в каком году в составе боярской думы была учреждена избранная дума
ИЗБРАННАЯ РАДА
Понятие ввёл в оборот князь А. М. Курбский в «Истории о великом князе московском». Согласно Курбскому, Раду собрали вокруг царя А. Ф. Адашев и Сильвестр, гонения и опалы на этих двух лиц означали конец деятельности Избранная рада. Хотя понятие «Избранная рада» отсутствует в переписке Ивана IV с Курбским, оба оппонента отмечали в письмах ведущую роль Адашева, Сильвестра и близких к ним «советников» с противоположными оценками: уничижительно отрицательной у царя и возвышенно позитивной у князя-эмигранта.
В соответствии со сложившимися к середине XVI века порядками функционирования верховной власти Избранную раду следует считать Ближнюю думу Ивана IV. В своём первоначальном виде она сложилась в 1547-1549 годах под воздействием многих противоречивых факторов: формальное укрепление авторитета и личной власти юного монарха (венчание на царство в январе и женитьба в феврале 1547 года) происходило на фоне углублявшегося кризиса в политической элите (казни бояр и юных аристократов в июле 1546 года и январе 1547 года в связи с интригами князей Глинских); Московского восстания 1547 года; неудачи Казанского похода 1547-1548 годов; отсутствия достаточных средств в казне. Обострилось и приобрело всеобщий характер недовольство уездного дворянства, горожан, черносошных крестьян административными и судебными решениями наместников и волостелей, их злоупотреблениями, «насилиями» со стороны знати в поземельных и др. спорах. Начальная программа преобразований была сформулирована к т. н. Собору примирения в феврале 1549 года (традиционно считается в историографии первым земским собором), более пространный вариант реформ был рассмотрен на Стоглавом соборе 1551 года. Проекты вырабатывались в рамках деятельности Избранной рады, а также Боярской думы в целом при активном участии митрополита Макария, Сильвестра и др. духовных лиц.
Состав Избранной рады по сохранившимся источникам точно не определяется. Она была заметно больше по численности и представительству родовых кланов, чем Ближняя дума великого князя московского Василия III Ивановича в 1520-1530-х годах. Часть членов Избранной рады находилась в окружении царя в его первых поездках и походах, а др. члены Избранной рады оставались в Москве в составе боярских комиссий. В своей деятельности члены Избранной рады опирались на приказных людей, прежде всего царской казны, но также и дворцовых ведомств. Включение в «большую политику» незнатных молодых фаворитов или же молодых представителей знати происходило путём внеочередных пожалований должностей и думных чинов (родственники царицы А. Р. Захарьиной-Юрьевой из клана Захарьиных-Кошкиных) или же временного установления нового статусного чина («стряпчие в думе» А. Ф. Адашев и И. М. Вешняков в 1551 году). В рамках «политики примирения» принципиально изменился характер соперничества различных «партий»: после отстранения их лидеров от главных рычагов государственного управления прекратились казни, опалы с конфискацией имущества и вотчин, лишение думных чинов и репрессии против родственников.
Историю Избранной рады исследователи традиционно делят на 2 периода: с конца 1547 года до рубежа 1554 и 1555 года, с начала 1555 года до весны 1560 года. В 1-й период в рамках Избранной рады и Боярской думы в целом активно себя проявляли «кланы» Гедиминовичей (князья Бельские, И. Ф. Мстиславский, Булгаковы-Голицыны и Щенятевы), князей Воротынских, Оболенских (во главе с Д. И. Курлятевым), Захарьиных-Кошкиных (Захарьины-Юрьевы, Захарьины-Яковли), Морозовых, Воронцовых и др. Одним из главных координаторов восточной дипломатии и военной политики стал А. Ф. Адашев. Во время 2-го периода работы Избранной рады при сохранении в ней нескольких «групп влияния» Адашев стал главным координатором всей правительственной деятельности. При этом заметную роль в Избранной радн играли и др. фигуры (князь Ф. А. Булгаков-Куракин, князь Д. И. Курлятев, М. Я. Морозов, Ф. И. Умной-Колычев, И. В. Большой Шереметев и др.), а также представители верхушки приказного аппарата (казначей Ф. И. Сукин, дьяки И. Е. Цыплятев, И. М. Висковатый, Ю. Сидоров, С. М. Митрофанов-Нечаев), обеспечивавшего проведение реформ и реальное функционирование государственного управления.
Главным образом благодаря деятельности Избранной рады был составлен Судебник 1550 года, приняты новые законы, затрагивавшие основные проблемы жизни общества, сформирована сеть приказов, проведены реформы 1550-х годов, в т.ч. 2-й этап губной реформы 1530-1550-х годов, земская реформа 1555-1556 годов, отменены кормления, преобразована налогово-финансовая система, сформулированы правила местничества при воеводских назначениях (1550 год) и процедуры местнического суда, унифицированы нормы военной службы знати и всех слоёв дворянства в соответствии с размерами земельных владений и денежными выплатами (1556 год), создано стрелецкое войско.
Кардинальный просчёт А. Ф. Адашева в определении главных внешнеполитических целей и соотношения сил, а также усиливавшееся с конца 1550-х годов стремление царя «государить» самому, нараставшее недовольство Ивана IV стилем поведения своих советников из состава Избранной рады, постепенно растущая усталость дворянства от постоянных войн, определившаяся в начале 1560-х годов перспектива ведения войны на два фронта, обострившиеся противоречия между различными «партиями» внутри самой Избранной рады привели весной 1560 года к высылке Адашева из Москвы на театр Ливонской войны 1558-1583 годов, а затем и к полной его опале, что предопределило прекращение деятельности Избранной рады в её традиционном виде и прежнем составе.
БОЯРСКАЯ ДУМА
Высший совет феодальной аристократии при русских князьях и царях в X – начале XVIII вв. Термин введён в научный оборот российскими историками 18–19 вв.
В Древнерусском государстве X – начале XII вв. на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родоплеменной знати («старцы градские») решались религиозные вопросы (ею при Владимире решено введение человеческих жертв, вопрос о посылке для исследования веры, вопрос о принятии христианства греческого исповедания), законодательные вопросы. Дума (совет) участвовала в решении вопросов внутреннего государственного устройства, бояре участвуют в решении вопросов о распределении столов между князьями. Боярской думе принадлежало (вместе с вечем) право приглашать князя и рядиться с ним, участвовала в решении вопросов внешней политики, войны и мира: договоры заключаются от имени князя и его «светлых бояр». Также Думе выступала в роли высшего судебного органа. На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Строго регламента таких собраний неизвестно.
В период раздробленности Древнерусского государства в XII – нач. XIII вв. роль бояр значительно окрепла, вместе с тем и возросло значение Боярской Думы, которая пополнялась в том числе тысяцкими. Советоваться с боярами было для князя не столько формальной обязанностью, сколько практической необходимостью. Бояре считали себя вправе отказать князю в своем содействии, если дело задумано без их ведома, а князя, действовавшего без бояр, общество встречало с недоверием.
Боярскую думу в Киевской Руси XI—XIII вв. надо отличать от совещания князя со всей дружиной и от городового веча, на котором иногда также появлялся князь со своей дружиной. Боярская дума была третьей формой, отличавшейся от двух других тем, что она была постоянным учреждением. В обычном своем составе она была односословным советом, состоявшим из людей верхнего дружинного слоя, из бояр. Но в особых случаях в нее приглашались представители духовенства. Другой тенденцией этого времени стало то, что в думе князя XII и XIII вв. занимали важнейшие места должностные лица, служившие органами княжеского центрального и дворцового управления, а именно: дворецкий, печатник, стольник, меченоша, главный мечник и казначей. Происходило постепенное слияние аристократии и нарождавшегося служилого сословия.
Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского самодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр. Трансформация Боярской думы стала составной частью кардинальных перемен в общественно-государственном устройстве страны, связанной с формированием сословно-представительной монархии и укреплением централизованного государства. С образованием Русского централизованного государства она превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Систему центральных государственных органов управления образовывали совещательная Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные, военно-административные и судебные функции, и два исполнительных органа — Государев дворец и Государева казна. Четкого разделения управленческих функций не было. Дворец в основном ведал государевыми (дворцовыми) землями.
Для управления новой присоединенной территорией создавался свой дворец (Новгородский, Тверской и т.п.). Казна ведала преимущественно государственной печатью, финансами и внешней политикой.
Компетенции думы
Наряду с вопросами общегосударственной важности Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях и служебных назначениях, о всех, даже мелких, нарушениях закона. Для решения различных дел создавались комиссии, постановления которых приравнивались к решению Думы. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («приговор царя с бояры» или «царь указал и бояре приговорили»), иногда и в отсутствие государя, хотя в годы правления Ивана Грозного думцы не осмеливались брать на себя ответственность, предоставляя решение воле государя: для такого случая существовало особое выражение «бояре поговорили».
Главную роль в составлении и редактировании постановлений Боярской думы и царских указов, в организации работы канцелярии Думы и подведомственных ей центральных учреждений играли думные дьяки.
В конце XVI-начале XVII в. сохранялось положение Боярской думы как высшего законодательного органа при царе (зафиксированное в ст. 98 Царского судебника 1550 г.). Дума участвовала в принятии важнейших законов и внешней политики. Думой и церковными властями был утвержден Судебник 1589 г. Ею выносились приговоры о местничестве, важнейшем регуляторе служебных отношений в верхах господствующего класса. На заседаниях Думы вершился суд над государевыми «изменниками» и многое другое.
С падением роли дворцового ведомства в управлении страной и развитием системы общегосударственных приказов Боярская дума как высший правительственный «общегосударственный» орган власти берет на себя основные функции по руководству и контролю над приказами. В конце XVI в. Боярская дума, безусловно, руководила работой всех общегосударственных приказов.
Традиционно члены Боярской думы имели исключительное право вести переговоры с иностранными послами. Обычно для переговоров с иностранными послами назначались наиболее доверенные в правительстве бояре и окольничие. Но о результатах переговоров члены «ответных комиссий» должны были докладывать царю и всем боярам. Бояре возглавляли наиболее крупные и ответственные («великие») посольства в иностранные государства.
Состав думы
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий.
С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата»), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями.
Конец XVI и начало XVII в. были важной вехой в этом процессе. Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской). В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. В документах 1584-1605 гг. фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей, Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского.
Во главе важнейших приказов— Посольского, Разрядного и Поместного — традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными «секретарями» Боярской думы.
Во время крупных военных походов родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение высших командных постов в армии. Во главе полков в крупнейших походах стояли знатнейшие бояре Мстиславские,Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению служилого человека. Но цвет княжеско-боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине.
В крупных походах большой полк обычно возглавлял «первый» думный боярин (в конце XVI-начале XVII в. это были князья Мстиславские). Формально он выступал как главнокомандующий армией. Но военная власть «первого» боярина и воеводы могла существенно ограничиваться. Во время государевых походов с царем выступал его «двор» (царская гвардия), во главе которого стояли «дворовые воеводы», обычно из числа наиболее приближенных к особе государя лиц, его фаворитов. Уже в 1680-х гг. звание «дворового воеводы» прочно закрепляется в титулатуре Бориса Годунова. Главный воевода (первый воевода большого полка) обязан был держать совет и «промышлять» ратным делом вместе с «дворовым воеводой», т.е. признавалась власть в армии обоих воевод.
Правительственное значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона.
Боярская Дума в XVII в. – начале XVIII в.
Со второй половины XVII столетия в России появилась тенденция к абсолютистской форме правления. Царская власть все более стремилась к полной самостоятельности в решении государственных вопросов. В силу этого Боярская дума из соправительствующего с царем органа превращалась в высший приказно-бюрократический орган государственного аппарата, в распорядительную и судебную инстанцию, что было прописано в Соборном уложении 1649 г. Происходило значительное расширение состава Боярской Думы ( до 180 человек в 1688/89).
При этом с Боярской Думой царь советовался по всем важнейшим вопросам. Хотя и при Алексее Михайловиче, и при Федоре Алексеевиче число именных указов значительно превосходило количество царских указов с боярским приговором, основные законодательные акты и решения все равно проходили через Боярскую думу. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: «Царь указал, а бояре приговорили». Другой тенденцией стало то, что большинство решений принимались узким кругом приближенных советников – Ближней думой.
В конце XVII в. значение Боярской Думы стало падать, заседания проходили все реже, уменьшается численный состав (48 человек в 1713 г.). Боярская Дума прекратила свою деятельность при Петре I. Следует отметить, что не было специального указа о ликвидации Думы. С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург заседания прекратились. Также Петр I перестал «сказывать боярство», т.е. пополнять состав думы, и постепенная естественная убыль привела к ее исчезновению. Кроме того царем в 1711 г. был создан Сенат, фактически взявший на себя функции Боярской Думы.
Боярская дума
Боярская дума являлась продолжением и развитием княжеской думы X–XI века в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века.
Самостоятельной роли боярская дума не играла, являясь эквивалентом не собрания аристократии, а государственного совета, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно ярко проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».
Историк Степан Веселовский писал:
Ввиду распространённых представлений о боярской думе как учреждении следует напомнить, что у дворян, которых царь «пускал», или жаловал, к себе в думу, то есть в «советные люди», не было ни канцелярии, ни штата сотрудников, ни своего делопроизводства и архива решённых дел. Царь по своему усмотрению одних думцев назначал на воеводство в крупнейшие города государства — на Двину, в Архангельск, в Великий Новгород, Белгород, Казань, Астрахань и т. д., других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал, «приказывал» какое-либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. Так, можно сказать, что думный чин служилого человека свидетельствовал не о действительных служебных заслугах его, а об уровне, на котором он находился в среде правящих верхов государства.
Боярская дума просуществовала до начала XVIII века. В 1711 царь Пётр I создал новый орган государственного управления — Сенат.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Уложéнные комиссии — временные коллегиальные органы в России XVIII века, которые созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года. Всего было семь таких комиссий. Наиболее масштабная и значимая из них, фактически собрание сословных представителей, была созвана Екатериной II в 1767 году.
Боя́рин (ж. р. боя́рыня, мн. ч. боя́ре) — в узком смысле высший слой феодального общества в X—XVII веках в Болгарии, Древнерусском государстве, Галицко-Волынском государстве, Великом княжестве Московском, Великом княжестве Литовском, Сербии, Хорватии, Словении, Молдавском княжестве, Валахии, до 1864 года в Румынии.
В 1990-х годах в Российской Федерации насчитывалось свыше 1030 городов, в которых проживало 73 % населения.
Отказные книги — документы (юридические акты) об «отказе» (пожаловании; передаче в пользование) земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века.
Боярская дума: с X до XVII века
Боярская дума — это высший политический представительный орган власти, приближенный к правящей особе (князю или царю), который существовал в истории России с Древней Руси до конца XVII столетия. Такое вот определение
В этой статье мы кратко разберем его появление и эволюцию. Материал этой статьи крайне важен для подготовки к школьным экзаменам: к ВПР, ЕГЭ, ДВИ. Поэтому рекомендую дочитать статью до конца.
Боярская дума в Древней Руси
Когда появилась Боярская дума? Вопрос этот непростой. Большинство современных исследователей считают, что она появилась в X веке, в связи с образованием древнерусского государства, во времена правления князя Владимира I Святого (Красно Солнышка). В.О. Ключевский называл ее «Дружинной» думой, но также и Боярской. Она состояла из ближних к князю дружинников, а также «градских старцев». В последующем она была расширена за счет епископов, митрополита.
В XI — XII веках состав боярской думы стал меняться: в нее собственно уже стали входить бояре. Боярами назывались дружинники, которые получили земли, вотчины; старая родовая аристократия, которая также владела вотчинами. Именно они сосредоточили достаточно сильную власть и в ряде русских земель с наступлением политической раздробленности стали представлять реальную оппозицию власти князя.
В частности, так было в Галицко-Волынской земле, Киевской, Владимиро-Суздальской, Новгородской. В Новгороде так и вообще историки говорят о боярской республике. Как конкретно происходило взаимодействие между князем и боярами надо знать для всех школьных экзаменов. Кстати, я об этом рассказал в моем курсе «Сквозные темы: Подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов».
В дальнейшем, примерно, с XIV века в России формируются вотчинные государства в Твери, Москве и других княжествах. Это означает, что власть князя растет, ведь именно он представлял народ перед татаро-монголами. Наступает некий упадок Боярской думы, она становится собранием людей, которые просто исполняют волю князя. Так продолжается до Ивана III Великого.
Боярская дума в XV — XVI веках
При Иване 3 Боярская дума вновь расцветает благодаря распространению вотчин — родовых земельных владений. Великий князь всея Руси не мог управлять страной один. Ему нужны были ближние люди, советники, управленцы. Слой бояр пополнился из княжат — удельных князей, чьи уделы были присоединены к Московскому княжеству. Отчасти такое положение вещей было закреплено Судебником 1497 года. Как именно это происходило, рассказал в своем курсе «История России…», и «Сквозные темы…».
Великий князь Иван Третий Васильевич. Правил с 1462 года по 1505 год
Бывали случаи, что без бояр Иван Третий не принимал послов и не принимал важнейшие внешнеполитические решения. Это потому, что изменился его статус, чему немало поспособствовала его женитьба на Софье Палеолог. Кроме того, именно высшая аристократия — боярство, начинает концентрировать нити государственного управления. Ведь именно из их числа князь выбирал воевод для управления остальными городами. Это происходило на основании местничества. Сами эти воеводы содержались за счет кормлений.
При Иване 4 Грозном официальное положение было Боярской думы было закреплено Судебником 1550 года. В ее состав входило примерно 30 — 40 человек. Она выполняла управленческие функции: через специальные боярские комиссии, кроме того, каждый боярин руководил каким-либо приказом — центральным органом управления в Московском государстве. Даже в годы Опричнины первый русский царь считался с Боярской думой, выделив земщину.
Царь Иван 4 Грозный, правил с 1547 года по 1584 год
Наиболее важные, секретные вопросы, решали как правило 4 самых ближних к царю боярина. Боярская дума решала практически все внешнеполитические вопросы, она осуществляла и дипломатические функции, и судебные. Разумеется, все эти решения она принимала от имени правящего князя или (с 1547 года) царя. Царь мог посещать заседания Боярской думы, а мог и не посещать.
С 1549 года, с возникновением Земских соборов, а значит и сословно-представительной монархии, роль Боярской думы только возросла: она утверждала все его решения. В ее составе также начинают появляться не только представители высшей аристократии, но также высшие чиновники: окольничьи, дьяки, думные дворяне.
Боярская дума в XVII веках
Я думаю, что своего апогея Боярская дума достигла в эпоху Смутного времени. Так, например, когда Лжедмитрий I решил начать войну со Швецией, пытаясь выполнить свои обещания перед поляками, бояре воспротивились этому, и эта война так и не началась.
Более того, новый царь был избран из числа бояр — Василий Шуйский, которому тут же дали подписать крестоцеловальную запись.
Василий Шуйский, царь с 1606 по 1610 годы
Тем самым в истории России возникает реальная альтернатива ограничения царской власти властью бояр. Ну, а дальше, так и вообще начинается боярский произвол: они стригут Шуйского в 1610 году в монахи и сами становятся правителями Московского государства, одновременно присягая на верность польскому королю!
Царь Алексей Михайлович Романов. Даты правления 1645 — 1676
Разумеется, после избрания нового царя, новой царствующей династии — Романовых, боярское, родовое начало уходит в прошлое. Уже при царе Алексее Михайловиче возникают абсолютистские тенденции, которые были закреплены в Соборном уложении 1649 года. В последний раз она собралась в 1700 году, после чего была упразднена Петром Великим.
Заключение
Таким образом, Боярская дума вместе с князем, а в последующем, и царем, делила всё государственное управление. Более того, бояре всегда создавали оппозицию царской власти буквально все время своего существования. Пики этого противостояния приходятся на 12 век, период Опричнины и Смутного времени.
Бояре имели на это права в силу обычая, ведь этот орган власти так или иначе существовал с Древней Руси и восходил к древнему варяжскому обычаю, согласно которому любой дружинник мог бросить вызов конунгу и вызвать его на поединок. И если побеждал, то сам становился им!
Тем не менее это родовое начало не могло сосуществовать с империей, с абсолютной властью царя, что и предопределило ее падение. Однако, важно понимать, что родовое начало в управлении Россией сохранится и далее: в формате, например Верховного тайного совета при Екатерине I, или Негласного комитета — при Александре I.
Важно, понимать, что в этой статье я использовал множество исторических понятий, персоналий и терминов. Если для Вас — это темный лес, и Вы ничего не поняли, настоятельно рекомендую Вам мой основной курс по истории России для подготовки к ЕГЭ.