что такое синтагма лингвистика
Синтагма (лингвистика)
Синта́гма (др.-греч. σύνταγμα ) — совокупность нескольких слов, объединённых по принципу семантико-грамматически-фонетической сочетаемости, единица синтагматики. Объём конкретной синтагмы определяется не только реальным употреблением слов в связке, но и самой сочетаемостью — возможностью объединения предметов, признаков и процессов окружающей действительности.
Минимальной длиной синтагмы следует считать простые словосочетания, однако размер их может достигать целой фразы, поэтому понятия «синтагма» и «словосочетание» не всегда совпадают.
Синтагмы в фонетике
Кроме того, несколько другое понимание термина обнаруживается в фонетике, где синтагмой именуется относительно законченный по смыслу отрезок речевой цепи, границы которого определяются только просодическими средствами. В данном случае, синтагма — фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речи-мысли и могущее состоять как из одной ритмической группы, так и из целого ряда их. [1]
Примечания
См. также
Языковая система • Уровни языка • Единицы языка • Язык и речь • Синтагма и парадигма • Диахрония и синхрония • Язык или диалект • Естественный язык • Искусственный язык • Разновидности языка Языковое родство • Языковая систематика • Генетическая классификация языков • Лингвистическая типология | |
Лингвистика • Портал:Лингвистика |
Полезное
Смотреть что такое «Синтагма (лингвистика)» в других словарях:
синтагма — единство Словарь русских синонимов. синтагма сущ., кол во синонимов: 3 • единство (55) • знак … Словарь синонимов
лингвистика — языкознание, языковедение Словарь русских синонимов. лингвистика см. языкознание Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Лингвистика — Лингвистика … Википедия
Синтагма — (от греч. sýntagma, буквально вместе построенное, соединённое) в широком смысле любая последовательность языковых элементов, связанных отношением определяемое определяющее. Такое понимание С. восходит к Ф. де Соссюру. С. может быть… … Большая советская энциклопедия
Типология (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Типология. … Википедия
Парадигма (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Парадигма. Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») словоизменительная парадигма в лингвистике список словоформ, принадлежащих одной лексеме и имеющих разные… … Википедия
Словосочетание — Словосочетание это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как… … Википедия
Фразеологизм — Эту страницу предлагается объединить с … Википедия
Синтагматика — Синтагматика 1) один из двух аспектов изучения системы языка, анализ особых синтагматических отношений между знаками языка, возникающих между последовательно расположенными его единицами при их непосредственном сочетании друг с другом в… … Лингвистический энциклопедический словарь
ЯЗЫК и ЖИЗНЬ
понедельник, 15 июля 2019 г.
Что такое синтагма, её виды, с примерами на русском языке
Овладев родным языком с детства, мы редко задумываемся о его структуре и механизмах, и честно говоря, в повседневной жизни не всегда эти знания нам особо нужны. Однако с популяризацией устной речи, например, тренингов и видео-блогов получить эти знания выступающим на камеру вовсе не помешало бы. А ведь искусство речи – это знание о привлечении интереса слушателей.
Синтагма — это самая мелкая единица речи, которую можно выделить из синтаксического целого (фразы), представляет собой отрезок предложения, включающий в себя от одного до несколько идущих подряд слов, связанных грамматически, интонационно, а также по значению.
Необходимыми признаками синтагмы считаются её неделимость, интонационная завершённость, а также наличие ударения на последнем слове синтагмы. В особых речевых ситуациях возможно появление в синтагме также логического ударения, которое далеко не всегда совпадает с синтагменным.
Например, фраза «Большой белый гу́сь / вышагивал по́ двору» составлена двумя синтагмами, каждая из синтагм представляет собой единое целое, которое имеет единый смысл в основе, из чего следует, что в определении синтагмы главную роль играет семантическая (смысловая) сторона.
В свою очередь в составе односинтагменной фразы может содержаться одно слово, или же целое предложение, пример: «Гори́м!», «Пошёл снéг», «О́н оста́лся до́ма из-за грозы́» и т. д. В многосинтагменной фразе, которая состоит из отдельных синтагм, синтагмы эти тоже могут иметь в своём составе либо одно слово – «Потихо́ньку / она привыка́ла / к новой жи́зни», либо словосочетание – «к новой жи́зни», либо даже целое предложение – «Когда мы спохвати́лись, / она уже уе́хала»).
Фонетическая целостность синтагмы создаётся её интонационным оформлением и синтагматическим ударением, также иногда и паузой, которая её отделяет от предшествующих или последующих за ней отрезков фразы.
Например, фраза «Этот балет я смотрел два раза» с точки зрения интонационного анализа может рассматриваться как односинтагменное предложение, произносимое без членения, и как двухсинтагменное: «Этот бале́т / я смотрел два ра́за».
Помимо этого, произносительное единство синтагмы обеспечивается за счёт непрерывности выдоха, поэтому синтагму считают также произносительной единицей.
Исходя из различных оттенков смысла, делить предложение на синтагмы можно по-разному, например: «Саша катается на роликах» можно поделить на синтагмы следующим образом:
Из этого следует, что деление того же самого предложения на всевозможные синтагмы образует некоторое количество высказываний, отличающихся друг от друга определёнными оттенками смысла, а также тем, как говорящий относится к тому, о чём он сообщает.
Помимо этого, различное членение на синтагмы способствует различению предложений, одинаковых внешне, но отличающихся по синтаксическому составу. Например, если разделить на синтагмы предложение «Тётя приехала к Оле с Витей» как:
В первом примере словосочетание «с Витей» является частью дополнения «к Оле с Витей», отвечающее на вопрос «приехала к кому?». Во втором примере словосочетание «с Витей» – это отдельное дополнение, отвечающее на вопрос «приехала с кем?». Видно, что эти два высказывания сильно отличаются по смыслу из-за различия в их синтаксисе. В речи такое различие в речи передаётся лишь синтагматическим членением, то есть различным синтагматическим ударением.
Таким образом, разбивка на синтагмы способствует правильному оформлению высказывания в плане синтаксиса и смысла, обеспечивая таким образом реализацию одной из главных функций интонации.
Внутри синтагмы не может быть пауз, и этим достигается её целостность. При этом межсинтагменная пауза часто является психологической, а фактически перерыв в звучании отсутствует. Но из-за изменения характеристик интонации слушающий получает впечатление, что подобный перерыв в звучании всё-таки есть.
Синтагматическое ударение – другое важное средство объединения слов в пределах одной синтагмы в фонетическое единство. Все слова внутри синтагмы обладают обычным словесным ударением. Это ударение может ощутимо ослабляться, иногда оно вообще исчезает (в частности, это касается служебных частей речи), ударение усиливается лишь на одном, обычно последнем слове синтагмы и такое ударение называется синтагматическим.
Синтагматическое ударение – это выделение более сильным ударением целого слова (обычно последнего) в составе синтагмы, например: «Далеко в мо́ре / плыли корабли́». Синтагматическое ударение может совпадать с фразовым, если фраза состоит из одной синтагмы. Если же фраза состоит из нескольких синтагм, то в ней несколько синтагматических ударений.
Функция синтагматического ударения – это фонетическое объединение нескольких слов в синтагму.
Логическое ударение в синтагме и его отличие от синтагменного ударения
Если говорящему в целях придания особой значимости нужно особо выделить какое-то иное, не обязательно последнее слово синтагмы, он ставит на этом слове усиленное ударение, которое называется логическим.
Например, в высказывании «Ма́ма прие́хала, / как хорошо́!» в первой синтагме логическое ударение падает на слово «мама». Таким образом говорящий подчёркивает важность для него того факта, что приехала мама, а не кто-то иной.
Логическое ударение – это намеренное подчёркивание звуковыми средствами (более медленным произнесением, повышением силы голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед выделяемым словом, либо после него) слова или группы слов в предложении или группе предложений с целью выделения особо важных для донесения мысли слов, передающих суть того, о чём говорится в тексте.
Логическое ударение в отличие от синтагматического далеко не всегда присутствует во фразе или синтагме, но связано с обозначением эмоциональной стороны высказывания, отношения говорящего, его личной оценки высказываемых фактов. Хотя логическое ударение нарушает мелодический рисунок, определяемый синтагматическим ударением, наличие логического ударения не отменяет присутствия во фразе синтагматического ударения, так как у этих типов ударения разные функции и разные средства выражения.
Синтагматическое ударение служит для определения типа интонации во всём высказывании, и оно необходимо, так как звуковая речь существовать без интонации не может. Интонационным средством синтагматического ударения служит мелодика. Синтагматическое ударение не нарушает форму словесного ударения, совпадая с ним.
Логическое ударение, выделяющее самое важное слово в высказывании, в качестве своего средства интонации имеет интенсивность и долготу звука, а в формах эмфатического (эмоционально-выразительного) логического ударения – и тембр звука. Логическое ударение способно давать дополнительное ударение в слове.
Виды синтагм
Грамматическая природа синтагмы определяется принадлежностью грамматически ключевого слова синтагмы к конкретной части речи:
В зависимости от фоностилистических качеств звучащего текста, выделяют одновершинные и многовершинные типы синтагм.
Одновершинная синтагма – это чётко централизованная синтагма, имеющая единственный акцентный центр, т. е. слово, выделенное синтагматическим ударением, к которому другие безударные и слабоударные слова этой синтагмы тяготеют интонационно.
Многовершинная синтагма – это синтагма, характеризующаяся менее чёткой централизованной интонационной организацией, имеющая два (двухвершинная синтагма), три и более сильноударных слова.
В классификации позиционных вариантов синтагм различают конечные (финальные) и неконечные (нефинальные) типы синтагм. Н. Ю. Сороколетова рассматривает также относительно финальные синтагмы.
Финальная синтагма – это синтагма, завершающая фоноабзац (состоящий из нескольких объединённых одной подтемой фраз) либо информационное сообщение целиком. то есть синтагма; финальная синтагма является полностью завершённой с точки зрения синтаксиса (связи слов) и семантики (значения).
Относительно финальная синтагма – это синтагма, заканчивающая фразу; такая синтагма является речевой единицей, завершённой в меньшей степени, чем финальная синтагма.
Нефинальная синтагма – это синтагма, являющаяся компонентом сложносочиненных или сложноподчиненных предложений, начинающая фразу или находящиеся внутри неё; нефинальная синтагма является незавершённой речевой единицей.
По семантическому (смысловому) критерию выделяют завершённые и незавершённые синтагмы.
Незавершённая синтагма – это синтагма, состоящая из одного слова или словосочетания, являющаяся частью фразы, но по длине меньше предложения.
Завершённая синтагма (односинтагменная фраза) – это синтагма, совпадающая по длине с предложением.
В зависимости от типа текста, спонтанного (т.е. создаваемого непосредственно в момент речи) или репродуцированного (т. е. пересказа) выделяют простую синтагму и сложную.
Простая синтагма – это синтагма, нерасчлененная паузами.
Сложная синтагма – это синтагма, разделённая хезитационными (паузами колебания, раздумывания, нерешительности), либо поисковыми паузами (т. е. не несущими смысловой ценности словами-паразитами, служебными словами «для связки слов», повторами, употреблением избыточных слов одинаковых по значению, стереотипных выражений) на ряд неполных синтагм.
Интонационные типы синтагм
Главными интонационными характеристиками синтагм считаются характеристики, передающие значение завершённости, незавершённости, вопроса и выделения. Поскольку выражаются они через интонацию, то их обозначают как:
Один и тот же интонационный тип используется в разных синтаксических структурах, и наоборот, одна и та же синтаксическая структура может иметь разное интонационное оформление. Например, интонация завершённости будет и в таких синтагмах:
Мы знаем, что автобус едет;
Согласно расписанию, автобус едет.
Подбежала к остановке — автобус едет.
Интонация незавершённости используется в распространённых предложениях, чтобы показать, что высказывание ещё не закончено и последует продолжение, используется во всех синтагмах, кроме последней. Характеризуется довольно низким основным тоном в начале синтагмы, который немного повышается к концу, а на заударных слогах снижается постепенно и не слишком значительно, ускорением темпа произнесения к концу синтагмы, значительным уменьшением длительности ударного и заударного слогов по сравнению с другими интонационными типами, с незначительным ослаблением интенсивности произнесения (наибольшая интенсивность у слога под синтагматическим ударением), достаточно высоким тоном на заударных слогах.
Вопросительная интонация используется в вопросительных высказываниях. Характеризуется значительным повышением основного тона на последнем ударном слоге, заметным сокращением длительности произнесения последнего ударного слога, ускорением темпа произнесения, незначительным уменьшением интенсивности произнесения и понижением тона на заударных слогах.
Интонация выделенности используется в восклицательных высказываниях. Характеризуется значительным повышением основного тона на ударном слове с последующим падением тона, значительным увеличением длительности произнесения выделенного слова (ударный слог в этом слове очень интенсивный, самый длительный по сравнению с другими типами синтагм). Если выделенное слово в синтагме не последнее, то приходящееся на него ударение – логическое.
Если статья была вам полезна, прошу оставить комментарий, и/или рассказать о ней друзьям в соцсетях! Спасибо за поддержку!
Синтагма
Смотреть что такое «Синтагма» в других словарях:
СИНТАГМА — (греч.). 1) отделение в строю греческой фаланги. 2) сопоставление, сличение. 3) общественное дело, конституционное учреждение. 4) назв. сочинения, дающего обзор предмета одной какой либо научной или практической области. 5) часть древнегреческой… … Словарь иностранных слов русского языка
Синтагма — см. Синтаксис. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
СИНТАГМА — СИНТАГМА (от греч. σύνταγμα соединение) система этических ценностей и принципов (у Эпикура и эпикурейцев). У Гассенди синтагма организация философско этического знания, которое отличается от системы. У Р. Эйкена жизненная система, выражающая… … Философская энциклопедия
синтагма — единство Словарь русских синонимов. синтагма сущ., кол во синонимов: 3 • единство (55) • знак … Словарь синонимов
синтагма — ы, ж. syntagme, нем. Syntagma < syntagma букв. нечто соединенное. лингв. Синтаксическая интонационно смысловая единица, состоящая из одного или нескольких слов. БАС 1. Лекс. Толль 1864: синтагма; БАС 1: синта/гма; Крысин 1998: синта/гма … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СИНТАГМА — (греч. syntagma букв. вместе построенное, соединенное),1) интонационно смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.2) Сложный языковой … Большой Энциклопедический словарь
СИНТАГМА — СИНТАГМА, синтагмы, жен. (греч. syntagma, букв нечто соединенное) (линг.). Сочетание слов или частей слов, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
синтагма — СИНТАГМА последовательность единиц языка, выражающая некоторое понятие или объединенная общим смыслом. Может состоять из группы слов или целого предложения. Единицы языка в пределах С. связаны синтагматическими отношениями (см.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Синтагма — СИНТАГМА. См. Предложение и Слово … Словарь литературных терминов
СИНТАГМА — (от греч. syntagma – вместе построенное, соединенное). Сложный знак языка, составленный из слов или морфем, соединенных определенным типом синтаксической связи … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Синтагма — (др. греч. σύνταγμα, букв. «сопорядок», от др. греч. σύν «с» и др. греч. τάγμα «порядок») многозначный термин, переводящийся как классификация, систематизация; компоновка, расстановка. Синтагма название ряда сочинений, как правило, дающих… … Википедия
Словари
СИНТА́ГМА, синтагмы, жен. (греч. syntagma, букв нечто соединенное) (линг.). Сочетание слов или частей слов, представляющее собой комбинацию определяющего элемента и определяемого.
2) Сложный языковой знак, обычно двучленный, составленный из слов или морфем, соединённых определённым типом связи (например, определительной).
1) интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения.
2) Сложный языковой знак, обычно двучленный, составленный из слов или морфем, соединенных определенным типом связи (напр., определительный).
единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может
состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. Л. В. Щерба определил синтагму как фонетическое единство, выражающее единое смысловое
целое в процессе речи-мысли. В решении вопроса о членении речевого
потока он исходил из единства смысловой и звуковой сторон языка при
доминирующей роли первой. Поскольку синтагму составляют слова, тесно
связанные по смыслу, она обычно представляет собой и синтаксическое единство. Так, в отдельные синтагмы
выделяются обособленные члены предложения, вводные и вставные конструкции и т. п. Однако
совпадение синтаксического и синтагматического членения
необязательно. Разное синтагматическое членение одного предложения
передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношение говорящего к
сообщаемому факту, ср. «Брат уезжает в Москву» и «Брат / уезжает в
Москву». Синтагматическое членение может служить средством
различения смысла внешне омонимичных, но
различных по синтаксической структуре предложений, например: «Как
удивили его / слова брата» и «Как удивили его слова / брата».
Синтагма является речевой единицей, в рамках
которой реализуются правила коартикуляции и
варьирования звуков, в частности позиционно обусловленные изменения
звуков на стыке слов (сандхи). Будучи
минимальной интонационной единицей, в которой реализуются
интонационные конструкции данного языка, синтагма структурно членится на
ритмические группы, объединённые словесным
С фонетической стороны членение потока речи на синтагмы достигается
как особым оформлением границ между синтагмами, так и объединением
интенсивностью и темпом речи и может
замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Целостность синтагмы
достигается прежде всего невозможностью пауз внутри синтагмы и
определённой акцентной структурой, придающей каждому слову синтагмы ту
или иную степень ударенности. Одно из слов синтагмы (обычно последнее)
характеризуется наиболее сильным ударением (так называемым
синтагматическим). В случае особого выделения одного из слов
(например, при противопоставлении) главное ударение может падать на
любое слово синтагмы (так называемое логическое ударение). Главноударный
слог синтагмы образует её интонационный центр. Другие средства
вида (так называемый интонационный контур), а также характерное для
данного типа синтагмы изменение значений интенсивности и
Синтагмы классифицируются с точки зрения взаимосвязи входящих в них
слов (например, синтагмы атрибутивные, релятивные), по их позиции в
высказывании (синтагмы конечные и неконечные) и по типу оформляющего их
интонационного контура (синтагмы завершённые, незавершённые, вводные,
противительные, изъяснительные и др.).
2) Последовательность двух (или более) языковых
термина «синтагма» в этом значении восходит к Ф. де Соссюру (см. Синтагматика).
Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация
русского языка, М., 1963;
Щерба Л. В., Фонетика французского языка, М., 1963;
Буланин Л. Л., Фонетика современного русского языка, М.,
Гордина М. В., Фонетика французского языка, Л., 1973;
Виноградов В. В., Понятие синтагмы в синтаксисе русского
языка, в его кн.: Избранные труды. Исследования по русской грамматике,
Соссюр Ф. де, Курс общей лингвистики, в его кн.: Труды по
языкознанию, [пер. с франц.], М., 1977.
синтагма (др.-греч. σύνταγμα нечто соединенное, строй, войско)
Одна из основных интонационных единиц. Ее называют также тактом. Синтагма, по Л.В. Щербе, создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее.
Синтагма выполняет две функции:
1) фонетическую (синтагма членит фразу на такты, свойственные данному языку);
2) семантическую (семантическое членение предложения способствует выражению более тонких смысловых и стилистических оттенков, а также отношения говорящего к содержанию высказывания).
Зачастую термин «синтагма» употребляется в следующих значениях:
3) основная синтаксическая единица, выступающая во многих вариантах, обусловленных синтаксическим контекстом.
1) По теории Ф. де Соссюра, двучленная структура, члены которой соотносятся как определяемый и определяющий. Такими членами, по мнению некоторых исследователей, могут быть:
в) компоненты подчинительного словосочетания. Новый учебник, читать книгу, быстро бежать. Такие синтагмы называют «внешними», составляющими синтаксическое единство;
г) целые словосочетания, например обособленные члены предложения. Дети, играющие во дворе. Шел, не глядя по сторонам;
д) предикативные части сложного предложения Необходимо выяснить ошибки, которые являются типичными для всего класса.
звуковом уровне и на уровне значимых единиц. При первом понимании
сегментации выявляют фонетические признаки
членимость той или иной единицы на основе различных лингвистических процедур, позволяющих доказать,
что данная единица состоит из более мелких единиц (ассоциативный анализ,
квадрат Гринберга и др.). Сегментация на уровне звуковых
Минимальной линейной единицей языка является фонема. Членение на фонемы происходит на основе морфологических критериев: оно возможно
постольку, поскольку в данном языке морфема по
своей протяжённости может совпадать с фонемой («бы-л», «сестр-а»,
где морфемы, которые были бы меньше слога, невозможны, нет полного
аналога фонемы как минимальной языковой единицы.
Вопрос о сегментации так называемых сложных звуков (дифтонгов, аффрикат, долгих гласных и согласных)
решается также на основании морфологических критериев. Если внутри
звука возможна морфологическая граница, имеет место бифонемное
называемые долгие согласные в русском языке должны рассматриваться
последних десятилетий говорят скорее о нечленимости речевой цепи на
отдельные сегменты, соответствующие звукам, чем о возможности найти
артикуляция гласного в слоге CV начинается одновременно с
артикуляцией согласного, а сочетание двух согласных часто
реализуется почти одновременно, так что такое сочетание
представляет собой одновременную артикуляцию обоих согласных.
Отсутствие объективных признаков границ между звуками выявилось
особенно в связи с разработкой систем автоматического распознавания речи, для
которых необходима предварительная сегментация отрезка речевой
С точки зрения акустических свойств речевых сигналов существенно
выделение стационарных и переходных участков, которое помогает
осуществить предварительную сегментацию; в этих случаях граница между
сегментами ставится в моменты наибольших изменений текущих
Сегментация на слоги осуществляется
на основе трёх разных принципов (поскольку в неслоговых языках
морфологические критерии к слогу неприменимы): использования
определённого набора правил (например, правила Р. Аванесова для
языка); обращения к так называемому интуитивному членению на
слоги носителями языка; определения места слоговой границы по
фонетическим признакам, характеризующим степень связанности
элементов, которые могут образовать один слог. В системах
автоматического распознавания применяется так называемое
принудительное членение слов на открытые слоги.
Сегментация на слова с фонетической
точки зрения определяется не наличием пауз
между ними, как это часто ошибочно предполагается. Признаками
границ слова могут быть так называемые пограничные сигналы (фонемы,
начале или в абсолютном конце, или сочетания фонем, возникающие
только на стыках слов), а также некоторые признаки фонетической
типичная консонантная, вокалическая или ритмическая структура
Сегментация фразы на синтагмы
осуществляется рядом способов: возможно (но не обязательно) появление
паузы между синтагмами; о конце синтагмы свидетельствует наличие
синтагматического ударения (обычно на
последнем ударном гласном синтагмы); конец синтагмы обычно
характеризуется и специфическим мелодическим оформлением, и
интенсивности, появлением фразового ударения на последнем ударном
гласном последней синтагмы во фразе.
Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ.,
Распознавание слуховых образов, Новосиб., 1970;
Касевич В. Б., Элементы общей лингвистики, М., 1977;
Бондарко Л. В., Фонетическое описание языка и
фонологическое описание речи, Л., 1981;
Светозарова И. Д., Интонационная система русского языка,
Существуют две степени редукции безударных. На степень редукции влияет положение гласного в слове (так, безуд. гласный в абсолютном нач. слова не редуцируется до второй степени так же, как и гласный в абсолютном кон. слова). Важно также, что фонетич. характеристики безуд. слога в потоке речи зависят от соседних слов. Так, заударный слог в слове гуси получает характеристики предуд. в сочетании гуси Рим спасли.
Обычно в слове имеется одно словесное У., однако в сложных словах часто возникает, помимо гл., и т. н. второстепенное (побочное) У. (четыре́хэта́жный, лави́нообра́зный).
Эксперим. иссл. последних лет позволили обнаружить большую зависимость словесного У. от положения слова в синтагме или фразе: в т. н. слабых позициях синтагмы или фразы слог, на к-рый падает словесное У., может оказаться по своим характеристикам почти неразличимым от безуд.
Лит.: Златоустова Л. В. Длительность гласных и согласных звуков русского языка // Учен. зап. Казан, ун-та. 1954. Т. 114. Вып. 6; Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956; Бондарко Л. В., Вербицкая Л. А., Щербакова Л. И. Об определении места ударения в слове // Изв. Отд. лит. и яз. АН СССР. 1973. Т. 32. № 2; Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.
1) ударение в фонетическом аспекте:
а) по силе выдоха. Ударение силовое (динамическое, экспираторное, выдыхательное) (например, в русском языке);
в) по долготе звука. Ударение количественное (квантитативное, долготное) (например, в современном новогреческом языке);
2) ударение в морфонологическом аспекте:
а) по прикрепленности к определенному слогу в слове. Ударение постоянное (устойчивое, фиксированное) (например, в языках чешском, венгерском, финском, эстонском, латышском на первом слоге; во французском языке и в большей части тюркских языков на последнем слоге; в польском языке на предпоследнем слоге). Ударение свободное (разноместное) (например, в русском языке);
б) по возможности перехода с одного слога на другой. Ударение неподвижное (сохраняется на одном и том же слоге, т. е. совпадает с постоянным). Ударение подвижное (может переходить в слове с одного слога на другой, например в русском языке);
в) по наличию дополнительного ударения. Ударение главное (см. главное ударение). Ударение второстепенное (см. второстепенное ударение);
4) в аспекте интеллектуального и эмоционального содержания высказывания. У дарение логическое (см. логическое ударение). Ударение эмфатическое (см. эмфатическое ударение).
Т. Р. характеризует и произносит. стили: торжеств., публичная речь отличается б. медленным темпом, тогда как разговорная речь и особенно просторечие характеризуются быстрым темпом, что приводит к значит. изменениям фонетич. облика слов.
скорость произнесения элементов речи:
Измеряется либо числом звуков, слогов и т. д., произносимых в единицу
Наиболее вероятной мерой Т. р. при восприятии
является период следования гласных, или, иначе
говоря, средняя длительность слога. Т. р. является одним из компонентов
интонации. Замедление темпа к концу высказывания служит средством создания его
интонационной цельности. Т. р. играет большую роль в
важные в смысловом отношении отрезки речи (целые синтагмы или отдельные слова в них) произносятся в
замедленном темпе; отрезки, содержащие второстепенную информацию
(например, вводные слова), характеризуются убыстренным темпом.
Абсолютный Т. р. зависит от индивидуальных особенностей говорящего, его
эмоционального состояния, ситуации общения и стиля произношения. Существует зависимость Т. р. от
длины речевой единицы, свидетельствующая о тенденции к
изохронности: чем больше длина слова или синтагмы, тем меньше средняя
длительность звука (слога) в них.
Зиндер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979;
Николаева Т. М., Интонация сложного предложения в
славянских языках, М., 1969;
Цеплитис Л. К., Анализ речевой интонации, Рига, 1974;
Физиология речи. Восприятие речи человеком, М., 1976.
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Т. артикулирования возрастает при произнесении языковых единиц, которые являются привычными, как бы «лежащими наготове» в активном словарном запасе говорящего (различного рода устойчивые словосочетания, привычные речения, междометия и т. д.). Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстром Т., чем публичное выступление (и в частности урок). Замечено: чем важнее содержание, тем медленнее речь. Т. р., особенно лекции, значительно замедляется, если слушатели ведут запись. Когда речь произносится в большом зале, отраженное эхо может накладываться на последующие слова, поэтому в этом случае следует говорить медленнее.
Следовательно, высокий Т. р. создает трудности для дикции при произнесении как согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точки зрения оптимального, наиболее подходящего Т. р.
основная единица речи, выражающая
законченную мысль; смысловое единство, целостность которого создаётся
интонационными средствами (объединяющей фразовой интонацией того или
иного типа и паузами, отделяющими данную фразу
от соседних), а также определённой синтаксической структурой. Фраза может
характеризуется формальными синтаксическими признаками (например, предикативностью), но интонация превращает во фразу и
последовательность слов, предложением не являющуюся. В некоторых
случаях фразовое оформление может получить часть предложения (см.
Парцелляция). Фраза состоит из одной
В односинтагменной фразе интонационный центр синтагмы (синтагматическое
ударение) и интонационный центр фразы (фразовое ударение) совпадают. В многосинтагменной
фразе функции фразового ударения выполняет одно из синтагматических,
а именно ударение наиболее важной по смыслу синтагмы. Интонационная
организация фразы включает в себя синтагматическое членение фразы,
распределение акцентных характеристик слов, в совокупности передающих
тема-рематическую структуру высказывания (см. Тема, Рема), мелодический рисунок отдельных синтагм и
всей фразы, взаимоотношение составляющих фразу синтагм по
относительному темпу произнесения и уровню
интенсивности, просодический тембр фразы;
любое интонационно-смысловое единство, ограниченное с двух сторон паузами. В таком употреблении термина «фраза» в
нём объединяются понятия фразы и синтагмы.
1) интонация членит речевой поток на синтагмы и фразы;
2) при отсутствии пауз интонация объединяет фонетические слова в синтагмы;
3) граница между синтагмами может обозначаться переломом тона;
4) интонация различает предложения разных типов;
5) интонация передает разнообразные оттенки эмоций.
органов. Пауза между словами (в отличие от
перерывов внутри слова, например глухих смычек) выполняют языковые
функции, являясь: а) средством членения речи на интонационно-смысловые
интенсивности и темпа речи, причём
резкие перепады последних могут заменять паузы); б) средством
выражения характера связи между частями высказывания; в) средством смыслового и
эмоционального выделения слова или синтагмы. Языковую функцию
выполняет как место паузы (ср. «Ходить долго/ не мог»; «Ходить/ долго
не мог»), так и её длина: более продолжительные паузы обычно
соответствуют более слабым смысловым связям. Обусловленные смыслом,
паузы могут использоваться для вдоха. Различают паузы межсинтагменные
и межфразовые, отражающие смысловое членение речи, и паузы хезитации
(обдумывания, размышления), возникающие в любом месте высказывания и
отражающие колебания и перестройки в процессе порождения речи.
Зиндер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979;
Николаева Т. М., Интонация сложного предложения в
славянских языках, М., 1969;
Цеплитис Л. К.. Анализ речевой интонации, Рига, 1974.
Различают П. синтаксические и несинтаксические (перерывы в звучании речи, вызываемые физиологическими и психологическими причинами). Среди психологических П. обычно отмечают П. припоминания, П. умолчания, П. напряжения. В устной речи П. так же, как и слова, являясь отражением мыслительных процессов, могут свидетельствовать о затруднениях говорящего в подборе слов, выстраивании фразы и более крупных конструкций, но могут быть сделаны и специально, осознанно, расчленяя высказывание в самых, на первый взгляд, неподходящих местах (например, в середине слова). Длительность П. зависит от того, что вызывает остановку и ради чего она производится.
П. в устной речи, когда между говорящими есть возможность непосредственного контакта, всегда чем-то наполнена: мимикой, взглядом, жестом, нарочитой неподвижностью или, напротив, перемещениями говорящего (учитель может ходить, садиться, вставать, наклоняться).
Таким образом, о П. можно говорить как о явлении интонационно-синтаксическом и как элементе невербальной коммуникации.