в каком году состоялась вторая конференция по окружающей среде и развитию в рио де жанейро
История переговорного процесса по устойчивому развитию
В первые десятилетия деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) экологические проблемы редко включались в повестку дня международного сообщества. Организация уделяла основное внимание проблемам эксплуатации и использования природных ресурсов, стремясь, в частности, к тому, чтобы развивающиеся страны, осуществляли контроль над своими ресурсами. В течение 1960-х годов был заключен ряд соглашений по проблеме загрязнения морей, особенно в результате разлива нефти. С тех пор по мере появления все новых свидетельств ухудшения окружающей среды в глобальном масштабе росла обеспокоенность международного сообщества в связи с влиянием развития на экологию планеты и благополучие человека. Организация Объединенных Наций (ООН) выступала как основной выразитель озабоченности по поводу состояния окружающей среды и главный сторонник «устойчивого развития».
Вопрос о взаимосвязи между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды был впервые включен в международную повестку дня в 1972 году на проходившей в Стокгольме (Швеция) Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды. После Конференции правительства учредили Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая остается ведущим учреждением в мире по проблемам окружающей среды.
В 1973 году было создано Бюро ООН по вопросам Судано-сахельского района (ЮНСО), которое возглавило усилия по борьбе с распространением опустынивания в Западной Африке. Однако усилия по внедрению экологических задач в национальное экономическое планирование и процесс принятия решений продвигались медленно. В целом состояние окружающей среды продолжало ухудшаться, а такие проблемы, как глобальное потепление, истощение озонового слоя и загрязнение воды, усугублялись, при этом возрастали темпы уничтожения природных ресурсов.
В 1980-х годах состоялись переговоры между государствами-членами по экологическим вопросам, в том числе по договорам о защите озонового слоя и контроле над движением токсических отходов. Международная комиссия по окружающей среде и развитию, учрежденная Генеральной Ассамблеей в 1983 году, привнесла новое понимание и ощущение актуальной необходимости в новом типе развития, обеспечивающем экономическое благосостояние нынешнего и будущих поколений, наряду с охраной ресурсов окружающей среды, от которых полностью зависит развитие. В докладе комиссии Генеральной Ассамблее в 1987 году была выдвинута новая концепция устойчивого развития, как альтернативы развитию, основанному на неограниченном экономическом росте.
3-14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. На встрече была принята декларация, которая провозгласила, что «для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него».
Декларация содержит 27 принципов, которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.
В «Повестке дня на XXI век» разъясняется, что движущими силами перемен в окружающей среде являются население, потребление и технология. В ней излагается, что нужно сделать для сокращения расточительных и неэффективных структур потребления в некоторых частях мира при одновременном содействии ускоренному и устойчивому развитию в других его частях. В ней предлагаются меры в области политики и программ для достижения устойчивого равновесия между потреблением, населением и способностью Земли поддерживать жизнь; описываются некоторые методы и технологии, которые нужно разработать для удовлетворения потребностей людей при рациональном использовании природных ресурсов.
Важной темой «Повестки дня на XXI век» является необходимость ликвидации бедности путем предоставления бедным более широкого доступа к ресурсам, которые им необходимы для стабильной жизни.
«Повестка дня на XXI век» призвала правительства принять национальные стратегии устойчивого развития.
По итогам Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) с целью обеспечения эффективной последующей деятельности в декабре 1992 года Генеральной Ассамблеей ООН была учреждена Комиссия Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию.
С 26 августа по 4 сентября 2002 года в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, которая произвела оценку достижений, изменений и новых проблем, возникших за период, прошедший после встречи на высшем уровне «Планета Земля» 1992 года. Это был саммит «осуществления», призванный трансформировать цели, обещания и обязательства «Повестки дня на XXI век» в конкретные, практические действия.
Государства-участники согласовали Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию и 83-страничный План выполнения решений. Встреча на высшем уровне вновь подтвердила, что устойчивое развитие является одним из центральных вопросов международной повестки дня и открыла путь для принятия практических, устойчивых мер, необходимых для решения многих из наиболее актуальных мировых проблем. Была расширена и усилена концепция устойчивого развития, особенно в отношении взаимосвязей между экономическим и социальным развитием и охраны природных ресурсов. Отдельно были рассмотрены конкретные потребности стран Африки и малых островных развивающихся государств.
Уникальность и существенное значение итогов встречи на высшем уровне состояли в том, что согласованные в международном масштабе обязательства были дополнены рядом добровольных партнерских инициатив по устойчивому развитию.
В июне 2012 года, спустя 20 лет после конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, страны вновь встретятся на саммите «Рио+20», чтобы обсудить проблемы «зеленой» экономики, устойчивого развития и искоренения бедности.
В Рио-де-Жанейро завершилась Конференция ООН, на которой была принята Декларация по окружающей среде и развитию
Девиз конференции – «Наш последний шанс спасти планету» (Фото: Sergey Nivens, Shutterstock)
Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года, стала крупнейшей экологической акцией последнего десятилетия 20 века. В ней приняли участие представители более 170 стран мира – это в общей сложности более 8 тысяч делегатов, а также около 3 тысяч представителей неправительственных международных организаций.
Девиз конференции – «Наш последний шанс спасти планету» – как нельзя лучше отразил актуальность и важность решаемых здесь задач, а принятые решения определили многие направления международной политики 1990-х годов, утвердив ряд концептов, в настоящее время составляющих основу европейского пространственного развития (например, устойчивое развитие).
Главная тематика конференции, заключающаяся в понимании мировым сообществом множества существующих экологических проблем и необходимости их решения, и обусловила принятые здесь решения. Не секрет, что промышленное развитие является основой развития и благосостояния современного общества. Однако зачастую оно происходит без учета исчерпаемости многих видов природных ресурсов и во вред окружающей среде. Поэтому сохранение окружающей природной среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности, имеет глобальный общемировой характер и затрагивает все государства и каждого человека в отдельности.
Надо сказать, что серьезная обеспокоенность состоянием окружающей человека природной среды и перспективами развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения планеты на общемировом уровне прозвучала еще на Конференции ООН в Стокгольме в 1972 году. Тогда для решения обозначенных проблем была создана специальная структура – Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая совместно с другими структурами провела большую работу за эти два десятилетия.
Однако глобальные нарушения в природной среде продолжали нарастать, и стало понятно, что в современных условиях необходим поиск новой модели развития цивилизации. И в 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую организовать проведение на уровне глав государств и правительств специальной конференции, посвященной выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации, которая и прошла в 1992 году в Рио-де-Жанейро.
Общими усилиями здесь были подготовлены и утверждены три основополагающих документа Конференции. Документом первостепенной важности стала Декларация по окружающей среде и развитию, в которой были провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения нашей цивилизацией устойчивого развития и безопасного будущего. Она состоит из 27 пунктов (принципов) и хотя создана по образу Стокгольмской Декларации и подтверждает ее, но отражает изменения, произошедшие в мире за эти 20 лет. Так, красной нитью через весь текст Декларации проходит идея устойчивого развития («устойчивое развитие» – модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения будущих поколений такой возможности), а также предпринята попытка наметить общие контуры новой модели международного сотрудничества – «глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли».
Еще одним важным документом, утвержденным на Конференции, стала «Повестка дня на 21 век» – программа действий, направленных на реализацию правительствами концепции глобального устойчивого развития. Состоящая из 40 разделов программа предусматривает широкий комплекс мер, начиная с восстановления заброшенных земель и кончая улучшением технологии производства энергии и аграрной продукции. В этом документе были впервые четко обозначены общие и специфические проблемы выживания, экологической безопасности и устойчивого развития цивилизации в едином глобальном экологическом пространстве планеты. Главный акцент сделан на охрану окружающей среды, большое внимание уделено международному сотрудничеству, борьбе с бедностью, здоровью человека и демографическим вопросам. Ответственность за успешное осуществление этой программы возлагалась на правительства, а международное сотрудничество должно способствовать таким национальным усилиям и дополнять их.
На Конференции в Рио-де-Жанейро было также утверждено «Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов», а еще открыты для подписания два важнейших глобальных соглашения: Рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии.
История переговорного процесса по устойчивому развитию
Саммит «Рио+20» пройдет в Бразилии 20-22 июня 2012 года. Спустя 20 лет после конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро страны вновь встретятся, чтобы обсудить проблемы «зеленой» экономики, устойчивого развития и искоренения бедности.
В первые десятилетия деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) экологические проблемы редко включались в повестку дня международного сообщества. Организация уделяла основное внимание проблемам эксплуатации и использования природных ресурсов, стремясь, в частности, к тому, чтобы развивающиеся страны, осуществляли контроль над своими ресурсами. В течение 1960-х годов был заключен ряд соглашений по проблеме загрязнения морей, особенно в результате разлива нефти. С тех пор по мере появления все новых свидетельств ухудшения окружающей среды в глобальном масштабе росла обеспокоенность международного сообщества в связи с влиянием развития на экологию планеты и благополучие человека. Организация Объединенных Наций (ООН) выступала как основной выразитель озабоченности по поводу состояния окружающей среды и главный сторонник «устойчивого развития».
