в каком классе проходят онегина в школе
Урок для 9-го класса по изучению романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Разделы: Литература
Цели:
Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; способствовать развитию грамотной, красивой литературной речи через анализ текста и устные высказывания.
Воспитывающие: привить интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование: иллюстрации к роману, раздаточный материал.
Словарь: “реализм”, “онегинская строфа”
История создания романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” (Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.)
Реалистический роман в стихах занимает центральное место в творчестве поэта. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Почему же? Да потому, что это первый реалистический роман в русской литературе. Что же означает слово “реализм”:
Роман создавался на протяжении всего зрелого творчества А.С.Пушкина, по мнению самого творца, 7 лет, 4 месяца и 17 дней с 1823 по 1830 г. В 1831 г. поэт вновь обратился к роману и написал несколько строф для последней главы романа, в частности “Письмо Онегина к Татьяне”.
По первоначальному замыслу роман “Евгений Онегин” должен был состоять из девяти глав, которые в черновике Пушкин озаглавил так, разделив их на три части:
В окончательном варианте нет заглавий. А большое художественное значение имеют эпиграфы.
Впоследствии Пушкин изъял восьмую главу и отрывки из неё поместил в качестве приложения к роману. Была написана и десятая глава, но поэт сжёг её. Осталось лишь несколько неполных строф.
Такова внешняя история создания романа. Из неё видно, как долго над ним работал Пушкин. Эта скрупулёзность, тщательность объясняется не только поворотами судьбы поэта, но и новыми замыслами, ради которых он бросал текст “Евгения Онегина”.
И мы сегодня в этом убедимся, приступив к изучению 1-ой главы романа. Чтение наизусть учителем первых четырех строф 1-й главы.
II. Комментированное чтение 1-ой главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Беседа с учащимися по вопросам:
Но прежде чем мы начнем с вами обсуждение, я бы хотела обратить ваше внимание на эту замечательную книгу, автором которой является известный ученый Ю.М.Лотман “Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий”. Дело в том, что онегинский текст изобилует цитатами и реминисценциями; иногда источник их прямо обозначен, иногда автор не назван по имени, но указан совершенно недвусмысленно, в этом случае нам помогут эти “комментарии”. Обратить внимание на “внутреннюю хронологию “Евгения Онегина”” (с.18-23)
1) Вернуться к эпиграфу (Ю.М.Лотман “Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий” с.118)
Первая песнь называется у Пушкина “Хандра”: речь в ней идет о разочаровании, о тоске Онегина. И эпиграф соответствует пушкинскому названию главы: “И жить торопится и чувствовать спешит. ”. Эта строчка стразу заставляет читателя задуматься о судьбе героя.
2) С чего начинается 1-ая глава романа А.С.Пушкина? (С монолога главного героя.)
3) Где и как воспитывался Евгений? (В Петербурге, Онегина воспитывали гувернёры и гувернантки.)
4) Ч то позволило людям, принадлежавшим к высшему свету, сделать вывод, что Онегин “умён и очень мил”? (Онегин хорошо говорил по-французски, “легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо”.)
5) Какую науку постиг Онегин в совершенстве? (“Науку страсти нежной”.)
6) Расскажите распорядок дня Евгения Онегина. (Анализ 15-16-й строф)
7) Как ведет себя Онегин в театре? (“Идёт меж кресел по ногам”.)
Большое внимание Ю.М.Лотман уделяет отношению А.С.Пушкина к Онегину, да и не только он об этом говорит. Давайте поразмышляем:
Как автор относится к Онегину?
Чем близки автор и Онегин и в чём их отличие?
— Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви.
— Прямое отношение автора к Онегину.
В чём отличие Пушкина и Онегина? (Автор не равен Пушкину! В авторе нет всей целостной личности А.С.Пушкина)
Что нового сегодня вы узнали на уроке?
Какие выводы можно сделать по отношению к автору и главному герою?
Автор проявляется двояко: и как герой романа, и как рассказчик. В лирических отступлениях автора Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни; это отношение к творчеству, таланту, способностям; это отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в картинах “энциклопедии русской жизни”.
1. Первые 4 строфы наизусть (“Мой дядя самых честных правил. ”)
2. Вопросы 3, 4, 5, 7 из учебника-хрестоматии
«Евгения Онегина» предлагают проходить в начальной школе
«Евгения Онегина» предлагают проходить в начальной школе
Фото: Fotodom.ru/Коммерсантъ
Ассоциация учителей литературы и русского языка предлагает начинать изучение в школах романа-эпопеи «Война и мир» Льва Толстого с пятого класса. Об этом сообщил председатель исполкома ассоциации Роман Дощинский.
«Можно пошатнуть каноны закреплённости за каким-то классом, перераспределить эту классику, разбросать её. Может, какие-то фрагменты изучать ранее. Мы знаем известные пейзажные зарисовки из «Евгения Онегина», их дети вполне нормально осваивают в начальных классах. То же самое с «Войной и миром»: какие-то фрагменты оттуда можно изучать уже в пятом классе», — цитирует агентство городских новостей «Москва» Дощинского.
Споры о школьном курсе литературы ведутся нескончаемо. Какие учебные часы сократить, а какие добавить, кого из писателей «проходить», а кого не обязательно, на чем делать акценты при разборе тех или иных произведений, а на чем заостряться не стоит — мнения на сей счет то и дело сталкиваются и меняются со сменой погоды на дворе, причем меняются подчас на полную свою противоположность.
Напомним, в этом году был полнят вопрос: а нужно ли вообще проходить в школе классику? Мол, эти прекрасные произведения достаточно сложны для понимания, нужен умный учитель, который был бы проводником между текстом и учеником, а таких учителей у нас, к сожалению, меньше, чем хотелось бы. А один известный чиновник прямо заявил, что он в свои шестнадцать лет читал «Преступление и наказание» и ощутил скуку, ничего не поняв, поэтому, значит, не обязательно включать этот роман в школьную программу.
Но эксперты уверены: ничего с русской классикой поделать нельзя, она была и останется нашей школьной программой. И вы никогда никем не замените Пушкина, Толстого, Достоевского.
Ранее об изменениях, которые ждут ЕГЭ по литературе, рассказала министр образования Ольга Васильева:
— В следующем году серьезные перемены ждут экзамен по литературе — это будет совсем другой экзамен, в нем полностью будут отсутствовать какие-либо тестовые задания, это будет экзамен, в котором будут только творческие задания с большим развернутым ответом, связанные с теорией литературы. То есть, во-первых, задания увеличатся, они будут требовать хорошего знания текста, а во-вторых, будут повышены требования к самому сочинению.
Ольга Васильева заявила, что одним из средств, которое может вернуть интерес к чтению, изучению классической литературы, станет сочинение.
— Пройдет 2,5 года и оно примет классический вариант, как это было раньше, — пообещала она. То есть объем его станет больше. А оценки за него будут ставить не только эксперты, как происходило раньше, но и школьные учителя.
Читайтепоследние новостиPravda.Ruна сегодня
«ЕГЭ-это оболванивание молодого поколения»
Автор: Редакция Правда.Ру, Куратор: Наталия Красовская
образование ольга васильева политик
Евгений Онегин. Сочинение по произведению 2
Произведение, написанное в стихотворной форме, Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» – одно из самых известных в классической литературе.
Главный герой – молодой, очень обаятельный человек, вечно ищущий смысл жизни. Онегин, выросший в столице и получивший классическое для того времени образование, привык получать от жизни все, при этом не прикладывая совершенно никаких усилий. Евгений – типичный представительно молодежи начала 19 века. Он живет в свое удовольствие, много времени проводит на балах, в театре, вместо того чтобы стремиться к чему-то большему. Формируя образ героя, Пушкин акцентирует внимание на среде, в которой вырос Евгений, его воспитании и образовании. Он неглуп, много времени проводит за чтением книг и ему совсем не чужд романтизм. При этом основной чертой его характера является эгоизм. Онегин хоть и вхож в элиту общества, но далек от нее – его душевные порывы отрицают порядок жизни не только светского, но и политического окружения.
Вскоре герою надоедает эта пустая, по его мнению, жизнь, он хандрит, разочарован во всем и, в надежде побороть скуку, отправляется в деревню. Но и здесь Онегин не может найти свое место – отсутствие привычных развлечений снова наводит на него скуку. Его поступок в отношении крестьян удивляет соседей, которые начинают считать его «странным». Тогда как читателю Евгений, которого волнуют лишь собственные переживания и беды, впервые представляется как человек способный понимать и сочувствовать.
Знакомство с Владимиром Ленским отвлекает Онегина от его привычного времяпрепровождения – лени и безделья. Разные по натуре и характеру молодые люди все же находят общий язык и между ними завязывается нечто похожее на дружбу.
Эгоистичный по натуре, Онегин не понимает, что может причинять кому-то боль. Это проявляется не только в дружбе с Ленским, но и отношении к Татьяне Лариной.
Выслушав признание влюбленной девушки, в чьих глазах он представлялся героем любовного романа, идеалом, Евгений, не заботясь о ее чувствах, не только рассказывает о своей неготовности к браку и отрицательных чертах характера, но и рекомендует научиться «властвовать собою».
Убийство Ленского побуждает Онегина к бегству из деревни, о самого себя. И спустя два года, встретив на балу уже замужнюю Татьяну, герой понимает всю никчемность своего положения. Ее отказ, вопреки неостывшим чувствам, еще больше угнетают героя. Эти события оказали сильно влияние на характер героя. Он стал сильнее, увереннее и, наконец, познал ценность таких чувств как любовь и дружба.
Евгений Онегина – не отрицательный персонаж, но и не положительный. Изобразив реального человека, автор показывает, на его примере, своих современников, призывает к изменению столь неприемлемого, на его взгляд, образа жизни.
Другие темы: ← Письмо Татьяны к Онегину↑ ПушкинЕвгений Онегин — лишний человек →
Конспект урока в 9 классе. «А.С.Пушкин. Роман в стихах Евгений Онегин»
: А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»: история создания, замысел, композиция, сюжет. Онегинская строфа.
: ознакомить учащихся с историей создания романа «Евгений Онегин»,отзывами критики о нем, онегинской строфой, лирическими отступлениями, своеобразием жанра, композиционным параллелизмом; формировать умения строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико — литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
: учебник, роман, раздаточный материал.
: урок — анализ художественного произведения, усвоение новых знаний.
в системе уроков по роману: вводный.
: индивидуальная, групповая, фронтальная
: проблемное обучение — исследовательская беседа, исследовательская работа, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод стимулирующей мотивации учебно — познавательной деятельности.
1. Организация внимания учащихся
к восприятию учебного материала.
— Вы знаете, что сегодня мы начинаем изучать роман в стихах «Евгений Онегин».
( Знакомство учащихся с мнением критиков XX века о романе).
«Исчерпать онегинский текст невозможно», — утверждал Ю. Лотман
в своем комментарии к роману Пушкина. Мы же попытаемся хотя бы немного приблизиться к этому произведению. Другой комментатор романа
Н. Долинина
в своей книге «Прочитаем Онегина вместе» пишет:
«Все вложено в эту книгу
: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна – вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю эти страницы».
И мы прочитаем «Онегина» вместе – вместе с комментаторами разных эпох, современниками Пушкина и нашими современниками, вместе, в классе, и все-таки каждый отдельно, у каждого будет свой «Онегин». Желаю всем открытий, откровений и просто увлекательного чтения.
У вас уже сложилось свое начальное мнение о нем. Хочу вам предложить высказывания о романе литературных критиков XIX века, будет интересно, какое из них совпадет с вашим мнением.
(Учащимся раздаются на карточках высказывания критиков, ребята работают парами (как сидят).
«Это лучшее моё творение» (А.С.Пушкин).
«Онегин – «герой своего времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе» (А.И. Герцен).
«Онегин – страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и пошлость жизни» (В.Белинский).
«Онегин – Митрофанушка Простаков новой формации» (Д.И.Писарев).
— Как вы думаете, какая из цитат будет являться эпиграфом к сегодняшнему уроку? Запишите ее в тетради («Это лучшее мое творение» А. Пушкин)
Запись эпиграфа на доске.
2. Мотивация учебной деятельности
Читая и анализируя роман на уроке, мы с вами сегодня будем решать ряд проблем, будьте готовы отстаивать свое мнение по каждой из них.
3. Работа над темой урока
1) Беседа с классом
о первичном читательском восприятии романа:
— Над каким романом мы будем работать?
— Что можно предположить, о чем пойдет речь, судя по названию романа?
Попытайтесь предположить историю
романа по словам «бал, разочарование, деревня, любовь».
— Что вы ждете от этого произведения?
— Чем вас удивило построение романа, сколько героев
Чтобы ответить на эти и другие проблемные вопросы, надо начать работу над произведением.
Определение литературного стиля
— Какие литературные направления вы знаете?
-К какому литературному направлению относится «Евгений Онегин»?
-Почему автор избрал это направление?
Запись в тетради определения реализма
в литературе — это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений.
2) Индивидуальная работа —
заслушивание сообщений учащихся об истории создания, замысле, романа «Евгений Онегин».
Учитель дополняет высказывания учащихся (автор хотел показать современного ему молодого человека в меняющихся обстоятельствах)
Класс составляет тезисные записи.
Учитель дополняет ответы учащихся, создавая проблемную ситуацию:
Ответьте на вопросы:
— Композиционно «Онегин» — роман в романе. Что это такое по-вашему? С таким явлением мы сталкивались. Приведите примеры из текста (вымышленные герои и события, сам Пушкин и события из его жизни, реально жившие люди ).
Работа над композицией
Сообщение учащегося о композиции романа.
Проблемная ситуация (проблемное исследование)
— углубление знаний о композиции романа (исследовательская деятельность)
— Дайте определение литературоведческих понятий «лирическое произведение», «эпическое «.
Сам автор и некоторые литературные критики считают роман «Евгений Онегин» лиро-эпическим, другие не согласны с таким утверждением.
Нам в течение урока необходимо решить и эту проблему
— Расскажите о внутреннем плане повествования, т.е о событиях в романе (очень коротко): судьба Онегина и Татьяны, изображение двух столиц, русской деревни, история страны, ее культура. (это эпическое повествование)
Учащиеся делают вывод:
Углубление и обобщение знаний о композиции и сюжете «Евгения Онегина». Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Обратить внимание на то, что некоторые эпизоды повторяются дважды, но словно в зеркальном отражении «1 виток — Онегин, 2 виток — Татьяна». сразу дается дом. задание : заполнить таблицу
— Пушкин говорил, что создает
по жанру
новый роман
— свободный
. Свободный
от чего?
Выдвигайте свои версии? (метод : побуждающий к гипотезам диалог
) (дополнительные вопросы: является ли произведение классическим, романтическим? делятся ли герои на только положительных и отрицательных? соблюдены ли 3 единства классицизма? О чем это говорит?) (свободный от прежних законов в литературе, т.к. автору тесно в заданных рамках).
— Но только ли в этом — свободный? В течение работы на уроке будем искать ответ на этот вопрос.
Вопрос — задание классу:
— Можете ли вы объяснить, почему сам Пушкин сказал о своем произведении, что роман прозаический и роман в стихах «дьявольская разница»?
Вывод, запись в тетради:
При сложной композиции и многообразии жанровых составляющих Пушкин сумел создать законченное, цельное и уникальное для русской литературы произведение
Первичное восприятие романа учащимися:
1. Прочитать выразительно посвящение, которым открывается роман. Какие важные для автора мысли заложены в нем?
2. Какие мысли и чувства вызывают у вас обращение «Друзья Людмилы и Руслана», из чьих уст оно звучит?
4. Восстановите круг учебных дисциплин, преподававшихся молодому дворянину
5. Почему описан только один день из жизни Онегина
7. Какую оценку дает автор своему герою? С помощью каких художественно — выразительных средств передает свое отношение?
Проблемное литературное исследование
Понятие и особенности онегинской строфы.
Групповая работа «Онегинская строфа».
Перед парами лежит текст «Онегина» первые 14 строчек — работа над ритмом, рифмой, понятие ямба, четырехстопного ямба.
— Для создания романа «Евгений Онегин» Пушкин изобретает особую строфу, которая входит в литературоведение под названием «онегинской». В чём её особенности, мы сейчас вместе попробуем вами выяснить. Особенность ее заключалась в том, что стихи не пишут непрерывным потоком, а разбиты на небольшие группы строчек- строфы, по 14 строк в каждой, с определенным, постоянно повторяющимися расположением рифм. Благодаря такой строфе поэт легко мог переходить от одной темы к другой.
Исследовательское задание для всех групп
Дать определение «онегинской строфы», для чего провести исследование по плану: — рассмотреть одну строфу романа «Евгений Онегин» и ответить на вопросы: 1) из скольких стихов она состоит; 2) определить стихотворный размер, использованный в строфе; 3) определить тип рифмовки; 4) составить схему «онегинской строфы».
Мой дядя самых честных правил, А
Когда не в шутку занемог, Б
Он уважать себя заставил А И лучше выдумать не мог. Б
Его пример другим наука; В Но, боже мой, какая скука В С больным сидеть и день и ночь, Г Не отходя ни шагу прочь! Г Какое низкое коварство Д Полу-живого забавлять, Е Ему подушки поправлять, Е Печально подносить лекарство, Д Вздыхать и думать про себя: Ж
Когда же чёрт возьмет тебя! Ж
I катрен: перекрёстная рифма (абаб)
II катрен: парная рифма (ввгг) III катрен: кольцевая рифма (деед) IVдвустишие: (жж)
Онегинская строфа – это 14 строк ( 4+4+4+2 ). Она позволяет передавать разнообразные интонации, то есть свободно менять тон повествования. Онегинской строфой написан весь роман за исключением писем Татьяны и Онегина и песен девушек. Каждая строфа – законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Первые 4 строки – тема
всей строфы. Второе и третье четверостишие –
развити
е темы. Последние 2 строки – афористичная
концовка.
Исследовательский вывод
-запись в тетради: сложность построения делает онегинскую строфу очень гибкой в передаче различных оттенков мысли, чувства. Это удачная композиционная единица романа. Она служит примером того, что новое идейное содержание определяет возникновение новых форм его словесного воплощения.
Подведение итогов урока.
Обобщающее слово учителя.
2. Написать эссе — миниатюру (50слов) » «Евгений Онегин» — это…»
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Карточки для учащихся
Составление опорной таблицы, начало работы на уроке, продолжение дома.
Отъезд Онегина из деревни
Описание кабинета Онегина в Петербурге
Описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука; Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмет тебя!
1.повторить и знать наизусть что такое сентиментализм, романтизм, классицизм.
необычность романа — у него нет начала и нет конца, он начинается с середины, с отъезда героя в деревню.