в каком классе проходят гюго отверженные
Конспект урока литературное чтение 4 класс на тему В.Гюго «Отверженные» отрывок «Казетта»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Покровская ООШ» учитель начальных классов Проскурина В.П.
Тема урока: Виктор Гюго. «Козетта (отрывок «Отверженные»)».
Цель урока: создать условия для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения.
— развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.
Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности.
Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.
Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к чтению, воспитывать сострадание и милосердие.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому – то, кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
-Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.
II . Актуализация знаний.
Окунёмся немного в историю.
— В каком веке мы живём? ( XXI )
-Какой у нас сейчас год? (2019)
-Молодцы! А мы с вами поговорим о XIX веке.
-Как вы думаете, о чём мечтали бедные дети?
— О чем мечтали богатые?
Рассказов о жизни детей того времени много.
III . Изучение нового материала.
-Какое произведение вы читали дома?
-В какой стране жил В.Гюго?
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Какие задачи мы поставить на нашем уроке?
(У мение работать с текстом, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, раскрыть идею автора).
3.Работа над эпиграфом урока
Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание : « Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых» .
4.Звучит песня из мюзикла «Козетта».
— Это песня грустная или веселая?
— Может кто-то слышал или узнали героиню, роль которой исполняет актриса.
— Действие происходит в 19 веке. Поэтому в тексте Вам встретились незнакомые слова (смысл которых для большинства неясен).
6. Словарная работа
IV . Работа над произведением.
1.- Назовите жанр произведения. (рассказ)
-Где и когда происходило событие?
— Подберите подходящие слова:
а) оставила
б) бросила
в) вынуждена была оставить
2) Чтение первой части
— Сейчас мы с вами поработаем с текстом и проверим правильность ваших догадок, связанных с образом Козетты. (Чтение первой части.)
-Как автор назвал хозяйку, хозяина, Козетту?
— О каком отношении автора к героям говорят эти слова?
-Как звали дочерей Тернадье? Как относилась мать к родным дочерям, к Козетте?
— Назовите имя матери Козетты.
— В каком городке находился трактир Тенардье?
— Как жилось Козетте у Тенардье?
3) Физминутка.
4) Чтение 2-ой части.
-Как жилось Козетте у Тенардье?
1. Описание внешнего вида Тенардье. Описание характера Тенардье.
2. Отношение Тенардье к Козетте (как одевали, кормили, называли девочку, место отдыха и сна ребёнка).
3.Занятия Козетты в доме Тенардье.
4. Зачеркнуть лишние слова в характеристике Тенардье.
Работа в рабочей тетради.
— Как Козетта помогала себе выйти из состояния страха-ужаса-паники?
-Для чего автор даёт описание любования куклой Козетты?
V . Составление отзыва о рассказе по плану.
1. Я прочитал рассказ…
2. В нем говорится о…
3. Главными героями являются…
4. Наибольшее впечатление на меня произвел эпизод, в котором …
5. особенно понравился эпизод, в котором…
6. главная мысль рассказа заключается в том, что…
7. Автор хотел сказать читателю…
— Как вы думаете, почему не приехала мама?
— Как бы вам хотелось закончить рассказ?
— Какие чувства вы испытывали к Козетте, мадам Тернадье?
Выберите слова: доброе, злость, сочувствие, желание помочь, радость,презрение.
— Какие права девочки были нарушены Тенардье, согласно Декларации прав ребёнка?
— Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 3: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Статья 4: Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии…
Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.
Статья 24: Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Я вновь возвращаю Вас к Эпиграфу о жизни и творчестве талантливого писателя к его собственному высказыванию: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых».
— Что нового узнали на уроке?
— Понравилось ли вам произведение? Почему?
— Какие чувства вы испытываете к этому литературному герою?
— Возьмите сердечки и на них напишите свои пожелания Козетте, прикрепите на доску.
С помощью фразы из рефлексивного экрана ребятам предлагается подвести итог урока.
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я почувствовал, что…
7. У меня получилось …
8. Меня удивило…
9. Урок дал мне для жизни…
10. Мне захотелось…
Ученики выбирают фразу и заканчивают предложение.
8. Домашнее задание: дочитать отрывок из романа до конца
Интегрированный урок в 8-м классе «литература + французский язык» по теме: «Виктор Гюго – классик французской литературы»
Разделы: Литература
Тема: Виктор Гюго – классик французской литературы.
Цели урока: вызвать интерес у учащихся к творчеству французского писателя В. Гюго, познакомить детей с некоторыми фактами биографии В. Гюго; передать чувства автора, которые вложены в изображение героев романов: “Отверженные”, “Собор Парижской богоматери”, показать нравственный смысл произведения.
Воспитательная цель: ориентировать детей на такие жизненные ценности, как добро, истина, жизнь, красота.
Методические приемы: словарная работа; заочная экскурсия в Нотр – Дам; рассказы учителей; выразительное чтение учащихся; инсценирование силами детей, беседа по вопросам, мини-тест.
Оборудование: выставка произведений В. Гюго; видов Парижа; плакаты; ТСО: записи музыкальных произведений И.С. Баха, Моцарта, Свиридова Г., Чайковского П.И, Бетховена; реквизиты для инсценирования. Портрет Гюго, рисунки детей.
“Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану,
возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека”.
“Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за
малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых”.
На французском языке:
“Трибун и поэт, он учил всех людей любить жизнь, красоту, правду и Францию”.
“Я хочу быть Шатобрианом или никем”
Ход урока:
I Начало урока: учителя французского языка и литературы здороваются с учащимися по-французски и по-русски.
1. Начинает учитель французского языка на французском языке:
“Сегодня наш урок посвящен Виктору Гюго, классику французской литературы”.
2. Учитель литературы:
Так писал Виктор Гюго в статье “Ответ на обвинение”. Эпиграфом к жизни и творчеству талантливого писателя может послужить его собственное высказывание:
“Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах
заступался за малых и несчастных,
умоляя могучих и неумолимых”.
Итак, перед вами ставится проблема – доказать справедливость сказанного Гюго на примере прочитанного произведения.
Для сильной группы – на примере двух – трех произведений.
3. В тетрадях по литературе учащиеся записывают тему урока, эпиграф.
II. О творчестве В. Гюго
1. Учитель французского языка:
Талант Виктора Гюго высоко ценили многие русские писатели. Вот что говорил Максим Горький (читает по-французски):
“Трибун и поэт, он учил всех людей
любить жизнь, красоту, правду и Францию”.
2. Словарная работа.
— Ребята, как вы понимаете слово “Трибун”? (Учитель показывает написанное слово на русском и французском языках). Откроем словарь Ожегова и прочтем толкование:
Трибун – пламенный оратор, публицист.
(учащиеся записывают слово по-русски и по-французски.)
3. Учитель литературы:
Я продолжу мысль Ольги Анатольевны и тоже приведу цитату М. Горького:
“Трибун и поэт, он гремел над миром
подобно урагану, возбуждая к жизни все,
что есть прекрасного в душе человека”.
Так русский писатель сформулировал литературное и гражданское кредо Виктора Гюго.
4. Словарная работа: по словарю Ожегова учащиеся находят толкование:
Кредо – чьи-то убеждения, мировоззрение.
III. Биографические данные писателя.
1. Учитель литературы:
2. Дети на французском языке рассказывают:
1 ученик: “Виктор Гюго родился в 1802 году в Безансоне, в семье наполеоновского офицера. Семья много путешествовала. Гюго посетил Италию, Испанию, Корсику”.
2 ученик: “Гюго учился в лицее Карла Великого. Участвовал в конкурсах Французской Академии и Тулузской Академии. Его сочинения были высоко оценены”.
Учитель французского языка:
Именно в это время 17-летний юноша сказал: “Я хочу быть Шатобрианом или никем”.
IV. Гюго – поэт. Гюго – автор романа “Отверженные”.
1. Учитель литературы: “В. Гюго – поэт, драматург, романтик”.
К сожалению, мы мало знаем Гюго – поэта, вместе с тем его стихи о политике и любви, о природе и религии, об истории и роли поэта в мире, то есть они посвящены тем проблемам и чувствам, которые вечно волновали и будут волновать людей.
Послушайте стихотворение, посвященное внучке Жанне. Вы сможете почувствовать любящее сердце дедушки.
Ученица читает стихотворение:
“Жанна вступает в мир”.
Я Жанну слушаю: ребенку непонятны
Большие, взрослые слова, и в необъятный
Веселый мир цветов, полей и птичьих гнезд,
До моря, до небес, до самых дальних звезд
Летит бессмысленный такой серьезный лепет.
Какие полусны младенцу душу лепят!
Что значит каждая улыбка, каждый вздох?
Как старый дедушка, на внучку смотрит Бог.
(1877 год).
Ребята, какие произведения Гюго вы знаете?
Учащиеся назвали: “Собор Парижской богоматери”;
“Человек, который смеется”;
Учитель продолжает: “так получилось, что самым известным у наших читателей является роман “Отверженные”.
Об этом свидетельствуют ваши читательские дневники. (зачитано 2 отзыва учащихся).
2. Слово учителя французского языка:
Итогом тридцатилетнего труда и раздумий явился роман “Отверженные”. (Учащиеся записали слово “отверженные” по-французски, проговорили).
Гюго показал жизнь простых людей, отчаянную борьбу бедняка за кусок хлеба, вражду между фабрикантом и работницей, народное восстание.
Невозможно равнодушно читать историю Жана Вальжана, “доброго, несчастного зверя, травимого гончим обществом”. Жестокой правдой дышат страницы, рисующее зловещее домашнее рабство в доме трактирщика Тенардье маленькой Козетты, которую страх сделал лживой, а нищета – безобразной.
Вокруг этих центральных персонажей – целая толпа других: бездомные старики, голодные подростки, жители трущоб и воровских притонов – словом, те, кого назвал автор отверженными.
Мы представляем вашему вниманию сцену “В таверне”.
Ребята, что такое таверна?
(Учащиеся записывают слово по-русски и по-французски. Идет фонетическая обработка.)
Представляем действующих лиц:
Дочери мадам Тенардье –
(сцена на французском языке).
После представления беседа:
— Что происходит в таверне?
— Кто сможет передать содержание по-русски?
— Назовите пережитые чувства Козетты.
(Дети поняли смысл сцены, смогли назвать все чувства, которые пережила маленькая Козетта – от страха до изумления).
3. Учитель литературы:
— В этом произведении есть еще один запоминающийся персонаж – мальчик Гаврош. Кто он?
А лучше пусть он сам расскажет о себе. Итак, Гаврош – Собченко Игорь.
Чтение наизусть: главы “маленький Гаврош” (часть 3, книга I, глава 13).
Учитель продолжает: “неугомонный мальчишка не переставал удивлять даже взрослых своей ловкостью, хитростью, смелостью. Он никогда не унывал”.
— чтение отрывка “Гаврош на баррикаде” (часть 4, книга 1, глава 4) со слов: “В тот миг, когда сержант готов был ринуться на Гавроша…до….И в темноте постепенно затихая, звучало…”.
Послушайте куплеты Гавроша: (ученик читает)
Чтение отрывка из части 5, книги I, главы 15 “смерть гавроша” (со слов: “На баррикаде трепетали за него…” до слов: “Маленький мальчик с великой душой умер”).
Чтение наизусть на французском языке стихотворения В. Гюго: “Мальчик, который погиб на баррикаде”.
V. Знакомство с романом “Собор Парижской богоматери”.
1. Учитель литературы:
Бессмертными стали образы красавицы Эсмеральды, безобразного звонаря собора Квазимодо.
Действие происходит в центре Парижа, на Гревской площади (показываю, как пишется это словосочетание). Учащиеся записывают. Встретятся и другие названия: остров Сите, Лувр. Учитель французского языка познакомит вас сэтими достопримечательностями.
2. Учитель французского языка:
— Сердцем Парижа называется остров Сите. Остров на Сене, похожий на корабль. На нем высится Собор Парижской богоматери (Нотр – Дам), расположенный на Гревской площади. А Лувр – резеденция королей.
3. Учитель литературы:
Итак, Гревская площадь, на которой возвышается виселица. Посмотрите две сцены “Погоня” и “Встреча дочери и матери” (книга II, глава “Башмачок”).
(Во время инсценировки используется грамзапись И.С. Бах “Токката и фуга ре минор”).
VI. Обобщение
1. Учитель литературы:
— Я вижу у вас на столах книги, объединенные одним автором – Виктором Гюго. Кто хочет познакомить своих одноклассников с понравившимся эпизодом?
(Учащиеся зачитали выбранные ими сцены).
Викторина “Насколько вы внимательны?”
— Назовите годы жизни Виктора Гюго?
— Какая своеобразная дата отмечается в 1995 году? (110 лет со дня смерти).
— Какие произведения написал Гюго?
— Назовите главных героев из произведений французского писателя. (Ребята назвали Жана Вальжана и Козетту из “Отверженных”, Эсмеральду и Гудулу – из “собора Парижской богоматери”, Гунналена – из романа “Человек, который смеется”, Лантенака, Говэна, Симурдека из романа “93-ий год”).
— Каково кредо писателя и гражданина Гюго?
VII. Домашнее задание
1. Для группы французского языка – читать главу “Покинутый ребенок” из романа “Человек, который смеется”. (Задание звучит на французском языке).
2. Для всего класса – читать роман “Отверженные”.
В читательских дневниках ответить на уже ранее поставленный вопрос: “Как своими произведениями Гюго доказывает провозглашенный девиз: “Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умоляя могучих и неумолимых”.
В каком классе проходят гюго отверженные
Первый раз во втором классе. Была отдельная книжка Козетта. О ее встрече с Вальжаном. А так лет в 16. ПОпалась книга где то на отдыхе.
а у нас в программе, этого, поверите ли, вообще не было, читал сам, ну и другие его произведения также
У нас тоже не было
Почему же. что они поймут
ну.. в принципе, да, если подумать, каждому своё
ну, с другой стороны, это и есть, не быть как все, и это не значит, носить черное и татухи, кардинально менять цвет волос, ходить в шипованном ошейнике, а именно внутреннее восприятие, осознание себя, как личности, собственное суждение, оно, наверное, и делает нас теми, кто мы есть, индивидуальностями, теми, кто, в конечном счёте, не принимает чужие суждения на веру, а обдумывает и трезво оценивает происходящее, этому, в конечном счёте, учат нас книги, способности к критическому и рациональному мышлению
А я в классе читал?
Когда-то читал, давно. не уверен что по школьной программе.
Ваще не читала ,в школьной программе не было а потом уже не до мелочей)
Урок литературы Виктор Гюго
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
учитель русского языка
и литературы средней школы
На сцене — портрет Виктора Гюго, годы жизни (1802—1885).
_ Эпиграф к мероприятию: «Муза должна посвятить себя народу» (В. Гюго). _
__ Подготавливается выставка книг писателя, иллюстраци
ке ‘его ‘произведениям.
На сцену выходит Писатель в
строгом чёрном костюме, в руках
книга в золочёном переплёте. Под-
ходит к рампе, на него направлен
В судьбе племён людских, в их
Есть рифы тайные, как в бездне
Тот безнадёжно слеп, кто в беге
Лишь бури разглядел да волн
И разные века, что братья
Различны участью, но в замыслах
По-разному идут к мечте единой,
И пламенем одним горят их маяки.
В. Гюго. Железный голос
(Писатель уходит. На сцене появ-
ляются Ведущие (1) и (2).)
На литературный вечер с включением
инсценировок, посвящённый жизни
и творчеству французского писателя
В. Гюго, учащихся 6—9-х классов
приглашает Б.А. МАКАРОВА
Писатель Виктор Гюго
Жан Вальжан — средних лет
Козетта — девочка восьми лет
их дочери восьми лет
Жан Вальжан — старик
Козетта — взрослая девушка
Мариус — муж Козетты
ВЕДУЩИЙ (1): Эти замеча-
тельные слова о смене поколений
и единстве мировой истории при-
надлежат одному из величайших
писателей и поэтов Франции. Он
родился на пороге ХХ века —
в 1802 году, а умер на его закате —
Номер материала: ДБ-1419530
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Роман Гюго «Отверженные» — одна из самых грандиозных книг XIX века
Роман-эпопея «Отверженные» французского классика Виктора Гюго в первые был издан в 1862 году.
Переводы
Роман был переведен на многие языки мира, он входит в школьную программу во многих странах. На русский язык произведение впервые было переведено в 1931 году Анатолием Виноградовым.
История создания романа «Отверженные»
Исследователи творчества Виктора Гюго считают, что «Отверженные» — главное произведением автора. Да и в целом роман входит в число самых грандиозных и выдающихся книг XIX столетия.
Писатель создавал роман на протяжении двадцати с лишним лет. В 1848 году, накануне революции, Виктору Гюго кажется, что написанный им роман почти окончен. Однако произошедшие события заставляют его переосмыслить свои взгляды, и он понимает, что написанное не вполне отражает его понимание жизни, и ему еще предстоит большая работа.
Гюго вновь погружается в роман с головой. Иногда он пишет «беспробудно» и не может остановиться, иногда – забрасывает произведение на месяцы, а то и на годы, иногда – сдает слугам свою одежду вместе с приказом не отдавать ее ему ни в коем случае, тем самым запирая себя нагим в комнате, чтобы ничего (даже одежда) не отвлекало его от написания романа!
Первоначально Гюго назвал свое произведение «Нищета», но позднее сменил его на «Misérables», что в переводе на русский означает «Несчастные», а в адаптированном литературном варианте – «Отверженные». Построенный в самом начале сюжет постепенно обрастает новым главами и обогащается историческими событиями, через которые происходит трансформация героев.
Краткое содержание романа «Отверженные»
Повествование романа начинается в 1815 году. Мы сразу знакомимся с главным героем произведения – Жаном Вальжаном. Перед нами предстает озлобленный на весь мир бывший каторжанин. Постепенно читатели узнают историю Вальжана – мужчина попал за решетку на целых 19 лет из-за того, что украл в хлебной лавке буханку хлеба, чтобы спасти умирающую от голода женщину. Инспектор полиции Жавер – который смотрит на мир только с позиции буквы закона – не видит разницы между Жаном Вальжаном и каким-нибудь закоренелым преступником. Поэтому он способствует получению Вальжаном максимального срока заключения, а когда узнает, что Жан сбежал, считает делом своей жизни вернуть беглого преступника за решетку.
Козетта с куклой, холст, масло. Автор Леон Франсуа Комер.
Вальжан, сбежав из заключения, ненавидит всех на свете, и люди отвечают ему взаимностью. Единственный человек, который отнесся к нему по-человечески, был католический епископ Мириэль Диньский. Но, озлобившись даже на бога, Вальжан крадет у епископа серебряную посуду. Поворотным событием в судьбе беглого каторжанина становится момент, когда священнослужитель, обнаружив пропажу, не только не сдает его в полицию, но от всего сердца прощает воришку и даже дарит ему в придачу серебряные подсвечники.
Жан Вальжан обескуражен. Он вдруг понимает, что к нему все еще можно относится по-человечески, с сочувствием и добротой. Это осознание переворачивает все в его душе и мировоззрении, и мужчина решает изменить свою жизнь.
Смерть Фантины (мать Козетты) из «Отверженных». Автор Émile-Antoine Bayard, Музей Парижа
Вальжан берет себе вымышленное имя Мадлен и основывает фабрику по изготовлению мелких изделий из черного стекла, благодаря чему улучшается финансовое состояние всего города, а самого Мадлена позднее выбирают мэром. Однако, инспектор полиции Жавер продолжает поиски Жана Вальжана, а потому мужчине все время приходится быть начеку.
Когда умирает Фантина – женщина, которую Вальжан оберегал, он берет ответственность за устройства судьбы ее дочери Козетты.
Смерть Эпонины из «Отверженных». Автор Fortuné Méaulle
Проблематика романа
На страницах своего романа Гюго выводит главные проблемы современного ему общества, которые всю жизнь волнуют самого автора: сравнение силы закона и силы любви, противостояние жестокости и человеколюбия, бесконечные лишения и страдания бедных людей на фоне процветания и благоденствия богачей. Автор видит путь преобразования общества только в развитии всеобщей нравственности и морали.
Интересные факты
После того, как Виктор Гюго в 1862 году сдал рукопись романа своему издателю, он отправился в отпуск. Но ему очень хотелось узнать, как же зрители приняли его произведение. В итоге, не вытерпев, он прямо с курортного городка отправил издателю телеграмму с одним лишь символом: «?». И получил столь же лаконичный ответ: «!». До сих пор считается, что это самая короткая переписка за всю историю почты.
Гаврош, иллюстрация Эмиля Байяра (1862)
Во времена Гражданской войны в США «Отверженные» стал самым популярным романом среди американских солдат. Перевод романа с французского на английский был сделан еще до окончания 1862 года. Надо сказать, что американская общественность приняла это художественное произведение вовсе неоднозначно: часть граждан восторгалась им, как шедевром, часть же нападала и на роман, и на автора, называя самого Гюго и его главного героя «прозаическим сумасшедшим».
В романе есть предложение длиной в 823 слова, разделенных 93 запятыми и 51 точкой с запятой.
По сюжету романа в 1980 году был поставлен мюзикл Клода-Мишеля Шёнберга и Алена Бублиля. В общей сложности музыкальное представление было поставлено в 221 городе в 38 странах и до сих пор считается самым долгоиграющим мюзиклом.
Анжольрас и «Друзья азбуки» Автор Frédéric Théodore Lix
Роман «Отверженные» оказал существенное влияние на многих литераторов мира, в том числе и на Федора Достоевского. Однажды русский писатель был на два дня заключен под стражу, и сутки напролет читал грандиозный роман Гюго. Позднее Федор Михайлович признавался своей жене Анне, что он превосходно провел эти два дня, так как его сосед по камере все время спал и не мешал ему читать. А на свободе у него никак не хватало времени прочитать это чудесное произведение.
Экранизация романа «Отверженные»
Роман «Отверженные» был много раз экранизирован в разных странах мира. Первый фильм был снят в 1913 году во Франции. Это был немой фильм режиссера Альбер Капеллани, который обрел широкую мировую популярность, а также пользовался успехом в России.
Афиша фильма Альберта Капеллани «Отверженные», выпущенного для Pathé-Frères кинокомпанией писателей и литераторов (SCAGL)
На сюжет романа снимались художественные фильмы, мини-сериалы и даже анимэ, а также был поставлен мюзикл.
Наиболее известными исполнителями главной роли в разные годы были актеры Жан Габен, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Хью Джекман.