в каком городе снимали собачье сердце
Москва в Ленинграде: Путеводитель по местам съемок фильма «Собачье сердце»
Фильм «Собачье сердце» давно стал настоящей классикой советского кино. Черно-белая экранизация повести Михаила Булгакова вышла в свет в 1988 году. Снимали ее на «Ленфильме». И, как известно, булгаковскую Москву 1920-х в картине «сыграл» Ленинград. Так, с легкой руки режиссера Владимира Бортко колорит столичных улиц времен НЭПа безупречно передали виды города на Неве. «Комсомолка» решила пройтись по местам съемок «Собачьего сердца» и сравнить их с кадрами из двухсерийного фильма.
Апраксин двор. Фото: кадр из фильма.
Дегтярный переулок. Фото: кадр из фильма.
В Дегтярном переулке стоят исторические дома.Фото: Олег ЗОЛОТО
Боровая улица. Фото: кадр из фильма.
Выходя из кооператива, Филипп Филиппович держит сверток с «особенной краковской» колбасой. И заметив бездомного пса, угощает его.
Боровая улица в Петербурге «сыграла» в фильме московскую.Фото: Олег ЗОЛОТО
Боровая улица. Фото: кадр из фильма.
Моховая улица. Фото: кадр из фильма.
Исторический дом сохранил не только художественную кованую ограду, но и узнаваемое украшение у парадной.
Моховая улица. Фото: кадр из фильма.
Эта парадная помнит, как проходили съемки фильма.Фото: Олег ЗОЛОТО
КСТАТИ
Основным местом действия в фильме стала сама квартира Филиппа Филипповича. Квартира это ненастоящая – ее интерьеры создали на «Ленфильме». Некоторые сцены снимали также во дворах-колодцах на Лиговском проспекте, на Инженерной улице, улице Рылеева, Обводном канале и рядом с Преображенским собором.
Преображенский собор. Фото: кадр из фильма.
НА ЗАМЕТКУ
Повесть Булгакова «Собачье сердце» была написана в 1925 году. Однако была издана лишь в 1968 году – через 28 лет после смерти писателя – да и то за границей. Произведения Булгакова были запрещены к печати – политическая сатира, высмеивание новой власти стали причиной жесткой цензуры и травли писателя. В Советском союзе «Собачье сердце» опубликовали лишь в 1987 году. И спустя год вышла экранизация повести Владимира Бортко.
«Собачье сердце». Как снимался шедевр
И только еще через год после экранизации состоялся премьерный показ фильма «Собачье сердце». Он, как и оригинальное произведение Булгакова, пережил трудные времена, но в итоге стал классикой – пересматривать его можно снова и снова.
А ведь после премьеры на фильм обрушилась критика. Трудно передать в полном объеме, как тогда доставалось режиссеру. Экранизацию называли безвкусной дрянью, режиссеру предлагали запретить снимать, и казалось совершенно невозможным изменение отношения власти к «Собачьему сердцу».
— Насколько быстро – за полтора месяца – мы запустились с этим фильмом, настолько сложно было его сдавать, – рассказывал режиссёр. – Худсовет на студии заключил, что кинофильм не сильно удался. На Центральном телевидении были более благосклонны: начали смотреть картину с мрачными лицами, а под конец даже развеселились. Зато газеты на следующее утро после премьеры камня на камне от нас не оставили. Это надо было почитать: дурость редкостная. Помню, позвонил расстроенный Толоконников: «За что нас так? Где мы недоработали?” Я ответил: «Подожди, время рассудит».
Владимир Бортко
Чиновники от культуры выбрали привычный для себя и проверенный временем метод – обругать режиссера и его творение через прессу устами журналистов. Бортко потом вспоминал:
— Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но можно поднять архив, и вы убедитесь, что я близок к тексту… Там было написано примерно следующее: «Такого дерьма, как «Собачье сердце», никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста». Но я все-таки уцелел. Чувствовал, что все сделал правильно. За границей нас приняли благосклонно… А через два года после выхода «Собачьего сердца» на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию.
Кроме этого, фильм был награжден за лучшую операторскую работу, получил Гран-при международного фестиваль Prix Italia в номинации «Игровое кино» и несколько раз получал призы за режиссуру.
Евгений Евстигнеев, Владимир Федоров и Владимир Бортко на съемках
ПРО СЦЕНАРИЙ
Сценарий Бортко писал в соавторстве с женой Натальей, и использовал тексты рассказов и писем Булгакова. Например, профессор Персиков был взят из произведения «Роковые яйца», рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона – цитата из рассказа «Самоцветный быт», сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением – из рассказа «Спиритический сеанс», крестины детей пролетариев позаимствованы из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Капорцева», а цирковая пророчица («Сделай загадочное лицо, дура!») – из рассказа «Мадмазель Жанна» и т.д.
Это прекрасно объясняет удивление зрителей, кинувшихся скупать тиражи произведения в книжных магазинах и не обнаруживших многих цитат из фильма в первоисточнике.
Целью насыщения сценария такими яркими деталями было желание режиссера наполнить историю жизнью и колоритным бытом, раздвинуть стены профессорской квартиры и перенести действие в народ и на улицы.
Оставалось найти подходящих исполнителей. Бортко вспоминал:
— Одна древняя редакторша «Ленфильма» говорила мне: «Вова, запомни, 80 процентов успеха — это актеры. Поверь мне, я начинала с Эйзенштейном».
Е. Евстигнеев и Б. Плотников с псом Караем — исполнителем роли Шарика
ПОДБОР АКТЕРОВ
Профессор Преображенский
Среди звезд советского кино на роль профессора Преображенского пробовались Михаил Ульянов, Леонид Броневой и Юрий Яковлев. Все они сыграли на пробах великолепно, но, когда на пробы пришел Евгений Александрович, то стало понятно – его Филипп Филиппович гениален.
Евстигнеев получил эту роль очень вовремя – он был в состоянии творческого кризиса.
— Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его, – говорит сын актёра Денис Евстигнеев. – Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце» (он отказывался сниматься, ссылаясь на слишком большой объем его реплик), он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены…
Дело в том, что незадолго до этого, как раз после раздела МХАТа, перенесший инфаркт Евгений Александрович попросил худрука Олега Ефремова не занимать его в новых спектаклях. Ефремов воспринял это как предательство и сгоряча выдал: «Так иди на пенсию…» А тут такая роль!
— Все актеры на пробах замечательно играли, но Евстигнеев был точнее, — вспоминает Бортко.— Он, как и я, не читал «Собачьего сердца”. И спрашивал у родственников, стоит ли ему сниматься. Они дружно отвечали: «Да!». Всё он делал правильно, разве что походкой профессор Преображенский напоминал профессора Плейшнера из «17 мгновений весны». Я сказал ему об этом. «А какой она должна быть?” — последовал вопрос. Отвечаю: «Как у Менделеева Д. И.».
Позже сам Евстигнеев признается, что это роль на всю жизнь останется для него самой любимой.
Доктор Борменталь
В Борисе Плотникове, актере Московского театра сатиры, режиссёр увидел доктора Борменталя. Сначала Плотников робел и тушевался на одной съемочной площадке с именитым артистом, но Евстигнеев сказал ему: «Мы с вами равны, коллега», и Плотников раскрылся в полной мере.
Шариков
Сложнее всего оказалось найти актера на роль Шарикова – ведь режиссеру требовался этакий человек-собака. На все киностудии и по некоторым театрам страны разослали телеграмму с просьбой выслать фото самых уродливых актеров.
Как это ни удивительно, но на эту роль претендовали такие звезды кино, как Николай Караченцов и Алексей Жарков. Их Бортко не утвердил, считая, что в них зритель увидел бы не персонажа, а уже известных актеров.
В итоге выбор пал на Владимира Толоконникова – актера алма-атинского театра, фото которого режиссер обнаружил в актерской базе.
Когда же Владимира Толоконникова привезли на пробы, то, как вспоминал позже режиссер, он увидел перед собой реального «пса в галстуке», гениально провозгласившего тост «Желаю, чтобы все!». В тот же день актер был утвержден на роль.
— Как мне говорят, он на меня на первого указал — первого вызывайте, — говорит о режиссёре Толоконников. — Пробовал я с Броневым, с Симоновым. Я так и думал, что Броневой будет играть. А, оказывается, третья проба была с Евстигнеевым. Я уже на первой пробе почувствовал, что понравился Бортко. Он мне сам подавал реплики, а потом периодически выходил из помещения. Впоследствии признался, что выходил, потому что не мог сдерживаться, его сотрясал смех.
Чиновникам из худсовета этот выбор не понравился – они настаивали, что играть должен любимец публики Караченцов. Действие возымел ультиматум режиссера: дескать, или Толоконников, или я не буду снимать.
А переходное от пса к человеку существо сыграл Владимир Фёдоров.
Владимир Федоров
Шарик
Чтобы найти исполнителя роли пса съёмочная бригада узнала координаты хозяев потенциальных Шариков в клубе служебного собаководства. Среди них была хозяйка Карая Елена Никифорова – ей позвонили и предложили придти на кастинг. Карая выбрали из более чем 20 претендентов, и решающим аргументом стала его внешность: одно ухо у пса стояло, а другое – висело. На съемках часто делали дубли из-за игры актеров, но пес не входил в их число – все команды он выполнял с первого раза.
На съемочной площадке Карай сразу стал всеобщим любимцем. Он всегда «здоровался» с Евстигнеевым, а тот в ответ приветливо трепал его. Толоконников, съемки которого не совпадали со съемками пса, один раз специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл. Только Бортко опасался Карай на съемочной площадке – наверное, понимал, что он тут главный.
Служивший в милиции пес почти ничего не боялся во время съемок – ни грима, ни бинтов, ни софитов, ни даже страшной гудящей машины – ветродуя, которым нагоняли метель, потому что зима в год съёмок выдалась малоснежная. Единственное, чего он боялся – это уколов: он на самом деле вырывался, когда ему вводили снотворное, но в результате это сделало натуральнее его и так идеальную актерскую игру.
С помощью Елены специально для фильма Карай научился новым для себя вещам: сидеть «зайчиком», ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя в жизни Карай жил с кошкой в одной квартире и очень ее любил). И даже обидно, что эпизод с кошкой, над которым пришлось помучиться, так и не вошел в фильм.
Нелегко далась Караю и сцена с колбасой – колбаса была очень соленая, а за несколько дублей его просто закормили ею. Несмотря на это, пес каждый раз добросовестно ловил ее, а потом сплевывал и бежал к ведру с водой, чтобы запить.
Единственная серьезная проблема со съемками возникла у Карая в эпизоде, где он должен был укусить человека за ногу. Так как никто из актеров не хотел быть «укушенным”, сделали муляж, но умный пес сразу распознал подмену и долго отказывался ее кусать.
После дебюта в «Собачьем сердце» Карай снялся в короткометражке «Переэкзаменовка», в детской сказке Одесской киностудии «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в фильмах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш». В 1990 году пёс умер от отравления.
Швондер
Роман Карцев сыграл председателя домкома так, что Швондер стал именем нарицательным и оказался лучшей ролью талантливого комика в кино.
ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ СО СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
— На съёмки в Ленинград Евстигнеев с Плотниковым ездили в «Красной стреле», и едва войдя в купе, народный артист СССР ставил на стол бутылку коньяка и заводил долгий разговор.
Актриса Малого драматического театра Санкт-Петербурга, исполнительница роли заведующей культотделом Вяземской Наталья Фоменко, одна из свидетельниц работы Евстигнеева на съёмках, вспоминала:
— Ни для кого не было секретом тяжелое душевное состояние Евстигнеева в то время. Иногда он брал свой дипломатик и удалялся в комнату, объявляя: «Пойду поучу текст!” А выходил оттуда уже навеселе. К концу дня реквизиторы этот дипломатик с коньячком уже припрятывали…
Из-за этого Бортко однажды поссорился с актером. Это был первый и последний их конфликт, и с тех пор на работе Евгений Александрович спиртного не употреблял.
— На съёмках Толоконников все время был недоволен своей игрой и постоянно просил переснять или переделать сцены, на что Бортко обычно отвечал: «А иди ты, всегда ты чем-то недоволен».
— Мы переснимали только один раз, — говорит актер. — Помните, эпизод с галстуком, когда я говорю: «Документ мне нужен, Филипп Филиппыч”. Первоначально эта сцена решалась, что я, вроде Сталина, должен был сидеть за столом. Но потом ее переделали. Тогда же коммунисты были еще сильны, шел переходный период. Или вот другая сцена, которой нет у Булгакова, — когда Шариков на трибуне выступает. Этот кадр хотели вырезать, но Бортко заявил: «Я, может быть, из-за этого кадра весь фильм делал». Я Шарикова обожаю! Это прекрасный человечек, испорченный Швондером и гипофизом Клима Чугункина, который ему вшили. Он же не виноват в этом. Если бы ему пересадили гипофиз Эйнштейна, он был бы Эйнштейном.
— В книге Булгакова Шариков не играл на балалайке и не пел частушек – в повести было просто написано «поют», но увидев однажды, как бойко Владимир Толоконников отплясывает в римской аудитории на репетиции, режиссер понял, что тут нужны частушки вроде тех, что были у Есенина: «Пароход плывет мимо пристани, будем рыбу мы кормить коммунистами!». Он позвонил своему знакомому барду Юлию Киму и сказал: нужны частушки, и уже через день он получил «Эх, яблочко, мое ты спелое».
— Во время съёмки сцены, где Шариков разбивает стёкла в буфете, пока его ловит Борменталь, Толоконников сильно порезал ногу на самом деле.
— Эпизод, в котором побитый Шариков в белой рубашке со свечкой идет к зеркалу и смотрит на свое отражение, был придуман Бортко — его нет ни в одном произведении Булгакова.
— Он пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Это был как бы оправдательный момент, и я старался сыграть эпизод так, чтобы Шарикова защитить. Я собак любил с детства, у меня всегда их было очень много. И видимо, это они мне дали отмашку — иди, мол, скажи за нас слово. Но это, конечно, шутка, – вспоминал позднее Толоконников.
— Хотя по сценарию действие фильма происходит в Москве, съёмки проходили в Ленинграде, и улицы Москвы «сыграли» питерские улицы:
Обухов переулок, где находится дом, в котором проживал Преображенский, снимали на Моховой,
Пречистенкой, где Шарик с профессором встретились, стала Боровая улица,
Также съемки проходили на улице Рылеева, на Преображенской площади, в Дегтярном переулке и в других местах северной столицы.
— Во время съёмок эпизода с устроенным Шариковым потопом Евстигнеева дубль за дублем носил на себе помощник режиссёра Юрий Вертлиб: никто не хотел, чтобы тот намочил ноги и заболел.
— Чтобы передать на экране колорит того времени и стилизовать фильм под кино 1930-х, Бортко применил в съемках фильма специальный фильтр – «сепию». Впоследствии режиссёр применял этот прием при съемках фильмов «Мастер и Маргарита» и «Идиот».
— Кадры в фильме с участием трамвая, на которых представлена якобы документальная хроника, были сняты специально для «Собачьего сердца».
— Второстепенный персонаж кухарки в доме профессора благодаря неоспоримому актерскому таланту Нины Руслановой стал фактически главным женским образом картины.
— «Филиппыч ну скажи ему» — был экспромт от Толоконникова. Смеялись всей площадкой:
15 фактов о фильме «Собачье сердце», которые раскрывают участников картины с новой стороны
Михаил Булгаков написал сатирическую повесть «Собачье сердце» в 1925 году. В России ее опубликовали лишь в 1987 году, но уже через год Владимир Бортко ее экранизировал. Благодаря отличному сценарию и тщательно подобранным актерам, фильм стал не менее культовым, чем само произведение. Он не только собрал множество наград, но и так полюбился зрителям, что и спустя десятки лет его смотрят и пересматривают.
Как проходили съемки и что осталось за кадром?
После премьеры на режиссера обрушились критики
Владимир Бортко вспоминает: «Я открыл газеты и обомлел. За достоверность цитат не ручаюсь, но там было написано примерно следующее: „Такой дряни, как „Собачье сердце“, никто отродясь не снимал. Режиссеру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста“. За границей нас приняли благосклонно: фильм отметили призами в Италии, Польше, Болгарии. А через 2 года после выхода „Собачьего сердца“ на экран мне и Евгению Евстигнееву вручили Госпремию».
Итальянские кинематографисты экранизировали повесть «Собачье сердце» на 12 лет раньше
Первый фильм по повести Михаила Булгакова был снят в 1976 году итальянскими и немецкими кинематографистами. В итальянский прокат фильм вышел с оригинальным названием, а в немецкий как «Почему лает господин Бобиков?». Этого самого Бобикова сыграл начинающий комик Коки Понцони, а профессора Преображенского — Макс фон Сюдов.
Профессора Преображенского мог сыграть другой актер
На роль профессора пробовалось сразу несколько признанных актеров: Юрий Яковлев, Леонид Броневой, Михаил Ульянов и Владислав Стржельчик. «Все они грандиозные артисты и играли Филиппа Филипповича более чем великолепно, — рассказывал режиссер. — Потом пришел Евстигнеев. В нем была, кроме гениальной игры, проникновенность, которой, на мой взгляд, недоставало другим в этом образе. И Евгений Александрович был утвержден».
Для Евгения Евстигнеева эта роль стала спасением
На момент съемок Евгений Александрович переживал нелегкий период — в тот год МХАТ разделили, а самого актера отправили на пенсию. Поначалу он и в фильме-то не хотел сниматься, но родные его уговорили. Зато потом он часто повторял, что роль Преображенского останется для него любимой.
Сын Евстигнеева вспоминал: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Трудно соглашаясь на работу в „Собачьем сердце“, он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены. В тот момент картина стала для него опорой».
Шарикова искали по всей стране
Во все театры Советского Союза были отправлены телеграммы с просьбой прислать «самого уродливого актера», ведь режиссер искал эдакого человека-собаку. Кинематографистов завалили фотографиями. В итоге остановились на 8 кандидатах, в числе которых были Николай Караченцов и Алексей Жарков. Но режиссер не был до конца доволен ни одним из них. Когда же ему показали фотографию неизвестного на тот момент актера алма-атинского Театра русской драмы Владимира Толоконникова, он сразу же попросил позвать того на пробы.
Пробы Владимира Толоконникова
Во время съемок Толоконников поранился
В фильме есть эпизод, в котором доктор Борменталь с профессором ловят Шарикова, а тот мечется и разбивает посуду и стекла в буфете. Владимир Алексеевич тогда сильно порезал ногу.
Актер, который понял Булгакова
Булгаковед, критик и писательница Мариэтта Чудакова назвала игру Владимира Толоконникова поразительной. Она признала, что актер обладал выдающимися артистическими способностями и, как никто другой, понял автора повести.
На роль Шарика пробовалось сразу 20 претендентов
В итоге выбрали пса Карая, который служил в милиции и уже успел произвести 38 задержаний. Роль он получил благодаря оригинальной внешности: одно ухо у него стояло, а другое — висело.
Для того чтобы ухоженному псу придать бродячий вид и гладкую шерсть превратить в клокастую, ее обмазали желатином, а на боку нарисовали ожог. «Собачье сердце» стало дебютом Карая, но потом он еще не раз появлялся на экранах.
Режиссер назвал Карая самым талантливым актером в картине
«Я не боюсь при Плотникове и Евстигнееве сказать, что пес талантливее их. Он разве что по-французски не говорил», — признался Владимир Бортко. И действительно, Карай точно следовал указаниям режиссера, мигом обучился ходить на задних лапах, огрызаться на кошек (хотя он их очень любил) и терпеливо ловить колбасу.
Лишь одна сцена далась ему с трудом — та, в которой он кусает доктора Борменталя. Хозяйка собаки Елена вспоминает: «Укушенным никто быть не хотел, поэтому сделали муляж. Но умный пес сразу раскусил подделку и долго отказывался ее тяпнуть. В конце концов он все же сделал это неблагородное дело».
Владимир Бортко «привел» в фильм персонажей из других произведений Михаила Булгакова
Помните начитанного дворника, который прочитал 2 тома словаря Брокгауза и Эфрона? Его режиссер «взял» из рассказа «Самоцветный быт». Также в фильме есть сцена, в которой Преображенский приглашает коллег осмотреть Шарикова. Так вот, один из них, профессор Персиков, — герой повести «Роковые яйца». А вот сестры-близняшки Клара и Роза «пришли» из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева».
Многих полюбившихся зрителям шуток в повести не найти
После выхода фильма зрители бросились читать «Собачье сердце». Все искали в книге любимые фразы, но, конечно, не нашли. Дело в том, что режиссер использовал цитаты из других произведений писателя. Например, прорицательница Жанна с ее «самое главное событие в вашей жизни у вас впереди» взялась из рассказа «Мадмазель Жанна», а сцена с медиумом — из рассказа «Спиритический сеанс».
Эпизод со свечкой был придуман режиссером
Помните эпизод, когда Шарикова побили, а он в белой рубахе и со свечкой идет к зеркалу и долго вглядывается в свое отражение? Эту сцену придумал Владимир Бортко: по его задумке, Шариков тут пытается проникнуть в свою прошлую жизнь. Сцену сняли с одного дубля, а вот актер потом еще долго стоял у зеркала грустный. Когда же его спросили, в чем дело, он ответил: «А может, я родился для того, чтобы сыграть Шарикова».
Частушки в исполнении Шарикова сочинил Юлий Ким
В повести, в сцене, когда профессор представляет результаты своего опыта в виде Шарикова, написано просто: «поют». Но режиссер, увидев, как лихо актер отплясывает с балалайкой, понял, что тут нужны подходящие частушки. Он позвонил Киму, а тот уже через день надиктовывал ему по телефону знаменитую «Эх, яблочко, мое ты спелое».
Перевоплотиться пришлось не только актерам
В повести действие происходит в Москве, сам же фильм снимали в Ленинграде. Пречистенкой, где профессор встретил Шарика, стала улица Боровая. Дом Преображенского, который должен стоять в Обуховом переулке, стоял на Моховой. Часть съемок происходила в Дегтярном переулке и на Преображенской площади.
Источник