в каком классе проходят ледовое побоище

Класс: 3

Презентация к уроку

Цель урока: показать судьбоносное для Руси значение Ледового побоища.

1. Организовать работу учащихся по изучению хода Ледового побоища, помочь учащимся определить, как в этой исторической битве проявился полководческий талант Александра Невского; учить делать выводы, сравнивать, обобщать.

2. Развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

I. Организационный момент.

Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу: “У нас все сегодня получится!” (слайд 1)

“Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие”. (А.С. Пушкин)

II. Введение в тему. Постановка цели.

— Сегодня мы отправляемся с вами в прошлое.

— Что нам для этого надо взять с собой? (Смекалку, знания,…)

— Ребята перед вами слово “побоище” подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)

Работа со словарём.

— Посмотрите значение этого слова в словаре Ожегова.

— Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

— Нелёгкая доля выпала нашим предкам. Много врагов было у Руси.

— Вот сегодня мы и поговорим о побоище.

— Почему люди воюют? (Слайд 3)

III. Актуализация опорных знаний.

— Попробуйте составить кластер. Русь VIII века.

— Назовите причины нашествия крестоносцев? (Слайд 4)

— Какие задачи ставили перед собой крестоносцы? (Слайд 5)

Продолжите предложение: Александр Невский – это…

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

«Чтение с пометками» (С. 119)

— Кому могут принадлежать эти слова? «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”.

— На уроке мы попытаемся доказать справедливость этих слов. (Они являются не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!)

Каждая группа получает текст, и отыскать ответ на вопрос.

Ледовое побоище
(отрывок из летописи)

“Был же тогда субботний день, а на восходе солнца сошлись оба войска.

И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что лёд на замершем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там.

И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)”.

1 группа: Где происходило Ледовое побоище? (Слайд 6)

2 группа: Почему на озере не было видно льда? (Слайд 7)

3 группа: Что означает выражение летописца «гнали их русские с боем как по воздуху. «? (Слайд 8)

4 группа: Когда происходило Ледовое побоище. (Слайд 9)

Работа со стихотворением.

— Уже в ХХ веке Константин Симонов написал стихотворение «Ледовое побоище».

Прочитав отрывок из стихотворения, задайте “Тонкие и толстые” вопросы другой команде:

В субботу, 5 апреля,
Сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев тёмный строй

Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом.
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю белые барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине,
Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по прежнему спокойно
Следил за битвою с горы
И только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лёд вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал…
И князь, едва остыв от свалки,
Из-под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К Ливонским землям уходил.

Задание. Из данных слов выбери (кольчуга, панцирь, шлем с рогами, белый плащ с крестом, шлем, железные доспехи, кожаный шлем).

1 группа: одежду русских воинов. (Кольчуга, шлем)

2 группа: выбирает одежду крестоносцев. (Шлем с рогами, белый плащ с крестом, железные доспехи)

(Мечи, лук, копьё, щиты, острые сабли, латы, боевые топоры)

3 группа: вооружение русских воинов. (Мечи, луки, копья, щиты, боевые топоры)

4 группа: вооружение крестоносцев. (Мечи, копьё, щиты, латы)

— Сравните и сделайте вывод. (Слайд 10–11)

Работа с планом и схемой сражения. (Слайд 12-13)

Работа с таблицей. (Слайд 14)

Найти ошибки в историческом тексте. (Слайд 15)

5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились пешие рыцари, а за ними тяжеловооружённая конница. Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.

Это сражение вошло в историю как “Ледовая битва”.

— Имеет ли историческое значение это событие? (Слайд 16–17)

— Кому могут принадлежать эти слова?

«Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля”. (Слайд 18)

— На уроке мы попытаемся доказать справедливость этих слов. (Является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России – в которой нам жить!)

— Продолжите предложение: Александр Невский – это… (Слайд 19)

— Назовите принципы Александра Невского. (Слайд 20)

Учитель. Полководческий талант Александра Ярославича отражён в житиях, сказаниях и других литературных произведениях различных времён. А сейчас мы посмотрим, как изучаемые нами события показаны в фильме известного режиссёра Сергея Эйзенштейна.

Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Невский”.

— За что А.Невский был зачислен к лику святых? (Cлайд 21-22)

— Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учреждён орден Александра Невского? (Cлайд 23)

— Составьте синквейн к Александр Невский. (Cлайд 24)

Упражнение “От обратного”.

— Что было бы, если победили крестоносцы ……

IV. Рефлексия деятельности учащихся. Итог.

— Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы

Задание “Шесть шляп”. Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Весной 1242 года было Ледовое побоище.

Жёлтая. Позитивное мышление. Каждый человек должен знать историю своей Родины.

Зеленая. Творчество. Не всё мы знаем о защитниках Отечества.

Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

— Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “Защитник земли русской”.

Источник

Урок по истории Отечества «Ледовое побоище»

Тема: Ледовое побоище 7 класс

Цель. Дать представление о героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками в Ледовом побоище.

Коррекционно–развивающие: способствовать развитию восприятия, памяти, внимания, сравнения.

Воспитательные: на примере героической борьбе русского народа с иноземными захватчиками воспитывать патриотические чувства.

Личностные: Формировать интерес к учебному материалу.

Регулятивные : развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные : развивать умения проводить сравнение, обобщать, исследовать причины победы.

Коммуникативные : развивать умения принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование и материалы. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема сражения на Чудском озере», картина П. Д. Корина «Александр Невский», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище», лента времени, карточки с заданиями, программированные задания, презентация, фрагмент из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский», Основные знания: 1242 год – Ледовое побоище.

Основные термины и понятия: побоище, фланг.

— Доброе утро! Меня зовут Ольга Геннадьевна. И этот урок истории Отечества мы проведем вместе.

Повернитесь все друг к другу,
И пожмите руки другу.

Скажем друг другу: “У нас все сегодня получится!”

Руки вверх все поднимите,
И вверху пошевелите.
Крикнем весело: «Ура!»
урок нам начинать пора!

— Я предлагаю взять девизом сегодняшнего урока такие слова:

(Девиз напечатан и вывешен на доске) читаем хором.

«Вместе нетрудно, вместе не тесно,

Вместе легко и всегда интересно!»

— Ребята, послушайте отрывок стихотворения:

Родная земля!
Прекраснее мне не найти никогда!

Почему прекрасна родная земля? ( это место, где мы родились)

(место, где мы родились, называется Родина)

А как называется наша Родина? ( Россия, Русь, Отечество …)

— Этот урок мы посвящаем истории нашей Родины.

Откройте учебник на с.251

Актуализация знаний учащихся.

Замóк откроется тогда,

Когда составишь ты слова.

Попробуй быстро разгадать,

Чтобы точный дать ответ.

Рассмотрите зашифрованные слова Слайд

ЗЕЛМЯ БОАГСТВАТ ВСЛАТЬ ВРЕА (земля, богатство, власть, вера)

Со времён образования Киевской Руси русским воинам много раз приходилось защищать свои земли, свой народ, богатство, веру.

Какую тему изучали на прошлом уроке?

1240 г. – что она обозначает? При затруднении обращаемся к хронологической таблице. ( Битва на реке Неве с немецкими и шведскими рыцарями крестоносцами).

На карте ставлю значок на карте. (Невская битва)

Работа с лентой времени.

С какой целью мы отправляемся в столь далёкое во времени путешествие?

В этом нам поможет урок истории Отечества.

С целью проверки д.з выполним следующее задание:

задание на карточках и слайде, каждый выполняет самостоятельно.

Расставь стрелки, вспомни значение слов.

железные доспехи шведских и немецких рыцарей

Источник

Конспект урока «Ледовое побоище» (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГБОУ Республики Марий Эл

Урок истории в 7 классе

на тему: «Ледовое побоище»

Подготовила и провела

с. Косолапово, 2019г.

Тема. Ледовое побоище.

Цель. Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.

Коррекционно–развивающие: способствовать развитию восприятия, зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания в ходе работы по теме урока.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства.

Основные знания: дата 1242 год – Ледовое побоище.

Основные термины и понятия: фланг.

Оборудование и материалы.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема сражения на Чудском озере», картина Л.М. Гольдберга «Александр Невский», стихотворение К. Симонова «Ледовое побоище», лента времени, карточки с заданиями, программированные задания, презентация, фрагмент из кинофильма С.М. Эйзенштейна «Александр Невский».

Тип урока: комбинированный.

1. Психологический настрой.

Всем здравствуйте! Посмотрите, ребята, друг на друга, подарите улыбку друг другу и мне. И с хорошим настроением мы начинаем урок истории.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

2. Отчёт дежурного о готовности класса к уроку. Информационная минутка.

Любая страна имеет свою историю. И мы, как патриоты своей страны, должны гордиться, знать и помнить её.

3. Знакомство с планом урока:

Вторжение немецких рыцарей.

Битва на Чудском озере.

Историческая память об Александре Невском.

II . Повторение пройденного материала.

На доске слова: 1240 год (определить век и четверть), река Ижора, князь Александр, латы, Герцог Биргер, шведские рыцари, 50 килограммов, Гаврила Олексич.

2. Фронтальная беседа.

— Почему именно это время выбрали они для наступления? (Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)

— Какую тему изучали на предыдущем уроке? (Невская битва)

— Почему битва носит такое название? (Битва произошла на р. Неве)

— С кем воевали русские воины на р. Неве? (Со шведскими рыцарями) (Слайд 1)

— Назовите участников Невской битвы? (Александр Невский, Дружинник Савва, Гаврила Олексич, Герцог Биргер) (Слайд 3)

— Чем закончилась Невская битва? (Победой русских воинов)

-Почему Александр Ярославич получил почётное прозвище Невский? (За победу на р. Неве)

-Выберите, какие из перечисленных черт личности присущи Александру Невскому.

Мужественный, решительный, открытый, мстительный, злой, талантливый, опытный, мудрый, самолюбивый. (Слайд 4)

III . Актуализация знаний, сообщение новой темы урока.

— Ребята, кто из вас мне скажет, какой сейчас век? (21 век)

— Начало, середина или конец 21 века?

— Как называется наша страна (Российская Федерация)

Наша страна в разные периоды истории называлась по-разному: Русь, Русское царство, Российская империя, СССР и др. названия.

Мы повернём наше колесо истории в глубину веков и окажемся в Киевской Руси, в XIII веке.

— Сколько веков прошло с тех пор? (8)

— Есть ли свидетели этого периода?

— Как мы узнали о событиях того времени? (Летописцы записывали события по годам из лета в лето).

— С какой целью мы отправляемся в столь далёкое во времени путешествие?

В этом нам поможет урок истории Отечества.

Сегодня мы с вами попытаемся

Из 21 в 13 шагнуть.

К истокам, чтоб понять веков теченье.

Узнать предназначенья путь,

В умах и душах одолеть сомненья,

Внимая предкам, веру обрести,

У князя Невского служенью научиться.

— Через два года после Невской битвы стали разорять страну немецкие рыцари. Они вошли на Псковскую землю, захватили г. Изборск, а затем, с помощью посадника Твердилы Ивановича и сам Псков. (Слайд 5)

— Снова собрались новгородские полки под начало Александра Невского на защиту Отечества.

Для того чтобы узнать тему нашего урока, расшифруйте слова (задание на доске):

Итак, тема нашего урока «Ледовое побоище», сегодня мы вместе узнаем, почему битва носит такое название, какие цели преследовали немецкие рыцари, и как полководческий талант князя Александра повлиял на ход сражения. (Слайд 6)

IV . Изучение нового материала.

Весной 1242 года рыцарское войско появилось в 30 верстах от Новгорода. (Слайд 7) Опасность угрожала этим краям, уцелевшим от татарского погрома. Александр Невский занялся формированием боеспособной дружины. Воспрянувшие духом новгородцы под его командованием отбили у немцев Изборск, затем был освобождён Псков.

Рыцари повсюду отступали, но главное сражение было ещё впереди.

Встреча русских отрядов и немецких рыцарей произошла на Чудском озере. Весна была ранней и озеро было ещё покрыто льдом. На одном берегу Чудского озера был разбит лагерь немецких рыцарей, а войско Александра Невского на противоположном берегу озера. По схеме учитель рассказывает о построении войск на льду Чудского озера.

Князь Александр хорошо знал военную тактику немецких рыцарей в сражениях. Тяжеловооружённая, в стальных доспехах конница рыцарей строилась клином. Русские называли такое построение «свиньёй». Немецкие воины шли плотными рядами, выставив вперёд щиты. Пробить такое построение было почти невозможно. Они вклинивались в ряды противника и разбивали его.

— 5 апреля 1242 года (на наборном полотне или на доске написать) , (учащиеся записывают в тетрадь) оба войска сошлись на льду Чудского озера. (Слайд 8)

События хода боя излагаются учителем по схеме. (Слайд 9)

Видеофрагмент «Ледовое побоище».

— Ребята, я предлагаю вам просмотреть видеоролик «Ледовое побоище».

О чем поведает вам он?

— Немецкие рыцари начали наступление. Они остриём «свиньи» вклинились в центр русских войск. Это была самая слабая часть новгородских отрядов. Между ополченцами и рыцарями завязался жестокий бой. Все глубже рыцари вклинивались в центр русских войск. И тут они натолкнулись на повозки. Дальше продвигаться хорошо защищенным клином они не могли и «свинья» рассыпалась. Весь рыцарский строй распался.

В этот момент на рыцарей справа и слева обрушилась русская конница. Началась паника, рыцари не ожидали такого удара со стороны русских. Александр Невский во главе своих дружинников на быстром коне врезался в гущу сражения. Дрогнули рыцари, но не сдались. Сражение продолжилось. И рыцари и русские воины бились насмерть. Никто не хотел сдаваться. (Слайд 10)

Тогда Александр Невский бросил в бой засаду — конный отряд. Отряд ударил с новой силой по врагу. Этого удара рыцари уже не выдержали. Повернули они своих коней и бросились бежать. Русские воины ринулись за ними. Они старались сбросить закованных в латы рыцарей с коней. Знали русские дружинники, что рыцарь без коня уже не воин. Сброшенных с коней рыцарей ополченцы захватывали крючьями и волокли по льду.

И тут случилось непредвиденное — весенний подтаявший лед на озере стал трескаться, не выдержав тяжелой немецкой конницы. Рыцари в железных латах проваливались под воду, не в силах оттуда выбраться. Многие из них так и утонули в Чудском озере вместе со своими доспехами и лошадьми.

Оставшиеся в живых спасались бегством. (Слайд 11)

— Вот как об этом пишет летописец в летописи XV века: «И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду…»

Физпауза «За землю русскую»

-У советского поэта, писателя К.Симонова есть стихотворение «Ледовое побоище», где описана эта битва. Вы можете прочитать его, получив книгу в библиотеке (показать книгу). (Слайд 12 ) На слайде – портрет К.Симонова и обложка книги или строки из стихотворения «Ледовое побоище».

Читает ученик. (Слайд 13)

Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь

— В этом сражении погибло до 500 рыцарей и множество рядовых воинов. 50 знатных рыцарей было взято в плен.

Полки победителей возвращались на Русь, встречаемые всюду с почётом и радостью.

Вывод. Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей. Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов в Новгород просить мира. Согласился князь Александр на мир, но рыцарей предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

— Папа Римский ещё не раз посылал послов с предложением принять католичество и вместе с ним титул короля, но Александр Невский отверг это предложение, сохранив верность православному вероучению. (Слайд 14)

Работа с учебником.

— На стр.257, прочитайте рассказ «Александр Невский и Золотая Орда» (Слайд 15)

— Зачем Александр Невский отправился в Золотую Орду? (Чтобы спасти Новгород от разорения, и получить ярлык на княжение) (Слайд 16)

— Должен ли был Александр Невский выступить против власти монголов, мог он им противостоять? (В то время Русь не могла сражаться с монголами, у неё не было сил и возможностей противостоять им, избежать новых погромов, разорений).

— Александр Невский никогда не проявлял горячности, был не только смел, но и осторожен. Он старался сохранить мир с Ордой, понимая, что не пришло ещё время для открытой борьбы.

V . Закрепление нового материала.

1. Работа с деформированным текстом. Самостоятельная работа в парах и последующая проверка по слайду.

Найдите ошибки в историческом тексте. (Слайд 17)

5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди войска находились пешие рыцари, а за ними тяжеловооружённая конница. Киевский князь, Александр Невский, самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду.

Задание 2. Вспомните «крылатые» слова Александра Невского, которые он сказал послам:

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» (Слайд 18)

Как вы понимаете эти слова? (Они являются не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывают жить в мире и согласии).

Задание 3. Программированное задание.

(Учащиеся выполняют тест)

1. В каком году произошло Ледовое сражение? (Слайд 19)

2. Где произошло Ледовое побоище? (Слайд 20)

3. Кто был противниками русских дружин в Ледовом побоище? (Слайд 21)

— С какой темой познакомились на уроке? (Ледовое побоище)

— Какое значение имела победа русских в Ледовом побоище? (Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей).

— В чём выразился полководческий талант Александра Невского? (В незапность и нападение, учитывал особенность местности, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям. )

Ну а сейчас пришло время возвращаться из XIII века обратно, поэтому повернём наше колесо истории в настоящее и окажемся в современной России, в XXI веке.

— Прошло более семи веков с того времени, а мы не забываем о славных победах Александра Невского и его дружины. Русская православная церковь причислила храброго князя к лику святых. (Слайд 22)

В 1710 году основана Александро – Невская лавра в г. Санкт- Петербурге, куда будут перенесены мощи святого Александра. (Слайд 23)

В 1725 году в России был учреждён орден святого Александра Невского.

В1942 году, в разгар ВОВ, был введён орден Александра Невского, выдаваемый за особые военные заслуги. (Слайд 24)

Благодарные потомки поставили князю Александру памятник в г. Пскове и др. городах (Слайд 25, рисунок в учебнике)

В опасные для русского государства периоды всегда вспоминали полководческий талант князя Александра. Веками, из поколения в поколение, передавалась эта память о князе – воине, князе защитнике. Александр Невский самоотверженно боролся с западными завоевателями, сохранял Русь от разорения, не дал русским погибнуть как нации.

Рефлексия (Слайд 26)

— Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

— Сегодня на уроке вы проявили целеустремленность, старание, желание сделать свое открытие. Давайте поблагодарим друг друга за успешную работу аплодисментами. Спасибо за урок!

Объявление оценок за работу.

Ну, вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Учитель ваш уже итог подводит,

Не сводит с вас своих довольных глаз.

Спасибо вам, ребята, за работу,

Не подвели меня и в этот раз,

С великим удовольствием, конечно,

Поставлю вам оценки я сейчас!

VII . Домашнее задание.

Нарисовать в тетрадь схему Ледового побоища.

Стр. 257, прочитать рассказ для дополнительного чтения, выполнить задание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *