в каком году титаник утонул в атлантическом океане 15 апреля
В каком году утонул Титаник: дата и время крушения, описание корабля с фото, количество погибших людей и причины катастрофы
«Титаник» был одним из трех лайнеров класса «Олимпик», построенных в Белфасте. Работа над этим великаном началась 31 марта 1909 года. У него не было аналогов по размеру, конструкции и роскоши. Спустя три года строительство лайнера было завершено, и он отправился в свой первый путь из Саутгемптона в Нью-Йорк. На борту находилось более 2200 человек, из которых спаслось 700. В каком году утонул «Титаник» и как это произошло? Эти и многие другие вопросы до сих пор волнуют тысячи людей, не дают покоя ученым, историкам.
С чего все началось
В начале двадцатого века торговля и перевозка пассажиров по трансатлантическим путям была прибыльным делом. Судовые линии соперничали между собой, создавали комфортные и вместительные корабли. В те времена две крупнейшие компании конкурировали между собой. И в 1907 году фирма Cunard Line представила два новых судна: «Лузитанию» и «Мавританию». Они считались самыми быстроходными. Вторая компания, «Белая звезда», обратилась в «Харланд энд Вольф», которая построила для нее большинство судов. И тогда началась разработка крупнейших лайнеров. Главной задачей конструкторов было создать красивейшие и комфортные суда. В результате было решено построить три лайнера: «Олимпик», «Титаник» и «Британник». Первым на воду сошел «Олимпик», а затем началось строительство «Титаника».
Строительство судна
Строительство «Титаника» было начато в марте 1909 года компанией «Харланд энд Вольф» в Северной Ирландии. На воду лайнер спустили 31 марта 1911 года, а через год он прошел все ходовые испытания.
Корабль считался непотопляемым. Безопасность обеспечивали пятнадцать водонепроницаемых переборок в трюме, которые создавали шестнадцать отсеков. Лайнер имел двойное дно. Оно было разделено продольными и поперечными перегородками на 46 отсеков.
После окончания всех работ «Титаник» был оттранспортирован в Англию, откуда ему предстояло отправиться в свой первый и, как оказалось, последний путь. Мало кому известно, но во время строительства корабля, погибло восемь человек.
«Титаник» отличался от других судов роскошью. В нем были предусмотрены лифты, огромные обеденные залы, бассейн. Номера второго класса были сопоставимы с первоклассными каютами на других судах. Третий класс хоть и был скромным, но все еще оставался вполне комфортным.
Безопасность
Когда утонул «Титаник», весь мир был шокирован новостью, ведь никто не мог даже и подумать, что такая катастрофа может с ним произойти. В этом лайнере было продумано все, вплоть до возможного затопления судна. Для обеспечения безопасности, все двери должны были закрываться, изолируя затопленные отсеки. Разработчики лайнера утверждали, что даже при затоплении четырех отсеков, его плавучесть не будет нарушена. Из-за этой уникальной системы безопасности, лайнер считали непотопляемым.
Размеры и грузоподъемность
В те времена, когда утонул «Титаник», мало кто мог себе представить, что с непотопляемым судном произойдет такая трагедия. Однако были и те, кто считал, что гигант не сможет плыть. Это связано с его огромными размерами. Корабль был в длину 269 метров, в ширину – 28,2 метра. Грузоподъемность при полной загрузке составляла 52 000 тонн, вес без груза – 46 328 тонн.
Роковой маршрут
Так в каком году утонул «Титаник», предвещало ли что-то его крушение? В первые дни плавания лайнера ничего не предвещало беды. В океане был штиль, вода была на удивление спокойной.
10 апреля 1912 года лайнер отправился в свое первое путешествие. В городе Саутгемптоне, откуда плыл «Титаник», устроили настоящий праздник в честь этого события. Многие жители пришли посмотреть, как океанический гигант поплывет в свой первый рейс. На борту было множество известных, богатых людей.
В день отплытия корабль сделал остановку во Франции, в Шербуре. В городке порт оказался слишком маленьким, чтобы принять такого великана, но решением этой проблемы стала доставка людей на других судах.
Утром 11 апреля корабль совершил остановку в Куинстауне, затем в Ирландии, откуда он отправился в Нью-Йорк. В это время на борту лайнера находилось 2200 человек.
Последние часы
В каком году утонул «Титаник» и как это произошло? Трагедия случилась в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года.
Ночь была на удивление спокойной, ничего не предвещало беды. На океане был полный штиль. Вода была спокойной, но кое-где встречались айсберги. Курс корабля был немного изменен на юг, чтобы обойти опасный район. Скорость лайнер не снижал – 22 узла.
Первая версия
Как утонул «Титаник» на самом деле, до сих пор точно неизвестно. Одни считают, что причиной было столкновение с айсбергом, а другие, что это – заговор.
После кораблекрушения, были сформированы две правительственные команды, проводившие расследование произошедшего. Они пришли к выводу, что причиной гибели корабля стал именно айсберг, а не дефекты лайнера. По оценкам комиссий, судно утонуло полностью, без разломов. Хотя сейчас люди знают больше о том, как утонул «Титаник» на самом деле. Корабль был разрушен на 2 части.
В те годы виновником трагедии считали капитана лайнера – Эдварда Смита, погибшего вместе с командой. Эксперты обвинили его в том, что он не снизил скорость, проходя по опасному району с айсбергами у берегов Ньюфаундленда.
Находка века
Итак, теперь вы знаете, в каком году утонул «Титаник» и где примерно это произошло. Спустя больше полувека один из ученых решил найти судно и ему это удалось. В 1985 году Р. Баллард отыскал корабль на дне океана, на глубине четырех километров. В то же время он сделал сенсационное открытие, которое доказывало, что лайнер разломился пополам до потопления.
Ошибки конструкции
Почти всем известна точная дата, когда утонул «Титаник», но мало кто знает, почему это произошло. По официальной версии, катастрофа произошла в результате столкновения с айсбергом, но есть и другие теории. Одна из них – просчет в конструкции.
«Титаник» был построен очень быстро, в ответ на производство конкурентами нового поколения скоростных судов. По расчетам разработчиков, судно должно было держаться на воде, даже если четыре его отсека будет затоплено, что было удивительно для корабля таких размеров. Однако в ту роковую дату «Титаник» утонул, нашлась его ахиллесова пята.
Корабль был огромен и неповоротлив. Он не смог увернуться от столкновения с айсбергом. Льдина зацепила лайнер сбоку, пробив дыры в стальных пластинах. Вода затопила шесть отсеков и уже через пару часов «Титаник» пошел ко дну.
По мнению экспертов, во время строительства корабля применяли низкокачественные заклепки. Когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, стержни не выдержали нагрузку и треснули. Считается, что не случайно вода после затопления шести отсеков остановилась. Именно в месте остановки воды начались качественные заклепки.
В 2005 году была проведена очередная экспедиция. После осмотра того места, где утонул «Титаник», было установлено, что корабль накренился всего на 11 градусов, а не на 45, как считали ранее.
Пассажиры о трагедии
Шел 1912 год. Утонул «Титаник», и весть об этой трагедии быстро облетела весь мир. Спасшиеся пассажиры всю свою оставшуюся жизнь переживали эту трагедию. Корабль накренился несильно, из-за чего у пассажиров и команды не было ощущения опасности, большинство даже не понимало, насколько серьезна ситуация. Когда вода затопила достаточное количество отсеков носовой части, лайнер, оставаясь на плаву, раскололся на две части и стремительно затонул.
Шеф-повар Ч. Джугин находился возле кормы во время крушения и даже не заметил разлома корпуса. Он также не заметил огромной воронки, всплеска. С его слов, он спокойно отплыл от корабля, даже не намочив волос.
Те, кто находился в шлюпках, утверждали, что корабль высоко поднялся над водой. Эксперты говорят, что такое видение кормы могло быть оптическим обманом. При наклоне всего в 11 градусов, торчащие в воздухе винты высотой с двадцатиэтажное здание создают впечатление, что крен намного больше.
Трагедия столетий
О трагедии корабля знают все, но мало кто знает, какого числа утонул «Титаник». Эта трагедия, произошедшая в ночь с 14 на 15 апреля, унесла жизни более 1500 человек. В основном это были пассажиры третьего класса. А всего на лайнеры было более 2200 пассажиров.
А в каком океане утонул «Титаник», куда он плыл? Кораблекрушение произошло в Атлантическом океане. Лайнер следовал из Саутгемптона в Нью-Йорк, а затонул недалеко от Ньюфаундленда.
Сам айсберг, с которым столкнулся корабль, относится к «черным». Их особенность в том, что они переворачиваются таким образом, что на поверхности находится их темная сторона, из-за чего такие препятствия плохо видны. В ту роковую ночь, несмотря на спокойную воду, не было луны, и видимость была резко ограниченной. Ледяную глыбу заметили слишком поздно.
Кто виноват
Несс рассказал, что он увидел белые огни большого судна. Он подумал, что это береговая охрана США. Встреча с их судном ничего хорошего не сулила, поэтому капитан решил быстро покинуть запретные воды. Он видел белую ракету и подумал, что это сигнал с требованием остановиться. Вскоре была запущена еще одна, потом – третья. Несс испугался и приказал погасить все огни и изменить курс. Судно шло полным ходом и только утром сбавило обороты. Только 25 апреля капитан и вся команда узнали о гибели «Титаника».
Во время беседы с консулом капитана словно осенило, может эти белые ракеты и были сигналом бедствия? В тот же момент он отправился в каюту и стал проверять записи. Тогда Несс понял, что «Титаник» видел не «Калифорнию», а его судно. Кто бы мог подумать, что это не береговая охрана и, что белые ракеты – сигнал бедствия. На «Самсоне» было достаточно места, были шлюпки, катера – судно могло бы спасти всех, но оно уходило быстрым ходом от погибающих, спасая шкуры тюленей. В страхе Несс приказал всей команде молчать о произошедшем.
Спустя 50 лет капитан «Самсона» рассказал, что случилось на самом деле. И если ракеты были бы красными, он обязательно помог бы людям, подошел к ним. И только «Карпатия» смогла помочь «Титанику». В 3 часа 50 минут 15 апреля 1912 года «Карпатия» встретила первую шлюпку с людьми. К половине девятого утра был поднят на борт последний живой человек с «Титаника».
Обреченный «Титаник»
Сколько лет назад утонул «Титаник» и почему его назвали «обреченным»? С момента трагедии прошло чуть больше 106 лет. За это время «Титаник» стал для всего мира свидетельством человеческой беспечности, а название корабля – синонимом обреченных на неудачу авантюр.
Люди ни один год пытались найти затонувшее судно и достать богатства, хранившиеся на нем. И только в 1985 году удалось отыскать затонувший корабль. В результате работ водолазов удалось установить, что «Титаник» разломился на три части. Его обломки были разбросаны на территории площадью 1600 кв. метров.
Ученые мечтают поднять судно и устроить музей, но пока эта идея не может быть реализована. А ведь подъем лайнера с глубины помог бы ответить на многие вопросы, раскрыть немало тайн, которые хранятся под толщей воды Атлантического океана вторую сотню лет.
Крушение «Титаника»: Как человечество уходило на дно
Гибель «Титаника в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года – событие настолько же невероятное, насколько и типичное для «экипажа» другого большого корабля – планеты Земля…
Совершенно невероятная, словно из романа взятая смесь разгильдяйства и героизма, самоуверенности и подвига, трусости и верности – таковой предстаёт катастрофа самого большого корабля своего времени, когда углубляешься в её историю. И люди, люди! Которые проявили себя в ней во всей высоте и всей низости своего естества. Как будто само человечество собралось на борту «Титаника» в одной своей, полноценной как океан, капле, чтобы явить строгому Судие и лучшие, и худшие свои качества…
Неуникальная уникальная трагедия
Например, в ноябре 1941 года фашистский торпедоносец потопил советское госпитальное судно «Армения». И за те 4 минуты, что оно тонуло после попадания торпеды, из 5 тысяч человек спастись удалось только восьмерым. В 1945 году ответ посетил и фашистов: подлодка капитана Маринеско потопила вооружённый круизный лайнер «Вильгельм Густлоф», вместе с которым на дно ушло от 6 до 9 тысяч человек. Да и в мирное время трагедию «Титаника» превзошла катастрофа филиппинского парома «Донья Пас» 20 декабря 1987 года, унёсшая жизни более 4000 человек.
Сравнить с «Титаником», где погибло от 1490 до 1635 пассажиров и членов экипажа…
Но «Титаник» был – первым. Случившееся с ним было шоком.
И прежде всего из-за второго важнейшего обстоятельства: морская катастрофа с ним была немыслимой. Нет, правильно вот так: НЕ-МЫС-ЛИ-МОЙ!
Эти два фактора и сделали гибель его едва ли не самым известным событием в истории флотов всех стран и народов.
Как оказалось, нашлись такие силы. Которым удалось затопить шесть из четырёх водонепроницаемых отсеков непотопляемого судна.
Правда, силами этими оказались… люди.
Люди, которые вели судно к трагедии
Первое и главное: из-за убеждения, что с кораблём не может случится ничего действительно опасного, его не снабдили достаточным количеством спасательных шлюпок. При общей вместимости борта в 2400 человек на них могли разместиться менее половины – 1178. Почему так? Да просто всё: иначе сплошная шеренга шлюпок мешала бы пассажирам наслаждаться панорамным видом на море.
Морская катастрофа с «Титаником» считалась немыслимой. Фото: Anton_Ivanov/ Shutterstock.com
Возможно, снизить число жертв могла бы соответствующая подготовка экипажа и пассажиров к действиям в экстремальной ситуации. Но экипаж сам был неподготовленным, а учения с пассажирами, которые, по иронии судьбы, на 14 апреля были как раз назначены, попросту отменили. Чтобы не портить никому настроение.
Дальше череда ошибок и прямого проявления разгильдяйства командования и экипажа вызывает на ум только старую русскую поговорку: «Разиня растяпе в рот заехал».
Обидели помощника капитана, списали на берег. А он прихватил с собою ключи от сейфа, где хранились бинокли. Соответственно, вперёдсмотрящие слишком поздно увидели вырастающий по курсу айсберг.
Погодные условия сложились такие, что плавучие льды от Лабрадора спустились довольно далеко на юг, выйдя на трансатлантические трассы. Но на сигналы по радио, которыми суда, проходившие близ Большой Ньюфаундлендской банки информировали об аномально большом скоплении айсбергов, на «Титанике» не обращали внимания.
Или же радист, занятый передачей платных телеграмм от пассажиров, не передавал их вахтенным на мостик или капитану. Джек Филлипс, как звали радиста, вообще посоветовал коллеге с парохода «Калифорниэн» заткнуться со своими предупреждениями, ибо у него «связь с мысом Рейс!». Тот пожал плечами, выключил связь и отправился спать. И из-за этого единственный корабль, который мог за пару часов дойти до тонущего «Титаника» и спасти всех, и даже видел запускавшиеся с него ракеты, все сигналы СОС с него благополучно проворонил. К тому же ракеты запускались белые – на гибнущем судне красных, тревожных, не оказалось!
Наконец, сам «Титаник» пёр к своей судьбе на полных оборотах и почти на предельной скорости – 22 с половиною узла. Так ведь капитан Смит торопился! Не то чтобы рекорд поставить, а по заданию владельцев судна показать, как быстро «Титаник» может преодолевать Атлантику. Это мол, не две недели на обычном пароходике по морю чапать, по стенам бегая от скуки. Реклама – двигатель торговли…
Люди, которые ошибались
Вперёдсмотрящий Фредерик Флит увидел айсберг всего в трёх с половиной кабельтовых (650 метрах) по курсу. Срочный сигнал тревоги помог только не врезаться в ледяную гору носом – законы массы и инерции никто не отменял, а вода является крайне плохим тормозящим покрытием. Лайнер задел подводную часть айсберга правым бортом по касательной. Металл не прорезался, как часто говорят, но промялся. Будь борт сварным, быть может, ничего бы последующего и не случилось. Но для постройки корабля было использовано 3 миллиона заклёпок, большинство из которых сделали вручную, и не всегда из качественной стали. Впрочем, технологии сварки кораблей тогда и не знали.
Здесь нельзя не привести строки из последующих воспоминаний Джека Тэйера, как раз в это время вышедшего на шлюпочную палубу: «Была ясная ночь, полная звёзд. Луны не было, но я никогда не видел, чтобы звёзды светили так ярко. Казалось, они буквально выступают из небосвода. Они сверкали, как бриллианты… Это была ночь, когда человек испытывает радость от того, что он живёт».
Командный состав корабля «Титиник». Фото: Rr Auction/Whitehotpix / Globallookpress
Вот на этом фоне эта радость и сменилась холодным ужасом смерти для тысяч пассажиров…
Под этим звёздами экипаж и развернул борьбу за спасение тех, кого можно. И хотя сами матросы были информированы, что «жить нам осталось менее получаса», они старательно таили эту истину от пассажиров, чтобы не вызвать паники. Это было главное требование капитана Смита – не вызвать паники!
И, кажется, с этим переборщили. Так как стюарды никому не сообщали, что судно терпит бедствие, на призывы одеться потеплее и выходить на шлюпочную палубу далеко не все пассажиры отвечали готовностью. Кто-то, глядя на их старательно спокойствие, им не верил, кто-то предпочитал пересидеть тревогу в тёплых каютах, кто-то требовал объяснений, а когда не получал их, просто посылал посланцев беды подальше и действовал по собственному разумению. Пассажирам третьего класса вообще не объясняли ничего, так что те, предоставленные самим себе, вообще оценили опасность лишь тогда, когда увидели подступающую воду. Но третий класс был изолирован от верхних палуб чугунными воротами.
И, как многие расценили уже потом, очень фатально ошибались капитан и оба его главных помощника. Капитан Смит вообще утратил связь с действительностью и практически самоустранился от командования спасательной операцией. Его помощники Мёрдок и Лайтоллер по-разному поняли его кивок в ответ на вопрос, не пора ли сажать женщин и детей в шлюпки. Первый решил, что можно допускать мужчин, если оставались места после размещения женщин и детей, второй же доходил до того, что отгонял тех пистолетом, а шлюпки в итоге спускались полупустыми.
Люди, которые ушли с честью
Когда корабль сильно просел носом в воду, дошло и до самых упрямых. Что дело худо. Но часто было уже поздно. Немало матросов и стюардов погибли, пытаясь, но не успев вывести людей наверх. Погибли трюмные механики, до последнего стравливая пар из одних котлов, чтобы они не взорвались под потоками ледяной воды, и до последнего же поддерживая другие, чтобы на корабле оставался свет и тепло.
В один момент всё же началась паника. Люди забегали по палубе в поисках свободных шлюпок или хоть чего-то, похожего на спасательные средства. И вот тут и начало проявляться то, от чего трагедия «Титаника» стала и, видимо, до конца жизни человечества будет оставаться одной из вех в истории. Несмотря на тысячи пережитых и описанных трагедий, начиная от Эдипов и Кориоланов. Ибо в ней сама природа человека – и человечества – себя проявила типически, но одновременно и эпически. Подчас буквально с назидательным эффектом.
Одни прыгали в шлюпки, нимало не заботясь о риске покалечить сидящих в них людей. Другие отталкивали вёслами тех, кто пытался вцепиться в борта, так как боялись перевернуться сами. Какой-то мужчина пробивался в шлюпку, набросив на голову шаль, чтобы казаться женщиной. А другой в последний момент забрасывал на последнее место в шлюпке незнакомую даму, сам оставаясь на верную гибель.
15 апреля 1912 года. Северная Атлантика. Выжившие после крушения RMS Titanic подходят к RMS Carpathia. Фото: Rr Auction/Whitehotpix / Globallookpress
И на верную гибель оставались матросы, стоявшие у выходов на шлюпочную палубу, чтобы обеспечить пропуск на неё только женщин и детей. И ещё уговаривали паникующих представителей сильного пола оставаться сильными…
Главный кассир «Титаника», русский дворянин, отставной капитан и анненский кавалер Михаил Жадовской отдал зарезервированное ему по должности место в шлюпке пассажирке третьего класса из Франции. Всю кассу и документацию он передал уходившему на шлюпке боцману со словами: «Мне уж за шестьдесят, жить всё равно осталось немного». Вроде как оправдывался…
Кстати, русских и выходцев из Российской империи среди пассажиров «Титаника» было по меньшей мере 52 человека.
Многие сохраняли хладнокровие. Так, группа дам и джентльменов села за ломберный стол и стала играть в карты. Кто-то, устроившись в кресле, читал. Конструктор корабля Томас Эндрюс был замечен спокойно покуривавшим и рассматривающим картину, висевшую над камином. Капитан Эдвард Смит оставался на мостике, уходя на дно вместе со своим кораблём.
А кто-то исполнял более высокий долг, нежели служебный. То, что называется простым словом «подвиг».
Отец Томас Байлс исповедовал и причащал тех, кто остался на корабле, сам дважды отказавшись занять место в шлюпке.
Капитан Эдвард Смит остался на мостике и ушёл на дно вместе со своим кораблём. Фото: Mary Evans Picture Library / Globallookpress
И конечно же, бессмертен подвиг судового оркестра. Который во время спасательных действий играл различные мелодии, чтобы люди держались психикой за нечто привычное и не поддавались панике. А во время эвакуации начал исполнять гимн «Ближе, Господь, к Тебе»:
Там лестница наверх, к свету ведёт.
Страхи оставлю здесь, вся печаль сойдёт.
С ангелом за руку вверх я взойду к звезде:
Ближе, Господь к Тебе,
Ближе к Тебе.
Через две недели тело руководителя группы из восьми музыкантов Уоллеса Хартли нашли. К нему была привязана скрипка…
Этот день в истории: 15 апреля 1912 года — гибель «Титаника»
15 апреля 1912 года в Северной Атлантике затонул самый крупный и самый современный на тот момент «непотопляемый» пассажирский пароход «Титаник». При крушении погибло почти 1500 человек.
«Титаник» — один из крупнейших и наиболее роскошных морских лайнеров был построен в 1912 году по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». Он поражал своими размерами и архитектурным совершенством. Его длина, как писали газеты того времени, была равна длине трех городских кварталов, высота двигателя — высоте трехэтажного дома, а якорь для «Титаника» по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей. Компания «Уайт Стар» называла корабль не иначе, как «непотопляемый», обещая пассажирам полную безопасность. Но спустя всего лишь несколько месяцев в первом же рейсе «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул.
14 апреля 1912 года лайнер находился в Северной части Атлантики на приблизительной широте 41°N и уже преодолел две трети пути до Нью-Йорка. С 9:00 радисты «Титаника» начали получать сообщения об айсбергах и ледяных полях с их координатами. Из семи ледовых предупреждений на мостик были переданы только четыре. В результате курс судна был скорректирован, однако скорость оставалась почти предельной — около 22 узлов.
В 23:39 14 апреля вперёдсмотрящий Фредерик Флит заметил прямо по курсу примерно в 650 м айсберг. Ударив трижды в колокол, он доложил по телефону на мостик, где несли вахту шестой помощник Джеймс Муди и первый помощник Уильям Мёрдок. Мёрдок отдал команду «Лево на борт» и перевёл рукоятки машинных телеграфов в положение «Стоп машина». Чуть позже, чтобы лайнер не задел айсберг кормой, он скомандовал «Право на борт». Однако «Титаник» был слишком велик для быстрого манёвра, пароход продолжал двигаться по инерции ещё 25—30 секунд, прежде чем его нос не начал медленно отклоняться влево. В 23:40 «Титаник» по касательной столкнулся с айсбергом. В результате столкновения в обшивке правого борта образовалось шесть пробоин суммарной длиной около 90 м. В результате контакта с айсбергом повреждёнными оказались пять носовых отсеков, на что система непотопляемости лайнера не была рассчитана. Конструктор Томас Эндрюс, вызванный капитаном для консультации, заявил, что корабль может оставаться на плаву не более полутора часов.
В 0:05 15 апреля капитан Эдвард Джон Смит приказал экипажу готовить спасательные шлюпки к спуску, затем зашёл в радиорубку и приказал радистам передавать в эфир сигнал бедствия. Посадка первых пассажиров в шлюпки началась около 0:20, в них по приказу капитана сажали в первую очередь детей и женщин. Поскольку пассажирами столкновение практически не ощущалось, они неохотно покидали корабль, на котором внешне было всё в порядке: перебоев с электричеством не возникало, дифферент на нос в течение первого часа рос незначительно. Чтобы не началась паника, члены экипажа сообщали, что эвакуация проводится в качестве меры предосторожности. Посадкой пассажиров в шлюпки руководили помощники капитана. В течение первого часа были эвакуированы лишь 180 человек, шлюпки спускались полупустыми, члены команды лайнера даже не были осведомлены об их вместимости.
В 1:20 вода стала затоплять полубак. В это время появились первые признаки паники. Эвакуация пошла быстрее. В шлюпки садились люди, которые ещё недавно категорически отказывались. Тем временем пассажиры третьего класса не везде могли подняться наверх из-за того, что неосведомлённая о гибельном положении охрана не отпирала решётки, изолирующие их от помещений первого и второго классов.
На сигнал бедствия откликнулись и отправились на место бедствия 7 судов. Из них ближе всех (примерно в 93 км) находился пароход «Карпатия». Направляясь к тонущему «Титанику», он развил предельную для себя скорость 14 узлов.
После 1:30 дифферент на нос стал быстро расти, на борту началась паника. Шлюпки на корме по правому борту были спущены переполненными. Экипаж всеми силами старался сдержать натиск толпы и пропустить в шлюпки первыми женщин и детей. Пятый помощник Гарольд Лоу был вынужден сделать три предупредительных выстрела в воздух для усмирения обезумевшей толпы. Члены машинной команды не прекращали работу. Усилиями котельщиков, машинистов, механиков в системе поддерживалось давление пара, необходимое для выработки электроэнергии и работы насосов, откачивающих воду.
После 2:05 была спущена последняя шлюпка, около 2:10 вода начала затоплять шлюпочную палубу и капитанский мостик. Оставшиеся на борту 1500 человек ринулись в сторону кормы. Дифферент стал расти на глазах, в 2:15 обрушилась первая дымовая труба. В 2:16 отключилась электроэнергия. В 2:18 при дифференте на нос около 23° лайнер разломился. Носовая часть, отвалившись, сразу пошла ко дну, а корма заполнилась водой и затонула через две минуты. В 2:20 «Титаник» полностью скрылся под водой.
Сотни человек выплыли на поверхность, но почти все они быстро погибли от переохлаждения: температура воды составляла −2 °С. На двух складных шлюпках, которые не успели спустить с лайнера, спаслось порядка 45 человек. Ещё восемь были спасены двумя вернувшимися на место крушения шлюпками (№ 4 и № 14). Спустя полтора часа после полного погружения «Титаника» на место бедствия прибыл пароход «Карпатия» и подобрал 712 выживших в крушении. Крушение «Титаника» унесло по меньшей мере 1496 жизней.