей Михайлович Романов послал в Хлынов за святой иконой Спасителя игумена Московского Богоявленского монастыря Пафнутия. По прибытии в Хлынов игумен Пафнутий путём опроса исцелившихся установил святость иконы Спасителя. Множество вятского народа приходило в последний раз к святой иконе, чтобы помолиться и попросить помощи у Господа. Современники свидетельствуют, что весь город наполнился плачем. Посланники царя с молитвой сняли образ и крестным ходом понесли в Москву.
Встреча святой Вятской иконы Спаса произошла 14 января 1647 года у Ярузских ворот. Царь со всем своим семейством, патриарх с московским духовенством, при многочисленном стечении народа благоговейно встретил из Хлынова чудотворный образ Христа Спасителя. Царь Алексей Михайлович сам понёс святую икону через ворота в Кремль и поставил икону в Успенском соборе. С того времени Фроловские ворота по царскому указу переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля в честь Вятской иконы Спаса стала называться Спасской. Причём, велено было всем проходящим через эти ворота снимать шапки и низко кланяться. Царь пожелал навсегда оставить Вятскую святыню в Москве, как незыблемый залог небесного благоволения его царствования.
8 месяцев образ Спаса находился в Успенском соборе, царь глубоко чтил эту икону, что видно из описания: «25 числа января месяца 1647 года слушал Государь вечерни в соборной церкви Успения Пречистой Богородицы, а праздновал Нерукотворному образу Спасу, что с Вятки принесён». Для хранения вятской Святыни был выбран Новоспасский монастырь в Москве. 19 сентября 1647 года в иконостасе Преображенского собора по правую сторону царских врат была помещена наша святыня. В этом московском храме икона находилась 300 лет.
По указу царя с иконы Спаса была сделана точная копия. Эта копия была богато украшена, торжественно освящена патриархом и приготовлена для возвращения в Хлынов. 10 сентября 1648 года, вновь исполненная копия была торжественно с крестным ходом через Казань, отправлена из Москвы в Хлынов. Царь сам поднял святой образ и передал на руки игумену Московского Крестовоздвиженского монастыря Варлааму, назначенному сопровождать царский дар. Вместе с копией, сделанной рукой благочестивого иконописца, царь пожаловал Троицкому храму Хлынова ещё и колокол весом 106 пудов.
В Хлынов святая икона прибыла 17 декабря 1648 года. Нерукотворный образ Христа Спасителя был встречен всеми жителями города Хлынова и по велению Государя поставлен на то же место, где стоял прежний подлинник. Уже на пути в Вятку копии вновь начались чудеса исцеления. Так Господь утешил скорбящих жителей города Хлынова.
С чудотворным образом были установлены крестные ходы вокруг города. Наиболее известен крестный ход 1657 года, когда в Хлынове свирепствовала моровая язва, только лишь после обхода города с иконой Спасителя, болезнь прекратилась. Благоговейное почитание чудотворного образа Спасителя вызвало учреждение крестного хода по уездам Вятскому, Орловскому, Котельническому, Яранскому, Уржумскому, Нолинскому, Глазовскому и отчасти Слободскому. Ход этот совершался в два года один раз от 1 сентября до 9 декабря в пятую неделю Великого поста и был постоянным до 1917 года. В наше время у многих людей есть желание возродить эту благочестивую традицию.
Основание деревянной Троицкой церкви
В церковном отношении до середины XVII века Хлынов подчинялся непосредственно московскому патриарху (его подчинение Казанской епархии в 1553 году было, скорее всего, только формальным актом). В 1656 году Хлынов становится центром вновь учреждённой Вятской и Великопермской епархии. Кремль уже не воспринимается как административный центр края, постепенно превращаясь в «стольный град» епархии. остепенно из кремля на посад переводятся житницы, съезжие избы, тюрьма. По мере расширения посада переносятся сюда же и церкви. Так, к концу века изменяются функции кремля, торговой площади, посада. Мощные городовые укрепления уже не защищают и скоро о них забывают совсем.
Кремлёвские укрепления не сохранились до нашего времени, но описание их остались в архивах. Описание укреплений начиналось со Спасской башни кремля:
«На старом городовом месте по отсыпи башня Спасская с проезжими вороты, ворота створные брусяные, с опускными решётками, осмистенная, а над воротами Спасов Нерукотворный образ в киоте. На среднем мосту в башне построена казёнка, на верху вышка круглая осми стен с окошками для сторожи. Перед башней через ров мост. Рву ширина 14 сажен, изо рву по осыпи вверх 15 сажен».
Спасская башня кремля была самой высокой: её флагшток поднимался над городом на 20 сажен. Здесь же находилась часовня, висел набатный или сполошный колокол весом 41 пуд 18 фунтов, извещавший горожан о приближении врага или о пожарной опасности.
В далеком 1552 году жители древнего Хлынова почти сразу за кремлёвским рвом на торгу на болотистом месте построили деревянную студёную церковь во имя Живоначальныя Троицы. Со строительством Троицкой церкви был основан на посаде и Троицкий приход, т. к. уже в 1559 году Троицкий приход числится официальным градским приход. Эта церковь сильно пострадала в пожаре 1613 года и была разобрана.
Город Хлынов относится к тем немногочисленным городам России, которые на протяжении XV-XVII веков интенсивно росли, сохраняя при этом свою древнюю планировку. Кремль утрачивает своё значение, за кремлёвским рвом возникает торг, а вскоре появляются и первые избы посада. Торг становится самой значимой частью в структуре города, здесь начинается и строительство храмов.
Церкви в Хлынове стояли парами: одна для службы летом, другая — зимой. Первую называли студёной, вторую, имевшую печь, тёплой. «Дозорная книга» князя Ф. А. Звенигородского поведала нам, что уже в 1615 году «на посаде в острогу на Торгу церковь тёплая с трапезною. Происхождение животворящего Креста Господня, да церковь студёная, заложена на прежнем церковном месте, Живоначальные Троицы». Прежняя, самая первая на Торгу, сгорела. Место, где она стояла, можно указать точно: на нём позже построили каменный Спасский собор, который и ныне перед нашими глазами — без колокольни и купола. Здесь в конце века проходила западная граница Торга.
Люди шли на Торг — приходили к храму. Не сотни, а тысячи, многие тысячи людей. Троицкая церковь в центре Торга не раз горела и вновь возрождалась ещё более сильной и представительной. И всегда горожанам удавалось сохранить древние иконы. Их переносили в восстановленную церковь и по чину расставляли в иконостасе и на паперти. К 1646 году к студёной церкви прибавилось два придела с престолами Чудо Архистратига Михаила и Апостолов Петра и Павла. У тёплой — тоже в приделах — новые престолы Николая Чудотворца и Великомученицы Екатерины. На паперти Троицы неведомо кем и когда принесена со Спасской башни вятского кремля икона древнего письма — нерукотворный образ Спаса на убрусе, т.е. на специально приготовленном холсте. Долгие годы икона не привлекала внимания. Но вот в 1645 году хлыновец П.Палкин помолился перед образом Спаса и избавился от слепоты.
Это событие внушило всем хлыновцам особое благоговение к этой иконе, и она была перенесена с открытой паперти в храм. О чуде узнали и в Москве. Икону отправили в первопрестольную. В Хлынов она не вернулась. Сюда прислали только её список — копию. Образ Спаса стал российской святыней. 104 чуда было записано за иконой, хранящейся в Москве, и 20 — за её списком. Вот так сотни и тысячи людей, пришедшие к Спасу в Хлынове, превратились в десятки тысяч.
В 1679 году, когда Троицкая церковь на торгу сгорела, её начали возрождать в камне, освятили в честь самой высокочтимой иконы и назвали Спасским собором (постройку закончили в 1693 году. Это был третий каменный храм в городе, после Свято-Троицкого собора и Успенского собора мужского монастыря). Храм был без прихода, храмом для всех.
История Спасского собора от конца XVII до первой трети XX в.
1. Строительство Спасского собора в камне.
Троицкий приход в Хлынове основан вместе со строительством первой Троицкой церкви или чуть позднее, т. к. в 1559 году в Хлынове Троицкий приход числился официальным городским приходом. 3 августа 1679 года вторая деревянная Троицкая церковь сгорела в большом городском пожаре. Все иконы были вынесены. Икона Спаса унесена во Всесвятскую церковь.
Через 5 дней после пожара на месте сгоревшей деревянной церкви началось строительство новой каменной. Холодный храм был освящён во имя Спасителя, а тёплый придел во имя святой Екатерины. Произошло это 15 августа 1693 года, тогда церковь была возведена в степень Собора, а Троицкий приход стал именоваться городским Спасским приходом. Вот с этого дня и начинается история Спасского собора.
20 мая 1752 года в огромном городском пожаре сильно пострадал холодный Спасский храм. Остался только тёплый Екатерининский придел, но и в нём долгое время не служили. Восстановление Спасского собора шло медленно и длилось долго. В 1755 году протоиерей Конон решил восстановить ограду вокруг собора. Но полицмейстер Степан Антонов воспрепятствовал её восстановлению, ограду не сделали.
К 1760 году Спасский приход значительно увеличился и здание собора стало тесным. В 1761 году иерей Спасского собора Симеон Бородин и церковный староста Василий Палкин обращаются в Консисторию с прошением о строительстве нового здания собора. На это прошение последовал указ о разрешение строительства нового большого двухэтажного каменного Спасского собора.
2. Строительство нового каменного Спасского собора.
В 1763 году началась кирпичная кладка здания собора, которая была закончена 14 марта 1767 года. Строительство собора было закончено в 1769 году, и в нём начались отделочный работы. 15 марта 1770 года староста собора Михаил Серебренников заключает договор с бригадой строителей в составе Феоктиста Нестерова, Терентия Никитина, Нестора Шаклеина, Зиновия Жекова на строительство вокруг собора деревянной ограды, деревянных лавок, ворот, рундуков и перекрытие крыши тёсом над каменными лавками.
28 июля 1770 года в новом Спасском соборе самим Вятским епископом Варфоломеем Любарским освящён в нижнем этаже правый тёплый Екатерининский придел, и в нём начались службы. 6 мая 1771 года архиереем Варфоломеем (Любарским) произведён в собор протоиерей Фёдор Маракулин.
21 июня 1781 года дано разрешение в селе Усть-Чепецком (современном Кирово-Чепецке) наломать плитняка для настила полов в нижнем этаже собора. Плитняк в Чепецке кололи, отёсывали, подгоняли и на лошадях возили в Хлынов — Вятку. 18 августа 1781 года дано разрешение о переносе из старого собора в новый собор иконостаса с иконами старого письма.
8 июля 1783 года епископом Лаврентием II на первом этаже тёплого храма освящён главный средний престол во имя Казанской Божьей Матери и в нём начались богослужения. После освящения двух престолов из шести Консистория решает из-за ветхости старого Спасского собора прекратить в нём богослужения.
В течение 16 лет два каменных Спасских собора стояли вместе, недалеко друг от друга. 17 июня 1785 года протоиерей Спасского собора Стефан и церковный староста Яков Швецов заключили договор на сломку и разборку первого каменного одноэтажного старого Спасского собора. В этом же году старый собор был снесён.
10 февраля 1792 года начались штукатурные работы во втором строящемся Спасском соборе, в сентябре этого же года было закончено устройство пола в алтаре и боковых постройках. В марте 1794 года были закончены отделочный работы в главном приделе холодного храма. Своих денег у спасских соборян не хватало, и они в марте этого же года просят в долг деньги из казны на достроение собора.
В декабре протоиерей собора Агафоник и староста церковный из вятских мещан Антон Урванцев «учинили договор с директором медных и железных заводов фабрикантом Иваном Петровичем Осокиным в том, чтобы в холодной церкви верхнего этажа вновь выстроенный иконостас со всею при нём резьбою весь без пропуску вызолотить казёнными материалами самою искусною работаю, не допуская к работе неискусных работников. По приличным на глади того иконостаса местам сделать цыровку во всём сходственную здешнего кафедрального собора. К работе приступить в январе 1796 года и в августе закончить непременно».
4 августа 1797 года были закончены отделочные работы по золочению иконостаса, и служители Спасского собора подали в Консисторию прошение о готовности к освящению среднего главного престола в холодном зимнем храме. 16 августа 1797 года при огромном стечении прихожан на втором этаже холодного храма Спасского собора был освящён средний главный придел во имя Спаса Нерукотворного. Освящал престол Спасителя сам вятский епископ Амвросий (Яковлев-Орлин) в присутствии всего вятского духовенства. Правый и левый приделы второго этажа стояли ещё неотделанные. Денег на продолжение работ не хватало, и тогда прихожане продают соборные торговые лавки, стоящие на торговой площади.
В сентябре 1797 года по заказу прихожан губернским архитектором выданы планы и фасады для оформления иконостаса в двух приделах в тёплой церкви на первом этаже и в холодном храме на втором этаже Спасского собора. Понадобилось почти 3 года, пока были закончены отделочные работы на очередном приделе.
8 ноября 1800 года при большом сборе городских прихожан и с участием всего соборного духовенства епископом Амвросием (Орлиным), освящён в тёплом нижнем храме северный придел во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. На соборной колокольне набор колоколов был беден, поэтому в августе 1804 года протоиерей Спасского собора Агафоник просит Консисторию разрешить отливку колоколов — одного — весом 300 пудов и второго — весом 150 пудов (для этого колокола просят перелить старый треснутый; это был колокол старого Спасского собора, пострадавшего в пожаре 1752 года). В сентябре это разрешение было получено.
13 мая 1805 года слободской мещанин колокольных дел мастер Андрей Фёдоров подписал договор со старостой Спасского собора купцом Иваном Козминым-Свечниковым об отлитии колокола весом 300 пудов и переливании второй разбитый колокол.
5 марта 1806 года архитектор представил «сочинённые» им для постройки вокруг Спасского собора на торговой площади каменной ограды, а также на отведённое место план и рисунок для делания решётки. Строительство каменной ограды начато в 1806 году и закончено в 1808 году. При строительстве каменной ограды вокруг собора с левой стороны вместо ограды были построены каменные палатки для торговли.
Служители собора жили в городе, в своих собственных домах. При выходе на пенсию на их место назначались новые служители, которые жилья в городе не имели. Для строительства домов служителям собора в 1814 году дано разрешение об отводе земли на Казанской (бывш.Большевиков) улице под Спасское подворье. Было построено три двухэтажных каменных дома, которые существуют до сих пор, но строились они очень долго.
7 сентября 1816 года в присутствии большого количества горожан с участием духовенства всех городских соборов епископ Гедеон освятил на втором этаже в холодном храме южный правый придел во имя Вознесения Господня. Оставался неоконченным ещё один придел.
В 1817 году духовенство собора озабочено устройством местной иконы во имя Петра и Павла. Писал икону местный живописец вятский мещанин Михаил Мамаев. 29 июня 1818 года в самой торжественной обстановке епископом Амвросием (Вещезеровым) в присутствии всего вятского духовенства был освящён на втором этаже в холодном храме на левой северной стороне придел во имя Петра и Павла. С этого дня в Спасском соборе, во всех шести приделах начались службы.
В 1825 году земской полицией на Казанской улице отведено земельное место под подворье Спасского собора и под строительство новых домов на этом подворье.
10 марта 1830 года служители собора просят разрешения на строительство новых соборных торговых лавок. Городская Дума отказала в просьбе, мотивируя это тем, что если собор построит свои лавки, то сбор от них пойдёт в казну собора, а город недополучит денег в свою казну. Видимо, не только теперь, но и раньше дела в Вятке решались не столь радикально.
Своды в верхнем летнем храме котловые с 8-ю круглыми окнами, в приделах — стрельчатые. В церкви поставлены 4 гладких четырёхгранных столба с карнизами вверху. Окна с дугообразными и прямыми перемычками, устроены под самыми пятами сводов; наличники у них гладкие. Алтарь квадратный, своды в нём в виде круговой дуги. Стены сплошной кладки с наружи украшены орнаментом из квадратиков с полукружиями, покрытыми голубой краской. На фронтонах (кроме западного) выдаются белые кирпичные треугольники. По середине верхней церкви обведён гладкий пояс, тоже голубой краски; ниже его карниз из зубчиков и местами из поясков. На углах стены пилястры. Иконостас 1797 года; в нем чудотворная икона Нерукотворного образа Спасителя, копия со взятой в 1647 году по царскому указу в Москву (находится ныне в Новоспасском монастыре). Икона одних размеров с подлинником и написана искусным изографом; пожалована вятчанам вместо взятой в 1648 году. Украшена из царских сокровищ ризой и драгоценными камнями и имеет надпись, гласящую об этом пожертвовании.
Своды тёплого храма стрельчатые, опирающиеся на 4 столба, такие же что и в холодном храме. Окна, алтарь и своды те же. Иконостас одноярусный. Двухъярусная колокольня с фигурной кровлей и шпилем современна церкви (высота колокольни 53 метра). На колокольне — большой колокол весом 350 пудов, колокол 70 пудов, колокол 50 пудов 30 футов, колокол 42 пуда, колокол 18 пудов, колокол 14 пудов и 13 маленьких колоколов для трезвона.
В соборе те же шесть престолов, в библиотеке 700 книг; церковным старостой с 13 ноября 1899 года служит личный почётный гражданин Иван Иванович Лебедев, протоиерей Александр Князев, настоятель — священник Пётр Трапицын. В соборе по штату положено 1 протоиерей, 2 священника, 2 дьяка, все члены причта помещаются в казённых квартирах; земли — усадьба 1258 сажен, сенок 25 десятин; братский денежный доход: протоиерей — 1535 рублей, священник — 1150 рублей, дьяк — 767 рублей; прихожан православных — 438 мужского пола и 515 женского пола, все русские.
Собор работал до 6 мая 1929 года, после чего был закрыт, судьба храма сложилась трагично, и только в 1995 году собор был возвращён церкви, сейчас там всё ещё ведутся реставрационные работы.
История Спасского собора от первой трети XX до начала XXI века.
С укором безликие склепы взирают на нас
И, тихо грустя о красавцах соборах,
Стоит безголовый загаженный Спас.
Спасский собор был построен по проекту неизвестного архитектора, хорошо знакомого со столичным зодчеством своего времени, с 1786 года здание перешло под надзор Ф.М.Рослякова (хорошо известного в своё время вятского архитектора). По его чертежам был установлен иконостас главного храма и приделов, последний из которых был освящён только в 1818 году.
Расположенное на гребне спуска, ведущего к реке Вятке, здание играло заметную роль в планировке старой части города. Горделиво возвышаясь среди невысокой застройки, оно властно стягивало к себе перспективы окружающего ландшафта.
13 мая 1929 года райком Союза металлистов просит отдать здание собора под клуб металлистов. 6 мая 1929 года просьба была удовлетворена и с 4 июля 1929 года решением Президиума Горсовета Спасский собор был закрыт. 6 сентября 1929 года Горсовет передал здание собора под клуб металлистов, но эта организация не нашла зданию должного использования. В феврале 1930 года здание Спасского собора было передано в распоряжение педагогического института на перестройку под общежитие студентов.
Летом 1930 года снесены колокольня и купол собора, а здание внутри перестроено на четыре этажа и разделено на комнаты. По описи 1 декабря 1931 года здание Спасского собора используется как общежитие пединститута. В 1969 году здание бывшего Спасского собора передано институту «Росоргтехстром». Новые хозяева безжалостно перестраивали здание в соответствии со своими нуждами.
Собор пришёл в страшный упадок, почти ничего уже не напоминало о некогда величественной святыне, породнившейся со Спасской башней Московского Кремля и Новоспасским монастырём. Полностью был уничтожен барабан с куполом и своды, на которых стоял купол. Колокольня разобрана наполовину, окна растёсаны, нарушены внутренние связи здания, которые распределяли нагрузку, внутри сделаны многочисленные перегородки и перекрытия. Собор принял вид не храма, а гражданского сооружения. Для восстановления необходима полная реконструкция, воссоздание недостающих архитектурных частей, реставрация интерьеров. На момент возвращения собора и осмотра его специалистами была названа сумма необходимая для его восстановления — по меньшей мере, 400 тысяч долларов.
3 октября 1994 года за № 914 решением вятскогогубернатора Десятникова Василия Алексеевича здание собора передано в ведение Вятской Епархии.
19 мая 1995 года за № 21 распоряжением Комитета по управлению имуществом Спасский собор передан на баланс церковной общины прихода Спасского собора. Церковная община по восстановлению собора основана 21 марта 1995 года; в неё вошли представители городской интеллигенции, горожане.
Церковная община образовала приходский Совет, в который вошли: Мурашев Пётр Петрович — инженер-коммерсант, Панченко Юрий Васильевич — писатель, Макалкин Юрий Михайлович — инженер-энергетик, Краев Олег Николаевич — инженер, Комарова Лидия Николаевна — бухгалтер, Виноградов Олег Николаевич — инженер-строитель.
С января 1996 года начались работы по составлению проектной документации на восстановление здания собора — руководитель Ситников Валерий Геннадьевич, архитекторы Скопин Евгений Львович и Панькова Наталья Валентиновна. В соборе начались разборочные работы.
Силами одной церковной общины собор не восстановить, нужны были объединенные усилия всех жителей областного центра. Был утверждён проект восстановления Спасского собора. В планах — восстановление колокольни, внутренняя отделка храма, восстановление придела Рождества Святой Богородицы.
Бесценная икона Спаса Нерукотворного, хранившаяся почти 300 лет в московском храме, после событий 1917 года бесследно утеряна. Исчезла икона Спасителя и на Вятской земле. Известно, что иконостас Спасского собора в 1850 году был перевезён в Кумёны, но и там после 1917 года не удалось найти следов пропавшей иконы. Лишь в начале ХХI века по незначительным записям и воспоминаниям удалось восстановить «новый» образ Спасителя. Новая икона Спаса Нерукотворного была написана вновь молодым кировским художником Сергеем Кубасовым. Сейчас эта икона занимает достойное место в восстанавливаемом храме.
За первые два года работы был восстановлен придел святой великомученицы Екатерины, он был торжественно освящён 30 апреля 1999 года, в нём начались богослужения. Число первых прихожан было около 25 человек. С момента возвращения собора церкви прошло немногим более 10 лет; реставрация идёт полным ходом. Раньше первым реставрировали Екатерининский придел, потом — Казанский. Сейчас реставрация идёт тем же путём. В XVIII веке отделка храма длилась 48 лет, а между освящением Екатерининского и Казанского придела прошло13 лет (1775 — 1783 гг.), а сейчас — только 3 года (30.04.1999 — 20.07.2004 гг.).
Как и во времена своего создания, собор строится медленно, но всем миром. Это истинно народный храм. Кто-то помогает доброхотными деньгами, кто-то оказывает богоугодную помощь по строительным работам в соборе, дарение старых икон, церковных книг, лампад и т. п. А кто-то просто помолится о здравии создателей, жертвователей и благоустроителей Спасского собора. Помогают и прихожане, одна из которых, Анна Алексеевна Шкарина, рассказывает:
На субботниках не только работали, понравилась сама атмосфера, необычная тишина храма создает тишину в душе, успокаивает, и это замечали многие. Мысли приходят в порядок, мы ощущаем спокойствие, начинаем по другому воспринимать мир Божий, исчезает городская суета. Приходит ощущение святости храма, переосмысливание событий жизни, бесконечной мирской суеты.
Любое пожертвование — польза восстанавливаемому храму. Но Спасский собор, как и любой храм, возрождается с возвращением икон. Отец Александр Перминов рассказывает:
Икона Спасителя была пожертвована 2-3 года назад (я не видел кем). Новые 8 икон в киотах — жертва семьи Натальи и Александра Бугай. Несколько старых икон восстановлены и подарены Спасскому собору разными прихожанами.
К радости православных жителей города Спасский собор приобрёл список чудотворной иконы «Святой Праведной Анны». Сама икона находится в Афонском ските в Греции. Чтобы приобрести список, собору помогал весь город, горожане собрали 30 тысяч рублей. В течение полутора лет икону специально для нас писал старец Херувим, который делал аналогичный список и для Греческой церкви.
Спасский собор является домовым храмом Вятского духовного училища, здесь будущие священнослужители и регенты постигают основы богослужения, учатся Церковному уставу, молитве, пению. На их плечах лежит помощь в богослужении, охрана и приборка, многое в храме делается их руками.
Сказ про улицу Хлыновитскую
«Жизненно необходимо, чтобы народ понимал свою историческую
преемственность в потоке чередующихся времён — из чувства
этого и вызревает вера в своё национальное бессмертие».
Леонид Леонов
Города, как живые существа, имеют собственные имена. Улицам люди тоже дают названия. Они живые. Расскажем про улицу — про ту, которая ближе к Кремлю, к древнему Торгу. Появилась она на плане только 114 лет назад. Пока без названия. Её проложили архитекторы, авторы проектного плана города. Утверждая план, Екатерина II начертала на нём «Быть по сему». Тогда город был небольшой, улица пересекала его поперёк, с севера на юг, от Гласиса до Гласиса. Дальше начиналась слобода, а за ней село Хлыновское, по которым и назвали улицу Хлыновитской. Продержалось это название недолго, и после 1804 г. Хлыновитскую стали называть Казанской. В старину вятские обозы, выехав из Хлынова, проезжали по этой улице до новой площади. Она указывала, в каком направлении по ней надо двигаться, чтобы выйти на Казанский тракт. Это название продержалось долго.
21 сентября1918 г. постановлением Вятского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов Казанскую улицу назвали именем Троцкого, тогда председателя Революционного военного совета республики — Реввоенсовета. «Иудушка Троцкий» вскоре оказался главным «врагом народа» — и бывшую Казанскую переименовали вновь. Так в 1928 г. постановлением Вятского горисполкома улица переименована и стала называться улицей Большевиков. Сейчас во врагах большевики…
Одна из наиболее протяженных (с 1812 года — «дольная») Казанская улица была наиболее загруженной перевозками и оживленной. Пересекая Раздерихинский спуск к паромной переправе и Спасский спуск к сезонным наплавным мостам, Казанская перехватывала все грузовые потоки из Правобережья и по Сибирскому тракту. Все грузы шли через площадь Общего торга, а отсюда на запад и на юг. Неслучайно первый мост через Засорный овраг был построен в 1802-1806 г.г. именно на Казанской улице. Длительное время он оставался единственным на всем протяжении оврага. Роль Казанской улицы в жизни города ещё более возросла после 1818 г., когда там сформировалась еще одна торговая Хлебная площадь; тогда улица приняла на себя весь грузовой поток из юго-восточной части губернии.
От других улиц города Хлыновитская отличается сложным рельефом, громадным перепадом высот — больше сорока метров. На месте улицы — овраг. Самая вершина, правда. Как быть? Решили вершину оврага засыпать… в будущем. А пока сделали временный объезд за счёт соседнего квартала. С тех пор это единственная улица города, не пересекающая встретившийся на её пути овраг. Здесь, в вершине оврага, уже за пределами хлыновского посада, находился убогий дом. «Божедом», «скудельница», называли его, — это глубокие ямы, в которые сбрасывали найденные мёртвые тела, сохраняя от зверей, тела в яме закладывали жердями, хворостом, сучьями, таких умерших называли »заложенными». Раз в год, на четвёртой неделе после Пасхи, совершалось их погребение, тогда здесь служили панихиду, а после неё закапывали яму и тут же открывали новую — для следующего года. Церковь запрещала хоронить на кладбищах умерших неестественной смертью или по какому-нибудь несчастному случаю, вот их и закапывали в эти ямы. Ямы, ямы… сколько их было здесь? В XVI веке об этом захоронении напоминали только неровности рельефа — старые ямы, да поминальная часовня при них.
Бывший Алексанровский сад, устроенный по проектам губернского землемера М. Ивакина, губернского архитектораА.Тимофеева и академика живописи, архитектора А. Витберга, в своей планировке сохранил память о былых укреплениях. Береговая ротонда поставлена на месте боевого выступа. Многие годы сад считается памятником архитектуры.
Недалеко от Александровского сада, где улица делает скобку, обходя овраг, стоит небольшой кирпичный дом в два этажа. Его северный фасад — напоминание о Старых ямах. В 1819 г. мещанин Козьма Ухов получил место и проект на постройку каменного дома «лицом на улицу Раздерихинскую» и двух флигелей справа и слева от него. Ухов сумел построить только часть дома на три окна вместо пяти, а пристрой был выстроен позднее. Через много лет уже новый владелец усадьбы выстроил на Казанской, полукаменный дом. В этом доме снимал квартиру в 1893 г. ссыльный П.А.Голубев, земский статистик и публицист.
Последний в этом квартале дом и надворный флигель принадлежал семье коллежской советницы М.М.Бехтеревой, матери ученого с мировым именем В.М.Бехтерева, невропатолога, физиолога, психолога, организатора института по изучению мозга и психической деятельности, впоследствии получившем его имя. В 1925 г. вдова В.М.Бехтерева передала дом городскому Совету под диспансер для нервнобольных, сообщив, что она выполняет желание покойного.
В следующем квартале на нечетной стороне три крупных каменных дома одного владельца в прошлом — Спасского собора. Они построены в разные года и разными архитекторами. Их внешний вид запечатлел время и меняющиеся художественные вкусы общества. Дом угловой — двухэтажный, на высоком цокольном этаже и с мезонином, построен около 1853 г. архитектором П.Ф.Глазыриным. Следующий двухэтажный каменный дом построен в 1842 г. архитектором И.Т.Соловкиным. Тоже двухэтажный, но с мезонином дом построен в 1825 г. архитектором Дюссар де Невилем. Все три здания составляли одну усадьбу. В 1929 г. отнесены к числу памятников архитектуры и взяты под охрану Главнаукой Наркомпроса СССР.
В 1935 г. по решению горсовета и «Плану разборки старых зданий на кирпич» ограда усадьбы и ворота разобраны, кирпич использован для постройки жилых зданий. Эти дома интересны тем, кто проживал в этих домах. Помимо протоиерея И.Ф.Фармаковского с домочадцами в спасских домах проживали: семьи дьякона В.А.Верещагина (прадеда художника Ю.А.Васнецова) и протоиерея Е.З.Нагорничных (деда камчатского миссионера и харбинского митрополита Нестора, в миру Анисимова), гимназист М.Чемоданов (стал врачом и художником) и протоиерей Н.П.Кувшинский, поповичи Дрягины. Чуть выше, на углу Казанской и Преображенской, стоял дом купца Гусева.
В 1810 году Я.Ф.Гусев выстроил особняк, чистая доходность недвижимости оценивалась в 14500 рублей и считалась самой высокой в городе. Интерес дома в его уникальном балконе-балконище. Трудно сравнивать дом Гусева и дома Спасского собора в архитектурном отношении. Один благодаря колоннам и фронтону как бы устремились ввысь, другой — крепко, основательно встал на земле. И большущий балкон лишь добавил шири и приземлённости. Чем ещё памятен гусевский дом? В 1865 году здесь размещалось местное отделение Госбанка, в 1871 г. — контора пароходства, в 1889 г. — ссудная касса, в 1895 г. — трактир, в 1923 г. — телефонизированный кабинет конторы Главрыбы…
И ещё о балконе. Купеческая хватка, желание охватить побольше, что для данного места вполне оправдано. Балкон выходил на главную площадь, своего рода светский и духовный центр города, отсюда можно было наблюдать все главные вятские действа-празнества.
В 1824 году здесь, на площади, Александр I «изволил смотреть развод Вятского гарнизонного батальона» и произвёл подполковника Ростовщикова в полковники. А в 1837 году Александров племянник (наследник престола) при огромном стечении народа приезжал помолиться в кафедральный собор. А ещё ежегодная ярмарка — «свистунья» каждую весну на несколько дней превращала площадь перед гусевским балконом в своеобразную сцену, на которой торговали, веселились, ставили балаганные представления… А в германскую отсюда, с площади, уходили на фронт. А в гражданскую здесь стали регулярно митинговать и хоронить убиенных красных героев. Сохранившиеся фотографии военных смотров, митингов, похорон были сделаны с этого, гусевского, балкона.
Южнее Гостиничного переулка — древний Торг, ровесник Кремля, а вокруг него некогда стояли храмы: Казанский, Воскресенский, Покровский, Вознесенский, Спасский. Одни из них разрушились от времени, а затем снесены ещё в XVIII в. (Казанский, Вознесенский), другие разобраны на кирпич в 30-х гг. (Воскресенский, Покровский), и только один Спасский собор, тогда закрытый, сохранился в том виде, какой получил после перестройки в 1760 — 1769 гг., но уже без колокольни и купола. От первоначального каменного собора 1693 г. (это был третий по старшинству построения каменный храм в Хлынове) сохранились только каменные лавки на паперти. Северная часть торговой площади, от собора до Гостиничного переулка, была застроена деревянными лавками по проекту Рослякова, но ещё в1798 г. они сгорели, и с тех пор эта часть площади использовалась для торговли «с рук» и «с возов».
В южной части площади (пересечение со Спасской улицей) 1799-1818 годах по проектам Рослякова построили несколько одно-, двухэтажных каменных лавок. В 1876 году на западной стороне улицы выстроили двухэтажный гостиный двор. За оврагом — небольшой двухэтажный каменный дом М. Г.Чарушиной. В нём жил первый вятский художник с академическим образованием, ученик А.Л.Витберга в период его вятской ссылки Д.Я.Чарушин. На восточной стороне улицы квартал начинается угловым каменным домом. Он построен в 1795 году. С 1803-1806 годах Ф.М.Росляков арендовал дом для своей многочисленной семьи, которая занимала второй этаж. В первом помещалась губернская чертёжная. Этот дом чиновника М.Т.Окулова — памятник архитектуры конца ХVIII века. Завершает квартал трёхэтажный каменный дом купца П.В.Алцыбеева, он переходил от владельца к владельцу. Номера, чайная-столовая, библиотека-читальня, попечительство о народной трезвости, госпиталь, яхт-клуб, снова кофейная, столовая, и опять номера «Даурия». Ныне в здании художественное училище. Автор проекта неизвестен.
А дальше, до Хлебной площади, известной жителям города под названием Верхнего рынка, целая череда каменных купеческих домов. Назовём те из них, что оставили заметный след в истории города. Дом на углу с Орловской — дом купца Петра Гусева. Позднее он стал местом проведения первой выставки сельских произведений. А какие имена связаны с ней! Готовил выставку А.И.Герцен. Осматривал выставку поэт и воспитатель наследника престола В.А.Жуковский. Можно не называть Высочайшего посетителя — именно его сопровождал Жуковский, именно ему давал пояснения Герцен. Здесь был выставлен автопортрет Дмитрия Яковлевича Чарушина, открывший ему длинную дорогу в Петербургскую Академию Художеств. В этом же доме долгое время размещалась почтовая контора, благодаря которой бывшая Казанская стала началом почтовых трактов. Близость Верхнего рынка позволяла купцам надеяться на выгодную сдачу в наём и торговых помещений, и каменных амбаров, и жилых помещений постоялого двора.
На улице Большевиков 6 ноября 1923 года был открыт Дом крестьянина (ныне в нём гостиница «Колос»). При нём открыли музей, библиотеку, читальню, клуб, столовую. Как культурно-просветительное учреждение Дом крестьянина играл большую роль в культурном и политическом воспитании крестьян. Сейчас этот дом — памятник истории и культуры области.
Хлебная площадь. Её застройка активизировалась после 1818 года. Строили здесь каменные дома купцы нового поколения. К середине века Верхний рынок стал самым крупным и оживлённым рынком города. Площадь кишела народом два дня в неделю, по четвергам и воскресеньям. Весь город сходился здесь в базарные дни.
30 августа 1839 года в центре площади был заложен Александро-Невский собор архитектора А.Л.Витберга. Строили его долго — освящение состоялось только в 1864 году. Каменная кладка была в основном закончена уже в сентябре 1848 года. Собор господствовал над застройкой в этой части города. Теперь взгляды путников уже с далёких подступов выискивали и находили две точки: Кремль и Александро-Невский собор. Он принадлежал всему городу. Далеко, за Торгом виднелся портал Александровского сада, а где-то на площади можно было встать на точку, с которой и собор, и портал виделись равновеликими. Теперь и Казанская улица не казалась дорогой в никуда: и с севера, и с юга перспективу её замыкал собор.
В 1938 году Александро-Невский собор снесли. Вместо него выстроено здание филармонии. Заменить собор в качестве архитектурной доминанты оно не смогло. Город лишился опоры. Церковь — это часть культуры русского народа. Испокон веков русские люди строили свою жизнь по христианским заповедям. Вера поддерживала в человеке все хорошее, светлое. Церковь прививала человеку нравственные начала. Прошла революция, пришла новая власть, вера в Бога была надломлена. Но оторвать веру от людей невозможно, народ снова возвращается к религии. Люди тянутся к высокому, светлому и чистому, а именно таким является Божий храм.
Как и всякий приходский храм, Спасский собор не столько памятник архитектуры, сколько истории. Под его сводами тысячи вятчан на протяжении столетий вымаливали у небес радости, любви, замаливали земные грехи. Но кто знал, что через 350 лет забудут вятские свою святыню, изуродуют собор. Пора остановиться, опомниться!
Возрождение Спасского собора дело не одного года, не одного десятилетия. Храмы строились приходами, общинами, на мирские копейки. Способны ли мы, сегодняшние, собраться и в добром согласии на свои кровные восстановить падающие, разрушенные храмы? Восстановить и содержать их, что сложнее и многократно дороже. Но главное даже не в восстановлении в прежнем виде материального видимого благолепия храма, главное — в собрании нового прихода и клира, в непрерывности литургической жизни, в возрождении храмовых традиций, таких как почитание образа Спасителя и крестных ходов. На это должны быть направлены основные усилия прихожан. Очень верится, что в возобновлении церквей и служб начнет восстанавливаться наша духовность. Ведь без прошлого — нет будущего.
Список литературы
Куншина Вера Сергеевна,
«История и современность Спасского собора города Кирова»
(Общероссийский конкурс творческих работ «Идеи Д. С. Лихачева и современность»).