в каком городе родился синдбад мореход

В каком городе родился синдбад мореход

Как арабы стали мореплавателями, в точности неизвестно. Не сохранились ни тексты, ни рисунки или другие свидетельства.

1200 лет назад в среде арабских моряков, ходивших между портами Аравии, Восточной Африки и Индии, сложилась сага о семи плаваниях арабского купца Синдбада. Это были истории о том, как в странствиях по морям купец встречался с людоедами, злыми волшебниками, джиннами, огромной птицей, рыбой величиной с остров… Первое письменное упоминание о Синдбаде содержится в хронике 934 года. Видимо, примерно в это же время рассказы о его путешествиях вошли в появившийся ещё раньше сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь».

Герой сказок Синдбад жил во времена халифа Харуна ар-Рашида (763/766 — 809 годы). Арабы бороздили Индийский океан, высаживались на берегах Африки, Индии, Цейлона (ныне Шри-Ланка), Китая, на Никобарских и Мальдивских островах. Они освоили дальнее мореплавание за восемь столетий до первых европейцев, попавших туда с флотилией португальца Васко да Гама. Стоит заметить, что до той поры арабы, дети пустынь, предпочитали путешествовать на верблюдах по суше, ведь в их землях древесина для строительства кораблей почти отсутствовала.

Когда везир предложил халифу Омару (592—644) захватить Кипр, Омар ответил отказом: «Море — бесконечная равнина, на которой даже большой корабль — всего лишь щепка; ничего, кроме неба вверху и солёной воды внизу». Разговор состоялся около 640 года. А уже через тридцать лет один китайский путешественник сообщал, что плыл из Гуанчжоу в Палембанг (Суматра) на арабском судне.

Каждый год в сентябре арабские торговые суда отправлялись из Басры — порта, связанного рекой Тигр со столицей халифата Багдадом, и выходили из реки в Персидский залив. Их одномачтовые суда с треугольным парусом, называвшиеся дау, развивали скорость до шести узлов. По сравнению с более распространённым в Европе четырёхугольным парусом треугольный лучше приспособлен для манёвров, вплоть до движения зигзагами против ветра. Парусное вооружение обслуживали лишь несколько матросов (а их на большом дау насчитывались сотни), остальные непрерывно откачивали воду. Дело в том, что доски в корпусе корабля были сшиты. По краям досок просверливали дырочки и через них пропускали нитки, изготовленные из жилок пальмовых листьев. Если нитка рвалась, возникала течь. Правда, арабские корабли на Средиземном море сколачивали гвоздями, но в дальние плавания шли именно «сшитые» суда. Историки предполагают, что морские коммерсанты экономили на гвоздях и предпочитали использовать дешёвую рабочую силу моряков, которые в основном были рабами.

В Индийском океане с июня по октябрь муссоны дуют с юго-запада, а с ноября по март — с северо-востока. Гонимые нужным ветром в нужное время, ориентируясь по звёздам, коммерсанты доплывали до порта Коллам на юго-западе Индии. В конце декабря ветра позволяли обогнуть южную оконечность Индийского полуострова, пройти к Цейлону, Никобарским островам и Малайзии. Многие купцы сворачивали к Яве и Суматре — за пряностями. Большинство направлялось в Кантон (современное название — Гуанчжоу), где суда оказывались в мае. В Китае с приплывших брали налог в казну императора — до трети грузов. Остальное приходилось складировать в специальных амбарах на берегу, потому что закон разрешал начинать торговлю только в сентябре, когда прибудут, пользуясь благоприятным ветром, последние, самые медленные суда.

Ни в одной из сказок о Синдбаде не указано, что конкретно он брал для продажи в заморских странах. Везде сообщается лишь о богатых, великолепных, дорогих товарах, упакованных в тюки и ящики. Так как муссон нужного направления для обратного пути прекращался уже в октябре, прибывшим в Китай коммерсантам для купли-продажи оставалось лишь три-четыре недели. Такой порядок был выгоден местным покупателям, потому что в спешке перед обратной дорогой продавцы не очень торговались и быстро шли на уступки. Полуголые грузчики таскали на борт мешки и ящики с мускусом, пряностями, благовониями, драгоценными смолами, шёлком и другими тканями, фарфором. В Китае начали даже делать фарфоровые чашки, блюда и вазы с узорами, рассчитанными на вкусы арабских покупателей.

Нагрузившись товарами, суда отправлялись в обратный путь через тайфуны, циклоны, рифы, пиратские засады. Если везло, корабль возвращался в Басру через полтора года после отплытия. Арабские суда доставляли из стран, лежащих на долгом пути до Китая, слоновую кость, янтарь, драгоценные камни, изделия стран, окружающих арабские земли, включая товары из Африки. Недаром каждое из семи плаваний Синдбада заканчивается рассказом о большой прибыли. Сказка сообщает и о том, что Синдбад на средства, привезённые после каждого торгового похода, мог бы жить спокойно в Багдаде до конца своих дней, но вскоре ему становилось скучно, он снова закупал товары и отправлялся в путешествие.

Выгодная торговля с Китаем и соседними странами продолжалась два века. Но в 870 году в халифате восстали африканские рабы. Багдад сгорел. В 977 году землетрясение разрушило важнейший торговый центр арабского мира — Шираз. Экспорт-импорт на большие расстояния так и не смог полностью восстановиться. Арабские корабли стали доплывать только до Индии, дальше торговлю перехватили китайцы на джонках.

И всё же потомки Синдбада не забыли навыки дальних морских походов. В 1498 году португалец Васко да Гама обогнул мыс Доброй Надежды по пути в Индию, куда он отправился за пряностями, и доплыл до Кении. Чтобы выбрать дальнейший маршрут, капитан искал лоцмана, который мог бы довести его флотилию до Индии. И нашёл арабского мореплавателя, оставшегося не у дел, который успешно довёл португальские корабли до места назначения. Первая в истории экспедиция из Европы в Индию завершилась. И вскоре европейские корабли вытеснили арабов с рынка перевозок. К XIX веку дау измельчали, они отправлялись только в каботажное плавание недалеко от берега, чтобы не заблудиться в море. Капитаны утратили навыки дальних морских походов. От золотых времён арабского мореплавания остались только семь сказок о Синдбаде-мореходе.

Источник

Синдбад-мореход

История персонажа

Автор занимательных рассказов об удачливом мореплавателе — обворожительная Шахерезада. Герой ее сказок побывал в семи опасных морских экспедициях, каждая из которых принесла храбрецу богатство, славу и материал для захватывающих мемуаров.

История создания

Сказания о Синдбаде-мореходе вошли в небезызвестную книгу «1001 ночь». Исследователи утверждают, что истории о приключениях отважного купца не входили в оригинальный сборник, а добавлены позже. Поэтому узнать, когда и кто написал рассказы о морских путешествиях, — невозможно.

Имя купца дает повод считать, что сказка пришла из Персии. Но литературоведы утверждают, что прототип героя — Мин Чжэн Хэ. Мореплаватель имел прозвище Саньбао, созвучное с именем главного героя. Китаец семь раз совершал путешествия по Западному морю (часть современного Атлантического океана).

Маршруты, которыми проплывает Синдбад во время морских приключений, вовсе не хаотичны. Дорога купца частично заимствована из существовавших путей, частично повторяет дорогу, упоминаемую в индийских и персидских сказках. Заметно влияние на произведение эпосов древних греков – сюжет перекликается с «Одиссеей» Гомера.

Биография и путешествия

Синдбад родился в семье обеспеченного купца, торговавшего в Багдаде. Отец мальчика рано умер, оставив сыну много денег. Юноша, который с детства не привык к труду, быстро потратил завещанное. Очнувшись на пороге бедности, Синдбад продал оставшиеся земли, накупил товаров и отправился в путешествие по морю.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходСиндбад

Первую остановку моряки совершили у незнакомого острова, на котором росли дивные цветы и деревья. Команда корабля уже расположилась на берегу, когда внезапно остров пришел в движение. Оказалось, что вся земля — это большая рыба, всплывшая на поверхность.

Синдбад побежал на корабль, но рыба быстро ушла под воду. Случайно уцепившись за проплывающее корыто, купец спасся от гибели. Волны и ветер доставили непрезентабельное судно Синдбада к берегу. Так мужчина попал к царю аль-Михрджану.

Добрый правитель выделил герою место в доме и дал работу в порту, где Синдбад встретил собственное судно. Экипаж, корабль и товары спаслись от крушения. Купец вернулся в родной город и поклялся больше никогда не выезжать за пределы Багдада.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходСиндбад-мореход за бортом

Дело отца приносило прибыль, но скука одолела купца. Набрав товаров, Синдбад отправился в Басру. На обратном пути корабль совершил остановку у незнакомого острова. Уставший от торговли и морского путешествия, храбрец прилег под деревом отдохнуть. Когда купец проснулся, корабль уже отчалил от берега. Растерянный мужчина остался один на необитаемом острове.

Осмотрев территорию, купец наткнулся на большое яйцо птицы Рух. План созрел мгновенно. Синдбад дождался возвращения самки, и пока та спала, привязал себя к ноге огромной птицы. Утром Рух взмыла в небо и отнесла купца на другой остров. Новое место было покрыто драгоценными камнями.

Внезапно с неба упал кусок баранины. Привязав себя на этот раз к мясу, купец дождался, пока пролетающий орел не поднял добычу и не перенес мужчину на третий остров. За драгоценности, которые Синдбад собрал раньше, местные жители отправили мужчину домой. Долго родные героя не верили рассказам о том, как Синдбад летал на птице.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходСиндбад на птице

Приключения охладили мятежный дух купца на несколько лет. Но случайная встреча с иностранным торговцем фруктами снова разбудила желание отправиться в море.

Синдбад снарядил судно, взял на борт товарищей и отплыл в неизвестном направлении. В середине пути корабль попал в шторм. Судно отнесло к острову, на котором жили страшные мохнатые существа. Спасаясь бегством от неприятеля, экипаж бежал в лес.

Но и там затаилась опасность. Великан, который много лет жил на острове, съел половину выживших. Синдбад успел соорудить плот и, ослепив гиганта, сбежал из проклятого места. Новый остров, к которому причалил мужчина, оказался не менее страшен. Там жила огромная змея, в мгновение съевшая спутников героя.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходСиндбад и великан

Хитрость и сноровка помогли Синдбаду спастись. Купца подобрал случайный корабль. Взойдя на борт, герой узнал экипаж. Это было судно, которое оставило купца на острове птицы Рух. Вместе со старыми знакомыми мужчина добрался до родного Багдада.

Четвертое приключение Синдбада началось с поездки в Индию. Не успел корабль отчалить, как попал в страшный шторм. Большая часть экипажа погибла. Спасшиеся добрались до острова, на котором встретили людоеда.

Чудовище кормило заплутавших путников особой едой, одурманивающей разум. Только Синдбад не притронулся к пище. Спустя неделю купцу удалось бежать. Мужчина добрался до ближайшего города и познакомился с местным царем.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходСиндбад на плоту

Владыка проникся симпатией к путешественнику и оставил героя в собственном замке. В неге и спокойствии прошло несколько лет. Храбрый Синдбад забыл про родной город, женился на молодой девушке и помогал царю править государством.

Внезапно умерла супруга купца и перед мужчиной открылась страшная тайна. Вместе с умершей в могилу положат и самого Синдбада. Таков обычай, который никто не может отменить. Купец чудом выбрался из могилы и сбежал из города на проходящем мимо корабле.

Пятое путешествие проходило без происшествий, но на пути корабля появился незнакомый остров. Экипаж, исследуя новые территории, наткнулся на огромное яйцо. Купец сразу понял, что рядом обитают уже знакомые птицы Рух. Команда разбило яйцо и съела детеныша, не реагируя на просьбы героя бежать.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходКорабль Синдбада-морехода

Возвратившись домой из тяжелого путешествия, Синдбад недолго оставался в Багдаде. Мужчина вновь испытал тоску по приключениям и снарядил в путь очередной корабль. Путешествие проходило спокойно, но неожиданно налетел сильный ветер и погнал судно в неизведанные моря.

Корабль налетел на рифы и разбился, а горстка выживших добралась до ближайшего острова. Там купцы и матросы обнаружили небывалое количество драгоценных камней, но не нашли еду. Голодающие начали умирать, и в живых остался только Синдбад.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходСиндбад-мореход скучает дома

Мужчина случайно обнаружил речку и решил добраться до ее истока. Проходя большие и опасные повороты, герой очутился у незнакомого города. Чужака встретили приветливо и радостно. Сам халиф предложил Синдбаду поселиться у себя. Много месяцев провел купец в незнакомой стране, пока случайно не услышал, что местные торговцы собираются плыть в Басру. Попрощавшись с халифом, мужчина отправился к родным берегам, прихватив драгоценные камни с необычного острова.

Целью очередного путешествия купца оказался далекий Китай. Путь в неизвестную страну прошел без приключений, но на обратной дороге налетел ветер и отнес корабль в Последнее море. Там на судно напала большая рыба, разрушившая корабль и поглотившая обломки. Купец ухватился на проплывавшую мимо доску и вплавь добрался до незнакомого города.

Местные хорошо встретили купца, шейх поселил мужчину в собственном доме. Спустя месяцы новый знакомый настолько сдружился с Синдбадом, что предложил мужчине жениться на его дочери. Красавица пришлась по душе герою. Вскоре после свадьбы старый шейх умер, завещав богатства молодым.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходСиндбад-мореход и человек-птица

Только тогда купец заметил странность местных мужчин — раз в месяц у них вырастали крылья. Синдбад упросил одного из знакомых взять его с собой в небо. В полете мужчина закричал имя Аллаха, что вызвало ярость пернатого друга. Купца сбросили на землю.

С трудом добравшись до дома, герой поведал о произошедшем жене. Красавица рассказала супругу, что пернатые люди — опасны. Молодая жена предложила покинуть город и вернуться в родной Багдад. Так и случилось.

Вернувшись домой Синдбад понял, что отсутствовал 27 лет. Впрочем, больше героя не тянуло на приключения. У мужчины появилась прекрасная жена, большое состояние и куча занимательных историй.

Экранизации

В 1944 году вышел первый мультик о приключениях Синдбада. Озвучивал героя советский актер Лев Свердлин. Мультфильм признан наиболее значимым из мультипликационных фильмов, созданных в военное время.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходКервин Мэтьюз в роли Синдбада-морехода

«Седьмое путешествие Синдбада» (1958 год) — первый приключенческий фильм о герое-мореплавателе. Главная роль досталась Кервину Мэтьюзу. Сценаристы добавили в сюжет антагониста и более подробно изложили любовную линию.

В 1973 году кинокомпания «Columbia Pictures» сняла продолжение истории – «Золотое путешествие Синдбада». Образ купца-морехода воплотил Джон Филлип Лоу.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходДжон Филлип Лоу в роли Синдбада-морехода

Еще через четыре года вышла последняя часть трилогии – «Синдбад и глаз тигра». Главная роль в экранизации досталась Патрику Уэйну.

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходПатрик Уэйн в роли Синдбада-морехода

в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть фото в каком городе родился синдбад мореход. Смотреть картинку в каком городе родился синдбад мореход. Картинка про в каком городе родился синдбад мореход. Фото в каком городе родился синдбад мореходМультфильм «Синдбад: Легенда семи морей»

Британский сериал «Синдбад» вышел на экраны в 2012 году. Персонажи и сюжетная линия имеют мало точек соприкосновения с оригиналом. Роль мореплавателя сыграл Эллиот Найт.

В 2016 мультфильм о путешествиях храбреца выпустила кинокомпания «Мельница». Мультик «Синдбад. Пираты семи штормов» рассказывает о приключениях дерзкого, но не особо удачливого пирата. Персонажа озвучил актер Андрей Левин.

Источник

Путешествия Синдбада Морехода: сказка или вымысел?

Существовал ли Синдбад Мореход на самом деле?

Считается, что прототипом Синдбада-морехода был китайский мореплаватель Мин Чжэн Хэ, у которого было прозвище Три драгоценности. Синдбад жил в городе Багдаде, одном из самых красивых иракских городов. Этот город, основанный в 762 году, был культурным и экономическим центром ближневосточных территорий. Он часто фигурирует в рассказах Тысячи и одной ночи.

На арабском востоке все верили в существование Синдбада-Морехода. Считали, что он родился в городе Сохар. Позднее христианская религия отождествляет Синдбада со святым Бренданом. Этот святой подвижник жил в 5 и 6 веках нашей эры, и во время своей жизни совершил много путешествий.

Известный исследователь Тим Северин писал, что Синдбад-мореход, скорее всего, представлял собой обобщенный образ арабских мореплавателей, которые дерзали покорять мировой океан в 8-9 веках нашей эры.

Есть исследователи, которые проводят параллель между Синдбадом-мореходом и Робинзоном Крузо.

Чудеса в путешествиях

Семь путешествий Синдбада Морехода наполнены чудесными подробностями. Ему приходится летать на огромной птице Рухх, бороться со змеями, находить алмазы в долинах, обезвреживать людоедов. Путешествия Синдбада можно приурочить к царствованию Гаруна-Аль-Рашида. Его сказочные путешествия отражают реалии путешествий, которые совершали арабские моряки в древности в поисках восточных сокровищ.

Страна Серендиб в рассказах про Синдбада — это Шри-Ланка, страна Забаг — это Суматра, страна Чамп — это Вьетнам, а острова Михраджан — это Малайский архипелаг.

Страна золота, или Суматра — это страна, в которую попал Синдбад в свое четвертое путешествие. По распространенному поверью, страну золота населяли каннибалы. Мореход не захотел брать у местных жителей снотворное, и поэтому его не съели, как его товарищей.

Птица Рухх- героиня второго путешествия — это гигантская птица. Она живет на необитаемом острове и питается коровами и слонами, несет гигантские яйца. Раньше думали, что все это выдумка. Но потом в результате длительных исследований ученые обнаружили, что существовала гигантская птица эпиорнис, которая несла очень большие яйца.

В этом яйце могли поместиться 180 яиц домашней курицы. Ее мясо было съедобное. Но эта большая птица была уничтожена европейскими завоевателями.

Чтобы доказать реальность путешествий Синдбада-Морехода, в 1980 году объединенная группа из Ирландии и Омана проехала на лодке из Омана в Южный Китай. Они использовали только навигацию тех времен. Экспедиция успешно достигла берегов Китая, но при этом так и не стало ясно, кто такой был Синдбад-Мореход, и из какого порта он выплыл.

Но есть подозрение, что Синдбад мог бы соперничать с Колумбом, поскольку в 1421 году он первым достиг берегов Америки.

Уроки путешествий от Синдбада-Морехода

Источник

Правда о Синдбаде-мореходе

1200 лет назад в среде арабских моряков, ходивших между портами Аравии, Восточной Африки и Индии, сложилась сага о семи плаваниях арабского купца Синдбада. Это были истории о том, как в странствиях по морям купец встречался с людоедами, злыми волшебниками, джиннами, огромной птицей, рыбой величиной с остров… Первое письменное упоминание о Синдбаде содержится в хронике 934 года. Видимо, примерно в это же время рассказы о его путешествиях вошли в появившийся ещё раньше сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь».

Герой сказок Синдбад жил во времена халифа Харуна ар-Рашида (763/766 — 809 годы). Арабы бороздили Индийский океан, высаживались на берегах Африки, Индии, Цейлона (ныне Шри-Ланка), Китая, на Никобарских и Мальдивских островах. Они освоили дальнее мореплавание за восемь столетий до первых европейцев, попавших туда с флотилией португальца Васко да Гама. Стоит заметить, что до той поры арабы, дети пустынь, предпочитали путешествовать на верблюдах по суше, ведь в их землях древесина для строительства кораблей почти отсутствовала.

Когда везир предложил халифу Омару (592—644) захватить Кипр, Омар ответил отказом: «Море — бесконечная равнина, на которой даже большой корабль — всего лишь щепка; ничего, кроме неба вверху и солёной воды внизу». Разговор состоялся около 640 года. А уже через тридцать лет один китайский путешественник сообщал, что плыл из Гуанчжоу в Палембанг (Суматра) на арабском судне.

Каждый год в сентябре арабские торговые суда отправлялись из Басры — порта, связанного рекой Тигр со столицей халифата Багдадом, и выходили из реки в Персидский залив. Их одномачтовые суда с треугольным парусом, называвшиеся дау, развивали скорость до шести узлов. По сравнению с более распространённым в Европе четырёхугольным парусом треугольный лучше приспособлен для манёвров, вплоть до движения зигзагами против ветра. Парусное вооружение обслуживали лишь несколько матросов (а их на большом дау насчитывались сотни), остальные непрерывно откачивали воду. Дело в том, что доски в корпусе корабля были сшиты. По краям досок просверливали дырочки и через них пропускали нитки, изготовленные из жилок пальмовых листьев. Если нитка рвалась, возникала течь. Правда, арабские корабли на Средиземном море сколачивали гвоздями, но в дальние плавания шли именно «сшитые» суда. Историки предполагают, что морские коммерсанты экономили на гвоздях и предпочитали использовать дешёвую рабочую силу моряков, которые в основном были рабами.

В Индийском океане с июня по октябрь муссоны дуют с юго-запада, а с ноября по март — с северо-востока. Гонимые нужным ветром в нужное время, ориентируясь по звёздам, коммерсанты доплывали до порта Коллам на юго-западе Индии. В конце декабря ветра позволяли обогнуть южную оконечность Индийского полуострова, пройти к Цейлону, Никобарским островам и Малайзии. Многие купцы сворачивали к Яве и Суматре — за пряностями. Большинство направлялось в Кантон (современное название — Гуанчжоу), где суда оказывались в мае. В Китае с приплывших брали налог в казну императора — до трети грузов. Остальное приходилось складировать в специальных амбарах на берегу, потому что закон разрешал начинать торговлю только в сентябре, когда прибудут, пользуясь благоприятным ветром, последние, самые медленные суда.

Ни в одной из сказок о Синдбаде не указано, что конкретно он брал для продажи в заморских странах. Везде сообщается лишь о богатых, великолепных, дорогих товарах, упакованных в тюки и ящики. Так как муссон нужного направления для обратного пути прекращался уже в октябре, прибывшим в Китай коммерсантам для купли-продажи оставалось лишь три-четыре недели. Такой порядок был выгоден местным покупателям, потому что в спешке перед обратной дорогой продавцы не очень торговались и быстро шли на уступки. Полуголые грузчики таскали на борт мешки и ящики с мускусом, пряностями, благовониями, драгоценными смолами, шёлком и другими тканями, фарфором. В Китае начали даже делать фарфоровые чашки, блюда и вазы с узорами, рассчитанными на вкусы арабских покупателей.

Нагрузившись товарами, суда отправлялись в обратный путь через тайфуны, циклоны, рифы, пиратские засады. Если везло, корабль возвращался в Басру через полтора года после отплытия. Арабские суда доставляли из стран, лежащих на долгом пути до Китая, слоновую кость, янтарь, драгоценные камни, изделия стран, окружающих арабские земли, включая товары из Африки. Недаром каждое из семи плаваний Синдбада заканчивается рассказом о большой прибыли. Сказка сообщает и о том, что Синдбад на средства, привезённые после каждого торгового похода, мог бы жить спокойно в Багдаде до конца своих дней, но вскоре ему становилось скучно, он снова закупал товары и отправлялся в путешествие.

Выгодная торговля с Китаем и соседними странами продолжалась два века. Но в 870 году в халифате восстали африканские рабы. Багдад сгорел. В 977 году землетрясение разрушило важнейший торговый центр арабского мира — Шираз. Экспорт-импорт на большие расстояния так и не смог полностью восстановиться. Арабские корабли стали доплывать только до Индии, дальше торговлю перехватили китайцы на джонках.

И всё же потомки Синдбада не забыли навыки дальних морских походов. В 1498 году португалец Васко да Гама обогнул мыс Доброй Надежды по пути в Индию, куда он отправился за пряностями, и доплыл до Кении. Чтобы выбрать дальнейший маршрут, капитан искал лоцмана, который мог бы довести его флотилию до Индии. И нашёл арабского мореплавателя, оставшегося не у дел, который успешно довёл португальские корабли до места назначения. Первая в истории экспедиция из Европы в Индию завершилась. И вскоре европейские корабли вытеснили арабов с рынка перевозок. К XIX веку дау измельчали, они отправлялись только в каботажное плавание недалеко от берега, чтобы не заблудиться в море. Капитаны утратили навыки дальних морских походов. От золотых времён арабского мореплавания остались только семь сказок о Синдбаде-мореходе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *