в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Автозаводы страны Советов: РАФ — Угасшая звезда Балтии №2

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Первые серийные микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия» выехали со сборочной линии нового автозавода в декабре 1975 года, а в следующем году началось их массовое производство. Спустя год на конвейер встала и основная модификация — машина скорой медицинской помощи РАФ-22031 «Латвия».

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Данные автомобили отличались форточками окон в передних дверях, «круглым» передним бампером без «клыков», расположенным над указателями поворотов, белыми габаритными огнями на крыше, стояночными огнями на задних стойках кузова, круглыми зеркалами заднего вида, двумя небольшими угловыми бамперами в кормовой части, отсутствием фонарей заднего хода в общих рядах огней и заводской установкой хромированных колёсных колпаков от ГАЗ-21. До окончания 1976 года серийные машины комплектовались оригинальной высокой панелью приборов с круглыми циферблатами, а в 1977 году обзавелись новой панелью с комбинацией приборов от автомобиля ГАЗ-24. В это же время было решено отказаться от вентиляционного отверстия под средним окном по левому борту.
Признаками ранних машин также являются подфарники от ГАЗ-24 и эмблема завода на задней двери. На рубеже 1978—1979 годов вместо оптики от Волги стали устанавливать единые автобусные повторители поворотов, а с задней двери исчезла заводская эмблема. В таком виде микроавтобусы выпускались почти 10 лет без каких-либо значительных изменений.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

В 1979 году продукции завода РАФ был присвоен государственный Знак качества.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

РАФ-22032 модификация для маршрутного такси, у которого сиденья в пассажирском салоне были вдоль бортов.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Милицейская версия имела соответствующую окраску: желтый микроавтобус с синими полосами, надписями «ГАИ», «Милиция» и гербом СССР на боковинах кузова. Микроавтобус оборудовался соответствующими средствами связи, поворотными прожекторами и синими проблесковыми маяками. В салоне были созданы условия для работы оперативной бригады на месте ДТП.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Служебный микроавтобус для пожарных, способный перевозить до 5 человек вместе с оборудованием. Модель в серию не пошла за ненадобностью.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Предназначена для центролизованной перевозки крови, грузовое помещение отделено от кабины водителя перегородкой; на перегородке имеется окно со сдвижным стеклом. Внутренняя отделка обеспечивает мойку и дезинфекцию автомобиля.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Ничем особо не отличалась от базовой модели 2203. Всего лишь силовыми элементами кузова и раскраской.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

На Олимпиаде 80 микроавтобус РАФ-2203 даже удостоили чести сопровождать олимпийский огонь. Для этого в 1980 был изготовлена специальная версия 2203 с олимпийской раскраской. Данный экземпляр по сей день хранится в воссозданном на заводе музее РАФ.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Но к сожалению в середине 80-х качество выпускаемых микроавтобусов постепенно падало с каждым годом, и на завод всё чаще стали поступать рекламации и жалобы, в том числе и от врачей, работавших в скорой медицинской помощи. В феврале 1986 года госприёмка вернула на завод около 13% новых микроавтобусов для устранения обнаруженных дефектов. В том же году развернулась публичная дискуссия, связанная с моральным устареванием и неуклонным снижением качества продукции елгавского автозавода. Конфликт показал, что для улучшения создавшейся ситуации заводу необходимы не только новые модели микроавтобусов, но и другой директор, которым в ходе проведённых выборов стал Виктор Боссерт. Одновременно руководство страны выделило из бюджета значительные средства для технического перевооружения Рижской автобусной фабрики.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

И в 1987 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса, получивший индекс РАФ-22038. Этот микроавтобус использовал агрегаты от автомобиля ГАЗ-24-10. Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой фальш-радиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми боковыми секциями. На прототипе 22038, демонстрировавшемся на выставке «60 летие автопрома СССР» в задней части боковин размещались узкие поворотные форточки, но на серийной модели был фактически сохранён кузов типа 2203.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

И, конечно, на его базе начали делать кареты скорой помощи, милицейские фургоны, и самое главное его предназначение — маршрутное такси. Да, «РАФики» были не самым лучшим общественным транспортом, но по большому счёту другого тогда в стране и вовсе не было. Потому люди были рады и такому счастью.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

В 1990 году началось производство микроавтобуса РАФ-22039 вместимостью 13 человек. Увеличение вместимости было достигнуто за счет более высокого уровня потолка и измененной компоновки пассажирского салона (багажное отделение было сокращено до минимума, в салоне даже появились поручни, за которые пассажиры могли держаться при посадке). На базе микроавтобуса РАФ-22038 был разработан бортовой мини-грузовик РАФ-33111 с (однорядной кабиной) и РАФ-3311 (двухрядной кабиной), выпускавшийся в 1992-1995 годах, а также реанимобили РАФ-2914 и РАФ-2915.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

В начале перестройки уже были готовы абсолютно новые модели завода, которые по своей внешности и конструктивности соответствовали своему времени.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Но развал СССР. Литва, Латвия и Эстония (как и все остальные республики) захотели самостоятельности, ибо на русских они смотрели как Ленин на буржуазию. И рижская автобусная фабрика перешла из государственной собственности был приватизирован под «частную лавочку». И концепты так и не притворились к жизни. Ввиду смены строя и экономики, за качеством на заводе перестали следить. Производство «рафиков» было в основном росчитано под российский рынок. А латвийское правительство изредко закупало у завода «рафики» для нужд скорой помощи, полиции, муниципального транспорта, так как высокая цена и низкое качество было невыгодно покупателю. Да и конструктивно это был микроавтобус начала 70-х годов.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Следует отметить, что «рафики» в те годы реализовывались через офшорные фирмы. А потому судьба ясна совершенно: деньги легли в широко раскрытые карманы узкой группы лиц. Всё стало ясно — так долго это продолжаться не может. В конце 90-х годов наши покупатели отказались от микроавтобусов РАФ, потому что в производство пошли ГАЗели и Валдаи, которые были современнее, технологичнее, а самое главное — дешевле. После такого отказа со стороны русских РАФ не мог существовать дальше, ведь основного покупателя больше нет, прибыль гроши, а затраты на производство колоссальные. Так в 1997 году с конвейера рижской автобусной фабрики сходит последний РАФ-22038.

Нет Советского Союза, нет советских социалистических республик, нет завода. Всё ушло в прошлое, но осталось в памяти уходящего поколения. Для такой ситуации ещё тысячи лет назад была придумана одна Соломонова фраза: «Всё пройдёт. И это пройдёт»

Источник

Что стало с заводом РАФ, самым популярным микроавтобусом СССР

Сразу после войны Советский Союз испытывал серьёзный дефицит транспорта, поэтому было решено строить как можно больше заводов. Одно из таких предприятий организовали в Риге — так появилась автобусная фабрика.

История создания

Микроавтобусы выпускались в середине ХХ столетия только на двух предприятиях. Кроме Риги, был ещё Ульяновск. Рижскую фабрику основали в 1949 году. До этого здесь функционировал авторемонтный завод №2. А ещё чуть раньше располагались частные мастерские.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Поначалу предприятие носило название Рижского завода автобусных кузовов. Планировалось наладить здесь выпуск автобусов средней величины. Спустя 2 года произошло объединение с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой. Ещё четыре года понадобилось на налаживание конвейерной линии. После очередной реорганизации в 1954 году на базе РАРЗ и РЗАК появилось автопредприятие с окончательным названием РАФ.

Первая продукция

Первым стал автобус РАФ-651. Случилось это в 1953 году. Бусик был полной копией модели ГЗА-651 на деревянном каркасе из Горького. Был обустроен 16 пассажирскими сиденьями, а пассажиров в него могло поместиться 25. Всего собрали 25 таких моделей.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

В 1955 году освоили новый РАФ-251, основанный на шасси пассажирского транспорта ГАЗ-51. Но при этом рижские специалисты занялись вагонной разработкой. Наравне с пассажирскими автобусами были разработаны служебные и грузопассажирские модели. За три года было произведено около полторы тысячи экземпляров.

А на микроавтобусы рижане переключились в 1957 году, выпустив РАФ-10. Назвали свежую разработку «Фестиваль». Очень много элементов в конструкции рижскими инженерами было заимствовано от Volkswagen.

Лучшие модели

Самой распространённой стала модель буса РАФ-977 «Латвия». Её разработали в 1959 году, после чего несколько раз модернизировали. Эту же разработку в дальнейшем перебросили на Луганский авторемонтный завод. Там она получила название ЛАРЗ-977 «Луганск».

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

РАФ-2203 «Латвия» хорошо запомнился поколению 90-ых. Его разработали в 1976 году. Мини-автобус практически превратился в легенду. Его можно было увидеть на Килиманджаро, а также в Африке, где РАФ без труда преодолел 12 тыс.км.

Во время Олимпиады-80 гостей столицы массово перевозили именно на модели 2203. Финны, приобретя лицензию, также занимались выпуском рижского микроавтобуса.

Конец эпохи расцвета

В 80-ых годах некогда процветающее предприятие пришло в упадок, как и большинство других заводов СССР того периода. В 1986 году грянул скандал — РАФ обвинили в резком снижении качества выпускаемого транспорта.

Через год трудовой коллектив на общем собрании выбрал нового директора. Но через 3 года на его место пришёл другой руководитель. Когда Латвия отделилась от Советского Союза в 1991 году, РАФ превратился в акционерное общество.

Завод переквалифицировался на выпуск малолитражек, но без рынка сбыта это оказалось нерентабельным.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

В 1993 году рижане стали искать инвесторов в Западной Европе для моделей РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс». Но никто из богачей западного мира так и не раскошелился.

Развернулись на 180 градусов в сторону России, но там уже сделали ставку на ГАЗель. Чтобы выжить, фабрика в 1996 году пыталась заключить договор о сотрудничестве с ГАЗом, но латышские власти заблокировали подписание соответствующих документов.

В 1997 году РАФ объявил себя банкротом. В настоящее время территория фабрики стоит в запустении.

Шанс на второе рождение

В 2012 году сердце латышского гонщика Андриса Дамбиса дрогнуло, и он в порыве ностальгии открыл в одном из заброшенных корпусов Рижской автобусной фабрики музей, собрав экспонаты, касающиеся истории латышского автопрома.

Спустя 6 лет произошла официальная регистрация торговой марки RAF. Предполагалось, что предприятие возобновит выпуск микроавтобусов, а также займётся производством электроавтобусов вместе с европейскими партнёрами.

Но в 2019 году пришло сообщение о принятии решения о крупноузловой сборке электромикробусиков на базе «ГАЗель Next».

Источник

Retro Latvija club

Там, где прошлое встречается с настоящим ⭐⭐⭐ Kur pagātne satiekās ar tagadni

История Рижского автобусного завода «РАФ» / Rīgas autobusu fabrika «RAF» vēsture

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

История Рижского автобусного завода «РАФ» / Rīgas autobusu fabrika «RAF» vēsture

Создание завода

Первые рижские автобусы

В 1953 году завод выпустил первые 25 автобусов РАФ-651. Капотный РАФ-651 был копией горьковского автобуса ГЗА-651 на грузовом шасси ГАЗ-51, вмещал 25 пассажиров и имел 16 мест для сидения.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Автобус РАФ-651

10 июня 1954 года приказом министерства автотранспорта завод был реорганизован в «Рижский опытный автобусный завод», но уже 30 сентября 1954 года снова переименован — и на этот раз получил окончательное имя: «Рижская Автобусная Фабрика» (Rīgas Autobusu Fabrika).

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Логотип RAF

В 1955 году был налажен выпуск автобусов собственной разработки. Новый автобус РАФ-251 также базировался на шасси ГАЗ-51, но уже имел вагонную компоновку.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Автобус РАФ-251

Городской автобус РАФ-251 имел в салоне две двухстворчатые двери с пневматическим приводом, вмещал 28 пассажиров (21 сиденье). Кроме базового варианта, выпускались служебные автобусы РАФ-251С (в салоне 1 распашная дверь, 27 сидений) и грузопассажирский РАФ-251Т (сзади застеклённая двухстворчатая дверь и грузовая площадка).

Автобусы РАФ-251 выпускались до 1958 года (всего изготовлено 1460 экземпляров), затем его сменил модернизированный вариант, получивший собственный индекс — РАФ-976.

Микроавтобусы РАФ

В 1957 году сотрудники РАФ познакомились с микроавтобусами Фольксваген и решили организовать производство микроавтобусов в Риге. Главный инженер Лаймонис Клеге (Laimonis Klege), конструкторы Я. Оситис (J. Ositis), Г. Силс (G. Sils) и ещё 4 энтузиаста в инициативном порядке создали первый микроавтобус РАФ-10.

В честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, РАФ-10 получил имя «Фестиваль» («Festivāls»). РАФ-10 был построен на платформе легкового автомобиля ГАЗ-М20 «Победа», имел вагонную компоновку, стальной несущий кузов и 10 посадочных мест (отсюда индекс модели).

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
РАФ-10 Festivals Поздняя модификация.

Первоначальная конструкция кузова вызвала много нареканий и в 1958 году была изменена. Машина также получила двигатель от ГАЗ-21 «Волга». 20 ноября 1958 года завод приступил к серийному выпуску микроавтобуса РАФ-10 «Фестиваль», до конца года было изготовлено 11 экземпляров.

В том же 1958 году был разработан микроавтобус РАФ-08 «Спридитис» (латыш. Sprīdītis, «Мальчик-с-пальчик») на шасси легкового автомобиля «Москвич-407». После доработок, малыш планировался к запуску в серию в 1960 году под индексом РАФ-978, однако проект был свёрнут вскоре после выпуска небольшой промышленной партии, чтобы освободить производственные мощности для РАФ-977.

РАФ-977 «Латвия»

Опыт, накопленный при разработке и доводке РАФ-10 и РАФ-08, реализовался в модели РАФ-977 «Латвия» («Latvija»), построенной на шасси легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
РАФ-977 Латвия. Первая серия.

В 1960 году машины первого поколения были сменены модернизированными РАФ-977В.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
РАФ-977B

С 1961 года производство микроавтобусов было перенесено на ул. Дунтес. Цехам на ул. Тербатас был возвращён статус «Рижского авторемонтного завода № 2» (РАРЗ № 2) — при этом там продолжалось производство автобусов на шасси ГАЗ-51А.

На новой площадке был начат выпуск модели РАФ-977Д, получившей полностью новый и более технологичный в производстве кузов.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
РАФ-977Д

На базе РАФ-977Д была подготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподьемносью 850 кг. Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где был специально для этого построен новый завод ЕрАЗ.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
ЕРАЗ-762

В 1962 году сборка РАФ-977Д была налажена в Луганске на Луганском авторемонтном заводе под наименованием ЛАРЗ-977 «Луганск». Было выпущено несколько десятков машин.

РАФ-2203 «Латвия»

В 1976 году в городе Елгава под Ригой был введён в строй новый завод, рассчитанный на производство 17 тыс. автомобилей в год. Здесь началось производство 11-местных микроавтобусов РАФ-2203 «Латвия» на агрегатах ГАЗ-24 «Волга».

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
РАФ-2203

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Автомобиль скорой помощи РАФ-22031-01

На его базе выпускалось множество модификаций, а финская компания Tamro создала реанимационный автомобиль.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Реанимационный автомобиль «Тамра-РАФ»

В 1980-е годы на ВДНХ в Москве работали экскурсионные автопоезда на базе РАФ-2203.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Автопоезд на базе РАФ-2203

Особое место занимает участие автомобилей РАФ в Олимпиаде 1980 года. Этой истории мы посвятили отдельную главу.

Попытка модернизации завода РАФ

В середине 80-х гг. на РАФе понимали, что разработанный еще в начале семидесятых годов микроавтобус порядком устарел и на фоне современных легковушек выглядит пришельцем из прошлого десятилетия. Поэтому рафовцы замахнулись на достаточно серьезную модернизацию микроавтобуса.

Произошло это в конце восьмидесятых годов. Помог рижским автобусостроителям конструктор НАМИ Владимир Андреевич Миронов, который разработал достаточно необычную подвеску, напоминавшую традиционный «МакФерсон», но отличалась от него остроумной конструкцией из пары труб-направляющих и амортизаторов, упиравшихся в кузов верхними концами. Также совместно с рижскими инженерами Миронов улучшил и тормозную систему, применив по паре суппортов ВАЗ-2121 на каждом переднем колесе и установив вакуумный усилитель вместо «гидровакуумника».

Поскольку Минавтопром в 1987 году прекратил финансирование новых проектов в своей отрасли, в Елгаве были вынуждены осваивать производство новых комплектующих для «рафика» собственными силами. Получилось не всё: вместо запланированной модификации РАФ-22038-30 с новой подвеской удалось запустить в производство лишь частично обновлённую машину с индексом 22038-02 и старой ходовой частью.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Модернизированный вариант РАФ-22038

Перестройка, выборы директора РАФ

К 1986 году снижение качества продукции РАФ вызвало в СССР общественный резонанс, повлёкший за собой отставку прежнего руководства завода. В духе реформ перестройки, в 1987 году назначению нового директора предшествовали его выборы коллективом завода из списка предложенных кандидатов. В выборах победил Виктор Боссерт.

Именно он выступил «генератором идеи» по созданию принципиально нового микроавтобуса РАФ. Она нашла горячий отклик и поддержку среди конструкторов и дизайнеров фабрики, желавших сделать новый «рафик», который бы не уступал мировым аналогам или был хотя бы просто таким же современным, как перспективная «десятка» из Тольятти и новая Волга ГАЗ-3105, над которыми в это время активно работали на ВАЗе и ГАЗе. Боссерт в 1987 году организовал республиканский конкурс на разработку дизайна для нового микроавтобуса, который благодаря информационной поддержке «Комсомольской правды» перерос во всесоюзный. В этом дизайн-конкурсе пробовали свои силы как любители «из толпы», так и профессиональные автомобильные дизайнеры, причем по правилам в нем могли участвовать и сотрудники РАФа.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Эскиз вариант Сергей Галактионова, ставшего после штатным дизайнером ИТЦ РАФ

А победил вариант Владимира Васильева из Риги — скорее всего, именно потому, что никто другой не был так близко знаком с возможностями фабрики. Ведь недостаточно было просто «нарисовать красивую машину» — потенциальный проект должен был уложиться в определённые рамки, заданные технологическими и производственными ограничениями РАФа.

Ведущим конструктором проекта RAF M1 был Сергей Бугай — талантливый конструктор и способный дизайнер. Он разработал и проверил на прочность конструкцию этого концепта. Важным действующим лицом в проекте RAF M1 был Эгон Мартинсон — не рисующий, но тонко чувствующий пластику поверхностей конструктор-дизайнер.

РАФ-М1 стал первой новой разработкой фабрики за несколько десятилетий, минувших с начала выпуска модели 2203.

Внешность нового микроавтобуса несколько напоминала Ford Transit, хотя о прямом плагиате речь отнюдь не шла. Уже осенью 1990 года ходовой макет РАФ-М1 совершил пробную поездку по территории инженерно-технического центра РАФ.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Макет РАФ-М1

Доводить прототип доверили британской фирме IAD, которая уже сотрудничала с НАМИ и УАЗом в создании полуторатонного грузовика (ЗР, 2003, № 1). Англичане провели большую работу, доводя до ума кузов и интерьер «Роксаны» и многому научив рижан. Кстати, собственным именем автомобиль обзавелся как раз в это время.

В 1990 году, то есть в самый разгар работ над РАФ-М1, Боссерт покидает Латвию, уехав на обучение менеджменту в американский университет имени Джорджа Вашингтона. Новым директором РАФа стал Николай Самодуров, который понимал, что в условиях рыночной экономики и валютных цен бывшие покупатели «рафиков» из союзных республик актуальную продукцию фабрики купить не смогут. Или просто не захотят.

Но рижские конструкторы не опустили руки, а сделали ровно наоборот! На фабрике не остановились на «Роксане», а вернулись к ранним наработкам и занялись созданием укороченной переднеприводной версии микроавтобуса под названием РАФ-М2! Данилкин и Миронов как раз продвигали проект — машину с укороченным «носом» и, все-таки, передним приводом. Дизайн очередной «перспективы» разработали в НАМИ, 3D-модель «по старой дружбе» выполнили на ЗАЗе, и 20 декабря 1993 года новый прототип показали общественности. Интересно, что общая концепция (вагонная компоновка, дизайн кузова, макетирование) переднеприводного микроавтобуса РАФ-М2 на конкурсной основе была разработана дизайнером ИТЦ РАФ Сергеем Галактионовым еще в 1989 году и даже воплощена в виде пластилинового макета RAF M2 SG в масштабе 1:5.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Прототип РАФ-М2

Н овый прототип под индексом РАФ-М2 получил название «Стилс» (Stils — «Стиль»), и он отличался от РАФ-М1 не только типом привода, но и двухрычажной передней подвеской, поскольку другая в бескапотном моторном отсеке просто не помещалась. Подходящую по дизайну «узкую» оптику в СССР не выпускали, поэтому, не мудрствуя лукаво, создатели Стилса позаимствовали светотехнику у серийных импортных автомобилей, а рулевое управление «одолжили» у… Mercedes.

Проект РАФ-М2 вёл заместитель главного конструктора Роман Попов. Дизайн разработали в НАМИ, макет делали на ЗАЗе, с которым у РАФа были хорошие связи. Мотор на «Стилсе», собранном в 1993-м, был все тот же — ЗМЗ-406. Передняя подвеска — двухрычажная, потому что высокие стойки в бескапотном автомобиле не помещались. Задняя подвеска по конструкции напоминала «Moskvich 2141». Рижане мечтали и о пневматической, но понимали, что это дело не близкого завтра. Рулевое управление на прототип вновь поставили импортное — от «Мерседес-Бенца». Но, увы, не удалось даже провести дорожные испытания ходовых макетов.

Завод РАФ в постсоветский период

6 сентября 1991 года РАФ реорганизовался в акционерное общество. В том же году Латвия стала независимой, наступил конец советской плановой экономике.

Грянул август 1991-го, распад Советского Союза и рижские «автобусники» перестали являться частью отрасли огромной страны, потеряв практически в одночасье и прежний рынок сбыта. Впрочем, и после того как в сентябре 1991 года фабрику преобразовали в акционерное общество, в новообразованных странах-бывших республиках СССР «рафики» по-прежнему покупали, но… уже совершенно в других количествах. Вдобавок инфляция национальных валют и экономическая нестабильность в странах СНГ отнюдь не способствовали платёжеспособному спросу.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Автомобиль полиции RAF-22038

В этот момент РАФ явственно ощутил на себе экономическую турбулентность, возникшую в результате развала большой страны. В результате предприятие покидали испытатели, конструкторы и другие опытные специалисты, которые не желали работать «за просто так» и жить впроголодь. РАФу удалось лишь проверить кузов на прочность и вибростойкость, причем выполнили это не своими силами, а на рижском вагоностроительном заводе. Оставшиеся на фабрике энтузиасты не теряли надежды запустить-таки «Стилс» хотя бы в мелкосерийное производство в цехе малых серий РАФ, для чего ездили по бывшим союзным республикам в поисках поставщиков стёкол, электрооборудования, трансмиссий.

20 сентября 1991 года готовый концепт все же представили в Англии, а в 1992-м он же под названием РАФ-1 «засветился» на выставке «Автотехника» в Москве.

На РАФе начинается выпуск малотоннажных коммерческих автомобилей. Первым стал двухместный бортовой грузовик РАФ-33111 грузоподьемностью 1 т. На его базе выпускался широкий спектр моделей: развозных фургонов (в том числе с изотермическими кузовами), двухместных и пятиместных пикапов. Наиболее удачной моделью этого направления оказался бортовой грузовик с 5-местной двухрядной кабиной РАФ-3311, производство которого продолжалось до 1996 года.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
РАФ-3311

Хорошим спросом пользовалась заводская модификация микроавтобуса РАФ-22038-02 в качестве маршрутного такси.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
РАФ-22038-02

В 1995 году потребителям была предложена новая версия маршрутного такси: 12-местная, с высокой крышей модель РАФ-22039.

20 декабря 1993 года РАФ продемонстрировал тот самый новый микроавтобус РАФ-М2 «Стилс» (Stils, «Стиль»), но завод также не сумел найти инвестора для его серийного производства.

Завод же в этот момент выживал за счет производства обычных «рафиков», а РАФ-М2 время от времени показывали на очередной автомобильной выставке. Однако с каждым годом и «Роксана», и «Стилс» становились все более несбыточными проектами-фантомами, выпуск которых в Латвии своими силами освоить бы никак не удалось, а зарубежные партнеры реального интереса к концептам не проявляли. А ведь даже по самым скромным подсчетам предприятию для запуска новых моделей и соответствующей технологической модернизации было необходимо минимум 300 миллионов долларов, взять которые было негде.

К тому же в соседней России к этому времени уже началось серийное производство микроавтобусов и грузовиков семейства ГАЗель, которые тут же прочно обосновались в бывшей «вотчине рафика».

В 1996 году РАФ попытался найти выход из сложившейся ситуации в альянсе с ГАЗом, чтобы стать автосборочным предприятием по выпуску Газелей. Для этого специально был создан опытный образец ГАЗ-РАФ 3302.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
Надежды РАФа становятся реальностью (скрин кликабелен)

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
ГАЗ-РАФ 3302

Однако правительство Латвии воспрепятствовало такому сотрудничеству. После развёртывания в марте 1996 года на ГАЗе масштабного производства микроавтобусов семейства ГАЗ-3221 «ГАЗель», по многим параметрам превосходивших изделия РАФ, экспорт латвийских микроавтобусов в Россию стремительно сошёл на нет.

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф
ГАЗ 3321 (ГАЗель)

По иронии судьбы, последним автомобилем РАФ, созданным по российскому заказу, стал автомобиль для перевозки покойных РАФ-2926 (конструктивно это изотермический фургон на базе РАФ-3311). Партия из 21 такой машины была приобретена московской службой скорой помощи.

В 1997 году производство РАФа остановлено. Владельцы заявили о банкротстве в 1998 году. По состоянию на 2010 год большая часть производственных корпусов разрушена, на их месте находятся арендуемые торговые площади.

В 2012 году на РАФе был открыт музей о истории РАФа латвийским гонщиком Андрисом Дамбисоном. Так закончилась история Рижского автомобильного завода (RAF).

в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Смотреть картинку в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Картинка про в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф. Фото в каком латвийском городе выпускались микроавтобусы раф

Если вам понравилась эта глава, то, возможно, понравится и:

Фотографии взяты в интернете из открытых источников и объединены в нашу коллекцию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *