в каком классе изучают великую отечественную войну по истории
аттестация
Погода
Рейтинги
Методические рекомендации по изучению ВОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.
Это гораздо больше.
Это – сознание своей неотъемлемости от родины
и неотъемлемое переживание вместе с ней
ее счастливых и ее несчастных дней
(А.Н.Толстой)
В 2010 г. будет праздноваться 65-летний юбилей Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в период празднования 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне рекомендуется осуществлять через:
Особое внимание целесообразно уделить интерактивным формам работы, предполагающим активное участие самих учащихся в деятельности.
В настоящее время приобретает огромную идеологическую значимость создание единого информационного пространства учреждения образования с использованием новейших компьютерных технологий, соответствующего современным техническим требованиям. Компьютерные информационные ресурсы, услуги Интернет и мультимедийные комплексы при грамотном их использовании способствуют вовлечению учащихся в активный познавательный и воспитательный процесс, получению необходимой информации для формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, ее всестороннему исследованию.
Для усиления и обеспечения более широкой системы информирования рекомендуется постоянно обновлять информационные уголки, информационные стенды, выставки литературы по патриотической и военной тематике, витражи, бюллетени; организовать тематические выпуски стенгазет, радиостудий, посвященные 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Большими воспитательными возможностями располагает музейная педагогика. Государственные музеи и мемориальные комплексы предоставляют возможность ознакомления с уникальными экспонатами и событиями времен Великой Отечественной войны, проведения учебных занятий, а также наиболее значимых торжественных мероприятий в обстановке военной эпохи.
Огромное воспитательное воздействие на учащихся оказывает работа по оформлению экспозиций музеев, пропаганда их фондов, встречи с участниками событий, подготовка учащихся-экскурсоводов. В музеях организуются тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям времен Великой Отечественной войны. Эффективностью отличаются такие формы музейной педагогики, как организация походов, экскурсий и поисковых экспедиций с целью пополнения фонда музея; проведение тематических выставок; конференций по гражданско-патриотической тематике; встречи с ветеранами войны и труда.
Цель занятий: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Задачи :
Педагогическими и методическими условиями успешного проведения занятия являются:
При подготовке уроков необходимо напомнить ребятам о 300-летнем юбилее победы русских войск в Полтавском сражении 27 июня 1709 года. Следует вспомнить о мужестве и героизме воинов, исполнивших свой интернациональный долг в Афганистане. Советские войска находились на территории Афганистана девять лет, один месяц и девятнадцать дней – с 1979 по 1989 гг. 20 лет назад завершился вывод советских войск из Афганистана – 15 февраля 1989 года последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло эту страну.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКОВ В 1 – 4 КЛАССАХ
Формы урока в начальной школе могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали формированию гордости за историю своего города, страны и ее знаменитых людей, соответствовали возрасту учеников:
На уроке возможно использование такого оборудования:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА В 5 – 9 КЛАССАХ
Формами урока в основной школе могут быть:
При организации первого урока следует обратить внимание на необходимость интернационального воспитания учащихся, так как победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против фашизма.
– Какие известные вам события можно вписать в этот промежуток между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года?
По мере их перечисления учитель сам или силами заранее подготовленных учащихся кратко комментирует содержание этих событий, расставляет их в хронологическом порядке и при необходимости привлекает творческие работы учащихся, которые представлены на стенде.
Возможны аннотации к книгам по истории Великой Отечественной войны, просмотр фрагментов из кино – или видеофильмов о войне.
При этом обязательно будет названо одно из важнейших событий Великой Отечественной войны – Битва за Москву.
Далее целесообразно спросить учащихся:
Заслушав ответы учащихся, учитель должен обратить внимание на то, что одной из черт гражданина является его благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа. Одной из таких незабываемых страниц является битва за Москву.
В исторических судьбоносных событиях познается человек, его возможности, его характер, духовные силы.
Откуда брались силы у курсантов подольских пехотного и артиллерийского училищ, которые во время битвы под Москвой на Ильинском направлении шесть дней сдерживали фашистов? А если бы они не отдали бы свои жизни, неизвестно, как бы обернулись события: дорога на Москву была бы открыта. Где истоки духовных сил, мужества, самопожертвования у 160 тысяч москвичей – участников народного ополчения?
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА В 10 – 11 КЛАССАХ
Патриотизм – это чувство сопричастности
к судьбам своей Родины,
готовности служить ей, защищать ее интересы
(Д.С.Лихачев)
Формами работы на уроке в старшей школе могут быть:
На основе осмысления старшеклассниками исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне необходимо создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений старшеклассников, расширения их социального опыта, развития способностей сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.
При проведении урока целесообразно учитывать то, что учащиеся 10-11 классов в период их обучения в 9 классе изучали историю Второй мировой, поэтому им знакомы следующие факты, явления, процессы и личности:
Особое внимание в 9 классе уделялось изучению истории Великой Отечественной войны. Рассматривались темы:
Часть вопросов урока предлагается на проблемном уровне, учитывая подготовленность класса и учителя.
КАЛЕНДАРЬ
Великой Отечественной войны
Учредительное заседание Организации Объединенных
Наций в Сан-Франциско.
Харьковская наступательная операция Красной Армии
Время меняет историю: современные учебники не оставили места для героев Великой Отечественной
Одной из самых кровавых страниц в истории нашей Родины в школьном учебнике отведено 36 страниц. Великую Отечественную войну проходят в 9‑м и 11‑м классах за 7—8 уроков. Программа вскользь затрагивает блокаду Ленинграда, одним пунктом проходит по партизанскому движению, а про Зою Космодемьянскую, Александра Матросова и Николая Гастелло даже не упоминает. Эксперты-историки объяснили, как время меняет героев и нужно ли подробно изучать события Второй мировой в школе.
Альтернативная наука
7 часов, 36 страниц — это много или мало? Притом что с каждым мгновением наша история растет, в ней появляются новые факты, цифры, события и герои. Преподаватели считают, что часов явно недостаточно, и разворачивают стратегические действия в умах учеников на дополнительных занятиях, викторинах и тематических кинопоказах.
— Мы проходим самое основное, по верхам. Будь я министром образования, ввела бы по Великой Отечественной войне отдельный предмет, — считает учитель истории Чигиринской школы Лариса Раздобреева. — Мы изучаем начало и окончание войны, основные битвы — Московскую, Сталинградскую, Курскую, тыл и партизанское движение, культуру в годы войны. Потребность в дополнительных знаниях есть. Ребятам интересны факты, детали, они с интересом смотрят фильмы, где показаны форма, техника, быт солдат, читают дополнительную литературу и от руки пишут рефераты о героях.
Дети рекомендуют посмотреть: «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину», «Список Шиндлера», «Пианист», «Сталинград», «Мы из будущего».
Современные дети склонны сомневаться, рассуждать и выяснять — в интернете на любое событие можно найти достаточно противоречивую информацию.
— Я всегда говорю ученикам, что существует множество разных точек зрения на историю, есть даже такое понятие, как альтернативная история, — продолжает Лариса Анатольевна. — Один говорит так, другой — этак. Ваше право принимать любое мнение, но послушайте меня, послушайте другого человека, почитайте сами. Прежде чем о чем‑то судить, нужно узнать об этом как можно больше.
Случай с Зоей Космодемьянской
Российский кандидат исторических наук педагог Дмитрий Занков в одной своей статье описал такой случай. «После рассказа в общих чертах о партизанском движении даю задание подготовить рефераты о Зое Космодемьянской. Каюсь, я совершил немалую ошибку. Ведь знал же, что практически единственным источником для подготовки рефератов у современного студента является интернет. Разумеется, следовало бы и мне вбить фамилию Зои в поисковик и посмотреть, а что же за ссылки будут на первой страничке, дальше которой заглядывает совсем уж редкий студент. Сделать это все‑таки пришлось, но уже после того, как мои студенты точно в срок принесли мне рефераты.
Вокруг личности Зои Космодемьянской в современное время развернулась острая полемика.
Говорилось в них о том, что Зоя Космодемьянская была, скорее всего, сумасшедшей, с детства страдавшей приступами шизофрении. Поступок Зои объявлялся абсолютно бессмысленным с военной точки зрения, аморальным по отношению к русским колхозникам, которые из‑за партизанки лишились своего жилья. Особо смаковалось, что именно русские и требовали от немцев жестокого наказания девушки, оскорбляли и избивали ее. В общем, обычный материал в стиле разоблачения всего и вся, сопровождающийся многочисленными заверениями в раскрытии страшных тайн, но очень слабо подкрепленный доказательствами. И ведь студенты ни в чем не виноваты — честно выполнили домашнее задание».
Военные рассекретили новые знания
Сегодня, действительно, в связи с рассекречиванием военных архивов возникают спорные моменты в оценке многих фактов, событий и личностей.
Поток информации растет, и невозможно уместить в один учебник абсолютно все аспекты. Чтобы разобрать по полочкам четыре тяжелых военных года и рассмотреть каждое событие со всех точек зрения, просто не хватит школьных уроков. К слову, количества часов, отданных на изучение истории, в школах меньше не стало. Как было два часа в неделю, так и осталось. А на войну выделили даже больше времени. По словам методистов педагогического университета, если в 2011 году на изучение Второй мировой в девятых классах давалось пять уроков, то в этом году — восемь. В 10‑х классах — пять и семь соответственно.
Не очернение, а реальная картина
— Любой вопрос о войне — спорный, дискуссионный. Сегодня нет единой оценки, как это было в советской историографии, — говорит доктор исторических наук Андрей Кузин. — Мы со студентами и за 20 часов не все успеваем обсудить.
Фото: Дмитрий Тупиков
Поэтому преподаватели вузов сознательно наращивают количество часов на военную тематику и разбирают вопросы, которые не рассматриваются в школьной программе. Чтобы студент — будущий учитель истории был подкован и не ориентировался только на учебник.
— В школе есть толковые ребята, которые интересуются темой, могут задать спорный вопрос. Например, считается, что Германия вероломно напала на СССР, а в периодических научных изданиях опубликованы документы о подготовке превентивного удара агрессору со стороны нашей страны. Понятно, что со школьниками такие вещи не обсуждаются. Но учитель должен владеть информацией.
Речь, по словам Андрея Васильевича, идет не об очернении событий войны, а о новом подходе к их оценке и освещению.
— С подачи Сталина долгие десятилетия говорили, что у Гитлера было преимущество — больше солдат, танков, самолетов. А когда рассекретили архивные данные, оказалось, что соотношение сил было равным, а по отдельным параметрам Красная армия даже превосходила силы противника. Манипуляция статистикой, Сталин оправдался перед народом, почему немцы дошли до Волги, Москвы и блокировали Ленинград. Наверняка сегодняшний школьник в курсе этого, но даже если не знает, нужно давать тему объективно, — считает профессор. — Показывать реальную ситуацию накануне нападения Германии.
Учат в школе
⇔ 7 параграфов отдано в учебнике по истории за 9-й класс на изучение Второй мировой.
⇔ СССР накануне Великой Отечественной войны — 4 страницы.
⇔ Начало Великой Отечественной войны — 8 страниц.
⇔ Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома — 7 страниц.
⇔ Советский тыл в Великой Отечественной войне — 7 страниц.
⇔ Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны — 5 страниц.
⇔ Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом — 5 страниц.
⇔ СССР на завершающем этапе Второй мировой войны — 10 страниц.
Устами детей: почему важно помнить о войне
— Война — это одновременно и самый гордый, и самый кровавый момент в истории нашей Родины, — говорит 9-классник Богдан Ушаков. — Потому что мы смогли побороть такую силу, как нацистская Германия и блок «Оси». А кровавый — потому что погибло много невинного народа.
Оба прадеда Богдана — Валентин и Михаил Каноненко — прошли всю войну, вернулись с орденами и медалями. «Я горд, что память о них жива, — истории о них есть в музее Чигирей», — говорит школьник.
— О тех событиях нужно помнить, чтобы подобное не повторялось. Особенно актуально это сейчас, в наше время, когда процветают неонацистские организации, которые могут подрывать внутреннюю стабильность государства, — по-взрослому рассуждает Богдан Ушаков.
Методическая разработка: «Изучение истории Великой Отечественной войны в 5 – 11-х классах».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая разработка: «Изучение истории Великой Отечественной войны в 5 – 11-х классах».
Руководители: Масюкова Н.Г.,
гуманитарных дисциплин, СКИРО ПК и ПРО ,
гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО
Автор работы: Анисимова А.Б.,
высшей категории МБОУ СОШ №6
Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
В фундаментальном ядре содержания общего образования подчеркивается, что познавательные и мировоззренческие свойства исторического знания обусловливают как необходимость изучения истории в школе, так и главную задачу школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.
Этим определяются и основные цели изучения истории в школе, в числе важнейших из которых выделяют формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни.
ФГОС ООО определяет, что изучение истории России в совокупности с другими общественно-научными предметами должно обеспечивать формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности.
Сложилась хорошая традиция в образовательных учреждениях Ставропольского края проводить мероприятия, посвященные Дню Победы. В числе таких мероприятий особое место призвана занять реализация программы спецкурса «История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» для учащихся 5-11-х классов.
Цели и задачи курса :
дать учащимся возможность ознакомиться с основными вехами Великой Отечественной войны, полнее усвоить значение победы для истории страны и каждого гражданина РФ, закрепить интерес к собственной истории, к её героическим страницам;
составить целостное представление о войне, истоках победы, роли народа и личности в истории, значении вклада, внесенного Великой Отечественной войной в ход и исход Второй мировой войны в целом;
развивать умение самостоятельно работать с разнообразными историческими источниками, анализировать информацию по различным аспектам проблематики Великой Отечественной войны;
совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям периода Великой Отечественной войны, вести дискуссию по вопросам, получившим весьма неоднозначное освещение в современной литературе о войне СССР против фашистской Германии и ее сателлитов;
сформировать и закрепить на материалах элективного курса мотивацию выбора истории как учебной дисциплины в профилированной старшей школе и высших учебных заведениях.
Назначение и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный характер их рассмотрения), создание открытых, познавательных проблемных ситуаций;
большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся, работе с источниками;
активизация знаний учащихся, полученных при изучении истории, литературы, географии, музыки;
демонстрация результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся своим сверстникам, родителям, ветеранам Великой Отечественной войны;
акцент на воспитании патриотизма, гражданственности, любви к Родине, к своему народу и его истории.
Учащиеся, изучившие курс, должны знать: даты сражений, периодизацию Великой Отечественной войны, исторические понятия, характеризовать периоды в развитии исторических процессов.
Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий Великой Отечественной войны:
-рассказывать об исторических событиях, их участниках;
-составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;
-излагать оценки событий и личностей;
-сравнивать исторические версии событий, высказывать суждения и оценки.
К важнейшим личностным результатам изучения курса следует относить сформированность таких убеждений и качеств, как осознание своей идентичности как гражданина страны; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Предметные результаты изучения элективного курса должны быть выражены в целостных представлениях учеников об истории Великой Отечественной войны, как необходимого компонента мировоззренческой основы для понимания и познания современного общества; способности учащихся применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений периода Великой Отечественной войны; умениях изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширении опыта оценочной деятельности школьников на основе осмысления исторического масштаба событий и результатов Великой Отечественной войны; готовности учащихся применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
Кроме того, в результате изучения элективного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1)знание хронологии, работа с хронологией (указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Великой Отечественной войны как составной части Второй мировой войны; устанавливать последовательность и длительность событий войны); 2) знание исторических фактов, работа с фактами (характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий периода Великой Отечественной войны; группировать (классифицировать) факты по различным основаниям); 3) работа с историческими источниками (читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), сравнивая данные разных источников, выявляя их сходство и различия); 4) описание (реконструкция) посредством рассказывания (в устной или письменной форме) об исторических событиях периода великой Отечественной войны, их участниках, характеризуя условия и образ жизни, занятия людей в различных условиях (на фронте, в тылу, в оккупации и т.д.); 5) анализ, объяснение (различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка) в истории Великой Отечественной войны; соотнесение единичных фактов и общих явлений различных периодов войны; раскрытие смысла, значения важнейших исторических понятий, связанных с событиями Великой Отечественной войны; изложение суждения о причинах и следствиях событий в Великой Отечественной войне; 6) работа с версиями, оценками: умение приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Великой Отечественной войны и их оценку; 7) применение знаний и умений в общении, социальной среде: для раскрытия причин и оценки сущности послевоенного устройства мира; общения с людьми в школе и внешкольной жизни по вопросам, связанным с проблематикой Великой Отечественной войны, как основу диалога в поликультурной среде; участие в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры, связанных с событиями периода Великой Отечественной войны.
Контроль по спецкурсу осуществляется :
текущий – на лекциях, беседах, семинарах, т.д.;
итоговый – написание исследовательской работы в конце курса.
Для оценивания на спецкурсах рекомендуется использовать систему оценивания «зачтено» и «не зачтено».
В конце изучения курса проводится итоговая конференция с презентацией работ учащихся.
Для проведения занятий по программе спецкурса рекомендуется выделять до 17 часов в учебном году в 5-11 классах.
Примерные темы спецкурсов по классам
Решающие сражения Великой Отечественной и Второй мировой войны
1.Тематическое планирование спецкурса «Рассказы по истории Великой Отечественной войны»
«Вставай страна огромная…»
«Отступать некуда, позади Москва…»
Ставропольский край в годы войны
История моей семьи в годы войны
Подвиг тружеников тыла
Переправа через Днепр
Выход к государственной границе нашей страны
Итоговое занятие. Презентация работ учащихся по проблеме « История моей семьи в годы войны»
2. Тематическое планирование спецкурса «Герои Великой Отечественной войны»
Шаг в бессмертие. Подвиг Зои Космодемьянской
Героиня Сталинградской битвы Гуля Королёва
Непокоренные. Подвиг молодогвардейцев Краснодона
Величаевские молодогвардейцы (Левокумский район)
Герой А. Матросов и его бессмертный подвиг
«Велика Россия, а отступать некуда». Подвиг политрука Клочкова и героев-панфиловцев в битве под Москвой
«Ночные ведьмы». (Женщины-лётчицы В. Гризадубова и др.)
Снайпер А. Зайцев и его подвиг под стенами Сталинграда
«Когда крепости не сдаются…» (Генерал Карбышев)
Героизм Алексея Маресьева
Подвиг разведчика. (Рассказ о советских разведчиках)
«Развалинами рейхстага удовлетворён..» (Егоров и Кантария)
Итоговое занятие. Круглый стол, дискуссия по проблеме «В жизни всегда есть место подвигу?!»
3. Тематическое планирование спецкурса «Города-герои Великой Отечественной войны»
4. Тематическое планирование спецкурса «Ставропольцы и Ставрополье в годы Великой Отечественной войны»
«Командир счастливой Щуки» (Иван Алексеевич Бурмистров)
Герой Советского Союза – Васильев Фёдор Андреевич.
Улица носит имя Ивана Гурьяновича Булкина.
Герой Советского Союза – Никитин Василий Егорович
Герой Советского Союза – Флавиан Владимирович Рысевец
Итоговое занятие. Презентация результатов исследовательской и проектной деятельности учащихся (история односельчан, горожан, учеников и учителей школы в годы Великой Отечественной войны)
5. Тематическое планирование спецкурса «Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны»
Маршал Советского Союза Василевский Александр Михайлович
Генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин
Маршал Советского Союза Конев Иван Степанович
Маршал Советского Союза Говоров Леонид Александрович
Маршал Советского Союза Рокоссовский Константин Константинович
Маршал Советского Союза Малиновский Родион Яковлевич
Маршал Советского Союза Толбухин Федор Иванович
Маршал Советского Союза Мерецков Кирилл Афанасьевич
Адмирал флота Советского Союза Исаков Иван Степанович
Адмирал флота Советского Союза Кузнецов Николай Герасимович
Маршал артиллерии Советского Союза Воронов Николай Николаевич
Маршал артиллерии Советского Союза Яковлев Николай Дмитриевич
Маршал артиллерии Советского Союза Чистяков Михаил Николаевич
Итоговое занятие (семинар, круглый стол, т.д.) по проблеме: «Роль советских полководцев в подготовке победы СССР в Великой Отечественной войне»
6. Тематическое планирование спецкурса «Жизнь во время войны: тыл и его труженики, образование, культура»
ГКО и его задачи по руководству тылом
Трудовой подвиг женщин, детей и стариков
Дивизии народного ополчения
Партизанское подполье на оккупированной территории
Национальное сопротивление стран оккупированной Европы
«Новый порядок…» (План «Ост»)
Холокост на оккупированной территории СССР
Освенцим, Дахау, Бухенвальд…
Праведники Народов Мира
Поэзия военных лет. (Светлов, Симонов, Михалков и др.)
Фронтовая музыка Концертные бригады на фронтах войны
Кинематограф в годы войны
Образование и наука во время войны
Итоговое занятие. Конференция по проблеме « Это не должно повторится»
7. Тематическое планирование спецкурса «Решающие сражения Великой Отечественной и Второй мировой войны»
Прорыв Ленинградской блокады
Освобождение Восточной Пруссии
Берлинская операция и капитуляция Германии
Военные операции союзников СССР (Пёрл-Харбор, Эль-Аламейн, Высадка в Нормандии)
Итоговое занятие. Конференция, круглый стол, дебаты по проблеме «Противодействие попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны. «Руки прочь от Победы!»
Дополнительно предлагается тематика спецкурса «Война и дети», которую можно использовать как при проведении вышеуказанных спецкурсов (заменяя отдельные темы), так и при организации других внеурочных мероприятий.
Тематическое планирование спецкурса «Война и дети»
Это не должно повторится
Тема 1. Детство, опаленное войной
Особая беззащитность детей перед уничтожающей силой войны. Положение детей в условиях массированных бомбежек, боевых действий войск, тягот эвакуации, потерь родных, перехода страны на военное положение. Меры государства по предупреждению детской безнадзорности в годы войны.
Человеконенавистнический характер фашистского оккупационного режима. Страдания и смерти детей в условиях карательных акций зондеркоманд. Дети в концлагерях и лагерях смерти. Массовое уничтожение населения на оккупированных территориях: расстрелы, «душегубки» и другие зверства оккупантов и их приспешников. Особенности Холокоста.
Тема 3. Дети блокадного Ленинграда.
Положение детей в условиях блокады. Бомбежки, артобстрелы, массовая гибель детей от голода и холода. Свидетельства блокадников. Дневник Тани Савичевой. Меры по эвакуации детей из блокадного Ленинграда.
Участие детей в партизанском и подпольном движении. Дети на фронтах войны. Усыновление детей воинскими частями. Героизм и самоотверженность детей в борьбе против агрессоров: Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Володя Дубинин, Юта Бондаровская, Василий Коробко, Александр Бородулин, Саша Филиппов, Лариса Михеенко, Витя Хоменко, Галя Комлева, Витя Черевичкин, Александр Чекалин.
Тема 5. Трудовой вклад детей в работу тыла.
Участие детей в работе промышленных и сельскохозяйственных предприятий тыла. Дети и помощь фронту. Шефство над раненными. Труд и учеба в условиях войны.
Тема 6. Отражение судьбы детей военной поры в искусстве.
Поэзия и проза военных лет о судьбах детей. Тема военного детства в различных жанрах искусства. Катаев В.П. Сын полка: повесть. Лавренев Б.А. Разведчик Вихров: рассказы. Миксон И.Л. Жила, была: историческое повествование. Кассиль Л.А. Будьте готовы, ваше высочество!: повести и рассказы. «Идет война народная…»: стихи о Великой Отечественной войне.
Тема 7. Это не должно повторится.
Значение памяти о Великой Отечественной войне в патриотическом воспитании школьников, формировании российской гражданской идентичности. Участие школьников нынешних поколений в работе школьных музеев, встречах с ветеранами-детьми военной поры, поисковой работе, связанной с судьбами детей военной поры в Ставропольском крае.
Методические материалы для учителя
В период существования СССР была поистине славная традиция давать звание героев не только выдающимся полководцам, офицерам и солдатам, но и городам, жители, которых в годы войны проявили небывалый героизм, отвагу и мужество.
Советский Союз распался, и города-герои Великой Отечественной войны оказались в разных государствах. В силу этого особенно важно сберечь память о городах-героях Великой Отечественной. Вопреки официальным учебникам по истории нашей страны, вопреки официальным государственным границам, нужно создать межгосударственные границы памяти поколений о подвиге городов-героев.
Список городов-героев до 1985 г.
В городе, удостоенном звания «Город воинской славы»:
1) устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания;
2) проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 23 февраля (День защитника Отечества), 9 мая (День Победы), а также в День города.
Список городов воинской славы до 2012 г.
Город воинской славы
Дата указа
Президента РФ
Номер указа
Президента РФ
Дата открытия
памятной стелы
ожид. 5 августа 2013
ожид. сентябрь 2013
На уроках мужества воскрешается слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны.
Сам урок должен быть итоговым, кульминационным моментом в ряду мероприятий, проводимых в честь Дней воинской славы.
Цель урока: помочь детям и подросткам глубже осознать беспримерный подвиг нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны, связь нашего героического прошлого с современностью.
Задачи урока мужества:
популяризация истории России, Российской Армии, родного края;
развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей;
формирование у детей и подростков любви к Родине и ее Вооруженным силам;
развитие общей культуры у детей и подростков, их гражданских и нравственных качеств;
пропаганда и просвещение в области национальных святынь и символов, их почитание.
Критический опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и «вспомнить что-то вновь». То, что вполне очевидно для людей старшего и среднего поколений, порой непонятно для подрастающего поколения. Поэтому учителю на уроке предстоит соединить имеющиеся у школьников представления о тех событиях с их непосредственным духовным опытом.
Важно, чтобы обучающиеся осознали ту огромную опасность, которую всему человечеству, стране, их региону несла на штыках нацистская Германия и ее союзники. Целесообразно создать у обучающихся образ военного прошлого того времени не только через общие характеристики, статистические данные, но и через обращение к человеческой личности, раскрывая тему «Народ и война».
Важнейшей задачей рассмотрения военной темы является обращение обучающихся к истории своей семьи, которая обязательно в той или иной мере была вовлечена в события Великой Отечественной войны, чаще всего несла людские потери.
Изучение истории России в годы войны целесообразно рассматривать, привлекая материал экспозиций школьных и городских музеев, в которых отражены события прошлого нашего народа.
Методическими условиями успешного проведения занятия являются:
опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в войнах выпускников школы, местных жителей;
возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма и т.д.);
приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта времен войны и воинов-интернационалистов, участников локальных войн и других боевых действий;
использование социокультурных возможностей города (населенного пункта) при проведении занятия;
максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметов быта военных лет, настенной карты «Великая Отечественная война», фрагментов документальных и кинофильмов об этом периоде;
необходимо предусмотреть включение в мероприятия минуты памяти, возложение цветов к школьным мемориальным доскам, знакомство с экспозициями школьных музеев.
Следует обратить внимание на то, чтобы Урок мужества не был сведен к простому перечислению дат, имен, фактов и событий. Основным показателем удавшегося занятия целесообразно считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, организации встреч с ветеранами войны, помощи тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию ставропольскими школьниками себя частью страны, края, выработке собственной активной жизненной позиции.
Результатом Урока мужества может стать фотогазета, презентация, фотоальбом, видеофильм, рукописный журнал из ученических работ, выставка детских рисунков и проектов.
Одной из распространенных и часто используемых форм работы гражданско-патриотического воспитания является линейка.
Ритуалы, применяемые на линейках:
подъем государственного флага;
наличие государственных флагов Российской Федерации, Ставропольского края;
Сценарный план линейки:
1. Открытие линейки.
2. Исполнение гимна (подъем государственных флагов, если есть флагштоки).
3. Вынос знамени образовательной организации.
4. Вступительное слово может звучать из уст администрации или подготовленных учащихся.
5. Представление почетных гостей и их выступления.
6. Основное содержание линейки, в которую может быть включено награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов, смена почетного караула и т.д.
7. Закрытие линейки.
9. Исполнение гимна.
10. Афиша-приглашение к участию в общешкольных, районных, городских мероприятиях, посвященных событию, в честь которого проводится линейка.
Необходимо помнить, что данная форма не должна быть затянутой по времени, т.к. проводится при общем построении детей.
В связи с упоминанием данных форм работы, целесообразно напомнить еще о некоторых: агитбригада, беседы («Историческое наследие Российской армии», «Патриотизм – это любовь к Родине» и т.д.); Вахта памяти, викторина («Подвигу народа жить в веках», «Этих дней не смолкнет слава» и т.д.); встреча с ветеранами войн и труда, с военнослужащими и представителями казачьих обществ, тематический вечер («Горячие сердца», «Со звездой на груди…»); творческие конкурсы (например: «живых картин», знатоков книги, плакатов военной поры и др.), «Живая газета», заочное путешествие («Имена героев на карте города», «Здесь жил герой…» и др.); манифестация у мемориалов Славы, «Огонек», поход по местам боевых сражений, просмотр и обсуждение фильмов («В жизни есть место подвигу», «Великая Отечественная война в произведениях писателей и поэтов России»…); устный журнал, мультимедийная историческая справка (экскурс в историю) и многие другие.
Применение компьютерных технологий в воспитательной работе, значительно улучшает восприятие информации и поэтому применение мультимедийных установок для визуального восприятия выступает сегодня обязательным компонентом и в викторинах, и в творческих конкурсах, и в других мероприятиях.
Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, одна из самых насыщенных потенциалом активности участников форма.
Алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:
1. Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.
3. Движение команд по маршруту.
4. Участие команд в организуемой на площадках деятельности.
6. Организация последействия.
Для успешного проведения экскурсии необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для обучающихся.
Поход — дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное (достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы).
Устный журнал (газета), выступление агитбригады , т.е. демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме. Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры (выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому педагогу-организатору следует учитывать заложенный пьесой эмоционально-содержательный алгоритм. Спектакль может проходить не обязательно в зрительном зале.
Несмотря на широкую известность концерта как формы воспитательной работы, следует обратить внимание на такую деталь, как ритм совместного действия. Если в спектакле он основывается на алгоритме, заложенным автором пьесы, то сложность концерта как раз и состоит в том, чтобы разные номера выстроить в последовательные части: завязка, развитие, кульминация, развязка и финал (вечер инсценированной песни, вечер военной песни тематический вечер и т.д.).
Митинг — собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.
Диспут — специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме) «Служу России…».
Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы — это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. Разновидности ситуационно-ролевой игры: малая игра, большая ролевая игра, игра-эпопея. Например: операция «Рассвет», «Подарок воину», «Знамя Победы», акция «Подарок городу», «Жилье героям», «Поздравительная открытка».
Большое значение в военно-патриотической работе играет деятельность школьных музеев. Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, обучающихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы обучающиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории и культуры родного края, различных предметов и документов. Школьный музей призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями и общественными организациями, а также может выступить в роли узлового пункта воспитательной деятельности школы. Это одна из ведущих форм военно-патриотической работы и к тому же это прекрасная база для проведения школьных мероприятий патриотической направленности (беседы и лекции «По дорога войны», «Этих дней не смолкнет слава», уроки истории «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», «Родной край в годы войны», литературная и музыкальная гостиные «Война в творчестве Константина Симонова», «Война в произведениях кубанских писателей», «Что давала песня на войне» и др.).
Список литературы для учителя
а) Вопросы патриотического воспитания на материалах о Великой Отечественной войне:
1. Весной сорок пятого года… / Ред.сост.Л.И.Жук. – Мн.: Изд.ООО «Карсико-Принт», 2005. – 128с. (Праздник в школе).
2. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Вып.№ 2 Патриотическое воспитание. – М: Илекса, Народное образование: Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 248с.
3. Луганов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. Пособие для руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М: АПК и ПРО, 2001. – 284с.
4. Михалева Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности. – М: Школьная библиотека, 2005. – 128с.
5. Навстречу 60-летию Великой Победе. – Мн.: Изд.ООО «Карсико-Принт», 2005. – 128с. (Деятельность классного руководителя).
6. Наше наследие: О проблемах гражданского и патриотического воспитания детей и подростков в библиотеке. – 2-е изд. – М: Школьная библиотека, 2004. – 268с. – (Прилож. к журналу «Школьная библиотека»).
8. Побединская Л.А. Ради жизни на земле: Материалы по патриотическому воспитанию в сред.школе. – М: ТС Сфера, 2003. – 96с. – («Праздник в школе»).
9. Равнение на победу! Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М: Изд-во ЦГЛ, 2004. – 192с.
10. «Салют и слава годовщине навеки памятного дня!» Сборник сценарно-методических материалов. – Нижний Новгород, 2004. – 49с. – (к 60-летию Победы).
11. Сценарный материал к 60-летию Великой Победы // Классный руководитель. – 2005. – № 1.
б) Турниры знатоков, игры, викторины о Великой Отечественной войне:
в) Юные герои «сороковых, пороховых»:
6. Харитонова М.С. До шестнадцати. не старше. Лит.-муз. композиция // Классный руководитель. – 2004. – с.48.
г) «В мир приходит женщина, чтобы мир спасти»:
2. «Девчонки поры огневой». Лит.-муз.композиция. // «Салют и слава годовщине навеки памятного дня». Сборник сценар.-методических материалов. – Нижний Новгород, 2004. – с.26-34.
3. Драбкин, А. В. «А зори здесь громкие». Женское лицо войны. /А. Драбкин, Б. Иринчев. – М. : Эксмо 6 Яуза, 2012
д) Блокадный Ленинград:
е) Отражение темы Великой Отечественной войны в художественной литературе и поэзии:
1. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987
18. Ленинградский дневник. Сценарий вечера основан на прозе, стихах и выступлениях Ольги Бергольц // Ради жизни на земле. – М: ТЦ Сфера, 2003. – с.22-30.
19. Летягина Г. «Это память души, умещенная в несколько строк. » (поэтический брейн-ринг) // Салют и слава годовщине навеки памятного дня!». – Нижний Новгород, 2004. – с.19-25.
28. Поэзия военных лет. Литературный вечер // Слово и судьба. – М: «Карсико-Принг», 2003. – с.128 (праздник в школе). – с.75-80.
ж) Тема Великой Отечественной войны в песенном творчестве:
з) Строка, оборванная пулей. Письма с войны:
и) Тема воинского подвига в годы Великой Отечественной войны:
1. Геманов В.С. Подвиг «тринадцатой».- Л.: Лениздат, 1991.
26. Самсонов А.М. Сталинградская битва. 3-е изд,доп.-М. Наука,1982.-
к) Бухенвальский набат:
15. Редькина Е.В. «Погибшим слава и слава живым!» Праздник, посвященный Дню Победы // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – выпуск № 2. – с.14.
Список литературы для обучающися
Больных А.Г. «Проклятые вопросы» Великой Отечественной. Утерянные победы, упущенные возможности / А. Г. Больных. – М. : Яуза : Эксмо, 2012
Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. Отв.ред.А.М.Самсонов. 2-е изд,доп.-М. Наука,1989
Начало Великой Отечественной войны
Начальный период войны, под ред. Иванова С.Л., М., Воениздат, 1974 г.
Барановский В.Д. «Победа в битве за Москву. 1941-1942», М., «Голден-Би», 2009 г.
Некрасов В.П. В окопах Сталинграда [Текст] : роман : [для ст. шк. возраста] / В. П. Некрасов. – М.: Терра – Книжный клуб, 2004. – 368 с
Клочков И.Ф. Мы штурмовали рейхстаг.- Л.: Лениздат,1986 г.
Португальский Р., Рунов В. «Котлы» 45-го, М.: «Яуза» «Эксмо», 2010 г.
Война. Народ. Победа.1941-1945.- М.: Политиздат,1980 г.
Фалин В.. Второй фронт. Антигитлеровская коалиция: конфликт интересов. М.,2000 г.
Полевой Б.Н. Полководец, М., 1974 г.
Егоров П.Я. Маршал Мерецков М., 1974 г.
Советская экономика в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. М., 1970 г.
Герои Великой Отечественной войны
Биографический словарь «Герои Советского Союза». М., Военное издательство, 1987 г., т.1,2
Драбкин А. «Я ходил за линию фронта» Откровения войсковых разведчиков, М., «Яуза» «Эксмо» 2010 г.
Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны, сост. С. Красильщик, М., АПН, 1985 г.