в каком году вышла кс соурс
Counter-Strike: История самой популярной в мире «стрелялки»
Сегодня Counter Strike: Global Offensive – одна из самых популярных видеоигр в мире. Она занимает первые строчки в Steam, а о ее существовании знает каждый студент и школьник.
Однако 18 лет назад, когда первая версия игры только появилась, никто не мог предсказать такого успеха.
Но с чего же началась история уже ставшей легендарной серии?
Идея видеоигры о противостоянии террористов и спецназовцев возникла в конце 90-х, то есть до теракта 11 сентября и тотальной террористической угрозы. Ее создатель, канадец вьетнамского происхождения Мин «Gooseman» Ли, делал не коммерческий продукт об актуальной и острой проблеме, а модификацию – мод – другой игры на интересующую его тематику.
До CS мультиплеерные баталии проходили в скоростных шутерах с фантезийными декорациями и полностью нереальной физикой, таких как Quake и Unreal Tournament. К ним Мин Ли также создавал моды, причем весьма успешные: Navy Seals (мод к первому Quake) и Action Quake 2 (мод ко второму Quake, который он делал в составе сообщества модеров достаточно популярной в то время A-TEAM).
Ранние версии моделей спецназа и террористов
Но все игры меркли по сравнению со свеженькой Half-Life от Valve, идеальной во всех отношениях на тот момент игре. Именно для нее Мин Ли решил делать новый мод, потому что движок давал больший простор фантазии разработчика – удобный мультиплеер, современный на 1999 год инструментарий и более подходящие для реализации задуманного декорации.
По словам разработчика, он работал от 30 до 40 часов в неделю во время обучения в университете.
«Я надеялся, что в игру будет играть хотя бы кто-нибудь, и что начнется все с нескольких игроков и будет впоследствии расти».
Однако отзывы игроков после релиза ошеломили Ли. Огромное количество позитива и энтузиазма сподвигли ли продолжать работу.
Ранняя версия мода
Весь фидбек шел с сайта, который администрировал Джес Клиф, второй разработчик CS.
Сам Ли рассказывал, что разработка модификации стала в каком-то смысле общим делом, потому что комьюнити также вкладывало огромное количество усилий в ее создание.
«Признаться, сами мы не сделали ни одной карты для КС. Все уровни были присланы фанатами, и мы просто выбирали, что будем оставлять для релиза. Так что игру делали я, Джесс и наше комьюнити».
Стремление Ли создать более реалистичный шутер принесло свои плоды, и в 2000 году Valve заинтересовались модом. Они связались с Ли и взяли его на работу. Как оказалось, это было одно из лучших решений за время существования компании.
По сравнению с Quake и UT, у CS был более медленный геймплей и упор на командную работу. 8 ноября 2000 года вышла первая standalone-версия КС (в отдельном клиенте с собственным запуском) под номером 1.0 – версии до нее запускались через клиент Half-Life.
Counter-Strike под началом Valve становится хитом. Простые механики и упор на реализм делают игру привлекательной для геймеров и помогают продвижению в киберспорте. Принцип easy to learn, hard to master (легко начать, тяжело стать профессионалом) Ли всегда ставил своим приоритетом, и именно это, по его словам, помогло игре добиться такого успеха.
Установка бомбы. Код для старта таймера – 7355608, число, знакомое каждому заядлому КСеру
Настоящая известность к CS в России приходит с победой российской команды М19 на World Cyber Games 2002 в Корее. Тогда киберспорт впервые попал на экраны телевизоров, а «Намедни» сделали целый выпуск, посвященный киберспорту.
Тот самый выпуск программы «Намедни»
11 октября 2003 года выходит CS 1.6, самая популярная и «долгоиграющая» версия игры. Именно в 1.6 рубились школьники, убегавшие с уроков в середине двухтысячных, и именно с этой версии Counter-Strike начинает идти по планете победоносным киберспортивным шагом.
Призовые фонды начинают достигать сотен тысяч долларов, и Counter-Strike становится в один ряд со Starcraft, Warcraft и Quake 3.
После 1.6 выходят новые версии: 23 марта 2004 года – Counter-Strike Condition Zero, который является практически тем же 1.6, но на другом движке; 7 октября 2004-го – Counter-Strike Source, понравившийся не всем – многие продолжали играть в 1.6.
Наконец, 12 августа 2011 года Valve анонсируют Counter-Strike: Global Offensive. Абсолютно тот же привычный геймплей, но с самой современной графикой, обновленным движком, торговой площадкой и мастерской Steam. Спустя год, 21 августа 2012-го, игра выходит в свет.
В этой версии контра становится самым популярным видом киберспорта на планете. Призовые доходящие до миллиона долларов, огромное количество премьер, мажор- и минор-турниров, спонсорские контракты и многое другое. Быть профессиональным CS-ером становится престижно, модно и круто, а самое главное – выгодно.
В России появляется свой турнир глобального масштаба – EPICENTER, с призовыми в 500 тысяч долларов. Последний прошел не так давно – в конце октября.
Будущее CS видится невероятно ярким. С каждым годом растет количество игроков, игра уже стала более популярной, чем DOTA 2, согласно статистике Steam. Overwatch, которому пророчили стать новым CS, не показывает сносшибательных результатов, а его киберспортивная составляющая оставляет желать лучшего.
Тот же самый АК-47, но уже в наше время, в CS: GO
Только за первый квартал 2018 года на премьер-турнирах по CS: GO будет разыграно более трех миллионов долларов, еще около миллиона – на мажор-турнирах, и несколько сотен тысяч – на минорах.
«Если честно, то в 2010 году я думал, что вот-вот все перестанут играть в CS. Этого не случилось, вышел CS: GO и начался новый виток успеха, чему я невероятно рад».
SK Gaming выигрывают EPICENTER 2017, прошедший в Санкт-Петербурге
С каждым годом растет профессионализм игроков, появляются киберспортивные федерации, CS медленно, но верно приходит на телевидение. Несмотря на то, что жанр шутеров, да и видеоигры в целом невероятно сильно поменялся с 2000 года, CS практически не изменился, и все равно в него играют миллионы людей. И будет играть еще больше. Удивительная история: как один вполне обычной мод изменил всю индустрию видеоигр, и вряд ли эта история завершится в ближайшем будущем.
CS:Source – провальный шутер. Его погубили системные требования и любовь геймеров к 1.6
Разбираемся в причинах.
Counter-Strike вышел в конце 2000 года и сразу стал популярным хитом. Многие играли в более старые версии игры еще в 1999 году, но основную фан-базу игра получила после выхода этой версии. Но переход на CS:Source в 2004 году фан-база в Европе не приняла из-за разных факторов – графики, механики, изменений хитбоксов, а также отсутствия киберспортивной составляющей.
Почему фанаты влюбились в CS 1.6?
Версия CS 1.6 считалась чуть ли не идеальной, так как именно в ней были хорошо проработанная механика и неплохо сделанные гранаты. А еще были фишки с прострелами через стены, которые сделали игру более вариативной и интересной.
Также именно в этой версии КС началось быстрое развитие киберспорта. Помимо маленьких LAN-турниров, где команды играли за мизерные призы и хоть какое-то признание, появился турнир, ставший мечтой для каждого – ESWC. Именно ESWC 2003 принято считать первым чемпионатом мира по CS 1.6: в нем участвовали более 35 команд, а призовой фонд составлял целых 100000 долларов.
Помимо ESWC появилось большое количество турниров вроде CPL Europe, где начиная с 2001 года призовой фонд варьировался от 15 до 200 тысяч долларов.
Более того, у CS 1.6 были простые системные требования, особенно по меркам 2003-2005 годов. Именно эта версия была наиболее оптимизированной. Всего за пару лет до этого на многих турнирах, по воспоминаниям Арсения «ceh9» Триноженко, нельзя было пользоваться некоторыми гранатами:
«Тогда на турнирах нельзя было кидать смоки, потому что зависали компы у обеих команд – просто не позволяло железо».
CS 1.6 была настоящим хитом не только в киберспорте – продажи шутера превысили 32 млн копий на сегодняшний день. Для сравнения, GTA V была продана в количестве 24 миллионов копий на 2021 год. А ведь мы даже представить не можем, сколько пиратских копий 1.6 было скачано за все время.
Провал CS:Source по техническими причинам. Не помогли даже высокие отзывы критиков
CS:Source вышел в 2004 году – он должен был стать улучшенной версией CS 1.6. Были изменены хитбоксы, улучшены графика и сетевой код. Игра получила очень высокие оценки от самых известных и узнаваемых сайтах об играх: 88/100 – общий рейтинг на Metacritics, 90/100 от Eurogamer и 91/100 от GameRadar.
Казалось бы, вторая версия уже успешной игры получает отличные оценки от критиков и позиционирует себя как перспективный и качественный продукт, что же может пойти не так? Ответ простой: системные требования, киберспорт и консервативность игроков.
У Counter-Strike Source были довольно высокие системные требования, которым соответствовали далеко не все компьютеры. Некоторые турниры, как рассказывал ceh9, проводились в формате, когда групповая стадия походила в 1.6, а плей-офф – в Source. Все из-за того, что не хватало достаточно мощных компьютеров.
Другой причиной провала стала механика игры. Игра казалась медленнее, как будто из FIFA 18 переходишь в FIFA 20. А обновленные хитбоксы не позволяли игрокам привычно попадать, поэтому многие сразу отказывались от игры.
Раскол киберспортивного сообщества и популярность в США
Настоящий раскол сообщества произошел в киберспортивной сфере. В Европе и Бразилии почти все профессиональные команды остались в CS 1.6, так как считали, что в Source нужно «меньше скилла». К тому же в игре не видели серьезных отличий, ради которых можно было бы бросить первую версию. В то же время в США игроки с большей охотой переходили на новую версию.
На одном из стримов Ceh9 рассказал, что CS:Source был популярен в США потому, что геймеры стараются следить за новыми тенденциями:
«Source был гораздо популярнее в Америке, чем 1.6. Турниры по CS:Source проводились поначалу в США, и только потом уже пришли в Европу. Американцы играют только в новые игры – это можно увидеть и на примере Valorant, в который первыми перешли именно американцы».
CS:Source проиграл CS 1.6 в киберспорте и популярности, но главное подтверждение – количество проданных копий. Продажи Source составили чуть больше 4 миллионов копий – почти в 8 раз меньше, чем 1.6.
В итоге Source стал жалкой копией того, чем его видела Valve. И хоть Source не стал легендарной частью игры, как 1.6 или Global Offensive, он все же навязал конкуренцию, а также предоставил комьюнити выбор, которого у него ранее не было.
Почему CS Source 2 ждут больше пяти лет, но его всё нет
Counter-Strike: Global Offensive вышел в конце лета 2012 года. Уже в 2015 году начали появляться первые слухи о новой версии Counter-Strike, которая по мнению инсайдеров должна была бы работать на новом движке Source 2. Переход на новый движок игроки ждут уже несколько лет, так как CS:GO считается уже немного устаревшей в плане механики игры, а разработчикам крайне сложно делать масштабные изменения в картах.
Всё о старом движке Source и почему он устарел.
Source 2 считается главным продолжателем и приемником Source. На движке Source были созданы и работают до сих пор одни из самых культовых игр 21 века, созданных американской компанией Valve: на данном движке работает Half-Life 2, Dota 2, Portal 2 и две последних версии Counter-Strike (CS Source и Counter-Strike: Global Offensive). Впервые движок был использован аж в 2004 году при создании Half-Life 2. Движок требует срочной замены, так как он очень старый и в нем использована масса старых кодов, которые не используются при создании современных игр. Ричард Гелдрич, ранее работавший в Valve с 2009 по 2014 год, высказался в своем Twitter о старом движке и объяснил, почему для создания новых игр требуется замена Source:
«При работе с Source Engine вы столкнетесь с горами старого кода, который никто не понимает. Ни один человек полностью не разбирается в нём. Очень трудно добавлять новые графические функции в движок, не испортив что-нибудь при этом. Нельзя просто удалить или изменить часть кода, которую вы считаете ненужной. Поскольку эта часть, скорее всего, уже использовалась для чего-то, но где именно, вы даже не можете предположить. Это случалось со мной при работе над CS:GO.»
Source 2 заменит предшественника. Но когда?
Еще в 2012 году были слухи о выходе Source 2, так как игроки нашли файлы с именем «Source 2» в Source Filmmaker, которая была написана на первой версии движка. Официальный анонс состоялся 3 марта 2015 года на Game Developers Conference 2015, на котором американская компания также объявила, что Source 2 будет распространяться по бесплатной системе лицензирования – разработчики могут бесплатно использовать этот движок для создания своих игр на нем. Слухи о выходе CS на новом движке или переводе старой версии на него подогрел переход Dota 2 на новый движок в конце 2015 года. После этого на Source 2 вышли такие игры как Artifact и Half-Life: Alyx. Комментариев о переходе CS:GO на Source 2 Valve не давали, но количество слухов росло с каждым годом. Сейчас большинство источников говорят о том, что переход не стоит ждать раньше четвертого квартала 2021 года. Недавно эту информацию частично подтвердил Тайлер Маквикерс, работающий в данный момент в новостном отделе Valve: «Вполне возможно, что Source 2 выйдет к концу 2021 года». Переход на новый движок откладывается постоянно в связи с огромным количеством пользовательского контента, такого как сервера и карты из мастерской. Также Маквикерс заявил, что хотя основная работа по переносу контента почти завершена, она до сих пор требует доработки.
Изменения, которые принесет переход на Source 2
Заметных отличий в стрельбе или механики игры рядовой пользователей вряд ли увидит, но как уже было сказано ранее, движок даст большую свободу создателям карт и самим разработчикам игры. Маквикер также прокомментировал грядущие перемены: «Больших изменений рядовой пользователь не увидит. Существенные новшества сильно отразятся на работе создателей карт и контента для игры, для остальных же они будут почти незаметны.»
Last competitive map pool change in @CSGO happened 21 months ago.
Карты не получали мажорных обновлений почти два года, так как, как уже ранее говорилось, вносить любые изменения невероятно сложно. Переход на Source 2 должен исправить это, и тогда CS:GO будет чаще получать большие обновления, а не просто тонны новых скинов и оперативников.
Counter-Strike: Source
Великий и могучий |
* * *
Разумеется, Counter-Strike: Source — это ни в коем случае не Counter-Strike 2. О каких-то по-настоящему радикальных изменениях или новшествах и речи нет. По сути, мы получили прежнюю игру, завернутую в новую красивую упаковку. И, вы не поверите, именно этого и ждали фанаты CS. Из увлекательного сетевого экшена с паршивой графикой CS превратился в столь же увлекательный сетевой экшен, только с отличной и вполне себе современной графикой. Уже сейчас понятно, что Counter-Strike: Source ждет долгая и счастливая жизнь. Аминь.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 90%
Геймплей: 9.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 7.0
Интерфейс и управление: 9.0
Рейтинг “Мании”: 8.5
Дождались? Культовый сетевой экшен всех времен и народов в новой симпатичной обертке. Все просто и понятно: Counter-Strike: Source — это вторая жизнь Counter-Strike.
Руководство и прохождение по «Counter-Strike Source»
Что для вас значит аббревиатура CS? Civil Service, Computer Science, углеродистая сталь или последняя версия Photoshop? Yahoo находит 26 миллионов сайтов с упоминанием этой аббревиатуры, из которых всего 3 миллиона относятся к игре. Разве стоит об этом говорить? Вот и я думаю, что стоит.
Что нового в Source?
Перед адресацией массы комплиментов игре вначале упомянем две с горкой ложки дегтя: самое главное изменение в Counter-Strike: Source — это графика. Конечно, хотелось бы чего-нибудь более кардинального, чем переход игры на современный движок, но, с другой стороны, Counter-Strike 2 никто не отменял. А возможности заработать миллион-другой бумажных изображений президентов для агитации за презрение денег и борьбы с капитализацией мира ненасытная Valve никогда не упустит, в чем уже мы убедились, и не раз.
Не поверите! Движок Source поддерживает все спецэффекты DirectX 9. Что это значит? А то, что если ваша графическая карточка не сильно отстала от бурного технического прогресса, то вам посчастливится увидеть весь спектр современных спецэффектов. В зависимости от месторасположения вашей карты в эволюционной цепочке графических адаптеров советую перед началом игры произвести некоторые корректировки настроек. Для этого зайдите в меню Options > Video > Advanced и увеличьте или уменьшите значения детализации моделей, текстур, воды, теней, режима сглаживания, фильтрации и вертикальной синхронизации.
Теперь все готово для того, чтобы загрузить какую-нибудь локацию. Первое впечатление после нескольких минут игры — отсутствие ощущения ограниченного пространства. Объекты, расположенные за картой, теперь стали объемными. Чтобы убедиться в этом, достаточно в режиме наблюдателя (spectators) слетать за пределы карты и узреть отщепенцев архитектурного ансамбля, которые во время игры составляют «окружающую среду». Как видите, структура построения уровней на движке Source недалеко ушла от уровня 1999 года, и очень обидно осознавать, что на самом деле — это не более чем ловкое жульничество с целью скрыть недостатки движка.
Это важно: консольная команда cl_ragdoll_collide 1 позволяет трупам лежать друг на друге, уменьшая тем самым эффект проваливания друг в друга. По умолчанию ее значение равно нулю, так что настоятельно рекомендую ввести приведенную команду.
Это важно: теперь в Counter-Strike: Source появился звук, проигрываемый в тот момент, когда вы жмете клавишу прыжка. Раньше в Counter-Strike 1.6 проигрывался звук только в момент приземления.
А вот анимация моделей действительно выше всех похвал. Можно засмотреться, как игрок плавно и четко стреляет из беретты или бежит, размахивая ножом. Самих моделей пока всего по одной на каждую команду, но, по заверениям самой Valve, вроде бы как модели уже лежат у нас на жестком диске в закодированном виде, ожидая ближайшего обновления Steam.
Это интересно: в бета-версии игры убрали возможность подсадок. То есть если вы запрыгнете на чью-то голову, то соскользнете. Однако после массы критики на этот счет Valve решила вернуть в Source то, что за долгое время стало важной составляющей игрового процесса Counter-Strike.
Тени в Counter-Strike — теперь не просто черные точки на полу, а настоящие отчетливые очертания фигуры. Учтите, что отныне зажатый [Shift] не гарантирует вам незаметного приближения к сидящему в укрытии игроку. Ведь этот нехороший человек сможет вас обнаружить по тени, которая непременно опередит ваше приближение на несколько сантиметров монитора. В то же время странно, что при освещении фигуры игрока при помощи фонарика (по умолчанию клавиша [F]) на противоположной к вам стене не появляются очертания его силуэта.
Реалистичность в Source на грани фантастики, поэтому сама фантастика запрещена. Теперь вы не сможете спрыгнуть вниз и сразу же палить по местным супостатам. Перво-наперво вам следует переждать пару секунд, в течение которых вас будет плющить, и только потом вам будет дозволено спасти мир. Кстати, если у кого-то бывали мелкие тормоза на интернет-серверах (так называемые «лаги»), то им будет легче привыкнуть к состоянию, в которое попадает игрок в результате падения с большой высоты.
Оружие
Больше такого не повторится — тактический щит отправлен на утилизацию.
Glock 18 Select Fire
Пистолет имеет возможность стрельбы в двух режимах: в первом (semi-automatic) выпускается за выстрел по одному патрону, во втором (burst fire) за раз вылетают три пули. Вести стрельбу в режиме burst fire я бы посоветовал только особо метким игрокам. И еще одно «за» в вопросе о выборе стандартного пистолета террористов — останавливающее действие его пуль.
Основное преимущество USP — высокая скорострельность и отменная точность попадания. Запомните, что после первого выстрела прицел уходит вверх с небольшими отклонениями то вправо, то влево, посему целиться из USP лучше всего в плечо или шею противника. При использовании пистолета с глушителем его мощность падает, но зато увеличивается точность стрельбы.
Desert Eagle
Самое главное при стрельбе из «орла» — попасть во врага с первых двух-трех выстрелов, а уж после этого все остальные пули наверняка полетят в цель. Но у Desert Eagle есть два существенных недостатка. Первый — маленькая обойма, в которой всего семь патронов, второй — довольно низкая скорострельность. Поэтому, стреляя из этого пистолета, следует очень тщательно целиться — каждая пуля на счету.
MP5 Navy
При цене в 1500$ MP5 можно купить даже после серии проигранных раундов. Стреляет точно, быстро да еще и с маленькой отдачей. Его точность практически не уменьшается, из-за чего на средних и малых расстояниях вы можете просто обрушить на врага непрерывный поток пуль.
Colt m4a1
Операция «антитеррор» в самом разгаре.
Steyr Scout
Сначала несколько общих замечаний касательно изменений у оптических и полуоптических винтовок. Отныне переключение в режим прицеливания происходит не мгновенно — теперь вы видите сам процесс увеличения. У снайперских винтовок красной точки на прицеле больше нет, но целиться без этого труднее не стало благодаря двум линиям, образующим перекрестие.
Это интересно: при выключенном zoom’е стекло на оптике отражает то, что происходит позади вас. Правда, заметить приближающегося сзади врага не так-то просто.
Scout часто называют снайперской винтовкой для бедных (оружие стоит всего 2750$) Огромный плюс винтовки — мобильность. Со Scout’ом вы можете бегать очень быстро, даже быстрее, чем с ножом. Удивлены? Я тоже сначала не поверил, когда в сети проскользнула информация об этом забавном баге. Легче всего это проверить, устроив веселые старты с каким-нибудь игроком. Пропустив товарища с ножом вперед, вы легко его догоните, если у вас в руках рассматриваемая снайперская винтовка.
Это интересно: скорость бега с любым пистолетом равна скорости бега с ножом, а скорость бега с FAMAS’ом точно такая же, как и с AWP.
Учитывая, что Scout, в отличие от AWP, точно бьет не только при статической стрельбе, но и в движении, имеет быструю перезарядку и стреляет сравнительно тихо, можно смело утверждать, что в Counter-Strike: Source Scout найдет своих поклонников, хотя стать реальной альтернативой AWP винтовке не суждено.
Мощнейшая снайперская винтовка убивает с одного выстрела в любую часть тела, кроме конечностей. Пробивает не только стены, но и тела игроков. Можно без проблем одним выстрелом нагрузить свинцом до четырех врагов, стоящих на одной линии. При этом винтовка не автоматическая, то есть после каждого выстрела требуется время на перезарядку.
Еще один важный момент — умение представить, где будет находиться цель. Постарайтесь целиться без zoom’а, то есть представлять, где бы находился прицел у винтовки в режиме прицеливания.
Это интересно: теперь у AWP (как и у любой другой снайперской винтовки) в режиме прицеливания стекло как бы немного запачкано.
Гранаты
Как вы знаете, в Counter-Strike есть три вида гранат: осколочная граната (HE), ослепительная (flash) и дымовая (smoke). Все три гранаты в Source претерпели некоторые изменения, о которых стоит упомянуть отдельно.
Если вы попадаете в радиус действия flash-гранаты, ваш экран становится на несколько секунд абсолютно белым, а в колонках стоят высокие тона. Когда действие гранаты заканчивается, на экране появляется запечатленный в вашем сознании кадр перед взрывом, который постепенно сливается с тем, что вы видите на самом деле.
Отныне дымовые гранаты выглядят очень натурально. Дым заполняет большее пространство и изменяет цвет в зависимости от падающего света. Еще одна особенность: гранаты не извлекают дым сразу, как при взрыве, а выпускают его постепенно. Само собой, что обращению с гранатами придется переучиваться. Это касается всех гранат, так как физика их полета заметно отличается от привычной.
Ночной дозор! Всем выйти из сумрака!
Как и в Condition Zero, вы можете поднимать гранаты с трупов. Интересно, что выбрасывать их, делясь с товарищем, вы не сможете. Странно вообще-то, если взять во внимание тот факт, что Valve всеми правдами и неправдами старалась придать игре большую реалистичность.
Карты
В этой главе я вкратце расскажу о стратегии игры на самых популярных из 9 представленных карт.
de_dust
На de_dust можно было налюбоваться еще во время выход бета-версии. Отбегав в полнейшем одиночестве не один час, ваш непокорный слуга был вне себя от восторга, вызванного появлением динамического окружения и общими красотами ландшафта. de_dust за номером один, который раньше был желтой ареной на полдороге в никуда, а превратился в часть изможденного войной городка где-то на Ближнем Востоке. Вывод о географическом местонахождении карты можно сделать, если хорошо посмотреть на плакат на стене у прохода под мост (от террористов) — легко заметить изображение человека, очень похожего на одного известного Саддама.
de_dust2
Если в первом dust’е баланс был существенно смещен в сторону контртеррористов, то на de_dust2 все совсем наоборот. Особенность карты состоит в том, что на ней невозможно полностью перекрыть обе точки закладки — к каждому bombplace ведут несколько путей, да и расположены они далековато друг от друга, из-за чего в случае непредвиденных обстоятельств оперативно добежать с одной базы на другую не удастся.
de_cbble
В отличие от de_dust2 оба bombplace’а карты находятся сравнительно близко друг к другу. Причем разделяет их одна комнатка, в которой контртеррористы могут отстреливать пробегающих с обеих сторон соперников. Кстати говоря, в Counter-Strike: Source часть двери, ведущей в упомянутую комнату со стороны дальней закладки, была убрана, из-за чего вести наблюдение за B стало проще.
При игре на интернет-серверах контртеррористы имеют хорошую возможность отсидеться в комнате над лестницей (напротив своей базы), а затем зайти в тыл к пробегавшим снизу террористам. Кроме того, CT могут провести атаку через туннель с левой стороны. Правда, вашим коварным планам может помешать всего один матерый снайпер, сидящий на вышке.
Террористы на этой карте в менее выгодном положении. На B ведет всего один проход, выход из которого зачастую хорошо оберегается вражеским снайпером. Пробиться к закладке будет практически невозможно, если враг сконцентрировал здесь все свои силы. Несмотря на это, захват А может стать для вашей команды еще более трудной задачей. В такой ситуации применима следующая тактика. В первые секунды раунда необходимо создать иллюзию вашего присутствия в каждой из стратегически важных точек и стараться выманить контртеррористов из занятых ими позиций. В какой-нибудь подходящий момент по команде лидера «go, go, go» всей командой атакуйте уже потерявших бдительность игроков CT.
de_aztec
Если в Condition Zero самой красивой картой была de_inferno, то в Source пальму первенства перехватило бессмертное творение Barney. De_aztec теперь действительно стала похожа на заброшенный город ацтеков. Кстати, по верованиям ацтеков, человеческая кровь — это пища богов. Так что теперь у игроков Counter-Strike появилась возможность принести в жертву богам своих соперников, размазав их по отстроенной на карте пирамиде.
На данный момент de_aztec выглядит именно так.
Начиная с самых первых версий баланс на карте смещен в сторону контртеррористов. Правда, в версии 1.6 создатели карты пытались выровнять стартовые преимущества команд, но все же задача CT мне видится более простой.
Еще один нюанс — это мост. CT могут без проблем контролировать мост, если часть террористов не начнет атаковать их позицию с воды. Для ребят сверху первый фактор страха — это шальные пули, второй — гранаты HE.
de_chateau
De_chateau — это типичный пример несбалансированных карт, на которых одна из сторон заведомо обладает преимуществом. В данном случае преимуществом обладает команда CT.
Перевалочный пункт для захода террористам в тыл.
Совет: если медленно выходить из окна, изображенного на рисунке, вы ступаете на тонкий выступ. По нему можно добраться до пригорка, после чего вы сможете перебраться на противоположную сторону относительно горы. Таким образом, вы сможете не только застать врага врасплох, но и существенно ускорить время перемещения из окна на точку закладки, расположенной внутри здания.
Как и вы, я очень надеюсь на появление в скором времени таких бессмертных творений, как de_inferno, de_nuke, de_storm, de_train, de_prodigy, сs_estate и cs_militia. Хотя если учитывать, что все это добро уже есть на моем жестком диске в зашифрованном виде, то мне осталось всего лишь развернуть кампанию по дешифровке.
В игре есть еще две «карты»: test_speakers, test_hardware. По крайней мере вы можете их загрузить посредством стандартной консольной команды changelevel.
Это интересно: по словам Эрика Джонсона из Valve Software, студия активно работает над портированием под Counter-Strike: Source нескольких классических уровней и созданием одной оригинальной карты. Одну воистину «оригинальную» карту они как-то уже сделали (все мы помним de_airstrip). Надеюсь, их теперешняя разработка будет чуть менее «оригинальной».
Общее впечатление от изменения местности Counter-Strike: исчезло угнетающее ощущение того, что нас направили на полевые учения на необитаемый остров, огороженный со всех сторон стеной. Конечно, со временем все эти бочки и сломанные машины, стоящие на вашем пути, начнут вас выводить из себя, но без них было хуже, чем с ними.
В Counter-Strike: Source, как и в Condition Zero, встроенные боты. Чтобы подправить скудный интеллект виртуальных игроков, введите bot_difficulty # (тут # от 0 до 3).Ниже представлен список основных консольных команд для управления ботами:
bot_add — добавить бота;
bot_add_ct — добавить бота в команду контртеррористов;
bot_add_t — добавить бота в команду террористов;
bot_join_team ct — боты присоединяются только за команду контртеррористов;
bot_join_team t — боты присоединяются только за команду террористов;
bot_kick — удалить из игры всех ботов или определенного бота (вводите его имя);
bot_quota # — общее количество ботов, где число # от 1 до 32;
bot_knives_only 1 — боты играют только на ножах;
bot_pistols_only 1 — боты используют только пистолеты;
Отныне трюк со скидкой бомбы под парапет не пройдет.
bot_snipers_only 1 — боты используют только снайперские винтовки;
bot_all_weapons — все оружие;
bot_allow_grenades 1 — гранаты;
bot_allow_machine_guns 1 — автоматы;
bot_allow_pistols 1 — пистолеты;
bot_allow_rifles 1 — винтовки;
bot_allow_shotguns 1 — дробовики;
bot_allow_snipers 1 — снайперские винтовки;
bot_allow_sub_machine_guns 1 — пулеметы;
bot_zombie 1 — боты не будут бегать и стрелять;
bot_chatter off (minimal, radio, normal) — установить степень болтливости бота;
bot_defer_to_human 0 — боты пытаются выполнить цель игры;
bot_stop 1 — заморозить ботов;
bot_memory_usage — отображает (в консоли) количество используемой для ботов памяти;
bot_show_nav — отображает границы навигационной сети;
bot_goto_mark — отсылает бота к указанной навигационной зоне;
nav_mark — отметить текущую навигационную зону для дальнейшего использования;
nav_save — сохранить текущую навигационную сеть;
nav_load — загрузить навигационную сеть.
Птичку жалко!
Пропажа курицы на cs_italy вызвала бурю возмущений среди фанатов Counter-Strike. Игроки требуют возвращения легендарной птицы и уже создали сайт www.bringbackthechickens.tk, который призван собрать вокруг себя всех недовольных отсутствием курицы. Авторы ресурса собирают подписи в специальной петиции, текст которой приведен ниже:
Bring back the chickens in cs_italy (put them in Counter-Strike: Source cs_italy).
Что интересно, сам создатель сs_italy DigiChaos на стороне протестующих. Скорее всего, Valve удовлетворит просьбу трудящихся, и курица будет возвращена на ее историческую родину.
Перед вами результаты работы оператора ПК с навыками владения АК-47.
«Детализированный» компьютер
Глобальная компьютеризация и стремительное внедрение высоких технологий в повседневную жизнь оставили свой отпечаток на cs_office. В наше время каждый ребенок знает, из чего состоит компьютер. Естественно, и в Valve об этом не забыли. Сообразив, что первым делом народ будет проверять интерактивность нового движка, разработчики наделили компьютеры способностью распадаться на детали. Постреляйте в железяки на cs_office, и вы увидите, как из системного блока по очереди вылетают звуковая карта, cd-rom, оперативная память, процессорный прибор для охлаждения, графический адаптер (отчетливо видно, что это Radeon 9800), два жестких диска и материнская плата (AGP Socket 939).
Этот изменчивый мир.
Одна из главных составляющих интересной игры в Counter-Strike — сбалансированная карта. С выходом Source Valve порадовала нас новостью о появлении динамически меняющихся карт, первой из которых стала cs_havana. В чем же особенность таких карт? Все предельно просто — каждый раунд какие-нибудь из возможных проходов на карте будут блокироваться. То есть теперь команды не могут раз за разом действовать одинаково, ведь никогда заранее не знаешь, какой путь открыт. Уверен, что подобные нововведения вызовут негодование у профессиональных игроков, но добавят веселья на интернет-серверах. Кстати, на данный момент cs_havana — единственная динамически меняющаяся карта.
Отличие всего одно, но зато какое весомое!
Житие мое
Перед вами хронология развития Counter-Strike.
Бета-версия 1.0 — 19 июня 1999
Бета-версия 1.1 — 27 июня 1999
Бета-версия 1.2 — 20 июля 1999
Бета-версия 2.0 — 13 августа 1999
Бета-версия 2.1 — 17 августа 1999
Бета-версия 3.0 — 14 сентября 1999
Бета-версия 3.1 — 16 сентября 1999
Бета-версия 4.0 — 5 ноября 1999
Бета-версия 4.1 — 1 декабря 1999
Бета-версия 5.0 — 23 декабря 1999
Бета-версия 5.2 — 10 января 2000
Бета-версия 6.0 — 10 марта 2000
Бета-версия 6.5 — 5 июня 2000
Бета-версия 6.6 — 22 июня 2000
Бета-версия 7.0 — 13 августа 2000
Бета-версия 7.1 — 26 августа 2000
Версия 1.0 — 8 ноября 2000
Версия 1.1 — 10 марта 2001
Версия 1.3 — 19 сентября 2001
Версия 1.4 — 24 апреля 2002
Версия 1.5 — 12 июня 2002
Версия 1.6 — 15 сентября 2003
Condition Zero — 23 марта 2004
Нет никакого криминала в том, чтобы в течение пяти лет радовать народ простым, но отточенным игровым процессом. Но надеяться, что эта формула станет залогом долголетия на века. По статистике, массовый покупатель гораздо охотней приобретает щенка с милой мордашкой, чем диковинную породу с нестандартной внешностью. Counter-Strike: Source напоминает такого щенка с бантиком на шее, усвоившего несколько современных приемов и использующего все свое обаяние для того, чтобы выпросить сладкую косточку.
Я не питаю восторженного оптимизма в отношении очередной реинкарнации Counter-Strike, и мне очень не хочется, чтобы игра, несмотря на всю свою популярность, завершила свое развитие, не оставив эволюционных потомков.