в каком году придумали синхронное плавание
Синхронное плавание
Синхронное плавание – это женский водный вид спорта, суть которого заключается в выполнении в воде различных фигур и движений под музыку. Синхронное плавание является олимпийским видом спорта.
История возникновения синхронного плавания
Ещё в Древней Греции во время праздников молодые девушки и юноши водили хороводы в воде. Современное же синхронное плавание начало зарождаться в Канаде в 1920-е годы. Изначально этот вид спорта назывался «водный балет». Спустя десять лет синхронное плавание добралось до Америки, там оно получило широкое распространение и было признано видом спорта.
В 1952 году во Франции прошел первый чемпионат по синхронному плаванию, в этом же году оно было признано международным видом спорта.
В 1958 году в Амстердаме прошли первые международные соревнования, а в 1973 году прошёл первый чемпионат мира по синхронному плаванию.
В 1984 году синхронное плавание вошло в программу Олимпийских игр и с тех пор считается олимпийским видом спорта.
Правила синхронного плавания (кратко)
Соревнования по синхронному плаванию проходят как между дуэтами, так и между командами. Команда по синхронному плаванию состоит из восьми спортсменок. Синхронистки соревнуются в двух программах (технической и произвольной). Список и очередность элементов в технической программе жестко определен техническим комитетом. Выполняется программа по произвольный музыкальный аккомпанемент.
Произвольная программа показывает всю красоту данного вида спорта. Здесь элементы и музыка – это исключительно фантазия тренера. На соревнованиях синхронистки должны постараться использовать всю площадь бассейна, выступать в различном темпе и ритме. Продолжительность произвольной программы составляет 4 минуты для дуэтов и 5 минут для команд.
Бассейн для синхронного плавания
Бассейн для синхронного плавания должен иметь размеры 20 на 30 метров, при этом на площади 12 на 12 метров, глубина бассейна должна быть не менее 3 метров. Температура воды должна быть 26 градусов (+/- 1 градус). Вода в бассейне должна быть прозрачной от поверхности до самого дна, это необходимо для объективной оценки выполняемых элементов.
Судейство в синхронном плавании
Система судейства в синхронном плавании схоже с судейством в фигурном катании. Жюри, оценивающее выступление синхронисток, состоит из двух групп судей по пять человек в каждой (располагаются вокруг бассейна): одна группа оценивает технику выполнения, а другая – артистичность. Максимальная оценка, которую может выставить каждый из членов жюри, равняется десяти баллам.
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Синхронное плавание».
История возникновения синхронного плавания
Синхронное плавание — история появления и развития в мире и России
Историю синхронного плавания начали писать ещё представители древнейших цивилизаций. В Египте девушки, собирающие цветы лотоса, демонстрировали чудеса грациозности, держа руками корзину и перемещаясь только при помощи движений ног. Древнегреческий историк Геродот писал о дочери известного пловца, которая настолько свободно чувствовала себя в воде, что по преданию получила имя Возлюбленной бога морей. В Древнем Риме плавание девушек и юношей с хороводами под музыку было обязательной частью программы водных феерий. Считается, что становление синхронного плавания как самостоятельной спортивной дисциплины, началось в Европе в конце XIX века. Причем «первооткрывателями» на массовых соревнованиях стали вовсе не женщины, а мужчины, которые впервые состязались между собой в Берлине в 1891 году. Следующей страной, подключившейся к процессу развития нового спорта, стала Великобритания, где годом позже появилась своя группа пловцов-«синхронистов». А в начале XX века «художественное плавание» начало покорять Францию, в которой сформировался клуб «Чайка».
«Водный балет», как изначально называли синхронное плавание, не признавался до 1920 года. Ключевым фактором к покорению мира стал первый чемпионат в канадском Монреале, организованный четыре года спустя, и распространение увлечения этим элегантным и утонченным спортом в США и всей Европе. Тогда же и началось и массовое участие в соревнованиях женщин-синхронисток, которые постепенно вытеснили с них мужчин.
В 1952 году синхронное плавание получило долгожданное официальное международное признание и современное название. На чемпионате Франции было использовано не применяющееся ранее музыкальное сопровождение, на олимпиаде в Финляндии прошло показательное выступление американок, а в ФИНА был создан отдельный комитет.
Возникновение и развитие синхронного плавания в СССР
Началом развития этого вида спорта в России можно считать 1908 год. Именно тогда под Санкт-Петербургом была основана школа плавания, где сдавали нормативы по 12 дисциплинам, в том числе и довольно необычным. По выходным дням здесь устраивались праздники, во время которых ученики выполняли на воде различные фигуры.
Показательные выступления женщин в количестве до 24 человек, в которых участвовали лучшие спортсменки того времени — Хатунцева, Кузнецова, сестры Второвы, Федорова — стали популярны уже в 30 г.г. После войны стали организовываться самостоятельные группы, одна из которых выступила в 1957 году на стадионе им. Ленина в Лужниках.
Предварительный этап или становление синхронного плавания в СССР пришелся на 1961-1969 годы — с первого официального столичного первенства до включения в календарь ежегодных городских соревнований. Второй этап — московский — где разыгрывался приз открытия сезона, проходили личное первенство и Кубов Москвы, продлился в течение 10 лет до 1979 года. В этот период были утверждены требования к разрядам и нормативы, правила соревнований и квалификационная программа. В состав созданной московской Федерации под руководством зав. кафедрой ГЦОЛИФК О. И. Логуновой вошли В.В. Белоковский, О. Киреева, А. Миндлина, О. Вильцин. Начали активно развиваться и первые тренерские школы О. Киреевой ( «Лужники»), Т. Добычиной, З.А. Барбиер («Москва»), М.Н. Максимовой (кафедра плавания ГЦОЛИФК).
В 1974 году по просьбе Федерации редакцией журнала «Советская женщина» был учрежден приз весенних соревнований, посвященный 8 марта. Через два года создается Всесоюзная комиссия при спорткомитете СССР с первым председателем в лице знаменитой Майи Плисецкой и дается старт третьему этапу развития синхронного плавания, которое начинает покорять все советское пространство. Свидетельство того — появление званий «Мастер спорта СССР» и «МС международного класса» по синхронному плаванию, региональных и республиканских команд — белорусской и украинской, грузинской и молдавской, узбекской, казахстанской и армянской.
Третий этап — всесоюзный — продлился с 1979 года до распада СССР и начался с первых Всесоюзных соревнований в Электростали, где зажглись новые звезды: Потемкина, Фролова, Хайцер.
В 1980 году в Москве проходит XXII Олимпиада, на которой синхронное плавание признается олимпийским видом спорта и включается в них с 1984 как исключительно женская дисциплина. Сначала соревнования происходят в одиночных и парных разрядах с выполнением технической и произвольной программ, а затем добавляются и групповые выступления. В 1986 году советские спортсменки отправляются на свой первый чемпионат мира, в 1988 в соревнованиях начинают участвовать юниоры, а через 3 года СССР прекращает своё существование и начинается современный — российский — этап развития синхронного плавания.
Обладатели олимпийских медалей
Советские синхронистки не участвовали в XXIII Олимпиаде, проходившей в Лос-Анджелесе. Причина проста — байкот в ответ на аналогичные действия американской сборной и ряда других команд, которые отказались приезжать в социалистическую страну.
Две золотые олимпийские медали Лос-Анджелеса из обоих комплектов достались Трейси Руис из США. В 1988 году в Сеуле чемпионкой стала Каролин Вальдо из Канады. На XXV Олимпийских играх в Барселоне в 1992 году в одиночном разряде победила американка Кристин Бабб-Спрейг, в парном разряде выиграл дуэт Сары и Карен Джозефсон. Через четыре года в Атланте одиночные и парные выступления были заменены групповыми упражнениями, но высшая награда опять ушла к синхронистам из США.
Доминирование американских спортсменок закончилось в Сиднее, где стали разыгрываться два комплекта наград — среди дуэтов и команд. Начиная с 2000 и по 2016 год в Австралии, Греции, Японии, Великобритании и Бразилии золотые медали увозили с собой синхронистки из России.
Среди сильнейших спортсменок мира, завоевавших максимально количество наград, лидируют наши легендарные девушки:
Блестящие результаты — заслуга самих талантливых и упорных спортсменок, главного тренера сборной России Т.Н Покровской и старшего тренера Т.Е. Данченко.
Татьяна Николаевна перешла в синхронное плавание из художественной гимнастики. Творческий подход, настоящий дар объединять вокруг себя людей так, чтобы они стали сплоченной командой, умение готовить сильных спортсменов в сжатые сроки помогли ей добиться триумфального успеха сборной на Олимпиадах, первенствах мира и Европы.
Татьяна Евгеньевна в прошлом синхронистка — чемпионка СССР и Европы среди юниоров. Под её руководством российские спортсменки забрали золотые награды в четырёх подряд Олимпийских играх, 21 раз побеждали на чемпионатах мира и 14 раз на чемпионатах Европы. Не знает проигрышей и юниорская сборная. Более 20 лет её приводит к победам на мировых соревнованиях Н.А. Мендыгалиева — ЗТР России и мастер спорта по подводному плаванию. Синхронное плавание в России сегодня
Федерацию синхронного плавания СССР сменила ФСПР с президентом в лице А.В. Власенко — член ФИНА, LEN (Лиги европейского плавания) и Олимпийского комитета России — которую представляют вице-президент ФСПР И.П. Карташов и первый вице-президент О.А. Брусникина. Синхронное плавание интенсивно развивается в 21 субъекте России и имеет 20 региональных федераций в областях, крупных городах, краях, автономных областях и республиках. С 6000 спортсменов в десятках ДЮСШ, СДЮШОР и секциях работают 150 специалистов, которые продолжают дело ведущих тренеров и постановщиков групповых композиций — З.А. Барбиер, М.Н. Максимовов, О.И. Васильченко, Т.Н. Покровской, Н.А. Мендыгалиевой, М.Г. Тереховой.
Строгие требования к технике исполнения и высокая конкуренция обуславливают сложность новых задач, которые стоят перед синхронистками перед очередными Олимпийскими Играми. Ведь нужно не только однократно захватить лидерство, но и ковать очередные победы. Жесткая система отбора и подготовки позволяет выращивать перспективных одаренных спортсменок — сегодняшних юниорок и завтрашних героев мировых соревнований. Расширение штата и рост профессионализма тренерского состава, увеличение количества групп начальной подготовки и совершенствования спортивного мастерства дает возможность повышать уровень выступлений, готовить достойную смену уходящим звездам и сохранять статус спортивной супердержавы.
Из истории синхронного плавания
Самое древнее описание водной хореографии встречается у римского поэта I века Марциала. Первая книга его эпиграмм, известная как «Книга зрелищ», посвящена открытию в Риме Колизея и описывает происходившие там гладиаторские бои, травли животных, а также навмахии – морские сражения, для проведения которых арена при помощи специальных труб заполнялась водой и превращалась в искусственное озеро. Современные историки обоснованно сомневаются, что такие зрелища устраивались непосредственно в Колизее, так как технически это было невозможно. Обычно навмахии устраивали на естественных водоемах или специально вырытых и заполненных водой прудах. Но Марциал в своих стихах перенес эти зрелища в Колизей.
Показывали зрителям и другие выступления на воде, например, женщин, изображавших нереид. Вот, как это описывает Марциал:
Ловко обученный хор Нереид резвился по морю,
Строем подвижным пестря лоно уступчивых вод.
То нам трезубец прямой угрожал, то изогнутый якорь,
То появлялось весло, то появлялся корабль;
Звезды лаконцев, пловцам любезные, ярко сверкали,
И раздувался большой парус у нас на глазах.
Кто ж изобрел на волнах текучих столь хитрые игры?
Иль их Фетида вела, иль научилась вести (перевод Ф. А. Петровского)
Комментаторы полагают, что «трезубец прямой», «изогнутый якорь», «весло» и «корабль» – фигуры, которые образовывали в воде тела пловцов. По крайней мере, «трезубец» (fuscina) и «якорь» (ancora) встречаются среди названий типов построения войска на суше. Видимо, они могли быть воспроизведены и в воде.
Чтобы отыскать следующий пример хореографических выступлений на воде, нам необходимо перенестись в Лондон начала XIX века, где владельцы театра Sadler’s Wells Theatre оборудовали на сцене бассейн размером 90 на 45 футов (27 на 13 метров), чтобы показывать там «аквадрамы». В репертуаре были как исторические пьесы («Осада Гибралтара»), так и пьесы с мифологическими сюжетами, где зрителями показывали колесницу Нептуна, запряженную морскими конями, нереид и тритонов.
В XIX веке некоторые стационарные цирки Европы также начали устраивать водные представления (Nouveau Cirque в Париже, Blackpool Tower Circus в английском Блэкпуле). На превращенных в бассейны сценах выступали пловцы, плавали лодки, устраивались фонтаны и водопады.
Первая афиша Blackpool Tower Circus
В викторианской Англии появляются профессиональные пловцы, которые удивляют публику разнообразными трюками. Они устраивают танцы в воде, демонстрируют кувырки, перевороты, плавают со связанными руками и ногами. Для обозначения этой профессии использовалось слово natationist. Сначала это были только мужчины, но потом среди них появились и женщины. Как говорит британский историк Дейв Дэй, это занятие дало возможность заработать на жизнь некоторому количеству представительниц рабочего класса, причем не только публичными выступления, но и в качестве учителей плавания для других женщин.
К концу XIX века занятия по «водному балету» проводились во многих клубах спортивного плавания уже среди любителей. Известно, что первые соревнования были проведены в 1891 году в Берлине. Популярность «водный балет» набирал и за океаном – в Канаде. В США его полюбили благодаря спортсменке и актрисе Аннет Келлерман, приехавшей из Австралии. На родине она занималась плаванием, была чемпионкой штата Новый Южный Уэльс, а также выступала в роли русалки в шоу, проводившихся в прозрачном бассейне, где Келлерман плавала в окружении тропических рыб.
В США она продолжила публичные выступления и стала сниматься в кино. В большинстве случаев в фильмах она представала в образе морской богини, русалки, сирены. Также она пропагандировала обтягивающие купальные костюмы. Вполне скромные по нынешним меркам, они в то время воспринимались как вызывающие. Однажды Аннет Келлерман была даже арестована за непристойный купальник.
Афиша фильма «Дочь Нептуна» с Аннет Келлерман
Аннет Келлерман в обтягивающем купальнике (1900-е годы)
Келлерман стала активным популяризаторам плавания как пути к здоровью и красоте. Ее выступления одобрял американский Красный крест, который был обеспокоен большим количеством смертей на воде. В результате в некоторых шоу стали демонстрировать приемы спасения утопающих. К 1920-м годам водная хореография распространилась в США. Ей стали обучать в многочисленных спортивных клубах, наряду с обычным плаваньем. В 1924 году в Монреале прошли первые в Северной Америке соревнования. В США они начались несколько позже, когда 27 мая 1939 года прошло соревнование между командами Колледжа Уилбура Райта и Учительского колледжа в Чикаго.
В послевоенные годы в США началась вторая волна популярности водной хореографии. Она связана с именем киноактрисы Эстер Уильямс. Она занималась и даже должна была принять участие в олимпиаде 1940 года, отмененной из-за Второй мировой войны. В области развлечений она впервые попробовала себя еще до войны, выступив в водном шоу Aquacade в Сан-Франциско. Подобно тому, как благодаря знаменитой фигуристке Сони Хени получил популярность жанр балета на льду, для Эстер Уильямс специально ставились «аквамюзиклы».
Афиша фильма «Русалка на миллион долларов» (1951)
Фильмы и шоу с участием Эстер Уильмс привлекали новых желающих заниматься водным балетом, а спортивные клубы и секции предоставляли им эту возможность. В начале 1930-х годов в плавательном клубе Чикагского университета работала тренером Катерина Кертис. Она начала экспериментировать с использованием музыки не только в качестве фона для «водного балета», но и как средства синхронизации движений выступающих.
Бассейн, в котором в 1930-е годы проводила занятия Катерина Кертис
В 1934 году подготовленная Кертис группа «Современные русалки» из шестидесяти человек с успехом выступила на Всемирной выставке в Чикаго. Именно комментируя выступления «Современных русалок», диктор Норманн Росс впервые использовал выражение «синхронное плавание». Правда, сама Катерина Кертис предпочитала термин «ритмическое плавание». В последующие годы Кертис занялась организацией командных соревнований по синхронному плаванию и составила первый свод правил для этого вида спорта. В 1936 году она выпустила книгу «Rhythmic Swimming: A Source Book of Synchronized Swimming and Water Pageantry».
Благодаря усилия Кертис в 1941 году Союз спортсменов-любителей США (Amateur Athletic Union) признал синхронное плавание видом спорта. А с 1955 года оно вошло в программу Панамериканских игр. В 1948 году показательные выступления синхронистов прошли на олимпиаде в Лондоне, а в 1984 году синхронное плавание вошло в официальную программу современных олимпиад.
История синхронного плавания
История синхронного плавания берет начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. По древним изображениям и письменным источникам удалось установить, что во время праздников, игр и веселья, молодые люди купались, плавали и… водили в воде хороводы.
Еще долгое время хороводы в воде оставались развлечением, игрой, но в конце девятнадцатого века начался процесс становления такого вида спорта как синхронное плавание. Родиной этого вида спорта стала Англия, где в 1882 году была организована команда пловцов, которые выполняли упражнения в воде. Выступления этой команды имели большие успехи, что привело к возникновению подобных коллективов в других странах, например, во Франции и Италии.
В тридцатых годах двадцатого века популярность художественного плавания (именно так назывался этот вид спорта в то время) распространилась по всей Европе. В 1948 году состоялись первые показательные выступления по художественному плаванию на Олимпийских играх. А ровно через двадцать лет появилось название «синхронное плавание». Вскоре оно стало международным видом спорта. В 1973 году был проведен первый в истории чемпионат мира по синхронному плаванию.
Синхронное плавание дебютировало на Олимпийских играх в 1984 году. С того времени в программу Олимпиад включали индивидуальные соревнования, соревнования групп и команд. На Олимпийских играх в Афинах (2004) в синхронном плавании разыгрывалось два комплекта наград: в соревнованиях дуэтов и команд (8 участниц). Мужчины в соревнованиях по синхронному плаванию участия не принимают. В этом же году был создан международный комитет по синхронному плаванию.
В 1996 году были изменены правила соревнований. По-прежнему в данном виде спорта выступали только женские команды, но с этого момента ввели соревнования между дуэтами. Таким образом, на Олимпийских играх на золото, серебро и бронзу претендуют как команды, так и дуэты.
Синхронное плавание: олимпийская история, результаты российских синхронисток
Синхронное плавание на Олимпийских играх представлено двумя дисциплинами: дуэты и группы. В XXI веке, никто кроме России не выигрывал золотые медали.
Каждое выступление российских синхронисток, это уже не просто спорт, а утонченное искусство.
Первые олимпийские турниры
Первые показательные выступления синхронистки провели еще в 1948 г. Понадобилось почти 40 лет, чтобы водный балет получил статус полноправного вида спорта. 1984 г дал старт олимпийской истории синхронного плавания.
Первоначально соревнования проводили среди одиночек и пар. Такой формат сохранялся на протяжении трех Олимпиад (1984, 1988, 1992). В 1996 году провели эксперимент.
Обе дисциплины из программы убрали. Вместо этого, провели соревнования сборных команд. Групповые выступления признали более зрелищными. Решили оставить навсегда. Также вернули соревнования пар.
Начиная с 2000 года, Олимпийская программа синхронного плавания остается неизменной. Синхронистки разыгрывают два комплекта наград. Выступают в паре (дуэтом) и в составе команды. Команда состоит из 8 человек.
Первые олимпийские медали в синхронном плавании завоевали американки. До 2000 года синхронистки США удерживали лидерство в этом виде водного спорта. Олимпиада в Сиднее стала триумфальной для российского синхронного плавания.
Развитие синхронного плавания в России
В Советском Союзе синхронное плавание развивалось, как любительский вид спорта. В стране существовало множество секций, но они не имели спортивной направленности.
Организаторы любительских кружков относились к синхронному плаванию, как к искусству. Выступление синхронисток представляли собой мини спектакли на воде.
Зрители наслаждались художественными образами. Соревновательный элемент отходил на второй план. Такое отношение к синхронному плаванию повлияло на его развитие в нашей стране.
С одной стороны – отсутствие спортивной составляющей задержало, на некоторое время, развитие синхронного плавания, как вида спорта.
С другой стороны – именно творческий подход, отношение к спорту, как к искусству, заложили основы уникальной российской школы синхронного плавания.
Художественное плавание в СССР
Художественное плавание – так в СССР называли показательные выступления пловчих. Первое время к художественному плаванию относились как к прикладному виду спорта. Синхронное плавание не рассматривали, как отдельную дисциплину. Выступления синхронисток приурочивали к соревнованиям по спортивному плаванию.
«Художественные пловчихи» выстраивали на поверхности воды геометрические фигуры. В групповых выступлениях участвовали от 4 до 24 человек. Такие выступления были очень популярны в 30-е годы прошлого века. Их проводили на открытых водоемах и спортивных базах по всему Союзу.
В послевоенные годы художественное плавание получило новый толчок для дальнейшего развития.
Балет на воде
Люди, пережившие войну, преображали окружающий мир. Балет на воде раскрывал просторы для самовыражения. Энтузиасты самостоятельно организовывали самодеятельные группы.
Одной из таких, была группа студенток Львовского медицинского института. Ее организовал в 1950 году тренер по плаванию Борис Оноприенко. Секция Оноприенко пошла дальше обычного построения геометрических фигур.
Студентки медицинского вуза создавали целые спектакли со своей сюжетной линией. В этой группе впервые применили сюжетное музыкальное сопровождение.
В 1961 году состоялся первый чемпионат Москвы по художественному плаванию между любителями. Благодаря энтузиастам синхронное плавание приобрело статус самостоятельного вида спорта.
В 1976 году, при спорткомитете СССР создали Всесоюзную комиссию по синхронному плаванию. Возглавила комиссию прославленная балерина – Майя Плисецкая.
Первые всесоюзные соревнования спорткомитет организовал в 1979 году. На международный уровень отечественные синхронистки вышли в 1981 году. Наши девушки приняли участие в чемпионате Европы.
Дебют сборной СССР на Олимпийских играх состоялся в 1988 г. Советский Союз, до своего распада не успел завоевать ни одной олимпийской награды. XXI век переписал спортивную историю синхронного плавания.
Российское синхронное плавание в XXI веке
Шесть Олимпиад подряд (с 2000 по 2021 г) российские синхронистки удерживают титул олимпийских чемпионов. В XXI веке никто кроме России не поднимался на золотой пьедестал. Во многом это заслуга главного тренера сборной Татьяны Николаевны Покровской и старшего тренера дуэта Татьяны Евгеньевны Данченко.
Покровская пришла в синхронное плавание из художественной гимнастики. Пост главного тренера заняла в 1998 году. И на первой же Олимпиаде – громкий успех. Россия, не имевшая ни одной олимпийской награды, забирает сразу два золота. Поднятую планку наша сборная удерживает уже более 20 лет.
Самая титулованная спортсменка в истории синхронного плавания – Светлана Ромашина. Единственная в мире семикратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию. Впервые Ромашина дебютировала на Олимпийских играх в 2008 году, в составе группы. Затем, три Олимпиады подряд, выступала за команду и в составе дуэта (2012, 2016, 2021).
Правила соревнований по синхронному плаванию
На олимпийских соревнованиях по синхронному плаванию выступают 8 сборных команд (групп) и 24 пары (дуэты).
Соревнование дуэтов проходит в два этапа: полуфинал и финал. По итогам полуфинала 12 пар проходят дальше и разыгрывают золотые медали. Командные соревнования сразу проводят в финальном этапе.
Выступление синхронисток состоит из двух программ: технической и произвольной.
Техническая (обязательная) программа
Техническая (короткая) программа представляет собой серию обязательных фигур. Требования к выполнению технической программы очень жесткие. Все элементы выполняют в определенной последовательности. Спортсменки «строят» на воде фигуры, а судьи внимательно следят за соблюдением правил и синхронностью действий.
Время строго ограничено. Дуэтам на выполнение одного элемента программы предоставлено 20 секунд. Нарушать временные рамки нельзя.
Выполнение каждой фигуры требует особой выносливости, исключительного контроля дыхания, отточенного мастерства и универсальных акробатических навыков.
Например, заключительный элемент фигуры «барракуда», синхронистки выполняют в вертикальном положении, вверх ногами. Тело вытянуто как струна и медленно погружается в воду. Затем команда, синхронно, выполняет винт на 360°.
Очень сложными являются все элементы поддержки и прыжки. Дело в том, что девушкам запрещено не только отталкиваться, а даже касаться дна или краев бассейна.
Произвольная программа в синхронном плавании
Произвольная (длинная) программа раскрывает всю утонченность и красоту синхронного плавания. Это свобода для творчества.
Музыку, порядок выполнения упражнений, темп, ритм – тренер выбирает сам. Здесь художественное изящество и сложные технические приемы соединяются воедино.
Все фигуры собираются в единый, непредсказуемый для зрителя и жюри, образ. Каждое выступление, это новый спектакль, где сценарий знают только команда и тренер. Солистки водного балета, рисуют образы и творят историю своего театра – театра на воде.
Продолжительность произвольной программы дуэтов составляет 4 минуты. Командам предоставляют 5 минут.
Несколько секретов о синхронном плавании
В синхронном плавании, большую часть времени спортсменки проводят под водой. Как им это удается? Откроем несколько «секретов».
Объем легких у синхронисток в два раза больше, чем у обычного человека. Они способны задерживать дыхание более четырех минут. Целенаправленные тренировки проводят с самого детства. Без специальной подготовки невозможно столько времени оставаться без воздуха.
Чтобы находиться под водой вниз головой, девушки используют зажим. При выполнении резких элементов зажим иногда слетает. На этот случай в купальнике синхронистки припрятан запасной.
Синхронное плавание предъявляет строгие требования к купальному костюму. Открытые купальники запрещены. Вырез на груди не должен превышать 11,5 см. Нижний край купальника должен закрывать бедра не менее, чем на 10 см. Промежностная часть купальника не может быть уже 5 сантиметров.
Чтобы зрители и судьи хорошо видели лица, девушки накладывают яркий макияж. Дело в том, что мимика, влияет на оценку за артистизм.
Чтобы девушки слышали музыку под водой, в бассейн устанавливают подводные динамики.
Постскриптум
В 2017 году синхронное плавание переименовали в «артистическое плавание». Новое название более метко отражает суть этого утонченного, элегантного вида спорта. Выступления синхронисток — это театр на воде.