в каком классе читают станционный смотритель
Открытый урок по литературе «Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». 7-й класс
Класс: 7
1. Актуализация знаний
Дорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какое впечатление произвела он на вас?
Давайте вспомним сюжет произведения. Перед вами иллюстрации. Расположите их в хронологической последовательности.(251364). Произведения А.С.Пушкина отличаются необыкновенной глубиной, в них затрагивается много проблем. Выделите их, опираясь на иллюстрации.
2. Операционно-исполнительский этап
Постановка проблемы.
Как выяснить, кто прав? (обратиться к тексту произведения). Итак, тема урока «Проблематика повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какие задачи мы ставим? (Изучить основные проблемы и выявить главную).
Мы будем работать в группе. Каждая исследует свою проблему. Объединитесь в группы в зависимости от вашего выбора. Выберите капитана. Помните: успех группы зависит от каждого ее члена. Задача капитана – организовать совместную работу. Ознакомьтесь с материалами и распределите задания. Не забывайте обсуждать вопросы. Мнение каждого очень ценно!
3. Обсуждение заданий
Выступление групп с результатами исследований.
1 группа
Проблема «неравного» брака
1. В каких случаях брак считается «неравным»? (Неравный брак – это брак, заключенный между людьми разного возраста, разных сословий и разного финансового положения). О каком неравенстве идет речь в повести?
2. Расскажи историю похищения Дуни от лица Минского.
3. Какими словами мог бы Минский уговорить Дуню? Можно ли считать, что он обманул девушку?
4. Выдели основные черты характера Минского. Кратко поясни свой выбор. (Хитрый – притворился больным, вспыльчивый – вытолкал Самсона Вырина, заботливый – думал о Дуне).
5. Расскажи историю похищения Дуни от ее лица.
6. Против ли воли уехала Дуня с Минским? Почему она так поступила? (Нет, не против.Она влюбилась в Минского и хотела лучшей доли)
7. Почему Минский и Дуня не жили в Петербурге вместе? Любил ли он ее? (Возможно, Минский и любил Дуню, но они не были женаты, поэтому не могли жить вместе. Так как девушка была из другой социальной среды, он не спешил на ней жениться)
8. Почему Минский увез девушку, не спросив ее руки у отца? (Девушка нравилась ему, но он не готов был жениться на ней. Минский знал, что отец не отпустит дочь без брака)
9. В чем были опасения отца Дуни? Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе? (Отец боится, что Дуню обманут, выгонят, и она будет мести улицу, потому что такие случаи были не редкостью. Опасения отца, к счастью, не подтвердились. Минский оказался благородным человеком)
Выводы: Какие сложности возникли в отношениях молодых людей из-за их неравного положения? Можно ли было их избежать? (Минскому пришлось идти на обман, поступать непорядочно. Отец лишлся дочери, а дочь отца. Минский долго не мог решиться на брак из-за осуждения со стороны общества. Честь девушки была запятнана. С одной стороны, Минский должен был подумать о последствиях своего шага заранее и сохранить честь девушки. Но, с другой стороны, это был шанс для Дуни – выбиться из низкой социальной среды.Этот поступок был совершен в порыве эмоций.)
2 группа
«Отношения между родителями и детьми»
1. Что мы узнаем о семейной жизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?
«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный сертук с тремя медалями на полинялых лентах…». Таким увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? Чем вызваны эти перемены? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». У него горе. Его боль – дочь Дуня. Проезжий гусар Минский увез любимую дочь Вырина, красавицу Дуню в Петербург. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: “Старик не снес своего несчастья”.)
2. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)
3. Сопоставь эпизоды и чувства, которые испытал Самсон Вырин.
Через полчаса после отъезда дочери
Отец узнает, что дочери не было в церкви
Сердце его начало ныть
Самсон дожидается возвращения курьерской тройки
Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром
Смотритель пошел домой ни жив ни мертв
Объясни состояние героя. Как оно его характеризует?
4. Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор? В чем его сложность? (Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу письмо и сказать, что все у нее хорошо. Трудность ее выбора, что она любит и Минского, и отца.)
5. Готов ли смотритель простить дочь? Докажи. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Что поддерживает Вырина в его убеждении?
Перед вами картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.
Темой для написания картины послужила известная евангельская притча о блудном сыне. Подумаем, почему эта притча получила такое название.
6. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
7. Расскажи «Притчу о блудном сыне».
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Так почему притча получила такое название? (В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках)
В чем заключается ее смысл?
Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня суть этой притчи?
Попробуйте «войти в картину» и прочувствовать состояние героев. Сейчас вы в роли отца: встречаете вернувшегося сына и прикасаетесь к нему. Что ощущаете? А теперь вы в роли сына: склоняете голову перед отцом, стоя на коленях. Что ощутили? (Лицо блудного сына, прижатое к груди отца, скрыто от нас, но совершенно очевидно, что оно выражает искреннейшее раскаяние. В образе отца и сострадание, и всепрощение. Лежащие на плечах блудного сына руки передают глубокую нежность отца. Сын прощен. Оба счастливы)
Каковы же были ожидания Самсона Вырина? Оправдались ли они?
9. В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном?
Сравните репродукцию и иллюстрацию. Что их объединяет? А чем они отличаются?
Умер бедный Самсон Вырин. При посещении могилы отца «легла здесь и лежала долго» «прекрасная барыня» Дуня. Появилось ли у нее возможность повернуть жизнь вспять, вернуть хотя бы одно-единственное мгновение, чтобы попросить прощения у своего отца?
Вывод: Какие советы вы бы хотели дать Дуне?
Группа 3
Трагедия «маленького человека»
1. Прочитайте эпиграф к повести «Станционный смотритель». Объясни значение слова «диктатор».
Найди в тексте ключевые слова, характеризующие смотрителей. Соответствует ли эпиграф характеру главного героя? Какова роль эпиграфа? (Ключевые слова: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».)
2. Что такое трагедия? Какие события в жизни Самсона Вырина можно назвать трагичными? Почему?
3. Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом? (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин – мелкий чиновник. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)
4. Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина во время первого посещения дома Минского? (Деньги, которые ему дал Минский за дочь).
Почему так поступил Минский?
5. Какой эпизод подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над хорошо одетыми людьми привилегированного сословия? (ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвращение смотрителя, убежал)
Просмотр кинофрагмента «Встреча с Дуней». Каким мы видим Вырина в этот момент? Почему Минский считает вправе так себя вести?
6. Что важнее: чин или человек?
7. В начале повести, рассказывая о сословии смотрителей, рассказчик упоминает общеудобное правило: «чин чина почитай». Что оно означает? Какую роль оно сыграло в повести?
Вывод: Кто такой «маленький человек»? В чем трагизм его судьбы?
Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низших ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными качествами. С Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – темы «маленького человека».
Разработка урока по литературе » Станционный смотритель»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Тема: А. С. Пушкин «Станционный смотритель» Драматизм судьбы героини. Столкновение в ее сознании любви и дочернего долга.
Цель: работать над анализом произведения; дать оценку поступкам героини; развивать творческие способности; воспитывать чувство сострадания, сопереживания..
Оборудование: тексты повести; иллюстрации к ней.
Человек рожден для счастья,
Как птица для полета.
I . Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Почему мы не остаемся равнодушными, читая о Самсоне Вырине?
2. Что трогает нас во всей этой истории?
(Взаимопроверка текста. Работа в парах. Учащиеся поворачиваются друг к другу и, задавая вопросы по повести «Станционный смотритель», отвечают на них)
II . Мотивация учебной деятельности школьников.
— вступительное слово учителя.
— Ребята! Мне в руки случайно попало вот это письмо. (Звучит тихая музыка, а учитель читает письмо)
Прости свою дочь неразумную, батюшка. Вот я, твоя грешная Дуня. А в чем мой грех? Может быть в том, что хотела быть счастлива? А может в том, что полюбила? Ты, батюшка, моя радость и моя отрада.
Ты самое лучшее, что было у меня. Ты мне и матушка и няня и подруга, ты мой светлый луч. Но я грешна. Я полюбила. Любовь слепа… И я ослепла. Я, которая была частичкой твоего сердца, слепо вырвалась из него и тлеющей искоркой полетела в свет, полный интриг, зависти и униженья. Но слепцы глупы. И в этом их грех…
Прости свою Дуню если сможешь, батюшка.
— Как вы думаете, кто написал его? Кому оно адресовано?
— Действительно! Оно адресовано Самсону Вырину. Что толкнуло Дуню на этот шаг? Отчаянье? … Чувство вины.
III . Объявление темы и целей урока.
Об этом мы узнаем на протяжении нашего урока. (учащиеся определяют тему и цели урока. Записывают в тетрадь)
IV . Восприятие учащимися учебного материала.
1. Когда мы впервые видим Дуню?
2. Чем она нравиться проезжающим, которые на некоторое время задерживаются в доме смотрителя?
3. Чем заканчивается повесть?
(подвести учащихся к тому, что Дуня лежала на могиле своего отца и плакала, никого не стесняясь. Как это называется? РАСКАЯНИЕ)
2. заботливая, трудолюбивая любознательная;
3. любила. Верила, мечтала;
4. испытывала чувство ответственности за судьбу отца;
5. исповедь у могилы, раскаянье.
(подведение итого. После учащиеся определяются как будут работать дальше: по группам, индивидуально или в парах)
— А сейчас попробуем составить более полную характеристику Дуни.
1 группа. (работа с учебником)
Составить цитатную характеристику.
2 группа. Какие вопросы вы задали бы главной героине?
Какие вопросы задал бы Дуне Минский?
Какие вопросы задал бы Дуне ее отец? (при условии что встреча состоялась)
РАБОТА В ПАРЕ ( придумать свой конец повести со слов «Наконец к вечеру приехал ямщик один и хмелен, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром»)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. (2 учащихся попытаются назвать плюсы и минусы главной героини)
1 группа. (цитатная характеристика Дуни)
2 группа. (учитель вызывает учащуюся, которая, «играя Дуню», будет отвечать на вопросы)
3 группа и 4 группа (аналогично)
Индивидуальная работа. Учащиеся называют плюсы и минусы Дуни (чаша весов)
Перед вами весы. У каждого из вас на парте лежит маленький шарик. На весах плюс и минус. Подумайте… Кто оправдывает нашу героиню – кладет шарик на плюс. И наоборот. Делаем вывод.
— В чем драматизм судьбы Дуни?
Ее не бросили, не обманули. Она богата, счастлива, имеет детей, живет барыней… Но нет.
Конец повести печальный, нет в нем радости.
Почему. Почему все так. Может быть, она стеснялась своего отца. А может, зависела от мужа? Но то, что Дуня думала об отце, страдала это точно, она ведь приехала. Была на кладбище.
А если бы на ее месте были вы? Какой урок вынесли для себя? (Запись в тетрадь, озвучивание. Обратить внимание на эпиграф)
А может можно было что-то изменить в судьбе героев? Но как?
Работа в паре (учащиеся записывают придуманный конец повести. Класс сравнивает. Анализирует, делает выводы)
V . Подведение итогов урока. (творческое задание)
На доске висит чистый лист бумаги. У вас на парте кисточки и краски. Ваша задача заполнить этот лист бумаги. Изобразить тот цвет, который соответствует вашему настроению после прочтения повести.( обсуждение )
VI . Домашнее задание.
1 группа. Раскрыть связь идеи повести «Станционный смотритель» с притчей о блудном сыне.
2 группа. В чем заключается гуманизм повести?
3 группа. (творческая) составить стихотворение на тему: «Мой Пушкин»
Тема: В.Т. Короленко. Мир обездоленных в рассказе «В дурном обществе». Знакомство с героем. Вася и Отец.
Цель: познакомить учащихся с личностью писателя; показать жизнь обездоленных в Княж-городке, помочь осмыслить отношения, сложившиеся у Васи с отцом после смерти матери; развивать творческие способности учащихся, умение самостоятельно анализировать и делать выводы; воспитывать любознательность.
Оборудование: учебники; наглядный материал, творческие задания.
Каждый идет своей дорожкой, и кто знает … может быть, это и хорошо…
I. Актуализация опорных знаний учащихся (приветствие)
II. Постановка целей и задач урока.
Учащиеся открывают тетради и записывают тему.
Какие цели на этом уроке мы можем себе поставить? (отвечают и записывают в тетрадь)
Обратите внимание на эпиграф (читают самостоятельно в слух) мы еще вернемся к нему позже. А сейчас… (стук в дверь) Входит ученик в образе В. Короленко и рассказывает «свою биографию»
— Когда умер писатель? (1921г)
III. Работа над темой урока.
1. Год рождения Короленко (1853г)
2. Кем был его отец? (уездный судья)
3. В каком городе Короленко поступил в реальную гимназию? (г.Ровно)
4. В каком году В. Короленко поступил в Технический институт? (в 1871г.)
5. Где прожил последние годы своей жизни Короленко? (в Полтаве)
6. В каком году умер писатель? (в 1921г)
— Обмениваемся тетрадями и проверяем. Ответы на доске. Выставляем оценки. Один ответ 2 балла.)
— Вступительное слово учителя. Детские воспоминания писателя о тяжелой жизни бедняков легли в основу рассказа «В дурном обществе».
Сл. Работа. А что же значит это слово – общество? (зачитывает ученик)
Общество – собрание людей, товарищески, братски связанных какими-либо общими условиями.
Посмотрите на доску. Вот это слово. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы жить в нашем обществе? (Коллективная работа)
О – тветственность (обходительность)
Б – лагоразумие (бдительность)
Т – ерпимость (трудолюб, творческ)
В – заимовыручка (взаимопонимание)
О – ткровенность (открытым)
А вот почему наш рассказ называется «В дурном обществе» это мы выясним в ходе его детального изучения. (Физ.минутка)
— Беседа с учащимися.
Что можно сказать о жизни в Княж-городке, если его «лучшим украшением» было здание тюрьмы? (работа с книгой. Найти и выписать в тетрадь прилагательные, с помощью которых автор описывает город. «Сонные заплесневевшие пруды»; «серые заборы»; «подслеповатые, ушедшие в землю хатки»; мост «точно дряхлый старик»; ребята «ползающие в уличной пыли»)
Какие чувства испытываете вы, читая эти строки? А вам хотелось бы жить в таком городе? Первым жителем этого города, с которым мы сегодня познакомимся, есть Вася. Кто это?
Почему Вася оказался одиноким в своей семье?
1 группа, 2 группа. Перед вами цитаты взятые из текста. Ваша задача распределить их в нужной последовательности и заполнить таблицу на доске.
3 группа. Обобщающая беседа. Ответить на вопросы (учитель дает вопросы учащимся) и сделать вывод.
1. Почему Вася чувствовал себя одиноким в семье?
2. Как относился отец к сыну? Почему?
3. Страдал ли Вася из-за такого отношения?
4. Были ли моменты, когда Вася пытался сделать шаг навстречу отцу? Чем заканчивались эти попытки?
Какие чувства вызывает у вас Вася? Жаль ли вам его? (подтвердить цитатами из текста.
4 группа. Творческая группа (подумать. Можно ли изменить взаимоотношения между сыном и отцом? Как?)
Давайте вернемся к нашему эпиграфу. Прочитаем. Можно его применить к нашим героям?
Как вы думаете, почему в рассказе нет портрета Васи?
Давайте попробуем составить словесный портрет Васи?
Влияет ли общество на формирование личности?
(Бедность их делает изгоями жизни. Для богатых они никто.
Они лишь существуют. Поэтому обречены на прозябание и нищен-
ское существование, без всякой возможности на достойное развитие и образование.)
1.Сравнительная характеристика девочек.
2.Выразительное чтение понравившегося эпизода.
3.Сочинение- рассуждение.( Мое отношение к прочитанному)
Урок в 7 классе «Станционный смотритель»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина».
Цель: обучение анализу художественного произведения.
Образовательные: научить глубокому осмыслению повести, сформировать навыки работы над художественной деталью; почувствовать трагизм положения в обществе «маленького человека»;
Развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;
Воспитательные: воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки
1.Проверка знания текста.Тест.
2.Характеристика Самсона Вырина.
1. Каким мы увидели его впервые?
2. На какую деталь в описании комнаты следует обратить внимание?
3.Какой мы увидели Дуню?
4. Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?
1. Найдите в повести другой портрет этот героя.
2.Как выглядит комната потом?
3.Как изменилась Дуня во 2 части рассказа?
4. Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?
3. Перечитаем описание «картинок, украшавших их смиренную, но опрятную обитель».
— Как это связано с нашей повестью?
— Сравним притчу о блудном сыне и нашу повесть о «блудной дочери».
4.Восстановите последовательность событий.
1. 2.
3.
4. 5.
6.
7.
– Почему Дуня не сошла у церкви, а поехала дальше? Понимала ли
она, что разобьёт сердце своего отца? Подтвердите цитатой из текста.
– Давайте вслед за Дуней отправимся в Петербург.
Какой мы видим дочь станционного смотрителя в столице?
– Изменилась ли её жизнь? Как ей живётся с Минским? Свой ответ
подтвердить цитатами из текста.
– Счастлива ли она с Минским?
– Безоблачно ли её счастье?
В какой момент смотритель понял, что не вернуть ему дочь?
Фраза «бедный смотритель».
— Почему Дуня упала в обморок при виде отца?
Причина в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом..
— Почему Вырин, видя дочь, окружённую богатством и любовью, упорно пытается вернуть её домой?
Потому что понимает её положение в обществе.
— Каково её положение?
Содержанка у богатого барина.
Минский ездит к Дуне в гости. «нельзя, нельзя, у Авдотьи Самсоновны гости!»
В тот момент, когда гусар вошёл в дом смотрителя, требуя лошадей, Дуня за перегородкой сама шила себе платье. Скорей всего это было скромное платье. Когда смотритель увидел Дуню у Минского, одета она была со всей роскошью моды. А что из этой роскоши принадлежит ей?
Может накричать, оскорбить и даже избить плёткой человека, он грубо выталкивает Вырина. Дуня с криком падает на ковер, а Минский не бежит к ней справиться о её здоровье, а выталкивает Вырина..
— Как поступает Вырин, принимая Минского у себя в доме?
Уступает ему свою постель.
— Как заканчивает свою повесть Пушкин?
Первый приезд повествователя: «День был жарким. В трёх верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь…»
Последний приезд: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев.».
Осень – это время?? Сбора урожая.
— Какова роль пейзажа в повести?
Стиль финала скуп и деловит:
На переднем плане здесь не Вырин, не Минский, а Дуня: «прекрасная барыня», такая «добрая барыня», «славная барыня». Но в устремлении к приобретению счастья она проявила эгоизм, стала счастливой, как иногда говорят за счет «третьего лица».
8.Сравнительная характеристика повести с притчей.
Тема блудного сына актуальна не только в русской, но и мировой культуре.
Просмотр полотен живописи, изображающих историю блудного сына.
— Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы).
«Прекрасная Барыня», лежавшая долго на груде песку, оплакивала, видимо, потерянный рай, «тёплый край» детства, любви. Теперь, когда вернулась блудная дочь, никто её уже не ждёт, никто не напоминает ей о том времени, когда ей было хорошо. Заменила ли ей «карета в шесть лошадей» и черная моська те картинки, которые украшали их с отцом покой, их рай, их «тёплую страну.»
-Итак, подведем итоги. Как история Самсона Вырина и его дочери связана с сюжетом евангельской притчи?
Описывая станцию, рассказчик подробно говорит о «картинках»? Как связаны «картинки» с содержанием повести?. Провести параллели. Составление таблицы
Притча / История Дуни
Блудный сын добровольно уходит из родного дома, с благословлением отца.
Дочь уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
2.Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой, потому что не верит в прочность её случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житьё
3. Блудный сын ведёт разгульный образ жизни. Живёт в нищете.
3. Дуня живёт в Петербурге в роскоши и в богатстве.
4. Сын, голодный и нищий, возвращается домой.
4. Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
5. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном.
5. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
Вывод:блудный сын из библейской притчи успел вернуться к своему отцу и был прощён им, а Дуня опоздала, прощения она не получила. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины.
Расставание родителей и детей неизбежно. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого.
В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Важно вовремя попросить прощения у родителей за обиды, нанесённые им, потому что возможность сказать «Прости меня» может больше не представиться
9. Анализ эпизода.Финал «Станционного смотрителя».
— Дуня вышла замуж или нет? Счастлива она или нет?
— Как жила Дуня все эти годы, вспоминала ли отца? Почему не приехала раньше? Стыдилась? Чего боялась? Или Минский не пускал?
Если даже предположить, что Дуня теперь Минская, говори ли это о её счастье. Каким может быть замужество без родительского благословения.
С такой тяжелой ношей. Вырин последний раз видел Дуню, лежащую в обморочном состоянии. За время разлуки с отцом у неё родились дети, внуки Вырина., которых он не только не нянчил, но и не увидел, А ведь детей он любил. Он возился с деревенскими ребятишками, угощал их орешками, и вырезал им дудочки.
— Разве это нормально, разве это по-человечески, разве это замужество?
Возможно, материнство помогло Дуне испытать неведомые раньше чувства. Однако эти чувства не обогатили её жизнь, но наоборот усугубили её чувство вины перед отцом.
Слова смотрителя о том, что Дуня, возможно, где-то метёт кабак не сбылись, но и слова Минского о счастье Дуни не сбылись тоже, ибо какое может быть счастье у человека, живущего с такой тяжестью, как у неё.
Почему Дуня так долго лежит на могиле отца?
– Может ли её простить отец?
– Есть ли вина Дуни в том, что её отец так рано ушёл из жизни?
(Мы можем стать виновниками несчастья, гибели дорогих нам людей.
Мы несём ответственность за наши поступки.)
Так кто же оказался счастливее: голодный блудный сын (а его мы видим на картине Рембрандта) или разбогатевшая Дуня?
(Блудный сын оказался счастливее. Осознав свою неправоту, он получил прощение отца. Дуня тоже осознала свою вину, но прощения получить не смогла – отца уже не было в живых. Её предстоит жить с чувством вины.)
– Какую заповедь нарушила Дуня?
(Учитель открывает на доске закрытое заранее белым листом высказывание из Библии: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». )
Вернёмся к вопросу нашего урока: кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так трагично? К какой мысли подводит нас писатель?
(Взаимоотношения родителей и детей требуют доверия, деликатности, терпимости, умения уступать друг другу. А. С. Пушкин
сочувствует и Дуне, и Вырину. В том, что финал этой истории столь трагичен, есть вина и отца, и дочери.)
Поэтому очень важно говорить и, главное, своим поведением показывать родителям, что мы их любим. Важно вовремя попросить прощения за нанесённые (вольно или невольно) им обиды, потому что возможность сказать: «Прости меня», – может больше не представиться.
Вспомните, ребята, как часто вы говорите родителям о своей любви, просите ли прощения, говорите ли по душам. Подумайте об этом, ребята!
Я думаю, что трагедия, произошедшая в семействе Выриных, не пройдёт бесследно для каждого из вас.
Чем мы станем для наших родителей (обращаемся к эпиграфу урока) –
радостью или горем – зависит от каждого из нас.