что такое рейтинг контроль
Рейтинговый контроль знаний обучающихся как способ повышения мотивации студентов
В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуется содержание и методы деятельност и педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения «образование на всю жизнь» к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя.
Основное требование, предъявляемое выпускнику не только, и даже не столько, прочность багажа знаний, сколько умение воспользоваться ими в будущей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо в процессе обучения сформировать у студента-техника следующие качества личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия. В связи с чем в процесс образования введена система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля.
Рейтинговая система – совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (число) каждому студенту в размере любой учебной дисциплины.
Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся. На практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течении определенного периода времени (семестр, год и т.д.).
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности студентов средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих студентов.
На стадии подготовки к введению рейтинговой системы преподаватель и студент заключают договор о взаимных обязательствах. Студент знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельности.
Данная система стимулирует:
С целью повышения своего рейтинга студенты занимаются исследовательской работой, о результатах которой докладывают, участвуя в научно-практических конференциях.
Рейтинговая система оценки знаний позволяет студентам:
Преподавателю рейтинговая система позволяет:
Рейтинговая система не только снимет многие противоречия в контроле знаний учащегося, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.
Внесения духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией студентов, подготавливает почву для постепенного стирания жестких дистанционных границ между преподавателем и студентом.
Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет избежать:
Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одногрупников.
Выполняя какое-либо задание, студент зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения:
Предусмотрено также начисление штрафных баллов, что позволяет осуществлять мотивационное и эмоциональное регулирование отношения к образованию: пропуск урока по неуважительной причине, опоздание на урок по неуважительной причине, нарушение дисциплины на уроке.
Список используемой литературы
Статья «Рейтинговая система контроля»
Сергачев Николай Александрович, методист
СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье
« Рейтинговая система контроля и оценки знаний и умений как фактор повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой ».
В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения «образование на всю жизнь» к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя. Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.
Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев.
Школьная система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.
Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
Тема данной работы очень актуальна на сегодняшний день. Ведь сегодня меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Решению данных задач способствует применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса.
Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, отметки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал.
В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля, разработка системы оценивания, а также роли системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов. Это позволило сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в анализе учебной успешности учащихся.
Объектом исследования: процесс мотивации.
1). Проанализировать проблему мотивации в современной педагогической теории и практике.
2). Определить сущность рейтинговой системы;
3). Проанализировать учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний и умений;
4). Разработать технологию рейтинговой оценки учебной успешности учащихся к занятиям физической культурой.
Продуктивность и ожидаемые результаты :
-развитие творческих способностей у обучающихся;
-повышение интереса к предмету у обучающихся через различные виды деятельности;
-уменьшение количества неуспевающих детей;
-занятость обучающихся во внеурочное время;
— внедрение рейтинговой оценки знаний и умений повысит продуктивность системы обучения за счет более широкого использования творческого потенциала школьников;
— благодаря внедрению рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной работы учащихся под руководством учителя дифференцируется уровень знаний ученика, что ведёт к лучшему усвоению предмета;
— объективность диагностики знаний.
Теоретические основы исследования рейтинговой системы контроля и оценки знаний и умений.
Проблема мотивации учащихся в современной системе образования.
Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия.
Мотивация – довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности.
Структура мотивации формируется в результате осмысленного отражения действительности. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность. Так же как и физическая, мышечная активность, умственная активность сама по себе доставляет человеку удовольствие и является специфической потребностью.
Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти регресс, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
Изучение педагогических и психологических разработок по мотивации, показало, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения, по мнению ученых, наименее управляема (М.В.Матюхина, 1984). Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижения отдельных передовых учителей, чем предметом целенаправленной систематической работы.
Успешная учебная мотивация в рамках образовательного учреждения возможна, прежде всего, при действии единой общешкольной системы активного воздействия на мотивы обучения учащихся. Основополагающим компонентом мотивации учебной деятельности учащихся является изменение структуры учебного процесса, введение новой технологии оценивания результатов обучения.
Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения.
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.
На стадии подготовки к введению рейтинговой системы учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Учащийся», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. В договоре оговариваются условия получения баллов и процесс перевода баллов в традиционную отметку.
Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Описание изменений в образовательном процессе.
Чтобы повлиять на развитие личности ученика, учитель должен поощрять его любое достижение. Оценочная система (пятибалльная) для этого, по моему мнению, не подходит, так как отметки делятся на «хорошие» и «плохие». Оценку «1», «2» мы не можем использовать в оценке достижений школьника, так как они не мотивируют детей на успех. Такое оценивание деятельности ребенка порождает у последнего заниженную самооценку и становится в некотором роде стрессом для ребенка. Поощрять незначительные результаты деятельности тех ребят, которые учатся с трудом, с помощью неудовлетворительных оценок мы не можем, но и оценку «3», «4». «5» использовать нельзя, так как результаты не соответствуют критериям этих оценок. А ученик не может жить мотивами успеха в отдаленном будущем, ему нужна сегодняшняя радость, сегодняшний успех.
Изучив методики разных авторов по применению рейтинговой оценки, я разработала свой вариант, где ученику представилась возможность самому зарабатывать баллы.
Суть предлагаемой технологии рейтинговой оценки заключается в следующем: в начале учебного года учащимся предъявляются критерии и показатели, по которым они будут оцениваться в течение четверти и учебного года; количество баллов, которое можно набрать по каждому критерию; система оценивания за четверть и учебный год в зависимости от количества набранных баллов по формуле:
Система критериев и показателей рейтинговой оценки по физической культуре:
закономерности физического развития человека- 1-3 балла;
2. Мотивация к занятиям по физической культуре:
Рейтинговая шкала значительно более чувствительна, чем 5-балльная система. Это позволяет обеспечить социальную справедливость в распределении существующих льгот, в выделении на награждение самого лучшего ученика.
Выведенная итоговая рейтинговая отметка учебной успешности в данной технологии дает возможность показать действительную картину состояния процесса обучения, что в свою очередь, позволит произвести коррекцию процесса обучения, спрогнозировать результаты обучения, соотнести состояние учебной успешности в начале обучения и на выходе.
Совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.
Для объективизации контроля качества знаний учащихся и мотивирования их к учебной деятельности, в образовательный процесс была введена система рейтингового контроля и оценки знаний.
Рейтинговая система оценки знаний позволяет:
· осознавать учащимися необходимость систематической и ритмичной работы по усвоению учебного материала на основании знания своей текущей рейтинговой оценки;
· четко понимать ученикам систему формирования итоговой оценки;
· обеспечивать объективность выставления оценки независимо от личностных отношений учителя и ученика;
· углубленно осваивать учащимися изучаемый материал, непрерывно повышая свой рейтинг в течение четверти;
· достигать большего эффекта в создании ситуации успеха, которая помогает ученику пережить положительные эмоции;
· способствовать формированию личностного мотива успеха, а в дальнейшем потребности в учебной деятельности, что позитивно сказывается на качестве образования;
· ученику самому выбирать стратегию своей деятельности, так как виды деятельности определены заранее.
Рейтинговая система не только снимает многие противоречия в контроле знаний учащихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности; показывает динамику успехов и неудач в процессе обучения.
Внесение духа соревнования и соперничества, изначально заложенных в человеческой природе, находит оптимальный выход в добровольной форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. Развитие элементов творчества, самоанализа, включение интеллектуальных резервов личности, обусловленных повышенной мотивацией учащихся, подготавливает почву для постепенного стирания жёстких дистанционных границ между преподавателем и учащимся.
Итак, применяя в педагогической практике систему рейтинг-контроля вместе с технологией рейтинговой оценки учебной успешности учащихся, в образовательном процессе будут исполняться потребности общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к творческой и активной деятельности.
2). Букатов В.М.. Школьная оценка.: М., 2006
6). Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 1999
7). Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000
8). Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников.- М., 1984.
9). Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.- М., 1971.
11). Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – №2. – С. 23 – 30
12). Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, № 12
14). Матвеев Е. М., «Рейтинговая система оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры».
15). Машковцев А. «Новые системы оценивания».
Статья: Рейтинговая система оценивания знаний обучающихся в современном образовательном пространстве.
Статья: Рейтинговая система оценивания знаний обучающихся в современном образовательном пространстве.
1.1. Рейтинговый контроль успеваемости обучающихся.
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.
Р ейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (урок, четверть, полугодие, год).
Рейтинг учащегося – это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Объекты рейтинговой системы контроля:
— совокупность знаний, умений, владений и компетенций по всем дисциплинам учебного плана;
Цель рейтинговой системы в образовательном процессе состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Поэтому в основе рейтинговой системы контроля лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.
Конечная цель рейтинговой технологии — становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью.
Рейтинговая система оценки знаний позволяет решить следующие задачи:
определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса;
получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и т. п.);
отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
повысить объективность оценки знаний.
Отметим функции рейтинговой технологии:
— креативная (формирование творческого потенциала учащихся);
— рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);
— стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);
— диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);
— коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся).
Для организации рейтинговой системы оценивания должны быть соблюдены следующие условия:
— модульная организация учебного процесса,
— постоянное отслеживание уровня знаний,
— многобалльное оценивание обученности учащихся.
Рейтинг подразделяется на различные виды:
(по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):
-академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),
-олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях),
-лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся),
— званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами).
Введение рейтинговой системы в образовательную организацию предполагает разработку методики рейтингового контроля знаний, ознакомление учителей, учащихся и их родителей с особенностями рейтинговой системы, подготовку учебно-методической документации контрольного характера, выбор форм контроля (вопросы, задания, тесты и т. п.).
Этапы проектирования рейтинговой системы контроля по дисциплине:
1. Формулировка целей обучения по учебному предмету.
2. Отбор и подготовка учебного материала.
3.Определение содержания контроля, то есть выделение основополагающей части учебного материла.
4. Разработка структуры системы контроля.
5. Назначение средств измерения.
Для обеспечения непрерывного контроля над работой учащихся и объективной оценки качества усвоения материала учитель должен провести следующую работу:
— разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули;
— определить уровень усвоения материала каждым обучаемым после окончания изучения каждого модуля с выставлением рейтинговой оценки по модулю;
— в конце периода обучения выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
В качестве модулей, составляющих рейтинговую оценку за работу, могут рассматриваться:
— отдельная тема или раздел (курс);
— письменные контрольные и самостоятельные работы;
— индивидуальная самостоятельная работа по выбору учащегося (доклады, рефераты, участие в школьных научных конференциях, олимпиадах, творческая работа и т.п.).
Каждый вид работы должен оцениваться соответствующим количеством баллов. Оценка работы учащегося за определенный период обучения (урок, четверть, полугодие, год) осуществляется в соответствии с разработанной системой оценок по каждому модулю. Обязательные виды работ (например, изучение теоретического материала, выполнение практических работ, решение задач и т. п.) должны оцениваться большим количеством баллов, чем необязательные (написание рефератов, докладов, участие в конференциях и олимпиадах и т. п.). Дополнительные виды работ позволяют накопить дополнительные баллы и повысить рейтинг учащегося.
Важным моментом осуществления рейтинговой системы обучения является проведение систематического контроля уровня знаний и умений учащихся. Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется, как правило, на основании письменных работ, включающих вопросы, задания, тесты и представляющих собой логически завершенную часть учебного материала. Обычно контроль считается пройденным, если учащийся получает не менее 50% от максимального балла.
Обработка результата рейтинговой системы оценивания обеспечивает количественный, так и качественный показатели индивидуальной учебной деятельности ученика, позволяет присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся по любой учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Внедрение рейтинговой системы оценки качества обучения связано с дополнительными трудностями. Для успешного использования рейтинга от учителя требуется разработать шкалу, определяющую количество баллов за тот или иной вид деятельности во время учебных занятий и вне школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. В связи с тем, что разные виды учебной деятельности не равнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, вводят коэффициент удельного веса или значимости определенной деятельности.
При разработке оценочной шкалы можно применять следующие виды рейтинга:
— дисциплинарный – включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
— текущий – включает оценку работы ученика на уроках;
Например, ученики, набравшие 86 – 100% от максимальной суммы баллов за год могут быть освобождены от итоговой рейтинговой работы и экзамена по предмету. Учащиеся, зная об этом, будут больше прилагать усилий, стараться, таким образом, будет повышаться мотивация учащихся к усвоению знаний, умений и навыков, повышаться качество знаний. Сравнивая системы оценивания учащихся традиционную и рейтинговую, можно придти к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся заставляет ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.
Подытожим и приведем преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологией контроля):
— стимулирование систематической самостоятельной работы;
— снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
— повышение роли состязательности в учебе;
— четкая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;
— количественная характеристика качества учебной работы;
— фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;
— учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;
— повышение учебной мотивации.
Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:
— в росте социальной активности учащихся;
— признании равноценности различных образовательных траекторий;
— ориентации на успех;
— повышении адекватности самооценки;
— укреплении командного духа;
— осознанности жизненного выбора.
1.2. Основные понятия рейтинговой системы оценивания
Кумулятивный (эталонный) балльный показатель – обобщенный показатель качества обучения, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении его с нормативным (эталонным) показателем характеризует степень полноты освоения содержания образования.
Рейтинг-шкала — унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин.
Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого.
Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д.
Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью по эталонной шкале качества. Сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.
Критерии дифференциации учебных предметов (с целью определения повышающих коэффициентов):
1. степень успеваемости учебной информации (субъективное деление на «сложные» и «простые» предметы);
2. дисциплины по их значимости в предстоящей учебной и профессиональной деятельности выпускников.
Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов.
Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений, включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки.
Педагог для контроля «порции» содержания обучения выполняет следующие процедуры:
• обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.);
• проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат;
• оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;
В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения.
В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке. Тем самым педагог приводит кумулятивный показатель к унифицированной шкале.
Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.
Рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно – исследовательской работы.
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия.
Ефремов О.Ю. Педагогика: Модульно-рейтинговая технология обучения.- СПб: Питер.-2010 г.-с. 309-311
Коротаева, Е.В./Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Директор школы. 2003. №2
Коротаева, Е.В. /Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики). Екатеринбург, 1995
Коротаева, Е.В./Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации. Директор школы. 2002. №2.
Науменко Ю. Рейтинг учебных достижений против школьного стресса.
Науменко Ю. Педагогическая техника.- 2006.-№1.-С. 76-86.