в каком году произошел раскол русской православной церкви
«Не проклятые старообрядцы»: Как Русская Церковь сделала «работу над ошибками» XVII века
Ровно полвека назад, 30 мая 1971 года, в Троице-Сергиевой Лавре открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, избравший нового Московского Патриарха Святейшего Пимена и отменивший ошибочные «клятвы» на старые обряды, приведшие в XVII веке к самому страшному в русской истории церковно-общественному Расколу.
Хрущёвские гонения и брежневская оттепель
Годы правления Леонида Ильича Брежнева в либеральной публицистике часто называют «застоем», противопоставляя хрущёвской «оттепели». Однако для Русской Церкви всё было «с точностью до наоборот»: эпоха Никиты Хрущёва (в отношении к верующим мало отличавшегося от пламенных троцкистов) стала временем усиления антицерковных гонений, брежневский же период, напротив, оттепелью.
Да, оттепелью весьма условной, поскольку и при Брежневе порой (хотя и намного реже) подвергались репрессиям верующие и разрушались храмы. Но нужно признать: иногда открывались новые, а Издательский Совет Московского Патриархата даже получил разрешение на строительство собственного трёхэтажного здания в центре столицы. В стенах которого пребывает по сей день.
Леонид Ильич Брежнев и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 1970-е годы. Фото: pravoslavie.ru
И именно на заре правления «красного царя» Леонида свершилось подлинно эпохальное для Русской Православной Церкви событие – Поместный Собор 1971 года. Событие, до сих пор не получившее должной оценки исследователей и остающееся в тени другого церковного Собора – 1917-1918 годов. К слову, главными соборными деяниями как в брежневские, так и в революционные годы стали решения подлинно контрреволюционные.
В 1917-м – возрождено Патриаршество и избран Предстоятелем Святитель Тихон (Беллавин), сделавший всё, чтобы в условиях Гражданской войны и послевоенных лет Русская Церковь сохранила своё единство. А в 1971-м также был избран Патриарх Московский и всея Руси – Святейший Владыка Пимен (Извеков). Но не менее значимым стало снятие Поместным Собором несправедливых «клятв» на древние богослужебные чины и обряды, ошибочных «анафем», спровоцировавших во второй половине XVII века самый страшный в нашей истории Раскол, именуемый старообрядческим.
За что «прокляли» старообрядцев
Напомню, во второй половине XVII века сначала патриарх Никон, а потом и его неблагодарные последователи (свергшие патриарха, но продолжившие его дело) организовали грандиозную церковную реформу. В ходе которой, под предлогом унификации с якобы более точными и древними греческими образцами, основательно перелопатили богослужебный строй Русской Церкви и «исправили» (а по твёрдому убеждению многих исследователей XX-XXI веков, исказили и даже откровенно испортили) церковные книги.
Это вызвало неприятие тысяч и тысяч священнослужителей и мирян, отказавшихся принять реформу и именовавших себя «ревнителями древлего благочестия» (позднее их стали именовать «старообрядцами» или «староверами», что, вопреки современной неоязыческой мифологии, синонимы). В итоге многие из них вовсе отложились от священноначалия, сочтя его отступившим от чистоты Православия. Архиереи же на так называемом Большом московском соборе 1666-1667 годов анафематствовали, а в терминологии того времени «наложили клятвы» на древние богослужебные чины (обряды) и книги, в том числе всем известное двуперстное перстосложение (сложение пальцев) для крестного знамения.
В глазах старообрядцев это стало проклятием всей русской церковной старины и даже всех дораскольных святых, включая равноапостольных княгиню Ольгу и князя Владимира, Преподобного Сергия Радонежского, святителя Макария Московского и других духовных подвижников Земли Русской. Ну а поскольку неправедное проклятие падает на голову проклявших, многие старообрядцы стали относиться к творцам церковной реформы и их последователям не иначе как к еретикам.
«Никита Пустосвят. Спор о вере». Картина Василия Перова (1880-1881). Фото: pravoslavie.ru
Но не только церковный раскол породил «Большой московский собор» 1666-1667 годов. Он привёл к народным волнениям, наиболее ярко выразившимся в жестоко подавленных Соловецком восстании 1668-1676 годов и Хованщине, Стрелецком бунте 1682 года. В итоге в 1685 году царевна Софья издала «Двенадцать статей», определив меры преследования старообрядцев (именовавшихся в тексте «раскольщиками»): начиная от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от своих убеждений) до пыток, заточения, битья палками (батогами) и лишения имущества.
Антистарообрядческие гонения были поистине беспрецедентны, поскольку касались не только противников церковных реформ, которых казнили отнюдь не за бунты, но только за отказ исповедоваться и причащаться в пореформенных храмах. Но даже те, кто только укрывал у себя «раскольщиков» (из милосердия ли, за деньги ли – неважно), подвергался репрессиям:
Которые люди расколщиков у себя держали и чинили им поноровку, ведая про них, и для их прелестного учения, а не извещали, и видя не поймали и не привели, или от того с сих имали какие взятки: и таким за то чинить жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города.
Но самое страшное, что даже если радикальный старообрядец, прежде не признававший крещения в пореформенных храмах, принесёт покаяние и даже исповедуется и причастится от «новообрядческого» священника, таковых было приказано исповедать, причастить и. казнить:
Которые люди ходили по деревням и людей, которые в совершенных летах, также и детей их, которые в совершенных и в малых летах, перекрещивали и прежнее святое крещение нарицали неправым, а перекрещиванье вменяли в истину: и тех воров, которые перекрещивали, хотя они церкви Божией и покорение приносят и отца духовного принять и святых тайн причаститися желать будут истинно, и их, исповедав и причастя, казнить смертью без всякого милосердия.
«Без всякого милосердия». Именно так, чёрным по белому. Правда, уже младший брат царевны Софьи – Пётр I остановил кровавую мясорубку. Решив, что для государства куда выгоднее не рубить головы и жечь людей заживо, но «просто» обложить старообрядцев двойным налогом (отсюда слово «двоеданец»). И только последний русский Государь Николай II изданием Высочайшего Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года прекратил дискриминацию старообрядцев, уравняв их в правах с другими русскими православными людьми (до этого староверы считались «хуже» язычников).
От «казнить смертью» до «отмены клятв»
Можно по-разному относиться к Александру Солженицыну и его творчеству, но в своё время он произнёс очень важные слова, позволяющие понять, что «старообрядческий» Раскол стал русской трагедией не только того далёкого времени, но спроецирован и в настоящее. В разных публицистических сочинениях и выступлениях Солженицын не раз настаивал, что истоки революционной трагедии 1917 года находились в событиях XVII века, которые были не только религиозной, но и социокультурной катастрофой.
Так, именно во второй половине XVII столетия русская элита начала радикально отдаляться от русской почвы, символом чего стало использование не просто западных, но нарочито обмирщенных форм отечественной культуры и искусства. В итоге это привело к тому, что, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «уже в конце XIX века и, особенно, в начале века XX профессор университета стыдился сказать, что он православный христианин».
И только редкие консерваторы-почвенники понимали, что остановить революционную трагедию можно только путём возвращения России на её исторический путь в духовном и культурном смыслах. А совершить это в условиях, когда в Русской Церкви так и не сделана «работа над ошибками» второй половины XVII века, просто невозможно. Хотя с конца XVIII века, когда было разрешено открытие старообрядческих храмов (получивших название «единоверческих») в лоне самой Синодальной Церкви, священноначалие медленно, но верно двигалось к осознанию необходимости отмены неправедно наложенных «клятв».
Долгое время русские иерархи не решались признать неправоту своих предшественников, а потому пытались обойтись новой интерпретацией определений «Большого московского собора». Мол, клятвы наложены не на сами древние богослужебные чины и книги, а только на тех, кто разорвал с Русской Церковью. Скажем прямо, это противоречило тексту самих «клятв». А потому те же старообрядцы-единоверцы неоднократно настаивали именно на их полной отмене.
Иначе получалось, что те же единоверческие храмы, в которых порой служили по-старому архиереи Русской Церкви, находятся под анафемами. Ну а поскольку эти анафемы несправедливые и неправедные, отменить их было не просто «делом чести», а той самой долгожданной «работой над ошибками». Вот только работа эта сильно застопорилась. И даже на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 годов, одним из участников которого был последовательный сторонник отмены клятв священномученик Симон (Шлеёв), единоверческий епископ Охтенский, отмены не произошло.
Участники Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года. Троице-Сергиева Лавра. Фото: ЦАК Московской духовной академии
Только после Гражданской войны и с началом советских антицерковных гонений в 1929 году в Русской Церкви было принято Синодальное определение в отношении клятв: «разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем». Но пройдёт ещё 42 года до того, как это решение будет утверждено на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года после пространного доклада «Об отмене клятв на старые обряды», с которым выступил учитель и наставник нашего сегодняшнего Предстоятеля Святейшего Патриарха Кирилла – митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). Так, в этом докладе прозвучали чрезвычайно важные слова:
Большой московский собор 1667 года предал старообрядцев проклятию и анафеме, исходя из неправильных воззрений на старые русские церковные обряды, как еретические. И возложенная Собором анафема стала роковой: окончательное разделение Русской Православной Церкви совершилось.
В итоге Поместный Собор 1971 года, как «равносильный по своему достоинству и значению Московскому Собору 1656 года и Большому Московскому Собору 1667 года», принял долгожданное решение:
«1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.
2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двухперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.
3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого московского собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.
Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру».
«Яко не бывшие». Эти слова особенно значимы, поскольку определяют, что соборяне 1971 года не «передумали», но именно проделали «работу над ошибками» за множество поколений своих предшественников. Могло ли это привести к исцелению раны церковного Раскола? Конечно же, нет. Увы, эта рана слишком велика. И в то же время стала настолько застарелой и привычной, что для многих из нас, православных христиан (как нового, так и старого обряда), уже будто бы и «не болит». А церковно-исторических и богословско-канонических разногласий при этом накопилось настолько много, что одного снятия «клятв» явно недостаточно.
Но именно Поместный Собор 1971 года стал очень важной отправной точкой для взаимоуважительного и содержательного диалога Русской Православной Церкви со старообрядческими согласиями. Нужно не просто сесть друг напротив друга (это уже делалось, и не раз), а в ходе долгой кропотливой работы разобрать весь комплекс разногласий, отбросив мнимые и начав обсуждать значимые. К сожалению, за последние 50 лет этого в полной мере сделано не было. Хочется надеяться, нынешняя юбилейная дата станет важным напоминанием.
Церковная реформа Никона
НИКОН
После окончания Смутного времени, при Михаиле и Алексее Романовых во все внешние сферы жизни российской жизни стали проникать иноземные новшества: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые немцы-солдаты маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. Некоторые россияне (даже царские дети), глядясь в венецианские зеркала, примеряли иностранные костюмы, кто-то завел обстановку, как в Немецкой Слободе.
Царь женился. Отшумел соляной бунт 1648 года. Не все остались при головах, но при бородах все. Однако напряжение не спадало. Грянула война с Польшей за православных малороссийских и белорусских братьев. Победы вдохновляли, тяготы от войны раздражали и разоряли, простолюдины роптали, бежали. Напряжение, подозрительность, ожидание чего-то неминуемого росли.
И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, которого царь называл «избранным и крепкостоятельным пастырем, наставником душ и тел, возлюбленным любимцем и содружебником, солнцем, светящимся во всей вселенной. », ставший в 1652 г. патриархом, задумал церковные реформы.
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Никона целиком поглощала мысль превосходства духовной власти над светской, которая воплотилась в идею Вселенской церкви.
1. Патриарх был убежден, что мир разделен на две сферы: вселенскую (общую), вечную, и на частную, временную.
5. Все, что не согласуется с вечным, вселенским, должно быть упразднено.
Патриарх был ревнителем истинного православия. Считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги (ибо оттуда взяла Русь веру), Никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими.
И что же? Новизна в обрядах и обычаях Московской церкви, почитавшей себя единственной истинно христовой церковью, была повсюду. Московитяне писали «Исус», а не «Иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились 2 перстами, олицетворявшими Бога-отца и Бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом 3 перстами («щепотью»), олицетворявшими Бога отца, сына и Святого духа. На Афоне одного русского монаха-пилигрима, между прочим, за двуперстное крещение едва не убили как еретика. И много еще расхождений нашел патриарх. В различных областях сложились местные особенности службы. Священный Собор 1551 г. некоторые из местных отличий признал как общерусские. С началом книгопечатания во второй половине XVI в. они получили широкое распространение.
Никон происходил из крестьян, и с крестьянской прямолинейностью он объявил войну отличиям Московской церкви от Греческой.
1. В 1653 г. Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а также сообщавший, сколько земных поклонов правильно класть перед чтением знаменитой молитвы Святого Ефрема.
2. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи.
3. В новых книгах было велено печатать «Иисус», вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по «киевским канонам».
4. По примеру восточного духовенства священники начали читать проповеди собственного сочинения, причем тон здесь задавал сам патриарх.
5. Русские рукописные и печатные книги по богослужению велели вести на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, а взамен рассылали новые.
Священный Собор 1654 г. с участием царя и Боярской Думы одобрил все начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх «сносил» с пути. Так, коломенский епископ Павел, возражавший на Соборе 1654 г., без соборного суда был лишен сана, люто бит, сослан. От унижений он сошел с ума и скоро умер.
РАСКОЛ
Никон боролся с новшествами, думая, что они могут вызвать раздор в народе. Однако именно его реформы вызвали раскол, поскольку часть московского народа восприняла их как новшества, посягающие на веру. Церковь раскололась на «никонианцев» (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и «старообрядцев».
Староверы прятали книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь находился в осаде семь лет (1668-1676), пока воевода Мещериков не взял его и не перевешал всех мятежников.
Старообрядцы считали себя православными и не расходились с православной церковью ни в одном догмате веры. Поэтому патриарх звал их не еретиками, а только раскольниками.
Церковный Собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.
Жалел ли Никон о содеянном? Быть может. В конце своего патриаршества в беседе с Иваном Нероновым, бывшим вождем раскольников, Никон бросил: «и старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служишь. »
Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам, а те уже не могли простить церковь, посягнувшую на «святую веру и старину».
ОПАЛА
А как сложилась судьба самого Никона?
После смерти Алексея Михайловича (1676) гонения на Никона усилились, его перевели в Кириллов монастырь. Но потом сын Алексея Михайловича царь Федор решил смягчить участь опального и велел отвезти его в Новый Иерусалим. Никон не выдержал этой последней поездки и умер в пути 17 августа 1681 г.
КЛЮЧЕВСКИЙ О РЕФОРМЕ НИКОНА
«Никон не перестраивал церковного порядка в каком-либо новом духе и направлении, а только заменял одну церковную форму другой. Самую идею вселенской церкви, во имя которой предпринято было это шумное дело, он понял слишком узко, по-раскольничьи, с внешней обрядовой стороны, и не сумел ни провести в сознание русского церковного общества более широкого взгляда на вселенскую церковь, ни закрепить его каким-либо вселенским соборным постановлением и завершил все дело тем, что в лицо обругал судивших его восточных патриархов султанскими невольниками, бродягами и ворами: ревнуя о единении церкви вселенской, он расколол свою поместную. Основная струна настроения русского церковного общества, косность религиозного чувства, слишком крепко натянутая Никоном, оборвавшись, больно хлестнула и его самого, и правящую русскую иерархию, одобрившую его дело. Церковная буря, поднятая Никоном, далеко не захватила всего русского церковного общества. Раскол начался среди русского духовенства, и борьба в первое время шла собственно между русской правящей иерархией и той частью церковного общества, которая была увлечена оппозицией против обрядовых новшеств Никона, веденной агитаторами из подчиненного белого и черного духовенства. Подозрительное отношение к Западу распространено было во всем русском обществе и даже в руководящих кругах его, особенно легко поддававшихся западному влиянию, родная старина еще не утратила своего обаяния. Это замедляло преобразовательное движение, ослабляло энергию нововводителей. Раскол уронил авторитет старины, подняв во имя ее мятеж против церкви, а по связи с ней и против государства. Большая часть русского церковного общества теперь увидела, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать эта старина и какими опасностями грозит слепая к ней привязанность. Руководители преобразовательного движения, еще колебавшиеся между родной стариной и Западом, теперь с облегченной совестью решительнее и смелее пошли своей дорогой».
ИЗ ИМЕННОГО ВЫСОЧАЙШЕГО УКАЗА НИКОЛАЯ II
«ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ», 17 АПРЕЛЯ 1905 г.
В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.
Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.
Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало.
Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры.
Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.
Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.
Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.
Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом.
Церковный раскол: дата, причины и итоги события
Раскол в Русской православной церкви произошел в 17 веке, а начался он в Москве в 1650 годах. Он имеет тесную связь с реформами, проводимыми патриархом Никоном. Реформы были направлены на то, чтобы внести в богослужебные книги, печатавшиеся в Москве, и в часть обрядов изменения. Цель этих изменений – унификация с греческими канонами.
Реформы церкви в 17 веке
Осуществление реформ происходило при участии царя Алексея Михайловича и при его поддержке. А также при поддержке некоторых других патриархов из православных. Реформирование было подтверждено постановлениями, принятыми рядом соборов. Они проходили в Москве в период с 1650 по 1680 годы.
У реформ появились противники, которые позже стали называться старообрядцами. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме. Она коснулась тех, кто придерживался крестного знамения двумя перстами.
Эти события положили начало старообрядческому расколу в русской церкви. Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия. Вследствие церковного реформирования, повлекшего за собой раскол церкви на Руси в 17 веке, наступило и противостояние внутри русского народа. Последствия его окончательно не преодолены и по сей день.
Причины проведения реформы
Прежде чем приступить к рассмотрению церковного раскола 17 века, следует изучить причины проведения реформы. Обсуждать необходимость реформы церковной жизни начали в 1640 годы.
Тогда в столице была создана группа под названием «Кружок ревнителей благочестия». Участниками кружка являлись представители духовенства. Они выступили за то, чтобы церковные тексты и правила богослужения были унифицированы.
Но при этом в вопросе выбора образца, в соответствии с которым нужно было вносить изменения, не было единства. Одними в качестве эталона предлагались древнерусские церковные книги, а другими – греческие.
В конечном итоге победа была одержана теми, кто ратовал за приведение церковных обрядов и книг в соответствие с канонами Византии. У этого выбора существует несколько причин.
Обоснование выбора греческих канонов
Среди них находятся следующие:
Для уяснения того, как проходил раскол русской православной церкви, следует рассмотреть основных участников процесса осуществления церковной реформы, приведшей к нему. Среди них выделяются царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые были инициаторами церковной реформы 17-го века.
Алексей Михайлович Тишайший
Церковный раскол 17 века произошел в период правления Алексея Михайловича, который царствовал с 1645 по 1676 год. Это был правитель весьма активный, он внимательно вникал во все вопросы государственной жизни России.
Он позиционировал себя как истинно верующего, православного человека, и все церковные дела находились под его надзором. Несмотря на то что прозвище царя Алексея Михайловича было Тишайший, правил он в тревожное и неспокойное время, которое было омрачено множеством войн и прочих бедствий.
Патриарх Никон: влияние на царя
Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.
В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.
В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.
Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.
Суть реформ патриарха Никона
Далее рассмотрим суть реформ, приведших к расколу православной церкви. Она сводится к следующему:
Следует отметить, что именно реформы патриарха Никона привели к годам церковного раскола на Руси.
Жесткие методы и низложение Никона
В процессе церковного раскола значительная часть православных верующих отделилась от православной церкви и стала выступать против преобразований, внедряемых патриархом Никоном. Причиной во многом были жесткие методы Никона.
В 1660 году по велению Алексея Михайловича патриарх был низложен. Впоследствии он был лишен сана священника и сослан в Ферапонтов монастырь в Белозерске.
Отлучение старообрядцев от церкви
Но после отстранения Никона от патриаршества церковные реформы не были прекращены. В 1666 году церковным собором были утверждены новые обряды и изданы новые книги.
Они вменялись в качестве образцов всей православной церкви на Руси. По решению того же собора приверженцы старой веры были отлучены от церкви и приравнены к еретикам.
Причины раскола
Рассмотрим их более подробно.
Далее следует сказать несколько слов о лидере раскола церкви на Руси – протопопе Аввакуме.
Лидер старообрядцев
Церковный раскол в России неотделим от имени протопопа Аввакума Петрова, возглавлявшего движение старообрядцев. За то, что он был не согласен с реформами церкви, его сослали в Сибирь, где он пробыл долгие одиннадцать лет.
Несмотря на множество перенесенных тягот и невзгод, Аввакум не был сломлен и не отказался от старой веры. По решению одного из церковных соборов его заточили в земляную тюрьму, а затем сожгли заживо.
Деятельность староверов
Таим образом, никоновские реформы были отвергнуты значительным числом верующих, протест которых вылился в религиозную войну. Старообрядцев подвергали гонениям, правительство преследовало их, и они искали спасения в отдаленных уголках Государства российского. В ответ на церковную политику староверы устраивали массовые самосожжения, которые называли гарями.
Историческая литература нередко характеризует церковный раскол как отправную точку массовых народных волнений, время от времени охватывавших русские земли в 17-18 веках. В действительности старообрядцы снискали мощную поддержку у простых людей, вокруг них собирались те, кто был недоволен существующими в стране порядками.
Итоги раскола
Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
В заключение рассмотрим изменение взглядов РПЦ на старообрядчество.
Эволюция отношения РПЦ к старообрдцам
Как уже было сказано выше, соборы 1656- и 1666 годов осудили сторонников «старых обрядов», назвав эти обряды неправославными и еретическими. Это осуждение окончательно санкционировал Большой московский собор 1667 года. На нем были одобрены реформы, проведенные патриархом Никоном, а все, не принявшие соборные решения, были преданы анафеме как еретики и непокорные Церкви.
Однако начиная с 1800 года употребление старых обрядов стало в той или иной мере допускаться Святейшим Синодом. В 1971 году состоялся поместный собор с целью избрания патриарха. На нем был рассмотрен вопрос о старообрядцах и принято следующее решение.
Было утверждено постановление Синода 1929 года, касающееся признания старых русских обрядов наравне с новыми. В 1974-м году аналогичное решение было принято и Русской православной церковью за рубежом. Но несмотря на это, молитвенное общение между какой бы то ни было масштабной церковной юрисдикцией старообрядцев и новообрядцев возобновлено не было.