в каком классе читают алые паруса грина

Конспект урока № 1 по феерии А.С. Грина «Алые паруса». 6 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока № 1 по феерии

А.С. Грина «Алые паруса» 6 класс

Тема: «Нужны ли в жизни чудеса?

Тип урока: урок изучения нового материала

-Способствовать формированию представления об А. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса».

-Способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина.

-Беседа по содержанию повести «Алые паруса».

— Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям.

— Развитие речи у учащихся через беседу, пересказ

-Доброжелательное отношение к людям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

-Объяснять смысл понятия «феерия».

-Находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы.

-Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.

-Умеют выбирать смысловые единицы текста.

-Овладение способностью понимать учебные задачи урока.

-Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Понятия, изучаемые на уроке: феерия

В.П. Полухина и др. Под ред. В. Я. Коровиной. Литература. 6 класс. В 2-х частях.

— Фрагмент фильма «Алые паруса» реж. А. Птушко.

Учитель приветствует учеников, начинает урок.

Тема сегодняшнего урока «Нужны ли в жизни чудеса?»

Мы будем говорить о творчестве необычного писателя – Александра Степанович Грина, который всегда любил море, смелых и отважных людей.

-Давайте закроем глаза и минутку подумаем, с чем у каждого из нас ассоциируется слово «море»?

Отвечают на вопрос:

(Радость, спокойствие и т.д.)

На данном этапе с целью мотивации, активизации знаний учащихся предлагается использование такого метода, как опрос.

2.Проверка домашнего задания (5 мин)

Предварительное задание: прочитать феерию А.С. Грина «Алые паруса», статьи о биографии автора

Дома вы ознакомились с биографией писателя, озвучьте, пожалуйста, основные моменты (учитель помогает ученикам, если возникают паузы, дополняя их ответы, за правильные ответы и активное участие в обсуждении выдаются жетончики, в конце урока жетончики обмениваются на оценки).

— Какое же самое известное произведение написал Александр Грин?

— Как же писатель определил жанр своего произведения?

Феерия- это сказка о мечте, воплощенной в жизнь, о том, как может человек превратить мечту о счастье в реальность, о том, что чудеса существуют, если в них верить.

Рассказывают биографию А.С. Грина:

— Александр Степанович Грин родился 11 августа 1880 года в городе Слободском Вятской губернии.

— Настоящая фамилия А. Грина – Гриневский.

— Отец был дворянином. Мать умерла, когда Грину было 13 лет. С мачехой он не поладил.

Отвечают на вопрос:

Феерию «Алые паруса»

Запись определения в тетрадь

На этапе проверки домашнего задания используются различные методы: пересказ, опрос, запись определений в тетрадь.

3.Изучение нового материала (20-25 мин)

— Давайте теперь посмотрим на название, которое дал автор своему произведению. Ведь именно с ним мы впервые встречаемся, когда берем в руки книгу. Какие ассоциации у вас рождаются?

Работа с текстом. Беседа по вопросам. Свои ответы ученики подкрепляют цитатами из произведения.

— Где происходит действие в феерии?

— Какой образ жизни ведут капернцы?

-Теперь давайте поговорим о главных героях произведения. Кто они?

— Чем не похожи герои на обитателей деревни?

— Расскажите, в какой обстановке росла Ассоль?

— Как относились жители Каперны и их дети к Ассоль? Почему?

— Какую судьбу предсказал Ассоль старик Эгль?

Просмотр фрагмента фильма «Алые паруса», в котором Эгль предсказывает Ассоль будущее.

— Найдите данный эпизод в книге и ответьте на вопрос, совпадает ли образ Эгля и Ассоль в фильме с образом, созданным А. Грином? Ответ Аргументируйте.

— Почему Эгль именно Ассоль дарит свою сказку?

— Почему Ассоль поверила в эту сказку?

— Как к Артуру Грею относятся в доме родителей? Чем был заполнен мир его детства?

— О чем мечтал Грей и как осуществил мечту?

— Чем похожи Грей и Ассоль?

— Какое впечатление произвела Ассоль на Грея? Что привлекло Грея в девушке? Была ли встреча Ассоль и Грея случайной? Стала ли она для героев счастливой?

Отвечают на вопросы:

— Алый – страсть, сильный цвет.

— Парус – символ надежды, мечты, пути.

— Алый парус – символ желанной мечты.

— В небольшом прибрежном городке Каперна.

— Слова Эгля о Каперне и её жителях: «Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалении ем жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом. ». Жители Каперны не знают сильных чувств: они забывают оскорбления, не умеют горевать, их чувства мелки и суетны. Их мир – мир без поэзии, они лишены воображения. Все иное, непохожее на них, вызывает ненависть, издевку. Они не способны сделать для других что-то, приносящее радость.

— старик Лонгрен, дочь Лонгрена Ассоль, принц Артур Грей.

— Способны любить, характерна душевная тонкость, чуткость, вера в мечту. Отец помог девочке не озлобиться против людей.

Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с которой относился Лонгрена к Ассоль, к ее вере в будущее появление корабля с алыми парусами.

— Они считали её дочерью человека, который погубил их отца, потому что тот создал кораблик, навлекший беду на судно.

— Он предсказал ей появление принца, который приплывет под алыми парусами и заберет её из города.

— В тексте находят фрагмент. Делают предположения.

— «Невольное ожидание прекрасного» увидел Эгль в лице девочки

разумеется, не стал бы говорить так. »

— Грей жил в своем мире, т.е. вынужден играть один.

— Желание идти собственной дорогой, хотел стать капитаном

Вынужденные играть одни, они жили в своем мире, не боялись необычного и радовались ему.

— Грей уверен, что он и Ассоль рождены друг для друга.

4.Подведение итогов (5-8 мин)

-Итак, подведем итоги. Что мы сегодня узнали?

Отвечают на вопрос

На этом этапе реализуется рефлексия учащихся, учитель помогает учащимся обобщить результаты урока.

5.Домашнее задание (1 мин)

— Письменно ответить на вопрос «Нужны ли в жизни чудеса?»

— Нарисовать иллюстрации к любимому эпизоду феерии

Источник

Внеклассное чтение по роману А.Грина «Алые паруса» (2 часа) «Мечты и действительность». 7-й класс

Класс: 7

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активной и осознанной деятельности.

1) Вступительное слово учителя: объявление целей, задач урока;

2) Работа над эпиграфом к уроку (на доске).

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

“Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище”.

Проблемный вопрос: способен ли человек совершать чудеса своими руками?

Учитель: чтобы решить проблемный вопрос, мы рассмотрим роман-феерию Грина в трёх аспектах:

1. Мир А. Грина.
2. Мир Ассоль.
3. Мир Артура Грэя.

Мир Грина

3) Биография А. Грина (задание 2 ученикам) (монолог учащихся).

4) Музыкальная заставка Ю. Лоза “Маленький плот”.

Вопрос: Как вы думаете, воплощается ли в эпиграфе и в этой песне жизнь Грина?

Созвучна ли песня жизни писателя? В чём?

Ответ: Жизнь А. Грина была очень трудной, тяжёлой, было много испытаний.

Вывод: Сытым, довольным своей жизнью людям живётся легко, гораздо легче, чем людям мечтающим, поэтам.

Мир Ассоль

3. Анализ произведения.

Глава 1 “Предсказание”.

1) Краткий художественный пересказ (1 ученик) “Предсказание” до слов “…Ассоль увидела, что у ручья, спиной к ней сидит человек…”

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

Эгль, рис. А. Колесникова (7 кл.)

2) Инсценирование эпизода “Эгль и Ассоль”.

Вопрос: Почему Эгль именно Ассоль сделал предсказание?

Он – тонкий психолог, что в облике девочки он отметил для себя?

Ответ: Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.

Вопрос: Что же происходит после того, как сказочник Эгль предсказал Ассоль “Алые паруса”?

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

Лонгрен, рис. А. Колесникова (7 кл.)

3) Выборочное чтение. Задание учащимся: Лонгрен.

(Реакция отца на рассказ Ассоль).

“…Вырастет, забудет, – подумал он, – а пока…не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых…А насчёт алых парусов думай, как я; будут тебе алые паруса…”

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

Рис. И. Гусевой (6 кл.)

Толпа и Ассоль – сравнение

“…Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря, затем обернулась в сторону восклицаний; там, в двадцати шагах от неё, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывали языки. Вздрогнув, девочка побежала домой…”

4. А. Грин – конец 19 века, картина Крамского “Хохот. Радуйся, Царю Иудейский”.

Задание учащимся: Рассмотреть картину. Что общего между: Ассоль – толпа и Иисус Христос – римские войны во главе с Понтием Пилатом?

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

Рис. Л. Смирновой (7 кл.)

Ответ: Общее в идее: противопоставление добра и зла, света и тьмы, высокой души (духа) и физической силе, низменным страстям.

5. Музыкальная заставка Ж. Агузарова “Верю я”.

Задание: Отражает ли песня душевное состояние Ассоль в эти минуты?

Ответ: Да, несмотря на осмеяние толпы, Ассоль продолжает верить в чудо.

Выводы по главе 1 “Предсказание”

6. Музыкальная заставка: Б. Гребенщиков “Город золотой”

Вопрос: О чём эта песня?

Мир Артура Грэя

Анализ главы 2 “Грэй”.

“…Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди, и текла кровь. Я этого не хочу…”
“Артур Грэй родился с живой душой”.
“Грэй жил в своём мире”.
“Знатная дама напоминала паву, высидевшую яйцо лебедя”.

Картина, изображающая корабль в библиотеке.

“Он родился капитаном, хотел быть им и стал им”.

(Человек осуществляет свою мечту сам!)

5) Отношение к слугам (Бетси)

Вывод: Грэй был не похож на аристократа, он был человеком с живой душой.

Анализ гл. 3 – “Рассвет”.

1) Вопрос: Каким вы представляете Грэя? Нарисуйте словесный портрет.

2) Встреча Ассоль и Грэя (чтение).

“Спящая Ассоль – выборочное выразительное чтение.

3) Встреча в трактире.

Рассказ Миннерса Хина-угольщика.

“Ты, верно, когда наваливаешь свою корзину углём, то думаешь, что она зацветёт?”

Прошло 7 лет с тех пор, когда Эгль рассказал на берегу моря сказку о корабле с Алыми парусами.

Ассоль? Какая она? (описание внешности, иллюстрации) Её характер, душа, разговор с природой.

Анализ 5 – 6 гл. “Боевые приготовления”

“Ассоль остаётся одна”.

Краткий художественный пересказ.

Анализ гл. 7 – “Алый секрет”

Вопрос: Каковы жизненные принципы Грэя?

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

“Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…”.

“Истина в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”.

4. Исполнение песни под гитару “Алый парус” (класс)

5. Подведение итогов урока.

Вопрос: Каким образом Артур Грэй осуществил свою мечту стать капитаном?

Придумать название к этой иллюстрации.

Вопрос: Как воспримет капитан Артур Грэй историю с алыми парусами, рассказанную

в таверне как старую сплетню?

Подобрать название к этой иллюстрации.

Вопрос: Случайно ли название шхуны “Секрет”? В чём секрет капитана А.Грэя? Ассоль? Лонгрена? Придумать название к этой иллюстрации.

Работа с лексикой произведения

Феерия – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающиеся пышной постановкой и сценическими эффектами;

2) (перен.) волшебное, сказочное зрелище.

Фееричный – сказочно красивый как в феерии.

Завязка – начало, исходный пункт каких-нибудь действий, событий, начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой.

Сюжет – в литературном или сценическом произведении последовательность и связь описания событий.

Развязка – конец, завершение какого-нибудь сложного события, ситуации; заключительная часть драматического произведения или иного литературного произведения.

Контраст – резкая противоположность.

Композиция – строение, соотношение, взаимное расположение частей.

1) совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная.

2) отдельная область Вселенной. Звёздные миры.

3) Земной шар, Земля, а также люди, население Земли.

4) Объединённое по каким-нибудь признакам человеческое общество. Античный мир. Научный мир.

5) Светская жизнь, в противопоставлении монастырской жизни.

6) Отдельная область жизни – мир растений, мир животных, мир звуков.

Источник

Библиотечный урок «Александр Грин. «Алые паруса» в 6 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Урок литературы
в 8 классе

Описание слайда:

«
Александр Грин «Алые паруса»

Описание слайда:

История создания произведения
Замысел родился в 1916 году, когда однажды в магазине игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».
Грин начал писать повесть «Красные паруса» и закончил ее в начале декабря 1920. Позже он переименовал повесть в «Алые паруса». Прототипом главной героини является жена Грина, Нина Николаевна
Почему красный цвет был автором заменен на алый?

Описание слайда:

«В чем секрет человеческого счастья?
Может ли человек осуществить свою мечту?»

Описание слайда:

Жанр произведения
Феерия (франц. feerie, от fee — фея, волшебница),

Какое из этих определений имел в виду автор?

Описание слайда:

События романа Александра Грина «Алые паруса» разворачиваются в небольшом поселке Каперна. Действующие лица романа – Лонгрен, бывший матрос, его дочь Ассоль, капитан Артур Грэй.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Маленькая Ассольвыращена любящим отцом, живет уединенной
жизнью.
Однажды в лесу ее встречает
странный человек, рассказывает
сказку о корабле с алыми парусами,
и с этой минуты судьба начинает
свою работу. Ассоль поверила в
сказку, сделала ее частью своей
души. Девочка была готова к ЧУДУ —
и чудо нашло ее.

Описание слайда:

дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки
Артур Грей

богатый наследник старинного рода, обречённый прожить жизнь по известному, заранее составленному плану.

Описание слайда:

ОДИНОЧЕСТВО;
СВОЙ МИР,
«СКЛОННОСТЬ К НЕОБЫЧАЙНОМУ»;
ЖИВАЯ ДУША, СПОСОБНАЯ К СОЧУВСТВИЮ И СОПЕРЕЖИВАНИЮ;
КОРАБЛЬ – МЕЧТА.
Вывод: Ассоль и Грэй с детства живут в своём особенном мире, добром
и прекрасном. Их отличает от других доброжелательность в общении с
людьми, желание понять и любить другого человека, сделать его счастливым.

Описание слайда:

Почему осуществилась мечта Ассоль?

Описание слайда:

Финал на первый взгляд кажется неожиданным, однако он словно связан незримыми нитями с началом повествования.

Описание слайда:

Мечта Ассоль превратилась в
реальность: «…Однажды утром в
морской дали под солнцем
сверкнет алый парус. Сияющая
громада алых парусов белого
корабля двинется, рассекая
волны, прямо к тебе… тогда ты
увидишь храброго красивого
принца: он будет стоять и
протягивать к тебе руки.
«Здравствуй, Ассоль! – скажет
он. – Далеко-далеко отсюда я
увидел тебя во сне и приехал,
чтобы увезти…».

Описание слайда:

Я понял одну нехитрую
истину. Она в том, чтобы
делать так называемые
чудеса своими руками.
А. Грин.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Программа по внеурочной деятельности по курсу «Литературная гостиная «.

Программа по курсу «Литература».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОВЗ 4 КЛАСС

Учим детей анализировать стихотворный текст. АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. А.С.Пушкин. Птичка

Книга по изучению правил БДД «Иминлек әлифбасы»

Краеведческий час «День государственности Республики (Саха) Якутия»

Статья на тему» «Великое русское слово»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5267994 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть фото в каком классе читают алые паруса грина. Смотреть картинку в каком классе читают алые паруса грина. Картинка про в каком классе читают алые паруса грина. Фото в каком классе читают алые паруса грина

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературы по феерии А.Грина «Алые паруса» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Литература, 6 класс

Урок внеклассного чтения

по феерии А.Грина «Алые паруса»

Обучающая: осмысление идейно-тематического содержания произведения, обучение внимательному, осмысленному чтению.

Воспитывающая: воспитание нравственного чувства, чувства сопереживания судьбе другого человека.

Развивающая: развитие критического и творческого мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

— создать условия для активизации личностного опыта детей;

— пробудить интерес к повести А.Грина «Алые паруса»;

— способствовать развитию творческого воображения, умения выражать свои мысли, высказывать собственное мнение.

Методические приемы: чтение с остановками.

Рисунок алых парусов.

Репродукции С.Бродского к повести.

Слова А.Грина: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками…»

Объявление темы урока

Ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с книгой, которая называется «Алые паруса». Написал ее замечательный человек, фантазер с грустными глазами – Александр Грин.

— Вы видели когда-нибудь алые паруса?

— А какие вообще бывают паруса? (Вспомним М.Ю.Лермонотова: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…»).

— Какие ощущения, впечатления вызывает у вас словосочетание алые паруса? (Необычные, удивительные, красивые, фантастические, волшебные).

— Как вы думаете, если книжка называется «Алые паруса» (а мы выяснили, что это необычное словосочетание), то о каких событиях в ней пойдет речь?

— Мы прочитаем небольшой отрывок из книги А.Грина, из главы, которая называется «Предсказание». Вот еще одно удивительное слово.

— Что такое предсказание, по-вашему? Давайте попробуем подобрать синонимы к этому слову.

(Пророчество, предвестие, гадание, прогноз)

— Вот такое необычное произведение мы сегодня читаем. И читать мы его будем тоже не совсем обычно, а с остановками.

Послушайте, пожалуйста, краткий пересказ начала повести.

На берегу моря, в небольшой деревушке Каперна, живет бывший матрос Лонгрен с маленькой дочерью Ассоль. Мать Ассоль умерла при трагических обстоятельствах, когда девочке было всего пять месяцев отроду. Лонгрену пришлось оставить морскую службу, чтобы растить дочь. Живут они бедно. Лонгрен зарабатывает на жизнь тем, что мастерит игрушки и продает их. Ассоль помогает отцу и иногда одна ходит в город Лисс, чтобы отнести товар в магазин.

Первая часть текста

Однажды, в середине такого путешествия к горо­ду, девочка присела у дороги съесть кусок пирога, по­ложенного в корзинку на завтрак. Закусывая, она пе­ребирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для нее: Лонгрен сделал их ночью. Одна такая новин­ка была миниатюрной гоночной яхтой; белое суденыш­ко это несло алые паруса, сделанные из обрезков шел­ка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароход­ных кают — игрушек богатого покупателя… Ассоль пришла в восхищение. Пламенный веселый цвет так ярко горел в ее руке, как будто она держала огонь. Дорогу пересекал ручей, с переброшенным через него жердяным мостиком; ручей справа и слева уходил в лес. «Если я спущу ее на воду поплавать немного,— размышляла Ассоль,— она ведь не промокнет, я ее по­том вытру». Отойдя в лес за мостик, по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду у самого берега пленившее ее судно; паруса тотчас сверкнули алым от­ражением в прозрачной воде: свет, пронизывая мате­рию, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна…

Первая остановка в чтении и беседа:

— Что в этом отрывке показалось удивительным, необычным?

— Давайте пофантазируем, что же будет дальше?

Вторая часть текста

… вдруг тихий отбег береговой струи повернул яхту носом к середине ручья, и, как настоящая, полным ходом покинув берег, она ровно поплыла вниз. Мгно­венно изменился масштаб видимого: ручей казался де­вочке огромной рекой, а яхта — далеким, большим суд­ном, к которому, едва не падая в воду, испуганная и оторопевшая, протягивала она руки… она побежала за уплывающей иг­рушкой, надеясь, что ее где-нибудь прибьет к берегу. Поспешно таща не тяжелую, но мешающую корзинку, Ассоль твердила: — «Ах, господи! Ведь случись же. » — Она старалась не терять из вида красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала…

В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часу, когда с удивлением, но и с облегчением Ас­соль увидела, что деревья впереди свободно раздвину­лись, пропустив синий разлив моря, облака и край желтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости…

Вторая остановка в чтении:

— Оправдались ли ваши предположения?

— Догонит ли Ассоль свой кораблик?

— Как вы думаете, что увидела девочка, стоя на краю обрыва?

Третья часть текста

С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, спиной к ней, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и всесторонне рассматривает ее с лю­бопытством слона, поймавшего бабочку. Отчасти успо­коенная тем, что игрушка цела, Ассоль сползла по об­рыву и, близко подойдя к незнакомцу, воззрилась на него изучающим взглядом, ожидая, когда он подымет голову. Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, установив, что людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть еще ни разу не приходилось.

Третья остановка в чтении:

— Кто бы это мог быть?

— Добро или зло принесет Ассоль этот человек? Почему вы так думаете?

Четвертая часть текста

Но перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправлен­ная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, уни­занный серебром блях, трость и сумка с новеньким ни­келевым замочком — выказывали горожанина. Его ли­цо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, вы­глядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вяло-прозрачным, если бы не глаза, серые как пе­сок и блестящие как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным.

Четвертая остановка в чтении:

— Что почувствовала Ассоль, увидев его?

— А вам было страшно?

— Что же произойдет дальше?

— Теперь отдай мне,— несмело сказала девочка.— Ты уже поиграл. Ты как поймал ее?

Эгль поднял голову, уронив яхту,— так неожидан­но прозвучал взволнованный голосок Ассоль. Старик с минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропу­ская бороду в большой, жилистой горсти. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, ка­саясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше ли­ца; его неправильный мягкий овал был овеян того ро­да прелестным загаром, какой присущ здоровой бе­лизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

Это что-то особенное. – Слушай-ка ты, растение! Это твоя штука?

— Да, я за ней бежала по всему ручью; я думала, что умру. Она была тут?

— У самых моих ног. Кораблекрушение причиной того, что я, в качестве берегового пирата, могу вручить тебе этот приз. Яхта, покинутая экипажем, была вы­брошена на песок трехвершковым валом — между моей левой пяткой и оконечностью палки. — Он стукнул тро­стью. — Как зовут тебя, крошка?

— Ассоль,— сказала девочка, пряча в корзину по­данную Эглем игрушку.

— Хорошо, — продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмеш­ка дружелюбного расположения духа.— Мне, собствен­но, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины… Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюже­тов. как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем по­явилась ты. Такая как есть…

Пятая остановка в чтении:

— Что показалось старику необычным в Ассоль?

— Ребята, как вы думаете, писатель любит своих героев? Подтвердите это словами текста.

— А вам они понравились?

— Что же будет дальше?

Шестая часть текста

… Пустынный морской берег, тишина, томительное приключение с яхтой, не­понятная речь старика с сверкающими глазами, величественность его бороды и волос стали казаться девоч­ке смешением сверхъестественного с действительностью. – Тебе нечего бояться меня, — серьезно сказал он. — Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душе. — Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. «Неволь­ное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, — решил он. — Ну-ка, — продолжал Эгль, — ну-ка, Ассоль, слушай меня внима­тельно…

Шестая остановка в чтении:

— Что поразило старика в Ассоль?

— А что поразило вас?

— Какие слова из текста создают настроение ожидания чего-то необычного, удивительного?

— Что же сейчас произойдет? О чем расскажет старый Эгль?

Седьмая часть текста

— Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты бу­дешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской да­ли под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая грома­да алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много со­берется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. — «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» — спросят лю­ди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на ко­рабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

— Это все мне? — тихо спросила девочка. Ее серь­езные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе. — Может быть, он уже пришел. тот корабль?

— Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом. Что говорить? — это будет, и кончено.

Заключительная беседа по тексту:

— Оправдались ли ваши предположения?

— Вам понравилось предсказание Эгля?

— Как вы думаете, почему он сделал это предсказание Ассоль, а не какой-то другой девочке?

— Вы верите в то, что это предсказание сбудется?

— Если бы вам довелось увидеть в жизни алые паруса, вам бы захотелось пойти за ними?

— На что, на какие известные вам литературные произведения похожа повесть Александра Грина? (Можно ли поставить знак равенства между повестью А.Грина и волшебной сказкой?)

— Наверное поэтому писатель определил жанр этой книги не просто как повесть, а повесть-феерия.

Феерия – это волшебное, сказочное зрелище. Название феерия происходит от слова фея, это драматическое произведение, в котором противоборствуют волшебные силы и, как в сказках, всегда побеждает добро, красота.

5. Дальнейшее целеполагание и вызов:

— В повести-феерии А.Грина есть такие замечательные слова: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками…» Как вы их понимаете?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *