в каком классе начнется информатика
Эволюция школьной программы по информатике
Первые эксперименты
Наверное, кому-то это покажется неожиданным, но первые опыты преподавания информатики в советской школе начались почти за тридцать лет до выведшей данный предмет в массы реформы образования. Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров. Между тем, ни в появлении такого предмета, как информатика, ни в географическом расположении первых экспериментальных зон нет ничего удивительного. Буквально с самого начала опыт эксплуатации советских электронно-вычислительных машин выявил острую необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале, понимающем принципы работы ЭВМ и способного с ней взаимодействовать. Именно по этой причине в двух «кибернетических столицах» Союза, обладавших максимальным парком вычислительной техники, под руководством известных ученых Андрея Петровича Ершова (в Новосибирске) и Семена Исааковича Шварцбурда (в Москве) были оперативно разработаны школьные учебные планы для решения текущих задач. Кстати, впоследствии именно Ершов станет автором первого всеобщего курса информатики.
«Дореформенный» учебник Демидовича для факультативов (слева) и канонiчный учебник Ершова — первое экспериментальное пособие под новую программу
Как видим, тогдашние дети изучали многое из того, о чем сейчас не догадываются даже взрослые программисты. Ничего не поделаешь, ведь процесс программирования и отладки в то время был весьма низкоуровневым и трудоемким.
Процесс пошел
Что касается собственно программирования, то в начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), представлявший собой по сути символьную развертку блок-схем — школьные шутники называли его «если не то — то всё».
Пример программы на школьном алгоритмическом языке
В качестве следующего шага основоположник советской информатики А.П. Ершов в своем учебнике рекомендовал использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Были и другие предложения – так, «московская школа» преподавателей активно продвигала популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь зоопарк вычислительной техники, появившейся в кабинетах информатики. К слову сказать, Бэйсик не сдал свои позиции в школе и поныне.
Алгоритм нахождения точки пересечения графика функции с прямой y=x методом итераций, язык Рапира
Прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у детей появился доступ к технике и возможность писать свои собственные программы. Историю оснащения школ компьютерной техникой я подробно описывал год назад, сейчас просто хочу отметить, что именно знакомство с компьютерами, а не предмет как таковой, стал для многих из нас поворотной точкой в нашей жизни. Лучшие учителя прекрасно это понимали, и активно подогревали интерес к творчеству, преодолевая методические преграды – учебники «не под тот язык», различия в диалектах и так далее.
Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены.
Новейшая история
Примерно с двухтысячных годов информатика стала расширять свое присутствие в школьной программе, изучать ее стали с 7 класса, начиная с одного часа в неделю, а в девятом уже по два. Таким образом общее количество часов значительно увеличилось, при этом программа существенным образом не изменилась. У учителей появилась возможность углубиться в преподаваемый материал и уделить больше внимания практике.
Одним из главных нововведений в предмете (который к тому времени стал называться по-другому – «Информационно-коммуникационные технологии», ИКТ) стали как раз эти самые коммуникации, то есть локальные и глобальные средства передачи данных. К сожалению, этот очень важный, на мой взгляд, раздел, куда, в принципе, могут войти и основы веб-программирования, и теоретические аспекты построения компьютерных сетей, по настоящий день с трудом находит себе место в программе, главным образом, вследствие отсутствия должных знаний у самих преподавателей.
Современные учебники по ИКТ
По-прежнему не менее четверти учебного времени отводилось под изучение языков программирования. К тому моменту переход на современную платформу х86 в школах уже в целом завершился (хотя, как мы выяснили в прошлый раз, в сельских школах он растянулся еще на многие годы), что дало возможность унифицировать учебную среду. Учителя в своей массе ради обеспечения совместимости с уже имеющимся кодом тянулись к древним, как помет мамонта, версиям Бейсика – до тех пор, пока они работали под текущими операционными системами. Продвинутые учебные заведения получили возможность уместить в курс дополнительные языки программирования, такие как С или Java, которые ранее преподавались отдельно. Однако обязательными базовыми языками, как уже говорилось, остались Бейсик и Паскаль.
Microsoft Quick Basic — непреходящее «наше всё» для школяров
Изучение прикладного программного обеспечения, входившее в курс информатики изначально, в какой-то момент стало опасно крениться в сторону стандартных и офисных средств Microsoft Windows. Тенденцию, однако, сбила непоследовательность властей от образования в вопросе выбора школьной программной платформы. О перипетиях этого процесса и, в частности, о многострадальной программе «Первая помощь», я также уже рассказывал. Сейчас, в принципе, все вернулось на круги своя – изучается функционал, а не продукт (например, текстовый, табличный, графический редактор и т.д.), хотя перечень утвержденных конкретных реализаций функционала все равно ограничен.
Попытки приобщить к информатике младшеклассников предпринимались еще в Советском Союзе, однако там они носили, скорее, образцово-показательный характер
Трендом сегодняшнего дня является дальнейшее омоложение курса информатики. Два года назад была одобрена экспериментальная программа, предусматривающая изучение предмета, начиная со второго класса. Не могу сказать, насколько широко она распространилась за это время, однако точно знаю, что ряд школ Нижнего Новгорода по ней точно работают.
В течение всего поста я старался воздерживаться от каких-либо оценок, поскольку не считаю себя большим специалистом в данном предмете, однако закончить его хочу сугубо личным мнением. Оно таково: овладение компьютерными знаниями в наше время является одним из основ успешности будущей профессиональной жизни ученика – чем бы он не решил заняться. Перед школьной информатикой следует поставить задачу вырастить всесторонне развитого в плане IT человека. Человека, который не потеряется в нашем высокоскоростном цифровом мире.
Благодарю свою учительницу по информатике Надежду Валентиновну Соличеву за все рассказанное для этого поста.
В каком классе начнется информатика
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение) в РФ
Список учебных предметов, изучаемых в школе (11-летнее обучение)
Математические
Матема́тика: 1—6 класс.
Алгебра: 7—11 класс.
Геометрия: 7—11 класс.
Статистика: 7(10-11) класс (не везде).
Экономика: 9(10)-11 класс
Информа́тика (ИКТ): 3(5)—11 класс (по БУП 2004 года во 3-4 классах в рамках предмета Технология, в 8-9 классах как самостоятельный предмет, в 10-11 не входит в инвариативную часть, поэтому изучается не везде).
Естественно-научные
Окружающий мир: 1-4 класс
География: 5—11 класс
Биология: 5—11 класс
Астрономия: 11 класс (не везде)
Физика: 7—11 класс.
Химия: 8—11 класс.
ОБЖ: 7(9)-10 класс.
Естествознание: 9—11 класс (не везде)
Гуманита́рные
Исто́рия: 5—11 классы.
Гражданове́дение: 5—7 классы
Обществозна́ние: 6—11 классы
Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс 4 четверть—5 класс 1 четверть (с 1 апреля 2010 года). Включает:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики»
Филологи́ческие
Чистописание 1 класс
Русский язык 2—11 класс
Чтение 1—4 класс
Литература 5—11 класс
Иностранный язык (1)2—11 класс
Трудовое обучение
Труд: 1-4 класс.
Технология : 5—11 класс.
Черчение: как правило, в некоторые из старших (7-11) классов. В БУП РФ 2004 и 2011 года отсутствует.
Физкультура
Физкультура: 1—11 класс.
Различные виды спорта, возможно, по выбору или как факультатив, например:
Шахматы: 1—4 класс.
Волейбол: 4—6 класс.
Настольный теннис
Футзал и др.
Искусство в школе
Прочие (факультативы)
Основы экономики (Экономика): 10—11 класс
ОПТ (общественно-полезный труд): 10—11 класс
Начальная военная подготовка: 10-11 класс
ОБЖ: 5—11 класс
Риторика: 11 класс
Основы религиозных культур и светской этики: 4—5 класс
Правоведение: 10—11 класс
Философия: 10—11 класс
Краеведение: 6—9 класс.
Экология: 10—11 класс
Классный час: 1—11 класс.
Психотренинг (развитие познавательных способностей): 1—4 класс
Элективный курс: 5-11 классы.
Изучение информатики в школьном курсе основной школы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Изучение информатики в школьном курсе основной школы
Курс «Информатика и ИКТ» входит в предметную область «Математика и информатика». На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю в 7-9 классах, с общим количеством часов 105 [12].
Как и многие другие дисциплины, изучаемых в школе, информатика является непрерывным курсом, включающий в себя пропедевтический курс (обучение информатики в начальной школе) и изучение информатики в старших классах (базовый или профильный уровень)[12].
Таким образом, по окончанию начальной школы обучающиеся должны обладать ИКТ-компетентностью, необходимой для дальнейшего обучения в основной школе. [12]
С пятого класса во многих школах вводится изучение курса информатики за счет часов школьного учебного плана, тем самым выстраивается непрерывный курс информатики с 5 по 9 классы.
«Обработка текстовой информации» изучается в школе довольно в упрощенной форме. На этот курс отводится не так много времени, рассматривая краткие теоретические сведения по обработки и хранению текстовой информации, а также овладение самыми необходимыми базовыми навыками работы в текстовом редакторе. Тем не менее, в любом школьном курсе данный раздел обязательно присутствует. Допустим, по УМК Л. Л. Босовой[4] данный вопрос освещают следующие темы:
подготовка текстов на компьютере (5 класс);
обработка текстовой информации (7 класс).
Наибольший интерес по этой теме составляет практикум. Рассмотрим более подробно примерное тематическое планирование практических работ курса «Обработка текстовой информации» в основной школе[4].
Планирование курса «Обработка текстовой информации»
Кол-во часов теор. части
Кол-во часов практич. части (ч.)
Элементы окна и настройки
Редактирование текстовых документов
Шрифт и форматирование символов
Создание и использование стилей
Форматирование разделов, колонок
Проверка орфографии и грамматики. Тезаурус
Вставка рисунков и автофигур
Добавление буквицы и подложки
Вставка символов и специальных знаков
Вставка объектов WordArt
Создание графических объектов
Гиперссылки и закладки
AdobePagemaker 7.0.Элементы окна и настройки
Основная задача школьного образования при изучении курса «Обработка текстовой информации»-это получение определенных навыков обработки текста. Для реализации этой задачи в школе используют определенные программы (коммерческие или бесплатные), однако в настоящее время появляется все больше возможностей использования облачных технологий, которые способны заменить привычные текстовые редакторы.
Чаще всего учитель при рассмотрении данного раздела выбирает какой-то определенный текстовый редактор и разрабатывает для него методику. В основном, весь материал педагог делит на теоретическую и практическую часть, отдавая предпочтение практической; в большей мере выбирая лабораторную работу в форме самостоятельной.
При выполнении практических заданий обучающиеся взаимодействуют с алгоритмом выполнения работы. В свою очередь, алгоритм выполнения, разработанный учителем, основывается на основных инструментах того или иного текстового редактора. Таким образом, с помощью небольшой инструкции, обучающиеся смогут овладеть навыками обработки текстовой информации.
В соответствии с ФГОС обучающиеся должны иметь следующие навыки по данной теме: создание, сканирование текста, а также распознавание сканированного текста; редактирование и структурирование текста [10]. Чтобы добиться вышеописанных навыков при столь малом количестве часов, достаточно рассматривать обработку текстовой информации с использованием базовых параметров, опуская дополнительные возможности текстовых редакторов.
Тем самым обучающиеся должны иметь навыки по всем темам, указанных в таблице 1. Заметим, что для того, чтобы всему необходимому обучить школьников можно воспользоваться аналогами в облачных сервисах.
Теперь рассмотрим конспекты уроков по обработке текстовой информации по средствам облачных технологий.
2.3. Применение облачных сервисов на уроках информатики
Тема урока: Обработка текстовой информации.Редактирование текста.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: расширить представления обучающихся о возможностях обработки текстовой информации и сформировать представление о возможностях редактирования текста как наиболее важном изменении в технологии подготовки текстовых документов.
формирование знаний по редактированию текста;
введение новых понятий по данной теме;
формирование практических навыков при обработке
текстовой информации на компьютере.
Развивающие: развитие внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные: развитие творческой активность обучающихся.
Оборудование:компьютерный класс с персональным компьютером для каждого обучающегося, проектор, экран, компьютер, презентация, подключение к сети Интернет.
2. Актуализация опорных знаний-5мин.
3. Изучение нового материала-10 мин.
4. Закрепление материала-5 мин.
5. Физкультминутка-3 мин.
6. Практическая обучающихся-15 мин.
7. Подведение итогов урока-3 мин.
8.Домашние задание-2 мин.
Приветствие, проверка отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний
Что такое текстовый редактор?
Какие функции в текстовом редакторе были уже рассмотрены намиранее? [Удаление символа слева (справа) от курсора; установка режима прописных букв; переключение режима вставки и замены символов; смена языка]
Давайте вспомним какие кнопки на клавиатуре соответствуют этимфункциям?
Как вы думаете, ведь вы уже в какой-то степени знакомы из начальнойшколы или из личного опыта с текстовыми редакторами, что можно сделать еще с текстом. Что можно сделать, чтобы убрать какой-то фрагмент из текста? [Удалить.] А если мы что-то хотим поменять, то чем можем воспользоваться? Какой функцией? [Замена.] А как все эти преобразования мы можем назвать, исходя из названия «текстовый редактор»? [Редактирование текста.]
Значит тема нашего сегодняшнего урока как будет называться?
3. Изучение нового материала.
В тетрадях записывается обучающимися тема урока- Обработка текстовой информации. Редактирование текста.
Предлагается ученикам проследить, как же раньше создавались текстовые документы, еще за долго появления компьютера(Приложение, Рис. 26, Рис. 27, Рис. 28,Рис. 29).
Дается определение «редактирование текста» под запись.
— способы выделения текста;
Рис. 16. Способы выделения текста
— способы работы с текстом;
Рис. 17. Основные правила набора текста
Рис. 18. Основыне правила набора текста
Мы сидим за монитором,
Наблюдаем за курсором,
Вдруг курсор пропал с экрана,
Посмотрели мы направо,
Посмотрели мы налево,
Нет курсора, что же делать?
Мы посмотрим в уголок,
Мы посмотрим в потолок.
Снова включим монитор
Там когда-то был курсор.
6. Практическая работа обучающихся
Каждый обучающийся с помощью «Общего доступа» в MSWordOnline получает несколько файлов с заданиями:
1. Задание «Замени букву».
Рис. 19. Задание к уроку 1. Задание №1
Рис. 20. Задание к уроку 1. Задание №2
Рис. 21. Задание к уроку 1. Задание №3
7. Подведение итогов урока.
Какую тему сегодня мы изучали?
Что мы сегодня научились делать в текстовом редакторе?
Что такое редактирование текста?
Как произвести замену в тексте?
Продолжите фразу: «Основными правилами набора текста являются…»
Выучить конспект урока; выполнить все задания в документе «Урок 3.3.Домашнее задание».
Конспект второго урока.
Тема урока: Набор текста. Форматирование текста.
Тип урока: практикум.
Развивающая: развитие умения обработки текстовой информации.
Воспитательная: повышение интереса к творческой активности.
2. Актуализация опорных знаний-5мин.
3. Практическая обучающихся-35 мин.
4. Подведение итогов урока-2 мин.
5.Домашние задание-2 мин.
Приветствие, проверка отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний
Классу задаются следующие вопросы:
— что такое форматирование текста?
— каким образом выделяется фрагмент текста?
— как можно изменить шрифт, очертание текста?
3. Практическая работаобучающихся.
Каждый из учеников получает раздаточный материал в который входит текст(Приложение Рис. 30), который необходимо набрать и в последствии форматировать, а также указания к выполнению работы.
Указания к выполнению работы .
Наберете текст документа по образцу, а потом-оформите текст.
Чтобы сделать абзац в тексте, достаточно выполнить следующие действия:
выделить необходимый фрагмент текста и щелкнуть правой кнопкой мыши. В появившемся окне рядом с «Особый» нажать на стрелочку и выбрать «Отступ». В нижнем окошке выбрать 1.25. И нажимаем «ОК»
Рис. 22. Установка абзаца
Особое внимание уделите на маркированные списки (абзацы помеченные галочками). Такой список можно сделать так: набрав нужные абзацы, выделить их и на панели меню выбрать «Главная», а затем в столбце «Абзац» выбрать «Маркеры», далее выбрать необходимый по заданию.
Рис. 23. Установка маркерных списков
Рис. 24. Выравнивание текста по левому
Заголовок оформите курсивом (на панели «Главная» в раздели «Шрифт» нажмите на кнопку K ). Для строки«Зимний отдых…» установите шрифт 16.
Выделите название загородного комплекса «Зимняя сказка» и установите для него курсив.
4. Для того, чтобы создать таблицу с расценками на услуги необходимо: выбрать где именно будет находится таблица. Установить туда курсор. После чего на панели меню выбрать «Вставка», а затем «Таблица». И выбрать необходимый размер. В данном случае-4 на 2.
Рис. 25. Создание таблицы
Чтобы заполнить таблицу, достаточно установить курсор в необходимую ячейку и вписать все необходимое. Если нужно изменить длину строки, то нужно просто курсом навести на границу ячейки (справа или слева) и передвинуть в нужную сторону.
Таблица должна быть по середине страницы, вся информация в столбцах-по центру. Для этого выделяем таблицу и в «Главная» в разделе «Абзац» выбираем «Выравнивание по центру». Таким же образом поступаем и с информацией внутри таблицы. Выделяем нужную строку и наживаем «Выравнивание по центру».
5. Предложения «Позвоните нам…» и « Ждем Ваших звонков!» установите также центру, последнее предложение выделите полужирным шрифтом.
После выполнения задания, сохраните документ под названием «7(буква) класс_Лаб. раб._№1_Фамилия Имя», где буква-это буква класса;Фамилия Имя-фамилия и имя того, что выполнил данную работу. И с помощью «Общего доступа» поделитесь своей работой с учителем.
4. Подведение итогов урока.
На какую тему была практическая работа?
Чего вы научились, выполнив эту лабораторную работу?
Выполнить все задания в документе «Лаб.раб.№1_Д.з.».
С какого класса теперь в школах начинается информатика?
На данное время все школьные программы могут очень сильно отличатся и именно поэтому информатика может быть и бывает у всех в разные учебные года.
Но даже наша школа начинающая обучать детей в 5 классе не слишком спешит, есть такие учебные заведения которые вводят предмет информатика уже во втором классе.
Как итог могу сказать, что точно узнать ответ на этот вопрос не получится, все зависит от вашей конкретной школы.
Поэтому информатика может преподаваться как с 1-го класса, так и с 5-го.
У сына информатика началась с третьего класса в компьютерном классе. В четвертом классе учитель по информатике уволилась и вела обычная учительница начальных классов вне компьютерного класса, то есть без компьютеров.
Нам было об’явлено к тому же, что если раньше класс делили на две подгруппы, то в четвертом классе будет одна общая группа, а в другой день, когда должна была заниматься вторая подгруппа, будет подготовка к ВПР. И что основные уроки по информатике начнутся с пятого класса!
В нашей школе информатика есть уже во втором классе. Украина.
Если нет никакого регионального компонента, ещё каких-то особых возможностей, то информатика начинается изучаться с 7 класса. Причём всего один час в неделю. Итак, если не углубленный уровень избрала школа, в 10- 11 класс не выбран соответствующий профиль, то только 1 час в каждом классе отводится на изучение предмета, что на мой взгляд недостаточно, ведь многие выбирают сдавать огэ и ЕГЭ по предмету. В идеале 2 часа в неделю в каждом классе должно быть, начиная с седьмого, ну или хотя бы в 9 два часа и в 10-11 классах. Итак, у нас в школе с седьмого класса. Иногда, находят возможность выделять часы, начиная с 5 класса, а иногда со второго. Но многое зависит от школы. Стандартный вариант с 7 класса.
При общении с другими родителями на форуме узнала, что начало изучения информатики у всех по-разному.
У кого-то факультативно чуть ли не с 1 класса, а чаще с 3-го.
Есть школы, где изучают информатику с 5 класса. Бывает, что кое-что по информатике дают на уроках технологии.
По основным стандартам образования информатика должна начаться с 7 класса.