в каком году сталин подарил карабах азербайджану
О принадлежности Нагорного Карабаха к Азербайджан
Нагорный Карабах переходил из рук в руки. И этот Кавказский узел развязал И.В.Сталин.
5 июля на заседании пленума Кавбюро появляется Сталин. Из протокола №12 заседания пленума Кавбюро: «5 июля 1921 года. Присутствуют: член ЦК РКП Сталин, члены Кавбюро товарищи Орджоникидзе, Махарадзе, Киров, Назаретян, Орахелашвили, Фигатнер, Нариманов и Мясников, наркоминдел АССР Гусейнов. Слушали. Товарищи Орджоникидзе и Назаретян возбуждают вопрос о пересмотре постановлений предыдущего Пленума о Карабахе. Постановили: 2 (а). Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи верхнего и нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах АССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в городе Шуше, входящей в состав автономной области»
Документ № 10: Карабахский вопрос — Из протокола заседания пленума кавбюро РКП(б) 5 июля 1921 г.
Так Нагорный Карабах вошёл в историю Азербайджанской ССР и находится его составе до сегодняшних дней.
Рассуждения о том, что с незапамятных времён в Нагорном Карабахе проживали армяне верны. Но не только армяне населяли этот регион.
Там жили люди многих кавказских национальностей.
Как бы там ни было, до сегодняшних дней Нагорный Карабах,
как бы он сам себя не называл, входит в состав Азербайджана.
Стоит напомнить.
Азербайджа;н (азерб. Az;rbaycan), официальное название — Азербайджа;нская Респу;блика.
Площадь: 86 600 км;
Население: 10 127 874 чел. (1 августа 2019 г.)
Столица: Баку
Крупнейшие города: Степанакерт, Гянджа, Нахичевань, Сумгайыт, Ленкорань, Мингечевир, Ширван, Хырдалан.
Многие переписывают историю Нагорного Карабаха начиная с древних времён,
намеренно вовлекая людей жалостливые истории происходящие на этих землях,
но никто конкретно и чётко не пишет, какому государству принадлежат земли Н. Карабаха.
Исходя из вышеизложенного, каждый человек может дать собственную оценку военному конфликту на территории Азербайджана,
который длился с 27 сентября — 10 ноября 2020 г. и унёс много жизней армянского и азербайджанского народа.
Уже написана поэтапная история начала венного конфликта на территории Азербайджана.
Открыто официально написано в источниках:
Политическую и военную поддержку Азербайджану оказывает Турция, предоставляющая ему военную технику, советников и инструкторов[35][28].
На стороне НКР также зафиксировано участие добровольцев из Франции,[37][38] Ливана, Сирии и стран Латинской Америки[39].
10 ноября 2020 года было опубликовано совместное заявление президента Азербайджанской Республики, премьер-министра Республики Армения и президента Российской Федерации о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта с 00 часов 00 минут по московскому времени 10 ноября 2020 года[47]. Соглашение о мире в Нагорном Карабахе, подписанное Арменией, Азербайджаном и Россией, предусматривает ввод российских миротворцев, вывод армянских сил из прилегающих к Нагорному Карабаху районов и оставления под контролем Азербайджана части территории Нагорного Карабаха, в том числе города Шуша[48].
Использованы общедоступные документы по данной теме,
которые опубликованы в свободном доступе в интернете.
Сегодня идёт разбор » полётов » и каждая сторона выражает свои личные, субъективные суждения о произошедшем печальном, трагическом событии.
История Азербайджана
Научно-популярный портал по истории Азербайджана
Подарил Н.Карабах Азербайджану? Сталин и территориальная целостность АзССР
И.Нифталиев
В издаваемых с конца 80-х годов ХХ века в Армении академических трудах и монографиях делается попытка доказать, что именно И.Сталин в начале 20-х годов ХХ века передал Азербайджанской ССР армянские якобы земли Нагорный Карабах и Нахчыван.
Появление в этот период такого рода публикаций было не случайным, так как со второй половины 80-х годов ХХ века в СССР на страницах союзной печати под флагом “перестройки”, “нового мышления” началась мощная волна антисталинской критики, на которого удобно было списать все издержки тоталитарной коммунистической системы, в том числе и в области межнациональных отношений.
После оккупации Северного Азербайджана в апреле 1920 года российской ХI Красной Армией армянские притязания на азербайджанские земли в Карабахе, Зангезуре и Нахчыване не прекратились. Советская Россия, вынашивавшая планы аннексии всего Южного Кавказа, выступила в роли посредника в решении данного конфликта.
Среди лидеров Советской России, активно участвовавших в этом процессе, был И.Сталин, который в 1917-1922 годах возглавлял Комиссариат по делам национальностей РСФСР. Будучи политическим деятелем с имперским мышлением, Сталин прекрасно понимал, что страна, которая находится в состоянии гражданской войны и переживает экономическую депрессию, нуждается в межнациональном мире и стабильности. При разрешении межнациональных конфликтов у Сталина всегда доминировали соображения политической целесообразности.
Как свидетельствуют архивные документы, в период 1920-1921 гг. телеграммы и доклады в Центр по территориальным вопросам в армяно-азербайджанском конфликте имели четких адресатов И.Сталин и Г.Чичерин.
И это вполне объяснимо, так как первый был наркомом по делам национальностей, а второй наркомом иностранных дел РСФСР. В основном телеграммы, посылаемые в Центр, были за подписью Г.Орджоникидзе, на которого Ленин возложил курирование внутренней и внешней политики Азербайджанской ССР. Именно Орджоникидзе впервые в своей телеграмме, направленной в середине 1920 года Сталину и Чичерину, предлагал выделить Нагорный Карабах в автономную область в составе Азербайджанской ССР.
В свою очередь, впервые свою позицию в армяноазербайджанском территориальном конфликте Сталин изложил в телеграмме С.Орджоникидзе 8 июля 1920 г.: “Мое мнение таково, что нельзя без конца лавировать между сторонами, нужно поддерживать одну из сторон, в данном случае Азербайджан с Турцией. Я говорил с Лениным, он не возражает”.
Однако Сталин подходил к решению территориальных вопросов с точки зрения политической конъюктуры. Подтверждением служит выступление Сталина на объединенном заседании ЦК АКП (б), БК АКП (б), Кавбюро ЦК РКП (б), Азревкома и Бакисполкома 9 ноября 1920 года, где обсуждался вопрос о территориях Азербайджанской ССР, на которые претендовала дашнакская Армения.
В своем выступлении Сталин сказал: “Если хотят узнать, кому принадлежат долина Зангезур и Нахичевань, то теперешнему правительству Армении их передавать нельзя, будет советская, тогда можно будет”.
Из этого заявления Сталина становится ясно, что план передачи Нахчывана и Зангезура Армении был подготовлен высшим большевистским руководством в Москве еще до советизации Южного Кавказа.
Претворение этих планов в жизнь началось сразу же после образования Армянской ССР в конце ноября 1920 года. В статье “Да здравствует Советская Армения”, опубликованной в газете “Правда” 4 декабря 1920 г. Сталин, грубо исказив текст декларации Баксовета от 1 декабря 1920 г., торжественно провозгласил передачу Зангезура, Нахчывана и Карабаха Советской Армении.
Существует искусственно созданный армянскими историками и прочно внедренный в сознание широкой общественности миф о том, что якобы известное решение июльского пленума Кавбюро ЦК РКП (б) 1921 года по Нагорному Карабаху было навязано Сталиным.
В первые месяцы “карабахского конфликта” армянами был использован довольно простой и, как позже выяснилось, эффективный прием создана и активно пропагандировалась “историческая легенда” о том, что 4 июля 1921 года пленум Кавказского бюро ЦК РКП(б) постановил включить Нагорный Карабах в состав Армении, но в результате вмешательства Сталина пленум на своем заседании 5 июля 1921 года принял противоположное решение, “оставив” Нагорный Карабах в Азербайджанской ССР.
По этой причине автономный статус Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР трактовался Ереваном как одно из тяжких последствий сталинизма, что само по себе уже предопределило позицию и отношение советской общественности к искусственно созданной и на все лады муссируемой карабахской проблеме.
Рассмотрим роль Сталина в этой проблеме, опираясь на документальные факты. Согласно биографической хронике, Сталин с конца мая 1921 года находился на отдыхе в Нальчике. Примерно за неделю до рассмотрения вопроса о Нагорном Карабахе в конце июня 1921 г. он прервал отдых и приехал в Тифлис. Здесь надо отметить, что Сталин присутствовал в Тифлисе также в связи с претензиями к Грузии со стороны армян, которые требовали Ахалкалакский и Борчалинский уезды.
Представитель Армянской ССР А.Бекзадян на заседании комиссии по определению границ между республиками Южного Кавказа в Тифлисе заявил 25 июня 1921 года: “Ныне, не располагая достаточной территорией, Армения как политически самостоятельная единица существовать не может. Ввиду этого обстоятельства находим крайне необходимым произвести территориальные прирезки от соседних республик Азербайджана и Грузии в пользу Армении”.
В протоколе заседания отмечено, что во время свидания Мясникова и Бекзадяна со Сталиным эта точка зрения последним разделялась. Таким образом, Сталин, прибыв в Тифлис и участвуя в заседаниях пленума Кавбюро ЦК РКП (б), уже имел беседы с армянской стороной, был в курсе ее претензий к соседним республикам и поддерживал идею расширения территории Армянской ССР за счет Азербайджанской ССР.
Со 2 по 7 июля 1921 года Сталин участвовал в работе пленума Кавбюро ЦК РКП (б) как нарком по делам национальностей и представитель Центра.
Следует отметить, что он, хотя и присутствовал при обсуждении карабахской проблемы, однако не выступал и не принимал участия в голосовании. Интересно также, что именно 4 июля Ленин направил в Тифлис телеграмму Орджоникидзе, в которой сказано: “Удивлен, что вы отрываете Сталина от отдыха. Сталину надо бы ещё отдохнуть“.
Это показывает, что Сталин принимал участие в работе заседания Кавбюро ЦК РКП (б) 4-5 июля 1921 г. без ведома Ленина, но по требованию Орджоникидзе.
Таким образом, армянская версия о том, что якобы Сталин “подарил Нагорный Карабах Азербайджану”, исходя из каких-то особых симпатий к азербайджанцам, беспочвенны. Сталин прекрасно понимал, что Нагорный Карабах служил разменной монетой в большой стратегической игре, сутью которой было скорейшее создание на Южном Кавказе советских республик с перспективой их последующего включения в единое многонациональное, а фактически унитарное Советское государство.
Данные доводы верны и при рассмотрении роли Сталина в решении вопроса статуса Нахчывана. Версия о сговоре Советской России и Турции в войне против Армении служит у армянских авторов главным обоснованием свержения дашнакского правительства в ноябре 1920 г. Составной частью этой политики, по мнению тех же авторов, явилось принесение Советской Россией “армянских земель” Нахчывана и Карабаха в жертву Азербайджану ввиду собственной военной слабости в обмен на продолжение Ататюрком войны против агрессии Антанты.
Давая оценку Московскому договору 1921 г. между Турцией и Советской Россией, эти авторы, искажая условия его 3-го пункта, пишут о “вхождении Нахчывана в состав Азербайджана” и обвиняют Турцию в развязывании войны против Армении, захвате якобы её территорий.
Объявляя Сталина основным виновником решения вопроса о Нахчыване в пользу Азербайджана, армянские исследователи часто ссылаются на мемуары участника Московской конференции, члена турецкой делегации Фуата Джебесоя, который в своих воспоминаниях писал: “Наше соглашение с Чичериным состоялось в результате вмешательства Сталина. Трудности, возникшие в ходе переговоров, также были преодолены в результате вмешательства Сталина“.
А трудности в переговорах создавали необоснованные требования наркома иностранных дел Советской России Чичерина к турецкой стороне об очищении Вана, Битлиса, Муша и других турецких провинций от многочисленного мусульманского населения для их передачи Армении. Поэтому в телеграмме на имя Ленина от 12 февраля 1921 г. Сталин призвал его “запретить Чичерину посылку нот туркам под диктовку националистически настроенных армян“.
Подобная позиция Сталина отнюдь не вызвана особыми симпатиями к туркам. Свидетельство тому письмо полномочного представителя Армянской ССР в РСФСР С.Тер-Габриеляна о его беседе со Сталиным, направленное 15 января 1921 года в ЦК КП Армении: “…беседовал с ним очень долго. Сталин, как видно, и другие товарищи значительно изменили свое отношение к турецкому движению, благодаря того довольно вызывающего тона, каким они стали говорить с Россией. Сталин в категоричной форме заявил, что разговора о Нахичевани не может быть, Нахичевань будет в Советской Армении”.
Причиной изменения позиции Сталина было международное положение Советской России. Продолжающаяся гражданская война в стране, неудачи на польском фронте и, наконец, захват дашнаками власти в “советской” Армении в феврале 1921 г., т.е. прямо накануне Московской конференции, вынуждали большевистское руководство во главе с Лениным быть более уступчивым. С другой стороны, в 1921 году Сталин еще не обладал той властью, которая давала бы ему право решающего голоса в таких важных вопросах.
В целом, как показывают выступления Сталина по вопросу определения границ между советскими республиками Южного Кавказа, он всегда занимал конъюнктурную позицию, в зависимости от конкретных обстоятельств и изменений ситуации в регионе. В частности, в 20-х годах Сталин усматривал единственный путь урегулирования отношений между азербайджанцами и армянами в установлении над ними жесткого контроля союзного Центра.
На протяжении всего периода нахождения у власти главным критерием прагматичной имперской политики И.Сталина по государственно-административному размежеванию были не исторические реалии, а достижение определенного политического консенсуса, обеспечивающего стабильность в рамках унитарного многонационального государственного образования, каким был СССР.
По материалам журнала IRS Наследие
Зачем большевики отдали Нагорный Карабах Азербайджану
Хотя в Карабахе был создан Армянский Национальный Совет, попытка присоединить область к Армении закончилась неудачей. Карабах остался под азербайджанским военным контролем.
За Турцию
Правда, они руководствовались другими мотивами. Азербайджан был частью тюрко-мусульманского мира, в котором большевики хотели разжечь антиимпериалистическую революцию. Поэтому им было важно показать, как советская Россия выполняет справедливые национальные требования тюрок и мусульман.
Исчезнувшая территория
Советская национальная политика характеризовалась строительством титульных наций союзных республик (кроме РСФСР ) путём ассимиляции нацменьшинств и депортации чуждых этнических элементов.
Так, если до 1917 года Зангезур был примерно поровну населён армянами и азербайджанцами, то уже к 1941 году он стал почти исключительно армянским, а Армения – самой этнически однородной республикой в составе СССР.
Дискриминация русских и талышей
В свою очередь, коммунистические правители Азербайджана дискриминировали русских и талышей, которые поэтому не имели возможностей пробиться в элиту республики. Талыши вообще исчезли из официального списка народов СССР к переписи 1970 года.
На этом фоне очевидно, что автономия НКАО позволила сохраниться там армянскому большинству. По всесоюзной переписи 1926 года, 89,2% населения Нагорного Карабаха составляли армяне, 10,1% – азербайджанцы.
Попытки этнической ассимиляции и заселения области азербайджанцами предпринимались все время советской власти. Несмотря на это, по последней всесоюзной переписи 1989 года, армян в НКАО было 76,9%, азербайджанцев – 21,5%.
В свою очередь, азербайджанцы считали, что в НКАО армяне установили региональный режим этнократии, и рассматривали себя в области как дискриминируемое меньшинство.
Армянская партийная верхушка и творческая интеллигенция – как республики, так и автономной области – неоднократно, в периоды либерализации власти КПСС, выступали инициаторами пересмотра статуса НКАО.
Причём этот пересмотр трактовался ими однозначно: НКАО должна быть изъята из-под юрисдикции Азербайджана и передана Армении (как варианты: в состав РСФСР или получить статус союзной республики). Иногда в эти требования добавлялось, что и Нахичевань следует передать Армении (правда, с сохранением статуса АССР).
Передать Армении
Первую попытку такого рода предпринял первый секретарь ЦК КП Армении Арутинов в 1945 году. В 1963-1966 годах подобные обращения неоднократно направлялись в адрес сначала Хрущёва, потом сменившего его Брежнева.
Последнее было подписано первым секретарём ЦК КП Армении Кочиняном и предсовмина республики Мурадяном. Следует отметить, что азербайджанское партийное руководство не выступало со встречными инициативами о ликвидации НКАО.
Обстановка вокруг НКАО в середине 1960-х накалялась. В 1965 году в Ереване прошли несанкционированные митинги с требованиями «справедливого решения» карабахского вопроса.
Масштабные столкновения
Своего пика кризис достиг в 1967 году, когда в Степанакерте произошли кровавые столкновения. Тогда шёл суд над тремя азербайджанскими похитителями и убийцами восьмилетнего армянского мальчика. В итоге одного обвиняемого приговорили к расстрелу, второго – к 15 годам тюрьмы, третьего оправдали.
Вслед за этим в Степанакерт были введены части республиканского МВД, предотвратившие более масштабные столкновения. Приговор суда в Баку над зачинщиками беспорядков (осуждено 19 человек, из них пятеро приговорено к расстрелу) показался армянам национальной местью азербайджанцев.
Вслед за этим, ставший в 1969 году первым секретарём Азербайджана бывший председатель КГБ республики Алиев пытался проводить политику заселения НКАО азербайджанцами.
Для разрядки межнациональной напряжённости, росшей в НКАО весь советский период, не было сделано ничего. При масштабной либерализации, начатой Горбачёвым, копившиеся десятилетиями кровные национальные обиды не могли не вырваться наружу.
Добавить комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться
КАК НАГОРНЫЙ КАРАБАХ ОКАЗАЛСЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР
Баку против посла США Эванса и Сталина
После того, как бывший посол США в Армении Джон Эванс опубликовал в The National Interest статью под названием «Проигнорирует ли Трамп визит президента Нагорного Карабаха?», в которой обозначил, что «Карабах был присоединен к Азербайджану в 1921 году Иосифом Сталиным», на дипломата в Баку обрушился шквал негодования и критики. Прозвучали и обвинения в «незнании истории». Так, азербайджанский публицист Фарид Теймурханлы утверждает, что, во-первых, «тогда Сталин был рядовым членом ЦК РКП (б) и присутствовал на заседании пленума Кавбюро 5 июля 1921 года без права голоса». Во-вторых, проводя «исторический ликбеза» для посла, публицист ссылается на протокол того самого заседания, в котором «Нагорный Карабах был не передан, а оставлен в составе Азербайджана».
Прежде всего отметим, что Сталин в 1921 году действительно являлся одним из членов ЦК РКП (б). Напомним его письмо членам ЦК, написанное 24 января 1921 года. В нем он заявлял, что в Грузии сложилась революционная ситуация и предложил дать директиву Орджоникидзе и коммунистическим организациям Грузии готовится к вооруженному восстанию, а Реввоенсовету республики быть готовым при необходимости немедленно оказать помощь грузинским повстанцам. В документе имеется приписка: «Прошу ответить до 6 часов». Следовательно, на тот момент, Сталин не имел полномочий отдавать прямые директивы Кавбюро. Однако когда кое-кто из членов ЦК под давлением некоторых представителей Кавбюро попытался отложить рассмотрение этого вопроса, появилась пометка Ленина на письме Сталина: «Не отлагать».
26 января 1921 года состоялся пленум ЦК, на котором Наркоминделу поручалось вести точный учет фактов нарушения мирного договора и потребовать от правительства Грузии разрешения на доставку через ее территорию припасов в Армению. Постановление также предусматривало в случае необходимости оказание грузинским трудящимся военной помощи. Таким образом Ленин фактически обозначил особые полномочия Сталина на Кавказе. 25 февраля 1921 года войска 11-й армии взяли Тифлис. До того 3 июня 1921 года состоялось заседание Кавбюро при участии членов Орджоникидзе, Махарадзе, Нариманова, Мясникова (Мартуни), Орахелашвили, Назаретьяна, Фигатнера и кандидата в члены, секретаря ЦК Азербайджанского КП (б) Каминского, а также члена ЦК КП (б) Грузии Элиавы. В повестке дня было три вопроса: Азербайджанский; Зангезурский; О кочевниках.
Решению Кавбюро по Зангезурскому вопросу, состоявшему из 7 пунктов, был присвоен гриф «совершенно секретно». Пятый пункт касался Нагорного Карабаха. В нем записано следующее: «Указать в декларации Армянского правительства о принадлежности Нагорного Карабаха Армении». 12 июня Совет Народных Комиссаров Армении издал Декрет о присоединении нагорной части Карабаха к Армении: «На основе декларации Революционного Комитета Социалистической Советской Республики Азербайджана и договоренности между социалистическими республиками Армении и Азербайджана, провозглашается, что отныне Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Социалистической Советской Республики Армении». Этот декрет, подписанный 12 июня Мясниковым и Карабекяном, был 15 июня обсужден в ЦК КП (б) Армении, после чего участники решили его опубликовать. Чрезвычайным поверенным в Нагорном Карабахе был назначен Асканаз Мравян.
Против выступил председатель СНК Азербайджанской ССР Нариманов, который указал на то, что Кавбюро «не имело полномочий принимать подобное решение». Из протокола №11 Вечернего заседания Пленума Кавбюро: «4 июля 1921 года. Слушали: 5. Карабахский вопрос. При обсуждении этого вопроса выявились две точки зрения и были представлены на голосование следующие вопросы: а) Карабах оставить в пределах Азербайджана. Постановили: голосуют за Нариманов, Махарадзе, Назаретьян. Против: Орджоникидзе, Мясников, Киров, Фигатнер. Слушали: б) плебисцит провести во всем Карабахе с участием всего населения, как армян, так и мусульман. Постановили: голосуют за Нариманов, Махарадзе. Слушали: в) Нагорную часть Карабаха включить в состав Армении. Постановили: голосуют за Орджоникидзе, Мясников, Фигатнер, Киров. Постановили: ввиду того, что вопрос о Карабахе вызвал серьезное разногласие, Кавбюро считает необходимым перенести его на окончательное решение ЦК РКП».
5 июля на заседании пленума Кавбюро появляется Сталин. Из протокола №12 заседания пленума Кавбюро: «5 июля 1921 года. Присутствуют: член ЦК РКП Сталин, члены Кавбюро товарищи Орджоникидзе, Махарадзе, Киров, Назаретян, Орахелашвили, Фигатнер, Нариманов и Мясников, наркоминдел АССР Гусейнов. Слушали. Товарищи Орджоникидзе и Назаретян возбуждают вопрос о пересмотре постановлений предыдущего Пленума о Карабахе. Постановили: 2 (а). Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи верхнего и нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах АССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в городе Шуше, входящей в состав автономной области». И никто тогда не поставил вопрос, как это ранее сделал Нариманов, о правомочности Кавбюро решать вопрос о статусе Карабаха, не говоря о возможности вынести эту проблему на обсуждение ЦК РКП (б).
Как видим, именно появление Сталина предопределило решение вопроса о включении Карабаха в состав советского Азербайджана. Это, как говорится, слова, которые уже не выбросишь из закавказской песни. Так что американский посол Эванс недалек от исторической истины, которую обязаны знать и азербайджанские историки, публицисты и политики.
93 года назад Сталин подарил Арцах Азербайджану
93 года тому назад, на юге тоталитарного государства, отделенного от остального мира железным занавесом, в советском Закавказье, было совершено преступление против армянского народа. 7 июля 1923 года было подписано решение о расчленении-разделении армянского народа.
В июле 1923 года единоличный правитель Кремля –диктатор Сталин, при молчаливом согласии закавказских большевиков –армян, грузин, русских и азербайджанцев, подписал указ о разделении исторически армянского региона Арцах (Карабах) на две части. Одну часть провинции Арцах Сталин передал в состав Азербайджанской ССР, а другую, названную Нагорным Карабахом, провозгласил автономным округом, и так же передал в управлении ново-созданного государство подобного образования под названием Азербайджан.
Более того, Кремль не удовлетворился расчленением Арцаха и передачей его в состав Азерабйджанской ССР. Разделенный Арцах был в прямом смысле этого слова отделен, оторван от Армении. Территории Бердзора и Карвачара были отделены от автономной области и переданы Баку.
Сегодня, спустя 93 года после содеянного коммунистическим режимом зла, коренное население Арцаха живет в другой реальности. В реальности, добытой ценой крови и нечеловеческих усилий. Пройденный за 93 года путь и сохраняющаяся по сей день несправедливость политических оценок дает хорошую возможность сделать несколько важных для будущего выводов.
— Если нация осознает свою ответственность перед будущим, если народ связывает любовь к Родине, то какие бы сложные и невыносимые условия бы не были созданы для его существования, этот народ все равно добьется поставленных целей. В случае наличия у народа национального самосознания, созданные невыносимые условия будут способствовать еще большей консолидации народа и усилению его стремления жить в единой Родине.
— Судьба «малых народов» всегда будет находится в заложниках у «великих держав» диктующих правила «большой игры». Но быть заложником еще не означает стать жертвой. Тут же проявляется и другая сторона. Чем сильнее у «малого народа» дух борьбы, и чем сильнее противостояние он оказывает несправедливым решениям «великих держав», тем больше вероятность того, что стремления этих борющихся «малых народов» будет учтена в планах «великих держав». Тем больше вероятность того, что в момент очередного раздела мира этот малый народ не будет принесен в жертву другому малому, но борющемуся народу.
— Каким бы хорошим борцом бы не был «малый народ», если он расколот изнутри, если в мирное время он не может справиться с внутренними противостояниями, то во время испытаний –в военное время, этому народу только и остается надеяться на благосклонность небесных сил.
Без учета о осознания истинности данных выводов невозможно правильно и объективно оценить преступное решение принятое в Кремле в 1923 году. Перевод упомянутых выводов в форму вопроса, может позволить современному человеку дать ответы на вопросы из более давних времен, периода персидских, византийских и других оккупационных империй, позволит осознать смысл и цель совершенных тогда деяний.
— Как так вышло, что древний армянский регион –Арцах, граничащий с Муганской долиной, за несколько десятилетий вдруг заполнился турецко-татарским населением?
— почему до 1918 года ни один исторический артефакт не упоминает о существовании государства под названием Азербайджан. Более того, до 1918 года нет и упоминания о таком народе. Есть термин закавказские татары. Упоминания не встречаются и в политическо-общественных текстах. Когда в 1828 года Российская Империя вырвала территорию сегодняшнего Закавказья из рук Персии, она создала единую губернию –Елизаветопольскую, население которой составляли армяне и татары. Российская Империя, верная принципу «разделяй и властвуй», присоединила к Елизаветопольской губернии территории Гандзака, Гюлистана, Арцаха, Зангезура. Созданный из армянских земель округ был передан в де-факто управление татарской общине. Именно так был заложен прочный фундамент для будущего кровопролития на земле Арцаха и Утика.
— Как так получилось, что начало ожесточенного противостояния на территории Закавказью совпало по времени с началом промышленной разработки бакинской нефти? Чем больше усиливалось «присутствие» Британии в регионе, тем еще больше ужесточалось противостояние между народами проживающими в регионе, ситуация стремилась к неуправляемому хаосу. Как результат –армяно-татарская резня начала ХХ века и уже после ухода Британии и прихода России –системное военное противостояние.
— Как так получилось, что организатор и провокатор армяно-татарской резни 1905 года, Россия, так и не понесла ответственность за содеянное?
Решение принятое в июле 1923 года основывается на логике ответов на заданные вопросы. Недопустимо, что бы армянская политическая мысль оставила бы данные вопросы без ответов. Так же невозможно, как и невозможно, что бы грузинская политическая мысль, стремящаяся к объединению страны, не ответила бы на логические вопросы периода утрат Абхазии и округа Цхинвали. Невозможно стремится к Историческому объединению с Абхазией и в то же время оценивать сегодняшний день критериями выработанными Азербайджаном. Недопустимо анализировать Арцахский конфликт через призму турецких интересов.