в каком классе изучают теорию дарвина

Презентация к уроку

Цели урока.

Оборудование

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.

а) теоретический тур (вопросы в устной форме и с использованием ИКТ)

3. Промежуточное обобщение.

б) практический тур (письменный опрос по группам)

в) индивидуальная работа (тест с использованием доски).

г) взаимопроверка (с использованием ключа).

4. Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

Здравствуйте. На сегодняшнем уроке мы повторяем теорию Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Каждый из вас может показать, как он усвоил тему, что вам понятно, а, что и не очень. Все вместе мы постараемся привести в систему все то, что вы изучили по теории эволюции.

а) движущие силы эволюции

б) что является материалом для эволюционных преобразований

в) что является результатом эволюционных преобразований.

а) дать определения основным биологическим понятиям

б) применять свои теоретические знания на практике

в) обобщать и делать выводы.

2. Основная часть урока.

Урок у нас будет необычный. Проведут его ученики 11 класса. Им очень хочется узнать, как вы справились с этой темой. Я надеюсь, на вас. Не подведите.

На нашем уроке каждый из вас получит по три оценки.

Урок состоит из двух частей: теоретического и практического туров

Предлагаю построить первую часть урока в форме брейн- ринга.

Класс делиться на четыре команды по 6-8 человек.

Я будем задавать вам вопросы, вы отвечаете на них.

Ваша задача набрать как можно больше баллов. Вы должны внимательно слушать ответы друг друга, за каждое правильное добавление или уточнение вы получаете фишки синего цвета, за полный и правильный ответ – зеленого цвета. Отвечает та команда, члены которой поднимут руку первыми. Если игрок вашей команды дал неверный или не полный ответ, члены команды могут помочь, но только один раз. В этом случае игрок, давший правильный ответ получает синюю фишку.

На этом этапе вы получите первую оценку. По окончанию урока капитаны команд записывают в ведомость, сколь и каких фишек набрал каждый из вас. Сдаете ведомости моим помощникам. И все фишки, полученные каждым из вас, превратятся в оценки.

Теоретический тур.

Обратите внимание на доску.

Какое отношение имеет это животное к теории эволюции?

Правильно. Тогда еще несколько вопросов о жирафе.

Как мог бы объяснить появление длинной шеи у жирафа Карл Линней?

Как объяснял это Жан Батист Ламарк?

Как можете это объяснить вы на основе знаний эволюционной теории Чарльза Дарвин?

Вы знаете, что одним из главных событий в жизни Чарльза Роберта Дарвина стало его кругосветное путешествие на корабле “Бигль” в 1831 – 1836 годах.

Фрагмент № 3

Кто объяснит, какие наблюдения Чарльза Дарвина повергли сомнению его веру в неизменность видов.

(Нахождение в геологических отложениях Южной Америки скелетов вымерших гигантских млекопитающих похожих на современных броненосцев и ленивцев, изучение видового состава вьюрков на галапагосских островах. Чарльз Дарвин обнаружил близкие виды вьюрков, различающиеся между собой характером питания и формой клюва. Особенности развития грызуна туко-туко).

Вернувшись в Англию, Чарльз Дарвин обратился к практике сельского хозяйства. Изучил работы по разведению пород голубей, собак и крупного рогатого скота, селекции растений. Он пришел к выводу, что действует определённая форма отбора.

Фрагмент № 4

(Искусственный отбор. Отбирающий фактор – потребности человека. Материал – наследственная индивидуальная изменчивость. Результат: новые породы животных и сорта растений).

К 1837 году Чарльз Дарвин становиться убеждённым эволюционистом и начинает искать движущий фактор эволюции.

Фрагмент № 5.

Назовите форму борьбы за существование? Укажите её причины.

Фрагмент № 6.

Межвидовая борьба за существование.

Назовите форму борьбы за существование? Укажите её причины.

Фрагмент № 7.

Борьба с неблагоприятными условиями среды.

Как называется эта форма борьбы за существование? Её причины.

Мы повторили все основные формы борьбы за существование, но всё же…

Фрагмент № 8

Объединены все выше представленные (ф. 5,6,7).

Какая форма борьбы за существование идет наиболее остро? Почему?

(внутривидовая, потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы).

Дарвин установил, что различные породы животных и сорта культурных растений созданы человеком в процессе искусственного отбора. Из поколения в поколение человек отбирал и оставлял особей с каким-либо интересным для него изменением, обязательно наследственным, и устранял других особей от размножения. В результате были получены новые породы и сорта, признаки и свойства которых соответствовали интересам человека.

Нет ли подобного процесса в природе?

Фрагмент № 9

В результате этого отбора выживают и оставляют потомство особи, наиболее приспособленные к определённым условиям существования. Какой это отбор?

Какой отбирающий фактор действует?

Что является материалом для отбора и какой его результат?

(Естественный отбор. Отбирающий фактор – среда обитания. Материал – наследственная индивидуальная изменчивость. Результат: новые виды животных и растений).

Да действительно естественный отбор.

Фрагмент № 10

Как называется эта форма естественного отбора? Её результат?

В каких условия действует этот отбор?

Фрагмент № 11

Какая форма естественного отбора представлена?

В каких условия существования действует этот отбор?

Естественный отбор движущая сила изменения видов. Виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды. Размножение организмов обеспечивает сохранение видов в природе. У раздельнополых животных часто встречается примеры частного случая внутривидового естественно отбора.

Фрагмент № 12

Как называется это отбор? Его роль в эволюции.

В природе у многих раздельнополых животных встречается ещё одно очень интересное явление

Какое это явление? Его роль в эволюции.

(обеспечивающее с одной стороны привлечение особи противоположного пола, а с другой стороны сохранение самки в период выведения потомства)

3. Обобщение по первой части урока.

А теперь давайте подведем итог этого этапа урока. И определим

а) движущие силы эволюции

б) что является материалом для эволюционных преобразований

в) что является результатом эволюционных преобразований.

Эволюции органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ

Многообразие современных пород животных и сортов культурных растений является результатом действия искусственного отбора.

4. Практический тур.

Первый этап

Сейчас вы покажите ваши умения применять теоретические знания на практике. Практический тур состоит из двух этапов.

Вам раздали задания первого этапа. В течение 7 минут вам необходимо заполнить таблицы. Не забудьте подписать фамилию. Это ваша вторая оценка. По истечению времени мои помощники соберут ваши работы.

Второй этап.

Вам предлагается тест. Выполняется в тетради. Время выполнения 5 минут.

Третий этап.

Задание выполнили, а теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа.

Ключ к тесту и шкала выставления оценок на доске и уже на ваших столах. Проверяйте работу простым карандашом. Время на проверку 3 минуты.

А теперь собрали тетради и положили на край стола. Третью оценку вам выставят с учетом тестов. За урок каждому из вас будет выставлен средний балл.

Источник

Технологическая карта «Теория Дарвина»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дарвинизм и его основные положения

Цель урока :сформировать понятие об основных положениях эволюционной теории Ч. Дарвина; показать вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

— научить объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, роль эволюционной теории в формировании современной естественно—научной картины мира.

-развивать умение работать с разными источниками информации, формулировать выводы, учить находить подтверждение теории примерами из окружающей действительности.

— воспитывать целеустремлённость в овладении знаниями, усидчивость и трудолюбие.

Образовательные :Сформировать понятие об естественных и социально-экономических предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина, о вкладе Дарвина в биологию; продемонстрировать идею о том, что все состояние естественнонаучных знаний и особые социально-экономические процессы подводили ученых к краху идеи о неизменяемости живых организмов, пробуждали мысли об историческом развитии живой природы.

Развивающие : Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать главное при прослушивании сообщений и работе с материалом учебника.

Воспитательные : Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь

к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.

Место проведения: кабинет биологии.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Формы организации учебной деятельности обучающихся : индивидуальная, фронтальная, групповая

Тип занятия: Изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Технологическая карта урока

Приветствие учеников, создание благоприятной обстановки для проведения занятия. Проверка готовности к уроку

Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку

Проверка/ актуализация знаний (полученных на прошлом уроке)

Я предлагаю вам просмотреть небольшой ролик и сказать О чём мы будем говорить на уроке?

О чём мы будем говорить, просмотрев этот фильм? Вопрос о развитии жизни, об эволюции –один из самых спорных и сложных вопросов в биологии, т.к. есть люди, которые не верят в эволюционный процесс, а трудный потому, что сложно представить себе развитие жизни на протяжении 3,5 млд. лет. Фильм показывает нам, как организмы изменяются с течением времени и эти изменения происходят в сторону усложнения организмов. Почему это происходит объясняет нам теория эволюции. Так что же такое эволюция? (ответ учащихся)

3)прием «Корзина идей»

Тема нашего урока «Эволюционная теория Чарльза Дарвина».

Наша задача узнать почему созданная в середине 19 века эволюционная теория Ч. Дарвина вызвала революционный переворот в науке? И как она повлияла на будущее?

Ученики вспоминают ранее изученный материал, принимают участие в беседе и постановке темы урока. Просматривают предложенный видеофрагмент. После записывают тему урока в тетрадь.

Изучение нового материала

Жизнь и биография Ч. Дарвина (. Пушкарь Маргарита)

Рассказ учителя с элементами беседы.

Создателем основ современного эволюционного учения по праву считают великого английского биолога Ч. Дарвина. В своих работах Дарвин объяснил изменение органического мира действием законов природы без вмешательства сверхъестественных сил. Эти объяснения ученый сформулировал в виде довольно простых положений:

Организмы обладают изменчивостью.

Об этом нам более подробно расскажет…..

Да действительно невозможно найти две особи, относящиеся к одному виду, у которых все признаки были бы одинаковыми.

Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству.

Теоретически при благоприятных условиях любые организмы могут размножиться в геометрической прогрессии, однако такого не случается, так как жизненные ресурсы ограничены, и многие особи погибают в борьбе за существование, не успев произвести потомство.

О вымерших видах животных и растений нам расскажет …..

Те организмы, которые располагают свойствами, полезными в данных условиях существования, имеют большую вероятность выжить. Выживая, они имеют преимущества в передаче этих полезных свойств потомству. Дарвин назвал этот процесс естественным отбором, или выживанием наиболее приспособленных.

Идеи Ч. Дарвина были научно обоснованы фактическим материалом, поэтому большинство ученых принимает их и сегодня. В ХХ столетии эволюционное учение Дарвина было подкреплено хромосомной теорией наследственности, развитием молекулярно-генетических исследований, систематики, экологии, эмбриологии, палеонтологии и других областей биологии.

Огромную роль в том, что Дарвин заинтересовался проблемами видообразования, сыграло его пятилетнее путешествие в качестве натуралиста к берегам Южной Америки на корабле «Бигль».

Об этом нам расскажет….

Ч.Дарвин об искусственном отборе.

Ч. Дарвин был хорошо знаком с изменчивостью домашних животных.

Внимательно слушают учителя, конспектируют важные моменты в тетради. Ученики, которым заранее для подготовки были розданы вопросы, выходят к доске, когда их вызывает учитель, и освещают порученные им темы.

Составить структурно-логическую схему:

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Основные положения теории. (с. 189-192)

Учитель распределяет класс на 6 групп, предлагает в каждой группе распределить роли: докладчик (выступает с ответом на вопрос), критик (задает вопросы докладчикам из другой группы, комментирует их ответ), эксперты – остальные учащиеся (организуют работу внутри группы, связываются с учителем, оценивают докладчика и критика).

3. Каждая группа получает по одному вопросу, по которым они готовятся в течение 10 минут.

4. Далее докладчики из каждой группы выполняют свою функцию, критики задают вопросы, а эксперты ставят оценки.

Составляют в тетрадях таблицы с помощью только что изученного материала и учебника. По истечении времени, отведенного на выполнение задания, сдают тетради.

Что такое эволюция?

В чем состоят основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина?

Как назывался корабль на котором путешествовал Дарвин?

Что такое изменчивость?

Капитаны команд по очереди выходят к доске, садятся на стул спиной к доске. На доске появляются понятия темы. Ученики дают определения данным понятиям. Капитан команды угадывает, о каком понятии идёт речь.

Искусственный и естественный отбор.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминая ранее изученный материал. Принимают участие в игре «Горячий стул».

Рефлексия и подведения итогов урока

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Принимают участие в обсуждении и рефлексии, помогая учителю уяснить степень реализации целей и задач урока.

Изучить 29 параграф учебника, выучить новые термины, подготовиться к самостоятельной работе. Дополнительное задание: подготовить доклад о жизнедеятельности Ч.Дарвина.

Записывают домашнее задание, обсуждают его с учителем.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

Урок проходил в 9 классе. На уроке присутствовали 24 ученика из 26, двое отсутствовали по болезни.

Тема урока: Дарвинизм и его основные положения

Цель урока : сформировать понятие об основных положениях эволюционной теории Ч. Дарвина; показать вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

Образовательные :Сформировать понятие об естественных и социально-экономических предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина, о вкладе Дарвина в биологию; продемонстрировать идею о том, что все состояние естественнонаучных знаний и особые социально-экономические процессы подводили ученых к краху идеи о неизменяемости живых организмов, пробуждали мысли об историческом развитии живой природы.

Развивающие : Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать главное при прослушивании сообщений и работе с материалом учебника.

Воспитательные : Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.

Данный урок был посвящен изучению новой темы и включал в себя технологию проблемного обучения и частично-поисковый метод.

Урок поставлен из 6 этапов, логически связанных между собой:

2. Проверка и актуализация знаний, целеполагание. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, на котором сообщалась тема и цель урока.

3. Усвоение новых знаний. На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, выделение наиболее существенных признаков, запись в тетради таблицы.

4. Практическая часть и закрепление помогли учащимся приенить полученные знания на практике и, воспользовавшись частично-поисковым методом, усвоить новый материал.

5. Информирование о домашнем задании. На этом этапе подведены итоги урока. Домашнее задание включает в себя дополнительные задания для желающих на повышенную оценку.

6. Рефлексия. Данном этапе проведено продуктивное самооценивание собственной деятельности учащимися.

На уроке большинство детей проявляли заинтересованность к данной теме. Впрочем, проблемные ученики в начале занятия выражали нежелание заниматься. Исправить ситуацию помогли дополнительные занятия для них, сумевшие заинтересовать и переключить их внимание. В работе с данным классом лучше всего использовать беседу. Ученики охотно отзываются на вопросы учителя, не бояться высказывать свое мнение, даже если оно является ошибочным.

В процессе проведения урока удалось добиться эмоционального оклика учеников, активизировать их деятельность и заинтересовать личностью Ч.Дарвина и его учением.

Время урока удалось распределить рационально. Расчет времени, отведенного на каждый этап урока, оказался верным. Связки между этапами урока были уместны и логичны.

Выполнить коррекцию полученного материала удалось с помощью игры «Горячий стул» на этапе закрепления. Ученики охотно откликнулись на предложенную игру. С интересом выходили к предложенному стулу. Не все их ответы оказывались верными, но проводимая тут же с помощью учеников и учителя коррекция помогала исправить неточности ответов.

Использованная структура урока, методы и приемы способствовали достижению целей и задач урока.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

В целом урок прошел успешно. Ученики хорошо усвоили новый материал и закрепили его в конце урока. Удалось активизировать даже слабых учеников, не заинтересованных в предмете. Во время проведения рефлексии ученики высказали свое позитивное впечатление от прошедшего урока.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Разработка урока «Положения теории Ч. Дарвина»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Кв каком классе изучают теорию дарвина. Смотреть фото в каком классе изучают теорию дарвина. Смотреть картинку в каком классе изучают теорию дарвина. Картинка про в каком классе изучают теорию дарвина. Фото в каком классе изучают теорию дарвинарылова Наталия Анатольевна

Учитель биологии 1 категории

средняя школа № 19 им. Булар батыра

Кордайский район Жамбылская область

Тема урока: « Основные положения учения Ч. Дарвина».

Цель урока: Установить основные положения учения Ч. Дарвина.

Проконтролировать уровень усвоения предыдущего урока.

Установить основные положения учения Ч. Дарвина.

Развивать навыки работы с тестами и критериями оценивания.

Развивать аналитические навыки работы с различными источниками биологической информации, выделяя главное; работы с биологической терминологией.

Я знаю уровень усвоения предыдущего материала.

Я установил основные положения учения Ч. Дарвина.

Я развивал навыки работы с тестами и критериями оценивания.

Я могу успешно работать с различными источниками биологической информации, выделяя главное.

Я могу правильно использовать биологическую терминологию данной темы.

Обеспечение урока: задания для работы групп, ватман, маркеры; презентация «Основные положения теории

2. Проверка домашнего

Предлагает выполнить самостоятельную тестовую работу (Подготовка к ЕНТ)

1. Закончить предложение

1.Наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы…… /эволюционное учение/.

3.Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов, называется.. /систематикой/.

4.Первая эволюционная теория была предложена … / Ж.Б.Ламарком/.

5.Закон «Упражнения и неупражнения органов был предложен»… / Ж.Б.Ламарком/.

2. Определите, о каком учёном составлен синквейн:

2. Описывал, систематизировал, организовывал.

3. Создал лучшую искусственную систему.

2.Боролся, отстаивал, доказывал.

3.Создал первое эволюционное учение.

2.Путешествовал, наблюдал. Анализировал.

3.Выяснил причины эволюции живого.

Взаимопроверка по критериям

(Приложение 2) (Приложение 3)

1. Эволюционная теория 1 ошибка – «5»

2. Ч. Дарвин 2 – 3 ошибки – «4»

3. Систематика 4 – 5 ошибок – «3»

4. Ж.Б. Ламарк 6 и более ошибок – «2»

Отвечают индивидуально письменно на листочках

В парах меняются листочками

Оценивают работу друг друга по критериям

3. Определение темы

Упражнение – «Ситуация яркого пятна».

ЛИННЕЙ, ЛАМАРК, ….. ДАРВИН ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЯ ПОЛОЖЕНИЯ

Как вы думает, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Какие цели перед собой мы можем поставить на урок?

Пытаются определить тему урока и поставить цели урока.

На доске: «Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев»

Я предлагаю Вам пройти вместе с Дарвином путь, который привел его к научному открытию о движущих силах эволюции и созданию эволюционного учения.

Постановка проблемного вопроса:

Информация к размышлению

Русский ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев сделал некоторые расчёты: «Каждый год одно растение одуванчика производит порядка 100 семян. Если бы все 100 семян выросли бы в растения, и снова дали бы по 100 семян и так продолжалось бы из года в год, то в десятом поколении одуванчиков, чтобы расселить всех особей потребовалась бы площадь в 15 раз превышающая поверхность земной суши».

В 1859 году в Австралию привезли всего 24 кролика. Через 6 лет их стало уже 30000 особей, а еще через несколько лет они стали бичом сельского хозяйства.

Осётр имеет продолжительность жизни порядка 50 лет. Каждый год самка вымётывает около 30 тыс. икринок. Если ни одна икринка не пропадёт, то потомства только одной самки достаточно, чтобы заселить все реки планет.

Какое наблюдение можно сделать?

Учитель подводит учащихся к выводу о высокой интенсивности размножения особей. К тому, что каждый вид имеет потенциальную возможность в относительно короткий срок заселить все доступные ему места земного шара. Тем более, что примеры внезапных вспышек размножения, резкого увеличения численности, нашествий отдельных видов (насекомых, например), которые могли наблюдать учащи6ся в течение своей жизни, показывают реальность такой возможности.

Относительно этого известный вам ученый В.И.Вернадский сделал некоторые подсчёты: для полного захвата планеты различными организмами понадобился бы срок

Дикие свиньи – 5-6 лет

Домашние свиньи – 8 лет

Индийский слон – 1000 лет

Наблюдение 1. В природе любой вид растений или животных стремится к размножению в геометрической прогрессии . (отмечено Дарвином)

Но что мы наблюдаем в действительности?

Наблюдение 2. Однако безудержного роста численности не происходит. Число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным

— Какие свойства обнаруживаются у организмов?

— Как они способствуют эволюционному развитию вида?

Наблюдение 3. Организмам присуща наследственность и изменчивость

Таким образом, мы с вами сделали 3 наблюдения

Наблюдение 1. В природе любой вид растений или животных стремится к размножению в геометрической прогрессии

? Предположение (естественный отбор)

1. А теперь внимание вопрос: Почему же ни одуванчики, ни мухи, ни кролики, ни какие-либо другие организмы не заполняют собой весь земной шар. Почему всем хватает места на Земле?

2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?

3. Почему не все потомки доживают до взрослого состояния?

4.Что может быть причиной их гибели? Что не хватает всем живым организмам для существования?

(После обсуждения учитель делает запись на доске)

— Какой вывод из этих предположений делает Дарвин? (Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В природе происходит борьба за существование)

— Что является следствием борьбы за существование? (отбор)

Давайте вернёмся к нашему вопросу: «Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев». Почему не наблюдаем этого явления. (Возникает борьба за существование)

«Жизнь – есть борьба» сказал Еврипид

Давайте рассмотрим основные виды борьбы: (Просмотр слайдов о видах борьбы за существование), заполняем таблицу виды борьбы за существование

«Природа не терпит в своем царстве никого, кто не сумел бы отстоять себя» Ральф Эмерсон

Результатом борьбы за существование является естественный отбор.

Естественный отбор- это процесс преимущественного выживания и оставления потомства наиболее приспособленными особями вида.

Наследуемые признаки, повышающие вероятность выживания и размножения данного организма, передаваясь от родителей к потомкам, будут встречаться в следующих поколениях все чаще. В результате в течение некоторого периода времени таких особей с новыми признаками становится все больше, и они оказываются настолько непохожими на организмы первоначального вида, что представляют собой особей нового вида. Дарвин утверждал, что естественный отбор – общий путь образования новых видов.

Таким образом к результатам естественного отбора можно отнести:

— Приспособленность организмов к условиям окружающей среды

— Постепенное усложнение и повышение уровня организации живых существ

Информация для размышления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *