в каком классе учат однажды в студеную зимнюю пору
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ «ОДНАЖДЫ, В СТУДЁНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ. »
(из стихотворения «Крестьянские дети»)
Мужичок с ноготок
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. » —
«Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом». —
«А кой тебе годик?» — «Шестой миновал.
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал.
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы, —
Те честные мысли, которым нет доли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Полное стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» 1861 года
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко,
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то. а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье.
Чу! шепот опять!
Первый голос
Борода!
Второй
А барин, сказали.
Третий
Потише вы, черти!
Второй
У бар бороды не бывает — усы.
Первый
А ноги-то длинные, словно как жерди.
Четвертый
А вона на шапке, гляди-тко — часы!
Пятый
Ай, важная штука!
Шестой
И цепь золотая.
Седьмой
Чай, дорого стоит?
Восьмой
Как солнце горит!
Девятый
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.
Пятый
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные.
Третий (с испугом)
Глядит!
Четвертый
Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!
Однажды, в студеную зимнюю пору.
Дочка в 3-ем классе, учит отрывок из поэмы Н. Некрасова (якобы) «Крестьянские дети»:
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
«Здорово парнище!»- «Ступай себе мимо!»-
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?»- «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
«А что, у отца-то большая семья?»-
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. «-
«Власом».-«А кой тебе годик?»- «Шестой миновал.
Ну, мертвая!»- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Анализ в голове включается автоматически: шестилетний ребенок не может вести лошадь под уздцы:
1. Мал ростом и ему придется все время держать руку вытянутой вверх, что в тулупе (да и без него) невозможно.
А может быть поэт слегка подправил действительность в угоду рифме и мужичок ведет лошадку не под уздцы, а в поводу сбоку от саней?
Но и такой вариант невозможен:
В то время не было муниципальных служб и техники и дороги никто не чистил, а значит, это была не дорога, а санный путь, по сторонам которого лежали сугробы, по которым не пошагаешь.
Также не понятно, что поэт делал в лесу в студеную зимнюю пору и в сильный мороз? Черпал вдохновение или в народ потянуло-к дровосекам?
И о самом дровосеке: не следовало брать с собой на работу ребенка в такую погоду: медицина-то была только народная.
Жена: «Не раздваивай ребенку сознание! Ее из школы выгонят!»
Открытый урок по литературе на тему Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема : Н.А.Некрасов «Мужичок с ноготок»
1.Познакомить учащихся с идейным содержанием стихотворения Некрасова;
2.Развивать у учащихся навыки вдумчивого и выразительного чтения, мышление, речь, память;
3.Воспитывать у учащихся трудолюбие.
Включайте лампочки-улыбки,
Дарите искорку добра,
Ведь очень часто не хватает
Кому-то лучика тепла!
Николай Алексеевич Некрасов /28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января) 1878/ — русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы.
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?»
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
— Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал.
Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
в студёную пору – в очень холодную пору, морозную пору
шествуя важно – идя, важно, не торопясь
в спокойствии чинном – спокойно
под уздцы – шаужайынан ұстап
в полушубке овчинном – қой терісінен жасалған шолақ тонды киіп
с ноготок – очень маленький
парнище – парень, мальчик
больно – здесь: очень
миновал – здесь: исполнилось
1. Как автор подчёркивает важный вид ребёнка?
2.Какие чувства испытывает поэт при виде ребёнка?
3.Как ребёнок подражает взрослым? Найдите в тексте слова.
4.Какова идея произведения?
Выразительное чтение или наизусть стр 176
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-206803
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературного чтения. Н.А. Некрасов. «Однажды, в студеную зимнюю пору…»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Некрасова; совершенствовать навыки чтения; пополнить и активизировать словарный запас учащихся; воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, отзывчивость.
Оборудование: портрет поэта, репродукции картины В.Г.Перова «Тройка» (раздаются индивидуально на каждую парту), для звукового оформления используется сюита № 3 (соль мажор), соч. 55 П.И. Чайковского
1. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н.А.Некрасова; рассмотрим репродукцию картины В.Г. Перова «Тройка», будем развивать свою речь и память, совершенствовать навык выразительного чтения. А начнем наше занятие с фонетической зарядки и упражнений в чтении.
2. Тренировочные упражнения.
1. Фонетическая зарядка. (Учащиеся в быстром темпе хором произносят стихотворение):
Чтобы разговаривать,
Надо проговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать,
Мы будем проговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
-А сейчас проведем игру «Кто самый внимательный». На доске напечатаны слова, вы их должны прочитать и объяснить.
-Видите, как важно быть внимательным при чтении слов, иначе не поймешь смысла предложения. Следующая игра «Читай быстро, целыми словами».
2. Игра «Читай быстро, целыми словами». (слова напечатаны на доске)
3. Вызванные ученики читают слова, затем слова закрываются.
-Назовите запомнившиеся слова.
4. Отмечаются учащиеся, запомнившие большее количество слов.
5. (если есть время, можно спросить у учащихся значение слов «дровосек», «хворост»)
3. Изучение нового материала.
-Сегодня на уроке я хочу вас познакомить с репродукцией картины Василия Григорьевича Перова «Тройка».
(Учитель показывает картину; репродукции выдаются каждому ученику. Рассматривание картины сопровождается музыкой П.И. Чайковского.)
-Что изображено на картине? (На картине изображены дети, которые тащат бочку с водой, о чем свидетельствует ведро и ковш на санях.)
-Во что одеты дети? (Дети одеты в рваные тулупы, ботинки, в летние картузы, которые совсем не греют.)
-Какое время года изобразил художник? (Зима. Дует пронзительный ветер. Волосы детей развеваются.)
-Обратите внимание на задний план картины и ответьте на вопрос: это крестьянские дети или дети городской бедноты? (Дети городской бедноты, так как мы видим городские стены.)
— Детям, которых вы видите на картине, пришлось везти воду в бочке. В то время, даже в городах, водопровод был не во всех домах. Бедняки приносили воду в ведрах из реки, озера или колодца. Они в бочках развозили воду по домам, а им за это платили. Давайте всмотримся в глаза, лица, фигуры этих детей. Что мы можем о них сказать? (Глаза, лица детей, фигуры напряжены и показывают всю тяжесть этой работы. На лицах усталость, озабоченность и страдание. Они так устали, что не хватает сил запахнуть пальто и прикрыть грудь.)
-Дорога, заснеженная, скользкая, идет вверх вдоль высокой стены старинного монастыря. Бочка накренилась – вот-вот упадет. Одинокий прохожий пожалел ребят. Он старается подтолкнуть сани в гору. По фигуре прохожего можно догадаться о том, что эта работа тяжела даже для взрослого.
-Какими красками художник дает нам почувствовать сострадание к этим детям, к их тяжелому труду? (Серыми, грязными, темно-зелеными.)
-Молодцы! Посмотрите, нет красок радости и счастья.
-Как вы думаете, почему художник выбрал такой сюжет? (Чтобы показать тяжелую жизнь детей в прошлом, жизнь детей вынужденных жить в нищете и зарабатывать себе на еду и ночлег.)
— Пустынная дорога. Зима. Холодно. Но эти дети должны выполнять тяжелую непосильную работу. Ребята, а почему Перов назвал свою картину «Тройка»? С кем сравнивает художник этих детей? (С тройкой лошадей.)
— Совершенно верно. Ведь раньше не было ни машин, ни поездов и люди обычно передвигались на тройках лошадей. Перов изобразил совсем другую тройку. Он сравнивает детей с тройкой лошадей, которые в любую погоду и в зной, и в холод, и в жару, и в ненастье должны выполнять свою работу, исполнять волю своего хозяина.
4. Первичное восприятие текста.
-Но не только художники, но и поэты уделяли внимание тяжелой жизни детей в прошлые времена. Одним из таких поэтов был Николай Алексеевич Некрасов.
-Некрасов жил во времена крепостного права, которое было отменено около 150 лет назад, вы проходили эту тему по истории. В произведениях этого поэта отражены впечатления детства, воспоминания о тяжелой жизни крестьян.
Некрасов особую любовь питал к детям. У него немало произведений посвященных крестьянским детям, детям городской бедноты, детям рано познавшим голод, нужду, тяжелый труд. У Некрасова есть целая поэма, которая так и называется «Крестьянские дети». Творчество Николая Алексеевича Некрасова и отрывок из его поэмы «Крестьянские дети» тема нашего сегодняшнего урока.
-Откройте, пожалуйста, учебник на с. 131. Сейчас я прочитаю отрывок, обратите внимание что, он дан без названия. Вы внимательно слушаете и готовитесь ответить на вопрос, как бы вы его озаглавили.
1. Чтение отрывка учителем.
-Как вы считаете, какой заголовок больше подходит к отрывку из поэмы, передает его содержание?
2. Выслушиваются отрывки учащихся.
6. Вторичное восприятие текста.
-Прочитайте отрывок жужжащим чтением и аккуратно карандашом отметьте слова, которые при чтении вызвали у вас затруднения, это старые слова, которые сейчас не употребляются в речи или употребляются очень редко.
1. Учащиеся читают отрывок, отмечают «трудные» слова.
— Молодцы! Назовите слова, которые вы отметили.
2. Заслушиваются ответы учащихся.
— Давайте посмотрим, совпадают ли они со словами, которые выписала на доске я.
3. На доске напечатаны слова:
3. Слова «дровосек» и «хворост» разбирались при выполнении тренировочных упражнений.
-У нас выписано слово «шествуя», что оно обозначает? (Идя, человек идет важно, почтенно, спокойно, даже торжественно.)
— Что обозначает слово «узцы»? (Это часть конской сбруи- ремни с удилами и поводьями, надеваемая на голову лошади.)
— «Полушубок»? (Добавляется приставка «полу-», что обозначает половина, половина шубы- короткая шуба.
-«Вестимо»? (Известно, понятно.)
-»Миновал»? (Прошел, ушел, закончился.)
— Молодцы. Ответьте на вопрос, в какую пору встретился поэт с мальчиком? Подкрепите свой ответ словами из текста.
— Как звали мальчика?
— Сколько ему было лет?
— Как произошла встреча, зачитайте.
— Кого первым увидел автор? (Лошадку.)
— А почему лошадку, а не мальчика? (Потому, что ребенок был так мал, что не был даже виден из-за лошади.)
— Прочитаем еще раз этот отрывок. С кем сравнивает поэт мальчика?
— Зачитайте слова о том, как Влас шел по лесу.
— Замечательно каждое слово, которым Некрасов изображает этого труженика. Другой бы сказал о мальчике, что тот шагает или идет, или бредет. А как говорит Некрасов? (Шествуя.)
— Так говорили обычно о каком-нибудь почтенном старике. И одним этим словом Некрасов дает нам понять, как уважает себя этот «мужичок с ноготок» за то, что ему поручили такое нужное и важное дело.
— Как мальчик вел лошадь? Зачитайте. (В спокойствии чинном.)
— Мы уже объясняли значение слова «чинно». Значит, Влас не суетился, не егозил, не подпрыгивал, как обычно поступают мальчики его возраста, а во всем подражал бородатым степенным крестьянам, делавшим свое дело неторопливо, уверенно, без лишних движений и слов.
— Каким чувством окрашены строки стихотворения? (Доброта, задушевность в повествовании.)
— Молодцы! Какой темп? (Спокойный, неторопливый.)
— Прочитаем еще раз строки стихотворения до разговора с мальчиком.
— Что говорит мальчик о своей семье? Почему он вынужден работать? Зачитайте.
— Во что был одет ребенок? Найдите слова в тексте.
— С каким вопросом обращается незнакомец к Власу? («Откуда дровишки?»)
— Что ему ответил Влас? («Из лесу вестимо»)
— Как воспринял мальчик вопрос автора? (Мальчик понимает, что вопрос задан зря,- кому не известно, что дрова добывают в лесу. В своем ответе мальчик дает понять, что вопрос незнакомца кажется ему совершенно никчемным, глупым.)
— Совершенно верно, молодцы. И в этих словах чувствуется упрек собеседнику: зачем же спрашивать о том, что и без разговоров понятно.
-Как обращается автор к Власу? Как он называет его? («Парнище»)
— Каким чувством окрашено это слово? (Любовное, доброе, сочувственное отношение к мальчику.)
— Парнище. А ведь Влас, хотя ему и 6 лет чувствует себя важным работником. Как ребенок воспринимает это обращение? (Как усмешку, ему обидно, потому, что незнакомец подчеркивает, что мальчик мал ростом и годами.)
— Так и видишь этого шестилетнего мальчугана. Он понимает, что он полезный работнтк в семье. От того он такой гордый и важный. Ему некогда разговаривать с каждым прохожим. Как он отвечает на вопросы? (Коротко. Грубовато.)
— Почему? Я уже задавала вам подобный вопрос и вы на него отвечали. (Он хочет быть похожим на взрослого.)
— Давайте повторим, каким чувством автор окрасил строки стихотворения? (Задушевность и теплота, печаль и сострадание.)
— Правильно, сочувственное отношение к этому маленькому работнику вынужденному работать, чтобы помочь отцу прокормить семью, а не кататься в этот прекрасный зимний день на санках. Не играть со своими сверстниками в снежки, а возможно, просто сидеть дома у печи и смотреть на яркие огоньки пламени.
— Подготовьтесь читать отрывок выразительно.
(Опрос учащихся, выставление оценок.)
7. Домашнее задание.
Домашнее задание дается индивидуально:
Однажды, в студёную зимнюю пору
Николай Некрасов «Однажды, в студёную зимнюю пору. »
(из стихотворения «Крестьянские дети»)
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. » —
«Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом» —
«А кой тебе годик?» — «Шестой миновал.
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал.
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы, —
Те честные мысли, которым нет доли,
Которым нет смерти, зови, не зови!
В которых так много и злобы и боли,
;В которых так много жестокой любви!