в каком городе была вавилонская башня
Вавилонская башня. Где находится, высота, история, падение
Известная башня Вавилона, воздвигнута в древнем одноименном городе Вавилон. Ее имя стало нарицательным, символизируя беспорядок и хаос. Реальное существование башни доказано современными археологами на основании записей древних исследователей.
Место расположения
Вавилонская башня находилась на территории нынешнего Ирака, приблизительно в 90 км к югу от города Багдад, на левобережье Евфрата. Именно здесь, на территории древней Месопотамии, располагался древний город Вавилон, который был центром процветающей страны Вавилонии. Страна царствовала на юге Древнего Двуречья 1,5 тыс. лет.
Поиски останков Вавилонской башни начались с немецкого археолога и архитектора Роберта Кольдевея. Он отыскал несколько раскрашенных фрагментов кирпичной фрески на месте древнего Вавилонского царства. Эта находка подтолкнула историческое сообщество к спонсированию экспедиции для дальнейшего исследования древнего города.
В 1899 г. начались раскопки Вавилонской башни. Однако изучение останков башни было затруднено высоким уровнем грунтовых вод. И лишь в 1913 г. археологам удалось освободить от наслоений несколько лестничных ступеней и часть кирпичного фундамента.
Библейские и апокрифические тексты
История о Вавилонской башне и столпотворении нашла отражение во многих различных культурах народов. Существует немало легенд, через которые можно провести параллели к версии библейского сказания. Придание о Вавилонской башне подробно изложено в книге Бытие (11 глава).
По мнению ученых в библейском повествовании были объединены два схожих придания о Древнем Вавилоне:
В обоих сказаниях наблюдаются различия в сюжетах. Согласно первому, возводилась башня высотой, достигавшая небес, согласно второму — величественный город. Однако башню строили пришедшие с Востока кочевники, в то время как город возводил местный оседлый народ, владеющие знанием об обжиге кирпича и общающиеся на одном языке.
Башня строилась в качестве ориентира, чтобы людской род не рассеялся по Земле, город же был олицетворением власти и славы. На земле около 70 отдельных языковых групп.
В повествовании из книги Бытия (глава 10), где говорится о Потомках Ноя, упоминалась их численность, также равна примерно 70.
Греческий апокалипсис Варуха излагает историю о столпотворении в 3 главе. Он описывает тяжелые испытания рабочих, задействованных в постройке башни. В частности, беременной женщине, которой не позволили покинуть работы во время родов. Явился разгневанный Яхве и изменил языки.
Книга Юбилеев открывает больше подробностей о самом строительстве Вавилонской башни. Именно здесь описан способ изготовления прочного кирпича путем обжига глины. Также рассказывается об использовании асфальта, добытого из водных источников. Строительство продолжалось на протяжении 43 лет. Но из-за внезапного возникновения языкового барьера строители не могли продолжать возведение башни.
Легенды
Согласно сказанию Библии, весь человеческий род является потомками Ноя, избежавшими гибели после Всемирного потопа. После того, как Ной со своей семьей оставил Ковчег, по завету Бога они должны были размножаться, наполняя землю новыми людьми. Весь этот народ общался между собой на одном языке. В поисках дома народ был вынужден кочевать.
Ряд ученых-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений, которым в древности люди очень верили.
Кочевавшие с востока на Запад потомки Ноя обосновались в долине Сеннаар (нижнее течение рек Евфрат и Тигр). Эта страна называлась Месопотамия (с древнего греческого «Двуречье»). В древней Месопотамии был дефицит камня и древесины, здесь люди изготавливали кирпич.
Предварительно обжигая его для большей прочности, скрепляя их между собой илом, они возводили крепкие дома и воздвигли процветающий, великий город Вавилон, в дословном переводе «врата богов». Чтобы прославить себя и предупредить рассеяние людей по Земле, вавилоняне решили выстроить башню, высотой достигающую небес, и тем самым возвысить себя к богам.
Работа строителей была продуктивной благодаря четкому распределению обязанностей. Башня должна была стать своеобразным маяком для затерявшихся на равнине людей и величайшим достижением для народа. Господь был разгневан такой дерзостью, так как строительство башни являлось не средством восхваления Бога, а попыткой народа прославить самих себя.
Тогда Бог сотворил множество разных языков и наделил ими потомков Ноя. Вследствие чего вавилоняне перестали понимать друг друга. Возведение башни было остановлено из-за возникновения языкового барьера. Башня Вавилона, расположившаяся, по библейскому приданию, в центре великого города — рухнула. Разбившийся на группы народ был вынужден расселиться по Земле.
Город Вавилон, после данного происшествия получил новое название — «Бабель», в переводе с еврейского – путать или перемешивать.
Мнение ученых
Вавилонская башня находится на территории древней Месопотамии. В научном сообществе библейскую башню Вавилона отождествляют с зиккуратом Этеменанки, который является святилищем бога Мардука. Дословно Этеменанки это «Дом, где сходятся небеса с землей». Массивные цитадели и величественные религиозные постройки являлись частью древней архитектуры Месопотамии.
Поэтому Вавилонская башня не была единственным зиккуратом, но считалась самым высоким. Историкам неизвестно время первоначального строительства зиккурата Этеменанки. Известно лишь то, что она уже существовала во времена правления Хаммурапи (первый правитель Вавилона, с 1792 по 1750 гг. до н. э.). По мере разрушения башни она несколько раз подвергалась реконструкции.
Самая грандиозная реконструкция была осуществлена по распоряжению царя Навуходоносора II. В библии царь Навуходоносор II отождествляется с царем Нимродом – жестоким и деспотичным тираном. За 43 года правления Навуходоносор прославился не только умелым покорителем земель, но и невероятными строениями.
В период правления царя Навуходоносора II (с 605 по 562 г. до н.э.) были возведены многие известные архитектурные постройки Вавилона.
Древний Вавилон был известен благодаря созданию некоторых архитектурных сооружений:
Вавилонскую башню описывал в своих работах Геродот Галикарнасский (чрезвычайно важный древнегреческий историограф). Он тщательно осматривал башню, возможно даже поднимался к ее вершине. Геродот долгое время считался единственным очевидцем возведения башни, кто документально зафиксировал ее облик.
По описанию Геродота зиккурат выглядел так: громадная башня с основанием в форме квадрата, со сторонами в один стан (греческая единица измерения равная примерно 150 – 190 м). На этой башне, одна на другой еще 8 башен. Вокруг этих башен наружная лестница, которая ведёт наверх.
Для отдыха на середине лестницы расположены лавки. Заключительный ярус башни увенчан внушительным храмом. Местные служители храма утверждают, что в нем живет бог, поэтому для него воздвигли великолепное ложе и стол из чистого золота. Ночевать в храме может лишь одна женщина, по словам жрецов, выбранная самим богом, чтобы разделить с ним ложе.
Изложение образа башни Геродота разнится с точкой зрения Кольдевея. Кольдевей считал, что зиккурат был ниже, как минимум, на 1 ярус и основание его было шириной в 90 м. Есть мнение, что при Геродоте башня находилась на платформе или террасе, которая полностью разрушилась до раскопок Кольдевея.
Существует и еще одно предположение, что подлинная башня Вавилона была полностью уничтожена, а руины, найденные Кольдевеем, всего лишь копия, выстроенная как дань первой и настоящей башне. Команда ученых из Норвегии опровергла сомнения скептиков по поводу спора о существовании Вавилонской башни.
Ученым удалось перевести часть каменных плит, а также клинописных табличек, датированных примерно 605-560 гг. до н. э. Под изображением царя Навуходоносора II располагалось точное схематичное описание семиярусного здания. Прилагался план башни с внутреннем расположением и ее вид сбоку. «Зиккурат великого Вавилона» — именно так определи это здание переведенные надписи.
Самое первое и достоверное изображение великого зиккурата стало ценнейшей находкой норвежских ученых.
В переведенных текстах имеется рассказ от Навуходоносора II, где он описывает строительство башни. В нем говорится о людях, родом из различных стран, задействованных в постройке. Ученые предполагают, что иудеи, попавшие в плен после завоевание Иерусалима Навуходоносором, могли стать свидетелями возведения башни.
Именно таким образом сюжет из библейского придания был заимствован у подлинной истории. Некоторые ученые считают, что за легендарную башню нужно принимать не зиккурат Этеменанки, а Борсиппскую башню, которая располагалась примерно в 15 км от Вавилона. От зиккурата Этеменанки мало что осталось, но Борсиппская башня сумела сохранить руины.
На руинах была обнаружена надпись, сообщающая, что башня была возведена прежним царем. Высота ее была 45 локтей (примерно 52 м), но завершить строительство не удалось. Также говорилось, что реконструировать башню приказал бог Мардук. Башню восстановили на прежнем месте, используя старые несущие стены. Строение увенчивали остроконечные башни.
Вавилонская башня находится на священном участке храма и являлась его частью. Из поколения в поколение башня отстраивалась правителями. Свой зиккурат имелся в каждом крупном населенном пункте Вавилонии. Под натиском времени зиккурат Этеменанки многократно превращался в развалины, но каждый раз отстраивали вновь, делая его все более помпезным.
Зиккурат возвышался над городом огромной пирамидой, к которой стекались толпы паломников, желающие отдать дань богу Мардуку. Выйдя из нижнего святилища, паломники представали перед изваянием бога Мардука, приносили ему подношения и совершали жертвоприношения. После чего, шествуя по огромной каменной лестнице, они поднимались на следующий ярус башни.
Несколько раз Вавилон брали штурмом, вследствие чего разрушалась башня. Ее неоднократно восстанавливали правители Набополасар и Навуходоносор, иногда даже приходилось возводить ярусы заново. После кончины Навуходоносора II, владение Вавилоном перешло к Киру II Великому. Он первый, кому удалось взять город целым, не разрушив его. Кир был поражен масштабами этого храма.
Он был категорически против разрушения чего-либо в городе. На месте собственного захоронения он отдал приказ воздвигнуть обелиск, копирующий вид огромной башни Вавилона. Нападение на город войск персидского царя Ксеркса почти полностью уничтожило зиккурат.
Громадные глыбы, останки Вавилонской башни поразили Александра Македонского, который останавливался лагерем в Вавилоне, направляясь в Индию. Потрясенный масштабами развалин, Александр намеревался отстроить башню заново. Но вскоре он умер, а башня так и осталась руинами.
Согласно истории, башня Вавилона была огромна и высотой своей достигала небес. Но достоверно неизвестно, обладали ли древние строители технологией строительства таких высоких зданий. Благодаря расчетам современных физиков, были выяснены ряд фактов о строительстве башни.
Владея информацией со страниц Библии, ученые посредством современной науки рассчитали, какой высоты здание могли воздвигнуть древние инженеры. Узнав максимальную нагрузку, которую может выдержать кирпич, они рассчитали приблизительную высоту, при которой сооружение не будет разрушаться у основания под собственным весом (в том числе благодаря устойчивой форме зиккурата).
Допустимая высота составила 2 мили, это более 3200 м. Поразительный результат при том, что самое высокое здание в мире — Бурдж-Халифа, 828 м высотой. Теоретически, постройка настолько высокого зиккурата оказалась вполне возможна. При раскопках фундамента зиккурата стало известно, что основание его составляло примерно 360 м и имело общую высоту 90 м.
Вычисления физиков ведут к тому, что при постройке здания использовалось примерно 90 млн. обожжённых в печи кирпичей. Башня походила пирамиды Египта. К храму, который увенчивал вершину зиккурата, вела мемориальная лестница. Исследователями отмечалось, что снаружи и внутри здание было подвержено огромным температурам, которые способствовали оплавлению кирпича.
Загадку возникновения такой температуры так и не раскрыли. Есть гипотезы, что это результат удара разрядом молнии.
Параметры фундамента зиккурата Этеменанки
Упоминания о Вавилонской башне
Вавилонская башня находится в исторических записях, а ее образ стал источником для вдохновения во многих сферах искусства. Ее изображениями украшали соборы и храмы. Под влиянием библейского сказания были созданы театральные постановки, талантливые композиторы создавали музыкальные произведения, пились литературные романы и рассказы.
Изобразительное искусство
На итальянских холстах эпохи ренессанса иллюстрация Столпотворения встречается крайне редко, как и на испанских и французских холстах XVII вв. Гораздо чаще ее представляли в качестве миниатюр средних веков. Причем башня имела вид именно столпа. Самой знаменитой картиной по теме Вавилона является полотно, написанное в эпоху Возрождения Питером Брегелем Старшим.
Помимо сюжета Библии, он отобразил и политику. Так он изобразил на картине делегацию, во главе с правящим царем Номродом, с проверкой процесса постройки знаменитого здания. Брегель хотел показать, что человеческая власть и ценности мира, ничто по сравнению с волей Бога. Брегель изобразил башню, строящуюся и разваливающуюся одновременно. Структура здания очень напоминает Колизей.
Вавилонская башня, нарисованная Питером Бергелем Старшим. Уже давно известно, где она находится
Ему удалось описать попытку человечества применить освоенные технологии, которые оказались слишком масштабными для него. Художник уделил большое внимание мелким деталям картины. Питер Брейгель написал несколько картин на тему Столпотворения, чем и создал неповторимый образ, ставший эталоном.
Питер Брейгель Младший также в разных стилях и детализации написал 2 картины, изображающие легендарную башню. Она имеет тот же сюжет и схожий внешний вид строения.
Башню изображали на своих холстах еще несколько художников:
Башня изображена на гравюре Эшера. Нидерландский художник, любивший изображать сложные трехмерные объекты, изобразил башню в своем неповторимом стиле, как геометрическое сооружение. Герард Хут на своей гравюре отобразил не сколько саму башню, сколько неразбериху среди строителей, случившуюся при возникновении языкового барьера.
Известны еще ряд интересных гравюр с изображением Столпотворения, их авторы:
Христианская иконография пестрит прообразами Столпотворения.
Она изображена на многочисленных картинах, миниатюрах, гравюрах, мозаиках, в Библии. Церковные фрески и мозаики, например, собор Святого Марко, расположившийся в Венеции украшен мозаикой. Она датируется концом XII — началом XIII вв. Существуют иллюстрации в манускриптах датируемые с XII по XIV вв., например, «Сад наслаждений» в Германии.
Литература
В литературных произведениях облик башни Вавилона или ее упоминание встречается довольно часто. В метафорическом значении башня чаще всего олицетворяет что-то грандиозное и величественное, но в тоже время хрупкое.
Автор | Жанр | Название | Год выпуска |
Фёдор Михайлович Достоевский — выдающийся русский писатель и философ. Вызвал большой ажиотаж в мировом литературном сообществе | Реализм Психологическое | Братья Карамазовы | 1880 |
Франц Кафка — немецкий писатель являлся значимой фигурой в литературе XX вв. | Притча Сюрреализм | Городской герб | 1920 |
Томас Манн — немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе | Эпопея Историческая проза | Иосиф и его братья | 1933 |
Клайв Льюис — английский и ирландский писатель. Получил известность благодаря работам со средневековой литературой. Также его произведениям в жанре фэнтази | Мистика Фантастика | Мерзейшая мощь | 1945 |
Андрей Платонов — советский драматург и писатель. | Повесть Реализм | Котлован | 1969 |
Тед Чан — талантливый американский писатель-фантаст. | Фантастика Философское | Вавилонская башня | 1990 |
Нил Стивенсон | Фантастика Цикл: История будущего | 1992 | |
Виктор Пелевин | Постмодернизм Сатира | Поколение „П“ | 1999 |
Александр Рудазов — российский писатель. Получил премию «Меч Без Имени» | Фэнтези Приключенческое | Серая чума Цикл: Метавселенная | 2006 |
Музыка
Тема Древнего Вавилона и знаменитой Вавилонской башни сподвигла многих знаменитых музыкантов и исполнителей запечатлеть знаменитую легенду в своих композициях.
Некоторые из них:
Театр
Немало знаменитых деятелей театра воплотили в жизнь постановки, в основу которых легло библейское сказание о Столпотворении. Среди них имеются детские спектакли, пьесы комедийного характера, мюзиклы и драмы.
Самые известные из них:
Крылатые выражения
Несколько крылатых фраз и цитат взятые из знаменитого библейского писания о Столпотворении и ставшие нарицательными крепко засели в современной человеческой речи.
Они такие:
На территории древнейшего города Вавилон, в низменности находится Вавилонская башня. Она имела название Сахн (в переводе – сковорода). Благодаря найденным при раскопках глиняным фризам, можно считать, что каждый ярус зиккурата имел какое-то особое значение для паломников и служителей храма.
Также ярусы были выкрашены в определенный цвет. Хотя башня Вавилона и не вошла в оригинальный список чудес света, но она однозначно являлась выдающимся творением.
Автор: pazyzy1991
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Вавилонской башне
Вавилонская башня — миф или реальность:
Вавилонская башня
Город Вавилон, что означает «Врата Бога», был основан в глубокой древности на берегу Евфрата. Он являлся одним из крупнейших городов Древнего мира и был столицей Вавилонии — просуществовавшего полтора тысячелетия царства на юге Междуречья (территория современного Ирака).
Основу архитектуры Междуречья составляли светские здания — дворцы и религиозные монументальные сооружения — зиккураты. Мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat — святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета.
Jan il Vecchio Bruegel
Согласно библейскому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».
Jan Collaert, 1579
Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле Вавилонской.
Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всего Вавилонского царства. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине.
…Построен Вавилон вот так… Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (метров) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (метров). Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего, город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 метров), а высотой в 200 (106,56 метров).
Если Вавилонская башня существовала, то как она выглядела и для чего служила? Что это было – мистический путь на небеса в обитель богов? А может быть, храм или астрономическая обсерватория? Научная история поисков Вавилонской башни началась с нескольких кусков раскрашенных кирпичей, найденных на месте Вавилонского царства немецким архитектором и археологом Робертом Кольдевеем. Обломки кирпичного барельефа послужили достаточно веской причиной, чтобы кайзер Вильгельм II и только что основанное Германское восточное общество стали щедро финансировать раскопки древнего города.
Роберт Кольдевей
26 марта 1899 года Роберт Кольдевей торжественно начал раскопки. Но только в 1913 году, благодаря тому, что уровень грунтовых вод снизился, археологи смогли приступить к исследованию остатков легендарной башни. На дне глубоких раскопов они освободили из-под наслоений сохранившуюся часть фундамента из кирпича и несколько ступеней лестницы.
Marten Van Valckenborch I
С тех самых пор и по сей день продолжается непримиримая борьба между сторонниками различных гипотез, по-разному представляющих форму этой постройки и ее высоту. Больше всего споров вызывает расположение лестниц: одни исследователи уверены, что ступени были снаружи, другие — настаивают на размещении лестниц внутри башни.
Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, каждый ярус которой имел строго определенный цвет. Каждая сторона квадратного основания равнялась 90 метрам.
Marten van Valckenborch, 1595
Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй — 18, третий и пятый — по 6 метров, седьмой — святилище бога Мардука был высотой в 15 метров. По нынешним меркам сооружение достигало высоты 25-этажного дома.
Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения Вавилонской башни было использовано около 85 миллионов сырцовых кирпичей из смеси глины, песка и соломы, так как в Междуречье мало деревьев и камня. Для соединения кирпичей применялся битум (горная смола).
Marten van Valckenborch, 1600
Роберту Кольдевею удалось раскопать в Вавилоне и знаменитые висячие сады Семирамиды, которые были возведены не этой легендарной царицей, а были построены по приказу Навуходоносора II для его любимой жены Амитис — индийcкой царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зеленым холмам своей родины. Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойном городе были поистине чудом света.
Висячие сады Семирамиды
В 1962 году экспедиция под руководством архитектора Ханса-Георга Шмидта продолжила исследования развалин башни. Профессор Шмидт создал новую модель постройки: две боковые лестницы вели к широкой террасе, расположенной на высоте 31 метров от земли, монументальная центральная лестница заканчивалась на втором ярусе на высоте 48 метров. Оттуда вели вверх еще четыре лестничных марша, а на вершине башни стоял храм — святилище бога Мардука, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами — символ плодородия. Внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.
Профессор Шмидт сопоставил свои вычисления с данными, на маленькой глиняной табличке, обнаруженной археологами. Этот уникальный документ содержит описание многоярусной башни в Вавилонском царстве – знаменитого храма верховного божества Мардука. Башня называлась Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до нашей эры). Сейчас на месте «храма-небоскреба» раскинулось поросшее тростником болото.
Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата — маленькой Вавилонской башни.
За свою трёхтысячелетнюю историю Вавилон трижды был разрушен до основания и каждый раз вновь восставал из пепла, пока полностью не пришёл в упадок под властью персов и македонцев в VI- V веках до нашей эры. Персидский царь Ксеркс оставил от Вавилонской башни только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Он намеревался построить ее снова. «Но, — как пишет Страбон, — этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».
Руины Вавилона в наши дни
Вавилонская башня, которая в те времена была просто чудом техники, принесла славу своему городу. Этот зиккурат был самым высоким и самым поздним сооружением такого типа, но отнюдь не единственным высотным храмом в Месопотамии. Вдоль двух могучих рек – Тигра и Евфрата длинной чередой стояли колоссальные святыни.
Традиция постройки башен родилась у шумеров на юге Междуречья. Уже семь тысяч лет назад в Эриду построили первый ступенчатый храм с террасой высотой всего один метр. Со временем зодчие научились проектировать более высокие здания и разработали технологию строительных работ, позволяющую добиваться устойчивости и прочности стен.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов