что такое прототип в веб дизайне
Прототип сайта: что это такое и зачем он нужен
Работу над сайтом обычно начинают с макета: обсуждают цели и задачи, а затем продумывают структуру и оформляют прототип. Примитивный макет можно нарисовать на салфетке. Но чем сложнее задача и ответственнее проект, тем выше требования к прототипу.
У нас за плечами несколько своих проектов, над которыми работали целые команды. Скажем честно: макет на салфетке — дурь. Чтобы сделать нормальный прототип, мы используем специальные онлайн-инструменты и сервисы. О них мы сделаем подробный обзор в декабре. А сегодня начнем с основ: рассказываем, что такое прототип сайта и как начать над ним работу.
Что такое прототип сайта
Прототип сайта — это макет, черновик, схема если хотите. Он помогает схематически визуализировать основные элементы и функции вашего будущего портала. Вы наглядно изображаете структуру, элементы интерфейса, расположение иллюстраций и кнопок, меню и иконок. Рисуете черновки, по которому разработчики и дизайнеры будут создавать готовый продукт.
Прототип — это изображение результата. Прототипы могут отличаться по уровню детализации. Они могут быть нарисованы на 2–3 страницах А4 или иметь полноценную разветвленную структуру в Фигме с кликабельными элементами. Как бы не выглядел прототип, его задача — изобразить итоговый результат, который хочет увидеть заказчик и должен воплотить в жизнь исполнитель.
Вот так может выглядеть прототип страницы, нарисованный на бумаге. Его сложно править, добавлять или убирать элементы. Зато на его основе можно быстро собрать цифровой макет. Подойдет для начала работы над сайтом.
А вот цифровой прототип, нарисованный в программе. Он уже больше похож на сайт. Его элементы легко менять между собой, корректировать концепцию и проверять юзабилити. По такому прототипу разработчик будет делать сайт.
Зачем прототип заказчику
Будущий владелец сайта с помощью прототипа решает сразу несколько задач:
Отсутствие представления о том, как должен выглядеть сайт — нормальная ситуация для заказчика. Обычно у него есть задача: «хочу продавать через интернет». А ко всем остальным моментам, включая внешний вид сайта, применяется мерило «нравится/не нравится». Часто из-за этого члены команды конфликтуют. Прототип поможет устранить разногласия и прийти к единому видению на старте.
Другой момент — бюджет. На этапе прототипирования можно моделировать разные наборы функций и элементов, выбрать наиболее удачные и так оптимизировать расходы на разработку. Верстальщику не придется несколько раз переделывать результат, заказчик сэкономит на разработке.
Зачем прототип команде разработчиков
С прототипом работать проще и продуктивнее:
Прототип — часть технического задания. Разработчик может быть гуру верстки сайтов, но какой от этого смысл, если ТЗ составлено устно? Макет — схематическая визуализация технического задания. Утвержденный макет гарантирует, что заказчик не изменит резко своих требований. А если изменит, всегда можно показать ему макет и доказать свою правоту.
Какие бывают прототипы сайтов
Разные. Вы можете нарисовать примитивный эскиз на салфетке, а можете — интерактивный макет с высокой детализацией проработки и кликабельными элементами. Объем работы над прототипом зависит только от сложности проекта и бюджета. Чем сложнее и дороже сайт, тем детальнее и объемнее должен быть рабочий вариант макета.
Эскиз на бумаге
Подойдет «на берегу», чтобы найти наиболее удачную конструкцию. Берете карандаш, лист А4 и делаете схематичную разметку блоков. Вы сможете найти удачную компоновку элементов и создать общее видение без лишних деталей. Можно увидеть общую картину и нарисовать целую карту сайта. Размещайте на таком эскизе только ценные элементы, а детали опускайте.
Примерный набросок интерфейса сайта, эскиз с отображением переходов. Такой макет подойдет для старта работы и общего представления архитектуры.
Макет с низкой детализацией
Такой прототип страницы сайта еще называют LoFi Wireframe. Его рисуют на основе примерного эскиза. Помогает упаковать идею в цифровой документ и согласовать примерный объем работ.
На этом этапе прорабатывают общие моменты: размеры и пропорции блоков, разметку, структуру и каркас. Каждый участник процесса разработки дает свои замечания, выдвигает гипотезы и идеи для развития. Обычно макет с низкой детализацией не содержит контента — это страница с примерным представлением блоков в виде геометрических фигур. Простейший цифровой прототип выглядит вот так.
Макет с низкой детализацией. Глубина проработки на этом этапе не так важна, как общая структура и каркас.
Макет с высокой детализацией
Когда примерная структура готова, начинают работать с содержанием: текстами, иллюстрациями, описаниями и подписями, иконками и фотографиями. Контент формирует основной посыл и помогает расставить акценты, донести до аудитории ценное сообщение бизнеса. Текст должен давать объяснение, иллюстрации — формировать образы, а общая картинка — создавать историю.
Над детализацией и глубиной проработки обычно работает команда: дизайнер, иллюстратор, копирайтер, фотограф (для интернет-магазинов и продуктовых сайтов). С таким прототипом проще организовать командную работу, когда у каждого участника своя функциональная задача.
Страница прототипа с высокой глубиной проработки. Есть описания, заголовки, характеристики продукта, изображение иконок, тексты кнопок, примеры отзывов. Уже похоже на полноценную страницу сайта.
Статичный макет
Это прототип в виде графического изображения. Возможность взаимодействия с таким макетом отсутствует, элементы не кликабельные. По сути, это просто картинка, как бы скриншот будущего сайта. Сначала черновик разрабатывают статичным, чтобы оптимизировать ресурсы на разработку. Дизайнер просто рисует шаблон, который будет размножен и перенесен на остальные страницы. Делать сходу интерактивный прототип нет смысла — потому что примерно в 100% случаев будут доработки. А проще перерисовать все в фотошопе, чем переделывать интерактивные элементы.
Статичный макет с детализацией. Кликнуть по элементам не получится, потому что по сути это картинка, а не сайт.
Интерактивный макет
Или Interactive Hi-Fi. Когда есть визуальное представление и часть контента, беруться за проработку поведенческих моментов. Дизайнер смотрит, как отображаются анимации, визуальные эффекты, как работают переходы и слайдеры, как ведут себя элементы сайта при взаимодействии, как всплывают формы и фильтры, как кнопки реагируют на пользовательские действия на разных гаджетах.
По сути, это уже рабочий вариант сайта. Только прототип. Он помогает зафиналить дизайн перед запуском веб-разработки, проработать детали, упростить тестирование и согласовать окончательный результат. С таким макетом можно взаимодействовать и даже вставлять кликабельные ссылки. Interactive Hi-Fi создают при разработке сложных сайтов, когда выделен серьезный бюджет и нужен безупречный результат с минимальным количеством косяков.
Интерактивный прототип похож на рабочий сайт. Можно кликнуть по каждому или почти по каждому элементу и проверить, как он реагирует. Будущий сайт будет выглядеть именно так. Интерактивный макет позволяет зафиналить концепцию и приступить к веб-разработке.
Процесс разработки хорошего прототипа
Прототип сайта — результат взаимодействия целой команды, которая не раз собирается, не раз вносит правки и много, иногда очень много работает. Бывает, что создание хорошего прототипа занимает больше времени, чем остальная разработка.
Ниже мы собрали ключевые шаги — как ориентир. Каждый из них достоин отдельного материала, есть о чем рассказать и чем поделиться. Используйте эти этапы как ориентир для своих будущих проектов. Это не руководство к действию, а краткое описание нашего опыта. Попробуйте перенести его на свою команду.
1. Обсуждение и постановка целей
Все начинается с постановки целей. Команда собирается и обсуждает цели будущего продукта. Допустимы размытые формулировки, но их лучше избегать. Чем яснее и конкретнее будут сформулированы цели, тем грамотнее будут гипотезы, которые вы будете формулировать.
Обсудите, чего вы хотите добиться с помощью сайта и какие инструменты в этом помогут. У бизнес-ресурса может быть разный набор целей, он зависит от специфики предпринимательской деятельности. От этого зависит и профиль портала. Например:
2. Формирование гипотез
Когда есть цели и примерное понимание того, какой ресурс нужен, мы выдвигаем гипотезы. Это предположения, которые мы будем проверять с помощью сайта. От гипотез обычно отталкиваются при формировании структуры. короче: определитесь, что именно вы будете проверять с помощью сайта и используйте эти гипотезы при прототипировании.
Допустим, мы собираемся продавать на сайте ноутбуки. Мы предполагаем, что фильтр, который будет подбирать компьютеры под задачи покупателя, уменьшит количество касаний с момента перехода и до момента отправки заявки, а также даст более высокую конверсию.
Вот вам и гипотеза. При разработке прототипа мы можем проверить потенциальное количество касаний при наличии и отсутствии такого фильтра на главной. Другой пример.
Допустим, мы разрабатываем интернет-магазин. Мы знаем, что большое количество полей при заполнении формы отпугивает покупателей и конверсия сильно снижается. Мы предполагаем, что 2-шаговое заполнение формы сократит количество действий покупателя и повысит конверсию. Еще на странице товара мы предложим выбрать количество единиц, вписать имя и номер телефона. А на втором шаге (в корзине) останется заполнить только адрес доставки.
Еще одна полноценная гипотеза. Когда мы будем проектировать сайт, сформулированные гипотезы помогут со структурой.
3. Исследование
На этом этапе команда погружается в сам продукт и изучает бизнес-процессы в компании. Понимание бизнес-процессов позволяет принимать более эффективные решения, делать сайт продолжением бизнеса клиента. Иначе есть риск, что компания и разработанный для нее сайт будут существовать отдельно друг от друга. Нехорошо.
Исследование — вопрос бюджета. Если он сильно ограничен, исследованием пренебрегают: просто делают сайт, который не учитывает бизнес-процессы. А потом начинают вылазить косяки.
Например, у нас недавно появился клиент — онлайн-витрина товаров для животных. Изначально это офлайн-магазин, который в период пандемии решил продавать товары через интернет. Заказали лендинг с незамысловатым дизайном, который человек собрал на коленке. С сайтом-то все хорошо — все работает. Но когда его запустили, оказалось, что у магазина нет CRM-системы.
В итоге вместо упрощения, работа менеджера сильно усложнилась: все заявки приходится фиксировать вручную, записывать на бумажке, собирать уведомления о новых заказах с почты. Ни о какой клиентской базе и управлении взаимоотношениями говорить не приходится.
Такая ситуация возникла, потому что пренебрегли исследованиями бизнес-процессов. На аналитику просто не было бюджета. Но сейчас уже все хорошо — подключили OkoCRM, все стабильно, работать стало проще.
4. Прототипирование
Прототипирование — преобразование целей, гипотез и результатов исследований в конкретные требования к продукту. Сначала мы описываем примерные требования к интерфейсу словами: требования к навигации, количество разделов, количество страниц, иконок, элементов и блоков, общий функционал, функционал фильтра и пр. Получается такая выжимка на много страниц. И только потом переходим к прорисовке эскиза с низкой глубиной проработки деталей.
Первые наброски — уже прототип. Их согласует каждый участник команды, вносит свои замечания и правки. Потом смотрит главный и высказывает свое впечатление. Этот процесс цикличен и повторяется с каждым новым этапом разработки макета.
5. Проработка деталей
Когда есть общее представление, макет начинает обрастать контентом и деталями. Чем выше степень детализации, тем проще и результативнее тестирование. На выходе должен быть продукт, который даст представление о работе будущего проекта. Вы сможете определить проблемные места, сможете продумать логику интерфейса и определить путь пользователя от первого касания до оформления заказа.
Итерация с проработкой деталей — финал прототипирования. Теперь можно работать над дизайном. Но это уже совсем другая история…
Немного про инструменты прототипирования
Макет на салфетке развивает вашу фантазию и мелкую моторику. Но его мало — нужен прототип сайта онлайн. Есть несколько приложений, которые сильно упростят вашу работу с макетом. Их подробный разбор мы сделаем в декабре в продолжение темы. А пока коротко 4 хороших инструмента:
Figma. Просто топчик, который используют примерно все. Отличное приложение для создания прототипов и дизайна интерфейсов. Можно работать совместно с командой и расшаривать проекты для демонстрации черновиков руководству или заказчику. Сами пользуемся и людям советуем.
Интерфейс Фигмы очень минималистичен — для профессионалов все просто и понятно.
Axure. Наверное, самая популярная в мире приложка для прототипирования и спецификации сайтов, приложений. Подойдет для глубокой проработки даже в сложных проектах. При этом достаточно простая — поковыряйтесь 10–15 минут в интерфейсе и уже сможете делать простенькие макеты.
В интерфейсе Акшур сможет разобраться даже неподготовленный пользователь. Попробуйте приложение, если Фигма окажется слишком сложной.
Sketch. Векторный графический для MacOS. Отлично подходит для проектирования интерфейсов веб-ресурсов, если вы работаете на «яблоке». Предлагает большие возможности для детализации, но не подойдет тем, кто сидит на Виндовс и Линуксе. Увы.
Скетч отлично справляется с интерфейсами, но только на яблочных устройствах. Сам интерфейс мало чем отличается от конкурентов. Все просто и понятно.
Adobe XD. Адобовский редактор для разработки пользовательских интерфейсов. Отлично подходит для создания интерактивных прототипов. Проблема в том, что он платный. Если вы только начинаете работать с макетами, начинайте с бесплатных инструментов.
Адобовский редактор радует функционалом, но не радует ценами.
А вообще, если вы ортодокс и не признаете все вот эти новомодные инструменты и штуки, используйте фотошоп. В связке с Marvel или Invision вы сможете собрать простенький, но вполне себе годный макет, который не будет стыдно показать людям и команде.
Что такое прототип сайта или лендинга?
В сегодняшней статье мы расскажем, как создать прототип сайта с нуля, поделимся сервисами по созданию прототипов, которыми сами пользуемся в агентстве, и покажем подробную видеоинструкцию по созданию мокапа лендинга за 28 минут.
Кроме этого, дадим исчерпывающее определение термину прототип, объясним, в чем ключевая разница между понятиями вайрфрейм, мокап и прототип. А также вы узнаете, почему прототипирование – это обязательный этап в создании сайтов, который сбережет время, деньги и нервы как разработчика страницы, так и его клиентов.
По личным наблюдениям – если вы согласовываете прототип до этапа дизайна, то количество правок на этапе дизайна и верстки сокращается минимум в 2 раза (а иногда и полностью исключается). Это позволяет выпускать качественные сайты и лендинги в несколько раз быстрее и работать с довольными клиентами, которые знают заранее, какой результат они получат, и охотнее оплачивают услуги.
Что такое прототип – определяемся с терминологией
Прототип — это детальный план веб-страницы, который используют, чтобы продумать структуру страницы и логику работы интерфейса до отрисовки графических элементов. Прототип можно представить в виде скелета, основы, на которую позже наращиваются красивые дизайнерские мышцы и кожа.
Маркетологи из Convert Monster приступают к прототипированию после брифа с клиентом и агрегации требований к проекту (цели и задачи проекта, исследование рынка, конкурентов, целевой аудитории и план лендинга) и отводят на разработку от 3 до 7 рабочих дней в зависимости от сложности проекта.
Общая последовательность действий такая:
В разработке лендинга или лендосайта прототип, утвержденный клиентом, и небольшие текстовые пояснения по технической части – это и есть готовое ТЗ для работы веб-дизайнера.
Если в работе многостраничный сайт, то редко когда нужно прототипировать все страницы, достаточно спланировать ключевые: главную, каталог, карточку товара, страницу чек-аута.
Типы прототипов
Прототип страницы сайта – достаточно широкое понятие, он может выглядеть как простой эскиз, как блок-схема с картинками или как живой интерактивный прототип с кликабельными элементами.
Таким образом, прототипы можно условно классифицировать по способу изготовления (аналоговый, т.е. на бумаге, или цифровой), по степени проработки деталей, по UX (традиционный, т.е. в виде изображения, или интерактивный, с которым можно взаимодействовать).
Термин прототип неоднозначный, и путаница возникает из-за того, что на английском слово prototype означает конкретный тип – живой прототип, который можно прокликать. А то, что мы называем прототип (по сути простая схема страницы), по-английски называется wireframe (вайрфрейм). Помимо этого, есть еще несколько понятий, которые используются как синонимы прототипа, это скетч и мокап. Разберем нюансы каждого термина по-отдельности и дадим определения, ведь часто бывает, что в них путаются даже профи.
Скетч
Скетч (от англ. набросок) – это простой эскиз от руки, чаще всего сделанный от руки на бумаге, экране или на маркерной доске. Он используется, чтобы быстро отрисовать задумку и наглядно показать коллегам, например, во время мозгового штурма. Скетчу не нужны детали, только общие мазки либо конкретные фишки.
Это самый дешевый и быстрый способ визуализировать идею без необходимости долго объяснять ее «на пальцах». Этот способ прототипирования подходит для быстрой коммуникации внутри команды, меньше – для презентации идеи перед заказчиком. Причина проста – клиентам трудно представить, как все будет выглядеть в результате, и вы нарветесь на дополнительный цикл вопросов, ответов и уточнений.
Бывает и обратная ситуация: на переговорах клиент не может донести свои пожелания словами и просит дать ему бумагу или встает к флипчарту и начинает набрасывать скетч. Эта ситуация нормальная, рекомендую дать клиенту эту возможность, затем посмотреть результат и прокомментировать. Задача менеджера проектов здесь – оценить, удачное ли решение предложено, какие коррективы нужны и необходимо ли приложить этот скетч к документам по проекту. По моему опыту: заказчикам сайтов гораздо удобнее согласовывать формат вайрфреймов или мокапов, о них расскажем ниже.
Вайрфрейм (Wireframe)
Под вайрфреймом дизайнеры подразумевают черно-белую блок-схему посадочной страницы или сайта. В нем отражена последовательность смысловых блоков и их внутренние элементы: заголовки, тексты, слайдеры, формы захвата, кнопки и др. Используется для того, чтобы показать расположение элементов и их последовательность, даже текстами для этого формата можно пренебречь. Хотя я всегда рекомендую вставлять в прототип финальные версии текстов, а не «рыбу», так как объем текстов напрямую влияет на дизайн.
Никаких действий с вайрфреймом произвести нельзя, все состояния, результаты взаимодействия, поп-апы нужно показывать в комментариях к нему.
Мокап (Mockup)
Мокап – это расширенная версия вайрфрейма, в нем допустимо «накидать» цветовые решения, добавить изображения, шрифты, иконки. Он нужен, чтобы утвердить последовательность блоков, общую стилистику, а также продумать некоторые визуальные фишки. Здесь точно пригодятся финальные версии текстов. В результате получается симпатичное изображение, которое не стыдно показать клиенту.
Я рекомендую воспользоваться простым чек-листом того, что должно быть отражено в мокапе:
Прототип (живой прототип)
По всем правилам, prototype – это интерактивный вариант вайрфрейма (такое определение дает агентство Сибирикс ). Он четко показывает, как работают элементы будущего сайта без дополнительных пометок, комментариев или ТЗ. С ним можно взаимодействовать практически так же, как с готовым сайтом.
Живые прототипы используются для утверждения заказчиком сложных интерфейсов, а также для проведения UX-тестирования командой или фокус-группой.
Какой тип выбрать?
Не существует каких-то строгих ограничений, которые диктуют, какой формат нужно использовать именно вам. Воспользуйтесь тем, который нравится вам и не требует серьезных временных затрат, а еще понятен вашим клиентам. Можно ориентироваться по ситуации, и закладывать больший срок и бюджет на создание живого прототипа для сложного многостраничного сайта или сделать экспресс скетч при разработке короткого лид-магнита. В продолжении статьи мы будет использовать «прототип» как собирательный термин для всех форматов, обозначенных выше.
Преимущества, которые дает использование прототипа
Основные выгоды от внедрения прототипа – экономичная разработка и взаимопонимание между командой разработчиков и клиентом. Мы внедрили прототип в бизнес-процесс еще на заре появления лендинг пейдж после нескольких диких случаев. Расскажу об одном из них.
Казалось бы, одностраничный сайт, ну что там согласовывать? Но я на всю жизнь запомнила кейс, в котором утверждение дизайна лендинга растянулось на полгода! Причина: сразу отрисовали дизайн, утвердили! его с клиентом и перешли к верстке, затем у клиента сменился менеджер, ответственный за проект, и новый прислал несколько листов правок, после которых структура страницы изменилась. Затем у компании круто поменялся логотип и макет нужно было менять уже в соответствии с ним, а потом вновь уволили менеджера, а новый, как водится, появился с пакетом правок. Проект мы все-таки запустили, но сразу после запуска добавили в договор обязательный этап создания прототипа. В итоге это защитило и интересы разработчиков, и клиентов.
Существует грубое, но правдивое выражение «без внятного ТЗ – результат хз». Если работать без прототипа, может оказаться, что нужно полностью менять сайт на этапе готовой верстки. Это значит, что нужно вновь подключать к работе целую команду из верстальщика, дизайнера, программиста, интернет-маркетолога и оплачивать их труд.
Основные преимущества, которые дарит использование прототипа:
Утвержденный прототип – гарантия того, что работа будет выполнена качественно и в срок.
Как создать прототип сайта?
Когда формируется структура сайта? Во время написания кода? Считаю, что гораздо раньше – фундамент закладывается еще на этапе маркетинговых исследований. После того, как собрана информация о нише, конкурентной среде и проведен анализ целевой аудитории, начинает вырисовываться главное, то, что интернет-маркетолог должен отразить в прототипе. Сюда относятся оффер, ключевые и дополнительные выгоды, возражения клиента, свойства компании и продукта/услуги.
Создание прототипов по методике Конверт Монстр – 60% работы отводится на этап исследования, разработку карты продукта, карты персонажей и прототип. Именно на этапе заполнения карты персонажей рождается вся магия и закладывается будущая структура сайта и грамотное расположение блоков.
Последовательность разработки в нашем агентстве следующая:
Поделимся видеоинструкцией от нашего проджект-менеджера по быстрому созданию мокапа лендинг пейдж в веб-сервисе Balsamiq:
Дальше готовый прототип согласовываем с клиентом, при необходимости корректируем смету, затем пишем ТЗ и отдаем в работу дизайнеру.
Онлайн-сервисы по созданию прототипов
Специалисты топовых диджитал агентств работают в довольно простых и интуитивно понятных (а зачастую и бесплатных, или условно-бесплатных) веб-сервисах. Они не требуют особой подготовки и знаний дизайна и верстки, с ними легко справляется даже стажер. К тому же, многие из них работают по принципу конструктора и drag-and-drop элементов, а также имеют встроенные шаблоны под разные тематики.
Еще одно преимущество веб-сервисов по созданию прототипов – возможность совместной онлайн-работы над проектом (по аналогии с редактированием файла на Гугл-диске).
Один из них, Balsamiq, мы показали в видеоинструкции выше. Расскажем, какими еще несложными веб-сервисами пользуются интернет-маркетологи для создания прототипов:
Figma — кросс-платформенный онлайн-сервис для дизайнеров интерфейсов и веб-разработчиков. Функционал широкий: в сервисе можно рисовать полноценные дизайн-макета и собирать прототипы (в т.ч. живые). Считаю, что сервис не самый простой, но 2 дня на изучение ключевых функций и даже новичок начнет делать мокапы. Удобно то, что вся разработка ведется в онлайн-приложении. У Figma есть 2 крутые опции: доступ к макету из окна браузера и совместная редактура макетов и прототипов командой. Есть бесплатная версия с урезанным функционалом.
Это минималистичный онлайн-сервис, с которым разберется и стажер. В нем можно рисовать мышкой базовые элементы и добавлять текст. Идеально подойдет для создания простого вайрфрейма (блок-схемы) и командной работы. Бесплатная версия с ограниченным функционалом.
Особенность сервиса во встроенных шаблонах, которые работаю по принципу конструктора. Подойдет для создания как простых одностраничников, так и сложных сайтов и приложений. 50 шаблонов доступны и бесплатным пользователям.
Еще одна фишка сервиса – готовый прототип оттуда можно выгрузить в конструктор сайтов Weblium (и там тоже есть бесплатный тариф). Этих сервисов достаточно, например, чтобы сделать лендинг под ключ.
Заключение
Тщательно продуманный прототип – это обязательный этап в разработке сайтов и лендингов. Он позволяет экономить время, бюджеты и нервы как разработчиков, так и их клиентов, исключая либо минимизируя лишние и дорогие коррективы на этапе дизайна и верстки.
Вариантов прототипов достаточно много, выбирайте не самый сложный, а тот, с которым вы и ваши сотрудники могут работать быстро и эффективно, а клиенты видят результат работы. Для плодотворной коммуникации по проекту чаще всего достаточно схематичного вайрфрейма.
Веб-сервисов по созданию прототипов масса, многие из них предлагают либо тестовый период либо бесплатный тариф, протестируйте несколько, выберите самый удобный.