в каком городе возникла первая парфюмерная фабрика
История парфюмерного искусства
История парфюмерного искусства
Само слово «парфюмерия» обязано своим происхождением латинскому сочетанию «perfumum» — «через дым», применявшемуся к жертвоприношениям и воскуриванию благовоний, посвященных божествам. Чтобы умилостивить
небесных покровителей, римские жрецы возжигали на алтарях ладан, мирру, сандал и другие приятно пахнущие субстанции. Однако пользоваться природными дарами для создания ароматов, используемых в качестве духов, люди начали намного раньше.
Древний Египет: искусство с пятитысячелетним стажем
По заверениям археологов, первые ароматные подношения богам возжигались в Древнем Египте более пяти тысяч лет назад. Духов в современном понимании этого слова еще не существовало, так как не было спирта, составляющего основу современных формул. Началась парфюмерная история Египта с окуривания и применения ароматных веществ при изготовлении лекарственных средств и косметики.
Вскоре египтяне поняли: ароматы — это не только божественная субстанция, но и способ сделать привлекательным земное тело. Большое распространение среди знатных египтян получили масляные духи-аттары с ароматом аниса, мяты, розмарина, экстрактов кассии, лимона и кипариса. Для придания им устойчивости применяли бальзамические смолы, росный ладан и стиракс. Простым же людям приходилось довольствоваться гораздо более дешевыми парфюмами на основе касторового масла, ароматизированного душицей, тимьяном и мятой. Первая ароматическая вода, названная kyphi (кифи), производилась из вина, мирры, меда, шафрана и ягод можжевельника.
Для изготовления ароматной косметики применяли жиры (как растительные, так и животные) с целью поглощения и сохранения аромата. Эти мази и жидкие масляные духи хранили в небольших красивых сосудах, напоминающих современные флаконы для духов: им придавали причудливые формы, покрывали росписью и эмалью. С тех пор парфюмерия стала искусством не только душистым, но и радующим глаз.
Богатые египтяне постоянно окружали себя ароматами, причем разнообразными средствами пользовались как женщины, так и мужчины. Специальные добавки делали особо душистыми не только косметику и лекарства, но и пищу, вино: появились массажные масла и притирания. У египтян также был в ходу оригинальный обычай: они часто использовали небольшие благоухающие пирамидки и шарики из масел, которые водружались на прическу и таяли в горячем африканском воздухе, распространяя вокруг нежные ароматы. Применялись они во времена признанной красавицы Нефертити. Жена фараона часто пользовалась жасминовыми ваннами вкупе с сандаловыми притираниями и амбру. Образ прекрасной Нефертити сохранился в веках благодаря фрескам и скульптурным изображением, запечатлевшим жизнь при дворе.
К моменту воцарения в Египте династии Птолемеев, в столице Александрии были организованы целые мануфактуры по изготовлению духов. Лучшее сырье для производства свозилось из Персии, Аравии, Китая, Индии. Последняя представительница династии, царица Египта Клеопатра активно использовала благовония, духи и ароматические косметические средства в искусстве соблазнения, стремясь укрепить собственную власть. Одним из любимых благовоний царицы был индийский нард — экстракт травянистого растения с терпким, чувственным ароматом. Но для привлечения мужчин царица выбирала запахи на основе умиротворяющей мирры и ладана.
Порой египетская чаровница совершала настоящие безумства, благодаря которым ее запомнили в веках. Например, путешествуя к Марку Антонию, Клеопатра приказала надушить паруса, чтобы полководец мог издалека почувствовать знакомый аромат.
У египтян переняли искусство составления ароматических композиций их рабы —евреи. В Библии имеется упоминание о том, что Юдифь, соблазняя Олоферна, применяла духи, да и Руфь привлекла Вооза чувственным ароматом искусственного происхождения.
Античность: культ аромата
Унаследовав опыт и рецепты египтян, греки увеличили число известных ароматических веществ и расширили их применение от религиозной до повседневной сферы. Парфюмированные мази и масла теперь применяются для гигиенических и косметических целей не только во время принятия ванны, но также до и после еды.
Древняя Греция придерживалась мнения, что ароматы — это дар богов. Широко применялись ароматные смолы при похоронном обряде, каждый усопший уносил с собой в могилу сосуд с благовониями для того, чтобы умилостивить богов загробного мира. Так же, как в Египте, большое внимание уделялось внешнему виду флаконов: многие изготавливались из популярного в то время коринфского алебастра и расписывались сценками охоты, игр, повседневной жизни, и др. Оригинальные сосуды в форме мифических существ, животных, человеческих ступней в обуви были найдены при раскопках на острове Родос.
Римляне, подхватив эстафету от греков и под сильным влиянием восточных традиций, также уделяли парфюмерии много внимания. Хотя Юлий Цезарь активно восставал против внедрения в жизнь подданных экзотики, повседневное применение ароматных продуктов сильно расширилось. Поддерживалась активная торговля сырьем для духов с Индией, Африкой и Аравией. Римляне заложили основы ароматерапии, связывая воздействие ароматов с исцелением различных болезней, а также ввели в обиход стеклянные флаконы для духов.
Исламский же мир в эпоху христианизации Запада, отрекшегося от старых обрядов и устроившего гонения на все плотское, в том числе и на парфюмерное искусство, напротив, активно сохранял наследие предыдущих цивилизаций. Арабы продолжили торговлю с Востоком ароматическими веществами, а также изобрели перегонный куб и усовершенствовали технологию дистилляции, ранее слабо применявшуюся при изготовлении экстрактов из-за низкой эффективности.
Арабы использовали ароматическое мыло, духи, благовония не меньше, чем египтяне и представители античных цивилизаций. Огромную благодарность потомков должен вызвать тот факт, что они сохранили и уберегли от утраты все тайны парфюмерно-косметического искусства, чтобы впоследствии рыцари-участники крестовых походов вер- нули Европе драгоценные ароматы.
От Средневековья к классике: новое рождение
После падения Римской империи и воцарения варваров, завершивших развитие античного мира, говорить о сохранении парфюмерии не было никакого смысла. Лишь к XII веку искусство создания ароматов вернулось с Востока вместе с укреплением торговых отношений. В крупных европейских городах открывались учебные заведения, в которых начали изучать основы химии и алхимии.
В то время Венеция, связанная торговыми путями со многими странами Востока, быстро стала настоящей парфюмерной столицей. Путешественники и торговцы привозили раз- ные пряности — гвоздику, корицу, мускатный орех, шафран, имбирь, кардамон и они стали активно использоваться при изготовлении ароматов.
Ароматические воды на основе спирта и эфирных масел, появившиеся ближе к концу XIV века, по уверениям летописцев того времени, творили настоящие чудеса. Эти средства применялись внутрь и были очень популярны.
Легенда о первой ароматической «Воде королевы Венгрии» гласит, что венгерская королева Елизавета, которой было на тот момент 70 лет, после применения ароматической воды на основе розмарина, изготовленной искусным монахом, настолько помолодела, что смогла в своем возрасте выйти замуж за короля Польши.
После открытия Нового Света оттуда хлынули всевозможные экзотические растения, которые также стали применяться в парфюмерии. В отличие от португальцев и испанцев, делавших ставку на торговлю пряностями, голландцы развивали селекцию и сельскохозяйственное производство. Начали появляться самые разнообразные парфюмированные воды (розовая, лавандовая, флердоранжевая) с добавлением мускуса и амбры. Они оказывали целебное воздействие и маскировали неприятные запахи (вы, дорогие читательницы, конечно же, помните, что ванны в то время принимали довольно неохотно). Эпоха Возрождения вознесла ароматы на пьедестал как верное средство в борьбе с миазмами и болезнями. Для оздоровления атмосферы и борьбы с инфекциями была изобретена шаровидная курительницапоман- дер, наполняющая дом волшебными ароматами.
XVII век стал эпохой настоящего расцвета парфюмерии. При дворе Людовика XIV духами, ароматизированными пастилками для приятного дыхания и парфюмированными пудрами, пользовались абсолютно все — от мала до велика. Спустя некоторое время разразилась настоящая война между аптекарями-алхимиками и производителями перчаток. Чтобы замаскировать тошнотворный запах дубленой кожи, перчаточники монополизировали производство парфюмерии. В это же время линейка ароматов расширяется и к уже знакомым запахам присоединяются розовое масло, экстракты туберозы и жасмина. Искусство же создания флаконов оттачивается до совершенства и становится сферой интересов не только стеклодувов, но и ювелиров: прекрасные сосуды для благовоний и духов стали предметами роскоши и символами богатства владельца.
Эпоха Просвещения и XIX век
При дворе французского короля Людовика XV, прозванного «парфюмированным» двором, было принято пропитывать ароматами и одежду, и парики, и предметы интерьера. Причем ароматические воды и туалетные уксусы служили не только в своем обычном качестве, но и как защита от инфекций.
Известнейший туалетный уксус XVIII века носил название «Уксуса четырех воров». С ним связана леденящая душу история о мародерах, грабящих дома жертв эпидемии чумы в Марселе в 1720 г. Якобы, благодаря его свойствам, лихая четверка не заразилась, и за рецепт чудодейственного средства они были помилованы. Современные ученые объясняют волшебный эффект уксуса тем, что резкий запах отпугивал насекомых — основных переносчиков инфекции.
XVIII век — время настоящей парфюмерной революции. Eau de Cologne, «кельнская вода» или одеколон — вот главное ароматное событие века. Ароматизированная запахами нероли, лимона, бергамота и розмарина, вода использовалась в качестве добавки в воду для купания, стирки одежды, инъекций медикаментов, для полоска- ния рта и многого другого. Итальянские семьи Фемини и Фарина до сих пор спорят за право первенства в изо- бретении этого шедевра парфюмерного искусства.
А вот XIX век ознаменовался развитием химии в современном её виде. Практически все нынешние сочетания запахов были открыты именно в то время. При Наполеоне был особенно популярен одеколон: великий император использовал по 60 флаконов кельнской воды в месяц! Основные запахи той эпохи — это сильные, насыщенные ароматы амбры и мускуса. По словам очевидцев, будуар Жозефины спустя 70 лет после её смерти благоухал духами прежней хозяйки. А вот Реставрация сменила предпочтения двора с сильных животных ароматов на цветочные и нежные. Парфюмерные композиции становятся более изысканными и тонкими, а город Грасс стал настоящей Меккой парфюмеров. Здесь открылось несколько крупных фабрик, производящих духи. Позже к нему присоединился и законодатель мод — Париж. Известными тогда были имена парфюмеров Пивера, Лантье, Убигана, Любена, Роже и Галле. В 1828 году открыл лавку молодой химик Герлен — изобретатель парфюмерной композиции «L’Eau de Cologne imperiale» и основатель легендарной фирмы Guerlain. Парфюмер за свое открытие был возведен в ранг поставщика императорского двора.
Но главный толчок развитию парфюмерии в мире дала органическая химия. Синтез определенных соединений позволил выделять запахи, которые представляли интерес для покупателей. Не существующие ранее в природе запахи потрясли мир и зародили профессию парфюмера. Не отставало и производство флаконов для духов: наиболее ценились хрусталь и богемское стекло. А изобретение пульверизатора в 1870 году французом Брийя-Савареном, положило начало совершенно новой ступени в парфюмерной промышленности.
XX век: дух современности
К 1900 году значение парфюмерии в развитых странах стало столь велико, что была открыта всемирная выставка в Париже. Компании-производители в то время все больше внимания уделяли оформлению флаконов, привлекая для их совершенствования извест- ных художников, например, Гектора Гимара или Альфонса Муху. Стекольщики также принимали активное участие в создании тары для духов. Фирмы Баккара, Лалик и Броссе сотрудничали с известными парфюмерами: Коти, Герлен, Д’Орсей, Убиган, Карон и Шанель.
Духи же отныне становятся все более сложносоставными. Впервые натуральные и синтетические запахи были смешаны в аро- мате Франсуа Коти L’Origan и Chypre (Шипр). Впоследствии Шипр с ароматами мха, бергамота, пачули и ладанника стал прародителем целого семейства ароматов с одноименным названием. Популярность приобрели восточные и амбровые запахи с нотами пудры, ванили, мускуса, амбры. Известнейший кутюрье Поль Пуаре в 1911 году впервые выпустил духи к линейке одежды. Но первым настоящим законодателем этой сферы стала великая Габриэль Шанель.
Легендарные духи Chanel No 5, автором композиции которых является Эрнест Во, стали не только самым известным парфюмерным продуктом фирмы Chanel, но и первыми духами, содержащими инновационные синтетические вещества альдегиды, запах которых чрезвычайно интенсивен.
На сегодняшний день парфюмерия — одна из элитных сфер косметической промышленности. К сожалению, как и все остальные сферы, она переживает некоторые трудности. Сегодня парфюмер обязан считаться с мнением клиентов и, создавая новые ароматы, постоянно внедрять инновации. Возможно, парфюмерия следующего века будет использовать открытия генетики или нанотехнологии. Естественно, что главным в этом направлении должен оставаться креатив и поиск новых горизонтов.
История парфюмерного искусства
История парфюмерии насчитывает несколько тысяч лет.. С момента зарождения и до настоящего времени был пройден длительный путь, насыщенный множеством событий. Периоды активного применения природных ароматов сменялись эпохами забвения и упадка. Однако географические открытия или очередное изобретение в химии давали новый импульс к развитию парфюмерного искусства.
До наших дней дошло немало сведений о том, как делали духи в старину в странах Азии и Европы, а также как их использовали. Это сегодня мы применяем ароматические средства исключительно для придания собственному телу приятного запаха. В старину цветочные масла и духи на их основе использовали для ароматизации помещений, кожи, в качестве средств дезинфекции и даже лекарств.
Душистые масла, конечно, не могли лечить бактериальные инфекции, однако эффективно отпугивали насекомых-переносчиков. В разгар эпидемии чумы было замечено, что среди парфюмеров смертность от заболевания гораздо ниже, чем среди представителей иных профессий. Существует история ещё об одном весьма нестандартном использовании духов: мародёры, которые промышляли воровством драгоценностей с умерших от чумы, густо обрабатывали собственную кожу специальным ароматическим уксусом собственного производства, чем защищали себя от заражения.
Первое появление
Когда именно появились первые духи, сказать достаточно трудно, так же как и назвать страну происхождения. До недавнего времени считалось, что их родина Аравия или Месопотамия, а период появления – примерно II в. до н. э. Такой вывод был сделан благодаря найденному письменному источнику – глиняной табличке, на которой было зафиксировано даже имя парфюмера – Таппути (хотя так и не удалось установить, мужчина это или женщина).
Однако в 2005 году итальянские археологи раскопали на Кипре древнюю парфюмерную мастерскую, возраст которой не менее 4 тысяч лет. Найденные там перегонные кубы, трубки и ёмкости для смешивания жидкостей свидетельствуют о высоком уровне развития производства. В качестве сырья мастера использовали не только травы и цветочное сырьё, но также смолы хвойных деревьев и всевозможные специи.
Античные времена: Египет, Греция
Ароматизация во все времена являлась частью культуры Древнего Египта. Ещё 5000 лет назад египетские мастера умели извлекать ароматические вещества из природного сырья. Процесс был длительным и сложным: растения измельчали, прессовали, отжимали, смешивали с водой и ожидали, пока маслянистые вещества всплывут на поверхность. На их основе и готовились всевозможные снадобья. Это не были духи в современном понятии (поскольку спирт ещё не открыли), но это была основа для производства обрядовых окуривательных смесей, средств по уходу за кожей, а также создания составов для знати, которая, в том числе и таким способом, обозначала свой высокий социальный статус.
Знать применяла масла-атары на основе мяты, аниса, розмарина, лимона, кипариса, лилии. Для стойкости в благовония добавляли бальзамические смолы, росный ладан и стиракс. Простолюдины использовали более простые ароматы, приготовленные на основе трав тимьяна, душицы, мяты. Египтянам мир обязан появлением парфюмированной воды, она была сделана на основе вина, масел и мёда и называлась kyphi (кифи).
Для ухода за телом мастера изготавливали смеси с добавлением животных жиров, так появилось понятие массажных масел. Специальные благоухающие вещества добавляли в лекарства, вино, еду.
В Древнем Египте считалось, что, применяя окуривания с приятными запахами, можно умилостивить богов, а с неприятными – отпугнуть силы зла. Когда человека хоронили, его обязательно снабжали сосудом с благовонием, чтобы он имел возможность задобрить богов. В саркофаге Тутанхамона было найдено 3000 подобных сосудов.
К тому времени, когда на престол Египта взошла династия Птолемеев, производство духов и благовоний уже носило промышленный размах: сырьё доставляли из стран Азии (Индии, Китая, Аравии), а их производством занимались целые мануфактуры с сотнями работников.
Древние греки увлекались благовониями не меньше египтян. Они изобрели множество собственных способов получения душистых компонентов из природного сырья и приготовления на их основе разнообразных составов. Грекам принадлежит изобретение дистилляции, что позволило получать настоящую парфюмерную жидкость.
Каждый запах в Греции ассоциировался с именем того или иного бога. Так, например, запахом Афродиты считались ароматы фиалки и розы, а саму богиню считали покровительницей парфюмеров. Греки очень любили принимать ароматические ванны, умащивали тела маслами, так же как и египтяне широко использовали запахи для привлечения противоположного пола и в интимной жизни.
Времена Римской Империи
Римляне переняли у древних греков и египтян парфюмерные традиции и привнесли в отрасль много своего. Знатные граждане применяли духи везде, где только могли: для ароматизации помещений, одежды, мебели, при приёме ванн и уходе за кожей после них.
Это стали широко применять в медицине и назвали приём ароматерапией. Римляне наладили производство первых флаконов для духов. Сначала их изготавливали из алебастра и расписывали, а затем европейцы познакомились с ближневосточным ремеслом выдувания стекла, переняли его и очень быстро научились делать флаконы самых разнообразных форм – кубов, бутонов, пирамидок, а ещё позже появилось и цветное стекловыдувание.
Производство масел, духов, прочих благовоний было поставлено на широкий поток и очень быстро привело к истреблению собственного сырья. Особенно сильно пострадали розы. Тогда были налажены поставки трав, специй и цветов из стран Ближнего и Дальнего Востока.
Всё завершилось с падением Римской Империи. Усиление господства церкви и насаждение нового образа жизни и мышления привело парфюмерию в упадок. Прежде всего церковь крайне негативно относилась к баням и вообще ритуалу купания, считая это поводом для разврата. Люди со временем утратили тягу к частым купаниям, мытью рук и необходимости ухаживать за телом. Торговые связи с Востоком были прерваны. Европа погрузилась во мрак и зловоние.
Вклад арабских стран
Древние арабы понимали толк в благовониях и научились составлять удивительные композиции из растений, произрастающих на и территориях. С развитием парфюмерного искусства в Египте и странах Европы для многих восточных государств специализацией хозяйства стало выращивание, заготовка и торговля сырьём для производства духов и масел. В отличие от Европы, которая на протяжении почти 10 столетий находилась во тьме средневекового мракобесия, арабы не прекращали производство парфюмерных изделий.
Использование ароматных даров природы всегда было частью исламской культуры. Уже в IX веке н. э. духи получали путём процесса перегонки, который почти ничем не отличался от современного. Известный арабский химик Аль-Кинди (Алкиндус) оставил после себя целое руководство по производству духов под названием «Книга химии духов и дистилляции». В ней содержатся сведения об устройстве оборудования, правилах обработки растительного материала, а также 107 конкретных рецептов духов, бальзамов и лекарств с подробным описанием технологического процесса.
Восточная традиция производства духов из натуральных масел жива по сей день: настоящие арабские духи производят без применения спирта. По этой причине восточные духи более тяжёлые, а их запах раскрывается постепенно.
Эпоха раннего Ренессанса
Возвращение парфюмерии в жизнь европейцев началось примерно в XII веке. Знать вновь открывает для себя пользу приятных запахов. Купание и мытьё рук по-прежнему было не в чести, поэтому с неприятными запахами тела надо было как-то бороться. Отчасти в этом деле помогало обильное использование сильных духов, а грязные руки прекрасно маскировали пропитанные ароматами перчатки.
В 1370 году некий вельможа преподнёс венгерской королеве Елизавете жидкий ароматический состав, предназначавшийся для борьбы с простудой. Королева использовала подарок по назначению и не только вылечилась от кашля, но по преданию настолько помолодела, что вышла замуж. А было ей 70 лет. После этого случая популярность жидких духов, приготовленных на основе спирта (а именно такую жидкость и употребила Елизавета), взлетела до небес.
В XIV-XV вв. парфюмированные жидкости широко применяли для нейтрализации запаха изделий из кожи и даже пытались улучшить запах на улицах, залитых нечистотами.
Центром производства духов на многие века становится Венеция, наладившая прямые связи с Востоком. В 1608 году во Флоренции появляется первый завод по производству духов, организованный при одном из монастырей.
В этот же период мир вошел в эпоху Великих Географических открытий: в Европу хлынули потоки невиданных до сих пор растений, что стало очередным витком в развитии отрасли, а её центр переместился в Испанию и Португалию.
От эпохи Просвещения до наших дней
Начиная с времен Людовика XV Франция постепенно превращается в мировой центр парфюмерной промышленности, коим и остаётся по сей день. Двор короля по праву получил прозвище «ароматного», поскольку ароматизаторы использовали абсолютно для всего: для кoжи, вeepoв, пapикoв, пepчaтoк и дaжe мeбeли. На юге в районе города Грасс были разбиты плантации по выращиванию цветов – мимозы, лаванды, иланг-иланга, розы, жасмина. Эти плантации и сегодня существуют и поставляют сырьё на специализированные фабрики. Кстати, как и триста лет назад, сбор лепестков ведётся вручную.
В XIX веке палитра ароматов увеличилась в разы благодаря открытию синтетических веществ. Теперь запахи стали разделяться по направлениям: ванильные, цветочные, морские, амбровые и т. д. Следующим знаковым для отрасли стало применение в производстве альдегидов, что удешевило духи в несколько раз и сделало их доступными практически для всех слоёв населения.
XX век ознаменовался появлением моды на ароматы. Это произошло с лёгкой руки Коко Шанель, выпустившей знаменитый на весь мир флакон Chanel № 5, и модельера П. Пуаре, снабдившего свои линии одежды подходящими ароматами. Немного позже Франсуа Коти создаёт удивительную композицию, положившую начало целой линии цветочных ароматических оттенков под единым названием «Шипровые».
В прошлое ушли тяжёлые приторные запахи, и им на смену пришли лёгкие цветочные. 60-е годы ознаменовались широким распространением мужских одеколонов. В 80-е ненадолго вернулись в моду духи с тяжёлыми сладкими восточными мотивами, но 90-е вернули лёгкую цветочную палитру. В последние десятилетия на авансцену вышли фруктовые композиции.
История возникновения парфюмерии и первых духов в России
Как и многие другие отрасли экономики, собственная парфюмерная промышленность в России начала развиваться намного веков позже, чем в Европе – только в XVIII веке. Духи продавали в аптеках, а изготавливали их иностранные аптекари. Справедливости ради следует отметить, что отечественные знахари быстро освоили ремесло и российская косметика по качеству практически не отличалась от зарубежной.
К концу XIX века в стране было построено 30 специализированных отраслевых предприятий и налажено активное сотрудничество со специалистами из Франции. В 1872 году в Москве открылась первая лавка парфюмерных благовоний, в которой можно было приобрести одеколон «Цветочный», доступный для широких народных масс.
После Октябрьской революции все предприятия парфюмерной промышленности были национализированы и сконцентрировались в основном на производстве мыла и несложных косметических средств.
Нынешние технологии значительно отличаются от того, как делали духи в старину. Современная палитра насчитывает тысячи ароматов и с каждым годом их появляется всё больше. Но самые лучшие и дорогие из них по-прежнему производят из растений, открытых для парфюмерии несколько тысяч лет назад.