в каком классе принимали в октябрята в советское время
Новое в блогах
Октябрята. Наших правил ровно пять — мы их будем выполнять
Термин октябрята возник в 1923 — 24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.
ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:
Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16—22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ле н и н е (его день рождения 22-го апреля 1870 г.). Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы. Например, в Молдавской ССР издавался журнал «Стелуца» («Звёздочка») на молдавском и русском языках. Материалы, предназначенные для октябрят, публиковали и пионерские газеты. Ежегодно для октябрят издательством «Малыш» выпускался настольный календарь «Звёздочка». Методические материалы о работе с октябрятами регулярно печатались в журналах «Вожатый», «Начальная школа», «Воспитание школьников» и других изданиях.
Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах.
Правила октябрят
Наших правил ровно пять.
Мы их будем выполнять
Мы активные ребята,
Потому что октябрята.
Октябрёнок, не забудь —
В пионеры держишь путь!
Мы отважные ребята,
Потому что октябрята.
Как страны родной герои,
Жизнь свою хотим построить.
Мы прилежные ребята,
Потому что октябрята.
Только тех, кто любит труд,
Октябрятами зовут.
Мы правдивые ребята,
Потому что октябрята.
Никогда, нигде, ни в чём
Мы друзей не подведём.
Мы весёлые ребята,
Потому что октябрята.
Наши песни, танцы, смех
Делим поровну на всех.
Выращенная СССР. Часть 1. Октябрята, Пионеры
В мои зрело-пенсионные годы писаку тянет на мемуары. И оказалось, ровесникам интересно это почитать, ибо, конечно, вспоминают своё детство и юность. Так что выкладываю для всех желающих. Здесь только текст, в рамках сайта, а для знакомых все украшено фотографиями тех времен.
Выращенная СССР, я прошла все этапы общественно-политического взросления, от октябренка до коммуниста. От рядового до мелкой руководящей сошки.
Ничего плохого в воспоминаниях не осталось. Только хорошее. Помыслы были благие и искренние. Наверное, в некоторой степени потому, что я женского полу, причем в юные годы была достаточно наивная и доверчивая.
В средние лета я распрощалась и с партией, и с желаниями вообще быть единичкой в сплоченных рядах политических общественных организаций. Я обрела свою жизненную философию и надеюсь дожить с ней до смертного часа.
Захотелось вот поделиться воспоминаниями о той части своей жизни.
Чудо, конечно Интернет наших дней хранит эту песню, даже в исполнении детского хора. С удовольствием прослушала.
А вот слова
Лес дремучий снегами покрыт,
На посту пограничник стоит,
Ночь темна, и кругом тишина,
Спит советская наша страна.
Возле самой границы овраг,
Может, в чаще скрывается враг.
Но каких бы ни встретил врагов,
Дать отпор пограничник готов!
Чтоб всегда был спокоен народ,
Наша армия нас бережет.
Лес дремучий снегами покрыт,
На посту пограничник стоит.
А детдомовцы, которые учились с нами и были мастерами всяких проказ, про них попозже еще будет, переделали или принесли из недр своего детдома другие слова, где вместо пограничника был «черт с дубинкой» ( а вот такого текста в Интернете не нашлось). Возможно, мы это распевали на переменах. Но в присутствии комиссии испуганно-взволнованные дети под аккомпанемент пианино затянули этого черта во второй строке:
Лес дремучий снегами покрыт,
На посту черт с дубинкой стоит
Конечно, учительница играть перестала, по классу пошел шум, она, строго, «Сначала».. Да то же самое.
Я вначале испуганно сидела за партой, а потом попала во второй состав, ибо первый хор вернули на место и вызвали других деток.
За окном было темно, как у того пограничника, потому что мы учились во вторую смену. В светлом классе сидели, вытаращив на нас глаза, мои, уже отпевшие и опозорившиеся, одноклассники. Хорошо были видны на задней парте две строгие и недовольные тети.
И мы затянули. Может, кто и пел правильно, но я, и далеко не одна, пели про черта с дубинкой.
Кажется, мы начали другую песню потом. Потому что эта так и не получилась.
Какой- либо казни я не припомню, ругали, наверное, просто.
Меня даже потом записали в школьный хор. Я гордилась, ибо петь любила и сейчас люблю. Мы ездили выступать куда- то, и спели правильно и хорошо. Из песен детства больше всех запомнилась любимая моя, героическая, отправляющая мои фантазии прямиком в мир Гражданской войны, где я и была этим командиром с перевязанной головой.
Музыка: Матвей Блантер
Слова: Михаил Голодный (Эпштейн)
Шёл отряд по берегу,
Шёл издалека,
Шёл под красным знаменем
Командир полка.
Голова обвязана,
Кровь на рукаве,
След кровавый стелется
По сырой траве.
«Хлопцы, чьи вы будете,
Кто вас в бой ведет?
Кто под красным знаменем
Раненый идет?»
В голоде и холоде
Жизнь его прошла,
Но недаром пролита
Кровь его была.
За кордон отбросили
Лютого врага,
Закалились смолоду,
Честь нам дорога».
Тишина у берега,
Смолкли голоса,
Солнце книзу клонится,
Падает роса.
Лихо мчится конница,
Слышен стук копыт,
Знамя Щорса красное
На ветру шумит
Клятву же произносят один раз, при вступлении. А запомнилась на всю жизнь вот.
В новой школе 1968-1971
И вот произошел тот самый переезд на новое место жительства, круто изменивший мою общественную жизнь.
В пятый класс мы пришли втроем с девочками, с которыми вместе росли и учились раньше. А класс в основном учился вместе уже четыре года. На собрании стали выбирать председателя совета отряда. Никто не рвался, и тогда моя подруга ( до сих пор не знаю, чего это ей приспичило) встала и сказала- « Я предлагаю Свету, она хорошо учится и..», ну что-то еще может сказала наверное как добросовестно и активно участвовала в пионерской жизни ( видимо цветы я поливала вовремя). Класс с облегчением проголосовал единогласно, и началась моя новая жизнь. Робкая, дисциплинированная, безотказная и достаточно политизированная девочка, верящая во все предложенные нам ценности и идеалы, стала старательным, а потом и активным председателем совета своего отряда.
Естественно, я вошла и в совет дружины, начались собрания-заседания в пионерской комнате, разные дела и мероприятия. Намечали планы, прорабатывали двоечников и баловников как внутри отряда, так и на совете дружины.
Маленькая комнатка на втором этаже школы. Три стола буквой Т, по углам возле окна, Пионерское знамя, горн, барабан. А в углу у двери притулился еще и стол зауча.
Дел хватало, жизнь кипела.
Неизменный выпуск стенгазет к различным датам – Дню учителя, Новому году, на 23 февраля и 8 Марта.
Я любила выпускать стенгазеты. На Новый год неизменно писалось большими буквами «С НОВЫМ ГОДОМ», надпись мазалась канцелярским клеем, и посыпалась набитыми на мелкие кусочки старыми новогодними игрушками. В нижнем правом углу номер класса.
Еще со времен начальной школы тянулась история рисования мною профиля Ленина.
Дело было так.
Совершенно сама по себе, дома, классе вот в четвертом, я села дома за наш круглый стол, положила перед собой марку с вождем, точнее с его головой, и перерисовала с нескольких попыток весьма похоже, только чуть крупнее.
Потом показала руководителю кружка по рисованию. Он не поверил сначала, прикладывал рисунок к марке, смотрел на свет, думая, что я как то перевела, но рисунок был чуть покрупнее. потом пришел в восторг, даже как то маме моей нахвалил, мама рисунок взяла, в восковочку обернула и долго хранила. Потом он все ж потерялся.
Сейчас я долго пересматривала марки в Интернете, нашла очень похожую, и год подходящий, и воспоминания оживились.