в каком городе одна станция метро

Подземные дворцы: чем интересно метро в Самаре, Казани и других городах

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

Московский метрополитен — гордость и достопримечательность столицы. Но подземка есть еще в шести городах, и в каждом со своей спецификой. Рассказываем о любопытных особенностях российских систем метрополитена.

Первое метро построили в Москве — в 1935 году по Сокольнической линии прошел пробный поезд. С тех пор столичное метро значительно выросло: в нем 241 станция, и у каждой свое лицо.

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

48 станций признаны объектами культурного наследия, а некоторые центральные, такие как «Киевская», «Белорусская» и «Площадь Революции», входят в число самых популярных у туристов городских достопримечательностей.

Одна из первых станций столичного метрополитена чаще всего меняла свое название. Открытая как «Охотный Ряд», в 1955 году она была переименована в «Имени Кагановича» — в честь первого секретаря Московского горкома партии Лазаря Кагановича, чьими стараниями был утвержден проект подземки. Уже в 1957 году станция вернула прежнее название, а через четыре года стала «Проспектом Маркса». Под таким именем станция существовала до 1990 года, а потом вновь стала «Охотным Рядом».

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

Исторические перипетии коснулись и других станций. Например, «Воробьевы горы» (изначально — «Ленинские горы») известны москвичам как долгострой. Станцию открыли в 1959 году, но спустя 24 года ее пришлось закрыть на реконструкцию из-за сильной нагрузки на метромост. Из-за нехватки средств работы не начинались до 1999 года, и только в 2002-м на «Воробьевых горах» снова начали останавливаться поезда. Отреставрированные «Воробьевы горы» стали самой длинной (282 м) и самой высокой (10 м над землей) станцией московского метро, а также самой старой станцией метро в мире, расположенной над водой.

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

Санкт-Петербург

По плану метро в Северной столице должно было появиться в 1942 году. Но этому не суждено было сбыться: Великая Отечественная война не дала достроить подземку, стволы и шахты пришлось затопить. В итоге петербуржцы получили свой метрополитен только в 1955 году.

Сейчас в Петербурге пять линий и 72 станции, общая протяженность — почти 125 км. Метро прославилось станциями закрытого типа с платформенными раздвижными дверьми. На таких платформах пассажиров от рельсов отделяют колонны и железные двери, которые открываются, только когда прибывает поезд. Считается, что такая конструкция платформ безопасна, она предупреждает падение пассажиров на пути, снижает распространение огня или воды при пожарах и затоплениях.

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

В Петербурге десять станций закрытого типа. «Парк Победы» стала первой, вслед за ней построили «Петроградскую», «Василеостровскую», «Гостиный двор», «Маяковскую», «Площадь Александра Невского», «Московскую», «Елизаровскую», «Ломоносовскую» и «Звездную». Все станции располагаются на линиях № 2 и № 3.

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

Уже в наше время, в 2018 году, в петербургском метро появились станции со стеклянными ограждениями на платформе — «Новокрестовская» и «Беговая».

Нижний Новгород

Нижегородское метро — третье по числу станций в России, хотя от двух столиц оно отстает существенно: здесь всего две линии и 15 станций: одна наземная, а остальные неглубокого заложения (до 20 м).

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

Местный метрополитен — единственный в стране, который целиком настолько близок к поверхности. Отрезок между станциями «Горьковская» и «Московская» проходит по метромосту над рекой Ока.

Новосибирск

В новосибирском метро всего 13 станций. Местная подземка значительную часть года подвержена низким температурам, ее смело можно назвать экстремальной. По размеру пассажиропотока эта система метрополитена занимает третье место в стране: в 2020 году метрополитен перевез более 58 млн пассажиров. А еще в сердце Сибири находится самый длинный метромост через реку — он протянулся над Обью на 2145 м.

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

Новосибирское метро запустили в 1986 году, для каждой станции был разработан свой уникальный тематический дизайн. Большинство местных станций украшены гранитом, цветным цементом, мрамором и другими минералами с разных концов бывшего СССР.

Самара

В Самаре метро появилось в 1987 году. Сначала открыли четыре станции, сейчас в городе на Волге их десять. В планах — открытие еще двух линий, после чего станций в городе станет 33.

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

Кстати, именно в местной подземке, в депо «Кировской» и на станциях «Московская» и «Алабинская», снимался фильм-катастрофа «Метро».

Екатеринбург

Уральское метро стало последним, которое успели открыть в эпоху СССР. Будущий президент России Борис Ельцин еще в статусе первого секретаря Свердловского обкома КПСС приложил руку к разработке проекта подземки. В 1991 году открылись первые три станции. На сегодняшний день метрополитен состоит из девяти станций на одной линии. В перспективе подземка вырастет до трех линий и 39 станций.

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

Одной из самых красивых екатеринбургских станций считают «Ботаническую». Ее потолок имитирует пчелиные соты. Стоит посмотреть и на станцию «Машиностроителей», стены которой отделаны горными породами: лабрадоритом, змеевиком и коелгинским мрамором.

Казань

Казанский метрополитен — самый молодой, его открыли в 2005 году к празднованию тысячелетнего юбилея города. Подступались к идее метро здесь несколько раз, причем впервые пожелания открыть транспортную систему в городе прозвучали еще в 1930-е годы. Первыми пассажирами местного метрополитена стали президенты России, Татарстана и Казахстана. Сейчас на единственной линии расположены 11 станций. Все указатели в метро дублируются на трех языках: татарском, русском и английском.

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

Из всех станций особенно выделяется «Кремлевская», ее интерьер украшает мозаика в восточном стиле, иллюстрирующая жизнь Казанского и Булгарского ханств.

Источник

Как развиваются подземки в российских городах

Почему Красноярск

Власти обосновывают идею строительства метрополитена в этом городе крайне неблагоприятной экологической обстановкой и высокой транспортной загруженностью. Сегодня Красноярск — один из промышленных городов, где периодически действует режим «черного неба». Причина — крупные загрязняющие предприятия (алюминиевый завод, угольные ТЭЦ).

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метро

География метрополитенов России. Красный — действующие метрополитены, зелtный — действующие метротрамы, оранжевый — строительство, серый — заморожено или находится на стадии проекта

При этом, по словам губернатора Красноярского края Александра Усса, около половины всех выбросов в городе создает транспорт. Если метро в Красноярске не появится, скорость движения транспорта к 2030 году будет составлять пять-десять километров в час, а экологическая обстановка ухудшится.

О красноярском метро

В советские годы право на строительство метрополитена получал город, где число жителей превышало миллион человек. Но еще в 1980-е годы руководство страны сделало исключение для Красноярска, внеся его в план по созданию метро, хотя численность населения города не достигла и 900 тысяч. Вторым «особым случаем» стала Рига, но ни в одном из этих городов подземка так и не появилась.

Если в столице Латвийской ССР проект отменили еще до распада Советского Союза, то в Красноярске вялое строительство тянется с 1995 года. Работы несколько раз останавливали, затраты росли. В 2011 году власти решили отказаться от метро в пользу развития наземного скоростного трамвая. Вновь о подземке заговорили через пару лет, после получения права проведения Универсиады 2019 года, но затем сроки строительства снова отодвинули.

Что обещают

В актуальном проекте красноярского метрополитена решили объединить подземную инфраструктуру с наземной трамвайной, при этом под землей пройдет две трети трассы.

В красноярском метрополитене планируют использовать трехвагонные сцепки. Это позволит сделать станции меньше, а значит, дешевле. Это же даст сэкономить на создании подземных депо и даже на персонале: такие сцепки могут работать без машиниста.

Все вместе позволит удешевить строительство метро на 30–40 процентов по сравнению с обычным. По словам губернатора Усса, эти условия помогут «радикально решить» проблему общественного транспорта в Красноярске уже к 2023 году.

Во сколько обойдется достройка

Консервация стройки метро ежегодно обходится Красноярску в 70–80 миллионов рублей. Достройка обойдется в тысячу раз дороже: как пишут «Ведомости», бывший губернатор края Виктор Толоконский оценивал завершение проекта в 70 миллиардов рублей — сумма для подавляющего большинства российских городов запредельная.

Издание со ссылкой на гендиректора информационно-аналитического агентства «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова уточняет, что сегодня «ни один российский город не потянет проект метро», хотя построить его можно «лет за семь».

А что с метро в Омске?

Власти Омской области 20 февраля признали строительство метро в региональной столице нецелесообразным, хотя этот сибирский город превосходит Красноярск как по площади, так и по количеству населения. Так закончилась история знаменитого инфраструктурного долгостроя Сибири.

Решение о его строительстве приняли еще в 1986 году, но из-за трудностей с финансированием к работам приступили только в 1992-м. Открытие пускового участка из пяти станций отодвигали несколько раз: с 2008-го на 2012-й, затем на 2015 год и, наконец, на 2016 год (тогда его хотели приурочить к 300-летию Омска). Местные жители даже запустили мобильное приложение, которое считало секунды до открытия подземки, но к юбилею города оказалась готова только одна станция — «Библиотека имени Пушкина».

Несмотря на звучавшие предложения использовать станцию под ночной клуб, городские власти решили задействовать готовые подземные сооружения для развития трамвайной сети Омска.

Сколько оно стоит?

Всего в строительство омского метро успели вложить 14 миллиардов рублей. За эти деньги удалось выполнить лишь 36 процентов всех работ. Для завершения проекта городу требовалось 22 миллиарда рублей — это в три раза меньше, чем может потребоваться на строительство подземки в Красноярске.

Другие несостоявшиеся проекты

Ростов-на-Дону. Согласно исследованию INRIX за 2018 год, этот город входит в пятерку самых проблемных на планете, обходя в том числе Москву, по времени, которое водители теряют в заторах. Проект метро, которое должно облегчить положение, обсуждали еще в 1970-е годы, но к конкретным действиям перешли только в 2008-м. В 2013 году объявили конкурс на проект первой линии, но спустя два года его отменили. В 2017 году руководство региона заявило о планах реанимировать проект. Речь идет о частично наземном или полностью наземном метро.

Челябинск. Эта уральская стройка шла еще медленнее отмененной в Омске. Строится челябинское метро тоже с 1992 года. За это время удалось выполнить менее 20 процентов от общего объема работ. Для завершения строительства требуется больше 80 миллиардов рублей.

в каком городе одна станция метро. Смотреть фото в каком городе одна станция метро. Смотреть картинку в каком городе одна станция метро. Картинка про в каком городе одна станция метро. Фото в каком городе одна станция метроСтроительство станции метро «Комсомольская», Челябинск Фото: Wikipedia

Уфа. Идею строительства подземки руководство СССР одобрило сразу, как только число жителей города достигло миллиона. Начало строительства назначали на 2001 год, но оно так и не стартовало. В 2011 году проект окончательно отменили, а мэр города Ирек Ялалов заявил, что метро уместно только в городах с населением свыше 5 миллионов человек.

Пермь. Здесь ситуация очень похожа на уфимскую: в советские годы запланировали строительство, даже провели изыскания. В 1990-е денег на стройку не было, о подземке вновь заговорили в 2000-х. Город даже попал в федеральную программу строительства метрополитенов до 2020 года, но работы так и не начались.

Существующие подземки

Сегодня метрополитен работает в семи городах России. Старейший и самый крупный — московский с 223 действующими станциями, не считая 31 станции Московского центрального кольца. Его протяженность каждый год заметно увеличивается: например, в 2018 году заработали сразу 16 новых станций, а за 2019 год планируют в два этапа ввести новую ветку.

Куда медленнее идет строительство в Санкт-Петербурге. Это второе по протяженности и количеству станций метро страны — 69 станций. К чемпионату мира по футболу три новые станции ввели в районе стадиона «Зенит-арена». Еще три планируют ввести до конца 2019 года.

Оставшиеся пять городов — это Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург и Самара. Там дело обстоит иначе: метро может не строиться по несколько лет, проекты упрощают, ввод новых станций часто переносят. Например, в Новосибирске последнюю открыли в 2010 году, а ближайшую ожидают только в 2023-м.

Ввод новых станций в этих городах чаще всего привязывают к громкой дате или событию — как в Нижнем Новгороде, где за последнее десятилетие появились всего две: в 2012 году (к 400-летию ополчения Минина и Пожарского) и в 2018 году (к чемпионату мира по футболу). В Казани сразу две станции открыли перед Универсиадой 2013 года, еще одну — в прошлом году.

На развитие подземки в Самаре не повлиял даже чемпионат. Футбольный стадион построили на окраине, в стороне от единственной работающей ветки метро. По планам, в том направлении должна была пойти вторая, но для ее постройки не было ни времени, ни денег.

Самарцы куда дольше ждут продления нынешней линии: дело в том, что сейчас метро «не доезжает» до исторического центра города. Во многом из-за этого здесь самые низкие показатели по пассажиропотоку среди всех метрополитенов страны.

Даты строительства и открытия новых станций метро в Самаре вовсе не называются. Аналогичная ситуация (туманные планы по строительству новой ветки и открытию новых станций) сложилась в Екатеринбурге. Там последнюю станцию открыли в 2012 году.

Источник

В каком городе одна станция метро

Список городов с метро, количество линий и станций метрополитена на 2020 год

Москва
Московский метрополитен
Открыт в 1935 году
На данное время: 12 линий метро + МЦК (Московское центральное кольцо, обслуживаемое электропоездами «Ласточка»), + монорельс, интегрированы в систему метрополитена, итого 14 линий.
238 действующие станции, включая 31 станцию МЦК и 6 станций монорельса.

Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский метрополитен
Открыт в 1955 году
На данное время: 5 линий метро, 69 станций.

Нижний Новгород
Нижегородский метрополитен
Открыт в 1985 году
На данное время: 2 линии метро, 15 станций.

Казань
Казанский метрополитен
Открыт в 2005 году
На данное время: 1 линия метро, 11 станций.

Екатеринбург
Екатеринбургский метрополитен
Открыт в 1991 году
На данное время: 1 линия метро, 9 станций.

Новосибирск
Новосибирский метрополитен
Открыт в 1986 году
На данное время: 2 линии метро, 13 станций.

Самара
Самарский метрополитен
Открыт в 1987 году
На данное время: 1 линия метро, 10 станций.

Волгоград
Волгоградский скоростной трамвай (метротрам)
Скоростной трамвай с подземными участками запущен в 1984 году
На данное время: 2 маршрутка скоростного трамвая (метротрама), 22 станции.

Источник

Не разбежишься: самые короткие метрополитены мира

Для жителей российских «миллионников» метро — не только вид транспорта, но и индикатор развития и признания города. Метро в городе вроде бы должно придавать статус «столичности» и «серьезности». Вместе с тем построенное метро зачастую развивается не так быстро, как хотелось бы, а потому становится предметом шуток и снисходительного отношения. Во многих российских городах «родное» метро считают чуть ли не самым коротким в мире. «Реальное время» решило разобраться и выяснить — а где же находятся действительно самые короткие метрополитены.

Для начала разберемся с терминологией. Под метро обычно принято подразумевать полностью отделенную от автомобильного и пешеходного движения транспортную систему. Она обязательно должна быть с железнодорожными путями, но необязательно проходить под землей: часто метро проходит по эстакадам, а иногда некоторые участки проходят и по земле, но по-прежнему без пересечений с другими дорогами. Именно такие системы мы и будем рассматривать, при этом не включим в список города, где есть линии, вписывающиеся в критерии метро, но существующие параллельно с более значимыми железнодорожными системами (пример — многие японские города, где линии метро интегрированы в междугороднюю железнодорожную систему). Градировать их мы будем по длине системы, а не по количеству станций или веток, и не по пассажиропотоку (хотя упомянем и их).

Россия: короче всех — Самарское, а Нижегородское — большое, но непопулярное

Начнем с России. Всего в России семь систем метро, и ни одна из них не входит даже в десятку самых коротких систем в мире. Самое короткое метро в России — Самарское, открытое в 1987 году. Его длина составляет 12,6 километра, в нем одна ветка и 10 станций, а пассажиропоток на 2018 год составляет всего 13,8 млн человек.

Лишь на 100 метров длиннее Екатеринбургское метро, последнее открытое в СССР — в апреле 1991 года. При этом система даже уступает Самарскому метро по числу станций, зато опережает его в 3,5 раза по пассажиропотоку — ежегодно метро обслуживает 48,3 млн человек.

Третье место по длине занимает открытое в 1986 году Новосибирское метро — 15,9 километра. При этом тут 13 станций, расположенных на двух ветках. Пассажиропоток гораздо больше, даже чем в Екатеринбурге, — 83,1 млн человек.

Четвертое место — у самого молодого в России и единственного открытого на территории страны после распада СССР метро — Казанского. Открытие его состоялось в 2005 году, сейчас длина единственной линии составляет 16,8 километра, а число станций — 11. При этом пассажиропоток — гораздо меньше, чем в Екатеринбурге и Новосибирске, — всего 29 млн человек в год (что все равно в два раза больше, чем в Самаре).

Наконец, пятое место занимает Нижегородский метрополитен, хронологически — третий на территории России, открытый в 1985 году. Длина системы составляет 21,8 километра, на двух линиях расположены 15 станций — это третья по размерам система страны после Москвы и Санкт-Петербурга. А вот пассажиропоток, несмотря на большие для метро «миллионника» размеры, весьма скромный — около 30 млн человек в год.

Маракайбо и Валенсия: венесуэльская скромность

Если считать именно обособленные линии метро, то самыми короткими системами в мире сейчас являются метрополитены в двух венесуэльских городах — Маракайбо (с населением в 2,7 млн человек) и Валенсии (1,5 миллиона человек). Интересно, что оба метрополитена были открыты в 2006 году. Маракайбское состояло всего из двух станций, затем каждый год (до 2009-го) строилось еще по одной станции. Сейчас в метро 6 станций, общая длина системы — 6,5 километра.

Система метро в Валенсии (не следует путать с испанской Валенсией, где в метро 138 станций) изначально была больше, чем в Маракайбо, — 7 станций и 6,2 километра. Только вот тут линия с момента открытия ни разу не продлевалась, так что сейчас именно эта система метро — самая короткая в мире.

Интересно, что в Маракайбо система нигде не уходит под землю — часть проходит по поверхности, часть — по эстакадам. А вот в Валенсии метро полностью подземное. Пассажиропоток в Маракайбо при этом равен примерно 15 млн человек в год — чуть больше, чем в Самарском метро, которое длиннее Маракайбского в два раза.

Ахмадабад: пока короткое, но с большими перспективами

На третьем месте находится Гуджаратский метрополитен — он расположен в крупнейшем городе индийского штата Гуджарат — Ахмадабаде (в перспективе — метро дойдет и до находящейся в 20 километрах столицы штата — Гандинагара). По длине, числу станций и веток метро практически идентично Маракайбскому — все те же 6,5 километра с 6 станциями. Вот только построено оно значительно позже — в 2019 году. Из-за этого пока не удалось найти данных о пассажиропотоке. Вероятнее всего, скоро метро выйдет из списка самых коротких — к 2023 году должен быть открыт второй участок, тогда появится вторая линия, число станций вырастет до 32, а общая длина — до 40 километров — такое быстрое развитие вряд ли грозит метрополитенам Венесуэлы, да и метрополитенам российских «миллионников». В то же время численность населения Ахмадабада — около 5,6 миллиона человек, что несравнимо с размерами «миллионников» в России.

Италия: метро даже небольшим городам

Четвертое место наконец переносит нас на европейский континент. За это спасибо итальянской Генуе, в которой к чемпионату мира по футболу 1990 года открыли метро. Изначально оно состояло вообще лишь из двух станций, спустя два года открыли еще одну, с 2003 по 2006 год — еще четыре, и в 2012 году — еще одну. Сейчас в Генуэзском метро восемь станций и длина в 7,1 километра (для сравнения — первый пусковой участок Казанского метро в 2005 году состоял из пяти станций и был длиной в 6,8 километра). Пассажиропоток метро Генуи составляет 11 миллионов человек в год.

Однако не стоит недооценивать такие размеры метрополитена — население города составляет всего 580 тысяч человек. При этом в Италии метро есть и в городах меньших — например, в сицилийской Катании населением в 315 тысяч человек (метро, открытое тут в 1999 году, состоит из 11 станций, его длина — 8,8 километра, годовой пассажиропоток — около 5,7 миллиона человек), а также в ломбардийской Брешии населением в 198 тысяч человек (тут метро, кстати, работающее без машинистов, открыли в 2013 году, длина единственной ветки с 17 станциями составляет 13,7 километра, годовой пассажиропоток — целых 18,7 миллиона человек).

Днепр: первое метро после распада СССР

Пятая по «краткости длины» система метро в мире находится в украинском Днепре. Это единственная система метрополитена на территории Украины, открытая после распада СССР, при этом вообще первая, открытая на территории бывшего СССР после его распада. Открытие изначально планировалось на 1991 год, оно состоялось только в 1995 году. Тогда открылось шесть станций, общая длина системы составила 7,8 километра. С тех пор ни одной новой станции открыто не было, но сейчас ведется строительство еще трех станций. Пассажиропоток метро составляет около 7,5 миллиона человек в год, при этом население Днепра составляет 992 тысячи человек.

Источник

Города России с метро список (Таблица)

Материал содержит список всех городов России где есть метро или оно планируется, его длина линий, количество линий и станций, пассажиропоток, год открытия метро, а также города России с метро отмеченные на карте

Города России с метро список

Города России с метро

Пассажиропоток 2018, тыс.чел

Год открытия последней станции

(с МЦК и монорельсом)

Города России где строится или планировалось метро таблица

Города России с метро

История строительства метрополитена

Начало строительства 1992 г. Построены две станции и часть перегонных тоннелей. Вариант объединить строящиеся тоннели 1-го участка метро и трамвайную сеть.

Плановое открытие в 2025 году

Метро строилось в 1995—2011 гг. Были построены 3,5 км тоннелей и сооружений. Строительство было заморожено. Возобновление планируется не раньше 2020 года.

Метро строилось в 1995—2014 гг, построена одна станция из четырёх и метромост. В 2014 г. строительство заморожено.

В 1982 г. опубликован официальный план метро, в тоже время проводились работы предварительного цикла, на этом все и завершилось.

В конце 1980-х гг. проводились работы предварительного цикла. Внесён в Генеральный план города в 2011 году, начаты предпроектные работы в 2013 году. Срок ввода в эксплуатацию первой очереди был назначен на 2020 г., но в 2015 г. проектирование было заморожено.

Строительство сначала было одобрено и начато подготовкой в 1996 году, но затем отменено; в замен пущена городская электричка «Толпар» и предложено строительство скоростного трамвая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *