в каком классе изучают знаки препинания
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Синтаксис и пунктуация
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Синтаксис–(от греч. syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи.
Пунктуация– (от лат. punctum – «точка») – раздел грамматики, который изучает правила постановки знаков препинания при письме.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый человек владеет большим запасом слов. Но этого для общения недостаточно. Каждое слово обладает лексическим и грамматическим значением, а также способно объединяться с другими словами. Вот тут-то и возникает вопрос. А как правильно соединять, связывать между собой слова, чтобы точно выражать свои мысли и чувства? Представьте, вы раскрываете листок, а там надпись: «Мальчик лохматый бежать пёс за». Кто за кем бежит: пёс за мальчиком или наоборот? Кто из них лохматый?
Чтобы лучше понимать речь окружающих, чтобы правильно говорить и писать, необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений и текста. В этом нам помогает синтаксис.
Синтаксис (от греч. Syntaxis – «построение», «порядок») – раздел лингвистики, изучающий правила построения словосочетаний и предложений, а также их роль в речи. Что касается текста, то некоторые современные лингвисты рассматривают его в синтаксисе, а другие – в специальном разделе лингвистики – текстоведении.
Но синтаксис тесно связан с пунктуацией. Вспомните стихотворение Бориса Заходера.
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет.
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»
Смысловая нелепость стихотворения возникает от того, что автор преднамеренно поставил запятые не на своем месте. Правила постановки запятых и других знаков препинания собраны в пунктуации.
Пунктуация (от лат. Punctum – «точка») изучает правила постановки знаков препинания при письме.
Она неразрывно связана с синтаксисом. Овладеть нормами пунктуации можно только в том случае, если хорошо понимаешь особенности синтаксической структуры предложения, его интонации.
Основными пунктуационными знаками (знаками препинания) являются следующие: точка, запятая, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки (парный знак), кавычки (парный знак), абзац (красная строка).
Русский лингвист Ф. И. Буслаев сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».
Функции знаков в препинания
Точка, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в конце предложения, т. е. завершают его, поэтому они выполняют функцию завершения.
Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие разделяют части сложного предложения, выполняя функцию разделения.
Запятая, тире, скобки, кавычки выделяют различные смысловые отрезки в составе предложения, выполняя функцию выделения. Запятая и тире в этом случае употребляются парой.
Например, запятая может выделять обращение, обособленные члены предложения, вводные слова, сравнительные обороты. Об этих смысловых отрезках мы будем говорить на следующих уроках. Тире выделяет вставные конструкции.
Мы уже знаем, что предложения и способы сочетания слов внутри предложения изучает специальный раздел грамматики – синтаксис. Именно этот раздел науки объясняет, как из набора слов получается связный текст.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.
Только поняв логику текста, можно правильно расставить знаки препинания. Пунктуация – это раздел грамматики, изучающий правила постановки знаков препинания. Знаки препинания делят текст на предложения. Они помогают понять, как связаны между собой слова в предложении.
Знаки препинания помогают человеку, который написал текст, лучше донести его смысл и свои чувства до того, кто этот текст прочтёт.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
1. Единичный / множественный выбор
Ответьте на вопрос. Какую роль выполняет точка?
Разбор задания: вспоминаем, что точка ставится в конце предложения, т. е. она завершает мысль. Следовательно, она играет роль завершения. Ответ: завершение.
2. Выбор элемента из выпадающего списка
Ответьте на вопрос. Сколько знаков препинания в русском языке?
Варианты ответа: 5, 10, 7, 11
Разбор задания: вспоминаем, что мы изучаем следующие знаки препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Всего 10 знаков. Следовательно, ответ: 10
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 15. Сколько знаков препинания в русском языке?
Вопросы, рассматриваемые на уроке.
На уроке Вы повторите знаки препинания, которые встречаются в русском языке;
узнаете историю возникновения знаков препинания;
сможете расставлять правильные знаки препинания в предложениях.
Зна́ки препина́ния — Графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию, создать условия для единообразного понимания строения и смысла текста пишущим и читающим.
В. П. Канакина В. Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2014
Прочитай стихотворение Самуила Маршака «Знаки препинания». Обрати внимание, о каких знаках препинания идет речь в предложении.
Никогда он не молчит,
— Ура! Долой! Караул! Разбой!
Задаёт он всем вопросы:
— Кто? Кого? Откуда? Как?
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
И прочие, и прочие, и прочие.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
— Если нет над нами точки,
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Выражение «знак препинания» возникло от древнего глагола «препинать», что означает останавливать, задерживать в движении».
Знаки препинания появились гораздо позже букв для разделения частей текста на части, для информационного разделения и эмоциональной окраски.
в русском языке 10 знаков препинания.
«Так, – сказала точка,
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас».
В средние века о точке забыли, потому что было принято писать слитно не то, что предложения, но и слова.
В конце 15 века точка появилась одновремнно и в русских и европейских текстаах. В русском языке точка происходить от глагола «ткнуть».
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».
«Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Точку с запятой придумал венецианский издатель Альд Мануций. Сделал он это для того, чтобы разделять противоположные или независимые части сложных предложений. Сейчас точку с запятой используется в сложно предложении, если в его частях уже много запятых.
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой».
Двоеточие появилось в16 веке. До середины 19 века двоеточие использовалось в русском и других европейских языках в качестве знака сокращения.
«Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
6. Восклицательный знак
Никогда он не молчит,
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
За всю историю использования восклицательный знак называли по разному и «удивительный знак», и «знак восхищения». Некоторые ученые считаю, что восклицательный знак произошел от латинского слова lo, которое выражает радость.
Появился восклицательный знак в конце 18 века.
7. Вопросительный знак
Задаёт он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
Есть версия, что вопросительный знак произошел от английского слова quaestio, из которого взяли q и o и объединили в один знак для обозначения вопросительной интонации.
Свое название тире получило от французского глагола со значением «растягивать».
Скобки указывают на относительную независимость содержащегося в них текста, от смысла всего предложения. Русская пунктуация разрешает и квадратные скобки – в них обычно помещается номер сноски.
Резюме теоретической части
В русском языке 10 знаков препинания:
Точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире, кавычки, скобки.
1. Какая из записей состоит только из знаков перпинания
2. Раздели предложения на группы (восклицательные и вопросительные).
Уроки русского языка по теме «Пунктуация как система правил правописания знаков препинания» (11-й класс)
Класс: 11
Урок 1. Тема: Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительная беседа.
— Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)
Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать
— Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
— Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
— Какие знаки препинания поставили?
— Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
— О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
— Как называется система правил о постановке знаков препинания?
— Какова тема урока? Задачи?
II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)
Выступление 1-й группы.
1. Сообщение “Принципы русской пунктуации”.
а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.
2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).
Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.
Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.
Выступление 2-й и 3-й групп.
(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)
ЗНАК | СТАВИТСЯ |
1. Точка. | В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи). |
2. Восклицательный знак. | В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия. |
3. Вопросительный знак. | В конце вопросительного предложения. |
4. Многоточие. | Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах. |
5. Запятая. | Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения. |
6. Точка с запятой. | Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения. |
7. Двоеточие. | Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении. |
8. Тире. | Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога. |
9. Скобки. | Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора. |
10. Кавычки. | Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т.п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т.п. |
2. Практическое задание: заполнить таблицу в упр. 485 в учебнике А.Дейкиной, Т.Пахновой.
III. Работа с текстом упр. 498 (там же)
— Перескажите текст.
— С чем связывает Д.Андреев заслуги А.Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?
1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:
а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.
2) Укажите тип предложения №3:
а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:
4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:
а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.
5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:
а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве. ”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;
6) Какое из утверждений неверное:
Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
— Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
— Что было трудным? Почему?
— Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?
Домашнее задание:
1) по учебнику А.Дейкиной упр. 516 (подготовиться к письму по памяти)
2) по выбору: упр. № 501 или упр. № 502
Принести учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина
Урок 2. Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.
Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).
Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор. Произвести указанные виды разбора.
Песчаный 6 косогор нескошенный 6 луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.
Карточка № 2. Расставить знаки препинания. Произвести указанные виды разбора.
а) Солдаты их было трое 2 ели не обращая 2 внимания на Пьера.
б) Вхожу все тихо.
2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 516 из учебника А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой (текст стихотворения И.Бунина “Детство”). Взаимопроверка.
— Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях?
— Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире?
— Обратите внимание на эпиграф к уроку. К.Г.Паустовский говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора.
— Какие знаки препинания здесь сочетаются?
— Какие ещё сочетания знаков препинания вы встречали в текстах?
— Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?
Обоснуйте своё мнение.
— Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).
1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н.Гольцовой, И.Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).
Задание: Составить цепочку вопросов. Например:
1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
2) Какой знак препинания ставится первым:
— при сочетании вопросительного и восклицательного знака?
— запятой и тире?
— запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки?
— точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?
3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания?
4) Какие знаки препинания называются вариативными?
5) Чем определяется выбор варианта?
6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?
2. Работа в парах : взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.
III. Практикум.
1. Работа с текстом упражнения № 514 (II ) из учебника Н.Гольцовой (“Песня о Земле” В.Высоцкого).
— Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.
— Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ.
— Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль?
— Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
— Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?
2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.
I вариант.
Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).
И вскользь мне бросила змея
У каждого судьба своя
Но я-то знал что так нельзя –
Жить извиваясь и скользя.
1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?
Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.
II вариант.
Перед вами текст стихотворения Л.Мартынова (знаки препинания расставлены не все).
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые
Всходя на лестницы крутые
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи
Какой ты след оставишь
След
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет
1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?
Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?
IV. Итоги урока. Рефлексия.
— Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
— Как оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: по выбору
1) Упр.519 (учебник А.Дейкиной, Т.Пахновой): записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей;
или самостоятельно подобранного).
7. Методическая разработка урока русского языка в 8-ом классе. Тема урока: «Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
урока русского языка в 8-ом классе.
Тема урока: Пунктуация. Функции знаков препинания. Повторение, систематизация знаний.
Обобщить и углубить знания учащихся о пунктуации
Выявить основные функции знаков препинания
Развивать умение обосновывать выбор знаков препинания
Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т.д.
Запись предложения под диктовку учителя:
Чопорный черт в черной шелковой одежонке сидел на жестком диване и пил дешевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжелом глянцевом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.
«Орфографическая» группа : сгруппировать орфограммы по видам, объяснить написания, графически обозначить условия выбора орфограмм.
О-Е после шипящих и Ц в корне: чопорный, черт, черной, шелковой, жестком, дешевый, чокаясь, шоколадного.
О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях: одежонке, глянцевом, парчовой.
Проверяемая безударная в корне: одежонке, сидел, дешевый, тяжелом, стоящем
Непроверяемая безударная гласная в корне: отражением
Правописание наречий: изредка
«Синтаксическая» группа : произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его графическую схему.
Введение в тему урока.
Прием «яркое пятно». Прочитайте стихотворение Бориса Заходера.
(Это стихотворение называется «Где поставить запятую?» )
Да как крикнет, улетая:
-Вот что значит запятая!
Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность? (Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной)
Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего? (Интонация и знаки препинания)
Какой раздел языка изучает знаки препинания?
Запишите тему урока в тетради.
Знакомство с особенностью древнерусского письма и пунктуации. (предварительное индивидуальное задание)
Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия знаков препинания.
поставить точки над И (дать пояснения, уточнить. В тексте, написанном от руки латинскими буквами, возможны неясности и двусмысленности, если пишущий забудет поставить точки над i ,
сдвинуть с мертвой точки (Продвинуть остановившееся дело)
Обобщение и систематизация знаний о пунктуации.
Беседа по вопросам:
Что изучает пунктуация?
Какие знаки препинания вы знаете?
Какую функцию выполняют знаки препинания в письменной речи?
Какие группы знаков препинания можно выделить?
Назовите знаки завершения предложения, разделительные, выделительные.
Какие знаки препинания являются двойными? (выделительные)
Работа с учебником – чтение текста упр.145.
Вопросы и задания к тексту:
Что нового вы узнали о пунктуации из этого текста?
Что сближает пунктуацию с орфографией и графикой?
Как можно озаглавить этот текст?
Разделите текст на абзацы, определите микротемы, запишите план текста
Развитие пунктуационных умений.
Несколько человек работают с тестами на повторение правил пунктуации.
Один человек работает с компьютерной программой «Фраза»
Остальные получают задание: даны предложения, нужно выписать только те, в которых есть знаки разделения (1 группа) и выделения (2 группа).
Подведение итогов урока.
Для чего же нужны нам знаки препинания?
Назовите группы знаков препинания.
Назовите ключевые слова темы.
Домашнее задание. Упр. 148.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: 354731
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.