в каком году появилась кааба
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА КААБЫ
Есть варианты рассказов, связанные со строительством Каабы и совершением тавафа (обхода) ангелами за две тысячи лет до рождения пророка Адама (мир ему). Истину знает только Всевышний!
Всевышний обязал мусульман совершать таваф (обход) вокруг нее, совершать намаз в ее сторону и лицезреть ее. За эти дела Он высоко награждает поклоняющихся. Аллах увеличил воздаяние за добродетель, совершенную вокруг Каабы и в самой заповедной Мекке, до ста тысяч раз.
Также, ввиду того, что люди не могут видеть Аллаха на земле, Кааба сделана подобием дома правителя земли, к которому приходят люди со своими просьбами и жалобами. Так как приветствие за руку и целование является обычаем, подобием этому, Всевышний создал Черный камень, который расположен в углу Каабы.
Для праведников, жаждущих встречи со Всевышним, приход к Каабе, прикасание к Черному камню и целование его, является как бы малой, предварительной встречей с Ним.
Это был очень драгоценный и прославленный камень, и каждый род хотел сам установить его. Изо дня в день спор разгорался все сильнее и сильнее. Некоторые общины поклялись, что если им не позволят установить камень, то будут вести борьбу до смерти. Среди них был один почтенный старый человек по имени УмайятбинуМугира. Он сказал: «О род курайшитов, не проливайте кровь, и первому, кто войдет в ворота, поручите принять решение и послушайтесь его». Первым, вошедшим в те ворота, оказался молодой Мухаммад (мир ему и благословение). И все в один голос сказали, что согласны с решением, принятым им. (Мухаммада (мир ему и благословение) курайшиты называли справедливым.Когда возникали споры, они приходили к нему, веря, что он скажет только правду и вынесет только справедливое решение.)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) расстелил на земле одежду и положил на нее камень. Потом повелел старшим из каждого рода взяться за углы одежды и всем вместе поднять камень. Когда камень подняли на уровень стены, Мухаммад (мир ему и благословение) сам установил его на место. Тогда старец Умайят воскликнул: «Браво! Браво! Этот юноша будет примиряющим людей».
При строительстве Каабы с большим энтузиазмом работал и сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Он на плечах переносил камни. Дядя Аббас (да будет доволен им Аллах) посоветовал ему снять верхнюю одежду и, как другие, подложить ее (чтобы легче было нести камни). Он упал, как только так поступил. Пророк (мир ему и благословение) посмотрел на небо и сказал: «Подайте мою рубашку», так как он услышал голос: «О Мухаммад, укрой свое тело!» Всевышний еще в юности уберег его от постыдных дел, даже таких, как оголение тела выше пояса.
Теперь подумайте об удивительном уме, которым Аллах одарил Мухаммада (мир ему и благословение), и об его удивительном справедливом решении, разрешившем тот тяжелый спор. Какое у курайшитов было к нему доверие и уважение! А после получения посланничества, многие из курайшитов стали самыми ярыми его противниками и врагами.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), который до ниспослания откровения (вахью) говорил только правду и был доверенным, после стал для многобожников «лгуном и ярым врагом». Вот так ослепляет людей любовь к славе, богатству и правлению!
Да наставит Всевышний всех на истинный путь! Амин.
Главная мусульманская святыня Кааба. Справка
Кааба – главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров. Две стороны его имеют ширину по 10 и две – по 12 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света.
В восточный угол Каабы на уровне 1,5 м вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом.
Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы, ведь каменистая Аравия изобилует многими потухшими вулканами.
Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.
По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.
Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.
В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня – примерно, 16,5 на 20 см.
Кто и когда первоначально построил Каабу – неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.
В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).
Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.
Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.
Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.
Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.
До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.
История Каабы
Мусульмане пять раз в день совершают намаз в одном направлении − в сторону Мекки, где находится священная Кааба (сооружение, высотой около пяти метров в виде куба, покрытое черной тканью). Это − кубическое сооружение, стороны которого точно обращены в направлении полюсов компаса: север, юг, запад и восток. Итак, что же такое Кааба? В народе бытуют разные версии, связанные с чудесами черного камня в Мекке, который висит в воздухе. Для начала нужно рассказать нашим читателям об истории Каабы.
Итак, ее построил первый человек Адам (мир ему!). Это − первое сооружение человека на земле, первый дом, воздвигнутый с целью поклонения Единому Богу!
Достоверно известно о том, что Каабу восстановил после всемирного потопа Ибрахим (мир ему!) со своим сыном Исмаилом. На то время в ее окрестностях жили сын его Исмаил и племя Джурхума (родом из Йемена). Сооружение Ибрахима (мир ему!) оставалось нетронутым вплоть до времени его перестройки племенем аль-Амалика и позже племенем Джурхума.
Когда во втором столетии до хиджры управление Каабой перешло в руки Кусая ибн Килаба – предка пророка (мир ему и благословение!), он разобрал ее и заново отстроил на твердом фундаменте, соорудив крышу из пальмовых стволов. На одной из сторон им был также построен «Дару-н-Надва» (Дом собрания) – место, с которого он осуществлял правление и где держал совет со своими сподвижниками.
Позже он разделил все стороны Каабы среди различных родов Курайшитов, каждый из которых строил дома на отведенной ему стороне. Двери их открывались в направлении Каабы.
За пять лет до начала миссии пророка (мир ему и благословение!) случившееся наводнение разрушило строение. Обязанности, связанные с ее отстройкой, Курайшиты поделили между собой. Для ее постройки они наняли римского строителя и египетского плотника, который должен был помогать в столярных работах.
Когда пришло время установления черного камня (по преданию, спущенного из рая вместе с Адамом и Евой), возник спор о том, какой род должен быть удостоен чести установления камня на его место. Тогда они обратились к Мухаммаду (мир ему и благословение!), которому на то время исполнилось тридцать пять лет, с просьбой разрешить их спор, ибо глубоко верили в его мудрость и рассудительность.
Взяв плащ, он поместил на него черный камень, после чего велел взяться всем за края плаща и вместе поднять его. Когда камень принесли обратно и подняли на необходимую высоту (по восточному углу), он взял его и собственноручно установил на место.
К тому времени средства Курайшитов были истощены, и они решили уменьшить одну из сторон Каабы – именно так она и выглядит в наше время, поскольку часть первоначального строения была исключена. Это место носит название «хиджр Исмаил» («запретное место Исмаила»).
Конструкция Каабы
По форме Кааба является почти кубическим строением, в которое вмонтированы тяжелые темные синевато-серые камни. Сейчас в высоту она достигает шестнадцати метров. Во времена пророка (мир ему и благословение!) она была значительно ниже, что можно заключить из следующего факта: в день открытия Мекки пророк (мир ему и благословение!) поднял себе на плечи Али ибн Абу Талиба, чтобы тот смог сбросить идолов, расположенных на крыше Каабы.
Северная стена (обращенная к хиджр Исмаил), через которую подается вода, и противоположная ей (южная) достигают в длину десять метров и десять сантиметров, тогда как восточная, в которой встроена дверь, и западная имеют двенадцать метров в длину. Дверь находится на высоте двух метров над землей.
Черный камень установлен в восточном углу, поэтому для входящего в двери он оказывается слева. Камень установлен на высоте полутора метров от земли (то есть над уровнем места обхода). Во время обряда таваф (кружения) вокруг Каабы паломники стараются притронуться или поцеловать камень как дань тому, что делал пророк Мухаммад (мир ему и благословение!) во время хаджа. В исламе данный обряд имеет лишь символическое значение, то есть камень воспринимается верующими просто как камень.
Хаджар аль-Асвад (черный камень) представляет собой твердую массу (не известного пока науке происхождения), похожую на скалу. Черный камень не висит в воздухе, а вставлен в один из углов Каабы. Черный камень имеет неправильную овальную форму черного цвета с алым оттенком, на нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии, появляющиеся в местах соединения отколовшихся частей. Его диаметр составляет около тридцати сантиметров.
С древних времен углы Каабы именуются «аль-Аркан» (множественное число от «ар-Рукн», столб). Северный − Ираки Рукн (иракский), западный – Сирийский, южный – Йеменский и восточный (в нем установлен черный камень). Место между дверью и черным камнем называется «аль-Мультазам» (буквально место, которому он остается верным), поскольку совершающий обход твердо держится его, молясь и взывая к Аллаху.
Желоб, встроенный в северной стене и называемый желобом милосердия, впервые был вмонтирован аль-Хаджаджем ибн Юсуфом. В 954 году турецкий Султан Сулейман заменил его на серебряный, который, в свою очередь, в 1021 году был заменен Султаном Ахмадом на серебряный с позолотой. В 1273 году хиджры турецкий Султан Абдул-Маджид сменил его на золотой, таким он остается и поныне.
Покрывало Каабы
Относительно покрывала Каабы известно, что Тубба (титул королей Йемена) Абу Бакр Асад первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем. Его преемники следовали данному обычаю.
Пророк (мир ему и благословение!) покрыл Каабу йеменскими тканями. Эта традиция была продолжена, и покрывало называется по-арабски «кисва». Когда халиф Аббасидов приехал для совершения паломничества, смотрители дома пожаловались ему на большое число покрывал, которые накопились на крыше, подвергая ее тем самым опасности обрушения. Халифом был отдан приказ об их устранении. С тех пор каждый год старое покрывало должно было сменяться новым, на котором вышиты аяты из Священного Корана. Этой традиции следуют и по сей день. А фрагменты ткани «кисвы» с вышитыми аятами Священного Корана преподносят в дар разным странам от имени короля Саудовской Аравии, так как он имеет титул хранителя двух святынь (Мекки и Медины).
Забота (попечительство) о Каабе
Попечительство над Каабой оставалось за родом Хузаа вплоть до времени Халиля аль-Хузаи. Он назначил свою дочь (которая вышла замуж за Кусая ибн Килаба) своей преемницей и наделил человека из своего рода – Абу Габшана аль-Хузаи − правом открывать и закрывать двери. Абу Габшан продал свое право Кусаю ибн Килабу за одного верблюда и полный мех вина.
Право заботы о Каабе впоследствии было передано Курайшитам. Положение дел сохранялось до тех пор, пока пророк (мир ему и благословение!) не вступил в Мекку и, войдя в Каабу, не приказал выбросить все изображения и разрушить всех идолов.
Место стояния Ибрахима (мир ему!) – камень, на котором остались отпечатки его ног во время его молитвы. Над ним на четырех столбах был построен купол. В этом месте после совершения обхода люди часто выстаивают молитвы.
Значение Каабы
Каабу высоко чтили многие народы и племена, жившие на Аравийском полуострове. Евреи чтили Каабу и поклонялись там Богу согласно религии Авраама (Ибрахима) (мир ему!). В Каабе раньше находилось много рисунков и изображений, в том числе Ибрахима и Исмаила (мир им!) с пророческими стрелами в руках. В ней находились также образы Девы Марии и Исы, сына Марии (мир им!), это свидетельствует о том, что христиане также, подобно евреям, почитали Каабу.
Арабы всегда относились к Каабе с наивысшим уважением. С самых ранних времен они веровали, что Кааба – дом Аллаха, и совершали паломничество к ней со всех уголков своих земель. Они знали, что Каабу построил Ибрахим (мир ему!) и что паломничество к ней является частью религии, унаследованной ими от него.
Забота о Каабе была поручена Исмаилу (сыну Ибрахима), и он передал это право своим потомкам. Со временем численность и мощь Исмаилитов значительно возросли. Вождем Исмаилитов в то время был Амр ибн Лахий, глава одного из родов Хузаа. Он стал владыкой Мекки и взял в свои руки попечительство над Каабой. Именно он отошел от религии ханифа (единобожия), установил идолов в Каабе и призвал людей поклоняться им. Первым идолом, который он поставил, был Хубал, привезенный им из Сирии, позже появились и другие.
Постепенно в Каабе было собрано множество идолов, и среди арабов распространилось идолопоклонничество. Первоначальная религия единобожия предка арабов Ибрахима (мир ему!) была искажена и забыта, пока Аллах не послал Своего пророка и посланника Мухаммада (мир ему и благословение!) с миссией призыва к единобожию.
Кааба
Кааба в Мекке или аль-Кааба – так называется главная святыня мусульманского мира. Именно в сторону нее все молящиеся мусульмане обращаются во время совершения намаза, это называется обратиться в направлении киблы.
Также к Священной Каабе каждый год мусульмане всего мира совершают паломничество в рамках Хаджа, и это паломничество является важной частью мусульманского ритуала.
В мусульманском мире считают, что Камень Каабы на земле воплощает находящуюся на небесах ал-Каабу.
Кааба располагается в самом центре ал-Масджид ал-Харам, Запретной Мечети, которая является главной мечетью Саудовский Аравии.
Внешний вид
Кааба в Мекке – это здание из камня, которое достигает пятнадцати метров в высоту и имеет основание 12 метров на 10 метров, своими углами Кааба указывает в стороны света.
Каждый угол священной Каабы имеет свое название:
Сверху Каабу покрывает черное полотно или кисва, представляющее собой сшитые вместе полотнища черного цвета. На данном полотне вышиты аяты Священной книги Коран, которые располагаются по бордюру, а также вышиты внутри медальонов. Это аяты Священной Книги Коран, которые имеют отношение к вопросам Хаджа и самой Каабы.
В северо-восточной стене здания расположена дверь, которую также скрывает покрывало. Эта дверь расположена высоко над землей на высоте около двух метров. Для того, чтобы попасть внутрь для очищения Каабы или во время ее посещения, к данной двери приставляют специальную лестницу.
Кааба внутри
Внутри Каабы расположены три колонны, также внутри размещено много светильников и ламп, которые украшены росписью эмалью. Внутри Каабы хранят дарственные свитки Священной Книги Коран.
Между местом, где располагается черный камень Каабы, и дверью есть часть стены, которая носит название «ал-мультазам». Возле этой части стены мусульмане произносят молитву, от Пророка ﷺ передаются слабые хадисы, что в этом месте (между дверью и камнем) он ﷺ прикоснулся к Каабе грудью, лицом и руками и делал дуа. То же самое достоверно передается от некоторых сподвижников, поэтому можно так делать. Можно говорить любое дуа, хотя от сподвижников передается конкретное дуа.
Северо-западная стена имеет водосток, который выступает с крыши и отделан позолотой. Этот сток для воды носит название «мизаб ар-рахма» или «ал-мизаб».
Кибла – это та часть Каабы, которая расположена между ал-мизрабом и западным углом здания Каабы.
Ал-хатим – это полукруглая стенка, расположенная у северо-восточной стены Каабы, с помощью ал-хатим отгораживается хиджр Исмаил или ал-хиджр, так называют то место, в которое не заходят паломники, когда обходят Каабу семь раз, совершая таваф во время хаджа. Во времена Ибрахима ал-хиджр являлось частью самой Каабы.
Вокруг Каабы
На видео выше можно увидеть прямую трансляцию в онлайн режиме Каабы.
Вокруг Каабы вымощена дорожка, и по этой дорожке паломники ритуально обходят святилище – этот ритуальный обход носит название «таваф».
Практически напротив того места, где расположен «черный камень», располагается Замзам – священный источник.
Когда Пророк Мухаммад ﷺ был молод, внутри здания ал-Каабы в Мекке стоял идол божества по имени Хубала, который являлся покровителем Мекки. Вокруг Каабы в то время находились триста шестьдесят идолов разных божеств, которых почитали в Аравии в разных ее районах и землях. Стены Каабы изнутри были покрыты, как сказано в легенде, изображениями персонажей из Евангелия и Библии.
Тайна «черного камня Каабы»
Напротив «места Ибрахима» в углу Каабы заложен черный камень «Хаджар аль-Асвад». «Черный камень» является ничем иным, как белым яхонтом, который был принесен на землю из Рая, когда Бог даровал его пророку Адаму. Но камень стал черным из-за людских пороков и грехов.
Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе?
Ответ на этот вопрос очевиден: мусульмане не поклоняются ни черному камню, ни Каабе. Черный камень служит лишь откуда должен начинаться обход (таваф) вокруг Священного Дома для обрядов хаджа. Также Кааба указывает мусульманам в какую сторону нужно повернуться для совершения намаза.
История создания
Неизвестно, когда точно была возведена Кааба, и существует несколько разных точек зрения, по одной из таких точек зрения заслуга в строительстве Каабы принадлежит Пророку Адаму, который был первым человеком на Земле и создателем Каабы.
По этой версии, первое здание над этим камнем построил сам пророк Адам, по разным источникам, это было некое сооружение или палатка. Но самый первый вариант ал-Каабы был возведен его сыном Сифом или Шисом.
Далее Кааба подверглась разрушению, и только после того, как сын Ибрахима Исмаил поселился в Мекке, Ибрагим получил от Всевышнего Аллаха повеление восстановить основание, на котором стояла Кааба.
В достоверном хадисе сказано, что сын пророка Ибрахима приносил ему камни, а сам Ибрахим строил стены, и в самом конце строительства сын Ибрахима поднял камень, чтобы отец смог встать на него и закончить строительство, и в этом камне отпечатались следы пророка Ибрахима.
Значение
Мекканские суры Священной книги Коран упоминают, что Всевышний Аллах является Господином аль-Каабы, которую называют «ал-байт ал-мамур» или «ал-байт». В Священной Книге Коран верующих называют «народом Каабы» или «ахл ал-байт», а саму Каабу называют «древним Домом» или «ал-байт ал-атик».
Кааба приобрела для ислама еще большее значение, когда в Медине объявили Каабу киблой, то есть тем направлением, куда должны обращаться молящиеся во время совершения намаза, хотя до того момента молящиеся верующие должны были обращаться лицом в направлении Иерусалима.
Именно Каабе принадлежит заслуга в становлении ислама как религии самостоятельной и отдельной, имеющий аравийские корни.
Очищение от идолов
Перед Пророком Мухаммадом ﷺ встала задача очистить Каабу от идолов и освободить от неверующих. После того, как в 628 году в аль-Худайбии был заключен договор между мекканцами и мусульманами, последним было дано право совершать к Каабе паломничество. Во главе с Пророком Мухаммадом ﷺ мусульманами было совершено малое паломничество, которое состоялось в 629 году, и уже в 630 году мусульмане заняли Мекку, и тогда они уничтожили всех идолов, которые стояли снаружи Каабы. Также были уничтожены росписи на стенах.
Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр в 630 году совершил первый за всю историю ислама полноценный мусульманский хадж, и в связи с таким событием было ниспослано откровение Пророку ﷺ, которое установило правила совершения хаджа. Также в данном откровении было объявлено о том, что с многобожниками произошел полный разрыв. В этом откровении был введен запрет на то, чтобы язычники принимали участие в хадже. Посланник Аллаха ﷺ также совершит паломничество в 631 году, и это паломничество стало последним для него.
Реконструкции
Реконструкции вокруг здания Каабы велись как при жизни Пророка Мухаммада ﷺ, так и на протяжении последующей истории ислама территория вокруг Каабы реконструировалась и расширялась мечеть у Кааабы.
Каабу перестраивали по разным версиям от пяти до двенадцати раз за все время ее существования: причинами ее разрушения были и пожары, и потопы, и военные действия. Заботились о Каабе по очереди те племена, которые проживали в Мекке. За время своего существования Кааба неоднократно приходила в ветхое состояние и подвергалась разрушениям со стороны паводковых вод.
Реконструкция при курайшитах
В самом начале шестого века племя курайшитов, из которого происходил сам Посланник Аллаха ﷺ, осуществили ремонт Каабы. Руководил ремонтными работами мастер из Византии, который оказался в Мекке случайно, попав в кораблекрушение в Красном море.
Существует хадис, который рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ в возрасте двадцати пяти лет принимал участие в работах по ремонту Каабы. Во времена Пророка Мухаммеда ﷺ, еще до начала его пророческой миссии, была совершена самая известная из реконструкций Каабы, и именно Пророк Мухаммед ﷺ, приняв правильное решение, сумел спасти от кровопролития арабские племена. Когда разразился спор о том, кому после реконструкции вставлять «черный камень» в стену Каабы, было принято решение, что это должен сделать Мухаммед ﷺ, однако спор не утихал, поскольку теперь старейшины решили выяснять, кому принадлежит право нести этот камень к Каабе. И тогда Пророк Мухаммед ﷺ предложил неожиданное решение: он предложил положить камень на плащ, а старейшинам нести его вместе, взявшись за концы плаща.
Реконструкция храма при Пророке Мухаммеде ﷺ известна еще и тем, что при этой реконструкции форма Каабы, которая до этого момента была прямоугольной, изменилась на квадратную форму. Примечателен также тот факт, что курайшиты не соглашались использовать для оплаты работ по реконструкции и материалов для храма деньги, которые были заработаны нечестным путем, то есть путем азартных игр или грабежей, а также путем проституции и ростовщичества. Однако в процессе сбора средств было установлено, что люди настолько стали грешными и погрязли в стяжательстве, что нужной суммы не получается собрать только «чистыми» деньгами. В результате нехватки средств здание святыни и было укорочено, поэтому оно и приобрело квадратную форму. После этого попытки вернуть Каабе прямоугольную форму предпринимались не раз, но в итоге здание осталось кубическим.
Реконструкция после эры Пророка ﷺ – Абдулла ибн аз-Зубайр
В тридцатые годы седьмого века, когда во главе халифата находился халиф Умар, были уничтожены дома, которые находились рядом с Каабой, и вместо них в этом месте построили мечеть, которая получила название Запретная мечеть или ал-Масджид ал-Харам.
После того, как в 683 году Мекка была обстреляна войсками Омейядов, воевавших против Абдуллаха ибн аз-Зубайра, который объявил себя халифом, Абдуллах заявил, что продолжит замысел Посланника Аллаха ﷺ и выполнит его, сделает перестройку Каабы, чтобы вернуть святыне ее древний вид, который храм имел еще при Ибрахиме. Тогда здание Каабы расширили, а также включили в ее состав аль-хиджр.
После того, как в 693 году был разгромлен Ибн аз-Зубайр, святыня снова вернула себе тот вид, который был у нее прежде и который сохраняется до сих пор.
Исторические события, связанные с Каабой
Когда Мекку в 929 году захватили карматы, представлявшие крупное религиозно-политическое учение в халифате конца девятого начала десятого веков в период правления Аббасидов, они забрали с собой «черный камень», и только спустя двадцать лет удалось вернуть «черный камень» на его законное место.
С течением времени территория вокруг храма застраивалась самыми разными сооружениями, в число которых входили и кафедры основных мазхабов ислама. Эти кафедры были убраны, когда саудовские правители в пятидесятых-шестидесятых годах проводили крупный ремонт храма.
Правила посещения Каабы
Поскольку количество паломников огромное, а здание храма очень маленькое, посещение самого храма невозможно, поэтому войти и находиться внутри Каабы может быть разрешено только особым людям, но и для них двери Каабы открываются только два раза в год. Эти люди могут изнутри увидеть святыню только во время церемоний омовения, проходящих перед хаджем и перед началом священного месяца Рамадан. Совершающие хадж паломники могут прикоснуться к святыне, но посещение храма возможно только для мусульман, а представителям других религий невозможно попасть в эти святые места.
Будет ли разрушена когда-нибудь Кааба?
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)