в каком классе проходят два капитана каверина
Изучение романа В.Каверина «Два капитана» в современной школе (к вопросу об интерактивном обучении на уроках литературы)
Разделы: Литература
Задача учителя – открыть для учащихся мир произведений В. Каверина и создать на уроке условия творческой работы при изучении романа «Два капитана». Я предлагаю использовать интерактивные методы обучения для решения поставленной задачи.
Тема урока: «Судьба человека в романе В.Каверина «Два капитана».
Задачи урока:
1. Познакомиться с историей создания романа и прототипами его героев.
2. Охарактеризовать главных героев романа «Два капитана».
3. Осмыслить сюжет и идею произведения В. Каверина.
4. Сопоставить вымышленное путешествие капитана Татаринова и реальное освоение Севера, выявить их сходство и различия.
5. Создать условия для развития коммуникативной компетенции школьников, исследовательских и творческих способностей учащихся.
6. Создать условия для формирования лучших качеств: верности своему слову, честности, упорства, силы воли, мужества и т.п.
Оборудование: ноутбук или ПК, принтер, листы А3, краски, фломастеры, ножницы, клей, смарфоны, листы с QR-кодом.
Структура урока:
Ход урока
Мечты слабых — бегство от действительности, мечты сильных — формируют действительность.
Юзеф Бестер
«Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.»
Толстой Л.Н.
Учащиеся делятся на группы перед уроком, выбирая листочки определенного цвета.
Работа с эпиграфами урока. Как вы понимаете слова Юзефа Бестера и Л.Н.Толстого? Кого можно назвать целеустремленным человеком, а кого пустым мечтателем?
Сегодня мы с вами будем говорить о двух капитанах. Каких знаменитых капитанов вы знаете?
Посмотрите на эти портреты (рядом с каждым портретом QR-код).
Как вы думаете, кто это?
Мне кажется, что всех этих людей объединяют очень известные слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Ведь в жизни этих людей было место и время для подвига. Воспользовавшись QR-кодами, в группе подготовьте краткое сообщение об этих людях.
Работа учащихся по подготовке сообщения и отчет о проделанной работе.
Как связаны судьбы этих людей и девиз нашего урока?
Из какого произведения я взяла этот девиз? Из романа В. Каверина «Два капитана».
Давайте сформулируем тему и цели урока. Для этого заполним таблицу «Знаю – Не знаю – Хочу узнать». В ходе работы на уроке будем заполнять постепенно третью колонку.
Сегодня мы с вами побываем в роли отважных капитанов, составим путевые заметки и дневники, а также узнаем много нового о В. Каверине и его романе «Два капитана», кроме того, мы побываем в экспедиции на Севере нашей страны и вместе с капитанами пройдем этот нелегкий путь новых открытий.
Как же все начиналось? Давайте послушаем самого главного героя романа – Саню Григорьева.
Инсценировка. Ученик, играющий Саню Григорьева, читает начало романа и письмо.
Назовите ключевые события романа.
Если бы вам предложили разделить роман на отдельные книги, кто бы стал главным героем в каждой из них? Книга о Сане Григорьеве и его судьбе и книга о капитане Татаринове и его подвиге.
Как вы думаете, почему роман называется «Два капитана»? Судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану.
Сейчас мы с вами будем работать в группах. Каждая группа получает свое задание, а результат своей работы представляет на листе А3, на котором должна отражаться самая важная, на ваш взгляд, и интересная информация по вашему заданию. В конце урока мы соединим ваши листы и посмотрим, что у нас получится.
1 группа готовит характеристику Александра Григорьева по плану:
3. Друзья и единомышленники: друг Петька, сестра, доктор Иван Иванович, Валька, Кораблев, Катя, летчик, тетя Даша.
4. Враги: Ромашов, Н.А.Татаринов.
2 группа характеризует капитана Татаринова:
2. Друзья и единомышленники: жена, дочь, команда корабля.
3. Враги: брат Н.А.Татаринов.
После выступления 1 и 2 групп задаются такие вопросы:
3 и 4 группы разбиваются по подгруппам и работают над определением жанра произведения. Задание: дополните карточки и подберите примеры и доказательства из текста. У детей есть доступ к тексту романа онлайн, поэтому нужные отрывки они могут распечатать на принтере. Свои заполненные карточки учащиеся размещают в виде кластера на листе А3. После выступления групп учитель предлагает послушать, как сам автор говорит о своем произведении:
“…С первых страниц я взял за правило не выдумывать ничего или почти ничего. Я услышал историю о мальчике, у которого было трудное детство и которого воспитало общество – люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце. Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, юноши и взрослого человека сохранены в “Двух капитанах”.
Для моего “старшего капитана” я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей “Святой Марии” совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской “Святой Анны”. Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана “Св.Анны” Альбанова – одного из двух участников, оставшихся в живых”.
Конспект урока по литературе на тему «Два капитана» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Где правда, а где вымысел в романе Вениамина Каверина «Два капитана»
Найти в главах романа отголоски реальных событий художественный вымысел писателя
Развитие умения ориентироваться в тексте. Умение готовить сообщение и выступать с ним перед аудиторией
Формирование чувства гордости за прошлое страны, формирование нравственных качеств личности.
Вступительное слово учителя
Постановка целей и задач
Проверка домашнего задания. Работа в парах
Приветствие. Настрой на урок.
Мы продолжаем с вами работу над разделом «Правда истории и вымысел»
На доске название раздела и романа.
Поставьте перед собой задачи на сегодняшний урок
На прошлом уроке мы говорили о том, может ли быть правда в художественном произведении или в них только вымысел. Что же мы узнали? Попробуйте заполнить таблицы, работая в парах
Литература- это правда. Литература- это вымысел
Этот материал поможет вам при работе в дальнейшем, оставьте таблицы на столах.
Сообщение учащегося СЛАЙД2
Свой роман автор начал писать в 1941 году. Чем этот год известен для нас? Закончил свой роман Каверин в 1944.
Как вы думаете почему он не прекратил работу над ним даже в годы великой Отечественной войны?
Так от куда же взялась эта история, где автор черпал сюжет для своего роман.
Сообщение ученика об исторической основе романа
Как вы думаете, зачем в начале 20 века люди исследовали север, искали новые земли? Люди с какими качествами могли участвовать в таких экспедициях?
Мы уже говорили с вами, некоторым литературным героям установлены памятники. Каким?
Ребята, вы знаете, что героям этого романа в городе Псков в 1995 году установили памятник. Молодой летчик и капитан, замерзший во льдах.
Также в городе открыт музей имени этого романа.
Эта книга много раз издавалась.
Вот какой легендарный роман мы с вами будем читать.
Понравился ли вам роман? Почему?
Расскажите мне экспозицию романа. Где начинается действие?
Чем занимался наш герой вечерами с тетей?
Почему это письмо они перечитывали много раз?
Почему наш герой- Саша Григорьев- запомнил это письмо наизусть?
Саша Григорьев был мальчишкой своего времени, а они мечтали о приключениях, подвигах, поэтому он сбежал из дома и отправился с друзьями в Туркестан. Он был пойман милицией и его определили в интернат в городе Псков, в следующей главе мы его встречаем на улицах этого города.
Расскажите, как он себя ведет, о чем рассуждает?
Нравится ли вам Сашка? Почему.
Опишите первую встречу с Катей. Зачитайте её описание.
А теперь мы будем с вами исследователями
Мы работаем над прочитанными главами и находим в них правду и вымысел.
Зачитываем предложение из текста и поясняем, что, по вашему мнению, является правдой, ….
Ответим на вопрос нашего урока, в нашем романе правда или вымысел?
Сколько аргументов удалось найти вам?
Какую бы вы поставили себе оценку?
Как вы оцениваете свою работу
По желанию –рисунок
По желанию- отмечать в романе правду и вымысел
формулировать тему, проблему и цели урока.
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-540839
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературы в 7-м классе «Будь судьбы своей капитаном» (по роману В.А. Каверина «Два капитана»)
Разделы: Литература
Цель урока: всестороннее знакомство с романом В.А.Каверина “Два капитана”.
Характер урока – урок-размышление.
Тип урока – комбинированный.
Способ усвоения – творческо-исследовательский.
1. Чтение романа В.А.Каверина “Два капитана” и стихотворения Э.Асадова “Ледяная баллада”.
2. Поиск дополнительного материала для исторической справки “Освоение русского севера”.
3. Оформление выставки книг писателя.
4. Сочинение “Характеристика на героя романа В.А.Каверина “Два капитана”, который меня поразил” (на уроке русского языка).
5. Подготовка иллюстраций к роману (на уроках ИЗО).
Русский язык (развитие речи) – создание письменных работ “Отзыв на книгу”, “Характеристика на литературного героя”.
История – события с 1912 по 1944 года.
География – покорение русского севера.
Роман (исторический, приключенческий, биографический, роман в письмах).
…Если на трудной стоишь ты дороге
И светит мечта тебе, как звезда,
То ты ни трусости, ни тревоги
Не выберешь в спутники никогда.
…Мечты исполняются, и часто оказывается реальностью то, что в воображении представлялось наивной сказкой.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок мы посвятим книге, которой в этом году исполняется 63 года, и ее автору – Вениамину Александровичу Каверину. Впервые мы встречаемся с этим автором на наших уроках, и эту несправедливость мы сегодня исправим.
Родился В.А.Каверин в 1902 году, прожил долгую интересную жизнь, стал свидетелем всех ключевых исторических событий, которые пережила наша страна в XX веке. Еще в молодости решил стать писателем. Первые его рассказы были замечены М.Горьким. За свою долгую жизнь был не просто писателем – военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны, журналистом, писал литературные воспоминания, романы, повести, рассказы.
Обратимся к выставке книг этого писателя.
2. Краткий обзор книг дают двое учащихся класса, получившие это задание заранее.
3. История создания романа.
Библиотекарь: Роман “Два капитана” был задуман еще в 1937 году после встречи с интересным человеком, летчиком, который рассказал историю своей жизни. Этот герой в романе стал прототипом Сани Григорьева. Роман состоит из двух томов: первый был закончен в 1941 году, второй том – в 1944. Обратите внимание, автор продолжил работу над романом во время Великой Отечественной войны.
4. Обращение к содержанию книги через проблемный вопрос. Анализ содержания.
— Подумайте, почему В.А.Каверин не отложил написание второго тома до более подходящих времен?
(ожидаемые ответы: считал, что книга будет полезна читателям в такое трудное время; рассказывая о мужественных самоотверженных людях, хотел поддержать тех, кому трудно; настоящий писатель не прекращает своего труда ни при каких обстоятельствах; государство было заинтересовано в такой литературе и инициировало писателя на завершение книги).
Аналитическая беседа
а) Обмен впечатлениями, полученными после прочтения романа.
б) Обращение к сюжету романа.
Ключевые события (найдены письма, герой научился говорить, побег в Москву, Саня узнает историю капитана Татаринова и дает клятву его найти, становится летчиком, война, капитан Татаринов найден).
в) Если бы вам предложили разделить роман на несколько отдельных книг, кто бы стал главным героем в каждой из них? (Подходим к вопросу о двух сюжетных линиях, ожидаемые ответы: книга о Сани Григорьеве и его судьбе, книга о капитане Татаринове и его подвиге).
г) Вернемся к вопросу о прототипах. В начале урока мы говорили о том, что В.А.Каверин встретил человека, судьба которого его заинтересовала, и благодаря этому появился Саня Григорьев. А есть ли в романе другие герои, имеющие в реальной жизни прототипов? (Ученики должны самостоятельно сопоставить факты, полученные после знакомства с поэмой Э.Асадова “Ледяная баллада” о капитане Георгии Седове)
д) Обратимся к названию романа.
Вы уже задумывались над тем, почему автор выбрал такое название? (Ожидаемые ответы: судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану)
5. Главные герои романа. Сравнительная характеристика героев.
Александр Григорьев | Капитан Татаринов |
1. Характеристика героя (чтение домашних сочинений). 2. Друзья и единомышленники: друг Петька, сестра, доктор Иван Иванович, Валька, Кораблев, Катя, летчик Ч., тетя Даша. 3. Враги: Ромашов, Н.А. Татаринов. | 1. Внесюжетный персонаж. Как писатель знакомит нас с героем, который ни разу не появится на страницах романа? (Через письма; воспоминания Кати; книги, которые он читал; через описание его кабинета, через его дела). 2. Друзья и единомышленники: жена, дочь, команда корабля. 3. Враги: брат Н.А.Татаринов. |
Продолжение аналитической беседы:
— Почему у таких хороших людей есть враги? (Ожидаемые ответы: в жизни всегда есть завистники, которым не дают покоя чужие успехи, идя к своей светлой цели, герои затрагивают чьи-то низменные интересы)
— Есть ли еще в романе герои-двойники? (По аналогии ученики должны сравнить Ромашова и Н.А.Татаринова)
6. Обобщение знаний через работу над жанром романа.
Игра “Столкновение мнений”
Правила проведения игры: играем парами, каждая пара учащихся получает карточку, в которой дано определение одного из типов романа. Им необходимо доказать, что книга “Два капитана” именно того жанра, который указан в их карточке.
Карточка № 1
Рассказывается о реальных исторических событиях (примеры из текста ______).
Конкретные временные границы(______).
Упоминаются реально существовавшие люди(______).
Ожидаемые ответ: 1912–1944 гг., экспедиции по освоению севера, реальные географические места и открытия, война в Испании, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, реальный исторические личности – Г.Седов, Брусилов, В.Чкалов.
Карточка № 2
С героями происходят удивительные вещи(______).
Ожидаемые ответы: побег из дома, чудесное выздоровление Сани, совпадения, враги, стремление добиться своей мечты и т.д.
Карточка № 3
В основе повествования лежат судьбы героев, у которых есть реальные прототипы(______).
Ожидаемые ответы: Саня Григорьев, капитан Татаринов.
Карточка № 4
Роман в романе – письма капитана Татаринова к жене и письма Александра Григорьева к Кате. Целый мир в этих письмах.
Карточка № 5
Основная интрига – любовная, любовный треугольник.
Ожидаемые ответы: Любовные треугольники – капитан Татаринов, его жена, его брат. Саня Григорьев, Катя Татаринова, Ромашов. Н.А.Татаринов, мама Кати, Кораблев.
После выступления каждой группы приходим к выводу, что в романе присутствуют все эти черты. Предлагаем ученикам обратиться за подтверждением к самому автору.
“…С первых страниц я взял за правило не выдумывать ничего или почти ничего. Я услышал историю о мальчике, у которого было трудное детство и которого воспитало общество – люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце. Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, юноши и взрослого человека сохранены в “Двух капитанах”.
Для моего “старшего капитана” я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей “Святой Марии” совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской “Святой Анны”. Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана “Св.Анны” Альбанова – одного из двух участников, оставшихся в живых”.
7. Подведение итогов урока (беседа).
— Обратимся к названию нашего урока и эпиграфам. Правильно ли подобраны эпиграфы к уроку? (Отражают идейный смысл романа и наших рассуждений)
— А можно ли эти слова взять эпиграфом к целой жизни? (Особую ценность приобретают слова Асадова, когда ребята узнают, что еще совсем молодым поэт потерял зрение, но не потерял веры в людей, мечту, любовь)
— Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так уж это необходимо? (Собственную жизнь нужно строить самостоятельно, находить друзей, справляться с трудностями, иметь светлую цель, и тогда жизнь будет прожита не зря…)
— Вспомните, а какими девизами руководствовались герои романа? (Капитан Татаринов: “ Все для России!”, Капитан Григорьев: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”)
8. Домашнее задание (творческое, по развитию речи).
Осмыслите все то, что мы говорили о романе, его авторе, героях и напишите отзыв на книгу “Два капитана”. Для этого можно использовать форму письма к писателю.
9. Результаты урока.
Оцениваем умение ориентироваться в тексте романа, давать полные аргументированные ответы, активность в обсуждении проблемы, умение сопоставлять, сравнивать, группировать, обобщать.
Литература.
1. Каверин В.А. “Два капитана”.
2. Асадов Э. “Ледяная баллада”.
3. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. М., 1967, стр. 595.
4. Литературная газета. № 24, 1988. Уже написана первая фраза.
5. Комсомольская правда. Уходят капитаны. № 61, 1988.
Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе по роману В. Каверина «Два капитана»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
По внеклассному чтению в 9 классе.
Читаем и обсуждаем
роман В. Каверина «Два Капитана».
найти и не сдаваться».
Учитель: Бильдянова Н.В.
познакомить учащихся произведением и его историей создания;
2. воспитывать у ребят чувство подлинного гуманизма и патриотизма;
показать особенности романа как литературного жанра;
рассмотреть особенности писателя в создании портрета героя;
совершенствовать навыки выборочного чтения художественного текста;
развивать у учащихся монологическую речь;
воспитывать любовь к литературе.
11 января 1946 года на одной из конференций читателей Вениамин Каверин задал следующий вопрос:
-Поняли ли вы идею романа? Я задал Вам вопрос: «Зачем понадобилось написать мне об убийстве сторожа на понтонном мосту и об аресте отца Саши? Почему я начал роман именно с этого?»
Чтобы лучше разобраться в героях, в их поступках, нужно пройти весь путь, который прошли герои.
Кто из героев романа произносит фразу: «Каждому охота схватить лакомый кусок… «Но можно ли подобный кусок назвать обеспечивающим явлением это ещё вопрос?»
Что вы можете рассказать о Гаере Кулии?
— Недалекий, глупый, ленивый, жесткий человек. Он бросил Саню, когда умерла мать. Забрал даже её вещи. Тунеядец. Выгнали с работы, жил Зв счет матери Сани, женщины больной физически и душевно. Позже мы узнаем, что он вступил в батальон смерти, затем бежал и через много лет Саня встретил его в Москве в зоопарке. Но он и оттуда трусливо убегает.
Кого ещё из героев романа мы могли бы назвать любителями «лакомых кусков», хотя они на первый взгляд и не похожи на Гаера Кулия?
-Николай Антонович Татаринов и Романов Н. А. за счет других (т.е. экспедиции капитана Татаринова) нажил состояние. Он снабдил экспедицию плохими продуктами и одеждой, купил по дешевки плохих собак и всю дальнейшую жизнь он «зарабатывал» на гибели экспедиции; ведь он стал считаться историком-исследователем этой экспедиции: писал научный труд.
А по отношению к Марии Татариновой – матери Кати, он тоже ведь был жесток.
Он его предал, бросил в одиночестве в глухом, враждебном лесу погибать. Он верил в то, что Саня погибнет, а выстрелить в Саню не смог, т.к. был трусом.
В отношении к Кате тоже видим его подлость, расчет, ложь и наглость.
В чем смысл названия книги? Как соединяется судьба капитана Григорьева с судьей капитана Татаринова?
-В романе описывается жизнь капитана Татаринова – его лучшая часть жизни: путешествия исследователя, и жизнь капитана Григорьева. Эти две жизни прожиты в разное время: до революции и после. Это две эпохи.
Две судьбы соединились странным образом. Сначала найденными Саней письмами, которые он выучил наизусть, затем встреча в Москве м Н.А. и Катей Он узнает по рассказам Кати капитана Татаринова. Затем занимается подготовкой экспедиции по розыску шхуны «Святая Мария». И уже через много лет он находит остатки шхуны и даже самого капитана Татаринова: его рукописи, дневники, вахтенный журнал шхуны «Святая Мария».
Так тесно переплелись две судьбы двух капитанов. На протяжении всего романа видим эту связь.
Только ли случай-находка писем, встреча с семьей Татариновых – лежит в основе связи образов двух капитанов?
-Нет, не только это. П моему, эти две яркие личности, две необыкновенные жизни не могли не прикоснуться друг с другом.
Целеустремленность, вера в правоту своей экспедиции, своего открытии я перекликается с верой Сани, с его сильным духом, целеустремленностью. Два сильных человека, они не похожи друг на друга.
а) Верны ли были капитану девизу: «Бороться и искать найти и не сдаваться»
-Да. Верны до конца своих дней. Капитан Татаринов долго боролся с неудачами. Даже оставшись один, он ещё пытался бороться с холодом, голодом, болезнями, для того чтобы сохранить сове открытие, он открыл Землю которую назвал Земля Марии (Сев. Земля). Умирая накрыл дневники своим телом чтобы они лучше сохранились.
б) Что они искали и за что боролись? Капитан Татаринов искал сев. Полюс, он изменил карту Арктики. Доказал, что земля Перпермана не существует. И сам открыл новую землю, которую назвал «Землей Марии».
в) Почему капитан Татаринов после гибели экспедиции направился к открытой им земле?
Для того, чтобы исследовать эту Землю. Чтобы эта земля была присоединена к Рассии.
Ещё он наделся, что он сможет отыскать следы экспедиции.
г) Что же искал Саня? За что он боролся.
Саня искал следы экспедиции Татаринова. Это была цель его жизни. Найти, доказать Н.А. что Татаринов не зря погиб в экспедиции. Хотел доказать Кате, что любит ей и никогда не перестанет любить.
А Саню чуть не погубил Ромашка тоже из-за зависти, вечной зависти к сильному человеку, который тоже любил Катю, как и он.
Всеми способами низкие люди пытались погубить этих капитанов. Они не стеснялись в выборе средств, поступков, только бы одержать победу.
Саня и капитан Татаринов смогли увидеть и распознать низкие помыслы своих «друзей» смогли противостоять им.
Сильная воля не только у Сани, но и у Н.А., и у Ромашки. Почему же в Сани она привлекает, а у тех отталкивает?
-Воля Сани была использована на достижение высоких целей, на доказательство правды, на добро. А воля Н.А. и Ромашки – на то, чтобы уничтожить люде, которые им мешали в достижении низменных целей.
Почему любовь Н.А. и Ромашки делает их боли симпатичными читателю.
-Любовь делает человека лучше, чище, сильнее. А здесь они любят для себя. Н.А. видит, что Мария Татаринова его не любит, по-прежнему помнит мужа. И все же он любыми путями втягивает её в свои руки, делает её ещё более несчастной. Она погибает.
Он лжет Кати о смерти Сани, хочет загубить Саню.
-Что дала ему любовь? Где видно, что этот человек стал лучше?
Любовь этих людей к себе, к своему я оказалась сильнее любви к Марии и Кате.
Почему погиб капитан Татаринов, а Саня Григорьев остался жив и одержал победу?
Капитан Татаринов остался один, без поддержки, ведь в его экспедиции мало кто верил в правоту капитана. А его, капитана, веры было мало.
А Саню окружали люди, жизнь которых тесно переплелась с его жизнью. Они помогали ему искать и бороться.
-Вспомни этих людей!
1. Иван Иванович – доктор.
2. Семья Сковородкиных: Петька, старик-судья, тетя Даша, его сестра.
3. Ванька – его друг, помешанный на зверях ставший впоследствии профессором.
Чем кончился спор между людьми, которые следуют девизу «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» и тем, для которых главное в жизни – схватить лакомый кусок?
-Победой добра над злом. Каждый достиг своей цели. Пусть капитан Татаринов, но спустя много лет была доказана его правота. Саня в этой борьбе стал сильнее, приобрел много друзей. Жизнь его была интересной, хоть и нелегкой.
Оба капитана сумели доказать, что «лакомый кусок» не может быть целью и смыслом жизни.
Одиннадцатый вопрос – вывод.