в каком году высоцкий был в узбекистане
Высоцкий в Ташкенте. Интервью Людмилы Гордеевой-Абрах Видео История
Прислала Виолетта Лаврова
Спасибо вам, мои корреспонденты — Все те, кому ответить я не смог, — Рабочие, узбеки и студенты — Все, кто писал мне письма, — дай вам Бог!
25 июля печальная дата для всех почитателей таланта Владимира Семёновича Высоцкого.
Прошло 36 лет, как советские люди простились с поистине Народным артистом и поэтом, человеком, который пел нам о нравственных категориях — чести и достоинстве, долге и совести, любви и дружбе… В какой бы точке бывшего огромного Советского Союза Высоцкий не выступал, везде у него появлялись друзья, такова была специфика его общительной натуры.
Выступление В. Высоцкого во Дворце спорта Юбилейный г. Ташкента. Фото 19-20 октября 1977 года.
Несколько раз актёр театра на Таганке Владимир Высоцкий был на гастролях и в Ташкенте. Сначала в раннем периоде своего творчества участвовал в Мюзик-холле «Синдбад мореход», народного артиста Узбекской ССР Батыра Закирова, потом приезжал со спектаклями в составе труппы театра на Таганке, а затем и с личными концертами.
В августе 2015 года я встретилась с Людмилой Гордеевой-Абрах, которая долгое время работала в директором Узбек концерта. В интервью она рассказала о личной встрече с Владимиром Семёновичем Высоцким в 80-х годах.
Людмила Гордеева-Абрах начинала работать директором Мюзик-холла, зав. труппой и ассистентом режиссёра (в одном лице). Вместе с Батыром Закировым они руководили большим коллектив, в сто с лишним артистов. Затем она работала — директором ВИА «ЯЛЛА», далее — начальником гастрольно-концертного бюро.
Интервью
ВЛ — Людмила Ивановна, расскажите пожалуйста о гастролях Владимира Семёновича в Ташкенте. Как у вас с ним состоялась встреча, при каких обстоятельствах, в каком году это было?
ЛГ-А — Здравствуйте! Это было во время моей работы в Узбекконцерте, я всю жизнь работаю в Узбекконцерте со многими знаменитостями. Но мне запомнилось очень ярко выступление Владимира Высоцкого, он работал тогда с нами, в концерте с Мюзик-холлом в театре Свердлова, концертный зал Свердлова, вернее был тогда. Высоцкий принимал участие как гость в нашей программе Ташкентского Мюзик-холла «Синдбад-мореход».
В то время мой муж был модельером Ташкентского Дома Моделей и любитель артистов.
Так как я работала с артистами, естественно и он общался со всеми артистами. А у него было такое хобби, что всех знаменитостей приглашать домой в гости.
ЛВ: Ваш муж… как его имя, фамилия?
ЛГ-А: Абрах Марк. Его знали многие артисты, потому что в основном он всех приглашал домой после концерта, и у нас артисты дома отдыхали. У нас же славилось гостеприимство Узбекистана, мы должны были как-то оказать особое внимание нашим звёздам, пригласить не только в ресторан, но домой было уютнее, посидеть в домашней обстановке. И Владимир Высоцкий таким образом появился у нас дома.
А песни в то время он пел у нас на кухне, не такие как поют на эстраде, а запрещённые, которые и никто ещё и не слышал. У меня записи этих песен сохранились, если хорошо поискать, может быть и найду, я друзьям отдала. Ну в общем всю ночь мы сидели и пели.
ВЛ: А где это было, в какой части Ташкента?
ЛГ-А: Мы жили тогда напротив Нархоза, кооперативный дом был у нас от Союза художников и от Министерства культуры.
ЛГ-А: Да, на Бешагаче. Сейчас вспомню адрес… Алмазар 16/1, вот в этом доме.
Дом на Алмазаре, где В. Высоцкий был в гостях у семьи Л. Гордеевой-Абрах (в середине, между театром и высоткой слева).
ВЛ: Кто ещё кроме вас с супругом был в гостях во время визита Высоцкого.
ЛГ-А: Нас четверо только было — Высоцкий, Гольдман и мы с Мариком вчетвером
сидели всю ночь, гуляли, общались.
ВЛ: Не фотографировались?
ЛГ-А: В то время как-то не принято было фотографироваться… даже и не подумали,
что теперь я очень жалею.
ВЛ: А на сцене, в спектакле вы его видели?
ВЛ: В каком году это было?
ЛГ-А: Сейчас, вы знаете, не могу вспомнить точно. У нас Мюзик-холл расформировали в 77 или в 78 году… За два года примерно до расформирования Ташкентского Мюзик-холла. Какой год был, вот он (Высоцкий) работал? Не могу вспомнить год сейчас… Где-то 70-е, 80-е… вот эти года — 76-7-8 где-то…
ВЛ: А Таганку видели вы, когда она приезжала?
ЛГ-А: Конечно! Они у нас работали в театре Навои. Несколько спектаклей было — «Мастер и Маргарита», когда там Маргариту играла Нина Шацкая, все были знаменитости с Таганки были у нас. Несколько спектаклей они привезли, Высоцкий тоже был, вообщем много артистов было.
ВЛ: Вы не знаете, с кем он был ещё дружен в Ташкенте из актёрской среды, с кем он здесь подружился, общался?
ЛГ-А: Здесь много было у него… я не могу сказать «друзья» — знакомые, почитатели, фанаты его таланта. Друзей в принципе, особых у него не было здесь. Он очень уставал, у него по несколько концертов в день было!
И потом мы возили его ещё в Самарканд. Кстати, вот это нигде никто никогда не писал, «… и Самарканде он не был..». Но он был в Самарканде и работал! Лично я туда ездила с ним.
ВЛ: А в каком здании выступал?
ЛГ-А: Это был закрытый концерт, в театре оперы и балета.
ВЛ: А кто присутствовал?
ЛГ-А: В основном правительство, в смысле правительство Самарканда там всё было.
ВЛ: Актёрская группа сборная была или только он один выступал?
ЛГ-А: Нет, он один ездил, с Володей Гольдманом. Директор у него был тогда — Володя, с ним ездил.
ЛГ-А: Где-то так же, 70-е года, не могу вспомнить, к большому сожалению, потому что у меня столько много артистов было! Во всеми звёздами практически мы работали. У нас в Ташкенте ежедневно бывали какие-нибудь звёзды, и зарубежные, и российские… тогда не российские, а звёзды Советского Союза. Зарубежные приезжали Радмила Караклаич, Джордже Марьянович, Карел Гот, Бисер Киров… ну
очень много!
ВЛ: А его дружба с Батыром Закировым, об этом что-то вам известно, если он выступал в Мюзик-холле «Синдбад-Мореход»?
— Да, с Батыром Закировым они друзья, но это как говорится вне конкуренции, Батыр Закиров его большой друг был, они общались — всё! Просто вы спрашиваете о том, что кто-то друзья, я не знаю… Но Батыр Закиров у него давно друг был. Он у Батыра Закирова тоже в гостях был, только в какое время я не знаю. Батыр его приглашал всегда.
Интервью записано 30 августа 2015 г. Ташкент.
Виолетта Лаврова
Высоцкий любил этот городок больше, чем Ташкент или Бухару — Тимур Валитов
В студенческие годы я был в Москве на практике и видел в театре практически весь репертуар Высоцкого на Таганке. Это и «Жизнь Галилея», и «Добрый человек из Сезуана», и «Десять дней, которые потрясли мир», ну и, конечно же, легендарный «Гамлет». Это было неизгладимое впечатление, когда он читал свой монолог. Декорации там имели второстепенное значение. Это было потрясающе.
Я считаю взлетом Высоцкого выход в свет фильма «Вертикаль», где было четыре знаковые песни, которые тут же потрясли молодежь. Это было совершенно новым витком в развитии авторской песни. С той поры и зародилась эта любовь к творчеству барда.
Тимур Валитов о концерте Высоцкого в Ташкенте : это было безумие — плотно, нервно, живо
Когда в дни московской Олимпиады его не стало, это оказалось страшной потерей. Думали, что явление Высоцкого — это что-то временное, мимолетное. Но нет, десятилетия доказали обратное. Прошло более 40 лет, а его творчество по-прежнему живо, оно актуально и неповторимо.
— Для вас Высоцкий в первую очередь бард, поэт или актер?
— Конечно, это, прежде всего, бард, а затем уже все остальное. Его песни оказались пророческими. Он пел о себе так: «. не пройдет и полгода, как я появлюсь, чтобы снова уйти на полгода». Так и случилось: между его рождением и смертью ровно полгода. Он ушел от нас, но потом вернулся и в творчестве своем остается по сей день.
Во всех своих занятиях он отдавался этому делу полностью – и в театре, и на сцене. Я считаю, что это человек, который в своем творчестве прожил тысячу жизней, побывав и моряком, и шахтером, и спортсменом, и альпинистом.
— Какой период переживает жанр бардовской песни в Узбекистане сегодня? Есть ли молодежь или в основном люди советской эпохи?
— Высоцкий вне времени, вне каких-то застывших исторических дат. Он поет в своих песнях о вечном – о героизме, смелости, предательстве, трусости. Каждую песню будто сам проживаешь с ним. Вспомнить хотя бы его строки из песни «Тишина» или «Братские могилы». Это так искренне, так проникновенно. Разве такое еще напишешь?
Еще один план и пласт его творчества – юмористический. Его шуточные песни до сих пор смешны, даже сегодня. Вечна актуальная и его излюбленная спортивная тематика.
Войдите в ОК
И это не единственная улица Высоцкого в Узбекистане! Как сообщил мне живущий в Ташкенте Р.Назаров (он – автор очень интересного исследования «Национальный вопрос в жизни и творчестве Владимира Высоцкого», опубликованного тульским журналом «Горизонт» в сентябре 2004 г., в 52-м номере), такая улица есть и в Ташкенте – в Юнусабадском (бывшем Кировском) районе города.
Не знаю, спасёт ли красота мир, но в том, что поэзия может сблизить людей куда лучше, чем самые трескучие речи, сомневаться не приходится. Как нет сомнений и в том, что произведения национальных культур становятся, – если они того стоят, – достоянием всего мира.
Впервые Владимир Высоцкий оказался в Узбекистане в сентябре 1973 года, во время гастролей Театра на Таганке. Спектакли проходили на сцене Ташкентского Академического театра им.Горького. Здание театра располагалось на улице Карла Маркса, в настоящее время его уже не существует. Известно, что игрались спектакли «Пугачёв» и «Десять дней, которые потрясли мир». С большим успехом прошли выступления таганцев с концертами, куда включались и отрывки из спектаклей. Никакой драматургии, только музыкальные номера – такие концерты публика воспринимала с удовольствием. Можно же себе представить, что жители колхоза «Политотдел» и совхоза «Огонёк», городов Навои и Чирчик культурными развлечениями избалованы не были. Тепло принимали всех артистов «Таганки», но лучший приём, как, впрочем, бывало всегда, достался Высоцкому.
«Больше всего аплодисментов досталось Владимиру Высоцкому. Тепло были приняты лирические и шуточные песни. Все они были исполнены с душой, с большим мастерством», – отметила газета «Социалистический Чирчик» 20 сентября 1973 года.
Выступал Высоцкий в Узбекистане и с сольными концертами. Как и везде, зрители готовы были слушать его часам. На сохранившейся фонограмме слышно, как Высоцкий сначала пытался отшучиваться и заметил не желавшим отпускать его слушателям: «А как же насчёт работы?» (Дело происходило на одном из ташкентских предприятий во время обеденного перерыва). Овация, однако, не прекращалась, и тогда Высоцкий сказал, что он ещё должен играть спектакль, а потом ехать в Театральный институт. «А ночью надо что-то с радио делать», – закончил он.
Это очень любопытная информация. О выступлении (или интервью) Высоцкого по ташкентскому радио ничего не известно. Может быть, кто-то из читателей располагает такой информацией?
В.Смехову запомнилось, что Высоцкий смешно пародировал восточную речь, прибавляя к русским словам что-то вроде «мбрамбам», и в Узбекистане заявлял примерно так: «Бибомба-рамбам! Мы, Таган-барам-бам-гастрольбам Ташкентабамбарам! Зрителбам-добрым-барам и вкусным-бам-гостеприимным-бам-шашлык-барам-бам-вот!»
«Когда прощались с Ташкентом, после серьёзных и благодарных слов, я шёпотом предложил Володе, и он отлично исполнил: заявил коллегам, что, слава Аллаху, наш гастроль-бамбарам прошёл с большим узбехом!».*3
Насчёт «большого узбеха», повторю, не знаю, но, как сообщила газета «Индустриальный Навои» от 25 сентября 1973 года, главный режиссёр «Таганки» Ю.Любимов и группа ведущих актёров была награждена Почётными грамотами Президиума Верховного Совета УзССР «за успешное проведение гастролей, сыгравших важную роль в эстетическом воспитании трудящихся республики».
Эту грамоту, – высшую благодарность, которой удостоился Высоцкий от родной страны, – Н.М.Высоцкая, мать поэта, позднее передала на временное хранение московскому музею революции.
Следующий приезд Высоцкого в Узбекистан состоялся, вероятно, в сентябре 1976 года (дата нуждается в уточнении), когда он участвовал в нескольких сборных концертах (по некоторым данным, были и сольные выступления). Компания подобралась солидная – все «звёзды» советской эстрады.
Как известно, на эстраде начинать и заканчивать концерт – дело весьма престижное. Поскольку среди выступавших наиболее титулованным был Полад Бюль-Бюль-Оглы, он настоял на том, что будет выступать последним..
«Работаем первый день, – рассказывал администратор Высоцкого В.Гольдман, – Полад заканчивает после Володи: моментально полупустой зал. Он кричал: «Если вы меня не уважаете, уважайте хоть людей, которые хотят послушать. «. Но люди всё равно уходили».
Зрители Ташкента, как и зрители всей страны, судили «по гамбургскому счёту». Работать после Высоцкого не смог бы никто. Певец-лауреат смирился, и в дальнейшем концерты заканчивал Высоцкий.
Высоцкий. Глава 128. И подул «афганец»
Высоцкий в Узбекистане.
Тема нашего нового рассказа звучит вполне тривиально и как будто не предполагает ничего особенного, кроме обычной истории гастролей, каких у Владимира Семеновича были десятки. Но так получается, что даже обычные вроде бы поездки у Высоцкого все равно получались с приключениями, а уж узбекская летом 1979 года вышла драматичной – и даже почти фатальной. История эта будет длинной, за один раз не управимся.
Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года. Фото Василия Повереннова
Высоцкий бывал в Узбекистане неоднократно.
И эта республика действительно много значила для него. В 1973 году в Ташкент приехал Театр на Таганке. Это был всего лишь второй выезд любимовской труппы за пределы РСФСР.
Вячеслав Спесивцев, Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев. Ташкент, 11-23 сентября 1973 года
Об успехе спектаклей у публики достоверных сведений не сохранилось, зато доподлинно известно, что Юрия Любимова и группу артистов – Высоцкого в том числе – наградили Почётными грамотами Президиума Верховного Совета Узбекской ССР: «за успешное проведение гастролей, сыгравших важную роль в эстетическом воспитании трудящихся республики».
Владимир Высоцкий и Борис Хмельницкий. Ташкент, 11-23 сентября 1973 года. Фото Анатолия Васильева
И это самая высокая награда, которую официально при жизни получил Владимир Высоцкий от государства.
Узбекская почетная грамота. В тот же приезд Высоцкий впервые выступил с сольными концертами в городах Чирчике и Навои – и вот их успех, что называется, запротоколирован.
Снова в Узбекистан Высоцкий приехал уже в 1976 году, потом еще через год, потом весной 1979-го.
Зарафшан, ДК «Золотая долина», 22 июля 1979 года
Неоднократно выступал не только сольно, но также участвовал в сборных концертах.
И с теми выступлениями связана пикантная история. По тогдашним негласным правилам закрывал концерт самый титулованный артист. Таковым в той компании был Полад Бюльбюль-оглы.
Полад Бюльбюль-оглы
А Высоцкий выходил перед ним.
И вот после того, как Владимир Семенович исполнял последнюю песню, публика вставала и начинала уходить. Ситуация была крайне неловкой – и в итоге решили просто нарушить иерархиею, а Высоцкого, как очевидно самого популярного и желанного гостя, оставляли на финал.
Нечто похожее происходило и когда с ним в одной программе был заявлен ансамбль «Красные маки».
Отделение, в котором пел Высоцкий – и зал битком. На «Красных маках» – зал почти пустой. Но такие сборные программы давали возможность заработать всем их участникам. А Высоцкому позволяли сделать передышку, пока на сцене были другие исполнители.
Зарафшан, Летний кинотеатр, 23 июля 1979 года. Фото Александра Липенко
И вот наступил июль 1979 года.
Владимир Высоцкий прилетает в Узбекистан и начинает свои гастроли в городе Учкудук. Но мы немного забежим вперед и окажемся в Зарафшане, 22 июля в летнем кинотеатре Высоцкий даст первый концерт в этом городе, запись которого сохранилась. Начинает привычно – с песни «На братских могилах»: слушать
Зарафшан, Летний кинотеатр, 23 июля 1979 года. Фото Александра Липенко
Узбекские выступления были интересные не только песнями, большинство из которых неоднократно уже звучали в нашем цикле, но и живым общением с залом.
Местная публика очень непосредственно реагировала почти на все реплики Высоцкого, а он еще больше заряжался от зрителей энергией. После песни про Париж и «милого Ваню» Владимир Семенович рассказал почти анекдот: слушать
Зарафшан, Летний кинотеатр, 23 июля 1979 года. Фото Александра Липенко
Вы слышите, что качество звука местами не очень – сильно задувает микрофон.
Это ветер, который называется «афганец». Вы можете представить себе, какая жара в Узбекистане в июле, а Высоцкому приходилось давать пять концертов в день, большая часть в открытом кинотеатре и дул вот этот ветер, поднимавший тучи пыли. У Высоцкого постоянно пересыхало горло, он отхлебывал воду из бутылочки, но это почти не помогало.
Почему аборигены съели Кука, или Одна научная загадка: слушать
Здесь нужно сделать небольшую ремарку: слушать
Высоцкий упомянул Романа Карцева и Виктора Ильченко, с которыми выступал вместе в одной программе в прошлые приезды в Узбекистан. Относился Высоцкий к ним очень тепло – как и к автору миниатюр, Михаилу Жванецкому.
Михаил Жванецкий
А на одном из концертов даже посвятил Ильченко и Карцеву песню «Всем делам моим на суше вопреки», назвав их настоящими моряками.
Роман Карцев и Виктор Ильченко
Но в этот раз наши великие комические артисты поехать в Узбекистан не смогли, и вместо них выступала Елена Облеухова.
Которая впоследствии вспоминала, что лично у нее отношения с Высоцким в той поездке не сложились. Она была совсем молодой актрисой, работала в Москонцерте в сатирическом жанре, сотрудничая и с Жванецким, и с другими большими авторами. Снималась в «Кабачке 13 стульев», играла у Романа Виктюка. Но в тех гастролях задача у нее была простая: выйти на 15 минут на сцену и дать Высоцкому передохнуть. Такая же роль была и у друга Высоцкого, артиста Всеволода Абдулова, который участвовал в тех концертах.
Владимир Гольдман, Всеволод Абдулов, Анатолий Федотов и Владимир Высоцкий.
Зарафшан, 22 июля 1979 года
Абдулов говорил Облеуховой, мол, жалко, что ты не познакомилась с Володей раньше – он был тогда совсем другим человеком.
А теперь он казался ей каким-то раздражительным и подозрительным. Хотя на качестве выступлений это, на первый взгляд, не сказывалось: слушать
Конечно, график у Высоцкого был убийственный.
Но импресарио Владимир Гольдман очень просил его приехать с этими концертами в Узбекистан, да и Высоцкому были нужны деньги.
ладимир Высоцкий, Валерий Янклович, Владимир Гольдман.
Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года. Фото Василия Повереннова
А состояние здоровья фактически ровно за год до смерти было уже неважное, мягко говоря.
Рядом с ним постоянно находился врач Анатолий Федотов и делал ему уколы. Но несмотря на самочувствие, выступал Высоцкий все равно с полной отдачей, хотя в сорокоградусную жару ему приходилось постоянно менять рубашки прямо во время концерта.
Владимир Высоцкий и Валерий Янклович. Навои, 26 июля 1979 года
Выступать при 40 градусах на открытой площадке несколько часов даже для абсолютно здорового человека – то еще испытание.
Но Высоцкий и сам бодрился, и публику веселил своими репликами.
Зарафшан, Летний кинотеатр, 23 июля 1979 года. Фото Александра Липенко
Однако силы таяли, и голос очень страдал.
Свидетель тех выступлений Зульфия Халилова вспоминала, что на сцене Владимир Семенович стоял буквально с иглами. Только это были иглы для акупунктуры. Их вводили сзади в шею – и так певцу было гораздо легче.
Теперь мы послушаем фрагмент уже третьего за день концерта в Зарафшане.
И тут надо заметить, что Высоцкий старался не только из уважения к публике, но и в качестве благодарности организаторам. Навоийский горно-металлургический комбинат был организатором и, в теперешнем понимании, спонсором гастролей: слушать
Зарафшан, Летний кинотеатр, 23 июля 1979 года. Фото Александра Липенко
Кстати, во время этой поездки, кроме концертов, были еще дружеские посиделки.
Однако по воспоминаниям очевидцев Высоцкий тогда не пил совсем – даже от шампанского отказывался, хотя принимали гостей шикарно.
Про речку Вачу и попутчицу Валю: слушать
И все-таки это была какая-то удивительная поездка.
Жить Владимиру Высоцкому оставалось год и один день.
Зарафшан, квартира Василия Повереннова, 24 июля 1979 года. Фото Василия Повереннова
Здоровье ни к черту, настроение все больше мрачное, временами подавленное, иголки в шее, уколы, страшная жара, ветер, высушивающий горло, а концерты отличные.
К сожалению, не все сказанное со сцены мы можем нормально, четко расслышать.
Зарафшан, Летний кинотеатр, 23 июля 1979 года. Фото Александра Липенко
Но существуют стенограммы, и читать их очень интересно.
На сцене Высоцкий преображался – и работал с удовольствием, и публика принимала его с таким же удовольствием. Пространство было заполнено, забито народом. Люди на такой жаре оставались и на второе выступление, и на третье.
Мой друг уехал в Магадан: слушать
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.
Мы обещали вам, что история про поездку в Узбекистан в июле 1979 года будет длинной.
Кроме Зарафшана Высоцкий выступал в Учкудуке и Навои.
Зарафшан, Летний кинотеатр, 23 июля 1979 года. Фото Александра Липенко
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Средней Азии».
Дорогие друзья проекта «Один Высоцкий»!
Пока не можем вас порадовать совсем и окончательно, но хорошие новости у нас всё-таки есть.
Напомним, что наше мультимедийное издание состоит из двух частей.
Первый том – непосредственно книга. Второй «том» – этот как раз та часть, где «живут» полный звук всех ста Глав и электронная версия каждой Главы.
Мы уже сообщали вам, что весь звук записан нами на флешки.
А теперь докладываем, что и второй том целиком отпечатан в типографии. Между прочим, с технической точки зрения его изготовить было сложнее, чем напечатать книгу.
Как свидетельство того, что работа, хоть и с неимоверными трудностями, но упорно продвигается вперёд – ещё несколько отрывков из книги в уже свёрстанном виде.
Посмотрите по номерам глав, и вы поймёте, что финиш действительно всё ближе.
А мы постараемся, как говорил на своих выступлениях Владимир Семёнович, отработать в ближайшие недели «не только всю программу, но даже с перевыполнением», то есть ускориться как только возможно – НО! – не в ущерб качеству!
Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»