в каком году придумали бюстгальтер
Соблазн свободы Кто придумал сжимать женскую грудь бельем и почему женщины так хотят от него избавиться
«Лента.ру» продолжает серию публикаций о разных видах одежды и манере ее носить. Мы уже рассказали историю шпилек, мини-юбки, мужского платья, костюма, галстука и колготок. В новом материале речь пойдет о том, когда и почему женщины начали демонстрировать на публике бюстгальтер и полуобнаженную грудь.
От строфиона до корсета
Прямохождение создало человеку множество проблем. Одна из них — эстетическая. Женская грудь при прямохождении теряет форму и обвисает. Со времен Древнего Египта и Древней Греции эталоном красоты молодой женщины считалась высокая, упругая грудь. Однако без поддержки обеспечить эту «высоту» было непросто. С каждым годом, особенно при склонности к полноте и после кормления детей, женская грудь все очевиднее стремилась к земле.
Поэтому уже в древности появились разные способы поддержки груди. В основном это были широкие полосы холста или кожи, обвивавшие и поддерживавшие бюст. У греков и римлян для разных видов этого предмета туалета было несколько названий: строфион, мастодетон, аподесма и другие. Были свои виды протобюстгальтеров для девочек-подростков и свои — для полнотелых зрелых женщин.
В Средние века в Европе изобрели альтернативный способ приподнимать грудь, а заодно и подчеркивать талию. Женщин начали затягивать в корсеты. Вначале пластины металла, а затем гибкого китового уса стискивали талию девушки с ранней юности. Они же прижимали грудь, не давая ей развиваться, что было весьма кстати — плоская грудь была признаком хрупкости и целомудрия. В XIV столетии средневековые законники в Страсбурге, стремившиеся все зарегулировать, ввели и правила поддержки бюста. Женщинам предписали носить шнурованные платья.
Позже, в Ренессанс и последовавшую за ним эпоху Нового времени, мода изменилась. Стало принято выставлять пышную грудь напоказ. Корсет видоизменился и превратился в подобие рога изобилия с драгоценными украшениями, из которого виднелся полуобнаженный бюст. Носить жесткий корсет было неудобно, а порой даже мучительно. Слишком сильно стянутые девушки падали в обморок, но альтернативы не находилось до самого конца XIX столетия.
Свободу груди
В конце позапрошлого века на медицинские факультеты европейских университетов стали допускать женщин, которые начали активно ратовать за отказ от корсетов, считая их вредными для здоровья и некомфортными. С воодушевлением поддерживали эту мысль и суфражистки. Они указывали на то, что корсет требует посторонней помощи в шнуровке и лишает женщину самостоятельности.
Однако ходить вообще без всякой поддержки для груди, особенно в случае, если бюст крупный, не очень удобно. Потребность в альтернативном виде нижнего белья стала очевидной. Дополнительную остроту проблеме придало то, что в те же последние десятилетия XIX века женщины активно занялись спортом. Теннис, верховая езда, катание на коньках, плавание, балет требовали удобной одежды и особенно белья.
Именно в эти годы появились первые патенты на бюстгальтер, похожий на современный. Само слово bustenhalter немецкого происхождения и буквально переводится как «бюстодержатель». В нашей стране он также называется лифчиком от голландского Lijf — «лиф», часть женского платья, облегающая корпус. Как и у многих простых и очевидно необходимых вещей, у него несколько авторов. Первыми создательницами бюстгальтеров были белошвейки, занимавшиеся бельем. Им пришлось переквалифицироваться с привычных корсетов на более актуальные модели.
Легенда гласит, что пионеркой бюстгальтерного дела стала французская корсетчица Эрмине Кадоль. По одной из версий, прообраз новинки она смастерила по просьбе клиентки — заядлой теннисистки, которой было неудобно бегать и прыгать на корте в обычном корсете. Якобы белошвейка просто обрезала корсет снизу и добавила чашечки для груди. По другой версии, Кадоль самостоятельно придумала лифчик в 1889 году и выставила его в своей лавке под названием Le Bien-Etre («благополучие, комфорт»).
Почти одновременно с Кадоль прототипы бюстгальтеров представил немецкий бельевщик Хуго Шиндлер. Затем, в 1899 году, его соотечественница Кристина Хардт получила в Дрездене первый патент на «женскую фуфайку на лямках с укрепленными чашечками для бюста». Хардт уточняла, что ее изобретение «нисколько не стесняет природной формы» дамской груди.
Джейн Мэнсфилд и Софи Лорен в Лос-Анджелесе, 1957 год
Фото: Kobal / Shutterstock / REX
К началу XX века относится первый бюстгальтер, разработанный женщиной-дипломированным врачом. Доктор Гош Саро в 1903 году предложила разделить корсет на две части. К верху прибавили поддерживающие чашечки, а низ стал поясом, который не сдавливал грудную клетку и живот, и использовался для крепления чулок.
В Америке первый патент на лифчик получила в 1914 году Мэри Фэлпс Джейкоб: ее версия называлась backless brassiere (примерно переводится как «бра без спинки»). Американки были консервативней европеек, и популярность новинка приобрела уже после того, как Джейкоб продала свой патент фирме братьев Уорнеров. Братья сделали на лифчиках миллионное состояние. В 1922 году евреи-эмигранты из Российской империи супруги Розенталь основали марку Maidenform. Она первой предложила женщинам готовые бюстгальтеры с широкой размерной линейкой, а позже — вкладки для увеличения объема и регулируемую застежку.
От пользы — к красоте
Первая четверть ХХ века — время революционных изменений в женском гардеробе. Появление бюстгальтеров было только одним из этих изменений. Портные во главе с Полем Пуаре начали шить просторные бескорсетные платья-туники из тонких тканей. Художники, работавшие с театральными и мюзик-холльными актрисами и балеринами, шли еще дальше. Они создавали полупрозрачные сценические одеяния, волновавшие воображение зрителей.
Так, известный художник и сценограф Лев Бакст, работавший с «Русскими сезонами» Дягилева, одевал для постановок свою подругу, оперную певицу и «мимическую танцовщицу» Марию Кузнецову в практически прозрачные платья. Они не подразумевали белья и полностью открывали грудь своей обладательницы. Очень скоро светские дамы и дамы полусвета стали копировать эти вольные наряды для вечеринок и коктейлей.
Эскиз платья Кузнецовой для оперы «Саломея» 1912 года американский женский журнал Tatler перепечатал в качестве модной картинки и образца для подражания. На картинке было совершенно очевидно, что платье из полупрозрачной ткани и сквозь него можно разглядеть грудь.
Еще более откровенный вариант Бакст придумал для роли Кузнецовой в опере Массне «Таис». Певица выходила на публику в украшенном камнями и блестками лифчике, соединенном нитями бус с набедренной повязкой из длинных лент, скрывающих ноги. Как отмечали тогдашние светские хроникеры, сквозь полупрозрачный лиф одеяния проступали соски. Наряд был по тем временам откровенным до скандальности. Его описывали как «вакхически разнузданный». Ничего подобного приличные артистки на оперную сцену до того не надевали.
Впрочем, то, что в 1910-х казалось непристойным и «вакхически разнузданным», уже в конце 1920-х годов стало относительно приемлемым. Американо-французская танцовщица кабаре Жозефин Бейкер выступала на эстраде в костюме из бюстгальтера и почти не скрывающей бедер юбочки из стилизованных «бананов».
Бои вокруг бюстгальтера
Середина XX века стала своеобразной эпохой Реставрации для консервативного женского костюма. К длинным, в пол, юбкам американки и европейки не вернулись по причине их непрактичности, однако самой популярной одеждой были закрытые платья с закрывающей колени юбкой-миди, блузки с юбками такой же длины или, в самом фривольном случае — с длинными брюками.
Ношение бюстгальтера было обязательным. Более того: производители белья ввели в моду довольно жесткие конструкции с конусовидными, торчащими вперед чашечками. Бюстгальтер надевали даже под летние платья без рукавов. Их специально кроили так, чтобы лифчика не было видно. Это считалось неприличным для порядочной девушки. В 1950-е годы в обиход вошли купальники-бикини, но появление в верхе от бикини в городе еще долго воспринималось как вызов общественной нравственности.
Однако в 1960-х годах ситуация начала меняться из-за активизации движения феминисток — наследниц некогда воевавших с корсетами суфражисток. Сказались сексуальная революция, пероральная контрацепция, возможность для европейских и американских женщин получать высшее образование и работу. В 1968 году нью-йоркские фемактивистки призвали к сожжению бюстгальтеров во время конкурса «Мисс Америка». Лифчики выкинули в тот же мусорный бак, что и туфли на шпильке, бигуди и накладные ресницы. Все это феминистки небезосновательно считали средствами объективации женщин и превращения их «в товар для мужчин».
Литературоведка феминистического толка Жермен Грир утверждала, что освобождение женщин невозможно, пока ее принуждают носить «два конуса, ничем не похожих на женскую анатомию», а дискомфорт этих бюстгальтеров — «отвратительный символ угнетения женщины». Грир и ее единомышленницы считали, что женщины не должны подгонять себя под мужские ожидания и представления о сексуальности и привлекательности.
Свобода и много любви: история женщины, придумавшей бюстгальтер
Бюстгальтер придумала потрясающая женщина. Она была смелая, веселая, ничего не боялась, каждый ее последующий муж был на порядок моложе предыдущего, во время второй мировой она организовала лигу «Женщины против войны». Ох, да много всего было. Изобретение бюстгальтера идет через запятую в биографии Мэри Фелпс Джейкобс (позже она изменила имя на Карес Кросби, хотя друзья и близкие всю жизнь звали ее Полли, по домашнему детскому прозвищу).
Обычай носить корсеты
Итак, Полли. Полли была такой девушкой — как из романов Фитцджеральда. В 1910 году ей было 19 лет – она из известной семьи, вышедшей из первых поселенцев: «старые деньги», известные предки, уважение к образованию. Один её прапрапра — основал город Бостон, второй – изобрел пароход. Девушек из хорошего общества кроили по одному лекалу: и, как все, Мэри получила отличное воспитание, училась в частной школе, брала уроки верховой езды.
Но ее главной ценностью всегда была свобода, и еще она была решительной: подумала — сделала.
В те годы женщины носили корсеты. Корсеты были нужны, чтобы радовать мужской глаз: затянула шнуровку на спине, и вот твоё тело напоминает песочные часы — талия тоненькая, бедра и грудь пышные. Обычай носить корсеты первые американские переселенцы привезли с собой из Европы, и, надо сказать, к временам Мэри они всё-таки уже были совместимы с жизнью: тебя сдавливают уже не металлическими обручами, а пластинами китового уса. Но все равно, корсет был неудобным, в одиночку его было не надеть, и вредным для здоровья. Суфражистки призывали от него отказаться, а мужчины видели в этом угрозу для патриархата – ничего нового.
Патент № 1115674
Мэри ненавидела этот треклятый корсет, но смиренно носила его до прекрасного вечера накануне ежегодного бала «Дочерей американской революции». В этот вечер ее терпение лопнуло. Они с горничной никак не могли затянуть корсет, чтобы он сидел, как надо, китовый ус всё время вылезал и топорщился. Мэри не выдержала, отправила горничную за иголкой с нитками, двумя платками и шелковой лентой и сделала из этого конструкцию, из которой вырос наш современный бюстгальтер. Надела — ну, отлично же. Лёгкий, не сдавливает грудь, не мешает танцевать! На балу Мэри рассказала про свое изобретение двум-трем подружкам, те – своим мамам, и на следующий день в Нью-Йорке было много разговоров про эту Полли и её выдумку. Мэри уговорили сшить несколько этих вещиц «для подруг», а когда началось вот это: «Полли, милочка, сшей, пожалуйста, такой для мамы подруги моей подруги», девушка поняла, что надо открывать бизнес. Она доработала конструкцию, но, в общем, все было просто: два соединенных многоугольника и ленты-завязки. В 1914 году Мэри запатентовала свое изобретение
«Бесспинный лифчик, Backless Brassiere, патент № 1115674»
и открыла магазин модной одежды на Вашингтон-стрит в Бостоне. А перед этим – вышла замуж за Ричарда Пободи, юношу такого же безупречно-аристократического происхождения, как она сама.
Мужья и дети
Они прожили вместе шесть сложных лет, Мэри родила двоих мальчиков. Ричард, как многие американские парни его круга, участвовал в Первой мировой войне, и этот опыт отказался тяжелее, чем он мог вынести без виски. Алкоголь с каждым днем занимал все больше места в его жизни, и постепенно вытеснил из неё и Мэри, и детей. Но Мэри всегда понимала, что она полноценное, независимое существо, муж не был для неё светом в окошке. История закончилась закономерно: она познакомилась с Гарри Кросби. Гарри произвел на нее сильное впечатление, он казался каким-то героем из «Фиесты» Хемингуэя: авангардный поэт, герой первой мировой — он был самым молодым американцем, который получил почетную французскую медаль Военный крест. Сочинительство стояло у Гарри в ряду других развлечений: скаковые лошади, автомобильные гонки, реставрация средневековой мельницы под Парижем, управление самолетом, фотография, учёба в Гарварде по ускоренной программе для ветеранов войны. Родственники Гарри (он был белой вороной в респектабельной банковской семье) надеялись, что он встретит разумную девушку и остепенится, но тут Мэри. Мэри на шесть лет старше Гарри, у нее двое детей, она замужем!
День рождения бюстгальтера: как менялась мода на лифчики за последние 100 лет
3 сентября принято считать «Днем рождения бюстгальтера», так как именно в этот день, в 1914 году был получен первый патент на изобретение лифчика под названием Caresse Crosby. Пикантному предмету гардероба исполнилось 106 лет.
Патент получила американка Мэри Фелпс Якоб. Отказавшись от жесткого корсета, она начала использовать конструкцию из двух платков и ленты, которая помогала поддерживать грудь, при этом не доставляла женщине дискомфорт. OBOZREVATEL предлагает узнать, как менялись модели бюстгальтеров с момента начала их массового выпуска и до сегодняшнего дня.
Первые аналоги современных бюстгальтеров появились еще в древние времена. Среди обломков сицилийской Виллы дель Казале, датированной IV веком н.э., была найдена мозаика с «девушками в бикини», на которой изображена группа занимающихся спортом молодых женщин, одетых в поддерживающие грудь «бандо». Однако лифчик или бра в том виде, каким мы его знаем сегодня – с двумя чашечками или полоской ткани на груди и плечевыми лямками, появился лишь в XIX веке.
До появления прототипа современного бюстгальтера женщины активно носили корсеты, которые считались одним из самых неудобных и опасных предметов гардероба. Они натирали кожу, мешали дышать и вредили работе внутренних органов. Из-за металлических пластин в корсетах, у девушек часто развивалась деформация ребер, позвоночника и грудной клетки, а плотная ткань, из которой шили корсеты – травмировала кожу и провоцировала различные дерматологические заболевания.
Прототипы первых бюстгальтеров производились и продавались в Англии, Америке, Германии и Франции с 1850-х по 1920-е годы. В то время они не пользовались большим спросом: несмотря на неудобство, корсеты все же помогали создать женственный силуэт и выгодно подчеркнуть грудь. Этого нельзя было сказать о лифчиках того времени.
К 1930-м бюстгальтеры все больше походили на современные – в них появились застежки с крючками и петлями и регулируемые лямки. Этот предмет белья стал популярным среди женщин от 17 и старше.
Как выглядели первые бюстгальтеры
В 1920-е годы бюстгальтер все еще по старинке называли мягким корсетом, а в России – «бюстодержателем». Обычно его шили из корсетных тканей – мадаполама, дамаста, атласа. В 1930-е годы эмигрантка из России Ида Розенталь основала в Соединенных Штатах вместе с мужем предприятие, где впервые стали производить бюстгальтеры с чашечками разных размеров и эластичными бретельками.
В 1932 году форму бюстгальтера изменили, акцентируя внимание на глубине чашек. Постепенно конструкция этой детали туалета совершенствуется. В 1935 году изготовители бюстгальтеров придумали подушечки, вставляющиеся в бюстгальтер и придающие женской груди пышность. В этот же период была введена нумерация чашечек от А до D. После изобретения нейлона в 1938 году для изготовления бюстгальтеров стали применять не только натуральные материалы, но и синтетику.
К 1960–1970-м годам пояса-корсеты окончательно вышли из моды, изменилось и женское восприятие бюстгальтеров. Комфорт и функциональность стали важнее сексуальности. В 1980-е многие женщины вообще предпочитали эластичные трикотажные бра, которые изначально были придуманы специально для спортсменок.
Сегодня эта важная часть интимного женского туалета производится с применением самых современных технологий и постоянно совершенствуется. За последние 20 лет ассортимент бюстгальтеров существенно пополнился. Желающие могут найти модели без лямок, с открытой спиной, без чашечек или с чашкой «пуш-ап», с подкладками и жестким каркасом или без них. Однако сама конструкция осталась почти такой же, как и 100 лет назад.
Ранее OBOZREVATEL рассказывал о том, какое белье носили женщины в Советском Союзе. Читайте также, как правильно выбрать лифчик, чтобы чувствовать себя комфортно и не жертвовать привлекательным внешним видом.
История бюстгальтера: 1900-1950-е.
От плоской груди к «Вullet-bra» 40-50-х.
С 16-го века в белье богатых женщин в западном мире доминировал корсет.
Корсеты ненадолго ушли лишь во времена ампира. Во второй половине 19-го века начали экспериментировать с различными альтернативами корсета, пытаясь разделить его на части: пояс и лиф.
Существуют значительные расхождения во мнениях относительно того, кто «изобрел» бюстгальтер. Большое количество патентов на бюстгальтероподобные устройства были сделаны еще в 19-м веке.
Мягкий бюстгальтер был спроектирован и изготовлен в Европе примерно в 1880 году:
1913. Патент бюстгальтера. США:
Бюстгальтеры стали более распространенными в течение 1910-х годов, в связи с тенденцией перехода к более комфортному белью.
Они с мужем даже начали производство- но не получилось. По традиции- чаще всего бюстгальтеры шили дома или на заказ, как и все белье.
Первая четверть 20 века:
Но замена корсета бюстгальтером произошла в значительной степени из-за Первой мировой войны, которая заставила многих женщин пойти работать в офисы и на заводы.
В 1917 году США Военно-промышленный совет попросил женщин перестать покупать корсеты, чтобы освободить металла для военного производства. Это, как говорят, сохранило 28.000 тонн металла, что достаточно для строительства двух кораблей.
После войны вошел в моду образ девушки-подростка, впервые за сотни лет грудь и прочие формы стремились максимально скрыть, а не выделить:
1925:
Бюстгальтер становится все более сложным, и постепенно их уже не шьют дома или на заказ. Слово «Brassiere» (бюстгальтер)было постепенно сокращено до «Bras» в 1930 году.
В 30-е годы стали коррелировать размер чашечек и обхват груди, ввели их буквенные и цифровые обозначения.
Бюстгальтер с круговым швом и конусообразными чашками 40-50-х годов известен как bullet-bra, то есть «бюстгальтер-снаряд», «бюстгальтер-пуля». Такое название он получил не только благодаря форме, но и тому, что появился в военное время. Форму бюстгальтера-пули также называли «торпеда» или «конус».
Поскольку он особенно хорошо смотрелся с трикотажем, любительниц так и называли- «Sweater Girl».
Почти все такие бюстгальтеры характеризуются конической формой и круговой строчкой на чашечках.
Поскольку мало у кого грудь имеет такую острую форму- в ход шли вкладыши, заполняющие вершину конуса, а также специальные вкладыши, имитирующие соски:
Ещё были Bullet Bra с вырезами для сосков, их назвали «Nipple Bra»от слова «сосок»:
Ну и фото непосредственно девушек в остроконечных бюстгальтерах:
Спасибо за внимание.
чего то нехватает в этом посте..
Стоик Обширный своему сыну Икингу: «Твой шлем сделан из половинки нагрудника твоей матери, из второй половинки сделан мой шлем»
© Как приручить дракона
Насколько я помню, еще храмовые танцовщицы в Древнем Египте стали применять повязки, чтобы удерживать грудь во время танцев.
Как же это сексуально выглядит. Особенно с прорезями для сосков.
Про корсеты в ампир спорное утверждение, в остальном пост чудесный. Пиши еще, автор! И лучше в тематическое сообщество.
@moderator может быть, стоит перенести?
Критянки минойской культуры обходились без бюстгальтеров. Мода, которой три с половиной тысячи лет.
У la_gatta_chiara в ЖЖ есть суперкрутой блог про историю костюма. И вроде там я видела ещё и надувные бюстгальтеры, и такие, что поддерживают лишь низ груди, оставляя верхнюю часть и сосок оголенным-красиво)
Шикарно тема раскрыта. Браво!
Лучший бюстгальтер, это мужская ладонь.
Можно ссылку на литературный источник?
Мне вот только одно непонятно, почему именно так произошло:
«В 1917 году США Военно-промышленный совет попросил женщин перестать покупать корсеты»
А что, нельзя было запретить их производство и изъять сырье?
Слишком страшно
Отец Павел борется с мракобесием антиваксеров
Как убивает локдаун на примере малого бизнеса
Всем рыцарям малого бизнеса посвящается. Держитесь, ребят!
У каждого человека есть список обязательных ежемесячных затрат:
А в локдаун этих продаж нет.
На сегодня в Челябинске нет таких жестких ограничений, но прошлое лето ужасно сказалось на нас и продажи до сих пор не вернулись к показателям прошлых лет.
И так, у меня есть два маленьких магазинчика с товарами для рукоделия. Бизнес специфичный, на личную яхту и самолёт никогда не заработаю, но товар добрый и пушистый. Да и мегамонстров на рынке нет (кроме относительно близкого по группам товаров «Леонардо»).
Мои основные ежемесячные расходы:
— зарплата («нерабочие оплачиваемые дни»)
— аренда (для многих это стало непомерной ношей и гвоздем в гроб бизнеса)
— коммунальные платежи (батареи работают как всегда, мусор вывозят каждый день, квадратных метров меньше не стало)
— налоги (патент. деньги снимают на него заранее; не слышала чтобы кто-то забрал у государства обратно за неработающий магазин из-за ограничений)
— кредиты за товар (кто-то берет у банков, а я беру товары в рассрочку и ежемесячно выплачиваю поставщикам, независимо от продаж)
— реклама (у нас были напечатаны листовки с датами, пришлось их выбросить. А большие магазины заранее все согласовывает и печатают баннеры-раздатку..)
— прочие расходы (канцелярия, сезонное/праздничное обновление витрины-полочек и тд)
В общей сложности, для моего маленького бизнеса это около 400-600 тысяч ежемесячно. Затраты, от которых ты никуда не спрячешься и не убежишь. Для бизнесов покрупнее речь идёт о десятках-сотнях миллионов.
Так откуда взять эти деньги, если % продаж в локдаун около нуля?
И так, ты должен всем кучу денег. У тебя нет финансов на закуп новых коллекций к приближающемуся сезону/празднику. Часть товаров пойдёт в мусорку. В моем случае остались вся весенняя и садовая тематика на 200т.р (на самом деле больше, но не смогла выполнить прогноз продаж на эту сумму), не смогла закупиться своевременно и выбросила в общей сложности ещё примерно на 300т.р.
— убытки 500т.р. плюс хранение целый год
То есть у тебя уже минус миллион…
И оно так помогает.
Кстати, в инете есть чек-лист с 19 пунктами, которые проверяют в магазинах. В том числе сертификат, срок годности антисептика, аппарат для обеззараживания воздуха и запас масок в магазине. Об этом вам никто не расскажет, сами ищите.
От администрации района мы постоянно получаем письма: «устройте субботник», «покрасьте мусорку», «посадите цветочки и деревья». Так что могли бы и написать полный список и обязательств магазинов (которые меняются постоянно)… но зачем напрягаться?
Вот и вся помощь от государства.
И они весь негатив от этой ситуации сливают на продавцов.
Нервы у последних не выдерживают и они увольняются.
Вот только ты честный человек и несёшь ответственность за людей, которые тебе поверили. И ты стараешься найти выход.
Но что ты можешь сделать, если тебе говорят: «плати всем, но работать тебе нельзя»??
Без малого бизнеса в каждом доме останутся Пятёрочка, Красное-белье и Еаптека с пунктом выдачи Маркета. Все будут ходить в одинаковой одежде от Глория джинс и Спортмастера, есть «колбасу одинаковую докторскую» или только в Макдональдсе, и цены взлетят на все, ведь конкуренции по сути не будет.
В России вас и так мало осталось. Держитесь.