в каком году запустили олимпийского медведя
Как появился олимпийский мишка и куда он улетел в последний день Олимпиады-80
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История создания символа Олимпиады
Как только стало известно, что XXII Олимпийские игры 1980 года будут проходить в Москве, в СССР началась грандиознейшая подготовка во всех направлениях. Разумеется, в том числе, и в разработке символики, которая должна была являться главным атрибутом Олимпиады. И так, как отечественная культура богата в основном сказочными персонажами, сделать героя русских сказок талисманом московской Олимпиады было решено на всенародном голосовании. В большинстве за образ медведя отдала свои голоса многомиллионная аудитория зрителей программы «В мире животных».
Организационный комитет присоединился к мнению народа и символом московской Олимпиады выбрал именно это животное, поскольку ему присущи такие характерные для спортсмена качества, как сила, упорство и удаль. Так, вначале 1977 года был объявлен конкурс среди художников на лучшее изображение косолапого, победу в котором одержал эскиз Виктора Чижикова, 42-летнего художника, известного своими иллюстрациями к детским книгам. Именно его эскиз медведя был выбран из сотен разных вариантов. По словам самого художника, он просто изобразил очень милого медвежонка. Ему очень хотелось создать оптимистическое изображение, которое пробуждало бы «лучшие человеческие чувства».
За время Олимпиады Мишка стал необычайно популярным. Его изображали на значках, конвертах, марках, одежде, а также его образ использовался в изготовлении различных сувениров, которые зарубежные гости с удовольствием вывозили из Союза, таким образом, популяризируя символ огромной страны по всему миру.
По мнению многих, в том, что к СССР стали относиться заметно лучше после Олимпиады-80, заслуга именно «косолапого» олимпийца. Образ талисмана потом «тиражировали» по всему миру: он появлялся то в виде флакона духов, то на спичечных коробках, а также в различных сувенирных вариациях. Правда, разные страны его интерпретировали по-своему.
Стоит также отметить, что невзирая на огромную популярность на протяжении многих лет, единственным денежным вознаграждением Виктора Чижикова за эту работу явилась единовременная выплата двух тысяч рублей, что примерно соответствовало средней годовой зарплате в СССР того времени. Ни о каких авторских гонорарах даже речь идти не могла в те годы.
Трогательная церемония прощания
Триумфальной и незабываемой стала церемония закрытия Московских Олимпийских Игр-1980. 3 августа огромная резиновая фигура Олимпийского Мишки была запущена в небо столицы под песню Александры Пахмутовой и Николая Добронравова. За его полетом следил весь мир. Разумеется, больше всего повезло тем, кто воочию наблюдал за происходящим, сидя на трибунах стадиона.
Как символ Олимпиады-80 стал аэростатом.
А ведь никто, кроме посвященных даже не задумывался над тем каких усилий и волнений стоил этот потрясающий полет не одной сотне специалистов, готовивших это действо. Во-первых, мало было придумать и нарисовать символ Олимпиады, его нужно было воплотить в жизнь. Для этого было задумано изготовление 8-ми метрового резинового медведя, которого можно было бы надуть гелием и, который должен был взлететь в воздух, подобно воздушному шару, в нужный момент.
Ответственное задание — разработку, конструирование, склейку и испытания олимпийского талисмана, которому надлежало вышибить у всего мира слезу,— было поручено сотрудникам ВПК. Разумеется, под грифом «секретно». И олимпийский Мишка появился на свет в паре километров от стадиона «Лужники», в Хамовниках — на опытном заводе НИИ резиновой промышленности.
В итоге труд энтузиастов, которые вкладывали в создание символа всю фантазию, талант и умение, увенчался успехом. Однако, когда Мишка был готов неожиданно выяснилось, что он намного тяжелее, чем предполагалось. Вместо 40, рассчитанных на объем гелия, он стал весить почти 65 килограммов. Изначально не учли дополнительный материал для прочности и покраску. На помощь, как всегда, пришла смекалка. Гирлянды с шарами, надутыми гелием спасли, казалось бы, безвыходную ситуацию. Эти же гирлянды помогли и отцентровать конструкцию так, чтобы она не кренилась в разные стороны. Пройдя многочисленные эксперименты и пробные полеты косолапый был готов к своей почетной миссии. И он не подвел своих создателей!
А едва улетев со стадиона, Мишка оброс легендами, вероятно, потому, что прощаться с ним никто не хотел, а в привычную советскую жизнь он не вписывался. Одни говорили, что своими глазами видели как, завершая свой триумфальный полет над вечерней Москвой, талисман рухнул у Киевского вокзала на пивной ларек, распугав его завсегдатаев. Ходила и более драматичная история: мол, резинового Мишку сбили автоматными очередями, когда надувной талисман ветром стало сносить в сторону правительственного аэропорта Внуково-2. Однако все версии были лишь слухами.
На самом деле весь процесс четко контролировался организаторами. Для этого была создана бригада проинструктированных милиционеров из мотобатальона ГАИ, задачей которых было — отследить место приземления Мишки и «задержать» его. Преследовали «косолапого олимпийца» на мотоциклах вначале по Кутузовскому проспекту, затем того понесло на Мичуринский. А когда, наконец-то, беглеца поймали на Воробьевых горах, вынуждены были вспороть штык-ножами, чтобы снова в воздух не подняло и не бросило ветром на провода,— перестраховались на всякий случай. Когда весь гелий выпустили, отвезли на завод его создателям штопать-склеивать.
P.S. Пост памяти художника Виктора Чижикова
Заканчивая эту трогательную историю, нельзя не сказать несколько слов о художнике, которого не стало 20 июля этого года. Он умер на 85 году жизни.
И в завершение предлагаем нашему читателю посмотреть занимательный юмористический цикл работ художника и от души повеселиться: «Великие за партами»: юмор вне времени от советского иллюстратора Виктора Чижикова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Куда приземлился олимпийский Мишка после закрытия Олимпиады-80 в Москве
«Чемпионат» выяснил место и адрес, где резиновый талисман нашёл свою безвременную кончину.
Сегодня, 3 августа, ровно 40 лет назад, в 21 час по местному времени под рыдания впечатлительных зрителей олимпийский Мишка взмыл в небо, и на этом история XXII летних Олимпийских игр в Москве подошла к концу. Если хотите знать, как складывался этот последний день чуть ли не поминутно, с резюме всех главных событий тех Игр, – добро пожаловать в наш архивный онлайн.
«Чемпионат» в свою очередь завершает персональный проект, который вёл в течение 10 дней. «Медведь прошёл» – это попытка 40 лет спустя найти следы проведения в нашей стране этого глобального события. Следы в самом буквальном смысле этого слова: оставшиеся здания, памятные знаки, логотипы, граффити, олимпийские кольца. В заключительной серии мы предпринимаем последнюю попытку обнаружить собственно главного героя – того самого восьмиметрового Медведя из прорезиненной ткани, который 3 августа улетел в московское небо. Стадион «Лужники» – главная арена Олимпиады-80 – место, где его видели в последний раз. Никто до сих пор достоверно не знает, что с ним произошло дальше.
Сразу скажем: «Чемпионат» выяснил место и адрес, где последний из резиновых талисманов нашёл свою безвременную кончину.
Принято считать, что Лужники – то место, где бережно относятся к своему олимпийскому наследию 1980 года. Если бы не судьба олимпийского бассейна, это было бы так на все сто процентов. Бассейн, построенный в 1956 году и обновлённый под московские Игры (именно в нём наша мужская сборная по водному поло в последний раз в своей истории стала олимпийским чемпионом), посчитали «морально устаревшим» — на протяжении нашего проекта мы много раз слышали это выражение. Почти шесть лет назад он был полностью снесён, в конце прошлого года запущен. От старого здания осталось 12 исторических барельефов (фигуры спортсменов с кубками и лавровыми венками), которые разместили внутри нового комплекса. Проведение соревнований в новом Дворце водных видов спорта на уровне концепции и конструктивных особенностей не предусмотрено.
В том же 1956 году в Лужниках были построены Дворец спорта и Малая спортивная арена, которые к 1980 году существенно реконструировали (не прибегая к полному сносу). Там прошёл мужской турнир по волейболу, соревнования по дзюдо и спортивной гимнастике (по результатам которого гимнаст Александр Дитятин со своими восьми медалями из восьми возможных вошёл в Книгу рекордов Гиннесса). Оба олимпийских объекта пока стоят, используются, и об их реконструкции речи не идёт.
Так вот, об олимпийском наследии. Спорткомплекс «Лужники» сейчас, пожалуй, единственное место, где можно без особых усилий ощутить атмосферу и настроение Игр-80. Главная жемчужина коллекции – это, вне всяких сомнений, чаша олимпийского огня на Аллее Славы, установленная в 2010 году. Это та самая знаменитая чаша, которая по 1996 год располагалась на Восточной трибуне Центрального стадиона им. Ленина, именно там горел олимпийский огонь две с половиной недели июля-августа 1980 года.
Огонь в чаше зажигался всего пять раз – первый раз во время открытия Олимпийских игр, в последний раз – во время последнего публичного выступления Виктора Цоя и группы «Кино» летом 1990 года. После начала очередной реконструкции арены её решили не сдать в духе времени на металлолом, а сохранить на будущее. Почти 15 лет её 10-метровый каркас хранился в законсервированном виде на Лужнецкой набережной, а анодированная алюминиевая облицовка – в помещениях Большой спортивной арены (сама же арена за 40 прошедших лет кардинально переделывалась дважды – к Всемирным юношеским играм 1998 года и чемпионату мира по футболу — 2018, а потому ожидать увидеть там что-то олимпийское сейчас – кроме сохранившихся на колоннах табличках с победителями – немного наивно).
Сейчас «ножка» чаши по сравнению с оригинальной укорочена, но и в усечённом варианте она смотрится весьма величественно: 9 метров в высоту и 7 метров в диаметре. Также сохранена некоторая окалина и окись внутри – ведь это не что иное, как свидетельство того самого огня, вспыхнувшего на стадионе от факела олимпийского чемпиона Сергея Белова.
Внимание главного олимпийского объекта Москвы-80 к таким деталям говорит о том, что улетевший олимпийский Мишка имел все шансы продолжать радовать нас своим присутствием ещё долго. Его можно было сохранить как главный исторический артефакт Игр на многие годы вперёд – если бы кто-то из причастных лиц считал, что это хоть сколько-нибудь важно.
Удивительно, но тогда, в 1980 году, никто так не считал. При чтении воспоминаний и опросах очевидцев, ответственных за организацию полёта Медведя, удивляет тщательность подготовки (за неё отвечали, помимо членов оргкомитета «Москвы-80», группа конструкторов НИИ резиновой промышленности, художники московского оформительского комбината, работники центральной аэрологической обсерватории, авиасотрудники, контролировавшие воздушный коридор) – так вот, тщательность подготовки, и полнейший пофигизм на дальнейшую судьбу талисмана после приземления. На него просто махнули рукой: сказано «возвращайся в свой сказочный лес», дальше не наша забота. Хотя по уверениям производителя, при надлежащем уходе лет 20 он бы ещё точно был пригоден к демонстрации.
Что же произошло 3 августа 1980 года в 21:00 по московскому времени? Самая реалистичная версия, после выслушивание нескольких приближённых к процессу, выглядит так. Мишка, надутый гелием (по этой причине о каком-то пилотировании изнутри агрегата не может быть и речи), поднялся до максимально возможной высоты 1000 м и летал час-другой, постепенно снижаясь. Приземлился он, по одной версии, на Воробьёвых горах, по другой — в ближнем Подмосковье. Это как раз не очень важно.
Обнаружили его сразу же – всё это время за ним наблюдала группа поиска и слежения. Но возникла проблема: при приземлении Мишка сильно повредил свою прорезиненную «кожу» — то ли о деревья, то ли встречающие постарались побыстрее его обезвредить колюще-режущими предметами, чтобы не взлетел обратно. В теории талисман подлежал реставрации, но на практике никто – ни оргкомитет, ни непосредственные создатели – изначальную заинтересованность в его судьбе и сохранении не выказывали. А потому ответственные лица не стали особо мудрствовать. За отсутствием чётких указаний и так повреждённого олимпийского Мишку утилизировали. Больше летающий оригинал никогда на публике не появлялся.
Это и был главный провал организаторов Олимпиады — не подумать о сохранении главного символа Игр. Выражаясь современным языком, маркетинговые и имиджевые возможности летающего Медведя ещё долго бы приносили дивиденды отечественному спорту. Разумеется, по официальной версии, быстро опубликованной в советских газетах, с Мишкой ничего не случилось, он спокойно приземлился на некую «лужайку», после чего его отреставрировали и отдали на радость детям.
Это, к сожалению, неправда. В павильоне «Юные натуралисты и техники» (а затем в павильоне «Спорт») на ВДНХ резиновый маскот в натуральную величину действительно выставлялся до конца 80-х. Но это был, по подтверждённой из нескольких источников информации, второй экземпляр, дублёр. Его сделали сразу на всякий случай – вдруг с уникальным что-то произойдёт. Табличка, под которой он жил 10 лет, звучала уклончиво: «Олимпийский талисман Миша. Участник торжественной церемонии закрытия XXII Олимпийских игр».
Ну а дальше произошёл уже провал №2, совсем неисправимый. Дублёр без правильного ухода начал потихоньку портиться, и руководство ВДНХ отдало его производителю – НИИ резиновой промышленности, которому он в те тяжёлые годы тоже оказался не нужен. Так и лежал он на складе опытного завода НИИРП в сдутом виде, постепенно разрушаясь. Опросив работников НИИРП, нам достоверно удалось выяснить адрес этого склада: ст. метро Фрунзенская, Трубецкая улица, дом 28, строение 2. Он стал последним местом нахождения и «смерти» олимпийского Мишки. Теперь на этом месте элитный клубный дом. По грустной иронии, глава оргкомитета «Москва-80» Игнатий Новиков жил в считаных сотнях метров от последнего пристанища символа тех Игр – практически напротив, на противоположной стороне усадьбы Трубецких. Сейчас на этом доме висит мемориальная табличка.
Если вам кажется, что это чрезвычайно грустная концовка, то нет. Люди всё ещё продолжают заморачиваться, чтобы найти следы события, случившегося 40 лет назад. Людям по-прежнему важно, куда делись 150 метров и 64 килограмма прорезиненной ткани, пущенных на вымышленного персонажа. Это значит, что Олимпиада-80 в Москве до сих пор вызывает эмоции.
Это значит, что олимпийский Мишка – жив.
Тайны Олимпиады-80: куда улетел Мишка и что осталось за кадром церемоний
Большинство участников и очевидцев открытия и закрытия XXII летних Олимпийских игр в Москве даже спустя сорок лет продолжают поражаться и гордиться масштабами, красотой исполнения и безупречной координацией всех служб на открытии и закрытии Игр.
Обе церемонии проходили на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина в Лужниках, как он тогда назывался. Корреспонденты Sputnik Алексей Стефанов и Лев Рыжков поговорили с очевидцами событий.
Навоз на стадионе
Церемония открытия Олимпиады-80 начиналась красиво – проходящих по арене юношей и девушек в древнегреческих одеждах сопровождали три колесницы, запряженные в общей сложности 12-ю лошадьми. На бумаге сценарий смотрелся идеально, а на деле на первой же репетиции высветилась серьезная проблема – оказалось, что после прохода лошадей остаются следы их жизнедеятельности.
Неприметные сотрудники госбезопасности
О безопасности на Олимпиаде-80 думали очень много, хотя внешне могло показаться, что вокруг вообще нет спецслужб. К примеру, решено было выставить группу коррекции – на открытии и закрытии Игр на футбольном поле. В каждом углу стояло по 18 крепких молодых людей в белых олимпийских костюмах и белых кроссовках.
О том, что присутствие спецслужб на Олимпиаде никак не ощущалось, рассказал и журналист Станислав Таратынов, присутствовавший на Олимпиаде в Москве: «Все было настолько завуалировано, что казалось, их вообще нет. И, между прочим, зрители проходили на трибуны без всяких досмотров, хотя было понятно, что спецслужбы присутствуют, но никак себя не выдают».
Сценарий держался в тайне
О том, что никто до последнего не знал, кто приедет, под какими флагами пройдут люди, прилетевшие из стран, бойкотирующих Олимпиаду, и какой будет программа открытия и закрытия Игр, рассказал и писатель-документалист Николай Долгополов, работавший в то время в отделе спорта газеты «Комсомольская правда».
Нагоняй от зятя Брежнева
Когда генеральная репетиция закончилась, журналистов повели к выходу, но Николай Долгополов с коллегой чуть задержались, а потом едва не заблудились, но им указали путь через какие-то служебные ворота. И тут перед ними предстала врезавшаяся на всю жизнь в память «назидательная картинка».
Он говорит, что во время генеральной репетиции шла речь о том, что стадион оцепят войсками, но к моменту проведения самой церемонии от этой идеи было решено отказаться.
К слову, безопасность незаметно обеспечивали и внутри сборной Советского Союза. Одним из факелоносцев Олимпийского огня был боксер в полутяжелом весе, серебряный чемпион Олимпиады в Хельсинки Леонид Каратаев. Вместе с этим он был не только спортсменом, но и подполковником КГБ.
Прерванная традиция – американцы не получили флаг
Согласно олимпийскому протоколу на флагштоке в Лужниках должны были поднять четыре флага: Международного олимпийского комитета, который находится повыше и больше в размерах, и три стандартных полотнища – Греции как родоначальницы Игр, принимающей страны – СССР, и США – как хозяйки следующей Олимпиады. Однако из-за бойкота американцами Игр в Москве традиция была нарушена.
Непокорный американец, не пропускавший Олимпиады
Станислав Таратынов вспоминает, что во время Олимпиады многие советские и западные издания писали про американца Ника Пола. А ему посчастливилось лично видеть этого легендарного старика в шортах – в тот момент американцу было 88 лет.
Ник Пол известен тем, что не пропустил практически ни одной Олимпиады, начиная с самой первой в современной истории – с 1896 года, куда его младенцем брали родители. Проигнорировал только Берлин-36 и Токио-64, считая те игры политическим инструментом. Но при этом отказался бойкотировать Москву, прилетев в столицу СССР, да еще ослушался вместе с 21-летним Дэном Паттерсоном своего президента.
Почему заплакал Мишка
Не менее грандиозной по размаху оказалась церемония закрытия Олимпиады-80. Все олимпийские чемпионы СССР, участники и гости Игр, с которыми мы общались, говорили, что если открытие было грандиозным, они гордились тем, как Советский Союз провел Игры, то закрытие ко всему этому стало еще и трогательным зрелищем. Многих поразила слеза Олимпийского Мишки, скатившаяся по его щеке на том самом живом панно, которым управлял режиссер Игр.
Но легендарные слезы не были задуманы и получились случайно. Член постановочной группы Олег Орлов рассказал, что парень, сидевший на месте, где у Мишки был глаз, во время репетиции забыл открыть флажок. А Лев Немчик, руководивший художественным фоном, стал командовать – «такой-то ряд, такое-то место открой флажок», произошла заминка, и флажки перевернули несколько человек. Немчик скомандовал «стоп» и попросил повторить – и тогда увидел, что при поэтапном перевороте флажков сверху вниз у мишки как будто текут слезы.
Находка получилась гениальной – осталось только отработать синхронность, что и было сделано. И эти слезы Олимпийского Мишки стали первым трогательным моментом закрытия Игр.
Полет медведя держался в тайне
Он признается, что не смог удержать слезы, когда на стадион буквально выплыл тот самый знаменитый восьмиметровый Мишка, запели Лев Лещенко с Татьяной Анциферовой «До свиданья, Москва» и медведь начал подниматься в небо.
Тайна воздушного шарика
Во время церемонии закрытия Олимпиады произошло одно загадочное событие, которое стало в то время мишенью для шуток. Незадолго до взлета от олимпийского мишки оторвался один шарик и взлетел вверх.
Большинство зрителей не обратили внимания на оторвавшийся от медведя шарик.
В каком году запустили олимпийского медведя
Полная правда о последнем полете Олимпийского Мишки на Олимпиаде-80.
Хочу поведать вам настоящую историю об Олимпийском Мишке, о том самом, который взлетал на шариках со стадиона Лужники в день закрытия Олимпиады-80. Дело в том, что информация эта не разглашается для широкого круга публики, а та, которая есть это некие байки из области фантастики, я имею ввиду сведения, которые можно почерпнуть из СМИ и интернета. Мы будем рассматривать именно окончательный проект Мишки, и опустим эксперименты, предшествующие этому проекту, о которых тоже ходят легенды.
Для полноты картины рассмотрим версии, которые есть.
Первая и официальная. Мишка взлетел со стадиона Лужники с помощью шариков и гелия, которым был сам накачан будучи резиновым, и приземлился через 15 минут на Воробьевых горах. Всё. Как он мог это сделать не объясняется. Ведь это так «просто», взлететь и приземлится в запланированном месте. Надо сказать, что версия эта весьма правдива, за исключением важных деталей управления Мишкой, самого полета и времени полета. Только возникает вопрос, а как же Потапыч так исхитрился все гладко сделать сам? Ведь робототехника тех времен вряд ли была способна на такие маневры с таким большим и сложным летательным аппаратом, который назывался аэростат-изделие Мишка Олимпийский. Ну не было тогда такого девайса, чтобы можно было управлять им с пульта на земле, а вернее сказать не было времени на такую серьезную работу, и надо было обойтись вариантом попроще дистанционного управления.
Вторая версия. Мишка управлялся пилотом, летчиком-испытателем, который располагался у него в правой ноге и управлял им с помощью шариков. До пояса он был балластом, дальше гелий в резиновой оболочке плюс сами шарики которыми пилот манипулировал. Шарики были разбиты на две равные группы, принцип управления заключался в том, что пилот тянул ту группу шаров в ту сторону куда ему надо было повернуть. Все вроде логично. Можно представить что «переваливаясь» с помощью групп шаров из в стороны в сторону(как раз по аналогии с походкой медведя) Мишку можно было бы довести до точки приземления, а там уже стравив гелий сесть. Версия красивая, однако её авторы не учли того что есть такое атмосферное явление как ветер, который мог подуть в другом направлении и учитывая высокую парусность изделия, никакие манипулирования шарами не заставили бы изменить Мишкин курс обратно ветру. Вы верите, что советские ученые и конструкторы, которые работали над проектом не учли бы такой фактор как ветер?! Советские ученые, а не ученые Папуа-Новой Гвинеи, те которые отправляли на луну автономные модули, первые вышли в космос и т.д.
По третьей версии он упал непонятно где в Москве сбив пивной ларек(!) и двух граждан. По этой версии получается он мог и Кремль атаковать и институт Курчатого, к примеру, ну или просто долбануть по окнам какого-нибудь жилого дома, порадовав не отошедших от сентиментальной церемонии прощания и закрытия Олимпийских игр по телевизору граждан. Так сказать:- Здрасьте, а вот и я, Михаил Потапыч Топтыгин – Олимпийский, собственной персоной, такой же раздолбай каким и выгляжу, плоть от плоти ваш, родной в доску, неуправляемый русский медведь!
Версия четвертая самая фантастическая и не менее красивая. Миша долетел аж до Можайского водохранилища, также управляемый пилотом. Пилот как бы не справился с посадкой и по причине сильного ветра улетел от Москвы за сто километров(!), где предпринял маневры посадки стравливая гелий, но порывы ветра сильно приколошматили его к земле. Пилот погиб. Представьте, посмертный орден героя Советского Союза, летчику-испытателю погибшему на секретном задании при пилотировании Мишки Олимпийского! И случилось это на территории турбазы «Вымпел». Версии, что где-то в Подмосковье его сбило доблестное ПВО, думаю рассматривать не стоит. Хотя чем черт не шутит, если проморгали немецкого летчика Руста (севшего на спортивном самолетике на красной площади) в будущем, почему бы в прошлом такая серьезная структура как подмосковное ПВО не удосужилась бы принять Мишку за вражеский бомбардировщик…
Это собственно все версии полета Миши. Можете придумать и свою. Например, Миша упал в Москва-реку, доплыл до Южного порта, по дороге прихватив с собой десяточек бакенов, где врезался в туристический лайнер, который после удара Миши и бакенов выбросило на мель. Капитан от стыда и страха утопился (обязательно жертвы с летальным исходом, без них версия суховата).
Теперь о том, как все было на самом деле. А было все не так гладко, как хотелось бы организаторам, если не сказать больше. Но для порядка еще раз напомню, что сделать Мишку управляемым полностью с земли было в принципе возможно, так же как и управлялись луноходы, через спутник операторами на земле. Вот только не было ни времени, ни таких колоссальных затрат на это, учитывая то, что проект вообще не хотели разрешать по формулировке, что дескать медведи не летают.
Полет практически полностью должен был руководиться с земли спец-штабом полета в плане всех маневров объекта. Оператор выполнял команды, докладывал о показаниях приборов и управлял летающим объектом. Оператором был летчик-испытатель. Штаб на земле находился в районе смотровой площадки на Воробьевых горах, также было три мобильные группы на автомобилях в случае форс-мажорных обстоятельств, которые дежурили на Воробьевской набережной, улице Косыгина, и Университетском проспекте. Местом приземления служила закрытая территория между улицей Косыгина и Университетским проспектом, там как раз было много открытого пространства для посадки. Там соответственно тоже дежурили люди из группы полета.
План полета был прост. Миша взлетает из «Лужников» на определенную высоту уже лицом к направлению полета (в сторону Университета и Воробьевых гор). Дальше, заняв свою высоту с помощью стравливания гелия (именно этим и занималась единственная автоматика на объекте) оператор включал двигатель и начинал плавно двигаться по прямой к месту посадки. В случае отклонения от курса оператор должен был использовать для коррекции группы шаров. Достигнув места посадки, выпустить газ и сесть. Вот собственно такой был план полета. Пробный полет состоялся на кануне закрытия игр, где объект без всяких происшествий приземлился в заданном месте. Полет также производился поздним вечером. После чего Мишка был сдут и доставлен обратно на стадион. Стоит отметить еще одну важную деталь. Полет по ландшафту пролегал по ниспадающей высоте, так как объект летел на возвышенность (Воробьевы горы) и соответственно заняв определенную высоту приходил к месту посадки не меняя коридора высоты уже с меньшей высотой от земли. Что было удобно в плане посадки.
Когда он очнулся, была зима, и он уползал на руках подальше от своего горящего самолета. Черное небо и белый снег, жар огня и мороз зимнего леса. Потом вы сами помните, что было. Голод, холод, звуки канонады… Ел кору, обморожение, свои, госпиталь…. Но ноги пилоту-оператору, так и не отрезали. Отрезали ему руки. Зачем история умалчивает. Возможно в качестве эксперимента.
На зоне Миша Олимпийский вел себя послушно, освободился досрочно, да так и остался жить в Сибири. Оно ведь ближе там, родней как-то, чем в этих официозных занюханных столицах. Опять же природа, зеленое море тайги. И баба евойная зовет его не иначе как «мой ласковый Миша». А то, культяпки то в кулак не сожмешь…
А дохтор сказал, вроде как гелий это солнце по-ихнему…