в каком классе изучают тургенев отцы и дети

Литература. 10 класс

Конспект урока

«Отцы» и «дети» в романе.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Контраст — резкая противоположность.

Конфликт столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Нигилист — человек, отрицающий общепринятые духовные ценности, моральные нормы, формы общественной жизни.

Роман — произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Сюжет — совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения.

1. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012. — 367 с.

1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература. 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В России 60-х годов XIX века общественные взгляды на развитие событий в стране разделены. Часть населения поддерживает мировоззрение консерваторов — сторонников привычного уклада. Представители революционно-демократической оппозиции призывают народ к решительным движениям и свержению старого режима.
Иван Сергеевич Тургенев задаётся вопросом, какова дальнейшая судьба страны: «Я напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду…».
Свои размышления писатель выражает в романе «Отцы и дети», который заканчивает в 1861 году. Название не случайно: образы «отцов» и «детей» воплощают черты разных общественных интересов.
«Дети» — это представители демократического поколения. Они не желают и не могут жить по-старому, призывают разрушить давно существующие ценности. Такие действия автор называет «нигилизмом». По словам литературоведа Никиты Ивановича Пруцкова, нигилисты «готовы были отрицать прекрасное искусство, эстетику… Называли себя “ужасными реалистами”, сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Носителем революционных демократических идей в романе становится главный герой — будущий доктор Евгений Базаров. Его антипод — аристократ Павел Петрович Кирсанов.

Противоположные взгляды и ненависть друг к другу вспыхивают чуть ли не с самого начала их знакомства. Евгений называет Павла Петровича «феодалом», «архаическим явлением», жизнь его — «пустота и распущенность», его принципы — пустые слова человека, который «сидит сложа руки».

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», — так поясняет сам Тургенев, считая основным конфликтом в произведении споры Базарова и Кирсанова, то есть, демократов и либералов.
Молодой нигилист — сын лекаря, а дед его пахал землю. Он из простой среды, из людей, которым знакома крестьянская доля, поэтому хочет изменить тяжёлое положение простых тружеников. Но почему Базаров изображён равнодушным к судьбе народа? Недоверчивые мужики называют самоуверенного Базарова «вроде шута горохового». По мнению писателя, герою нет дела до того, как будут жить крестьяне после реформ, он считает, что простой люд находится на низшей ступени развития.
Евгений образован и твёрдо уверен, что знания и опыты нужны для того, чтобы понять и объяснить явления окружающего мира, болезни людей, пороки современного общества. Искусство молодой человек считает бесполезной тратой времени, не видит в нём «никакого практического смысла», для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Он отрицает отжившие формы общественной жизни, аристократические принципы, Бога, обычаи народа, любовь, дружбу.
Тургенев поясняет: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, … сухостью и резкостью, …я (как писатель) не достиг своей цели». То есть, герой идеологически чужд автору, но в то же время представляет собой личность очень серьезную и достойную уважения.
Аркадий Кирсанов, молодой дворянин, приятель и ученик Базарова, хочет походить на Евгения, но из этого ничего не выходит. Впоследствии молодой дворянин разочаровывается в идеях нигилизма.

Хотя Кирсанов молод, автор ставит его в один ряд с представителями консервативного лагеря вместе с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и его братом Николаем Петровичем. Все они ничего не хотят менять в своём образе жизни. О прототипах представителей «отцов» Тургенев пишет: «Николай Петрович — это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

К группе «отцов» можно отнести и любящих родителей, стариков Базаровых, простых людей, доживающих свой век в родной деревне. Отец Базарова в своё время отдал землю крестьянам и очень этим гордился. Тургенев описывает мать Евгения «настоящей русской дворяночкой». Базаров очень любит родителей, хоть и не показывает этого. Он говорит: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать».
Отец и мать прививают сыну истинные нравственные ценности, которые не в силах поколебать никакие новые веяния, зарождающиеся в обществе. Таким образом, автор подчёркивает ценность связи между поколениями, которую необходимо беречь.

Тургенев намеренно вводит в роман таких анекдотических персонажей, как Виктор Ситников и Евдоксия Кукшина. Они считают себя учениками Базарова, а нигилизм для них — это просто модное развлечение. Друзьями Евгения их тоже назвать нельзя: он — одинокая личность.

Разбор заданий Тренировочного модуля:

1. Единичный / множественный выбор

В каком году было написано произведение Тургенева «Отцы и дети»?

Подсказка: в этом году Александр II издал Манифест, благодаря которому вошёл в русскую историю как Александр II Освободитель.

2. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Впишите пропущенные слова.

Хотя Кирсанов молод, автор ставит его в один ряд с представителями консервативного лагеря вместе с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и его братом Николаем Петровичем. Все они ничего не хотят менять в своём образе жизни. О прототипах представителей «отцов» Тургенев пишет: «Николай Петрович — это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

Источник

Литература. 10 класс

«Отцы» и «дети» в романе
Образы Базарова и Кирсанова
Необходимо запомнить

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать художественной летописью эпохи середины XIX столетия. Идеи и образы, воплощённые в произведении, тесно связаны со временем, в которое жил сам писатель.

В основе сюжета — конфликт интересов, столкновение людей с различными взглядами на жизнь. Новое прогрессивное поколение, жаждущее перемен и желающее развиваться, противостоит представителям старого дворянства, которые не хотят смены порядков. Противопоставление героев — основной приём в композиции романа.

Тургенев мастерски передаёт через выразительную речь героев их мысли, характеры, привычки и индивидуальность. Яркие портреты помогают понять духовную сущность персонажей и их нравственные принципы.

Отношение Тургенева к Базарову

Роман «Отцы и дети» был опубликован в журнале «Русский вестник» в 1862 году и вызвал огромный общественный резонанс. Критики обсуждали сложный образ главного героя и описание переломного для России исторического момента. Больше всего литераторов занимал вопрос отношения самого Тургенева к своему герою Базарову. Так, Д. И. Писарев в своей статье «Базаров» писал: «Тургенев, очевидно, не благоволит к своему герою. Его мягкую, любящую натуру, стремящуюся к вере и сочувствию, коробит от разъедающего реализма; его тонкое эстетическое чувство, не лишённое значительной дозы аристократизма, оскорбляется даже самыми лёгкими проблесками цинизма. ».

Источник

Методическая разработка «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

· познакомить обучающихся с творческой историей и своеобразием романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; проследить отражение эпохи в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа;

· формировать у обучающихся навыки литературоведческого анализа;

· развивать интерес к изучению литературы, к истории своей страны, формировать эстетические и культурные качества личности.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и целей занятия

-Какое ваше первое впечатление от романа? Какие проблемы являются актуальными и для нас? (Человек и природа, взаимоотношения отцов и детей).

— Какие качества присущи главному герою? (Сила воли, само­обладание в сценах с П.П. Кирсановым, Одинцовой; стремление самостоятельно во всем ра­зобраться).

-Какие взгляды главного героя вам не импонируют? («Рафаэль гроша медного не стоит»; «порядочный химик полезнее по­эта. »)

В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного пред­ставителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы, какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «но­вых людях».

Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каж­дый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Роман был начат в 1860 г. на о. Уайте Франции и закончен в России в 1862 г. (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

Разночи́нцы («люди разного чина и звания») — межсословная, юридически не вполне оформленная категория населения в Российском государстве XVII—XIX вв. Разночинцем называлось лицо, не принадлежащее ни к одному из установленных сословий: не приписанное ни к дворянству, ни купечеству, ни к мещанам, ни к цеховым ремесленникам, ни к крестьянству, не имевшее личного дворянства или духовного сана.

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

4. История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

За два года до написания романа Тургенев пережил тяжёлый и мучительный разрыв с журналом «Современник», в организации которого он участвовал и с которым сотрудничал пятнадцать лет. Этот журнал принёс ему известность, подарил дружбу с Некрасовым и Белинским.

Теперь же отношения с ним стали просто унизительными для писателя: ему предпочли «молодого и нахального выскочку» Добролюбова, давшего свою интерпретацию романа «Накануне», не устроившую Тургенева.

Добролюбов представлял то самое молодое поколение, которое пришло на смену «отцам». Между ним и Тургеневым не могло возникнуть понимания: слишком они были разными.

Тургенев фактически поставил Некрасова, владельца журнала «Современник», перед выбором: я или Добролюбов. Но Некрасов неожиданно предпочёл Добролюбова.

Тогда Тургенев, чтобы понять взгляды Добролюбова, этого идола молодёжи середины 19-ого века, решает познакомиться с трудами вульгарных материалистов, кумиров самого Добролюбова. И с удивлением узнаёт, что они отрицают абсолютно всё, что дорого любому нормальному человеку. Они пишут: «Нет любви, есть лишь «физиологическое влечение»; нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества; нет духовных наслаждений искусством – есть лишь «физиологическое раздражение нервных окончаний»; нет преемственности в смене поколений, и молодёжь должна с порога отрицать «ветхие» идеалы «старичков». Материя и сила!»

Мог ли Тургенев, такой впечатлительный человек, не представлять себе этого нового героя нового времени? Тургенева бросало в дрожь от таких «откровений». Ведь в итоге получалось: нет ничего духовного и прекрасного, а есть лишь вечный круговорот химии.

Так в сознании Тургенева возник смутный образ героя нового времени, убеждённого, что естественнонаучные открытия объясняют в человеческом обществе буквально всё.

В черновиках романа Тургенев набросал портрет этого нового героя нового времени: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым: доктором не хочет быть – ждет случая. Художественного элемента не имеет и не признает… Знает довольно много – энергичен, может нравится своей развязностью…»

Впервые роман «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник».

5. Композиция романа «Отцы и дети».

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, дом родителей. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.

6. Основной конфликт романа.

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью).

7. Речевая характеристика героев.

И.С.Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев. Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это»), «принсип» (вместо «принцип»), а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать», «Чувствительно вам обязан», «Вам все желательно шутить».

Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ», «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например», «Дрянь, аристократишко». Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения.

Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж). Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).

9. Жанр произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети».

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

10. Оценка романа в русской критике.

Роман «Отцы и дети» вызвал неоднозначную оценку современников И.С.Тургенева.

Критик М.А.Антонович назвал Базарова болтуном, циником и обвинил Тургенева в том, что он оклеветал молодое поколение, тогда как, на самом деле, « «отцы и дети» одинаково правы и виноваты». Д.И.Писарев в статье «Базаров (1865) выступил в защиту главного героя романа. Он заметил, что это «человек сильный по уму и характеру», хотя и чрезвычайно самолюбивый. Проблема Базарова, по мнению Писарева, заключается в том, что он сплеча отрицает те вещи, которые не знает или не понимает.

11. Комментированное чтение, беседа.

— Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В.Г.Белинского». Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман именно В.Г.Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х годов. Тургенев очень ценил Белинского. Плебейство и демократизм критика (разночинец, сын флотского врача) послужили в какой-то мере источником качеств, похожих на Базарова).

— Глава 1. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты глав 1-3. (В первой главе знакомимся с Н.П.Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Пётр, слуга «новейшего» типа, приказания Н.П.Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. В главе второй знакомимся с новым героем. Глава третья – намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем).

ІII. Подведение итогов занятия.

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля.

1. Перечитать гл. 10-14 романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

2. Изучить материалы учебника, с.234-239, ч.1.

3.Ответить на вопрос 6 учебника на с.254, ч.1.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок литературы в 10 классе по роману Тургенева «Отцы и дети»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по литературе

в 10 классе на тему:

60-х годов Х IX века на материале романа И.С.Тургенева

урок комментированного чтения романа с элементами проектной деятельности учащихся

Учитель литературы М.А.Шишкина

Основное содержание изучаемого материала определяют: Примерная программа (полного) общего образования по литературе (базовый уровень); образовательный минимум содержания образовательных программ по литературе (10-11 классы) общеобразовательного учреждения; учебник «Русская литература XIX века» под редакцией Ю.В.Лебедева. Москва. Просвещение. 2002 год.

Тема урока: «Преобразования необходимы…» (Характеристика эпохи 60-х годов XIX века на материале романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

На предыдущих уроках рассматривались следующие темы: «Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева», «Россия как живое художественное целое в «Записках охотника» И.С.Тургенева», «Творческая история и своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

образовательные: на основе анализа отдельных эпизодов романа Тургенева «Отцы и дети» раскрыть особенности эпохи 60-х годов XIX века, понимание авторской позиции, показать художественное мастерство писателя;

развивающие: развивать умение анализа и интерпретации литературного произведения, выделения в изучаемом материале стержневых понятий;

воспитательные: воспитывать у учащихся любовь и уважение к литературе, формировать их гражданскую позицию.

Учебник «Русская литература XIX века» Ю.В.Лебедев. Москва. Просвещение.

2002 год, роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», поурочные разработки по литературе XIX века Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Москва 2004 г., « И.С.Тургенев», Н.П.Наумова Москва 2005 год. Проектные работы учащихся по роману Тургенева «Отцы и дети».

Оборудование урока: портрет И.С.Тургенева, выставка, посвященная творчеству И.С.Тургенева.

2.Реализация домашнего задания, проектная работа групп учащихся

— устный ответ учащихся;

— задание классу: анализ эпизода из III главы романа Тургенева «Отцы и дети».

3.Комментированное чтение отдельных эпизодов романа, беседа с классом:

— подготовленное сообщение учащихся;

— анализ отдельных эпизодов романа, выводы, запись в тетрадях основных положений;

4.Подведение итогов работы.

Расскажите о творческой истории и своеобразии романа «Отцы и дети».

Ученик отвечает на вопрос, учащиеся класса выполняют следующее задание:

— найдите в III главе романа зарисовку пейзажа, представшего глазам Аркадия и Базарова по пути в Марьино («Места, по которым они проезжали…»);

— подумайте над вопросом:

— Какие детали пейзажа говорят о положении крестьян?

— Почему в этом пейзаже писатель избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы?

— К какой мысли приводит Тургенев писателя?

III . Комментированное чтение романа, беседа с классом.

1.Слово учителя: Мы говорили с вами на предыдущем уроке, что Тургенев

удивительно верно чувствовал, чем живут люди его времени, что волнует и движет ими.

И прежде чем говорить о главном герое романа – Базарове, давайте выясним следующие вопросы:

— Какое время изображено в романе?

— Как роман связан с эпохой?

— Тургенев изображает в романе 60-е годы XIX века, автор точно датирует события, действие романа начинается 20 мая 1859 года.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова.

Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение.

3.Слово учителя: Итак, в романе Тургенева изображены 60-е годы XIX века. Дыхание эпохи этого времени, период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия, страшная нищета крестьян ярко отображены в романе.

4.Работа с текстом романа.

Докажите эту мысль текстом романа:

— учащиеся читают отрывок из III главы романа («Места, по которым они проезжали) и отвечают на предложенные в начале урока вопросы.

Перед нами типичный пейзаж средней полосы России. Почти совсем отсутствуют эмоциональные эпитеты, с помощью которых писатель, горячо любивший русскую природу (вспомните «Записки охотника»), так хорошо умел передать ее жизнь. И это не случайно: Тургенев не хочет отвлекать внимание читателя, ему нужно акцентрировать внимание на ужасающей нищете русского крестьянства накануне реформы. Бедность и нищета чувствуются во всем.

Вопрос: То есть самим характером изображения природы какие вопросы поднимает романе Тургенев? (Учащиеся отвечают, что это острые, злободневные, социальные вопросы.

Учитель: Перед нами социальная функция пейзажа, для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло-серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

Вопрос: Какое значении имеет этот пейзаж? Что он раскрывает?

С помощью учителя учащиеся делают выводы, записывают их в тетрадь:

— раскрывает положение крестьян в предреформенный период;

— показывает авторское отношение к предстоящим реформам;

— мастерство Тургенева – пейзажиста и психолога;

— разнообразие функций пейзажа в литературе и зависимость художественных средств от цели изображения.

Учитель: Продолжаем работу с текстом. Дыхание эпохи 60-х годов ощутимо в романе. Мы говорим с вами об этом. Первые царские рескрипты об освобождении крестьян от крепостного права появились в 1857 году, в следующем году по всей России были образованы дворянские губернские комитеты. И помещики начинают деятельно «готовиться» к освобождению крестьян.

Какой эпизод романа отчетливо раскрывает эту подготовку и взаимоотношения крестьян и помещиков?

(Учащиеся называют эпизод: Разговор Николая Петровича с Аркадием в коляске по дороге домой).

Чтение эпизода и выводы по анализу текста:

— землеустройство уже произведено:

— помещик знает, какая земля достанется мужикам, и он соблюдает свои интересы;

— мужики Николая Петровича получат не лес, а пеньки (лес продан);

— либеральный, прогрессивный и бесхозяйственный Николай Петрович Кирсанов беззастенчиво обирает крестьян.

Учитель: Наверное, теперь вам легко представить, как были обобраны крестьяне во время крестьянской реформы не либеральными и хозяйственными помещиками. Уже в первых главах романа упоминается о том, что Николай Петрович «размежевался с крестьянами», о вольнонаемных рабочих.

Что значит « размежеваться с крестьянами?»

Учитель: Переводя крестьян с барщины на оброк, помещик отнял у них часть земли, которую крестьяне раньше использовали для себя и в будущем надеялись получить вместе с « волей». Это существенно задело интересы крестьян, и они не смирились.

Найдите в тексте романа доказательство этого.

Чтение отрывков романа:

«Посаженные на оброк мужики не взносили денег в срок, крали лес; почти каждую ночь сторожа ловили, а иногда с бою забирали крестьянских лошадей на лугах «фермы». Николай Петрович определил было денежный штраф за потраву, но дело обыкновенно кончалось тем, что, постояв день или два на господском корме, лошади возвращались к своим владельцам… Не хватало рук для жатвы… свои бабы заламывали цены неслыханные, а хлеб между тем осыпался, а тут с косьбой не совладали…

— Сил моих нет! – не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович. – Самому драться невозможно, посылать за становым – не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь!»

— О какой характерной для тех лет форме крестьянского протеста рассказывает Тургенев? (О потраве барских лугов).

Итак, как готовится Николай Петрович к освобождению крестьян и как ко всему этому относятся крестьяне?

Учащиеся отвечают и записывают в тетрадь:

Переводит мужиков с барщины Не платят оброка, производят

на оброк, забирает себе лучшую потравы барских лугов, рубят

часть земли, использует на ферме помещичий лес.

вырубает и продает лес на земле,

Какой можно сделать вывод об отношении помещиков и крестьян в это время?

Ответ учащихся: Отношения между помещиками и крестьянами обостряются до предела.

Учитель: Подведем итог. Характеризуя эпоху 60-х годов XIX века на материале романа «Отцы и дети», мы убедились… в чем?

Итоговая проектная работа учащихся и выводы по ней:

1.Дыхание эпохи 60-х годов, период подготовки крестьянской реформы, ощутимо в романе.

2.Тургенев показывает это различными художественными средствами.

3.Бедственное положение крестьян в предреформенный период, нарастающие антогонистические противоречия между помещиками и крестьянами изображены писателем ярко и убедительно.

1.Устный рассказ: Николай Петрович как хозяин имения.

2.На основе 1-10 глав романа сделать выводы об общественно-политических взглядах Е.В.Базарова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *