в каком классе читают бежин луг тургенева

Изучение рассказа «Бежин луг» в VI классе средней школы

На изучение рассказа «Бежин луг» программой отведено 9 уроков. Прежде чем приступать к занятиям, преподаватель должен уяснить себе общую цель девяти уроков и наметить их план и содержание.

Что должно дать учащимся шестого класса изучение рассказа «Бежин луг»?

Учащиеся должны представить себе картины, нарисованные Тургеневым, понять их идейный смысл и пережить настроения, вложенные в них автором.

Учащиеся должны понять и то, что Тургенев показал и крестьянских детей, и окружающую их природу как художник, особыми, присущими литературе средствами художественного изображения, средствами языка и композиции, а это должно подвести учащихся к пониманию того, что Тургенев был большой писатель, мастер художественного слова.

Так чтение и изучение рассказа «Бежин луг» будет содействовать выполнению общих задач, стоящих перед литературным чтением, внесёт свой вклад в идейное и эстетическое развитие учащихся. Рассказ в ещё большей степени выполнит свои воспитательные задачи, если он вызовет работу творческого воображения учащихся и даст материал для самостоятельного сочинения по аналогии.

Определив цели изучения «Бежина луга», преподаватель в том же порядке предварительной своей подготовки к урокам должен уяснить себе круг имеющихся у учеников знаний о Тургеневе и его эпохе, с которыми они подойдут к новой теме. Это даст возможность определить, какие знания надо восстановить у учащихся и какие сообщить дополнительно, прежде чем можно будет приступить к чтению рассказа.

Наконец, преподаватель также в предварительном порядке должен выяснить, какими наглядными пособиями он сможет воспользоваться если не для работы над рассказом «Бежин луг», то для составления самостоятельного описания или рассказа учащихся по аналогии с прочитанным произведением.

После этого преподаватель переходит к планированию темы. На основе опыта изучения «Бежина луга», проведённого в московской 29-й школе автором данной книги и студентами МГПИ имени В. И. Ленина, рекомендуется следующий примерный план по девяти урокам:

1. Вступительная беседа о Тургеневе и его эпохе. Выразительное чтение рассказа «Бежин луг», проведённое учителем.

2. Чтение учителем рассказа. Коллективное составление плана.

3-4. Сопоставление трёх мальчиков: Илюши, Кости, Павлуши, с попутным анализом особенностей их речи.

5. Сопоставление с ними Феди и Вани. Общие выводы о крестьянских детях в изображении Тургенева.

6. Природа в «Бежине луге»: сопоставление трёх пейзажей по содержанию и языку.

7. Установление связи между отдельными частями рассказа: описаниями природы и изображением человеческой жизни (композиция «Бежина луга»). Выяснение общего смысла и художественных особенностей рассказа.

8. Письменная работа учащихся (пересказ, характеристика, описание или творческий рассказ).

9. Обсуждение письменных работ.

Вступительная беседа на первом уроке должна быть очень краткой и занять не более 10-15 минут. Надо спросить учеников, что они знают о Тургеневе в связи с изучением рассказа «Муму» в V классе, что знают о жизни крестьян при крепостном праве, об их темноте, суевериях (например, по стихотворению Некрасова «Мороз, Красный нос»). Опираясь на ответы учеников, учитель кратко расскажет о «Записках охотника», порекомендует прочитать дома некоторые рассказы («Бурмистр», «Певцы», «Льгов» и т. п.), укажет дату выхода в свет рассказа «Бежин луг» и сообщит дополнительные сведения, содействующие лучшему пониманию рассказа (об отсутствии школ в крепостной деревне, о помещичьих фабриках, в частности о бумажных фабриках, приводимых в действие силой воды, о широком применении на помещичьих фабриках детского труда).

После краткой вступительной беседы начинается чтение рассказа.

Едва ли целесообразно, как это иногда делается, читать и разбирать «Бежин луг» по частям. Необходимо прежде всего создать у учащихся целостное впечатление, для чего учитель должен прочитать весь рассказ целиком и возможно более выразительно.

Такое чтение потребует от учителя тщательной подготовки: надо разбить рассказ на части по содержанию и по господствующей интонации и в каждой части выделить особо выразительные слова, надо научиться читать каждый пейзаж, каждый рассказ мальчиков, каждое высказывание автора так, чтобы подчеркнуть их смысл и передать настроение.

Учителю необходимо поставить перед собой задачу сделать чтение средством объяснения текста: он должен стремиться читать настолько выразительно, чтобы его чтение в максимальной степени вызывало у учащихся работу воображения и мысли.

Для того чтобы учитель имел возможность прочитать весь рассказ, желательно устроить сдвоенный урок.

В крайнем случае придётся прочитать на первом уроке лишь часть рассказа, предложив учащимся дочитать его дома, но на следующем уроке выразительное чтение рассказа учителем всё же следует довести до конца.

На втором уроке, после того как чтение будет закончено, учащиеся с помощью учителя коллективно составляют план рассказа.

Целесообразно выделить только самое существенное в рассказе, в форме сложного плана.

План будет иметь примерно следующий вид:

I. Описание природы:

2) наступление ночи,

3) описание Бежина луга

II. У костра в «ночном»:

1) описание мальчиков,

2) рассказ Илюши о домовом,

3) рассказ Кости о русалке,

4) рассказ Илюши об оборотне («белом барашке»),

5) неожиданная тревога и смелость Павлуши,

6) рассказы Илюши о покойном барине и об Ульяне,

8) рассказ Илюши о лешем,

9) рассказ Павлуши о солнечном затмении,

10) рассказы мальчиков о водяном и утопленнике,

11) Павлуша у реки, предсказание его «судьбы».

III. Описание раннего утра.

На третьем и четвёртом уроках учащиеся приступают к выяснению основного содержания рассказа. Начинают с главных действующих лиц: Илюши, Кости и Павлуши. Эти три мальчика являются рассказчиками «историй», и им уделено главное внимание автора. Выяснение их характеров можно вести в соответствии с четырьмя приёмами, какими пользуется Тургенев в рассказе: портретами, имеющими ярко выраженную психологическую окраску, рассказами мальчиков, характерными для них и по тематике, и по языку, участием мальчиков в «происшествиях» ночи (непонятные ночные звуки, тревога и т. п.), прямыми высказываниями охотника, имеющими оценочный характер.

На доске учитель пишет основную тему урока и рисует схематический чертёж, который постепенно, в течение двух уроков, заполняется коллективно составленными записями.

в каком классе читают бежин луг тургенева. Смотреть фото в каком классе читают бежин луг тургенева. Смотреть картинку в каком классе читают бежин луг тургенева. Картинка про в каком классе читают бежин луг тургенева. Фото в каком классе читают бежин луг тургенева
Мальчики в рассказе ‘Бежин луг’

Так постепенно учащиеся отбирают материал, на основе которого они смогут охарактеризовать троих мальчиков, а вместе с тем и ознакомиться с приёмами творчества писателя.

Особое значение для выяснения характера мальчиков имеют их рассказы. Здесь всё будет существенно для анализа: и выбор тем, и чувства рассказчика, и язык, богатый народными выражениями («напужались о ту пору», «завсегда на пошту ездит», «взговорит», «понятственно» и т. п.), всегда яркий и выразительный.

Перечитывая рассказы мальчиков о домовом, о русалке, о барашке-оборотне, надо поставить вопрос: как можно естественно объяснить рассказанные ими фантастические истории? Обычно Тургенев сам даёт ключ для такого объяснения: так Гаврила, слободской плотник, который будто бы увидел русалку, перед этим заблудился, долго странствовал по лесу, «присел под дерево и задремал», а Ермила, увидевший на могиле утопленника барашка-оборотня, перед этим «замешкался в городе и был хмелён». Учащимся нетрудно догадаться, как создаются и поддерживаются у тёмных людей различные поверья.

На пятом уроке учащиеся переходят к характеристике двух остальных мальчиков: Феди и Вани. Учитель ставит вопросы: Как в речи Феди отражается его покровительственное отношение к другим ребятам? Чем это отношение можно объяснить? Как характеризует Федю разговор с Ваней о его сестре?

После этого подводятся итоги: выясняются общие и индивидуальные черты мальчиков «Бежина луга» и отношение к ним Тургенева. Шестой урок посвящается пейзажам «Бежина луга».

Учащимся даётся задание проверить на тексте правильность этой общей характеристики: найти эпитеты, сравнения, метафоры, подчёркивающие указанные Тургеневым черты июльского дня. Ученики говорят: «утренняя заря разливается кротким румянцем», «Солнце. светлое и приветно лучезарное мирно всплывает. свежо просияет. «, «хлынули играющие лучи. «, «множество облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями» и т. п. Надо не только найти эти выражения, но и доказать их соответствие общей характеристике пейзажа, сделанной автором.

Учитель спрашивает: «Объясните, почему эта картина и настроение охотника помогают понять последующие сцены: мальчики ночью у костра и их настроение?»

Для выяснения того, как на языке описаний отразился лиризм рассказа, учитель обращает внимание на ритмично построенные фразы (см. об этом выше, в общей статье «Бежин луг»).

На седьмом уроке заканчивается работа, начатая на предшествующем уроке. Учащиеся возвращаются к плану рассказа, составленному ещё на втором уроке (он записан в тетрадях), и с помощью учителя устанавливают связь между всеми частями рассказа и подходят к выяснению общего его идейного смысла.

Это самая важная и самая трудная сторона разбора, где учитель должен будет ставить наводящие вопросы, а иногда и сам давать ответы.

Если учащиеся не ответят на этот вопрос, учитель должен разъяснить: Павел был совершенно твёрдо уверен, что предсказание сбудется, что от судьбы никуда не уйдёшь, и поэтому потерял всякую осторожность, начал рисковать собой и стал жертвой первого несчастного случая.

Тургенев этим добавлением показывает, что вера в таинственные силы, определяющие будто бы судьбу человека, ослабляет его сознание и волю и может гибельно отразиться на его жизни.

На восьмом уроке учащимся даётся письменная работа, связанная с только что закончившимся разбором «Бежина луга». Это может быть пересказ (учитель предлагает начать его словами: «Был прекрасный июльский день. «) или простая характеристика («Илюша», «Павлуша», «Костя» из рассказа «Бежин луг»), характеристика сравнительная («Илюша и Павлуша»), или, наконец, сочинение по аналогии в форме описания или рассказа.

Если кто-нибудь из учащихся летом проводил ночь или вечер у костра в лесу или на берегу реки, он может рассказать об этом, воспользовавшись до известной степени планом «Бежина луга»: описание местности и природы, ребята у костра, их беседа, рассказы и снова описание природы (при возвращении домой).

В целях стимулирования творческого вымысла учащихся можно взять картину, близкую по содержанию к рассказу «Бежин луг», например, картину Вл. Маковского «В ночном».

Учащиеся предварительно рассматривают картину, устанавливают, в чём она похожа на рассказ Тургенева и чем от него отличается, отмечают, что картина была написана в 1879 году и, следовательно, мальчики, изображённые Маковским, выросли уже в относительно новых условиях, после 1861 года, что ребят на картине восемь и среди них одна девочка, что действие происходит поздним вечером и т. п.

После тщательного анализа картины учащиеся приступают к сочинению на тему: «В ночном». Им предоставляется право или описать то, что они видят на картине Вл. Маковского, или придумать рассказ: как дети собрались в «ночное», где они расположились, что делали, о чём беседовали друг с другом, о чём рассказывали, и как вернулись домой.

В том случае, если письменная работа не будет закончена на уроке, она даётся на дом.

Последний, девятый урок посвящается разбору и оценке написанных работ.

Источник

Литература. 6 класс

Конспект урока

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Образы автора и рассказчика

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Рассказ – Основной жанр малой повествовательной прозы.

Автор – это реальный человек, который придумывает своё произведение от начала до последней точки. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы.

Рассказчик – это автор, рассказывающий устами персонажа.

Ягдташ – охотничья сумка.

Бучило – глубокая яма с весенней водой, оставшейся после половодья, которая не пересыхает даже летом.

Гиканье – резкие и отрывистые громкие звуки.

Онучи – предмет одежды.

Сугибель – крутой поворот в овраге.

Открытые электронные ресурсы:

Материал для самостоятельного освоения темы

Что мы знаем об Иване Сергеевиче Тургеневе? Он родился 9 ноября 1818 года в Орловской губернии, в семье офицера Сергея Николаевича Тургенева и состоятельной помещицы Варвары Петровны Лутовиновой.

Благодаря матери, Иван и двое его братьев получили отличное домашнее воспитание и образование. Как и в большинстве состоятельных дворянских домов того времени, основной язык общения в семействе Тургеневых был французским, но это не мешало маленькому Ивану с восхищением относиться к родному краю и восторгаться его природой.

В пятнадцатилетнем возрасте Иван из родной Орловской губернии отправляется в Москву, где становится студентом словесного факультета университета.

Спустя год, после смерти отца и переезда матери в Петербург, Иван поступает в Петербургский университет, на философский факультет.

Но не надо думать, что молодежь в XIX веке только училась и никак не развлекалась.

Свободное время юноши и девушки тоже проводили очень разнообразно.

Тогда среди популярных развлечений была верховая езда на лошадях.

Стала набирать популярность и английская игра в мяч, нет, не футбол, а теннис.

А в провинции, в российской глубинке, главным увлечением помещиков была охота, как верховая с борзыми и гончими, так и пешая, с ружьём. Охоту обожал и Тургенев.

В 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ Тургенева, который назывался «Хорь и Калиныч».

Писатель Иван Панаев, он же один из издателей «Современника», дал рассказу подзаголовок «Из записок охотника».

Работу над следующими рассказами Тургенев продолжил уже за границей, где жил долгие годы. Об этом периоде он писал:

«…Записки охотника»… были записаны мною за границей; некоторые из них – в тяжёлые минуты раздумья о том, вернуться ли мне на родину, или нет?

Кроме восхищения родной природой, лугами и лесами, которые Тургенев, будучи заядлым охотником, исходил вдоль и поперёк, в рассказах красной лентой проходит тема крепостного права, которое писатель считал очень несправедливым по отношению к крестьянству.

Поэт Фёдор Тютчев в одной из своих статей написал:

«Записки охотника» отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение».

В 1850-м писатель возвращается на Родину. Рассказ «Бежин луг» был опубликован в 1851 году.

Повествование в рассказе ведётся от первого лица, охотника-рассказчика Петра Петровича, заблудившегося в лесу Тульской губернии.

Под образом Петра Петровича автор рассказа Тургенев вывел в книге самого себя.

Автор – это реальный человек, который живёт в реальном мире. Именно он продумывает своё произведение от начала до последней точки или многоточия. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы.

Четвероногую героиню охотничьих рассказов Дианку Тургенев обожал.

Вдруг в наступивших сумерках охотник замечает огни. Выйдя из лесу, он увидел пятерых мальчишек, сидевших вокруг костра на краю огромного луга, который местные жители назвали Бежин.

С каждым прочитанным словом, для нас открывается картина происходящего, так как будто мы сами вместе с заблудившимся охотником, оказались на этом лугу. Глазами Петра Петровича мы видим юных пастухов, как живых, переживаем их эмоции, слышим их речь, когда они рассказывают у костра народные легенды и поверья.

Тургенев – признанный мастер литературного описания пейзажа.

Читая его произведения, мы ярко представляем себе жару июльского дня, который сменяет пусть и короткая, но тёмная летняя ночь, а затем, в финале рассказа, пронзительная картина рассвета.

Описание восходящего солнца передаёт не только утреннюю бодрость, но и радость настроения, и счастливое предвкушение нового дня.

Во время написания рассказа «Бежин луг» Иван Тургенев жил за рубежом. Находиться в России, во время расцвета крепостного права, ему было сложно. Сочувствовавшему простому люду писателю было невмоготу смотреть на рабскую жизнь крестьян, особенно детей. Многие годы Иван Сергеевич мечтал отпустить на волю всех крепостных, принадлежавших его семье, главой которой была его мать Варвара Петровна. Пока она была жива, Тургенев не мог распоряжаться крепостными – мешал властный характер родительницы. Ссориться же с ней он также не решался. И только после смерти Варвары Тургеневой барин Иван Сергеевич Тургенев немедленно отпустил своих дворовых крестьян на волю.

Разбор заданий тренировочного модуля:

Кем был рассказчик в произведении «Бежин луг»? Выделите цветом правильный ответ.

Это вопрос на знание текста. Мы помним, что повествование ведётся от первого лица: «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии». Рассказчик – дворянин, который заблудился во время охоты и повстречал крестьянских мальчишек. Правильный ответ: от имени барина

Соотнесите факты из жизни Ивана Тургенева с датами.

Это вопрос на знание творческой биографии писателя.

Родился Иван Сергеевич Тургенев.

В журнале «Современник» опубликован рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч».

Читатели познакомились с рассказом «Бежин луг».

Мы помним, что Иван Тургенев появился на свет в 1818 году. Впервые рассказ «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г., а Бежин луг был издан в 1851 г. Это и есть правильный ответ.

Источник

Конспект урока по литературе. 6 класс. «И.С. Тургенев «Бежин луг»»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГБОУ школа № 353 Московского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по литературе.

в каком классе читают бежин луг тургенева. Смотреть фото в каком классе читают бежин луг тургенева. Смотреть картинку в каком классе читают бежин луг тургенева. Картинка про в каком классе читают бежин луг тургенева. Фото в каком классе читают бежин луг тургенева

П омочь учащимся осознать многообразные свя зи русских писателей с природой.

Увидеть мастерство писателя

Развивать навыки аналитического чтения.

Р азвивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств

Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа.

Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.

Учебник-хрестоматия по литературе для 6 кл. (ч. 1) Авт.-сост. В.Я. Коровина.

Иллюстрация «Дети у костра».

Изображения мифических существ

Диск с записью звуков ночи.

Г.В. Иванов, Л.С. Калюжная. 100 великих писателей. – М.: Вече, 2000.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева.

И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч», «Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.

Сегодня мы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника» «Бежин луг». (Слайды 1,2)

Вспомним определение жанра рассказ.

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. (слайд 3)

Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник». Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.

Бежин луг ” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”.

Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла. (тетрадь) (слайд 3)

Понравилось ли вам это произведение? Чем?

О чём это произведение?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

Расскажите кратко содержание рассказа.

Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

• Перед вами отрывок из рассказа (слайд 4). Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный ( эпитет ) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром ( метафора ): она разливается кротким ( эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое ( эпитет ), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное ( эпитет ) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками ( метафора ); блеск их подобен блеску кованого серебра ( метафора )… Но вот опять хлынули играющие ( эпитет ) лучи, — и весело и величаво ( эпитет ), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

Молодцы! А теперь проверим, так же написано в рассказе (чтение вступления рассказа).

В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Это и эпитеты: кроткий румянец, огнистое солнце, и метафоры: кованое серебро, приём отрицания: не огнистое, не раскаленное.

В этом отрывке мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца.

Дочитаем отрывок до конца.

Давайте посмотрим, в чём особенности пейзажа . (Запись в тетрадь).

настроение (радость, покой, блаженство)

— эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)

— метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)

— световые эффекты (блеск, сверкание)

— предложения сложные, плавные, красивые

— приём отрицания для усиления впечатления

— приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали.

Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.

Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа .(чтение отрывка)

Сравним эти описания

В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором – всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.

Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой (в тетрадь).

Работа над образами героев.

Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков . (Слайд 7).

Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня

Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.

Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.

Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.

Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.

Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.

Сев у костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).

Кто из ребят рассказывал былички?

Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.

Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

(работа по колонкам:1 – Илюша

Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказы мальчиков?

А кто больше всех рассказал быличек?

Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории? (слайд 8)

Поэтично, ярко. Верит во всё, что говорит. Для него мир полон загадок. Илюша сам боится своих рассказов.

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).

Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика?

Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком.

Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.

А кто знает, почему русалка на ветвях сидит? (слайд 9)

Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников.

Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.

Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика.

Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).

Последний рассказчик – Павлуша.

Чем он отличается от других?

Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла.

Прочитаем его рассказ о Тришке.

Давайте сравним рассказы мальчиков

Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей – страх.

Дети пытаются понять мир, объяснит народные поверья.

С какой целью рассказывают мальчики былички?

Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись в тетрадь).

Какими перед нами предстают крестьянские дети?

Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь).

Д/з. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» (слайд 11)

На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо, до свидания!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *