в каком классе читают алые паруса по программе
Конспект урока по литературе на тему «Алые паруса» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
А. Грин «Алые паруса»
Победа романтической мечты над реальностью.
Обучающая: познакомить учащихся с повестью «Алые паруса»; сформировать понятие о жанре феерия; отрабатывать умение выделять в тексте главное; формулировать ответы на поставленные вопросы.
Развивающая: совершенствовать навык выразительного чтения прозаического текста; развивать умение составлять монологические высказывания.
Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову; нравственные качества: добро и красота, любовь к ближнему, вера в мечту и стремление её достигать.
Методы : объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Приёмы : рассказ учителя, беседа по вопросам, сообщения учащихся, словарная работа, просмотр фрагментов фильма.
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
— О какой стране говорится в стихотворении?
( Гринландии- её населяют люди, у которых в бунтующей крови, в великой злобе и в великой любви извечно живёт страстная мечта о добре ).
—Почему же Грин назван «сказочником странным»?
( Он не только уводит нас в прекрасный мир надежды, веры и любви, но и заставляет нас страстно желать исполнения мечты, до каких бы сказочных высот она ни поднималась).
—Тема нашего урока «Победа мечты над реальностью». Как вы считаете, что мы будем обсуждать на уроке?
Сегодня мы познакомимся с одним из произведений А.Грина «Алые паруса». Но сначала давайте узнаем о том, кто же он, Александр Грин, чем любовался, к чему стремился в жизни. Девочки подготовили небольшой рассказ о нелёгкой судьбе писателя.
Биография А.Грина (фон-презентация)
Александр Грин-псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского. Он родился 23 августа 1880 года в небольшом городке Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку. Отец писателя отбывал здесь ссылку. Работал счетоводом в больнице. Семья бедствовала. Мать рано умерла, а мачеха не любила Александра. Застенчивый Саша страдал от оскорблений.
Учёба для Александра также была нелёгкой. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но не доводил до конца. Учился плохо, но с упоением читал книги М.Рида и Ж.Верна. Александр с детства любил море и мечтал о нём. Он решает уехать. В Одессе Грин долгое время не мог устроиться на работу. Наконец его взяли без жалованья учеником на пароход.
Первый его рассказ называется « Остров Рено». С этого рассказа Грин начал печататься постоянно.
В 1912 году Грин приехал в Петербург. За 5 лет писатель выпустил несколько книг рассказов и 3 тома собраний сочинений. В 1923 году создаёт повесть-феерию «Алые паруса». Когда писатель работал над этим произведением, то, наверное, он думал о счастье, поэтому эпиграфом урока я взяла слова самого писателя: «Тренируйте воображение и лелейте мечты». Повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петербурге в 1920 году, когда бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.
-Жанр произведения определён как феерия. А как вы понимаете, что такое феерия?
Ребятам было дано индивидуальное задание, давайте послушаем, как объясняют значение данного термина Большая советская энциклопедия, Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова, Википедия.
(Большая советская энциклопедия – 1) жанр театральных представлений, основанных на применении различных постановочных эффектов, трюков, «превращений»
2) цирковое представление с использованием различных эффектов.
Толковый словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами 2) волшебное, сказочное зрелище
Википедия – использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста).
-Какой же можно сделать вывод, что такое феерия?
(Феерия- это волшебное сказочное зрелище)
В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку.
-Феерия начинается с описания детства Ассоль. Каким оно было?
(Рано умерла мать, воспитанием занимался отец, мастеривший на продажу игрушки. Лонгрен рассказывал дочери фантастические истории об игрушках и о жизни людей)
-Почему умерла мама Ассоль?
(Не получив помощи от Меннерса, она вынуждена была пойти в город в сырую и холодную погоду, простудилась и вскоре умерла)
Но злодеяния не проходят бесследно, и тот, кто отказал нуждающемуся в помощи, может сам оказаться в похожей ситуации.
-В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не поняли односельчане?
(Лонгрена переполняла в тот момент боль, обида и жажда возмездия тому, кто не помог его жене и косвенно стал виновником её смерти)
-Маленькую Ассоль отличает праздничное видение жизни и чуда. Откуда это в ней?
(Повлияли рассказы отца и встреча с Эглем)
Давайте посмотрим фрагмент фильма «Алые паруса», тот момент, где Эгль предсказывает Ассоль её будущее.
-Что изменилось в жизни Ассоль после встречи со сказочником?
(Она стала жить мечтой о встрече с принцем; жители Каперны стали говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума)
Мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, продолжает жить мечтой. Как в сказке происходит первая встреча Грея и Ассоль.
-Какие чувства испытывает Грей, когда видит спящую Ассоль?
(Сильное волнение, влюбился с первого взгляда, оставляет кольцо на пальце Ассоль)
-Каким образом Артур Грей исполняет мечту Ассоль?
(Решает заменить цвет парусов на алый. Он побывал в трёх лавках, прежде чем нашёл нужный оттенок)
-Найдите описание того алого цвета, который искал Грей.
(5 глава «Этот совершенно… духовного отражения)
У вас на столах лежат листы, на которых в центре написано слово: первый ряд – «море», второй ряд – «корабль», третий ряд – «мечта». В течение трёх минут вам необходимо подписать, с чем ассоциируются данные слова после прочтения произведения.
(Звучат ответы детей)
На других листах, лежащих на партах, дана сравнительная характеристика Ассоль и Грея, но ответы на некоторые пункты плана отсутствуют. Ваша задача, как можно быстрее найти необходимый ответ (5-7 мин.)
Школьная программа
по русской литературе
1—11 классы
Преамбула
Единой программы по русской литературе для школ не существует. Набор авторов и произведений варьирует от списка к списку. Зачастую вместо конкретного перечня приводятся ремарки «изучается обзорно», «два-три произведения по выбору автора программы или учителя» и т. п. Распределение произведений по учебным годам / классам, в которых они изучаются, также вариативно. Кроме того, школьная программа исторически изменчива: то и дело какие-то произведения из нее исключаются, а какие-то, напротив, вводятся, и уследить за этим непросто. Все это создает определенные трудности при составлении списка произведений, изучаемых в школе.
Предлагаемый ниже список решает эту проблему следующим образом. Во-первых, он представляет собой сводку различных источников и включает авторов и произведения, которые упомянуты хотя бы в одной из программ, включая «списки литературы на лето», что обеспечивает его полноту.
Во-вторых, вместо распределения произведений по классам (и неизбежно возникающих при этом дублей) список включает все произведения школьной программы, упорядоченные по жанрово-хронологическому принципу, что обеспечивает его систематичность.
Ограничение: список включает только произведения русской литературы и не включает произведений зарубежной литературы.
На все произведения, входящие в список и присутствующие в корпусе Русской виртуальной библиотеки, даны гипертекстовые ссылки, что превращает его в дополнительный интерфейс РВБ, специально предназначенный для нужд школьного образования.
Одновременно с этим, произведения, которые пока остаются без ссылок, определяют вектор дальнейшего пополнения фондов РВБ.
Внеклассное чтение по роману А.Грина «Алые паруса» (2 часа) «Мечты и действительность». 7-й класс
Класс: 7
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к активной и осознанной деятельности.
1) Вступительное слово учителя: объявление целей, задач урока;
2) Работа над эпиграфом к уроку (на доске).
“Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище”.
Проблемный вопрос: способен ли человек совершать чудеса своими руками?
Учитель: чтобы решить проблемный вопрос, мы рассмотрим роман-феерию Грина в трёх аспектах:
1. Мир А. Грина.
2. Мир Ассоль.
3. Мир Артура Грэя.
Мир Грина
3) Биография А. Грина (задание 2 ученикам) (монолог учащихся).
4) Музыкальная заставка Ю. Лоза “Маленький плот”.
Вопрос: Как вы думаете, воплощается ли в эпиграфе и в этой песне жизнь Грина?
Созвучна ли песня жизни писателя? В чём?
Ответ: Жизнь А. Грина была очень трудной, тяжёлой, было много испытаний.
Вывод: Сытым, довольным своей жизнью людям живётся легко, гораздо легче, чем людям мечтающим, поэтам.
Мир Ассоль
3. Анализ произведения.
Глава 1 “Предсказание”.
1) Краткий художественный пересказ (1 ученик) “Предсказание” до слов “…Ассоль увидела, что у ручья, спиной к ней сидит человек…”
Эгль, рис. А. Колесникова (7 кл.)
2) Инсценирование эпизода “Эгль и Ассоль”.
Вопрос: Почему Эгль именно Ассоль сделал предсказание?
Он – тонкий психолог, что в облике девочки он отметил для себя?
Ответ: Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.
Вопрос: Что же происходит после того, как сказочник Эгль предсказал Ассоль “Алые паруса”?
Лонгрен, рис. А. Колесникова (7 кл.)
3) Выборочное чтение. Задание учащимся: Лонгрен.
(Реакция отца на рассказ Ассоль).
“…Вырастет, забудет, – подумал он, – а пока…не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых…А насчёт алых парусов думай, как я; будут тебе алые паруса…”
Рис. И. Гусевой (6 кл.)
Толпа и Ассоль – сравнение
“…Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря, затем обернулась в сторону восклицаний; там, в двадцати шагах от неё, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывали языки. Вздрогнув, девочка побежала домой…”
4. А. Грин – конец 19 века, картина Крамского “Хохот. Радуйся, Царю Иудейский”.
Задание учащимся: Рассмотреть картину. Что общего между: Ассоль – толпа и Иисус Христос – римские войны во главе с Понтием Пилатом?
Рис. Л. Смирновой (7 кл.)
Ответ: Общее в идее: противопоставление добра и зла, света и тьмы, высокой души (духа) и физической силе, низменным страстям.
5. Музыкальная заставка Ж. Агузарова “Верю я”.
Задание: Отражает ли песня душевное состояние Ассоль в эти минуты?
Ответ: Да, несмотря на осмеяние толпы, Ассоль продолжает верить в чудо.
Выводы по главе 1 “Предсказание”
6. Музыкальная заставка: Б. Гребенщиков “Город золотой”
Вопрос: О чём эта песня?
Мир Артура Грэя
Анализ главы 2 “Грэй”.
“…Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди, и текла кровь. Я этого не хочу…”
“Артур Грэй родился с живой душой”.
“Грэй жил в своём мире”.
“Знатная дама напоминала паву, высидевшую яйцо лебедя”.
Картина, изображающая корабль в библиотеке.
“Он родился капитаном, хотел быть им и стал им”.
(Человек осуществляет свою мечту сам!)
5) Отношение к слугам (Бетси)
Вывод: Грэй был не похож на аристократа, он был человеком с живой душой.
Анализ гл. 3 – “Рассвет”.
1) Вопрос: Каким вы представляете Грэя? Нарисуйте словесный портрет.
2) Встреча Ассоль и Грэя (чтение).
“Спящая Ассоль – выборочное выразительное чтение.
3) Встреча в трактире.
Рассказ Миннерса Хина-угольщика.
“Ты, верно, когда наваливаешь свою корзину углём, то думаешь, что она зацветёт?”
Прошло 7 лет с тех пор, когда Эгль рассказал на берегу моря сказку о корабле с Алыми парусами.
Ассоль? Какая она? (описание внешности, иллюстрации) Её характер, душа, разговор с природой.
Анализ 5 – 6 гл. “Боевые приготовления”
“Ассоль остаётся одна”.
Краткий художественный пересказ.
Анализ гл. 7 – “Алый секрет”
Вопрос: Каковы жизненные принципы Грэя?
“Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…”.
“Истина в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”.
4. Исполнение песни под гитару “Алый парус” (класс)
5. Подведение итогов урока.
Вопрос: Каким образом Артур Грэй осуществил свою мечту стать капитаном?
Придумать название к этой иллюстрации.
Вопрос: Как воспримет капитан Артур Грэй историю с алыми парусами, рассказанную
в таверне как старую сплетню?
Подобрать название к этой иллюстрации.
Вопрос: Случайно ли название шхуны “Секрет”? В чём секрет капитана А.Грэя? Ассоль? Лонгрена? Придумать название к этой иллюстрации.
Работа с лексикой произведения
Феерия – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающиеся пышной постановкой и сценическими эффектами;
2) (перен.) волшебное, сказочное зрелище.
Фееричный – сказочно красивый как в феерии.
Завязка – начало, исходный пункт каких-нибудь действий, событий, начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой.
Сюжет – в литературном или сценическом произведении последовательность и связь описания событий.
Развязка – конец, завершение какого-нибудь сложного события, ситуации; заключительная часть драматического произведения или иного литературного произведения.
Контраст – резкая противоположность.
Композиция – строение, соотношение, взаимное расположение частей.
1) совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная.
2) отдельная область Вселенной. Звёздные миры.
3) Земной шар, Земля, а также люди, население Земли.
4) Объединённое по каким-нибудь признакам человеческое общество. Античный мир. Научный мир.
5) Светская жизнь, в противопоставлении монастырской жизни.
6) Отдельная область жизни – мир растений, мир животных, мир звуков.
Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений
Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.
Литература, 5 класс: список произведений на лето
Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.
Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.
Самым большим по объему произведением для изучения в 5 классе является произведение Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо». Чтобы прочитать его, пятикласснику понадобится не меньше чем треть летних каникул. Вообще рекомендуется вначале читать объемные и сложные произведения, а коротенькие рассказы, басни и очерки оставлять «на закуску».
Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:
А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.
Литература, 6 класс: список произведений на лето
Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.
Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.
Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.
А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.
Литература, 7 класс: список произведений на лето
Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.
Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.
Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.
Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
Литература, 10 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.
Список литературы на лето для 10 класса:
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Тема урока: «Автор и его герои. А.С.Грин «Алые паруса»»
Разделы: Литература
Класс: 6
Цели урока:
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осмысленно читать текст, отыскивать и выделять в нём необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственное мнение, формировать умение работать со словарём.
Регулятивные УУД: уметь ставить цели, планировать, контролировать учебную деятельность на уроке.
Личностные УУД: иметь ценностно-смысловую ориентацию, соотносить поступки и события с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами, мотивировать себя на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулировать и аргументировать собственное мнение, уметь работать в группе.
Оборудование: медиапроектор, экран, презентация «Сказка, которая сбывается» (у автора), портрет А. Грина, буктрейлер «Алые паруса» (у автора).
Ход урока
1. Вступление. Формулирование целей и задач урока.
Сегодняшний урок у нас не похож на другие. Я вам приготовила сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока.
Тема нашего урока: Автор и его герои. А.С. Грин феерия «Алые паруса»
Что мы должны сегодня узнать на уроке? Над чем будем работать?
Я мечтаю, чтобы наш урок прошел замечательно, волшебно, феерично. А вы часто в жизни мечтаете? О чем?
Вот и писатели, и поэты о чем-то мечтали.
140 лет назад родился самый главный, на мой взгляд, мечтательный писатель
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной,
С глазами, как отзвук морей в январе,
С великою злобой, с великой любовью,
С солёной, как море, бунтующей кровью,
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
Его звали Александр Степанович Грин. (1 слайд)
Давайте представим, что Грин пришел к нам в гости.
2. Прием «Кресло писателя».
Много лет назад я создал свою загадочную страну с морями, материками, бухтами, архипелагами, проливами, с замечательными городами с мужественными и сильными людьми, умеющими любить, мечтать и смело вступающими в борьбу со злом. Эту страну назовут Гринландией, в мою честь. (2 слайд)
А звали меня Александр Степанович Гриневский. Родился я в далеком 1880 году в Вятской губернии. Первым словом, которое я прочитал, было слово море, поэтому особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Моими любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать.
В 1906 появились мой первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева»
Я сочинял рассказы, новеллы, романы, стихи, фельетоны и даже басни, создал свыше 400 произведений, но, к сожалению, никогда не отличался бережливостью к своим черновикам, наброскам, незаконченным произведениям. Поэтому часть моих рукописей, вероятно, затерялась навсегда.
В 1916 году в Петрограде в витрине магазина игрушек я увидел лодочку с острым парусом из белого шелка, который от лучей солнца показался алым. Это меня поразило. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал ЧТО. Тогда я прикинул; не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование.
А затем, бродя по набережной вдоль Невы, я увидел юную красавицу, которой дал имя Ассоль, а в Грее я видел себя, ведь я очень хотел сделать чудо своими руками.
Я приглашаю вас в путешествие по моей Гринландии, где живут мужественные, сильные, красивые мечтатели. Вперед, друзья!
3. Анализ произведения.
К изучению «Алых парусов» вы подготовились на славу. В наших учебниках есть только первая часть повести, которую прочли все.
Кто прочитал полностью произведение?
А еще большинство из нас посмотрели спектакль в театре «Балтийский дом». (Слайд 3,4) Ну а если остались те, кто не до конца познакомился с повестью, то они нас догонят обязательно, я об этом мечтаю.
Значит, в добрый путь.
И первая загадка: что такое феерия?
– Подберите однокоренные слова или созвучные
– Фея, фееричный.
– А с чем ассоциируется это слово?
Чтение словарной статьи и запись в тетради (Слайд 5)
– Передайте в нескольких предложениях сюжет повести. Есть ли тут волшебство и сказочность?
– Нет. Чудо сделано руками.
Можно ли это произведение назвать сказкой?
– Это произведение о реальном мире, в котором есть не только добро.
– Какими были жители Каперны?
– Найдите в тексте и прочитайте.
– Что скажет о нем сказочник Эгль?
– Почему не любили в Каперне отца Ассоль? Да и девочку тоже?
– Они не понимают Лонгрена и Ассоль, а все непонятное вызывает страх, презрение.
– А полностью ли прав Логрен, не помогший Меннерсу?
– Грин его наказывает одиночеством, хотя и скрашивает присутствием доброго ангела– дочери.
Вот мы подошли к главным героям.
4. Работа с таблицей.
Сейчас для вас задание. У каждого лежит таблица, в течение 2-3 минут подготовьте устно ответы о герое. Мальчики – о Грее, девочки об Ассоль. Разрешаю обсудить с товарищем. (работа в группах)
А затем мы совместно заполним. Заполнение таблицы
– Почему Грей решил исполнить мечту Ассоль?
Они были очень похожи. Родство душ.
– Какой же вывод делаем после анализа повести. Это сказка? Как сделать чудо?
– Своими руками!
Одним из способов объединения в единое целое у А. Грина является музыкальное творчество. Из отдельных мелодий – человеческих душ – создается музыка в стране А. Грина. Именно музыка в произведениях А.С. Грина является критерием оценки героев. Способностью понимать музыку писатель наделяет «светлые», чистые души. Таковы его герои Ассоль, Грей. В феерии «Алые паруса» А.С. Грин тоже противопоставляет «светлые» и «темные» души. Ассоль – «светлая» душа. В этой душе постоянно звучит музыка, прекрасная музыка, под звуки которой должен был подойти корабль, предсказанный Эглем. Ассоль жила в своем музыкальном мире: «…ее голова мурлыкала песенку жизни»
А.С. Грин противопоставляет чистой, «светлой», музыкальной душе Ассоль обитателей деревни Каперны, в которой жила девушка. В произведении это различие высказывает Эгль, «известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок». Эгль говорит Ассоль: «Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той [Каперне] целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом…». Эгль замечает, что в деревне живут злые люди, не чувствующие музыки, люди.
А.С. Грин сравнивает Ассоль со скрипкой, заглушаемой более ярким, медным, прямым звуком трубы – жителями деревни.
А.С. Грин относит музыку к высшему духовному началу, к которому должны стремиться люди.
5. Сегодня я познакомлю вас с еще одним новым словом.
На доске: Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Вашему вниманию буктрейлер, посвященный «Алым парусам». В нем использованы кадры из фильма, песня Владимира Ланцберга «Ребята надо верить в чудеса».
6. А теперь обещанный сюрприз.
(слайд 6) Пройдет еще немного времени. Вы закончите школу. И в июне 2025 года пойдете на набережную реки Невы встречать свой парусник с алыми парусами. И будете загадывать желание. А сейчас на алом листочке давайте каждый напишет сегодняшнюю мечту. А на выпускном мы откроем конверт, и каждый узнает, смог ли он осуществить чудо своими руками.
Литература: