в каком классе читают обломова

Пути исследования «спорных» произведений школьной программы (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов»)

Разделы: Литература

Если произведение искусства вызывает споры, — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
Оскар Уайльд

В школьном курсе истории русской литературы особое место занимают произведения, не поддающиеся однозначной трактовке, не позволяющие судить однозначно о героях, о событиях, об авторской позиции. Любой учитель-словесник без труда назовёт среди таких «спорных», приглашающих к дискуссии произведений «Героя нашего времени» Лермонтова, романы Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов», роман Тургенева «Отцы и дети», комедию Чехова «Вишнёвый сад», драму Горького «На дне», повесть Андреева «Иуда Искариот» и многие другие. Кто-то, вероятно, отметит неоднозначность и более ранних произведений – фонвизинского «Недоросля» или грибоедовскую комедию «Горе от ума».

На наш взгляд, тенденция к максимальной объективности и, как следствие, тенденция к горячим спорам по поводу литературных произведений совпали с периодом расцвета критического реализма в середине 19 века, когда стремление к «натуральному» изображению действительности приобрело характер едва ли не нарочитой беспристрастности авторов, намеренно, сознательно скрывающих (или как минимум маскирующих) свою позицию. Одним из первых в этом ряду стал Иван Александрович Гончаров, автор трёх романов о драматической судьбе человека на сломе эпох – патриархальной России и зарождающегося капитализма. На анализе вариантов интерпретации самого известного и изучаемого в школе романа «Обломов» мы и остановимся.

«Объективный талант» Гончарова признавал ещё Н.А. Добролюбов: писатель не склонен поучать читателя, не предлагает готовых выводов, Скрытая, явно не выраженная авторская позиция всегда вызывает споры, становится поводом для многолетней и в принципе бесконечной дискуссии как критиков, так и рядовых читателей.

Если проблематику художественного произведения рассматривать как «ряд острых жизненных противоречий (проблем), стоящих перед художником и его персонажами и настоятельно требующих своего разрешения в сюжетном действии», то следует помнить, что художественность как таковая предполагает сознательную со стороны писателя неразрешаемость проблемы до конца, соучастие в её разрешении читателя. Диалог с читателем возникает именно тогда, когда автор ставит проблемный вопрос, но не даёт на него чёткого ответа.
В этом смысле показателен роман И.А. Гончарова «Обломов». Буквально всё в нём, начиная от характера и образа жизни заглавного героя до поступков окружающих его персонажей, предполагает разные, зачастую противоположные трактовки. Если спросить человека, не связанного с литературой, но помнящего школьную программу, о чём «Обломов», то скорее всего мы услышим, что это роман о лентяе. Действительно, в массовом сознании фамилия Обломова и слово «обломовщина» встали в один синонимический ряд с понятием лени. Однако Гончаров пишет отнюдь не о лени и не в ней самой видит проблему существования человека.

Одна из центральных проблем «Обломова» – вопрос о том, для чего и во имя чего человек живёт, и нужно ли осуждать Обломова за пассивность жизненной позиции.

На первых же страницах мы видим героя, чьим «нормальным состоянием» было лежание. Следствием образа жизни героя становится и удручающая бытовая обстановка его квартиры. Илья Ильич Обломов в первой части романа совершенно несимпатичен в изображении автора и поначалу производит неприятное впечатление на читателя. Однако Гончаров постепенно усложняет наше восприятие Обломова, многосторонне мотивируя его отказ от активной жизненной позиции.

В романе предпринята попытка показать оба варианта отношения к любимому человеку. Ольга всеми силами стремится изменить героя, и возникает ощущение, что любит она не настоящего, а будущего Обломова – того, которого она себе нафантазировала. Именно это становится причиной сомнений героя и в самом себе как достойном избраннике Ильинской, и в её любви. Спустя время Обломов женится на Пшеницыной. Эта женщина полностью принимает Обломова таким, каким мы видим его в начале романа. Она не пытается его менять, она всячески ему угождает, но именно это и становится началом духовного и физического конца героя: он окончательно погружается в «обломовщину», из которой уже не будет выхода.

Третья проблема касается отношения к Штольцу как к другу Обломова. Можно ли считать Штольца «положительным» антиподом Обломова? И если да, то в чём «положительность» Штольца? Неужели этот персонаж лишён недостатков?

С одной стороны, так и есть. Появляющийся в финале первой части романа энергичный, деятельный, успешный Штольц положительно противопоставлен как будто всем персонажам романа: и Обломову, и Захару, и прожигающим жизнь гостям Ильи Ильича. Но почему же тогда А.П. Чехов называл Штольца «продувной бестией», которой он не верит? И здесь перед читателем открывается другая сторона: Штольц лишён обломовской глубины мышления, сомнений, переживаний. Штольц – это человек, у которого нет и не может быть ошибок, заблуждений, неудач. Ему всегда всё должно быть ясно и понятно. Не может разгадать он лишь загадку своего друга. А ведь именно душевность так привлекает его в Обломове, умение Обломова парадоксально заострять простые, казалось бы, вопросы.

Интерпретировать проблему смысла жизни, назначения человека в отношении героя романа можно по-разному. Итак, есть две позиции:

1) осуждение Обломова за выпадение из жизни, за утрату смысла, за неумение достигать намеченных целей;

2) оправдание Обломова: герой не видит значимой цели в жизни, ради которой стоило бы подняться с дивана, он социально не опасен, никому своим лежанием не мешает; да и в конце концов, право каждого человека – выбирать тот образ жизни, который ему близок.

Роман «Обломов» – произведение, вольно или невольно вызывающее дискуссию. Поэтому основной формой анализа проблематики романа считаю урок-диспут.

При изучении романа с десятиклассниками на протяжении многих лет мне ни разу не пришлось столкнуться с последовательным оправданием Обломова. Да, можно признавать право героя ничего не делать, никто не ждёт от него созидательного труда, но растрачивание жизни впустую никогда не встречало понимания у школьников.

Осуждение героя лежит и в основе хрестоматийной, изучаемой в школе статьи Добролюбова «Что такое обломовщина?». С воспитательной точки зрения, образ Обломова должен служить отрицательным примером того, что бывает с человеком, отказывающимся от активной социальной жизни.

Попробуем вместе с учениками ответить на вопрос Обломова «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?», заданный в отношении тех его знакомых, которые представлены в первой части романа. Именно этот вопрос ковенным образом мог бы оправдать обломовскую пассивность.

У каждого человека есть свой предел. Например, предел Волкова – быть повесой, живущим между балами и театрами. Предел Тарантьева – во всём искать выгоду и добиваться её любой ценой. Предел Судьбинского – строить бюрократическую карьеру. Предел Пенкина – быть литератором-конъюнктурщиком. Люди, навещающие Обломова, просто не способны на что-то большее. Они не лучше Обломова, ибо их суетный образ жизни – та же «обломовщина», только вывернутая наизнанку. При этом – заметим – каждый из них, достигнув упомянутого предела, считает себя вполне успешным и состявшимся, и в этом отношении гости Обломова чем-то близки к Штольцу, который тоже ощущает свою полезность, успешность, хотя и занят на самом деле полезным делом. Обломов же, в отличие от тех самых «других» персонажей, чувствует жизненное фиаско, он не удовлетворён своей жизнью, однако не в силах что-либо коренным образом изменить. И в этом трагедия героя: он сам себя не принимает таким, какой есть, он сам в финале произносит слово «обломовщина» как окончательный приговор самому себе.
Эффективным методом выстраивания собственной точки зрения является и предложение учащимся «влезть в шкуру» персонажа. Чтобы продемонстрировать неоднозначность рассматриваемых в романе проблем, предлагаю учащимся по ходу изучения романа вести дневник от лица героя. 3-4 ключевых эпизода мы обсуждаем не только как читатели, но и как воображаемые участники сюжета. В самом деле, что мог бы написать Обломов после первой встречи с Ольгой? Что записал бы Штольц после финальной встречи с Обломовым? Какие чувства владели Ольгой, когда она принимала предложение Штольца, внутренне не отпуская от себя Обломова?

Особое внимание уделяем анализу финала романа и его философским итогам. В этом отношении эффективным представляется комплексный анализ фрагментов текста.

Близкая мне концепция – осуждение образа жизни Обломова, понимание бесперспективности его любовных отношений с Ольгой Ильинской и невозможность дальнейшей дружбы со Штольцем.

Почему? Потому что душевность и мягкость, глубина мышления и умение сочувствовать никоим образом не могут служить оправданием пассивности взрослого мужчины, его неумения решать простые бытовые вопросы, его неспособности брать на себя даже малейшую ответственность. Отсюда, как следствие, и невозможность гармонии с Ольгой, которая не принимает Обломова настоящего, а хочет, любя его, коренным образом изменить сознание возлюбленного. И дружба со Штольцем вполне закономерно приходит к логическому завершению: не могут идти по жизни вместе два столь противоположных человека. Не сумеет Штольц долго «тащить» за собой Обломова, который сам не готов к внутренним изменениям, так как эти изменения почти синонимичны измене себе самому.

Предложенная в данной статье методика анализа произведений со сложной проблематикой может быть использована при изучении и других текстов школьной программы. Нередко основой для дискуссии становится не только авторский сюжет, но и критические статьи, как в случае с «Грозой» Островского (противоположные по смыслу и трактовке драмы статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы») или с романом «Отцы и дети» Тургенева (статьи Антоновича «Асмодей нашего времени» и Писарева «Базаров»). Грамотное выстраивание диспута в классе, использование исходного текста произведения в качестве основного источника аргументации позволяет воспитать вдумчивого, внимательного читателя, для которого именно сложные тексты станут предметом исследовательского интереса.

Источник

Урок литературы в 10 классе Образ Обломова

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Знакомьтесь – Илья Ильич Обломов.

Цель: анализ образа Обломова.

-показать неоднозначность образа Обломова

-выявить историко–литературные предпосылки создания образа;

-формировать осознанное чтение, внимательное отношение к деталям;

— воспитывать деятельное отношение к жизни.

1.Работа с эпиграфами.

1). «Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике. » (Л.Н.Толстой)

4). «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви».

5). «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…»

-Какой из эпиграфов больше всего подходит к нашему уроку?

— Откуда эти строки? Кому принадлежала мысль?

— Почему именно эти слова выбраны нами в качестве эпиграфа?

О чем и о ком у нас сегодня пойдет речь?

2.Знакомство с Обломовым.

Каким предстаёт перед нами Обломов? Дайте его портретную и социально-психологическую характеристику.

Обломов – дворянин, коллежский секретарь в отставке, двенадцатый год живёт в Петербурге на Гороховой улице, это «человек 32 – 33-х лет от роду…» (цитата, с.17).

— Огромную роль в создании образа героя, в раскрытии его характера играют предметные детали. Какие предметы окружают Обломова? Какие вещи особенно дороги ему? Как они характеризуют героя?

— Домашний костюм Обломова – просторный азиатский халат (цитата, с.17 – 18) – является символом стиля жизни героя, знаком принадлежности к барскому миру.

Комната героя (с.18 – 19, цитата) говорит, с одной стороны, о том, что у Обломова есть вкус, внутренняя потребность окружить себя дорогими и красивыми вещами, но, с другой стороны, свидетельствует о безразличии Обломова к своему быту, нежелании поддерживать чистоту и красоту кабинета.

3.Анализ разговора Обломова со своим слугой.

1.Какое значение в контексте романа имеет эта сцена? (Она показывает, что крепостничество развратило и разложило все слои русского общества: от барина до его слуги.)

2. Вместе с Обломовым в гл. I появляется Захар. Можно ли Захара назвать своеобразным «двойником» Обломова и почему?

«Ты больше Обломов, чем я», — бросает Илья Ильич своему слуге.

3. В чем их схожесть?

Дети: Обломов и Захар одинаково беспросветно погрязли в лени, бездуховности, апатии.

Дети: И Захар и Обломов, каждый по-своему, хранят в душе образ взрастившей их Обломовки, сформировавшей их жизнь, характер и взаимоотношения. «Захар любил Обломовку, как кошка свой чердак. ». Он не мог забыть «барского широкого и покойного быта в глуши деревни», вынес оттуда свою, личную «обломовщину», тесно переплетающуюся с жизнью его хозяина. Гончаров подчёркивает, что Обломов и Захар психологически во многом родственные типы, Обломов не может обойтись без Захара, а Захар – без Обломова, и, хотя один хозяин, а другой слуга, рабство их взаимно. В социальной перспективе это мысль о том, что обломовщина – не то чтобы чисто «помещичье» явление, а вообще национально-русское.

1.Какие представления о жизни, службе были у героя? (глава 5)

3.Как относился к работе,к светскому обществу?

«…Он был полон разных стремлений, всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы и от самого себя; все готовился к поприщу, к роли — прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом он думал и о роли в обществе; наконец, в отдаленной перспективе, на повороте с юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастие».

« Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины… он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец.

Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью,… что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность.

О начальнике он слыхал у себя дома, что это отец подчиненных, и потому составил себе самое смеющееся, самое семейное понятие об этом лице. Он его представлял себе чем-то вроде второго отца, который только и дышит тем, как бы за дело и не за дело, сплошь да рядом, награждать своих подчиненных и заботиться не только о их нуждах, но и об удовольствиях.»

Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть по крайней мире землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу…

Еще более призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной … ; притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чем не останавливались…

Раза два его поднимали ночью и заставляли писать «записки», несколько раз добывали посредством курьера из гостей — все по поводу этих же записок. Все это навело на него страх и скуку великую.

С приездом начальника начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног, иные обдергивались, опасаясь, что они не довольно хороши как есть, чтоб показаться начальнику…

Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе…

Мысленно составлял план устройства имения и управления крестьянами; мечтал о подвигах на благо человечества.

Как вы думаете, зачем автор обращает внимание на детали одежды? (Его туфли длинные, мягкие, широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Халат у И.И. Особенный, восточный, «без малейшего намёка на Европу. Он как послушный раб повинуется малейшему движению тела хозяина. У героя часто возникает желание закутаться в халат, т.е спрятаться в футляр от жизни. )

Гончаров показывает связь внутренних переживаний Обломова с принадлежащими ему вещами. Туфли и халат характеризуют его внутреннюю борьбу, душевное состояние героя. Обломов привык к покойной жизни, привязан к бытовым вещам и зависим от них.

Найдите портрет Обломова. Какие черты внешности подчёркивает автор в своём герое? (мягкость, обрюзглость, беспечность)

Гончаров отмечает в герое лень, изнеженность, граничащую с некоторой обрюзглостью)

Каким мы представляем героя? (ленивым и бесполезным)

К чему может привести такой образ жизни (к барству и неспособности к деятельности)

В начале романа мы видим Илью Ильича лежащим полдня в постели, и даже многочисленные гости не могут заставить его подняться. Кто приезжает к герою? Почему автор делает этих людей представителями разных социальных слоёв?

Отношение окружающих людей к Обломову и Обломова к ним

Можем ли мы утверждать, что лень и бесполезность отражают всю суть характера Обломова?

Почему Дружинин называет его добрым человеком?

Представьте, что вы лежите дома и ничего не делаете. К вам придут сразу же 5 гостей?

Давайте попробуем определить, почему же всё-таки к Обломову тянутся люди?

Сейчас мы будем заполнять кластер «Гости Обломова»

Кто появляется первым? (Волков)

К чему стремится в жизни Волков? Что для него важно? Найдите его слова.

Как к этой жизненной позиции относится Обломов?

И т.д. по каждому гостю.

Светский щёголь Волков; бывший сослуживец, а теперь начальник отделения Судьбинский; преуспевающий литератор Пенкин; безликий, ни во что не вмешивающийся Алексеев; наглый и шумный пройдоха Тарантьев зовут Обломова с собой, упрекают его в бездействии. У каждого из них свои приманки в жизни (у Волкова – балы, балет, женщины; у Судьбинского – карьера и деньги4 у Пенкина – желание прославиться), которыми они стремятся привлечь и Обломова, но Илья Ильич противопоставляет их суете свою философию: «А жить-то когда?», «Где же человек-то? Человека дайте мне, любите его(с.35).Эти фразы адресованы равнодушным людям, живущим ради преуспевания, богатства, а Обломов сторонится этого.

Парад гостей во 2 главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга – они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски характеристики гостей одноплановы, вещны. Каждый из них – напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Смысл жизни здесь сводится к:

Приятели ОбломоваАлексеев и Тарантьев – своего ода « двойники » героя, каким он показан в самом начале романа – байбака, увальня. Неспособность Обломова к реальному действию повторена в Алексееве – « человеке без поступков », и в Тарантьеве, который

Вывод. Авторская мысль, вызвавшая к жизни « демонстрацию» гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: Они « лжеактивны », ведут образ существования лишь на первый взгляд несхожий с бытом неподвижно-дремотной Обломовки. В своей основе и эта совершенно бездуховная жизнь – та же «обломовщина », но лишь на столично-цивилизованный лад.– восклицает при полном одобрении автора Илья Ильич

6.Домашнее задание: читать главу 9.

9 глава « Сон Обломова »

— Какова среднерусская природа? (холмы, реки)

— О чём здесь заботится природа?

— Какие здесь бывают грозы?

— Есть ли страшные бури, разрушения?

— Каков природный ландшафт в Обломовке?

Каковы характеры людей, взращённые матерью-природой, в Обломовке?

2.Характерные черты Обломовки :

— Что делает похожей Обломовку на островок золотого века?

— Как совершается там годовой круг

— Есть ли связь с внешним миром?

— Отношение к чужакам.

— Как происходит воспитательный надзор за сыном?

4. Каковы первейшие жизненные потребности обломовцев?

5.Пересказать эпизод с поеданием пирога.

8. Какой характер носит любовь в Обломовке?

Источник

Урок литературы в 10-м классе по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Разделы: Литература

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок-беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Короткая справка (запись на доске):

Илья Ильич Обломов – «человек лет тридцати двух трех лет от роду».
Андрей Иваныч Штольц – «ровесник Обломова».
Захар (слуга Обломова) – «за пятьдесят лет».
Анисья (жена Захара) – «лет сорока семи», прислуживала Обломову.

I. Первый этап урока

б) Отношение к просвещению:

Штольц
предложил открыть в деревне школу.
Обломов
ответил: «Грамотность вредна мужику».

в) Отношение ко всему новому:

Штольц
рассказал о новостях в их родных местах:
«Пристань хотят строить, и предложено шоссе провести, а в городе ярмарку учреждают».
Обломов
высказал убеждение, что такие нововведения «принесут несчастья».

г) Отношение к Ольге Ильинской:

Штольц
«…говорил с ней охотнее и чаще, нежели с другими женщинами, потому что она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем по жизни… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, ни умысла. »
Обломов
Илья был с Ольгой с утра до вечера, читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру.
«Чего не бывает на свете».

*Штольц познакомил «Обломова с Ольгой и её тёткой».

II. Второй этап урока

Ольга Сергеевна Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына (около 30 лет)Ольга жила со своей тетушкой.

– отношение к Штольцу:
«Называла его другом, любила за то, что он всегда смешил её и не давал скучать, но немного и боялась, потому что чувствовала себя слишком ребенком перед ним». (стр. 170)

– любила она музыку, но пела чаще втихомолку.

– с удвоенным любопытством переносила глаза на Обломова, а Обломову от этих взглядов – хоть сквозь землю провалиться. (стр. 171)

– Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня, ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда…

– Ольга заставила своим знакомством, своим присутствием, своим пением «оживить» Обломова.

Илья был с Ольгой с утра до вечера, он читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру, по горам … он, Обломов, «Чего только не бывает на свете!»

До Ольги:
глагол – лежал.

После знакомства с Ольгой:
глаголы – читал, посылал (цветы), скучал, гулял, отвечал, вздыхал, готовился, переживал, слушал…

«По ночам Обломову не спалось, напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и самые покойные позы – не спится, да и только». (стр. 172)

После переезда на Выборгскую сторону (перевёз Тарантьев к своей куме) Обломов дня три провел, как давно не проводил: без постели, без дивана, обедал у Ольгиной тетки.

Обломову среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и никогда – как любовница (стр. 182).

Обломов проживает жизнь во снах.

Ветка сирени. Запах любви (стр. 195).

«Сиреневая (ветка) – цвет жизни и …» (стр. 208).

«Опять жизнь, опять надежда!»

Встреча в парке! Признание в любви. Обломов предлагает Ольге встречаться тайно, а значит быть любовницей (стр. 215).

Ольга не соглашается, уходит. Обломов переживает. Ольга – не уходит. Обломов предлагает ей своё сердце.

«Жизнь есть жизнь, долг, – говорит Ольга, – обязанность, а обязанность бывает тяжела. Исполним же долг…»

Он (Обломов) вздохнул. «Не увидимся с Ольгой… Боже мой! Ты открыл мне глаза и указал на долг…» (стр. 219).

стр. 252 – конец II части.

После переезда Обломов и Ольга не перестают общаться.
Обломов становится всё более ленивым, действие его покидает.
«Ольга требовала ответа о здоровье». Обломов написал «клевету».
Он обрадовался предложению Ольги поберечься и не приходить в воскресенье.
Он написал ей, что действительно, для совершенного выздоровления нужно просидеть ещё несколько дней дома» (стр. 295).

«В воскресенье он был с визитом у хозяйки (Пшеницыной), пил кофе, ел горячий пирог и к обеду посылал Захара на ту сторону за мороженным и за конфетами для детей».

«Мосты сняли, и Нева собралась уже замерзнуть. Обломову нельзя было думать … ехать к Ольге».
«… жестокая судьба лишает его счастья ещё на несколько дней видеть ненаглядную Ольгу».
Ольга ждала, надеялась, что мосты будут наведены и они встретятся.

Встреча с Ольгой, объяснение. (стр. 302)

Ольга требует конкретного решения, ответа от Обломова.

Ольга плакала.
– Отчего погибла все?
– Кто проклял тебя, Илья?
– Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…
– Есть, – сказал он чуть слышно.
– Обломовщина! – прошептал он. Не поднимая головы, не показывая ей лица, он обернулся и пошёл.

Ольга вышла замуж за Штольца, родила ему ребенка.«Дом вдовы коллежского секретаря Пшеницына», прочитал Обломов на воротах и велел въехать на двор.

Обломов – новый жилец.

Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил» (стр. 260).

«Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова.»

«Она тупо выслушала и тупо задумалась».

«У ней простое, но приятное лицо, – снисходительно решил Обломов, – должно быть, добрая женщина!» (стр. 262)

«– Нет, двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому, – довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у ней стало поживее, – ещё бабушка наша, больная, еле ходит, и то в церковь только; … Вот и только» (стр. 262)

«Какая ещё свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы замуж бы ей … – говорил он сам себе и погружался в мысль … об Ольге».

«Приходили хозяйские дети к нему: он проверил сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки. Маше налиновал тетрадь и написал большие азы, потом слушал, как трещали канарейки, и смотрел в полуотворенную дверь, как мелькали и двигались локти хозяйки». (стр. 292)

Мосты развели на Неве.

Проблема с Ольгой развелась сама по себе

Зато он чаще занимается с детьми хозяйки. (стр. 296)

С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит её локти в полуотворенную дверь. Он уже, по движению локтей, привык распознавать, что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит.

«Однажды, лишь только беззаботно проснулся и принялся за кофе, вдруг Захар донес, что мосты наведены. У Обломова стукнуло сердце.» (стр. 297)

После возвращения от Ольги:
(стр. 322)

Илья Ильич – Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат»!

(Хозяйка вымыла и почистила)

Обломов как сел, так и остался в кресле. Все погрузилось в сон и мрак около него.

Часть IV.

Год прошел со времени болезни Ильи Ильича.

В доме вдовы Пшеницыной дни и ночи текут смирно. Агафья была образцовая хозяйка. (стр. 326-327)

Чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.

Отношение Обломова к Агафье:

«Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб …» (стр. 332)

«Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя…»

«Но ему не было скучно…»

«И главное, все это делалось покойно. »

«Тоски, бессонных ночей – ничего не испытывал он».

«Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна».

Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной Обломовке.

Было тепло, покойно и сытно.

Она родила ему сына Андрея (назвали как и Штольца, в память). (стр. 416)

Нет ни Захара (стал нищим, поберушкой), ни Анисьи (умерла).
Опять появился брат Агафьи – Тарантьев.
Обломов – на ближайшем кладбище под скромной урной покоится его тело, между кустов, в затишье. Ветки сирени, посаженные дружеской рукой.
«Сам ангел тишины охраняет его сон».

Три года вдовеет Агафья Матвеевна.

«Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого как прежде, не могла никому». (стр. 420)

«Их всех (Ольга, Андрей, Агафья) связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойного».

Почему Обломов выбрал Пшеницыну?

«Обломов» И.А. Гончарова – это роман о человеке, борющемся с самим собой. Среди испытаний, выпавших на долю героя, наиболее трудным для него оказалось испытание любовью. Основная сюжетная линия романа – взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской.

Преданность, безотчетная нежность, воплощенные в бескорыстной материнской любви, – вот идеал Обломова. Интуитивно Илья понимает, что в чувствах Ольги от этого не найдёт. Действие, решительность в поступках – эти требования со стороны Ольги – испугали Обломова.

Агафья Матвеевна Пшеницына – женщина, олицетворяющая ту умиротворенность, о которой мечтал Обломов.
Чувство этой женщины проникнуто жертвенностью, самоотречением во имя любимого человека. Агафья словно пришла из сказок, рассказанных Илюше в детстве.
Обломову было тепло, сытно, а главное – покойно с Агафьей, поэтому он её и выбрал.

Жизнь – это покой и праздность для Обломова. Состояние печали, трагичности – таков результат испытания любовью.

«Если Штольц – антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени – антипод* Ольги…» Критик Ю.М. Лощин.

* Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.

Список используемой литературы:

1. И.А. Гончаров. Избранные сочинения. «Библиотека учителя», «Художественная литература», Москва, 1990 г.
2. Уроки литературы в 10м классе. Поурочные планы, часть I. Савина Л.Н., кандидат педагогических наук, Издательство «Волгоград».
3. Поурочные разработки по русской литературе, Первая половина XIX века, И.В. Золоторёва, Т.И. Михайлова, «ВАКО», Москва, 2004 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *