в каком году появились разводы
Развод: расторжение брака до революции, в СССР и сегодня
Причины развода: закон суров – семья крепка? Что поведает история
Сегодня Россия прочно удерживает сомнительное лидерство по количеству разводов. По данным демографического ежегодника ООН 2012 г., Россия — первая среди стран с самым большим числом разводов. 5 разводов на 1000 человек за год. Печально, но Росстат подтверждает эти данные — каждый второй брак заканчивался бракоразводным процессом. Например, в 2012 г. было заключено 1 213 616 браков, на них пришелся 641 981 развод. За сухими цифрами — не только человеческие судьбы, но и судьба целого народа.
Является ли такая ситуация нормой для России? С точки зрения тысячелетней российской цивилизации большое количество разводов — явление ненормальное. Развод был огромной редкостью в царской России — развести могла только Церковь. Виновник развода чаще всего не имел права вступать в новый брак, что, конечно, заставляло людей хорошо подумать, прежде чем разрушать семью. Так что в огромной Российской империи в 1880 г. зафиксировано всего 920 разводов, в 1890 г. — 942.
Все изменилось после 1917 г. Законодательство по разводам, принятое в СССР, было самым либеральным в мире. Развод по взаимному согласию производился во внесудебном порядке. При разводе по заявлению одного из супругов дело рассматривал местный судам.
Как раз в те годы простое сожительство получило название «фактический брак». Кодексом законов о браке, семье и опеке 1926 г. расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГС, даже без вызова второго супруга, которому только сообщалось о факте развода.
Последствия этой революционной реформы не заставили себя долго ждать. Уже в 1930-е годы СССР завоевал первое место в мире по количеству разводов, которое с краткими перерывами удерживает по сей день.
Некоторое сдерживающее влияние оказали людские потери в Великой Отечественной войне. Чтобы компенсировать их, в 1944 г. был установлен очень сложный порядок развода через суд. Был принят Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».
Разводящимся официально надо было давать объявление в газету. Суд мог отказать в разводе, даже если оба супруга на нем настаивали. С виновников развода взимался большой штраф в пользу государства, причем для тех, кто разводился повторно, штраф увеличивался. Кроме того, было полностью запрещено установление внебрачного отцовства. Однако в конце 1960-х процедура развода вновь была упрощена. И если в 1950 г. на 1000 человек приходилось 12 браков и 0,5 развода, то в 1990 г. — это 8,9 брака и 3,8 развода.
Тем не менее развод считался аморальным и мешал партийной карьере. После развала СССР динамика браков и разводов снова ухудшилась. Соцопросы показывают, что среди россиян уверенно растет представление о разводе как социальной норме. По новейшим данным ВЦИОМ, только каждый 10-й полагает, что разводиться нельзя — надо сохранить семью любой ценой. (В 1990-м так считали 13 %, в 2007-м — 12 %). В том, что хуже от развода не будет и что надо разводиться, если возникло такое желание, уверены 11 % (23 года назад так считали только 5 %, 6 лет назад — 9 %).
Так что можно констатировать, что с каждым годом неуклонно снижается количество людей, готовых во что бы то ни стало сохранить брак.
А как у них
Оказывается, сходные процессы в сфере семейно-брачных отношений в ХХ веке происходили в странах Европы. Везде на протяжении последних ста лет шел рост как относительного, так и абсолютного числа разводов.
Вот как выглядит первая десятка лидеров по числу разводов (в порядке убывания): Россия, Беларусь, США, Молдавия, Бельгия, Литва, Куба, Чехия, Швейцария и Украина. Можно заметить, что во всех этих странах также широко распространен институт так называемого «гражданского брака» — не регламентированного совместного проживания мужчин и женщин, не берущих на себя каких-либо моральных или правовых обязательств. В России, согласно соцопросам, большинство таких «браков» распадаются в течение пяти лет. То есть реальная картина семейной жизни еще более печальна.
Не менее интересен и противоположный список — стран с наименьшим числом разводов на душу населения. Это Чили, Колумбия, Шри-Ланка, Гватемала, Ливия, Босния и Герцеговина, Узбекистан, Ямайка, Ирландия, Мексика, Сальвадор, Никарагуа, Македония, Черногория, Таджикистан, Венесуэла, Италия, Сирия, Армения, Индия.
Закономерно, что страны с наименьшим числом разводов на душу населения одновременно являются центрами религиозной культуры. Получается, что в сильных позициях религии, а значит, и в меньшем социальном эгоизме верующего населения лежит простой секрет крепких браков.
В России по причине неверности распадается не более 20 % браков. На первых местах стоят такие объяснения, как «нет любви», «не сошлись характерами» и т. д. Более трети современных браков распадаются именно поэтому. Наши прадеды только развели бы руками, слыша такие «причины». Скорее уж себялюбие, выпячивание своего «я» разрушает ныне христианскую, а также японскую и китайскую цивилизации. Только те страны, которые смогут побороть социальный эгоизм и преодолеть его последствия, могут рассчитывать на общественную стабильность в XXI веке.
Статистика разводов в СССР
Русские люди сейчас, как правило, вступают в брак в молодом возрасте. Так было и во времена СССР, в отличие от западных сверстников. В этом, как считают эксперты, кроется высокий уровень расставаний супружеских пар. Так показывает статистика разводов в СССР и России. Несмотря на повод для беспокойства, эксперты говорят, что семейные ценности сейчас остаются такими же, как были у семей в Советском Союзе.
Причины развода в СССР и в России
И 50-60 лет назад, и сейчас частой причиной расторжения брака становилась алкогольная зависимость одного из супругов – 40% пар. Недостаточный доход, навязчивые родственники и тяжелые условия жизни, которые обусловлены отсутствием собственного жилья, неспособность молодых пар отдыхать вместе из-за разных графиков работы — тоже важные факторы. От 14 до 23% супружеских пар не выдерживают «теплых» отношений в большой семье, живя с родителями. Из-за этих причин количество разводов в СССР и сейчас практически не изменилось.
Многие психологи считают, что устаревшая модель семьи, когда жены несут ответственность за все, что происходит дома, при этом работая полный рабочий день, а муж только лишь обеспечивает семью, и то зачастую частично, является причиной высокого уровня расторжения брака в Российской Федерации. Люди XXI века не чувствуют себя комфортно в условиях патриархальной модели семьи.
Статистика
В середине 1950-х годов советские пары не стремились разводиться из-за влияния Коммунистической партии и ее способности создавать проблемы для тех семей, которые не были образцами в стандартах Советского Союза. К примеру: количество разводов в 50-х годах ХХ века составляло 0,5 расторжений браков на 1000 пар в год. Такой низкий уровень разрывов семейных отношений был обусловлен большими возможностями партии, которая была в состоянии устраивать разбирательства на работе, оказывать давление на непостоянных мужчин или женщин, поэтому к разводу в те времена прибегали в исключительных ситуациях.
Что менялось с годами
По данным официальной статистики, в 1980 году уровень разводов в Советском Союзе составлял 40%.
В 2002 году этот показатель достиг 84%: каждый четвертый брак распадался каждый год.
Фактически на каждые 9,2 брака в 2011 году приходилось 4,7 развода на 1000 населения. Это означает, что около 51% брачных отношений заканчивались разрывом семейных уз. Причинами расставаний были:
За последние 10 лет показатель числа разводов в РФ находился на уровне 51-62%.
Статистика разводов в СССР и в России по годам, таблица:
История разводов: от Древней Руси до России XX века
Разводились боги и люди, духи и литературные герои. Развелся египетский бог земли Геб с богиней неба Нут. Разводился, ссылая жен в монастырь, Иван Грозный. Хотел развестись с Анной Карениной ее муж Алексей Александрович Каренин. Рассказываем о том, как относились в такому явлению у нас на родине: начиная от истории Древней Руси и заканчивая современной Россией XX-го века.
Как именно разводились на Руси до ее крещения, сегодня доподлинно неизвестно. Известно только, что разводились, причем, судя по всему, достаточно активно — даже христианство не смогло положить этому конец и вынуждено было с этим как-то сообразовываться. Начиная с одиннадцатого века руководство семейными делами на Руси было передано Церкви. «Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных», изданный на рубеже тысячелетий, передает в ведение церковного суда многочисленные категории дел, в том числе о ведовстве и еретичестве, незаконных связях и изнасилованиях.
«Семейный раздел». Максимов Василий Максимович (1844−1911)
Как именно должен был пастырь мирить или разводить поссорившихся супругов, князь Владимир умалчивает. Но об этом более подробно говорится в первом письменном своде законов — «Уставе князя Ярослава о церковных судах», который был издан в середине одиннадцатого века и расширен преемниками князя. За самовольный развод с женой «Устав» предлагал карать мужа рублем или гривной, причем сумма менялась в зависимости от социального статуса супругов. Интересно, что сумма, которую получала жена «за сором», совпадала с суммой, которую получал митрополит, хотя он «сорому» и не терпел.
А вот за развод по взаимному согласию штрафовали по-разному, в зависимости от того, был ли брак венчанным. Развод невенчанных супругов стоил шесть гривен, венчанных — двенадцать. Впрочем, в те годы простой народ на Руси в основном жил в невенчанных браках — Церковь этому не препятствовала и такие браки признавала.
«Устав Ярослава» запрещал разводиться с женой, которую поразил «лихой недуг», слепота или «долгая болезнь». С больным мужем тоже нельзя было разводиться. Не рекомендовалось также разводиться с женами, которые были изобличены в чародействе, волшбе и изготовлении зелий, — таковых жен мужьям надлежало воспитывать. Побои, наносимые мужу женой, не рассматривались как причина для развода.
«Устав» предусматривал и законные причины для развода — все они были связаны с провинностями жены. Так, мужу следовало бросить жену, которая, узнав о готовящемся покушении на князя, не сообщила об этом своему супругу. В числе прочих причин были доказанное прелюбодеяние, покушение на убийство мужа или недонесение о готовящемся на него покушении, а также воровство у мужа.
У жен, живших по «Уставу», не было права не только на игрища, но и на развод. Значительно либеральнее подходили к этому вопросу новгородцы: они разрешали женщинам разводиться с мужьями-импотентами. Кроме того, если муж «начнет красть одежду жены или пропивать», развод новгородцами не поощрялся, но допускался: обворованная жена могла купить себе свободу ценой трехлетней епитимьи. И наконец, та же епитимья разрешала проблему, «если будет очень худо, так, что муж не сможет жить с женой или жена с мужем».
Иногда мужья отсылали жен под самыми неожиданными предлогами. Так, в середине четырнадцатого века великий князь Владимирский и Московский Симеон Гордый развелся, уверяя, что жену «испортили» на свадьбе и ночью она кажется ему мертвецом. Впрочем, второй муж Евпраксии, фоминский князь Федор, ничего подобного за женой не заметил и благополучно родил с ней четырех сыновей.
Документы пятнадцатого века свидетельствуют, что развод разрешался, «аще муж не лазитъ на жену свою без совета» и «аще муж на целомудрие своей жены коромолит» — то есть клевещет. При этом, если в семье были дети, муж должен был оставить им и жене все свое имущество.
Если говорить о формальностях, то развод, при котором один из супругов постригался в монастырь, обычно сопровождался заключением специального документа — «разводной записи», в котором супруги расписывались в своем взаимном согласии. Впрочем, уделом разведенной жены в семнадцатом веке не обязательно становился монастырь.
В начале восемнадцатого века петровские реформы, всколыхнувшие самые основы государства, не обошли и семейное законодательство. С этого времени процедура развода усложняется, через некоторое время развод по взаимному согласию попадает под запрет. Правда, у жен теперь была вполне реальная возможность избавиться от мужа, обвинив его в жестоком обращении, но это вело не к разводу, а только к разлучению супругов. Отделаться от первого мужа таким способом было возможно, а вот обзавестись вторым — нет.
Новшеством стало провозглашенное указом Петра I прекращение брака с лицами, осужденными на вечные каторжные работы. Петр весьма логично обосновал свое постановление: ссылка приравнивалась к гражданской смерти, поэтому ссыльный становился «подобно якобы умре», а значит, и супруг его автоматически приравнивался ко вдовцу или вдовице. Неспособность одного из супругов к брачному сожительству признавалась уважительной причиной для развода, но ее приходилось долго доказывать. Основной причиной, по которой Церковь в синодальный период (с 1700 по 1917 год) допускала развод, было прелюбодеяние, причем не только жены, но и мужа ( раньше муж отделывался епитимьей ). Практическая невозможность разойтись по любой другой причине, кроме прелюбодеяния, толкала супругов на необходимость выслеживать друг друга и поливать грязью.
Невозможность получить законный развод привела к тому, что в восемнадцатом веке среди низших слоев населения получили распространение так называемые «разводные письма», которые не имели юридической силы, но все же придавали фактическому разрыву супругов какую-то видимость приличия в глазах окружающих. Супруги подписывали эти письма друг для друга, после чего порой вступали в новый «брак», который не признавался ни законом, ни Церковью, но иногда признавался друзьями и родственниками. Это было продолжением традиции, идущей еще со времен Ярослава. Нередко случалось, что такие письма, вопреки указам Синода, оформляли для своих прихожан сами священники. В 1730 году Синод издал указ, в котором осудил эту практику и пригрозил нарушителям «тяжким штрафом и лишением священства».
Число разводов постепенно росло, однако вплоть до революции 1917 года оставалось ничтожным по сравнению с общим количеством браков. На страну с многомиллионным населением в 1840 году приходилось 198 разводов, в 1880 — 920, а в 1890 — 942. Согласно данным переписи 1897 года, на 1000 женатых мужчин приходился один разведенный, а на тысячу замужних женщин — две разведенные, хотя фактически распавшихся семей было во много раз больше.
Российская православная церковь значительно расширила права супругов на развод практически одновременно с советской властью ( на соборе 1917—1918 годов ).
Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917−1918 г.
После Октябрьской революции 1917 года, в рамках проведения реформы семейного законодательства, был принят важнейший законодательный акт в истории разводов — декрет «О расторжении брака», на основании которого бракоразводные дела изымались из компетенции Церкви и передавались в ведение местных судов. Дела о разводах отныне могли возбуждаться по одностороннему заявлению супруга.
Когда новые церковные законы еще только обсуждались, член Поместного собора, крестьянин из Ярославской губернии Н. Г. Малыгин, сказал: «Не губите деревни принятием этой статьи; там эта статья совершенно неприменима. Если принята будет эта статья, то в деревне хоть каждый день разводись». Подобной точки зрения придерживался и крестьянин из Олонецкой губернии, член отдела церковной дисциплины А. И. Июдин — он опасался, что «теперь мужья будут нарочно избивать жен, чтобы те подали на развод, и заявил, что свобода разводов приведет к служению антихристову».
С 1926 года процедура расторжения брака еще более упростилась. Браки расторгались прямо в органах ЗАГСа, причем без обязательного присутствия второго супруга. Однако уже в 1944 году процедура развода вновь ужесточилась. Теперь брак, как и в былые времена, расторгался в судебном порядке, причем суд имел право отказать в удовлетворении такого иска, даже если на разводе настаивали оба супруга. Дела о расторжении брака рассматривались сначала народным судом, призванным принять меры к примирению супругов, а затем судом второй инстанции, рассматривавшим вопрос уже по существу.
С 1969 года процедура развода снова стала либеральной. Теперь брак можно расторгнуть через орган ЗАГС, и лишь при отсутствии согласия второго супруга, наличии в семье несовершеннолетних детей и некоторых других обстоятельствах спор о расторжении брака разрешается судом.
Сегодня в России «развестись» нельзя вообще, и термина «развод» не существует. Вместо него говорят: «Расторжение брака». Особой разницы нет, тем не менее слова «развод» в Семейном кодексе РФ вы не найдете. А расторгнуть брак достаточно просто — проще, чем в большинстве стран мира. При взаимном согласии супругов и при отсутствии детей это можно сделать через ЗАГС. Остальные должны обращаться в суд. В 2007 году в нашей стране на тысячу человек населения пришлось 4,8 развода.
Счастливый брак спасет только развод
Поскольку темы любви, брака и разводов являются вечными, они уже успели обрасти различными стереотипами и историческими мифами. Здесь и мифы о вечной любви, долге перед семьей и том, что в стародавние времена разводов не было, семьи были крепче, а мужчины ответственней. Браки действительно были крепче, но не потому, что разводов не было.
Эволюция страсти и семейного долга
В 1-м номере исторического журнала «Родина» за 2015 год помещена статья кандидатов наук Александра Синельникова и Ольги Дорохиной «Страсть или долг? Эволюция брачно-семейного законодательства в России».
Увы, никакой эволюции в статье мы не видим. Там лишь набор фактов, иллюстрирующих противостояние «страсти» и «долга». На мой взгляд, сие противостояние больше подходит дамскому роману XIX-ХХ веков, нежели аналитическому исследованию.
Видимо, авторам неизвестно, что в течение тысячелетий главным в браке были не долг или страсть, а взаимная поддержка мужчины и женщины, которая цементировалась любовью. Несколько упрощая, можно сказать, что семья всегда была хозяйственной ячейкой общества. Причем, хозяйство это было — не только корова и огород, но и «дело», то есть ресторан, пароходство, издательство и т. д.
Наконец, имели место семьи, представлявшие собой научное или политическое содружество. Ну, а о династических браках и говорить не стоит.
Вот, например, почему Ленин не разошелся с Крупской и не ушел к Инессе Арманд? Сравните фотографии Нади и Инессы, их наряды, их эмоциональность. Ах, Ильич был человеком долга! Какого долга? Он с детства был атеистом, презирал царские законы, его коллеги социал-демократы и оппоненты социал-революционеры постоянно сводились и разводились, и ни в грош не ставили церковный брак. Наконец, Надежда Константиновна не могла иметь детей, а Инесса родила пятерых. Отцом одного из них ряд историков считают Ленина.
А страсть была, да еще какая! Доказательства — письма, публичные слезы, переходящие в истерику у Ленина на похоронах Инессы Арманд.
Почему же он не ушел? У них в семье и чайного сервиза не было, даже чашки разные. Их объединило общее дело. Крупская в эмиграции была не только первоклассным секретарем Ленина, но и ведала всей партийной кассой. Надя вела всю переписку с Россией, показала себя хорошим шифровальщиком, и, есть основания полагать, занималась контрразведкой внутри партии.
Читайте также:
История разводов на Руси
Но вернемся к истории развода на Руси. Начну с того, что развод был нормальным явлением у язычников-славян. Совершался он в течение одного дня. Супруги или их родичи публично разрывали над проточной водой или над перекрестком дорог полотенце, пояс или иной предмет одежды. После этого действа супруги считались разведенными и могли вступать в новый брак.
Но вот князь Владимир Святославович крестил Русь. Однако на разводах это практически не сказалось, поскольку в первые 300 лет христианские обычаи медленно проникали в быт населения, особенно в глубинке.
А в XV веке Русь разделилась на свободные земли и территории, подвластные свирепым московским самодержцам, сделавшим митрополитов своими «замполитами». Тут уместен афоризм классиков «История — не тротуар Невского проспекта».
Московские владыки огнем и мечом объединили Русь, что соответствовало «историческому прогрессу». И, надо сказать, сделали они это менее кроваво, чем испанские, французские и английские короли. Но из вышесказанного не следует, что население Господина Великого Новгорода до 1480 года жило хуже москвичей.
В Новгороде, Пскове, Хлынове (Вятке) и ряде других городов высшим законодательным, а зачастую и исполнительным органом было вече. Духовенство в значительной части, а то и полностью избиралось клиром и мирянами. Развод же был столь же свободен, как и в языческой Руси. Между прочим, социальный статус и права женщины в вольных городах были куда выше, чем в Москве. Так, в Новгороде никто не смотрел косо на трижды или четырежды разведенную женщину.
В конце XV — начале XVI веков Иван III и Василий III захватили Новгород, Псков и Хлынов и установили там деспотические московские порядки.
После этого свободными остаются до середины XVIII века лишь земли донских, малороссийских и запорожских казаков. Развод там свободен и быстр. Например, на Дону, чтобы развестись, казак выводил свою жену в Круг и трижды повторял: «Ты мне больше не жена» (обряд почти совпадает с мусульманским). Сразу же после этих слов из Круга мог выйти другой казак и накрыть разведенную полой своего кафтана. Если женщина не сопротивлялось, то считалось, что она вновь вышла замуж. После этого поп мог совершить венчание, но и без него женщина считалась замужней.
Свободный был развод и у малороссийских казаков. Это создавало им большие проблемы при въезде в российские пределы. Дело в том, что в XVI — начале XVIII веков в Россию бежали сотни тысяч малороссов, спасаясь от притеснений польских панов и «междусобойчиков» местных «полевых командиров» — гетманов, полковников и атаманов.
Пограничные московские воеводы принимали беглецов, но пытались действовать по московским законам и часто силой отбирали жен у новых мужей и отправляли их к старым.
Вопреки расхожему мнению большинство так называемых «старых» (состоятельных) запорожцев были… женаты. Но жены их жили не в самой Сечи (крепости), а в многочисленных паланках, на хуторках и пасеках на Великом Лугу, окружавшем Сечь. Кто-то из «старых» запорожцев был обвенчан, кто-то нет. Многие имели по несколько жен.
В Московском государстве развод был предельно затруднен. Это связано не с религиозными догмами, а с желанием правителей как можно сильнее подчинить подданных. Сами же владыки разводились быстро и часто. Вспомним тех же Ивана IV и Петра I.
Классический пример. Та же Екатерина II официально сделала фаворитизм важнейшей государственной службой. И в то же время издевалась над Александром Суворовым, не давая ему развестись с развратной женой, о которой сплетничали обе столицы.
Читайте также:
Разводы в Российской империи
Развод в Российской империи мог быть совершен только Священным синодом, а руководил синодом обер-прокурор — гражданский чиновник, назначаемый императором. Однако для лиц императорской фамилии и высшей аристократии разрешение на брак и, соответственно, на развод давал лично император. Замечу, что Николай II, давая разрешение на брак и развод, руководствовался в основном внешней и внутренней политической конъюнктурой. Таким образом, в 1914–1916 гг. в связи с ухудшением ситуации в империи ряд великих князей и княгинь получили возможность легализовать свой брак или развод.
Тут важно отметить, что суровые правила развода в России распространялись только на православных. Представители иных конфессий разводились по своим законам. В частности, у мусульман к 1917 г. на законных основаниях существовали полигамия и быстрый (в течение нескольких минут) развод.
Борьба с разводами чуть не привела к общеевропейской войне
В 1886 г. борьба Священного синода с разводами чуть не привела к общеевропейской войне. В 1868 г. в Париже состоялась свадьба князя Константина Горчакова, сына канцлера Российской империи, и 18-летней принцессы Марии Стурзы, дочери господаря (правителя) Молдавии, причем не будущей Молдавской ССР, которая тогда именовалась Бессарабией, а большой области в Румынии.
Несмотря на титул, родство и связи бездарный Константин карьеры не сделал, зато много пил и развратничал. В итоге Мария в сентябре 1885 г. обратилась в петербургскую консисторию с иском о разводе. 4 октября было вынесено решение о «пасторских увещеваниях» супругов. Стороны 5 и 15 декабря вызывались для «судоговорения», но на заседания Горчаков не явился.
Князя легко понять. Речь шла об огромных владениях Марии в Бессарабии, которых клан Горчаковых автоматически лишался при разводе. Таким образом шансов у Марии развестись в Петербурге не было, и она обратилась к Вселенскому Константинопольскому патриарху Иоакиму IV.
С учетом того, что Мария оставалась подданной Румынии, 27 февраля 1886 г. ей был дан развод на основании Византийского права — кодекса Арменопула и 28-го правила Халкидонского собора.
Русский посол в Константинополе Нелидов и ряд российских министров начали кампанию против патриарха. Газета «Русский курьер» писала: «Дело может принять размеры вопроса международного». Из-за болезни и травли патриарх Иаким IV 14 декабря 1886 г. оставил престол. Новым патриархом стал Дионисий V. «Церковный вестник» — официальный орган Священного синода — разразился угрозами в адрес патриарха: «Заклинания Дионисия не помешали нам войти в Адрианополь, не помешают нам войти и в Константинополь».
Ну, а на Мальте британские броненосцы были выведены из резерва и начали разводить пары. После чего и Синод, и министры прекратили разговоры и о Константинополе, и о Марии Стурзе.
Почему современные браки разбиваются о быт
Авторы статьи «Страсть и долг» утверждают: «Либерализация законов о разводе не решила ни одной из проблем… Если общество признает высшей ценностью страстную любовь, то и разводы, и измены, и внебрачное сожительство рассматриваются как нормальное явление, порожденное страстной любовью… Законы изменились, а кризис семьи только усугубился и продолжается до сих пор».
Господа, кризис брака в России обусловлен не свободой развода, которая, кстати, весьма ограничена, а целым рядом иных причин. Сейчас не времена Пушкина или Дениса Давыдова, которые на 4 и, соответственно, 7 предложений вступить в брак получали по 3 и 6 отказов. И это известнейшие поэты. Родословная Пушкина восходила к Андрею Кобыле, от которого произошли и Романовы. А Денис Давыдов — генерал-майор и первый партизан России. Невесты тех времен мечтали заполучить обоих в свои гостиные, но не считали, что супружеская жизнь с ними будет удачной.
А сейчас 18-25-летних парней волокут в ЗАГС после нескольких дней знакомства, а то и на следующий день после пьяной тусовки с сексом. 99 процентов этих парней и не думали завести семью и детей, но в ход идут и «медовая ловушка», и наглая ложь «ничего не изменится».
Никого не интересует наличие в семье жениха или невесты хронических алкоголиков, психических больных, носителей генетических заболеваний. Есть и много других причин.
В итоге сейчас требуется не ужесточение развода, как косвенно следует из статьи, а наоборот, его надо сделать быстрым, в течение одного дня, и по требованию даже одной стороны.
У многих новые семьи, но они должны жить по принципу «шведской семьи» — дети общие, деньги общие, квартира общая и т. д. Родился ребенок в новой семье, а отцом его записывается супруг «по паспорту». Имущество обеих семей неделимо, то есть старый супруг может прийти и забрать все, что ему надо, и на него нельзя подать в суд. Новая семья не может совершать коммерческие сделки, ну, а с кредитами, так тут сам черт не разберется.
Посчитали бы дамочки из Госдумы, сколько людей погибает, получает увечья, инфаркты и инсульты за время между подачей заявления на развод и получением развода. А это минимальное время длится месяц, а максимальное — несколько лет.
Ну, а скрепить браки и заставить женихов и невест серьезно относится к браку может только введение нормального брачного договора. Стороны в договор должны иметь право вписывать все, что не противоречит Уголовному кодексу. Я школьником завидовал Жаклин Кеннеди и Аристотелю Онассису, у которых в брачном договоре была 81 статья.
Жених хвалится, что он почти не пьет, а невеста, что никогда не будет изменять мужу. Милые, хватит болтать. Напишите это на бумаге и распишитесь.
Читайте также:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.