Вопрос о взаимосвязи между экономическим развитием и ухудшением состояния окружающей среды был впервые включен в международную повестку дня в 1972 году на проходившей в Стокгольме (Швеция) Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды. После Конференции правительства учредили Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая остается ведущим учреждением в мире по проблемам окружающей среды.
В 1973 году было создано Бюро ООН по вопросам Судано-сахельского района (ЮНСО), которое возглавило усилия по борьбе с распространением опустынивания в Западной Африке. Однако усилия по внедрению экологических задач в национальное экономическое планирование и процесс принятия решений продвигались медленно. В целом состояние окружающей среды продолжало ухудшаться, а такие проблемы, как глобальное потепление, истощение озонового слоя и загрязнение воды, усугублялись, при этом возрастали темпы уничтожения природных ресурсов.
В 1980-х годах состоялись переговоры между государствами-членами по экологическим вопросам, в том числе по договорам о защите озонового слоя и контроле над движением токсических отходов. Международная комиссия по окружающей среде и развитию, учрежденная Генеральной Ассамблеей в 1983 году, привнесла новое понимание и ощущение актуальной необходимости в новом типе развития, обеспечивающем экономическое благосостояние нынешнего и будущих поколений, наряду с охраной ресурсов окружающей среды, от которых полностью зависит развитие. В докладе комиссии Генеральной Ассамблее в 1987 году была выдвинута новая концепция устойчивого развития, как альтернативы развитию, основанному на неограниченном экономическом росте.
3-14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию. На встрече была принята декларация, которая провозгласила, что «для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него».
Декларация содержит 27 принципов, которые определяют права и обязанности стран в деле обеспечения развития и благосостояния людей.
В «Повестке дня на XXI век» разъясняется, что движущими силами перемен в окружающей среде являются население, потребление и технология. В ней излагается, что нужно сделать для сокращения расточительных и неэффективных структур потребления в некоторых частях мира при одновременном содействии ускоренному и устойчивому развитию в других его частях. В ней предлагаются меры в области политики и программ для достижения устойчивого равновесия между потреблением, населением и способностью Земли поддерживать жизнь; описываются некоторые методы и технологии, которые нужно разработать для удовлетворения потребностей людей при рациональном использовании природных ресурсов.
Важной темой «Повестки дня на XXI век» является необходимость ликвидации бедности путем предоставления бедным более широкого доступа к ресурсам, которые им необходимы для стабильной жизни.
«Повестка дня на XXI век» призвала правительства принять национальные стратегии устойчивого развития.
По итогам Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) с целью обеспечения эффективной последующей деятельности в декабре 1992 года Генеральной Ассамблеей ООН была учреждена Комиссия Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию.
С 26 августа по 4 сентября 2002 года в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, которая произвела оценку достижений, изменений и новых проблем, возникших за период, прошедший после встречи на высшем уровне «Планета Земля» 1992 года. Это был саммит «осуществления», призванный трансформировать цели, обещания и обязательства «Повестки дня на XXI век» в конкретные, практические действия.
Государства-участники согласовали Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию и 83-страничный План выполнения решений. Встреча на высшем уровне вновь подтвердила, что устойчивое развитие является одним из центральных вопросов международной повестки дня и открыла путь для принятия практических, устойчивых мер, необходимых для решения многих из наиболее актуальных мировых проблем. Была расширена и усилена концепция устойчивого развития, особенно в отношении взаимосвязей между экономическим и социальным развитием и охраны природных ресурсов. Отдельно были рассмотрены конкретные потребности стран Африки и малых островных развивающихся государств.
Уникальность и существенное значение итогов встречи на высшем уровне состояли в том, что согласованные в международном масштабе обязательства были дополнены рядом добровольных партнерских инициатив по устойчивому развитию.
В июне 2012 года, спустя 20 лет после конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, страны вновь встретятся на саммите «Рио+20», чтобы обсудить проблемы «зеленой» экономики, устойчивого развития и искоренения бедности.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Проведение конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.)
Вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР–2) состоялась 3‑14 июня в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Эта была действительно всемирная конференция, в которой участвовало 178 стран, 114 глав государств и правительств, представители 1600 неправительственных организаций, большое число журналистов.
Россию представила небольшая группа учёных, в составе которой был академик В.А. Коптюг – председатель Сибирского отделения РАН (1980–1987), председатель объединённого научного совета РАН по проблемам экологии, член консультативного совета по устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН. Валентин Афанасьевич после конференции много выступал в научных, учебных, парламентских аудиториях по устойчивому развитию.
Параллельно с работой КОСР–2 в Рио-де-Жанейро проходил глобальный форум представителей неправительственных организаций. В нём участвовало около 30 тыс. участников из 165 стран и 7650 национальных и международных организаций. К его началу были сформулированы следующие идейные установки:
— экономическое развитие в отрыве от экологии ведёт к превращению земли в пустыню;
— экология без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;
— равенство без экономического развития – это нищета для всех;
— экология без права на действия становится частью системы порабощения;
— право на действия без экологии открывает путь к коллективному и равно касающемуся всех самоуничтожению.
Как видно из многочисленных документов, деклараций, конвенций и соглашений, наибольшим достижением Рио-92 было признание того факта, что проблемы окружающей среды и экономики не могут более рассматриваться по отдельности. А одним из фундаментальных требований новой модели развития цивилизации явился отказ мирового сообщества от экономического стереотипа, который рассматривает неограниченный рост как прогресс.
Конференция началась выступлением Генерального секретаря ООН Бутроca Бутрос-Гали. Он отметил историческую значимость события и то обстоятельство, что Конференция должна явиться поворотным моментом как в жизни планеты, так и в деятельности ООН. Обращаясь к участникам, он заявил: «Никогда в истории от того, что вы делаете или не делаете, так много не зависело для вас самих, для других, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всём многообразии её форм».
Генеральный секретарь Конференции Морис Стронг на церемонии её открытия отметил, что, к сожалению, надежды, зарожденные решениями Стокгольмской конференции 1972 г, в значительной степени остались неосуществлёнными – глобальные нарушения в природной среде продолжают нарастать. Центральными аспектами проблемы, которой нам предстоит заниматься, – сказал он, – являются характер производства и потребления в промышленно развитой части мира, который подрывает системы, поддерживающие жизнь на земле; взрывообразный рост населения, преимущественно в развивающейся части мира, добавляющей ежедневно четверть миллиона человек; углубляющееся неравенство между богатыми и бедными, которое ввергает 75%человечества в борьбу за выживание, и, наконец, экономическая система, которая не учитывает экологические ценности и ущерба, – система, которая рассматривает неограниченный рост как прогресс.
Было отмечено, что каждый ребёнок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов, чем ребёнок в стране третьего мира.
«Процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, – подчеркнул Морис Стронг, – ведут одновременно к рискам и дисбалансам, которые в одинаковой мере угрожают и богатым, и бедным. Такая модель экономического развития и соответствующий ей характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Следование по этому пути может привести нашу цивилизацию к краху».
Таким образом, очевидна необходимость формирования новой модели, ведущей к устойчивому развитию.
Сложность работы контактных групп и подготовительного комитета в целом объяснялась особой позицией по ряду вопросов некоторых стран и групп стран. Следует кратко охарактеризовать эти позиции, что важно и для понимания складывающийся новой расстановки сил на мировой арене, обусловленной наряду с другими факторами отношением к Концепции перехода к новой модели развития.
Король Швеции Карл XVI Густав также выразил сожаление о том, что многие решения конференции 1972 г., которая проводилась в его стране и передала эстафету Бразилии, не воплотилась в реальные дела. «Мы должны действовать сегодня, чтобы избежать экологической катастрофы вбудущем», – сказал он, добавив, что сделать это непросто, поскольку нарастает «серьёзная обеспокоенность состоянием мировой экономики, проблемами развития стран Юга и продолжающейся стагнацией и безработицей в странах Севера». «Но у нас нет выбора. Мы лишены возможности сначала решить сегодняшние проблемы, и только затем завтрашние».
Эмоциональным было выступление премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брундтланд, являющейся председателем Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию.
Президент США Дж. Буш выступил с инициативой форсирования подготовки развернутого документа по сохранению лесного покрова планеты и, прежде всего, тропических лесов. Эта инициатива как бы реабилитировала позицию США в отношении конвенции по сохранению биологического разнообразия и сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу, поскольку тропические леса играют исключительно важную роль в сохранении биологического разнообразия планеты и, кроме того, они выполняют функцию мощного поглотителя углекислого газа из атмосферы. Покрывая всего лишь 7%суши, тропические леса являются местом обитания 50–80% видов живых организмов планеты. На площади тропического леса в 1000 га можно насчитать около 2000 видов растений, 400 видов птиц, 150 видов бабочек и огромное множество разновидностей насекомых.
Большой ущерб лесам наносят пожары. В Канаде ежегодно гибнет от них 2 млн га, а в 1989 г. выгорело 7 млн. га. Лесные пожары страшны не только потерей запасов древесины и лесного покрова, пожары лесов – «поставщиков» углекислого газа в атмосферу – занимают второе место после сжигания ископаемого органического топлива.
Для сохранения биологического разнообразия особенно велика роль лесов, которых на планете осталось немного. Например, в США утрачено 95% таких лесов. Поэтому, наряду с политикой рационального лесопользования и облесения части безлесных территорий, серьёзное внимание должно быть уделено расширению зон охраняемых и заповедных первичных лесных массивов. Настоятельные предложения расширить рамки проблемы сохранения лесов на все виды лесов не встретили большого сопротивления и были приняты ещё в ходе подготовительного процесса.
Конференция приняла важное, но не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов.
На завершающей стадии Конференции, когда свои точки зрения и намерения излагали главы государств и правительств, Дж. Буш в своём выступлении акцентировал внимание на том, как много делают Соединённые Штаты для себя и для мира в целом в отношении сохранения окружающей среды. За прошедшие после Стокгольмской конференции 20 лет выбросы автомобильным транспортом свинца вСША сокращены на 97%, оксида углерода – на 41%, твёрдых частиц – на 50%, улучшено состояние водных ресурсов, природных ресурсов и природных парков. Дж. Буш заявил, что на сохранение биоразнообразия США тратят больше средств, чем это предполагает Конвенция.
Действительно в США,как и в других развитых странах, введены наиболее жёсткие санитарные требования к промышленности с целью обеспечения должного качества воздуха, наиболее развито законодательство для защиты земель и вод, и наиболее открыты для участия общественности процессы принятия решений. Однако большинство участников Конференции прекрасно понимало, что возможность такой деятельности связана с богатством страны.
Серьёзную заявку на лидерство на конференции сделала Япония. Учитывая значимость новых мировых тенденций развития и опираясь на свой мощный экономический и технологический потенциал, Япония предприняла попытки обойти США под очень гуманным и привлекательным для человечества знаменем движения к новой цивилизации. Эту линию возглавили в Японии видные политические деятели, бывшие Премьер-министры страны Такешита и Кайфу. В критический момент подготовки Конференции, когда расхождения по вопросам финансирования реализации повестки дня на XXI век поставили под угрозу само проведение конференции, Набору Такешита использовал свой авторитет для того, чтобы собрать в апреле 1992 г в Токио выдающихся политических и финансовых лидеров мира и содействовать нахождению общих контуров приемлемых решений на этой встрече.
Активную позицию на завершающей стадии работы конференции проявили страны ЕЭС, но и среди представителей ЕЭС не было полного единодушия. Глава ЕЭС в вопросах экологии Карлос Рипа ди Миана не приехал в Рио в связи с тем, что не смог согласовать единую позицию с министрами экологии стран – членов ЕЭС.
Страны социалистического содружества не выразили на Конференции скоординированную линию по рассматриваемым проблемам. Единство подходов (по строгой и иронической оценке академика В.А. Коптюга (2006, с. 335), «…проявилось лишь в двух отношениях – во-первых, в критике тоталитаризма, сваливаний на него всех прошлых и нынешних бед, во-вторых, в призывах к мировому сообществу оказывать всестороннюю помощь и предоставлять льготы в период перехода этих стран к рыночной экономике».
Изложенное выше даёт определённое представление о том сложном переплетении интересов и противоречий, которое неизбежно проявлялось в работе всех организационных структур Конференции, искавших компромиссные решения по её документам. Высказывавшиеся же новые предложения без скоординированной поддержки, как правило, не находили прямого отклика, сколь бы интересны они не были.
В период написания этой книги автор участвовал в решении проблемы организации оптимального природопользования на территории в 75 тыс. га в Сургутском районе ХМАО–Югра. Здесь проявились интересы четырёх субъектов: Департамента природных ресурсов (лесного хозяйства), нефтедобывающего комплекса («Роснефть»), лесозаготовителей («Юганстройтранс») и 17 семей коренного малочисленного народа Севера – хантов (58 человек). Пришлось воочию наблюдать, участвовать и чувствовать всю остроту, жар, принципиальность каждой из сторон.
И становится понятна трудность достижения отдельных результатов Конференции Рио–92, горечь отказа от многих планируемых положений.