в каком классе проходят неорганическую химию

Школьный гид

Химия в основной школе

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предмет «Химия» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы». Изучение химии начинается с 8-го класса.

В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) включены учебники следующих завершенных предметных линий по химии для основной школы:

— Химия. 7 класс (вводный курс), 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С. и др. Издательство «Дрофа».
— Химия. 8-9 классы. Авторы: Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. и др. Издательство «Дрофа».
— Химия. 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Сивоглазов В.И., Сладков С.А. Издательство «Дрофа».
— Химия. 8-9 классы. Авторы: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Издательство «Просвещение».
— Химия. 8-9 классы. Автор: Журин А.А. Издательство «Просвещение».
— Химия. 8-9 классы. Автор: Жилин Д.М. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
— Химия. 8-9 классы. Авторы: Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ».
— Химия. 8-9 классы. Авторы: Оржековский П.А., Мещерякова Л.М., Понтак Л.С. Издательство «Астрель».

Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить:
— формирование целостной научной картины мира;
— понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
— овладение научным подходом к решению различных задач;
— овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
— овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
— овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
— осознание значимости концепции устойчивого развития;
— формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Предметные результаты изучения предметной области «Естественнонаучные предметы» (Химия) должны отражать:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Источник

Учимся дома 1-11 классы

Заметки о семейном образовании

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Начинаем изучать химию

Мы начинаем изучать химию. Ничего не предвещало, но, вот…

— Мама, а в каком классе начинают изучать химию?

— Кажется, в седьмом, надо посмотреть…

— О! Ещё так долго ждать! А я хочу прямо сейчас!

— Ну так а что нам мешает? Давай и начнём!

На день рождения Манюне подарили растущий кристалл, набор юного парфюмера и набор юного химика. Видимо, звёзды посовещались и сошлись на том, что пора изучать химию. И ничего страшного, что ребёнку всего 9 лет и сейчас — летние каникулы. Дело осталось за малым — выбрать книжку, по которой будет интересно заниматься. После просмотра десятков книг, я остановилась на книге «Химия» из серии «Полный курс занимательных наук» автор — Любовь Дмитриевна Вайткене, издательства АСТ. Есть цветная книжка, я взяла попроще, подешевле, с черно-белыми иллюстрациями.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Вот такой учебник мы выбрали для начала изучения химии.

Содержание:

В книге много иллюстраций и много опытов (экспериментов), которые можно провести в домашних условиях и без всякой угрозы для жизни.

Начинаем изучать химию: первый урок

Вчера с утра прошли два параграфа: Что изучает химия? и Что такое вещество?

Речь шла про молекулы и атомы, их строение. В конце делали молекулы из мармеладных конфет и зубочисток.

Манюня была очень довольна. Мне лепить молекулы из конфет не понравилось: форму они держат плохо, сохранить их нельзя. Может быть, у меня были неправильные конфеты?

Сегодня с утра поговорили ещё раз о молекулах и атомах, оказалось, что запомнила она очень немного.

Зашли на ютьюб, посмотрели там два мультика по теме и два научно-популярных отрывка. Они легко находятся по запросу «строение атома для детей». А молекулы решили вечером слепить из папье-маше)

Источник

Как подготовиться к ОГЭ по химии 2021-2022? Структура и изменения

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Юлия Волкова

Как сдать ОГЭ по химии 2022 в 9 классе? Запомнить все химические формулы, научиться решать уравнения и задачи и верно отвечать на вопросы из тестовой части. Разбираемся в структуре экзамена и изменениях, а также изучаем самые сложные задания.

Зачем нужен ОГЭ по химии в 9 классе?

Поэтому к ОГЭ по химии в 9 классе нужно готовиться основательно. Например, стоит четко разобрать основные темы экзамена, научиться решать типовые задания и выяснить, как правильно оформлять ответы. Для всего этого необходима четкая система подготовки: вам нужно сочетать изучение теории с практикой, отслеживать прогресс и отмечать слабые места, чтобы работать над ними дополнительно.

Приходите на курсы подготовки к ОГЭ по химии в MAXIMUM Education: и я, и другие наши преподаватели отлично знаем структуру экзамена и умеем подавать сложные темы просто и доступно. Благодаря нашим занятиям ваши знания по химии выстроятся в систему, а на экзамене вы не запутаетесь в хитрых вопросах составителей. Готовьтесь к ОГЭ осознанно и заранее, и тогда высокий балл вам гарантирован.

Структура ОГЭ по химии

Экзаменационная работа по химии состоит из 2 частей, включающих в себя 24 задания:

На выполнение всей экзаменационной работы по химии отводится 3 часа (180 минут).

Если у вас меньше 10 баллов, вы не сдали экзамен.

Изменения в ОГЭ по химии 2021-2022

В 2021 году изменений в ОГЭ не было, то есть экзамен остался прежним.

Какие задания входят в ОГЭ по химии 2021-2022?

Чтобы успешно сдать ОГЭ по химии 2022, необходимо осилить важнейшие темы курса:

Самые сложные задания ОГЭ по химии 2021-2022

ОГЭ по химии 2022 включает немало подводных камней. На первый взгляд, ответ на поверхности, но часто это не так. Рассмотрим самые сложные задания по версии учеников.

Задание 1

Как отличить химический элемент от простого вещества по высказываниям? Чтобы не ошибаться, стоит перенестись на уроки русского языка. Да-да. Мы будем выбирать утверждения с необходимыми словами-указателями:

Задания 9-10

Задания на установление соответствия ученики считают сложными вполне заслуженно. Нужно:

Все не так страшно. Помните, всегда можно воспользоваться методом исключения и задать себе вполне логичный вопрос: а с чем данное вещество вообще не реагирует? Вот увидите, это позволит если не дать ответ сразу, то порядком сократить возможные варианты.

Кстати, в заданиях этого типа могут встретиться реакции с концентрированными кислотами, реакции щелочей с простыми веществами, а также образование комплексных и кислых солей.

Задание 16

У кого-то возникнет вопрос, почему это задание попало в список сложных, ведь оно посвящено химии в жизни: что можно, а чего нельзя делать с веществами и лабораторной посудой. Сложность заключается в том, что нам неизвестно количество зашифрованных правильных ответов, то есть может получиться как один, так и два, три и даже четыре правильных ответа.

Вспомните себя на контрольной работе: если у вас в ответе получается комбинация 1234, что вы решите? Правильно, что вы ошиблись и нужно срочно все исправить. Увы, на этом вас и пытаются поймать составители КИМов.

Задание 19

Во-первых, многих смущает тематика задания: расчет массы удобрений, лекарственных препаратов, минералов и горных пород и т. п. Во-вторых, не все дружат с математикой и калькулятором. И хоть никого не заставляют считать в уме или в столбик, задание осложнено последним предложением:

«Дайте ответ с точностью до целых, десятых, сотых» означает, что вам, кроме записи очевидных формул, необходимо применить правила округления. Берите себе на заметку 🤓

Задание 24

Все о нем слышали, но немногие делали его своими руками. Речь о химическом эксперименте. Не волнуйтесь! Никто не даст вам выполнять опыты с поджогами, агрессивными растворами или ядовитыми газами. Все будет безопасно и просто. Кроме того, в спецификации к демоверсии приведены наборы реактивов, которые могут достаться каждому из вас. Если вас очень пугает перспектива выполнения опыта, подготовьтесь заранее и придумайте различные варианты реакций для этих комплектов.

Обратите внимание на то, что сам опыт оценивается 2 баллами. Снять их могут только за грубые нарушения техники безопасности или за неправильно подобранные реактивы для опыта.

Как успешно сдать ОГЭ по химии 2022?

И последний совет: разберитесь в критериях оценивания каждого задания. Нужно четко понимать, чего именно от вас ждут составители ОГЭ по химии 2022. Что нужно внести в бланк ответов? Как это сделать без ошибок? Как оформить ответ так, чтобы к нему никто не придрался?

Все эти вопросы я разбираю со своими учениками на курсах подготовки к ОГЭ. Например, мы тщательно изучаем структуру экзамена и тренируемся отвечать на вопросы быстро и без ошибок. Конечно же, не забываем об оформлении. И вдобавок ко всему этому я даю своим ученикам много полезных лайфхаков решения заданий, чтобы на настоящем экзамене потратить как можно меньше времени на легких моментах и справиться со сложными. После такой подготовки мои ученики запросто пишут экзамен и получают высокий результат. Так что если вы хотите сдать ОГЭ на 5, приходите ко мне на занятия. С удовольствием вам помогу 😉

Источник

Подборка онлайн-ресурсов для «прокачки» химии

Наглядные онлайн-учебники, сайты с инфографикой, youtube и виртуальные лаборатории

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Химия — не только один из предметов, по которому школьники сдают ЕГЭ. Это логичная и захватывающая наука о том, как устроен мир вокруг нас. Вместе с преподавателем химии в «Фоксфорде» Еленой Валишиной мы собрали полезные ресурсы, которые помогут изучать этот предмет с интересом и удовольствием.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Онлайн-учебники

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Собственная википедия «Фоксфорда». Мы собрали всю школьную программу и немного больше в лаконичную структуру из отдельных статей. В учебнике есть понятные иллюстрации, видео-тьюториалы, возможность сохранять избранные статьи и много другое. И так по всем предметам — не только по химии.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Справочник, который в 2006 году выпустил Томский государственный университет. «Неорганическая химия» — базовый раздел, с которого начинается изучение химии в восьмом классе, поэтому ресурс пригодится для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Больше нужен олимпиадникам и старшеклассникам, которые готовятся к ЕГЭ: органическая химия начинается только в конце девятого класса. Однако в ОГЭ есть один вопрос из органики, поэтому девятиклассникам учебник тоже пригодится.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Сборник авторских лекций, которые подготовил профессор Южного федерального университета Сергей Иванович Левченков. Отличный ресурс для того, чтобы понять логику науки: в какой последовательности происходили самые важные открытия в химии и как они связаны между собой.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Химическая википедия. Этому ресурсу можно доверять, потому что разработчики перевели в электронный вид хорошие справочники по химии. Также они сделали удобный поиск по сайту.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Ещё одно преимущество «Химика» — сервисы, которые помогают школьникам разобраться в сложных темах с помощью наглядных схем. Вот два самых важных из них:

Приложение для проверки своих знаний по строению атома: вводите символ элемента и приложение сразу выдаёт все возможные записи электронной конфигурации его атома.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Сервис помогает разобраться, какие вещества реагируют друг с другом, при каких условиях и что образуется в результате. Например, если ввести в строку поиска уравнение Cl2 + NaOH, можно получить все возможные реакции этих соединений с коэффициентами.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Виртуальные лаборатории

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Российский портал, на котором эксперименты из школьной программы можно смоделировать онлайн.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Международный ресурс, которые разрабатывают учёные со всего мира. Позволяет ставить более серьёзные опыты.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Проект по доставке на дом наборов для экспериментов. Также на сайте есть подробные и корректные инструкции по выполнению опытов. Многие ингредиенты для этих опытов можно самостоятельно купить в аптеке или продовольственном магазине. В дополнение к опытам на Mel Science полезно смотреть видео, которые объясняют суть химических явлений.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

На портале есть множество полезных статей, подробные разборы опытов, инструкции, как проводить их в домашних условиях и где брать для них реактивы.

Источник

К методике изучения классов неорганических соединений

МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ

Первое знакомство с металлами начинаем с противопоставления существенных признаков металлов и неметаллов, выявляемых в ходе опытов. Один из вариантов — предложить учащимся исследовать вещества — металлы и неметаллы, сравнить их по определённым признакам и оформить результаты в виде табл. 1.

Выполнение этого экспериментального задания вызывает определённые вопросы у учащихся. Например, как, не имея никаких приборов, измерить теплопроводность, или как проверить электропроводность. Важно не отвечать сразу на возникающие вопросы, а выслушать все суждения, позволить учащимся поспорить и порассуждать, услышать их аргументы — именно это является неким индикатором включённости учащихся в активную познавательную деятельность. Если нужных версий не будет, предложить найти ответы на страницах учебника.

Дальнейшее обсуждение данных таблицы подводит учащихся к выводу, что у металлов имеются общие свойства, а сходство графита и серы трудно выявить. Затем предлагаем следующие вопросы.

Вещество Агрегатное состояние Цвет Блеск Пластичность (ковкость) Электропроводность Теплопроводность
Сера
Графит
Медь
Алюминий
Железо

Что такое существенные и несущественные признаки?

Какие признаки (свойства) металлов можно отнести к существенным?

Подводим учащихся к классификации простых веществ и химических элементов. В завершение предлагаем задание на выявление существенных признаков вещества и определение его принадлежности к металлам или неметаллам.

Определите, к металлам или неметаллам относится вещество, указав его существенные признаки

1. Данное вещество — самая тяжёлая жидкость на Земле при обычных условиях. Температура плавления —38 °С, температура кипения 356,6 °С. Такая разница температур позволяет применять вещество в термометрах. Движение столбика термометра хорошо заметно, так как вещество обладает серебристо-серым цветом и характерным блеском. Интересно, что даже в жидком состоянии оно обладает хорошей тепло- и электропроводностью. (Ртуть, металл.)

2. Это простое вещество используют в быту в качестве дезинфицирующего средства. В аптеках можно приобрести его 5%-ную спиртовую настойку. Для приготовления настойки тёмно-фиолетовые, слегка блестящие кристаллы растворяют в спирте. Стоит отметить, что кристаллы очень хрупкие. При поднесении к кристаллу электродов лампочка, включённая в цепь, не загорается. (Иод, неметалл.)

3. Это самое твёрдое на Земле вещество природного происхождения. Представляет собой прозрачные кристаллы, которые в результате огранки приобретают красивый блеск и используются в ювелирном деле. Не проводит электрический ток, плохо проводит тепло. (Алмаз, неметалл.)

4. Своим названием вещество обязано одному из свойств — способности светиться в темноте. Это свойство описал Артур Конан Дойл в произведении «Собака Баскервилей». Однако автор не учёл, что это белое пластичное вещество легко испаряется, чрезвычайно ядовито и легко самовоспламеняется на воздухе, а потому не могло быть использовано описанным способом. Вещество не проводит электричество и плохо проводит тепло. (Фосфор белый, неметалл.)

5. Это вещество имеет жёлтый цвет и красивый блеск. Высокая пластичность позволяет вытягивать очень тонкие нити. Такими нитями расшивали праздничные одежды царских особ и служителей церкви. Вещество обладает высокой электро- и теплопроводностью, однако в электротехнике почти не используется из-за высокой стоимости. (Золото, металл.)

6. Это вещество имеет очень высокую температуру плавления — 3422 °C. Именно это свойство, а также пластичность и электропроводность определяют возможность использования вещества для изготовления нитей в лампах накаливания. Вещество имеет серебристо-серый цвет и характерный блеск. (Вольфрам, металл.)

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

Следующий урок логически продолжает первый — раскрывает общность в химических свойствах металлов.

Одно из важных условий включения учащихся в активную познавательную деятельность — выполнение связанных с их личным опытом заданий, которые выявляют предел имеющихся знаний или вызывают вопросы и потребность в изучении нового. Начинаем с обсуждения этимологии слова «металлы», обратившись к любому источнику: словарю, Интернету и т. п. Выясняем, что такое руды и минералы. Затем предлагаем задание по теме «Металлы в природе».

Согласны или не согласны вы со следующими утверждениями:

1. Золото, серебро, медь, платина, ртуть встречаются в природе в самородном состоянии ввиду химической пассивности.

2. Рудами называют природные смеси, состоящие из металлов и их соединений.

3. Медь входит в состав примерно двухсот минералов.

4. Малахит — это минерал, содержащий железо.

5. Минерал алюминия — корунд (оксид алюминия) — отличается большой прочностью. Из него делают наждачную бумагу и наждачные круги.

6. Глина представляет собой сложное соединение, состав которого можно описать посредством химических формул оксидов алюминия, кремния и воды.

7. Среди металлов самый распространённый в земной коре — железо.

8. В природе встречаются минералы, растворимые в воде.

9. Иногда плёнки из оксида металла, образующиеся на поверхности, например, меди или алюминия, защищают металл от окисления или разрушения.

Как правило, учащиеся высказывают различные точки зрения, и обсуждение результатов выполнения задания даёт возможность сформировать интерес к новому материалу и сформулировать цель урока — выявление общности химических свойств металлов.

Проводим и обсуждаем демонстрационные опыты: «Горение железной проволоки в кислороде», «Окисление меди в кислороде», «Горение магниевой ленты», «Взаимодействие серы с железом», а также демонстрируем и обсуждаем видеофрагмент «Горение медной проволоки в хлоре». Все эти реакции экспериментально подтверждают общность химических свойств металлов — способность реагировать с кислородом, хлором и серой. Учащиеся заполняют табл. 2. Заключительный этап урока — заполнение последней строки табл. 2, а также выполнение заданий из учебника на закрепление знаний и умений.

ОписаниеОпыт
Взаимодействие с кислородом Взаимодействие с хлоромВзаимодействие с серой
Схема опыта и наблюдения
Уравнение реакции
Примеры аналогичных реакций натрия, кальция и алюминия

Таким образом, учащиеся выясняют, что у металлов есть общие физические и химические свойства. Наряду с этим они узнают, что все простые вещества подразделяют на металлы и неметаллы. Такое разделение простых веществ на два класса естественным образом вытекает из познавательного опыта учеников.

При изучении состава природных соединений металлов школьники убеждаются, что среди руд встречаются оксиды, гидроксиды, сульфиды и хлориды, т. е. состав руд во многом связан с общими химическими свойствами металлов — способностью реагировать с кислородом, серой, хлором и другими неметаллами.

КИСЛОРОД. ВОДОРОД

При изучении кислорода учащиеся в результате ряда опытов убеждаются, что кислород реагирует с металлами и неметаллами. Это в дальнейшем позволяет изучить свойства оксидов и подразделить их на две группы — кислотные и основные. При рассмотрении способов получения кислорода школьники узнают состав хорошо знакомой им с детства марганцовки и научное название этого вещества.

Изучение методов получения водорода позволяет расширить и углубить представление учащихся о кислотах. В быту они сталкивались с лимонной и уксусной кислотами. Им известно, что эти вещества кислые на вкус. На уроке они узнают, что в состав кислот входит водород, который способен замещаться металлами. Таким образом, на последующих уроках учащиеся могут среди сложных веществ выделить класс кислот.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ. ОКСИД КАЛЬЦИЯ

Изучение этих веществ имеет большое значение для формирования познавательного опыта, необходимого для построения классификации веществ. Интерес к свойствам оксида кальция у учащихся возникает в связи с историей его использования в строительстве как связующего материала.

В начале урока предлагаем учащимся разобраться в терминах. На доске карточки с названиями: негашёная известь, кипелка, обожжённая известь, гашёная известь, пушонка, известковый раствор, известняк, мел, ракушечник, мрамор, а также карточки с химическими формулами: CaO, CaCO3, Ca(OH)2. Обсуждаем соответствие названий и химических формул. Из предыдущего урока

учащимся знакомы известняк, ракушечник, мрамор. Новые термины — негашёная известь, кипелка, обожжённая известь, гашёная известь, пушонка и известковый раствор. Возможно, жизненный опыт некоторых учащихся позволит идентифицировать и эти понятия.

Организуем дискуссию, которая позволяет определить задачи урока в виде вопросов учащихся, например: почему несколько разных названий соответствуют одной химической формуле? С чем связаны названия этих веществ?

Далее демонстрируем опыты: гашением извести получаем известковый раствор, фильтрованием получаем из него известковую воду и пропускаем через неё углекислый газ. Таким образом учащиеся знакомятся с основными свойствами и существенными признаками оксида и гидрокида кальция. Затем предлагаем задание.

Расшифруйте суть и, составив уравнения реакций, объясните химическую сущность древнего рецепта приготовления известкового теста: «Возьми немного кипелки и добавь к ней воду. Гаси её лучше. Когда она обрастёт пухом, добавь ещё воды так, чтобы тебе подошло для дела. Скрепляй тестом камни».

При изучении химических процессов, протекающих при затвердевании известкового раствора, учащиеся узнают, что в результате реакции оксида кальция с водой получается гидроксид кальция. Гидроксид кальция способен реагировать с углекислым газом с образованием сложного вещества такого же состава, как известняк, из которого получают оксид кальция.

При изучении свойств углекислого газа учащиеся узнают, что хорошо знакомая им газированная вода — это раствор углекислого газа и угольной кислоты — продукта реакции углекислого газа с водой. На последующих уроках они убедятся в том, что с водой реагируют также оксиды фосфора

и серы. Во всех случаях образуются кислоты. Эти знания позволяют среди всех оксидов выделить класс кислотных оксидов, которым соответствуют кислоты. Соответствие кислоте учащиеся определяют экспериментально: кислота получается при растворении оксида в воде или оксид образуется при разложении кислоты.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

ОСНОВНЫЕ ОКСИДЫ

Обсуждаем с учащимися возможный ход урока, ставим его задачи. В ходе обсуждения начинаем заполнение табл. 3.

О возможности реакции оксидов металлов с кислотами учащиеся знают с предыдущего урока. Предлагаем им подтвердить это экспериментально, используя инструкцию 1, а затем в ходе самостоятельной деятельности по инструкции 2 изучить способность основных оксидов реагировать с водой.

К выданным образцам оксидов добавьте кислоту. Перемешайте. Если в растворе присутствуют частички нерастворённого вещества, осторожно нагрейте. Составьте уравнения реакций, укажите их тип и условия протекания. Сделайте вывод о способности основного оксида взаимодействовать с кислотой.

К выданным образцам оксидов добавьте воду. Перемешайте. Если в растворе присутствуют частички нерастворённого вещества, отфильтруйте их. К фильтрату добавьте индикатор фенолфталеин.

Если окраска индикатора изменилась, то оксид с водой взаимодействует, если не изменилась, значит, реакция между оксидом и водой невозможна.

В случае, если реакция возможна. Найдите уравнение происходящей реакции в учебнике

или составьте по аналогии с теми уравнениями, которые там представлены; укажите условия протекания реакции и её тип.

Объясните, почему изменилась окраска индикатора. Какое вещество обусловливает данную окраску? Какова среда полученного раствора? Запишите результат опыта и наблюдения в табл. 4.

Действие Результаты в пробирке с
оксидом кальция оксидом меди
Добавление воды
Добавление индикатора

Результаты эксперимента анализируем в ходе фронтального обсуждения или предлагаем учащимся самостоятельно ответить на вопросы.

Какой из выданных оксидов вступил в реакцию с водой?

Пользуясь таблицей растворимости, определите, является ли полученный гидроксид растворимым веществом.

Соответствуют ли результаты эксперимента данным таблицы растворимости?

Составьте формулу гидроксида того металла, оксид которого не вступил в реакцию с водой.

Растворимо ли это вещество?

Изучение взаимодействия оксидов металлов с кислотными оксидами строим как обсуждение результата опыта. На дно пластиковой бутылки, заполненной углекислым газом, помещаем оксид кальция и плотно закрываем бутылку. Через некоторое время бутылка деформируется.

Почему произошло сжатие бутылки?

Какие изменения с веществами способствовали сжатию и почему?

Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, предлагаем им обратиться к учебнику.

Напишите уравнение реакции, укажите её тип.

Сформулируйте вывод о взаимодействии кислотного и основного оксидов.

Таким образом, класс основных оксидов изучается на основе опыта познания свойств этих веществ. Создаются объективные условия для объединения веществ в группу (класс).

Аналогичный подход используем при изучении солей. С представителями этого класса учащиеся уже сталкивались ранее (свойства оксидов и гидроксидов). При рассмотрении реакции нейтрализации они узнали, что в результате реакции кислоты с основанием образуются соль и вода. Тем самым созданы условия для подробного анализа состава и свойств солей и объединения этих соединений в класс неорганических веществ.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

СОЛИ И ИХ СВОЙСТВА

Свойства солей школьники изучают в ходе выполнения практической работы. Учащиеся выполняют предложенные в дидактической карточке задания, результаты обсуждаем фронтально. Важно не упустить возникающие у них вопросы, предположения, делать акценты на их умозаключениях и фиксировать, например на доске, в виде таблицы или схемы, основные выводы.

1. Рассмотрите выданные вам растворы солей. Возьмите для исследования соли меди, натрия, железа, кальция, калия. Запишите в тетрадь формулы выбранных солей и дайте им названия, используя табл. 30 или табл. 42.

Составьте уравнение химической реакции, позволяющей получить любую соль согласно составленному определению.

3. Лабораторный опыт 1. Проведите реакцию нейтрализации, которая приводит к образованию нерастворимой соли. Подберите реагенты из имеющихся реактивов, обсудите с учителем ваш выбор и проверьте его на практике.

4. Лабораторный опыт 2. Соли взаимодействуют с металлами, которые активнее чем металл, который входит в состав соли. Проведите опыты 1 и 2. Зафиксируйте наблюдения и напишите уравнения химических реакций.

5. Лабораторный опыт 3. Проверьте, способны ли соли реагировать друг с другом. Для этого попарно сливайте выбранные вами растворы солей. Составьте уравнения возможных реакций.

6. Лабораторный опыт 4. Проверьте, способны ли соли реагировать с щелочами. Составьте схему эксперимента, позволяющего ответить на поставленный вопрос, используя растворы солей железа, меди, калия и гидроксида натрия. Напишите уравнения возможных реакций.

7. Лабораторный опыт 5. Проверьте, способны ли соли реагировать с кислотами. Составьте схему эксперимента, позволяющего ответить на поставленный вопрос, используя растворы силиката натрия, карбоната натрия, сульфата натрия и соляную кислоту. Напишите уравнения возможных реакций.

8. Сформулируйте вывод о свойствах солей.

Таким образом, изучение классов веществ осуществляется индуктивным путём. Учащиеся с интересом изучают вещества, с которыми они ранее сталкивались на уроках или в повседневной жизни, в результате у них расширяется представление об их составе и свойствах, что служит в дальнейшем основой для обобщения знаний при построении схемы «Классификация неорганических веществ». Обучающиеся узнают о классификации как методе познания и сами выделяют признак, позволяющий классифицировать вещества.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Начинаем с простой игры, в ходе которой на доске появляется достаточное количество формул веществ, относящихся к различным классам. Приведём примеры заданий.

Напишите химическую формулу вещества, состоящего из металла и неметалла.

Напишите формулу гашёной извести.

Составьте формулу вещества, входящего в состав любой газированной воды, и т. п.

Источник получения информации о веществе может быть любым — карточка, которую вытаскивает выходящий к доске, задание учителя, слайд, составленные самими учащимися загадки о веществах с описанием их состава, способа получения или химического свойства и т. п. Важно подвести обучающихся к представлению о многообразии веществ и вместе с тем обсудить выявленную в ходе предыдущих уроков общность в их свойствах.

Затем предлагаем учащимся самостоятельно разделить записанные на доске формулы веществ на группы с указанием признака формирования групп. Это создаст почву для организации обсуждения различных подходов к классификации и выявлению признаков, которые могут служить основанием для классификации. Подобное задание удобно выполнять на интерактивной доске.

Результат обсуждения — обобщённая схема «Классификация неорганических веществ» (рис. 1). В данной схеме состав веществ выступает как основной признак построения классификации.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Дополнение данной схемы примерами формул веществ, имеющих практическую значимость, даёт возможность показать несовершенство данной классификации. Например, угарный газ не может быть отнесён ни к одному из указанных классов. В результате учащиеся приходят к пониманию того, что природа намного многообразнее любой схемы.

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ВЕЩЕСТВ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ

На этом уроке завершаем изучение классификации веществ. По своей сути это урок обобщения сведений о свойствах и превращениях веществ.

Вначале предлагаем учащимся, опираясь на схему классификации веществ, привести примеры различных соединений, имеющих в своём составе, например, натрий, серу, фосфор и т. п. Затем на основе изученных свойств веществ устанавливаем связь между предложенными соединениями. Подводим к определению генетической взаимосвязи веществ как взаимозависимости веществ различных классов: из веществ одного класса можно получить вещества, относящиеся к другим классам. Учащиеся приводят примеры уравнений химических реакций, доказывающих наличие генетической связи между классами.

Включение в систему генетических связей простого вещества позволяет ввести понятие генетического ряда. Рассмотрение этого вопроса сопровождаем демонстрационными опытами, иллюстрирующими генетические ряды фосфора и кальция. Составляем схемы генетических рядов кальция и фосфора, а как итог — обобщающие схемы генетических рядов металлов и неметаллов. Подчёркиваем местоположение соли как связующей двух генетических рядов (рис. 2).

в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть фото в каком классе проходят неорганическую химию. Смотреть картинку в каком классе проходят неорганическую химию. Картинка про в каком классе проходят неорганическую химию. Фото в каком классе проходят неорганическую химию

Учащиеся проявляют большой интерес к изучению классов веществ. Этот интерес позволяет им преодолевать познавательные трудности, что является необходимым условием развивающего обучения.

Е. Ю. Васюкова , кандидат педагогических наук.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *