в каком городе бриллиантовая рука по сюжету
Где был снят фильм «Бриллиантовая рука»
Комедия Гайдая о хитрых контрабандистах и скромном главном экономисте, помогающем в их разоблачении, оказалась самым популярным и любимым в России советским фильмом (по результатам опроса РТР). Места, где снята «Бриллиантовая рука», ныне отмечены памятными табличками и памятниками. И даже нынешние жители «дома Горбункова» борются за право установить табличку у его подъезда. Но где это все находится географически? И в какие Марсель и Стамбул ездили Горбунков с Козодоевым?
Никакого Стамбула
Начнем с разочарования – никакого Стамбула! Хотя группа Гайдая рассчитывала работать за границей, разрешения и соответствующего финансирования ей не дали. А признать «заграницей» Азербайджан в 1968 г., когда шли съемки, в СССР было сродни государственной измене.
Однако «заграницу» успешно отыграли исторические кварталы города Баку. Их дополнили «заграничными» вывесками и парой макетов – и все. В Баку сняли экскурсию, с которой пытался убежать Козодоев (экскурсовода играла жена Никулина), эпизод с «цигель-цигель-ай-лю-лю», бегство Козодоева.
Особо прославилась улица Кичик-Гала, где была устроена аптека, возле которой Горбункову предстояло ломать руку. На ней группа задержалась надолго – сцена никак не удавалась. Никулин извел несколько килограммов дефицитных бананов и почти целый арбуз – и все не мог убедительно упасть. Ему даже матрас подкладывали.
В результате эпизод получился комбинированным – на арбузной корке в нем поскальзываются ноги Леонида Каневского (контрабандист из аптеки), опаздывавшего на другие съемки и сильно рассерженного задержкой. Зато Миронов на той же улице плюхнулся на пятую точку без всяких корок и с первого раза.
Приключения дома
География той части сюжета, что развивается в СССР, оказалась более обширной. В основном фильм снимался в помещениях Мосфильма (квартиры персонажей), в Москве (универмаг и «огоньку не найдется?»), в Подмосковье (финальные сцены с погонями и драками) и на Черноморском побережье.
Город, где проживал Горбунков, получил в сценарии название Черноморск. Населенный пункт с таким названием имеется в Одесской области, но в то время он звался Ильичевском. К Черноморскому в Крыму город из фильма тоже отношения не имеет – он выдуман. Сыграли его Сочи и Адлер.
На курортной набережной были отработаны сцены перед отбытием Горбункова в турне, его переговоры с милицией, тут стоит «дом Горбункова» и отель «Атлантик», где героя соблазняла Светличная (хотя существует альтернативное мнение – номер соблазнительницы был оборудован на Мосфильме).
Вероятно, здесь же отыскался и ресторан «Плакучая ива» (тут тоже нет ясности, и есть предположение, что это были павильонные съемки). Прогулка Горбункова с семьей и встреча с Козодоевым («дитям – мороженое, бабе – цветы») сняли в Адлере.
Немало пришлось попутешествовать группе по побережью ради съемок рыбалки Горбункова и Козодоева. Белая скала, возле которой клев будет просто бешеный, снималась в окрестностях Туапсе (это скала Киселева). С этой рыбалкой возникла географическая несуразность. Их в фильмах бывает немало, но картина должна стать истинно популярной, чтобы об этом узнал кто-то, кроме членов съемочной группы.
Географические несуразности
Они состоят в вопросе расстояний. Рыбалка в основной части снималась у Туапсе, как уже было сказано. Но там не было мели, позволявшей Миронову пройти по воде (мальчика, за которым он следовал, играл сын Никулина, очень обидевшийся на «дядю Андрея» за крепкие пинки под зад в нескольких дублях).
Поэтому эту часть перенесли под Новороссийск, где в море тянулась Суджукская коса. Получилось, что Миронов преодолел приличное расстояние по воде! Мало того – береговая охрана не поняла, что наблюдает процесс создания кино, и их катер рванул на помощь актеру, очень убедительно звавшему на помощь.
Но еще большее расстояние под водой пришлось преодолеть Лелику (Анатолию Папанову)! Дело в том, что он насаживал рыбу на удочку Миронова… возле крымского Нового Света! Тут вообще телепортация какая-то получилась!
Именно в Новом Свете замерзший Папанов (съемки шли в ноябре!) нелицеприятно охарактеризовал умственные способности оператора, из-за неловкости которого не получалось закончить эпизод с рыбой. Гайдай вставил случайный кадр в ленту…
Память великих
Оглушительный успех комедии вызвал интерес к вопросу, где снимался фильм. «Бриллиантовая рука» пересматривалась зрителями множество раз и большинство мест съемок вскоре стали известны.
Немедленно началась и трансформация действительности под картину – так, во множестве городов появились рестораны «Плакучая ива», интерьер которых копировал заведение из фильма.
Время шло – популярность не уходила. И уже XXI век решил широко отметить достижения любимых актеров. В 2010 году в Причерноморье появилось сразу два памятника героям комедии.
Так, на Сочинской набережной, в месте, где проходили съемки, установлена скульптурная группа, изображающая семью Горбунковых и наблюдающих за ними Козодоева и Лелика. А под Новороссийском скульптуру Миронова в роли Козодоева с плавками Лелика на палке установили прямо на Суджукской косе.
Невзирая на независимость Азербайджана, Баку тоже не забыл своей роли в легендарном фильме. На улице Кичик-Гала, на доме, где «располагалась» аптека контрабандистов, установлена памятная табличка.
А рядом, по другую сторону, открылся ресторан со звучным названием «Черт-Побери». Его интерьер изображают фигуры персонажей фильма.
Да и жители сочинского жилого дома, мало изменившегося с тех пор (в нем и сейчас живут люди, помнящие съемки) полны решимости отстоять свое право на табличку «Дом Горбункова».
Экскурсии по местам, где снимался фильм «Бриллиантовая рука», не водят – по понятным причинам. В Сочи и Новороссийске гостям могут показать памятники героям фильма. Но лучше всего просто пересмотреть саму ленту – а потом отправиться в Краснодарский край. Просто так. В заключение предлагаем еще раз пересмотреть это замечательное кино, которое действительно на века!
Где снимали бриллиантовую руку: увлекательный тур по местам съемок
Доброго времени суток, дорогие друзья! Моя статья понравится всем любителям старых добрых советских комедий. Сегодня я вам расскажу, где снимали бриллиантовую руку.
Эта кинолента может похвастаться обширной географией съемок – это и Баку, Москва и Сочи. Фильм показали в кинотеатрах в 1969 году в июне.
Итак, давайте пройдемся по маршруту съемок прекрасной кинокартины.
Немного интересной истории
В конце 60 – х годов Леонид Гайдай уже был известным режиссером, создававшим эксцентрические комедии. В 1965 году на экраны вышла «Операция Ы», а в 1966 году зрители увидели «Кавказскую пленницу».
Но «Бриллиантовая рука» имела оглушительный успех. За первый год ее посмотрели 77 млн. зрителей.
Идея сценария была навеяна серий статей журналиста Сахнина, которые рассказывали о методах борьбы с контрабандистами. И там упоминалось о таком способе провоза ценностей – как гипс.
В целом сценарий получил одобрение, но попросили сделать меньше эпизодов с участием управдомши Плющ и сделать больше сцен с милицией.
3 января 1968 года сценарий был полностью одобрен Главным управлением кинематографии. В феврале были начаты пробы актеров.
Занимательные персонажи
Роль Семена Горбункова была создана для Юрия Никулина специально. Что интересно, даже в Союзцирке, где в то время работал актер, ему оформили отпуск продолжительностью в полгода.
Хотя это было большим исключением. На роль второго главного героя был выбран тогда еще малоизвестный 27-летний актер – Андрей Миронов.
Образ харизматичной личности, контрабандиста и модника прославил кинозвезду.
По местам съемок
Теперь выясним, в каком городе происходили съемки. Съемочная группа была уверенна, что съемки будут происходить заграницей. Но Гайдай объявил, что фильм будет сниматься в СССР.
Это стало настоящим разочарованием для киношного народа. Таким образом, Баку трансформировался в Стамбул. Ресторан «Плакучая Ива» был отснят на «Мосфильме», а морские пейзажи в Адлере.
Москва и Подмосковье
Первый эпизод снимался в апреле в 1968 году в студии Мосфильма. В студии были организованы квартиры Графа и Шефа. Позже там происходили съемки квартиры Горбунковых, гостиничный номер с соблазнительницей и каюты капитана теплохода.
Выполнялись в Москве и натурные съемки. Одну сцену делали на Ленинском проспекте, у одного из входов в парк Горького.
На Комсомольском проспекте в универмаге снимали кадры в комиссионном магазине. Место съемок автомобильных сцен – Павловская слобода в Подмосковье.
Съемки на Черном море
Город, в котором идут главные события фильма, был экранизирован на курортах Черного моря – В Сочи и Адлере. Во время проекта группа остановилась в гостинице «Горизонт».
Там же осуществлялись и съемки с теплоходом, настоящее название которого не «Михаил Светлов», а «Победа». Название поменяли, так как Гайдаю увлекался творчеством Михаила Светлова, и по его просьбе на один день название было заменено.
Его сменили даже на всех спасательных кругах. Все эпизоды были сделаны за день.
Где снимали рыбалку?
Место, где сняли неудавшуюся рыбалку – Белая скала, которая находится недалеко от Туапсе. Там же снимали черные камни.
Вот один интересный факт. Звуки над водой распространялись очень хорошо и поэтому крики персонажа Андрея Миронова о помощи услышали люди за два километра от объекта съемок.
На подмогу был послан катер, но как только он приблизился к утопающему, грозный голос из громкоговорителя попросил уйти из кадра.
А вы помните сцену, в которой Миронов дает пинка мальчику, наклонившемуся за удочкой? Это был сын Никулина.
Сцена долго не выходила, так как мальчик падал в море еще до того, как Миронов замахивался. А потом Гайдай заверил его, что Миронов пройдет мимо.
А сцену, где во время подводной охоты с Папанова стянули трусы, снимали с дублером. И в те времена не было видеокамер с защитой под водой, и поэтому один умелец слепил из смолы специальный бокс.
А многие подводные эпизоды делали с помощью макета. Вот еще один интересный момент. Эпизод, где Папанов появляется из воды долго не выходила, и замерзший актер в сердцах крикнул на ассистента «идиот!». Эту сцену Гайдай вставил в фильм.
Что происходило в Баку?
В августе происходили съемки арабского города в Баку. Улица, где Никулин произнес знаменитую фразу «черт побери» — Малая Крепостная.
Сначала актер долго пытался правильно упасть на банановой кожуре, но только зря тратил эти редкие по тем временам фрукты. Когда кончились бананы, Никулину пришлось падать на арбузных корках.
Кстати, многие кинематографисты в советские времена использовали улочки Азербайджана в улицы Стамбула, Аргентины или Тегерана.
Съемки продолжались в течение 15 дней.
Были сняты многие старинные сооружения столицы Азербайджана:
Все эти объекты по фильму представляла экскурсовод. Кстати, эту роль исполнила жена Никулина. Кроме того, в фильме зрители могут увидеть великолепные пейзажи Каспийского моря.
А вы знали, что язык, на котором общаются персонажи Шпигеля и Каневского – это простой набор тарабарщины, выдуманной Каневским.
Например, слово «мордюк» в сердцах сказал Гайдай после конфликта с Нонной Мордюковой.
Сплетни или факты?
А теперь пройдемся по интересным фактам из периода съемок:
Если хотите поделиться интересной информацией по поводу фильма, или своими впечатлениями, напишите в комментариях.
Смотрите хорошие фильмы и больше смейтесь, дорогие друзья! До новых встреч!
Дом кино: известные здания в фильме «Бриллиантовая рука»
К концу 1960-х годов режиссер Леонид Гайдай уже считался признанным мастером эксцентрической комедии, но даже на фоне сверхудачных «Операции „Ы“» (1965) и «Кавказской пленницы» (1966) его новая картина, вышедшая на экраны советских кинотеатров в апреле 1969 года, имела оглушительный успех. Приключения заурядного, казалось бы, старшего экономиста «Гипрорыбы», оказавшегося не в то время не в том месте, и шайки контрабандистов, берущих его в оборот, посмотрели только в кинопрокате за первый год почти 77 миллионов зрителей, сделав «Бриллиантовую руку» самым успешным комедийным фильмом в СССР. О солнечных Сочи и Баку в любимой комедии миллионов, нравах и быте жителей всесоюзной здравницы и том, как из столицы советского Азербайджана сделали заграничный «город контрастов», рассказывает блогер Darriuss.
Действие пролога фильма разворачивается в неназванном восточном городе — чуть позже выясняется, что, скорее всего, это Стамбул. Снимали «заграницу» в местами экзотически выглядящем по советским меркам Баку.
Прекрасная панорама Каспийского моря и азербайджанской столицы на Апшеронском полуострове.
Заграничности пытались добавить, щедро украсив бакинские улицы разнообразными вывесками. Тут тебе и Lampade-Radio, и Cafe’s Scifo, и вывески почему-то на арабском (или фарси), и даже некая ferreteria, что, как утверждает «Википедия», есть испанский термин для обозначения магазинов по продаже разного рода инструментов. Баку, впрочем, с головой выдает здание в перспективе улицы. Это, пожалуй, самая известная достопримечательность города — так называемая «Девичья башня», 30-метровое сооружение XII века, входившее в оборонительную систему старого Баку.
Действие всех «заграничных» эпизодов «Бриллиантовой руки» происходит в границах Ичери-шехера, окруженных сохранившейся крепостной стеной нескольких кварталах бакинского Старого города. Эта самая средневековая стена XII—XV веков с характерными зубцами присутствует на многих кадрах. Зачастую компанию ей составляет одна и та же иномарка — по всей видимости, с другими образцами загнивающего капиталистического автопрома в столице советского Азербайджана было туговато.
Советский приморский город, как и его заграничный антагонист, погрязший в контрастах, напрямую в фильме не называется. Снимать его Гайдай, в принципе любивший работать на курортах, решил в главной всесоюзной здравнице — Сочи. Руссо туристо, невероятным образом получившие разрешение на выезд из страны, возвращаются из круиза другими людьми.
Очень стильное модернистское сочинское здание осталось, увы, неопознанным.
Зато о сочинской прописке Семен Семеныча Горбункова недвусмысленно свидетельствует сооружение справа на следующем кадре. Это Морской вокзал города.
Прекрасное здание в монументальном сталинском стиле со шпилем, общей высотой 71 метр, спроектированное архитекторами К. Алабяном и Л. Карликом и построенное в 1955 году, в советское время было настоящим символом Сочи. Оно действительно регулярно встречало жителей и гостей города-курорта, прибывавших сюда на круизных и прочих теплоходах.
Сцена прощания Горбункова с семьей («Мы провожаем ПАААААПУ!») снималась на главном глубоководном причале вокзала.
Интерьер каюты «Михаила Светлова» — герои знакомятся. Играть вторую главную роль в пару к Юрию Никулину Гайдай пригласил тогда еще совсем мало кому известного 27-летнего Андрея Миронова. Образ модника-манекенщика, по совместительству подрабатывающего контрабандистом, любящего костюмы с отливом, водолазки и шляпы, иметь которые являлось бы пределом мечтаний любого современного хипстера, наконец-то прославил на всю страну одну из будущих главных советских кинозвезд.
Вновь Стамбул-Баку и, заметьте, все та же улица, что и в прологе, с теми же вывесками и тем же автомобилем. Только погода уже солнечная, и вокруг бродят толпы местных жителей. К счастью, азербайджанцы выглядят и так достаточно экзотично для среднего жителя СССР, поэтому съемочной группе пришлось лишь озаботиться переодеванием женщин в чадры.
Горбунков фотографирует иноземные достопримечательности (конечно, забыв снять крышку с объектива) своей «Сменой». На заднем плане виден минарет Джума мечети, одной из нескольких старинных (1899) мечетей бакинского Ичери-шехера.
Уже другая улица, но — вот поразительно — и здесь есть Cafe’s Scifo и реклама Lampade-Radio, а конкуренцию верблюдам составляет наконец-то обнаруженная на просторах Азербайджанской ССР другая иномарка.
На улочках Ичери-шехера, в перспективе — фрагмент стены, окружающей старый город Баку. Приближается цигель-цигель, ай-лю-лю.
Объявляется свободное время. Архитектурный фон кадра составляет дворец Ширваншахов XV века. Герой Миронова, кстати, смотрит на золотые Longines — собственные часы актера.
А здесь за Гешей Козодоевым уже Баку советский. На заднем плане прекрасно видны грандиозные сталинские административные здания первого послевоенного десятилетия.
Колорит восточного города.
С приходом в Азербайджан больших нефтяных денег этого колорита (по крайней мере исторического) заметно поубавилось, в городе стали появляться вполне современные здания, сделавшие бы честь любой европейской стране, но дворики старого города, по которым блуждают герои «Бриллиантовой руки», во многом и спустя 40 лет после выхода фильма остались все теми же.
Разве что прибавилось самостроя, а на стенах домов появились посторонние агрегаты типа кондиционеров или спутниковых тарелок.
Возвращаемся на нашу советскую родину. «Мосфильм» в «Бриллиантовой руке» ненавязчиво рекламирует новую комедию Эльдара Рязанова.
Так жила семья старшего экономиста в «Гипрорыбе». Дом — пока относительно свежая панельная хрущевка.
Окна лестничных клеток заполнены популярными в те годы стеклоблоками.
Это тоже Сочи, только нетуристический. Работникам многочисленных санаториев, учреждений сферы обслуживания, старшим экономистам в проектных институтах, наконец, контрабандистам тоже надо было где-то жить.
Обстановка скромная, но телевизор уже имеется. Все интерьеры были созданы в павильонах «Мосфильма».
А на кухне, в шкафчике, — початая бутылка грузинского коньяка и венгерская консерва Globus.
В противоположность Горбункову его новый заклятый друг Козодоев живет в квартире, заполненной модернистскими светильниками и украшенной многочисленными предметами искусства, включая икону в углу, дизайнерски стилизованном под деревенскую избу.
Под иконой стоит шеренга фарфоровых слоников. Этот эпизод и увлеченность Козодоева православием не слишком понятны в контексте картины, да и не то чтобы вразумительно выглядит сама контрабандная схема, по которой шайка авантюристов рисковала свободой, чтобы ввезти в СССР «золото и бриллианты», «найти» с ними клад и отдать 75% его стоимости государству. Но это только если не знать про вырезанный цензурой фрагмент фильма, из которого следовало, что контрабандисты вывозили из Союза иконы, обменивали их в «городах контрастов» на драгоценности, ввозили ювелирку обратно в Союз и там легализовывали нажитое преступным путем через клад.
Статья об «интересной находке» при пристальном изучении представляет собой набор бессмысленных фраз вроде «Амортизация основных фондов» и «Разгоряченные мокрые прыгуны, спешащие к дрессировщику, останавливаются перед решетчатым барьером» (?!).
Прогулки по Приморскому бульвару Сочи.
Анна Сергевна. Не ясно, что сильнее гипнотизирует на этом кадре: сооружение в черно-белую линейку или героиня Светланы Светличной.
Шоу-рум сочинского Дома моды. Летний комбинированный костюм «Универсал-69».
«Бриллиантовая рука» — поразительно современный и раскованный фильм, особенно для 1968 года. Девушки в мини-бикини, Светличная в купальнике и без него, демонстрация сразу двух проституток: заграничной и нашей (наша, конечно, круче) — сложно представить, как пропустили такую аморалку партийные цензоры.
Инструктаж Семен Семеныча проходит на набережной реки Сочи.