в каком году появились дискотеки в ссср
Интересная история Советских дискотек: как всё было на самом деле
Сегодняшние клубные вечеринки нельзя сравнить с советскими дискотеками. Во времена СССР на танцполах проходила целая жизнь: люди знакомились, ревновали и влюблялись. Сейчас же почти на всех дискотеках можно увидеть только пьяные драки. Особое внимание в советские годы было приковано к танцам и одежде, однако такая форма отдыха не всегда радовала действующую власть.
История советских дискотек
Советская молодежь любила проводить время на дискотеках. Поначалу было принято просто ходить на танцы, «реальные» дискотеки начались же с 80-ых годов. С этого времени парни и девушки играли на вечеринках уже не по правилам. Тихие и спокойные вечера стали превращаться в шумные и зажигательные мероприятия. Молодежь все больше брала пример с запада и оттачивала новые навыки танцевальных движений, которых в СССР никогда не было.
На советских дискотеках появилась не только смелость в движениях, но и поступках. Парни, а иногда даже и девушки, не боялись проявлять инициативу и первыми подходили знакомиться.
Часто шумные дискотеки в СССР заканчивались разбирательствами и драками. Поэтому молодые парни никогда не ходили в одиночку на подобные мероприятия. Они знали, если что-то случится, всегда должно быть рядом надежное плечо, готовое впрячься в разборку. Главными зачинщиками драки обычно были «местные заводилы», так называемые хозяева вечеринки. При этом дрались они зачастую ради забавы. Главная цель – показать кто сильнее.
Девушки тоже не ходили на советские дискотеки поодиночке. Подруги становились группой поддержки. Поэтому увидеть танцующую одну девчонку было нельзя, рядом с ней всегда была ее подружка.
Где проходили советские дискотеки?
Чаще всего шумные вечеринки организовывали в домах культуры, школах или парках, где была возможность подключить музыкальную аппаратуру. Вход на дискотеку был платным и стоил около 50 копеек. Если танцы проводили на открытой территории, танцпол огораживали забором.
Кстати, находились умельцы, которые не хотели платить за вход. Они проходили «зайцем» на вечеринку, перелезая через забор. После для борьбы с такими нарушителями стали обмазывать заборы мазутом или делать его более острым и опасным для перелезания. Часто с «зайцами» боролись милиционеры, которые дежурили на дискотеках.
Главная тема советских вечеринок – это одежда. Самым модным «прикидом» считались джинсы и брюки-клеш. Спортивная и рабочая одежда были запрещены на дискотеках.
Что слушали на советских дискотеках?
Несмотря на закрытый советский режим, молодежь больше отдавала предпочтение зарубежной музыке. Самыми популярными музыкальными группами среди парней и девушек были:
Главным атрибутом дискотеки был диск-жокей, сегодня его называют диджеем. Этот парень был дирижером советской вечеринки. Он всегда знал в какой момент нужно поставить веселые и заводные треки, а в какую минуту лучше загрузить медленный танец. Иногда диск-жокей просто передавал привет вместе с музыкальным треком.
Советская власть не очень одобряла шумные вечеринки. Однако вскоре действующий режим шагнул навстречу миру и объявил о перестройке.
Сегодня дискотеки практически исчезли, уступив свое место клубам с профессиональными музыкальными программами. Пожалуй, танцы под магнитофон можно встретить только в какой-нибудь глубинке или далекой провинции, где еще помнят советские традиции.
Портвейн, Boney M и КГБ: какими были первые советские дискотеки
МОСКВА, 19 окт – РИА Новости, Лариса Жукова. Первый танцевальный бар с диск-жокеем отмечает свой полувековой день рождения. Дискотечной культуре в России немногим меньше – первые вечеринки с западной музыкой стали появляться в Советском союзе в середине 70-х. Мы нашли их организатора и узнали у него, как это все начиналось.
Дискотечный ренессанс
В 1974 году офицер Советской армии Сергей Евсеев, сегодня известный как основатель проектов Megadance и «Стартинейджер» Филиппыч, провел для своих друзей в Москве первую домашнюю дискотеку. На это вдохновила поездка в Ригу, где он случайно оказался на фестивале дискотек:
«Мы были меломанами. Я любил танцы со школьной скамьи. К тому моменту я окончил военную академию, и у меня появилась мечта сделать дискотеку, которая была бы по кайфу и мне, и тем, кто придет».
Домашние вечеринки с западными песнями имели успех, и первую дискотеку для большей аудитории Филиппыч провел в кафе в 1974. Музыку проигрывали на катушечном магнитофоне «Маяк-203». Акустические системы были самодельными. Волна дискотек охватила Москву, рассказывает один из первых диск-жокеев:
«К концу 70-х их было больше, чем сегодня. Только официально зарегистрированных было более трехсот. Движуху, которая была, можно сравнить с серединой 90-х годов, когда массовыми стали ночные клубы».
«Драйв был полный»
Одним из главных дискотечных мест Москвы стал Дом культуры студенческого общежития на Стромынке, на набережной Яузы. Дискотеки проводили по выходным, обычно с семи часов вечера. По замыслу властей, все подобные мероприятия должны были предваряться лекцией о международном положении, однако Филиппыч и его друзья ограничивались показом слайдов о музыкантах Queen, Pink Floyd, Boney M, Michael Jackson.
«В то время информации о них не было вообще. Я постоянно проводил время в библиотеках, читал «Музыкальную энциклопедию», зарубежные журналы, которые привозили знакомые. Обычный человек не мог узнать о них без этих лекций», — рассказывает диджей.
После лекции убирали стулья, устанавливали зеркальные диско-шары, включали самодельную цветомузыку и начинали танцы. Услышав новую песню, можно было попросить диск-жокея переписать ее на бобину или кассету. «На хлеб с маслом хватало», улыбается старейшина диско-культуры.
«Диск-жокей был как МС, альфа и омега. Он общался с публикой, подстегивал, шутил. Люди шли именно на диск-жокея. Меня быстро оценили: через неделю был аншлаг», — вспоминает Филиппыч. По его словам, комсомол, под эгидой которого проводились дискотеки, не подразумевал наличие алкоголя на вечеринках, но периодически кто-то приносил портвейн. Однако пьяных драк никогда не было – тяга к общению была сильнее желания ссор.
«Если сравнивать уровень веселья с эпохой экстази 90-х, то он был меньше. Но атмосфера была прекрасной. У Ottawan есть трек Hands up. Под эту композицию люди прыгали, поднимали руки – драйв был полный. На медленных танцах все подпевали Yesterday Beatles. Все очень эмоционально происходило».
Вечеринки на Лубянке
Достать западную музыку законным путем было невозможно – это было на грани уголовного кодекса. На черном рынке по выходным собирались фарцовщики – они продавали скопированные на бобины в подполье зарубежные пластинки, которые кто-то привозил из командировок. За торговлю западными музыкальными журналами также можно было получить срок – пропаганда западного образа жизни. Милиция постоянно навещала нелегальный рынок, и однажды Филиппыч попался на попытке купить очередную пластинку.
«Я единственный в стране высший офицер-диск-жокей. Я дослужился в космических войсках до майора и все это время был диск-жокеем. К тому же, я не был коммунистом по своим убеждениям. Когда в части узнали, что я занимаюсь дискотеками, на меня завели два служебных расследования. Хотели сослать в Забайкальский военный округ. Мне «шили» фарцовку, связь с Западом, пропаганду и агитацию – вплоть чуть ли не до проституции. Нервы потрепали. Но зацепиться им было не за что, поэтому в итоге отстали».
В 1977 году Филиппыч провел новогоднюю дискотеку во Дворце съездов. За это ему подарили дискотечную аппаратуру: пульт, микшер, микрофон, колонки. В 1980 диск-жокей устроил вечеринку в Олимпийской деревне. А потом его позвали проводить дискотеку в клуб КГБ на Лубянке: для сотрудников комитета и их семей. Все благосклонно встречали зарубежные диско-ритмы Boney M и Ottawan – альтернативы им не было: «Никому в голову бы не пришло танцевать под «Ариэль»».
Дискотеки в СССР, как это было.
Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост про советские танцплощадки и дискотеки.Думаю, многие из вас, кто застал СССР в более-менее сознательном возрасте, бывал на дискотеках — в позднем Союзе это было популярное место для «выгула» фарцовой одежды и в целом для молодежных тусовок; лично я знаю несколько пар, которые познакомились именно на советской дискотеке)
В семидесятые годы, в период брежневского правления для танцев существовало множество ограничений — туда (особенно в провинции) могли не пустить в джинсах или в другой «стиляжьей» одежде, а также в целом придраться к внешнему виду, который «не подобает советскому человеку» — слишком длинным волосам у парней и так далее. Заниматься всем этим заставляли советскую милицию, и что-то мне подсказывает, что милиция не была сильно в восторге из-за того, что их заставляли заниматься подобной ерундой. Ну а ближе к концу восьмидесятых все запреты сняли.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о советских дискотеках.
01. Советские танцплощадки.
Для начала немного истории. Танцплощадки как место проведения досуга существовали практически с первых лет СССР, но они несколько отличались от, собственно, «позднесоветских» дискотек. В 40-50-60 гг.
на танцах часто играла живая музыка, а сама атмосфера немного напоминала дореволюционные балы — мужчины и женщины собирались отдельно, танцы имели названия и часто шли в определенном порядке, у вечера нередко был конферансье. Также встречались «квартирные» варианты танцев, когда люди приглашали друг друга потанцевать под патефон.
Проводились такие танцы в домах культуры, клубах, а летом — в парках под открытым небом. У меня сохранился экземпляр газеты 1940-х годов, где в разделе «объявления» я встретил такое (орфография сохранена): «Сегодня в клубе подводников состоится танцовальный вечер». Специализированных площадок и клубов именно для танцев в те времена не существовало.
Фото «танцовального вечера» тех лет:
02. ВИА и западная эстрада.
Ближе к семидесятым годам на танцах стали выступать различные ансамбли, часто копирующие западную эстраду. С ансамблями была вообще интересная история — у молодежи была потребность в новой музыке, но при этом западные ансамбли запрещались (чаще всего — по надуманным идеологическим причинам), и поэтому в СССР появились т.н. «ВИА», которые сохраняли всю внешнюю атрибутику и частично музыкальные ритмы западной эстрады, но при этом тексты песен были идеологически верными либо просто нейтральными.
Играли на этом всём песни в стиле «Я встретил тебя в васильках, мы полюбили друг друга и уехали в стройотряд». Впрочем, чаще всего музыка таких была написана професисональными композиторами, поэтому сильного отвращения они не вызывали, а слова на тогдашей аппаратуре не особо прослушивались)
Выступали ВИА как на танцплощадках, так и в ресторанах.
03. Как появились дискотеки.
Собственно то, что можно назвать «дискотекой», стало появляться где-то в начале-середине 1980-х годов; некоторые источники сообщают, что первая в СССР дискотека появилась в Латвии. Это вполне похоже на правду, так как всякие модные новинки в СССР часто приходили первыми именно в приграничные города/республики.
Главное отличие дискотеки от «танцев» в том, что вместо живого ансамбля там играли музыкальные записи, за состав и очередность которых отвечал диджей (или, как тогда говорили, «диск-жокей»), нередко с помощником. Диск-жокей размещался, как правило, за отдельным столиком (если дискотека проходила например в ресторане) либо на каком-нибудь подиуме или сцене. Записи включались с пластинок либо с бобин, а позже — с аудиокассет. Если техника была пленочной, то у диск-жокея было, как правило, два магнитофона — пока с первого магнитофона играла музыка, диск-жокей готовил на втором новую композицию, перематывая пленку на нужный момент.
Особо продвинутые диск-жокеи пользовались звукорежиссерскими пультами (вроде «Электроника» серии ПМ) — технику, подключенную через пульт, можно было выводить как на общие колонки для зала, так и себе отдельно на наушники (этот канал на пульте был подписан как «стереотелефоны»). Плюс с помощью пульта записи можно было пускать одну за другой практически без паузы, пользуясь фейдерами регулировки громкости — это было очень удобно.
Вот так выглядело рабочее место диск-жокея в 1980-е:
05. А вот очень крутой фотоснимок рабочего места хорошо упакованного диск-жокея тех лет. На столе можно увидеть два бобинных магнитофона (скорее всего, что-то типа «Сатурна», «Астры» или «Маяка»), на столе справа — две кассетные магнитолы, что-то типа «Вильма-102 стерео» — как их тогда называли «магнитофон-приставка». Что стоит в чемоданном корпусе на стуле я не знаю, но предположу, что это пульт управления светом — вот теми самыми развешанными штанге прожекторами)
А еще обратите внимание еще и на скошенные мониторные колонки (причем аж двух видов, ближнего и дальнего поля) — они нужны для того, чтобы сам диск-жокей хорошо слышал то, что играет в зале. В дополнение к мониторам есть и наушники (те самые «стереотелефоны»), они надеты на шее диск-жокея:
06. А это рабочее места диджея попроще — видимо, это какая-то институтская дискотека.
04. Какая музыка играла на дискотеках?
07. Какая музыка играла на дискотеках? В основном это были западные ансамбли вперемешку с советской эстрадой, вроде Пугачевой или Валерия Леонтьева. С началом Перестройки, примерно с 1985 года цензура в отношении музыки ослабла, и музыка на дискотеках практически полностью стала состоять из «ритмов зарубежной эстрады», популярными были такие группы, как ABBA, Modern Talking, CC-Catch, Boney M. В самые последние годы существования СССР были также популярны синтпоп-команды вроде Depeche Mode, Pet Shop Boys, Erasure.
Сама музыкальная программа строилась обычно так — 4-5 быстрых танцевальных треков, потом один «медляк», во время которого можно было пригласить понравившуюся во время быстрых танцев девушку, затем опять быстрые композиции. Практически обязательным был «белый танец», во время которого девушки приглашали парней.
08. Медленный танец на школьной дискотеке 1980-х:
05. Одежда и запреты.
09. Как обычно одевались на дискотеки? Разумеется, и парни, и девушки стремились показать себя в лучшем виде, поэтому надевалось всё самое лучшее, что было в гардеробе. Если дискотека была организована по линии ВЛКСМ, то на ней не приветствовались длинные волосы у парней, модная западная одежда и в целом «хиповый» вид. Впрочем, к началу перестройки все эти ограничения если не исчезли вовсе, то сильно ослабли.
В общем, в 1970-х собравшиеся на танцы модники выглядели примерно вот так. Здесь же есть и кадр с «дресс-кодом», объявленным некой загадочной «администрацией»)
10. Ближе к концу восьмидесятых посетители дискотек стали одеваться как-то так. Тут и модная «фарцовая» одежда (чаще всего не по размеру, так как выбора не было), и кроссовки на липучках, и химические завивки, и броский макияж. Сейчас выглядит немного смешно, но в те времена на таких девушек у парней всё аж дымилось)
11. В настоящее время дискотеки как отдельный вид отдыха практически исчезли, танцевальные вечерники стали проводиться в профессиональных музыкальных клубах, с соответствующим оборудованием и программой. «Танцовальные вечера» можно встретить в небольших провинциальных городках, и выглядит сейчас это как-то так:
А вы помните дискотеки в СССР? Ходили туда тусить)? Может, какие-то интересные истории там были?
Дискотеки в СССР: одежда и запреты
Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост про советские танцплощадки и дискотеки.Думаю, многие из вас, кто застал СССР в более-менее сознательном возрасте, бывал на дискотеках — в позднем Союзе это было популярное место для «выгула» фарцовой одежды и в целом для молодежных тусовок; лично я знаю несколько пар, которые познакомились именно на советской дискотеке)
В семидесятые годы, в период брежневского правления для танцев существовало множество ограничений — туда (особенно в провинции) могли не пустить в джинсах или в другой «стиляжьей» одежде, а также в целом придраться к внешнему виду, который «не подобает советскому человеку» — слишком длинным волосам у парней и так далее. Заниматься всем этим заставляли советскую милицию, и что-то мне подсказывает, что милиция не была сильно в восторге из-за того, что их заставляли заниматься подобной ерундой. Ну а ближе к концу восьмидесятых все запреты сняли.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о советских дискотеках.
01. Советские танцплощадки.
Для начала немного истории. Танцплощадки как место проведения досуга существовали практически с первых лет СССР, но они несколько отличались от, собственно, «позднесоветских» дискотек. В 40-50-60 гг. на танцах часто играла живая музыка, а сама атмосфера немного напоминала дореволюционные балы — мужчины и женщины собирались отдельно, танцы имели названия и часто шли в определенном порядке, у вечера нередко был конферансье. Также встречались «квартирные» варианты танцев, когда люди приглашали друг друга потанцевать под патефон.
Проводились такие танцы в домах культуры, клубах, а летом — в парках под открытым небом. У меня сохранился экземпляр газеты 1940-х годов, где в разделе «объявления» я встретил такое (орфография сохранена): «Сегодня в клубе подводников состоится танцовальный вечер». Специализированных площадок и клубов именно для танцев в те времена не существовало.
Фото «танцовального вечера» тех лет:
02. ВИА и западная эстрада.
Ближе к семидесятым годам на танцах стали выступать различные ансамбли, часто копирующие западную эстраду. С ансамблями была вообще интересная история — у молодежи была потребность в новой музыке, но при этом западные ансамбли запрещались (чаще всего — по надуманным идеологическим причинам), и поэтому в СССР появились т.н. «ВИА», которые сохраняли всю внешнюю атрибутику и частично музыкальные ритмы западной эстрады, но при этом тексты песен были идеологически верными либо просто нейтральными.
На фото — классический ВИА 1970-х годов: удлиненные волосы «под битлов», брюки-клёш, модные отложные воротники. Музыкальные инструменты — отдельная тема. Настоящих фирменных инструментов, вроде Fender или Gibson в СССР практически не было (они были доступны только «небожителям» из Госконцерта и закупались за валюту), поэтому местечковые ВИА чаще всего обходились чем-то попроще, вроде чехословацкой Iolana или восточногерманской Musima, либо на худой конец СССР-овскими гитарами, именуемыми в музыкальной среде «лопатами», «веслами» и «дровами».На фото как раз такие экземаляры, у басиста — четырехструнный болгарский бас «Orpheus», у вокалиста — знаменитый свердловский «Урал-650», у второго гитариста на заднем плане — кажется, ленинградская 12-струнная полуакустика.
Играли на этом всём песни в стиле «Я встретил тебя в васильках, мы полюбили друг друга и уехали в стройотряд». Впрочем, чаще всего музыка таких была написана професисональными композиторами, поэтому сильного отвращения они не вызывали, а слова на тогдашей аппаратуре не особо прослушивались)
Выступали ВИА как на танцплощадках, так и в ресторанах.
03. Как появились дискотеки.
Собственно то, что можно назвать «дискотекой», стало появляться где-то в начале-середине 1980-х годов; некоторые источники сообщают, что первая в СССР дискотека появилась в Латвии. Это вполне похоже на правду, так как всякие модные новинки в СССР часто приходили первыми именно в приграничные города/республики.
Главное отличие дискотеки от «танцев» в том, что вместо живого ансамбля там играли музыкальные записи, за состав и очередность которых отвечал диджей (или, как тогда говорили, «диск-жокей»), нередко с помощником. Диск-жокей размещался, как правило, за отдельным столиком (если дискотека проходила например в ресторане) либо на каком-нибудь подиуме или сцене. Записи включались с пластинок либо с бобин, а позже — с аудиокассет. Если техника была пленочной, то у диск-жокея было, как правило, два магнитофона — пока с первого магнитофона играла музыка, диск-жокей готовил на втором новую композицию, перематывая пленку на нужный момент.
Особо продвинутые диск-жокеи пользовались звукорежиссерскими пультами (вроде «Электроника» серии ПМ) — технику, подключенную через пульт, можно было выводить как на общие колонки для зала, так и себе отдельно на наушники (этот канал на пульте был подписан как «стереотелефоны»). Плюс с помощью пульта записи можно было пускать одну за другой практически без паузы, пользуясь фейдерами регулировки громкости — это было очень удобно.
Вот так выглядело рабочее место диск-жокея в 1980-е:
05. А вот очень крутой фотоснимок рабочего места хорошо упакованного диск-жокея тех лет. На столе можно увидеть два бобинных магнитофона (скорее всего, что-то типа «Сатурна», «Астры» или «Маяка»), на столе справа — две кассетные магнитолы, что-то типа «Вильма-102 стерео» — как их тогда называли «магнитофон-приставка». Что стоит в чемоданном корпусе на стуле я не знаю, но предположу, что это пульт управления светом — вот теми самыми развешанными штанге прожекторами)
А еще обратите внимание еще и на скошенные мониторные колонки (причем аж двух видов, ближнего и дальнего поля) — они нужны для того, чтобы сам диск-жокей хорошо слышал то, что играет в зале. В дополнение к мониторам есть и наушники (те самые «стереотелефоны»), они надеты на шее диск-жокея:
06. А это рабочее места диджея попроще — видимо, это какая-то институтская дискотека.
04. Какая музыка играла на дискотеках?
07. Какая музыка играла на дискотеках? В основном это были западные ансамбли вперемешку с советской эстрадой, вроде Пугачевой или Валерия Леонтьева. С началом Перестройки, примерно с 1985 года цензура в отношении музыки ослабла, и музыка на дискотеках практически полностью стала состоять из «ритмов зарубежной эстрады», популярными были такие группы, как ABBA, Modern Talking, CC-Catch, Boney M. В самые последние годы существования СССР были также популярны синтпоп-команды вроде Depeche Mode, Pet Shop Boys, Erasure.
Сама музыкальная программа строилась обычно так — 4-5 быстрых танцевальных треков, потом один «медляк», во время которого можно было пригласить понравившуюся во время быстрых танцев девушку, затем опять быстрые композиции. Практически обязательным был «белый танец», во время которого девушки приглашали парней.
08. Медленный танец на школьной дискотеке 1980-х:
05. Одежда и запреты.
09. Как обычно одевались на дискотеки? Разумеется, и парни, и девушки стремились показать себя в лучшем виде, поэтому надевалось всё самое лучшее, что было в гардеробе. Если дискотека была организована по линии ВЛКСМ, то на ней не приветствовались длинные волосы у парней, модная западная одежда и в целом «хиповый» вид. Впрочем, к началу перестройки все эти ограничения если не исчезли вовсе, то сильно ослабли.
В общем, в 1970-х собравшиеся на танцы модники выглядели примерно вот так. Здесь же есть и кадр с «дресс-кодом», объявленным некой загадочной «администрацией»)
10. Ближе к концу восьмидесятых посетители дискотек стали одеваться как-то так. Тут и модная «фарцовая» одежда (чаще всего не по размеру, так как выбора не было), и кроссовки на липучках, и химические завивки, и броский макияж. Сейчас выглядит немного смешно, но в те времена на таких девушек у парней всё аж дымилось)
11. В настоящее время дискотеки как отдельный вид отдыха практически исчезли, танцевальные вечерники стали проводиться в профессиональных музыкальных клубах, с соответствующим оборудованием и программой. «Танцовальные вечера» можно встретить в небольших провинциальных городках, и выглядит сейчас это как-то так:
А вы помните дискотеки в СССР? Ходили туда тусить)? Может, какие-то интересные истории там были?
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке.