в каком году жили славяне
Кто такие славяне и откуда появились?
Славяне — это самая крупная на данный момент в Европе индоевропейская языковая группа. Внутри общеславянского единства выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).
Происхождение этнонима славяне.
Существует несколько версий этимологии термина «славяне»:
1. Значение этнонима восходит к слову «слово», т.е. славяне – люди обладающие даром слова, в отличие от иноязычных народов. Версия основана на противопоставлении свой — чужой, которое было широко распространено в древности у многих народов. (сторонники- Л. Нидерле, Т. Лер-Сплавинский, Р.О. Якобсон.)
2. Б.А. Рыбаков связывает славян с племенами венедов римских авторов и трактует термин славяне как «слы»+»вене» (т.е. послы венедов).
4. Слово «славяне» связано с гидронимом в ареале расселения одного из племен и впоследствии распространилось на все остальные племена. В качестве вероятного этнообразующего гидронима выступают былинный эпитет р. Днепр – Славутич, р. Слуя приток Вазузы, польск. названия рек Sљаwа, Sљаwiса, сербская река Славница и др.
Откуда пришли славяне?
При выяснении территории славянской прародины были использованы данные лингвистики, топонимики, палеоботаники и палеозоологии, исторического языкознания, антропологии и археологии. Было установлено, что район прародины должен находиться в предгорьях, где растут дуб, бук и граб, в бассейне рек, впадающих в Балтийское море и не должен выходить на морское побережье. Территория это примерно локализована где-то в районе Северного Прикарпатья. По данным археологии первой археологической культурой связанной собственно со славянами является подклошевая культура V — II вв. до н.э. Ареал распространения этой культуры – южная Польша, север Чехии и Словакии, юго-восток Германии и Прикарпатье. Это место связывают собственно с выделением славянского языка из балтославянской языковой общности. На севере славяне граничили с балтами и германцами, на востоке с ираноязычными племенами скифов и сарматов, на юге с иллирийцами и фракийцами и с кельтами на западе.
Славян иногда отождествляют с частью скифской культурной области (т.н. скифы-пахари), а также с этнонимом венеды. Так финны до сих пор зовут Россию — Венейя, а эстонцы — Венемаа.
Расселение славян.
К концу II в. до н.э. к западу от Карпат локализуется пшеворская археологическая культура, а к востоку от Карпат – зарубинецкая, носители части которых относятся к славянам. Расселение славянПредставители пшеворской культуры мигрируют к Днепру, и там во II веке формируется черняховская археологическая культура, которая на ряду со славянами включала в себя также и ираноязычные племена сарматов.
С VI в. н.э. славяне активно участвуют в Великом переселении народов, перекраивая по-новому этническую карту Европы. Наступает славянский этап этногенеза Европы. Расселение славян в Европе проходило по трем главным направлениям: на юг на Балканский полуостров, на север и восток по Восточно-Европейской равнине и на запад в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы.
Три направления расселения определило разделение славян на три ветви: восточные, западные и южные. В Повести временных лет перечислено двенадцать восточнославянских племенных союзов, населяющих территории между Балтийским и Чёрным морями. Среди этих племенных союзов указаны поляне, древляне, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, словене, дулебы (позднее разделившиеся на волынян и бужан), белые хорваты, северяне, уличи, тиверцы.
Письменные свидетельства о славянах.
Письменные свидетельства о славянахНаиболее ранние упоминания о славянах содержаться у античных авторов I в. н. э (Плиний Старший, Тацит). Онивпервые упоминают о венедах, которых принято отождествлять со славянами. О собственно славянах под именем склавинов и антов впервые говорят в середине VI века н.э. два автора – византийский историк Прокопий Кесарийский и гот Иордан. Ниже приведены наиболее информативные свидетельства о славянах двух указанных авторов.
Иордан.
Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племён, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинялись власти Германариха.
Прокопий.
Хрестоматия по истории СССР. Т. I / Сост. В. Лебедев и др. М.: 1940
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Издательство «Наука», 1987
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян М.: Издательство «Наука», 1981
Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. Л.: Наука, 1969
Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.: Издательство «Наука», 1979
Гимбутас М. Славяне. Сыны Перуна. М.: 2001.
Как славяне стали русскими: Начало русской истории
В увлекательной лекции историк Сергей Цветков объясняет, как получилось, что наши славянские предки вышли на авансцену истории под именем пришлого, но родственного этноса «русь». Вы узнаете, что и за тысячу лет до Рождества Христова славяне уже имели свою пра-историю. Как они перемещались по карте Европы в составе разных племенных союзов, ассимилировали разнообразных пришельцев-варваров, контактировали с античным миром, превращаясь в могучий этнос, оставляя языковой след даже на побережье Пелопонесского полуострова.
Так же вы поймете, кем были русы, русины, руги и рутены. Откуда они пришли, чем промышляли, почему с 6 века нашей эры начали ассимилироваться славянами. И, наконец, как к моменту создания нашего государства два этноса слились в один, объединив 12 восточно-славянских племен под властью русских князей.
Подробнее об авторе лекции здесь.
Начало русской истории: Как славяне стали русскими
Русская земля образовалась в результате исторической деятельности и слияния двух этносов, славян и руссов, это разные этносы надо сразу сказать, до определенного времени их историю можно изучать только порознь.
Мы проследим путь обоих этих этносов с древнейших времен и примерно до 10-11 веков, когда произошло слияние и ассимиляция этих двух этносов на территории русской земли.
Лужицкая культура: прародина славян
Балтские племена, с которыми словене соседствовали на северо-востоке, их словене немцами не называли. Потому что балтские языки – это самые близкородственные славянскому языку. Между ними существует около полутора тысяч родственных слов. Лужицкая культура много столетий существует в одних и тех же границах. И она, к сожалению, не попала в поле зрения античных авторов и не была описана, в отличие от других этносов, в том числе варварских. Эта территория попадает в поле зрения античных авторов очень поздно, поэтому о древних славянах мы имеем этнографические описания только начиная с 6 века нашей эры, когда они стали вторгаться на территорию Византийской империи и византийцам пришлось обратить на них самое пристальное внимание, в том числе внимательно изучить их, как своих противников. А до того славянский этнос долгое время существовал под историческим псевдонимом «венеты».
Венеты: античная эпоха
Опять же это погребальные такие сосуды, лицевые урны, потому что сосуды с прахом имеют навершие в виде человеческого лица. Либо это портрет покойного, либо изображение какого-то божества. Эти лицевые урны характерны для погребений венетских в Балтийском море и для венетских же погребений в районе Средиземного моря. Из чего видно, что это миграция одного и того же этноса, одной и той же культуры. Благодаря тому, что они отличные мореходы, торговцы, они проникают в районе Кашурской возвышенности, подчиняют сначала поморские племена, это прото-балты. И уже осуществляют вместе с ними экспансию на территорию Лужицкой культуры и, по всей видимости, подчиняют себе славянские племена, которые живут на этой территории. Это вторжение произошло около 8 века до нашей эры, и к 5-4 векам окрестные народы начинают называть славян именем венетов. Потому что венеты здесь ассимилируются вместе со славянским этносом. Это доказывается тем, что соседние народы до сих пор называют славян и русских именами или этнонимами, имеющих в основе корень венеты.
С тех пор в немецкой историографии долго господствовал псевдо-этнос, как восточные германцы, под которые они подверстывали многие племена, которые на самом деле относятся к славянскому этносу. Это видно из чего, когда в раннем средневековье германские миссионеры проникли в эти же земли с целью христианизации, стали знакомиться с этими людьми, то все эти латинские восточные германцы быстро превращались в следующих: то, что у Тацита написано «лугии», они на самом деле оказались лужичанами. Варны-варины – это тоже такое племя мощное в районе Поморья славянского, этимологизируется только в славянское «варн». На языке поморских славян вран-ворон назывался варн. Колдуи – каледичи, мугеллоны – это явно можно этимологизировать из славянского города Могильно, который находится на этой территории. Гвельты – это будущие велеты, или лютичи, так они фигурируют в средневековой литературе. Не оказалось там никаких восточных германцев, оказались чисто славянские племена. Но для римских историографов и географов они не были славянами, они были венетами. В то же время Певтингерова карта так называемая, это дорожник 4-3 веков до нашей эры, фиксирует в районе верхнего Дуная следующие названия, которые легко находят соответствия в славянских языках, например, река Берзовия там отмечена, современная Бързава, Тиерна – современная Черна, Вълка – Волк и другие.
Это говорит о том, что не позже 3 века до нашей эры с территории Лужицкой культуры они уже продвинулись несколько на юг и на запад. Венеты никакого отношения к славянам не имеют. Это индоевропейский этнос, славяне тоже индоевропейский. Около дюжины народов исчезнувших и ныне живущих относится к индоевропейскому этносу. Это чисто кабинетный термин, армяне – индоевропейцы и славяне индоевропейцы. Эта общность организовалась исключительно по языку, а не по этническим признакам. Все эти языки сводимы к одному пра-языку, из которого они все произошли, но этносы это могут быть совершенно разные.
Великое переселение народов: гунны и славяне
Они имеют общее название, но внутри у них уже тоже происходят разделения. Правда, историки считают этот период с 1100 года до нашей эры и на протяжении еще почти следующего тысячелетия периодом общеславянского единства. Под этим подразумевается, что все славянские племена имели примерно одинаковую социальную организацию, одинаковую культуру, одинаковую мифологию. А различия в их языках носили лишь диалектный характер. И действительно, мы имеем свидетельства от 9-10 веков н.э., что тогдашние поляки и русские еще свободно друг друга понимали.
Расселение славян: 12 племен
На юге славяне, начиная с 6 века, активно просачиваются на территорию Византийской империи. Причем, в течение 6-8 веков они доходят до самого юга Пелопонесского полуострова, поселяются рядом со Спартой, и южное побережье Пелопонесского полуострова еще целых тысячу лет после них носит название Мория, от славянского «море». Это название еще в 18 веке употреблялось. Согласно сообщениям византийских историков, каждое вторжение славян стоило империи около 200 тысяч человек убитыми, и главным образом, угнанных в плен. Вообще, демографы считают, что во время Великого переселения народов, которое началось в 4-5 веках и закончилось вторжением венгров в 9 веке, за это время население Европы сократилось с 67 до 28 миллионов, более чем на две трети. Это примерные подсчеты, но они показывают, какое опустошение навели эти варварские вторжения в Европу. И славяне, действительно, очень сильно опустошили Пелопонесский полуостров и сильно проредили греческое население. Конечно, все население, они не истребили. Истреблению подверглось, главным образом, сельские районы, а города остались греческими. В качестве примера, вспомним Фессалоники или древнерусскую Солунь, откуда происходили равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий. Почему именно их византийский император отправил в эту миссионерскую поездку к славянам, потому что как сказано в житии, император сказал: «Они солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски». Хотя они и греки, то есть, фессалоникийцы были греками этнически, но в этом городе было двуязычие, все греки отлично говорили по-славянски. Потому что округа этого города сельская была славянской, вот так и жили.
Современные генетические исследования греков не подтверждают, что они ассимилированы славянами, очень сильны различия, но потери демографические греки понесли очень сильные именно из-за славянских вторжений. Кроме того, славянские вторжения воздвигли настоящий языческий вал между христианской Византийской империей и католическим Римом. Именно благодаря тому, что всякое общение между Восточной империей и Западной из-за этого прервалось, не было никакой возможности отправить послов или торговлю осуществлять по Дунаю, везде были славяне. И тамошние славяне вели достаточно разбойный образ жизни, осуществляли постоянные набеги. Общение между византийцами и Римом окончательно прервалось. Латынь вообще исчезает из византийской культуры, заменяется греческим языком. Это послужило к окончательному расколу, и автономному развитию восточной православной церкви и западной католической.
Именно благодаря крещению славян, болгар и других восстановилось в 9 веке сообщение между Константинополем и Римом, и это было торжественно отмечено в обеих столицах. В 8 веке византийцы уже начинают нанимать на службу славянские отряды, они поселяются на северном побережье Малой Азии, из них формируются, согласно византийским сообщениям, сильные поселения, десятками, сотнями тысяч славяне там поселяются. Их них формируются отряды, которые в 7-8 веках отправляются еще южнее, в Сирию, оборонять Византию от нашествия арабов.
Два главных этноса Византии, на которых она держалась всю свою историю, это греки и армяне, потому что Великая Армения – доходила до середины Малой Азии с востока. И третий этнос – это славяне, которые тоже вторглись и укрепили на долгое время Византийскую империю.
Здесь формируется такой этнос, достаточно воинственный, который получил название поморские, полабские славяне. Они состояли из множества разных племен, враждовали друг с другом, некоторые из них образовывали сильные племенные союзы. Среди последних особенно выделялись ободриты, вильцы – волки, которых иначе еще называли лютичи, вилеты по латыни. Они расселяются далеко на запад, от начала 8 века, когда начинает создаваться Франкское государство, славянские поселения через юг Дании доходят на восток Голландии.
Наконец, к 9 веку на всей этой огромной территории начинают практически одновременно образовываться славянские государства. Точнее, первое славянское государство образовалось еще раньше, в 7 веке. Оно возникло в связи с восстанием некоторых славянских племен, которые жили на территории Чехии, Словакии, Хорватии, Сербии, против аварского ига. В 6 веке, когда славяне массово переправлялись через Дунай, с востока нахлынула еще одна орда, которая получила название авар, это не родственники кавказских аварцев.
И вот на территории Венгрии возник огромный Аварский каганат, самих авар было около 20 тысяч всадников, их успехи были связаны с тем, что они привнесли очень значительное новшество в культуру конного боя. Это люди, которые принесли в Европу стремена. Благодаря тому, что они были облачены в хорошие доспехи, имели стремена, собственно, они и положили начало всаднической рыцарской культуре в Западной и Восточной Европе. Они подчинили очень много славянских племен, которые жили в этом районе, с Лужицкой культуры они придвинулись к Дунаю и попали во власть Аварского кагана.
Но ему, к сожалению, не удалось создать династию, после его смерти государство распалось, авары снова возобладали. В это время как раз славянам здешним приходится очень плохо, начинается активная работорговля славянами, с запада на них наседает Франкское государство. С востока авары, с юга византийцы. В это время даже этимология сближает «склав» и «слав». Склав – раб. В некоторых европейских языках существует созвучие славянин и раб. Но это чисто народная этимология, просто в это время славян очень активно захватывали в рабство и торговали ими по всей Европе. Они попадают даже в Испанию, из них составляют первые гвардейские отряды арабы, которые завоевывают Испанию.
Заселение русских земель
В это время как раз начинается и заселение восточно-европейской равнины, точнее, самые первые племена на территорию будущей Руси приходят еще в 5 веке. Возможно, это были те племена, которые спасались от гуннского нашествия.
Но они ушли достаточно далеко, потому что первые археологически известные славянские погребения на территории России находятся в районе Псковского и Ильменского озер. Это 5 век нашей эры. Затем, в течение 6-9 веков, происходит уже более активное проникновение. Славяне доходят на востоке до верховий Дона, где они попадают в зону хазарского влияния, здесь доходят до верхней Волги, Поднепровье. А по Южному Бугу и Днестру спускаются к Черному морю.
Это говорит о том, что к 8-9 векам социальная структура славян была полностью подготовлена к созданию государства. Потому что давно пришли те наивные времена, кода историки думали, что государства можно образовать среди каких угодно народов. Что касается восточных славян, вот этих 12 племен, у них сложилось два центра государственности: одно на Севере, где возник мощный союз ильменских словен.
Русь: пришлый родственный этнос
Самое первое европейское упоминание рутенов принадлежит Юлию Цезарю, «Записки о галльской войне». Он фиксирует их в районе южной Франции. И на этом обычно историки заканчивали. Но как-то странно проходили мимо того, что египетские надписи буквально пестрят упоминанием страны Рутенов. Это территория современной Сирии и Ливана. Называется Рутено. Известна она в египетских памятниках с 19 века до нашей эры, там жил конгломерат племен с индоевропейскими и семитскими корнями. Возглавляли этот конгломерат племена кочевники гиксосы, правитель которых носил название «Правитель стран». Кстати, позднее Тацит подметит характерную особенность ругов, что у них в почете царская власть, как ни у какого другого народа. Когда Тутмос Третий в 15 веке до нашей эры уничтожает империю гиксосов, тут, видимо, наступает момент истины и эти многие племена, я думаю, это мое мнение, но я не египтолог, таким путем, они, как и венеды, оказались на территории южной Франции, Галлии тогдашней.
Следующее упоминание об этом этносе находим у Тацита, который описывая Германию, упоминает на южной Балтике ругов. То, что речь идет об одном и том же народе, свидетельствует следующее, Цезарь поселил рутенов в соседстве с лемовиками. В период Великого переселения народов начинаются новые скитания. В конце концов, они оказываются на верхнем Дунае, где возникает земля Руголанд. Это в ранних средневековых памятниках отмечено именно так. Они создают королевство Ругов, которое падет под ударами готов, и с этого момента начинается непримиримая вражда готов, и вообще германского этноса и ругов. Она перейдет потом даже в скандинавские саги, «Сага о Тидреке Бернском» расскажет о ругском короле Вальдемаре, который очень долго будет сопротивляться Аттиле, германским племенам, а рядом с этим королем Вальдемаром будет богатырь Илья, который потом станет Муромцем. После того, как готы их сокрушат, часть из них уйдет в северную Италию, здесь их услугами воспользуется варварский король Одоакр, который захватит власть в Риме на некоторое время. Затем его одолеет гот Теодорих.
К 6 веку этот этнос расселяется на той территории, которую накроет волна славянского расселения. И здесь мы подходим к важнейшей вехе ругского, рутенского и славянского этноса, потому что начиная с 6 века эти этносы начинают ассимилироваться. Немногочисленные ругские общины оказываются в окружении славян. Где-то они занимают господствующее положение, как в Поморье. В средние века немецкие миссионеры отметят существование такого интересного острова, который сейчас носит название Рюген, к востоку от Дании. Принадлежит он Германии, но во времена раннего средневековья он носил названия Ругия, Рутения, Русия. Это единственный остров в Балтийском море, который носит название Русия, остров Буян потом.
Первый путь через верхнюю Волгу на юг, где их фиксируют начиная с 9 века арабские источники. Говорят о купцах-русах, которые приезжают вместе со славянскими рабами, с пушниной, причем настолько они хитры, что представлялись они там христианами, потому что в то время багдадский Халифат христианским купцам предоставлял таможенные льготы. Как только начинается апрель, пишут арабские историки, русы направляются на своих ладьях в походы на славян, захватывают их в плен. Это был самый ходовой товар на рынках Византии, Багдадского халифата.
Так славяне стали русскими терминологически. И после того как образуется Русь, все 12 славянских племен объединяются под властью русских князей, с этого момента и начинается история термина.
«КультБригада» — известная в столице площадка для дискуссий, лекций, мастер-классов. Своими знаниями на ней делятся знаковые российские писатели, режиссёры, музыканты, журналисты, публицисты и общественные деятели. Подробнее о проекте здесь.
История древних славян
Появление древних славян
История древних славян необычайно интересна. Первые зафиксированные данные о древних славянах относятся лишь к шестому веку нашей эры. Тогда были упомянуты анты и склавины. На самом же деле, история славян начинается во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Однако сегодня историки еще не дают окончательных и конкретных данных о точном месте и времени появления первых славян. Есть теория о том, что славяне – это ветвь индоевропейского племени, отделившаяся в пятом веке прошлой эры. Из последнего вышли также кельты, германцы, балты и другие народы.
Историки и ученые считают, что праславяне изначально жили в лесной местности, богатой озерами и болотами, далеко от гор и моря. Были предположения, что это территория современной Польши.
Исторические данные о древних славянах мы узнаем из письменных источников, оставленных византийскими летописцами, а также киевскому Нестору. Кроме того, некоторые данные получены при раскопках.
Перемещение и расселение древних славян
Расселение славян также вызывает много споров у археологов, историков и этнографов. Одна из теорий гласит, что древнеславянские племена начали свое перемещение с берегов Дуная. По данным другой гипотезы, славяне проделали свой путь от Азии на север, минуя Черное море. С тех пор они начали называть себя скифами, или сарматами. Третье предположение заключается в том, что славяне расселялись по территории Прибалтики. Вполне возможно, что распространение древних славян шло в нескольких направлениях. В любом случае, согласно этим теориям, имело место миграция и переселение. Причем во время расселения славяне «смешивались» с другими этническими группами.
Однако в последнее время все чаще высказываются мнения о том, что никуда славяне не переселялись. Якобы они так и проживали на территориях современных славянских государств.
Территория, которую населяли древние славяне, заключалась между Днепром, Прибалтикой, Карпатами. Затем происходило постепенное расселение их по территории современной России и Европы. Как и многие первые племена, древние славяне сначала имели первобытно-общинный строй, а затем – родоплеменной.
Западные славяне явились самыми первыми из этой группы. Их появление относится к первым векам нашей эры. Через пять-шесть веков образовалась южная ветвь славян. Самой многочисленной ветвью была восточная. Интересно, что жизнь и быт разных ветвей славян отличались. Это объясняется различием в климате, а также сложившихся традициях.
Древние славяне
Происхождение славян
В письменных источниках первое упоминание славян встречается в византийских документах 6 века. Эти же источники ретроспективно упоминают о славянских племенах в VI веке. Археологами как однозначно славянские определяются следующие археологические культуры V-VI веков:
Пражско-корчакская(полоса от верхней Эльбы до среднего Днепра, соприкасаясь на юге с Дунаем и захватывая верховья Вислы), Пеньковская (от среднего Днестра до Северского Донца (западный приток Дона), захватывая правобережье и левобережье средней части Днепра), Колочинская(ареал в бассейне Десны и верховьев Днепра (Гомельская область Белоруссии и Брянская область России).
Киевская археологическая культура II-IV веков большинством археологов сейчас считается предшественников вышеперечисленных культур.
Что касается ещё более раннего периода в истории славян, то такой авторитет в исследовании славянской археологии, как академик В.В. Седов, считал, что к раннеславянским культурам относится культура подклешевых погребений 400—100 гг. до н. э. в междуречье Одера и Вислы, которая в результате миграции кельтских племён трансформировалась в пшеворскую (II-IV вв.). Сами кельты в Польше, по его мнению, ассимилировались со славянами, которых Седов ассоциировал с венедами.
В.В. Седов в своей статье «Анты», считает, что принадлежность антов к славянскому этносу несомненна – «Прокопий прямо сообщает, что анты и славяне пользуются общим языком, у них одинаковый быт, общие обычаи и верования, а некогда и имя было одним и тем же. В сочинении «Стратегикон» Маврикия, относящемся к концу VI в., описание жизни и нравов славян и антов дается нерасчлененно.
Однако из сведений византийских историков VI в. видно, что различия между антами и славянами не сводились к чисто территориальным. Анты неоднократно называются в источниках, наравне с такими этносами того времени, как гунны, утигуры, мидяне и др. Византийцы по каким-то признакам различали славян и антов и тогда, когда они служили наемниками войска империи. Очевидно, анты и славяне были отдельными племенными образованиями, различия между ними носили этнографический характер, а в языковом отношении не выходили за рамки диалектной дифференциации.»
По мнению археолога В.В. Седова, 5 племенных союзов антов положили начало славянским племенам — хорватам, сербам, уличам, тиверцам и полянам.
Восточная Европа в IX в
Карта расселения славян в IX в
ДУЛЕБЫ — племенной союз восточных славян.
Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян, из которой позднее образовались некоторые другие племенные союзы, включая волынян (бужан) и древлян. Археологические памятники дулебов представлены остатками земледельческих поселений и курганными могильниками с трупосожжениями.
Согласно летописным данным, в 7 в. дулебы подверглись нашествию аваров. В 907 г. дружина дулебов участвовала в походе князя Олега на Константинополь. По мнению историков, в 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.
ВОЛЫНЯНЕ, велыняне — восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.
Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название — бужане. Согласно другой точке зрения, «волыняне» и «бужане» — названия двух различных племен или племенных союзов.
Анонимный автор «Баварского Географа» (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан — 231 город. Арабский географ 10 в. аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду.
В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как «толковины» — переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.
ДРЕГОВИЧИ — племенной союз восточных славян.
Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей (В.В. Седов и др.), в 6-9 вв. дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна р. Припять, в 11 — 12 вв. южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная — в водоразделе рек Друть и Березина, западная — в верховьях р. Неман.
При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение. Летописи говорят о происхождении дреговичей, наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках
Под именем другувитов (греч. δρουγουβίται) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. В 10 в. земли, населенные дреговичами, вошли в состав Киевской Руси, а позднее вошли в Туровское и Полоцкое княжества.
КРИВИЧИ — племенной союз восточных славян 6-11 вв. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура). Вероятно, в этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских (эсты, ливы, латгалы) племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением.
Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую, и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют также и в погребальном обряде.
«Повесть временных лет» сообщает, что городами кривичей были Смоленск и Полоцк. Согласно этой же летописи, в 859 г. кривичи платили дань варягам «из заморья», а в 862 г. вместе со словенами ильменскими и чудью пригласили на княжение Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Под 882 г. в «Повести временных лет» помещен рассказ о том, как Олег ходил на Смоленск, на кривичей, и, взяв город, «посадил в нем мужа своего». Как и другие славянские племена, кривичи платили дань варягам, ходили вместе с Олегом и Игорем в походы на Византию. В 11-12 вв. на землях кривичей возникли Полоцкое и Смоленское княжества.
ПОЛЯНЕ — племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI—VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой, распространенной на левом берегу Днепра. Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской земли был Киев; другие её населённые пункты — Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.
С полянами связана одна из версий происхождения Руси, упоминаемая в «Повести временных лет». Ученые считают «поляно-русскую» версию более древней, чем «варяжская легенда», и относят ее к кон. 10 в.
Древнерусский автор этой версии считал полян славянами, пришедшими из Норика (территория на Дунае), которые стали первыми называться именем «русь»: «Поляне яже ныне зовомая русь». В летописи резко противопоставляются обычаи полян и других восточнославянских племен, объединяемых под именем древлян. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было.
Во 2-й четв. 10 в. на этих же землях появляется другой народ. Ряд ученых местом его первоначального расселения считает Среднее Подунавье. Другие идентифицируют его с рутами-русами из Великой Моравии. Этот народ был знаком с гончарным кругом. Умерших хоронили по обряду трупоположения в подкурганных ямах. В курганах часто находили нательные кресты. Поляне и русы со временем смешались, русы стали говорить на славянском языке, а племенной союз получил двойное именование — поляне-русь.
РАДИМИЧИ — восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам в 8-9 вв.
Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. Согласно «Повести временных лет», родоначальником племени был Радим, пришедший «от ляхов», т.е. польского происхождения, вместе со своим братом Вятко. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения — прах хоронился в срубе — и схожие височные женские украшения (височные кольца) — семилучевые (у вятичей — семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра. В 9 в. радимичи платили дань Хазарскому каганату. В 885 г. эти племена были подчинены киевским князем Олегом Вещим. В 984 г. войско радимичей было разбито на р. Пищане воеводой киевского князя Владимира Святославича. Последний раз они упоминаются в летописи под 1169 г. Затем территория радимичей вошла в Черниговское и Смоленское княжества.
РУСЫ — в источниках 8-10 вв. название народа, участвовавшего в образовании Древнерусского государства.
В исторической науке до сих пор продолжаются дискуссии об этническом происхождении русов. Согласно свидетельствам арабских географов в 9-10 вв. и византийского императора Константина Багрянородного (10 в.), русы являлись социальной верхушкой Киевской Руси и главенствовали над славянами.
Немецкий историк Г.3. Байер, приглашенный в Россию в 1725 г. для работы в Академии наук, считал, что русы и варяги — это одно норманнское (т.е. скандинавское) племя, принесшее славянским народам государственность. Последователями Байера в 18 в. были Г. Миллер и Л. Шлецер. Так возникла норманнская теория происхождения русов, которую до сих пор разделяют многие историки.
Опираясь на данные «Повести временных лет», одни историки полагают, что летописец отождествлял «русов» с племенем полян и выводил их вместе с другими славянами с верховьев Дуная, из Норика. Другие считают, что русы — это варяжское племя, «призванное» на княжение в Новгород при князе Олеге Вещем, давшее имя «Русь» Киевской земле. Третьи доказывают, что автор «Слова о полку Игореве» связывал происхождение русов с Северным Причерноморьем и бассейном Дона.
Ученые отмечают, что в древних документах название народа «русь» было различно — руги, роги, рутены, руйи, руяны, раны, рены, русь, русы, росы. Это слово переводят как «красный», «рыжий» (из кельтских языков), «светлый» (из иранских языков), «роте» (от шведского — «гребцы на весельных ладьях»).
Некоторые исследователи считают русов славянами. Те историки, которые считают русов балтийскими славянами, утверждают, что слово «русь» близко к названиям «Рюген», «руяне», «руги». Ученые, считающие русов жителями Среднего Подиепровья, замечают, что в Приднепровье встречается слово «рось» (р. Рось), а название «Русская земля» в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян (Киев, Чернигов, Переяславль).
Существует точка зрения, согласно которой русы — это сармато-аланский народ, потомки роксолан. Слово «рус» («рухс») в иранских языках обозначает «светлый», «белый», «царственный».
Еще одна группа историков предполагает, что русы — это руги, жившие в 3-5 вв. по р. Дунай римской провинции Норик и ок. 7 в. переселившиеся вместе со славянами в Приднепровье. Загадка происхождения народа «рус» не решена до сих пор.
СЕВЕРЯНЕ — восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 вв. по pp. Десна, Сейм, Сула.
Западными соседями северян были поляне и дреговичи, северными — радимичи и вятичи.
Происхождение названия северяне не вполне ясно. Объяснение от славянского сивер, север, несмотря на схожесть звучания, является маловероятным, так как северяне не были наиболее северным из славянских племён. По мнению В. В. Седова оно имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов.
Археологи соотносят северян с носителями волынцевской археологической культуры, которые жили на левом берегу Днепра, по Десне и Сейму в 7-9 вв. Волынцевские племена были славянскими, но их территория соприкасалась с землями, населенными носителями салтовомаяцкой археологической культуры.
Основным занятием северян было земледелие. В IX веке они платили дань хазарам, позже (882) были подчинены князем Олегом и их территория вместе с землёй полян, кривичей и ильменских словен составили ядро Киевской Руси. В 907 приняли участие в походе Олега на Византию. Позже на их территории возникло Черниговское княжество.
СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ — племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около оз. Ильмень, по соседству с кривичами.
По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам — выходцам с Балтийского Поморья. Словенские воины входили в состав дружины князя Олега, участвовали в походе Владимира I Святославича на полоцкого князя Рогволда в 980 г.
Ряд историков считает «прародиной» словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.
В середине 10 в. вошли в состав Киевской Руси. В нач. 12 в. под ударами печенегов и половцев тиверцы отошли на север, где смешались с другими славянскими племенами.
Происхождение названия славян
Праславянская форма этнонима реконструируется как *slověninъ, мн. *slověne.
Есть следующие версии происхождения этого слова:
1. От «слово»
Славяне – люди, говорящие «словами», то есть понятно. По аналогии с этим неславянские племена назывались «немцы», т.е. немые, не могущие говорить по славянски.
3. От *(s)-lau- «народ»
По этой версии название связано с *s-lau-os, что значит ‘народ’, ср. греч. λᾱός (где отсутствует индоевропейское подвижное s); сторонниками этой точки зрения были И. Ю. Миккола и С. Б. Бернштейн.
5. Название славян и греческое слово со значением «раб»
По одной из версий, от племенного названия славян в греческом языке также было образовано название раба — среднегреческое σκλάβος. Однако, по другой версии, это слово является омонимом от греческого глагола skyleúo — означающего «добывать военные трофеи», 1-ое лицо единственного числа которого выглядит как skyláo. При этом, действительно, славянские пленники в раннем средневековье нередко становились объектом византийской, германской и арабской работорговли, их значительный процент среди пленников объясняется, в частности, тем, что славяне — самый многочисленный народ Европы.
Из греческого происходит позднелатинское слово sclavus, которое через средневековую латынь распространяется во многие западноевропейские языки, образуя немецкое Sklave, итальянское schiavo, португальское escravo, французское esclave, английское slave, и т. п.
В XVIII—XIX вв. в западноевропейской публицистике популярностью пользовалась ошибочная (или тенденциозно славянофобская) точка зрения, согласно которой, напротив, слово «славянин» происходит от слова со значением «раб»; полемика с этим мифом встречается ещё в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского.
Быт и обычаи древних славян
Древние славяне умели молоть хлебные зёрна и превращать в муку. Из муки делали тесто и пекли хлеб (лат. libum, готское klaifs, литовское klepas); из муки же и хмеля варили дрожжи (сев.-нем. dreggo, прусское dragis), брагу и пиво; из волокон льна и конопли пряли нити, из которых ткали полотна и плели сети, мрежи и невода; кожу животных превращали в усму и приготовляли черевики; из кожи с шерстью шили кожухи, шубы; из шерсти готовили сукна; из рыбы варили уху (лат. ius, литовское jusa); из меда напиток того же имени.
Славянам еще до разделения известны были некоторые металлы и способы их обработки. Слова: золото, серебро (готское silubr, прусское siraplis), медь, железо (прусское gelso, литовское gelezis) — общеславянские, равно как: кузнец, ковач, золотарь.
Общественно-политический строй
Политической основой союзов восточно-славянских племен являлись институты «военной демократии». Во главе этих союзов стояли князья, выполнявшие управленческие и военные функции, опираясь на дружину, профессиональное «воинское братство», в котором князь был «первым среди равных». Княжеская власть («вождество») еще носила потестарный (догосударственный) характер. Она была не столько привилегией и авторитарно-властным господством, сколько обязанностью и авторитетно-властным полномочием. Наряду с князем и дружиной большую роль в управлении играли вече (народное собрание) и совет старейшин.
Накануне образования государственности славяне жили соседской общиной в которой оформилась частная собственность. У каждой семьи было право на расчищенную земля — лядину. На Руси в то время сложилось предклассовое общество. Во главе стоял князь, которому подчинялись дружина и воеводы. Ниже шли смерды или как их ещё называли мужи (главы патриархальных семей у которых было право участвовать в войске). Ещё ниже шли челядь — это члены семей мужей и холопы, у которых не было право участвовать в войске.
Интеграция территориально-племенных союзов восточных славян во главе с «городами-государствами» постепенно привела к возникновению в середине IX века нескольких геополитических центров, среди которых выделялись на юге поляне (с центром в Киеве) и на северо-западе словене (с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества, как Древнерусское государство с центром в Киеве.
Религия древних славян
Древние славяне, как и большинство народов того времени, были язычниками. Точных сведений о религии славян нет, ввиду отсутствия письменных религиозных текстов. Поэтому источниками по данному вопросу являются тексты греческих и арабских путешественников, различный этнографические сведения и археологические памятники.
У славян имели довольно широкое распространение тотемистические верования. Характерные тотемные звери славян – лось, медведь и кабан. С течением времени восхваление животных-предков приняло форму почитания священного животного того или иного божества. Так, священным животным Перуна считался кабан, а Велеса – медведь.
Единого общеславянского пантеона божеств так и не было создано. Последняя попытка создать таковой была предпринята князем Владимиром Святославовичем сразу после его воцарения на киевском престоле в 980 г. В созданный им пантеон, так же называемый киевским, вошли шесть божеств. В основном это были южнославянские божества, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям. Во главе пантеона был поставлен бог Перун, покровитель князей и воинской дружины. Другие божества – Даждьбог, Стрибог, Хорс, Симаргл и единственное женское божество пантеона – Макошь. В то же время, один из наиболее уважаемых в народе богов – Велес, покровитель торговли, богатства и скота, не был включен в официальный княжеский пантеон, а его идол был расположен на Подоле, у подножия Старокиевской горы.
Однако данная религиозная реформа не принесла особых плодов и было принято решение заменить существующую веру новой, византийской. В 988 г. официальной религией Руси стало христианство. Наступил закат языческой эпохи. Но отголоски язычества до сих пор сохранились в народной культуре в виде песенных традиции, поверий, сказок, гаданий и обрядов.
Общее представление о расселении славянских племён в VI-VII веках даст вот эта карта:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов